Внимание

 

Проекты спортивных сооружений

 

Современная архитектура - проекты спортивных сооружений

 

Проекты аэропортов

 

Проекты аэропортов







Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Октябрь 1, 2016

Улица Сретенка, Москва, история, архитектура, вчера и сегодня

Сретенка – одна из самых старинных улиц Москвы. В самом ее названии есть что-то древнее, славянское. До появления парадной, сверкающей огнями и разноцветными витринами Тверской, располагающейся на пути в Петербург, Сретенка считалась главной улицей столицы. Так было вплоть до конца XVIII века.
 
Улица Сретенка, Москва, история, архитектура, вчера и сегодня


Однако особое отношение к Сретенке помогло ее сохранить почти в первозданном виде. На ней еще осталось много старинных трущоб и домов. Благодаря этому каждый прохожий попадает в своеобразный музей старинных построек Москвы на открытом воздухе. Если кому-то интересно, какой была столица в первой половине ХIХ века, тому нужно побродить по сретенским переулкам, особенно по тем, которые ответвляются от нечетной стороны улицы. Здесь все как на старинных фотографиях: во двор можно попасть только через арку, повсюду во дворе веревки с постиранным бельем, под окнами грядки и самодельные клумбы, огороженные убогими деревянными заборчиками. И там мальчишки, как в песне, гоняют по крышам голубей.

Говорят, что еще несколько десятков лет назад в этих дворах пели петухи. Но самое главное, здесь можно найти настоящих коренных москвичей. Не тех, что уже давно оплакали свои арбаты в новостройках, и не ту московскую элиту с ротвейлерами, что обитает в европейски отремонтированных шедеврах архитектуры Белого и Земляного города, а настоящих истинных москвичей, которые знают столицу такой, которая неизвестна современному человеку.
 

Расположение

 Сретенка идёт с юго-запада на северо-восток; проходит от площади Сретенские Ворота до площадей Большой и Малой Сухаревской. Служит частью северо-восточного транспортного луча, началом которого является Большая Лубянка, а продолжением за Садовым кольцом — Проспект Мира и Ярославское шоссе.
 

Происхождение названия

 Улица получила название в XVII веке по Сретенскому монастырю, который находился на этой улице (ныне эта часть Сретенки называется Большая Лубянка). Монастырь же получил своё название в честь избавления Москвы от завоевания войсками Тамерлана в 1395 году. Ожидая нашествие, великий князь Василий Дмитриевич распорядился перенести в Москву из Владимира чудотворную икону Божией Матери. 26 августа (8 сентября) 1395 года москвичи вышли сретать (встречать) икону. На месте встречи иконы в 1397 году был заложен монастырь, названный Сретенским. Старые названия улицы — Устретенская (начало XVI века) и Стретинская улица[1].
 
 
Улица Сретенка, Москва, история, архитектура, вчера и сегодня
 
 
 
Сретенка в 1931 году. Впереди по центру — Сухарева башня
 

История

Сретенка сложилась на пути из Москвы в Троице-Сергиев монастырь и носила название Большой Владимирской дороги. В 1395 году была переименована в Сретенку[2]. По улице каждый день проходили православные, совершая паломничество. Православная традиция требовала пройти весь путь (68 вёрст) пешком.

В XVI веке здесь располагались дворы торговцев и ремесленников Сретенской сотни (посадская слобода, сложившаяся на месте монастырской Сретенской слободы). В начале XVI века, когда улица называлась Устретенской, за Сретенскими воротами возникла Новая Сретенская слобода, в которой жили ветошники, плотники, кафтанники, скорняки, сусальники, дегтяри и другие ремесленники; во второй половине XVII века Новая слобода стала называться Панкратьевской «черной» слободой. В 1653 году слобода насчитывала 168 дворов[1].

Сретенка была главной московской улицей до XVIII века, когда уступила первенство Тверской улице, которая стала частью пути в Санкт-Петербург.

