Архитектурное путешествие

 

Прага

 

 

Вена

 

 

Корфу

 

 

ссылки:

 

Архитектурный стиль

 

Архитектурное проектирование зданий


Архитектурные бюро Москвы


Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Май 28, 2014

Архитекторы России первой половины 16 века

В конце XV века уходят последние следы монголо-татарского владычества на Руси. Начинается Новое время. Время возвышения Руси как независимого государства. «Москва - третий Рим» Так начинают в XVI веке говорить о центре Русской земли. Москва теперь преемница павшего Константинополя, наследница древних традиций. Важно было, чтобы верность традициям выражалась не только во внешней политике государства, но и в изобразительном и архитектурном искусстве.

В зодчестве важнейшим явлением стала перестройка Московского Кремля, взявшего на себя роль нового центра не только столицы, но и всей страны. Собрав лучшие творческие силы государства, Иван III пригласил и итальянских мастеров, чьи знания, умение и опыт способствовали подъему архитектуры:

  • Алевиз Новый - итальянский архитектор, завершивший строительство Архангельского собора Московского Кремля. Собор стал служить усыпальницей великих московских князей. В его архитектуре в наибольшей мере проявилось стремление к изящной расчлененности форм, их нарядности. По своему архитектурному типу это классический крестово-купольный закомарный храм. Наиболее интересен его декор в стиле итальянского дворца эпохи Возрождения. Его фасады сложной двухъярусной системой пилястр, арок и карнизов превращены в особые композиции, завершаемые закомарами с декоративными раковинами в их поле. Появление в Московском Кремле здания, столь откровенно оформленного не по-древнерусски, было очень знаменательно - русская культура, и архитектура в частности, активно воспринимала светские элементы.
  • Аристотель Фиораванти - знаменитый болонский архитектор и инженер. Под его руководством возводился Успенский собор Московского Кремля. Само сооружение должно было символизировать победу Ивана Грозного над Новгородом. Это событие стало решающим в деле объединения русских земель вокруг Москвы и централизации царской власти. Строго говоря, собор был построен еще во времена Ивана Калиты - по образцу Владимирского собора; этим самым как бы подчеркивалась преемственность Москвы, сосредотачивающей в себе всю полноту светской и церковной власти на Руси. К 70 г. XV в. здание совершенно обветшало. Новое строительство первоначально было поручено русским мастерам, но возведенные ими своды в 1474 г. рухнули. Образцом для строительства был избран Успенский собор во Владимире. Однако громадный пятиглавый закомарный храм не стал лишь копией постройки XII в. В его облике появилась невиданная прежде официальная торжественность. Если во владимирском соборе были три аспиды в алтарной части, то у Фиораванти их уже пять. Они как бы спрятаны за массивными угловыми пилястрами. Стены имеют четыре прясла и завершаются полукружиями. Барабаны всех пяти куполов расположены симметрично. Они тоже являются воплощением кругового ритма. На стенах отсутствуют украшения. Исключение составляет аркатурный пояс, разбивающий эти самые стены по горизонтали. Таким образом, здесь вы не найдете ни внешней пышности, ни нарочитой декоративности. Четкие формы Успенского собора как нельзя лучше воплотили идеи государственной силы и строгости. Введя в свою постройку наиболее существенные древнерусские формы, Фиораванти придал ей принципиально новый облик. Его план получил равномерное членение, апсиды были замаскированы выступами стен, хоры вовсе отсутствовали. Храм походил на просторный, обильно освещенный зал светского характера в духе итальянского Возрождения. Из русского архитектурного наследия в Успенском соборе остались только пять глав и аркатурно-колончатый пояс.
  • Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари - зодчие Грановитой палаты Московского Кремля. Она служила своеобразной приемной залой для государей московских. Основным строительным материалом служил кирпич. Образцом послужили дворцовые сооружения в Северной Италии. Облицовка фасада выполнена из белого камня. Окна, переделанные в конце XVII века, первоначально имели типично готическую форму двойных стрельчатых, в орнаментике фасадов и интерьеров широко использовалась белокаменная рельефная резьба. Найденные фрагменты барельфа с изображением мужской головы позволяют предположить, что первоначальный декор палаты мог включать в себя и портрет зодчего, что было обычно для готической архитектуры XV века. Интерьер палаты представляет собой зал размером около 500 квадратных метров, перекрытый системой четырех крестовых сводов, перекинутых от стен к центральному, квадратному в плане столбу.
  • Петр Фрязин, итальянский зодчий. Согласно одной из версий, именно он выстроил церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой и тем самым положил начало традиции шатрового строительства на Руси. Храм, возведенный в 1532 году, спустя два года после рождения наследника престола, это благодарственный храм, исполнение мечты Василия III. Шатер еще с ветхозаветных времен воспринимался как образ Божественной сени, защиты и милосердия, святого покрова над землею, милости Божией, нисходящей с небес на землю. Мастер постарался, чтобы сень эта не была тяжеловесной, чтобы присутствовало ощущение парении, именно вознесения к небесам. Так было передано ощущение слияния земли и небес. Внизу храма - широкое гульбище, или подклет. Оно служит земным основанием. На нем - легкий белокаменный четверик. Выше - еще более легкий, кажущийся уже почти ажурным восьмерик и, наконец, шатровое завершение - маленькая хрупкая главка, буквально тающая в небесах. Так просто, поэтически легко и вдохновенно. Никакого усилия инженерной мысли - по крайней мере, видимого. К сожалению, в первоначальном виде этот собор и его росписи до наших дней не сохранились.
  • Постник и Барма (возможно также, что имеется в виду один и тот же человек), архитекторы Покровского собора (он же - собор Василия Блаженного, он же - церковь Покрова на Рву). Он был построен в середине XVI века по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани. Это одна из самых известных российских достопримечательностей. Покровский собор в глазах иностранцев - настоящий символ России и Москвы. Храм не имеет четко выраженного фасада. Всё здание рассчитано на круговой обход. Когда ищешь вход, то смотришь вправо или влево, а он - перед тобой. Во всем здании не были применены ни гранит, ни мрамор, ни другие материалы, из которых сделаны, например, стены Кремля. Возможно, архитекторы строили совсем без чертежей, полагаясь лишь на свое мастерство да Божий промысел. При сооружении храма использовались как большие, так и маленькие кирпичи. Из них сделаны не только стены, но и декоративные элементы. Уже затем, в конце строительства, они были отесаны в тех профилях и рисунках, которые существуют и сейчас. Существует легенда об ослеплении зодчих после окончания строительства по приказу царя - чтобы нигде в мире больше не было собора красивее, чем Покровский. Летописи эту жуткую историю не подтверждают.






От: Малофеев П.Н.,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Анненгоф - Архитектура Москвы времён Екатерины II, вт.п. 18 века Архитекторы России второй половины 16 века »

Отказ от ответственности (Disclaimer)