Сталинская архитектура

 

 
Архитектура Москвы
 
 
Дизайн остановок
 

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Архитектурное путешествие

 

Прага

 

 

Вена

 

 

Корфу

 

 

ещё:

Архитектурный стиль

Архитектурное проектирование зданий







Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Июнь 9, 2014

Архитекторы России второй половины 17 века

Вторая половина XVII века характеризуется дальнейшим укреплением русской государственности. Вместе с тем, возрожденная патриархия, вынужденная делить власть с московскими государями, нередко вмешивается в государственные дела и пытается диктовать свою политику - в том числе, в области каменного строительства.

Аверкий Мокеев - «подмастерье каменных дел», зодчий Валдайского Иверского монастыря (1655-1656 гг.). Подклет, на котором находится пятиглавый собор, имеющий шесть столпов, образует своеобразную крытую паперть. Зодчий осмелился пойти против устоявшейся традиции, ибо паперть обходит вокруг всего собора, не исключая и его восточную, апсидную сторону. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что храм практически не декорирован, даже окна не имеют наличников.

Жан де Грон (Грановский - как называли его на Руси), Кирилл Серков - строители Кирилло-Белозерского монастыря (окончание основных работ - 1669 г.). Монастырь напоминал крепость - прежде всего, толщиной стен. Сохраняющаяся опасность иноземной интервенции заставляла думать об обороне. Именно по этой причине монастырские стены были повышены и тем самым укреплена их обороноспособность. Увеличилась и общая площадь монастырских территорий. В результате стены стали иметь три яруса боя, количество сторожевых башен выросло, система возможного ведения огня была тщательно продумана.

Петр Досаев - ростовский мастер, руководивший работами по возведению т.н. ростовского кремля в 1660-1680 гг. Заказчиком был местный митрополит Иона. Название «ростовский кремль» носит условный характер, поскольку речь идет, по сути, о резиденции митрополита. Значительный архитектурный комплекс возведен по ансамблевому принципу. В нем проявилась тенденция к возвеличиванию духовной власти. Тем более что после низложения патриарха Никона митрополит Иона рассматривался как наиболее вероятный его преемник. Те же величественные башни и внушительные стены, как в ряде крепостей - с тем принципиальным отличием, что «кремль» был совершенно неприспособлен для реального ведения обороны. Ворота, ведущие на север и запад, оказываются словно зажатыми между мощными башнями. Над самими же воротами возвышаются куполами пятиглавые церкви.

Иван Кузнечик - зодчий Покровского собора царской резиденции в Измайлове (1671 -1679 гг.). Мастер стремился следовать старым образцам, однако веяния времени неумолимо вторгались в ритм и характер его работы. В сохранившейся подрядной записи на ведение строительства говорится о том, что за образец был принят возведенный еще в первой половине XVI века собор Александровской слободы. Однако подлинные традиции ведут к другому знаменитому сооружению - Успенскому собору Московского Кремля. Пятиглавие плотно сгруппировано. Окна же декорированы уже в стиле архитектуры второй половины XVII века. Над крыльцами размещались висячие гирьки. Еще одной примечательной особенностью данного собора можно считать обильной использование изразцов. Ученым удалось установить, что изготавливались они в мастерской Степана Полубеса и Игната Максимова.

Л.К.Нарышкин, брат царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I, под чьим руководством строилась церковь Покрова в Филях (1690-1693 гг.) - образец т.н. «московского барокко». Это сооружение, возведенное по типу «восьмерик на четверике» с многочисленными окнами. По парапетам «бегут» белокаменные ажурные гребешки. Церковь создает впечатление ажурности и легкости. Храмы подобного рода пришли на смену шатровым и положили начало традиции аристократической усадебной архитектуры. Материалом для строительства нередко служил фигурный кирпич. Цветные изразцы располагаются как снаружи, так и внутри зданий. Общая композиция отличается четкостью и симметричностью, детали тщательно проработаны, фасады богато раскрашены. Здание подчеркнуто устремлено вверх, к небу, к Богу, к духовному, высшему началу.





От: Малофеев П.Н.,  1997 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Архитекторы России первой половины 17 века Архитекторы России первой половины 18 века »