С XVIII века район Сретенки с прилегающими переулками формировался преимущественно как торгово-ремесленный, купеческий район. В течение всего XVIII века он был единственным московским районом, сохранявшим прежний состав населения. В силу этого сохранился и характер планировки района, застроенного, в основном, небольшими дворами с деревянными постройками. Из общей застройки выделялась расположенная недалеко от церкви Троицы в Листах шёлковая фабрика П. В. Колосова с каменными зданиями. К концу XVIII века проезды между дворами были официально утверждены и дошли до нашего времени[3]. В названиях сретенских переулков сохранилась память о проживавших здесь ремесленниках: Печатников, Колокольников, Пушкарев, Мясной, Просвирнин переулки. На Сретенке никогда не было ни одной дворянской усадьбы, ни одного богатого магазина, зато было множество мелких магазинчиков и лавок. В силу большой доходности земли вдоль оживленной улицы застройка была настолько плотной, что на всём протяжении Сретенки на ней нет ни одних ворот. Так как въезжать во дворы всё равно было нужно, въезды устраивали исключительно из примыкающих переулков. А чтобы въезды имелись в каждый двор, переулки должны были располагаться не реже, чем через два владения. Отсюда возникла большая плотность сретенских переулков: в первой половине XVIII века между Сретенкой и Мясницкой улицей было 19 переулков, между Сретенкой и рекой Неглинной 18[4]. Постепенно количество переулков уменьшалось и к настоящему времени на улицу выходит девять переулков справа, по ходу движения к Садовому кольцу, и семь переулков слева. В самом конце Сретенки, у Сухаревой башни, расположился Сухаревский рынок. В отличие от других центральных радиальных улиц, Сретенка носила замкнутый характер: её перспективу замыкала Сухарева башня, торговые лавки стояли даже поперёк Садовой улицы. В первой половине XIX века на улице были установлены фонари на простых деревянных столбах[5].

Московский путеводитель 1884 года сообщал о Сретенке и прилегающих переулках: «Это вечно грязный, хотя вовсе не бедный, постоянно копошащийся уголок Москвы. Торговля здесь преимущественно мебелью и предметами первой необходимости.<…> Гостиниц и меблированных комнат здесь чрезвычайно мало, но зато великое обилие всяких трактиров и кабаков средней и низшей пробы…»[1].

Ещё до революции южную часть Сретенки от центра до Бульварного кольца стали называть Большой Лубянкой.
 
 
В переулках Сретенки живут неизвестные невеликие простые люди, которые сталкиваются все с теми же проблемами, что и герои советских фильмов: комнаты маленькие, в некоторых домах протекает крыша, благодаря разбитым стеклам в подъездах гуляют постоянные сквозняки, в маленькие окошки едва пробивается свет… Однако жители Сретенки гордятся своим местом жительства, они довольны тем, что живут в старинном районе, в котором провели всю свою жизнь, с которым у них связаны самые приятные и плохие воспоминания. Поговорив с жителями Сретенки, можно услышать интересные истории о каком-либо купце — их бывшем соседе, или о том, что вот тут, неподалеку, в Большом Головине переулке, в студенческие годы жил Чехов. Именно тогда он сказал: «Я навсегда москвич».

Жителям Сретенки приходится привыкать и к тому, что постепенно их родная улица становиться современной. Старины на ней год от года становится все меньше и меньше. Здесь сносятся ветхие здания, на месте которых возводят стильные сооружения, выделяющиеся своими витринами и неоновыми подсветками в ночное время. Скоро Сретенка будет совсем такой как и все улицы Москвы – модной, бездушной и неприступной, останутся лишь добрые воспоминания и многочисленные старинные фотографии.
 

Примечательные здания и сооружения


По нечётной стороне

    № 1/4, стр. 1А — Доходный дом (в основе — гостиница) (1797; 1816, архитектор В. П. Стасов; 1892—1898, архитектор П. А. Ушаков)[6]
    № 1/4, стр. 1Б — Доходный дом (1834; 1874; 1892—1898, архитектор П. А. Ушаков)[6]
    № 3/27 — Церковь Успения Богородицы в Печатниках (1695) с колокольней, сооруженной в 1902 году. Трапезная построена в 1899 году архитектором М. А. Аладьиным; ограда — в 1905 году по проекту архитектора П. Т. Шагина. Интерьер церкви отделан в 1902 году архитектором В. В. Иорданом. Объект культурного наследия федерального значения[6].
    № 9 — В начале XX века в доме располагались «Большие Московские» меблированные комнаты. Со стороны Колокольникова переулка в доме работала Типография Филатова[7]. В 1920-х годах в доме работал ресторан «Ливорно», интерьеры которого оформил архитектор Н. А. Эйхенвальд[8].
    № 11, стр. 1 — Жилой дом купцов Сушенковых с лавками (1817, XIX в.)[6]. В доме жил художник и сценограф Александр Головин[9]. После октябрьской революции часть дома занимал райком ВКПб. В июле 1941 года здесь была сформирована 13-я дивизия народного ополчения[10]
    На месте пустыря между Большим Сергиевским и Пушкарёвым переулками стоял дом XVIII века, после революции ставший домом-коммуной работников Наркомфина[10]
    № 17/27а/28 — Городская купеческая усадьба (Кирьяковых) (конец XVIII — 1-я половина XIX века), объект культурного наследия регионального значения[6]. В начале 1860-х годов в доме жил композитор Н. Г. Рубинштейн; в здании проходили занятия музыкальных классов, послуживших основой Московской консерватории. В доме также жил скульптор С. М. Волнухин — автор памятника первопечатнику Ивану Фёдорову[6]. В настоящее время здание занимает Мещанское отделение Сбербанка России[11].
    № 19 /27— На этом месте вплоть до 31 декабря 1997 года находилось здание, в котором был открыт один из самых старых (с 1914 года) кинотеатров Москвы — «Уран». В конце 1941 года в нём проходил премьерный показ документального фильма «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Кинотеатр просуществовал в этом доме до конца 1960-х, потом здесь была открыта мастерская ритуальных услуг ЦК КПСС, где вырубали надгробия из гранита. В ходе масштабной реконструкции Сретенки кинотеатр, переданный Театру-школе драматического искусства Анатолия Васильева, был снесен по постановлению Правительства Москвы в 1997 году, хотя и считался «вновь выявленным» памятником истории и культуры, снос которого запрещается законом. Здание театра «Школа драматического искусства» построено по проекту Анатолия Васильева, Игоря Попова (Школа драматического искусства) и архитекторов Моспроект-2 Бориса Тхора и Сергея Гусарева в 2001 году[12].
    № 23 — в 1920-х годах в этом здании работала драматическая студия под руководством режиссёра Ю. А. Завадского, актёрами которой были В. П. Марецкая, Р. Я. Плятт, Н. Д. Мордвинов, П. В. Массальский и другие.
    № 25/23, стр. 1, 2 — Городская усадьба с жилым флигелем
    № 27/29, стр. 3 — Храм Троицы Живоначальной в Листах, построенный в 1650—1661 годах и завершающий в настоящее время левую сторону улицы. Объект культурного наследия федерального значения[6].
    До 1934 перспективу Сретенки замыкала Сухарева башня. В конце нечётной стороны улицы — площадка, образовавшаяся на месте снесённых в 1969 году домов, со входом на станцию метро «Сухаревская»[13].
    Слева от Сретенки, неподалёку от Сухаревой башни, в 1924—1930 годах располагался Ново-Сухаревский рынок, спроектированный знаменитым архитектором-авангардистом Константином Мельниковым.

По чётной стороне
 
Конторское здание, бывшее Художественное училище памяти 1905 года (№ 6/2)

    № 4/1 — Жилой дом (XIX в.)[6]. Дом был известен своим кинотеатром, открытым в 1913 году. Сначала он назывался «Гранд-Электро», потом «Фантомас», «Искра» и, наконец, «Хроника»[13].
    № 6/2 — Конторское здание (1911, архитектор В. В. Шервуд). В 1925—1979 в этом доме размещалось Художественное училище памяти 1905 года, в котором преподавали В. Н. Бакшеев, Н. П. Крымов и другие художники[13]. С 2001 года в здании располагается Музей истории московской милиции. Музей закрыт для свободного посещения, работает по предварительным коллективным заявкам[14].
    № 8 — Шестиэтажное здание построено в 1917 году. После октябрьской революции в доме разместился Главполитпросвет, которым руководила Н. К. Крупская[13][15]. В 1920-х годах в доме работал музей по народному просвещению[16]. В 1930-х годах в здании размещалось Главное геологическое управление Наркомтяжпрома СССР, которым руководил И. М. Губкин[17]. В здании на протяжении длительного времени размещался крупнейший в СССР библиотечный коллектор[13].
    № 10 — Доходный дом (надстроен в 1902 году по проекту архитектора К. А. Михайлова). В 1920-х годах в доме работала редакция газеты «Безбожник»[18]; в 1930-х годах в доме размещался Союз воинствующих безбожников, который возглавлял Е. М. Ярославский[19].
    № 12 — пятиэтажное здание 1860 года постройки.
    № 20 — Школьное здание (1999). Ранее на этом месте находилось школьное здание, построенное в 1937 году по проекту архитектора А. М. Горбачёва на месте Церкви Спаса в Пушкарях (снесена в 1935 году)[13]. В настоящее время здание занимает ГБОУ СОШ «Пушкинский лицей N 1500»[20].
    № 24/2, стр. 1 (часть по Сретенке) — Жилой дом с магазином (XIX — нач. XX в.)[6].
    № 24/2, стр. 1 (часть по переулку) — Доходный дом (1875, архитектор А. И. Гнездарев)[6].
    № 26/1 — Дом Санкт-Петербургского общества страхования с кинотеатром «Одеон» (1912—1914, гражданский инженер А. Г. Измиров, совместно Виктором и Александром Весниными)[6]. В доме работала студия Малого театра под руководством В. Н. Пашенной и Н. А. Смирновой, затем Ф. Н. Каверина[21].
    № 28 — с 2001 года в здании на углу Сретенки и Даева переулка расположен Московский городской университет управления Правительства Москвы (МГУУ Правительства Москвы) — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования[22].
    Ранее правую сторону улицы замыкал универмаг «Щербаковский». Здание было разобрано после того как в 1957 году в день открытия фестиваля молодёжи и студентов рухнула его крыша, не выдержав вес облепивших её зевак[23].
 
 
Ссылки:
 
1 Вострышев М.И., 2010.
2 Кучково поле // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
3 Памятники архитектуры Москвы, 1990, с. 208.
4 Сытин П. В. История планировки и застройки Москвы. Материалы и исследования (1147—1762) / Салов Ф. И. — М.: Музей истории и реконструкции Москвы, 1950. — Т. 1. — С. 32.
5 Памятники архитектуры Москвы, 1990, с. 206.
Городской реестр недвижимого культурного наследия города Москвы. Официальный сайт Комитета по культурному наследию города Москвы. Проверено 20 марта 2013. Архивировано из первоисточника 21 марта 2013.
6 Полнейший путеводитель по Москве и её окрестностям. — М.: Издание Н. П. Дубова и Н. А. Помномарёва, 1909. — С. 5.
7 Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — Издание 3-е. — М.: Жираф, 2005. — С. 500. — 2 500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
8 Головин Александр Яковлевич. Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 22 марта 2015.
Федосюк, 2009, с. 195.
9 Отделение сбербанка Мещанское отделение №7811. Сбербанк Москва. Проверено 26 августа 2013. Архивировано из первоисточника 14 сентября 2013.
10 История театра. Школа драматического искусства. Проверено 26 августа 2013. Архивировано из первоисточника 14 сентября 2013.
Федосюк, 2009, с. 196.
11 Дымарский В. Музей истории московской милиции. Эхо Москвы (2 октября 2009). Проверено 11 ноября 2013.
12 Колодный, 2004, с. 393.
13 Москва в планах. Справочник-путеводитель. — М.: Мосрекламсправиздат, 1929. — С. 80. — 280 с. — 8000 экз.
14 Вся Москва. Адресно-справочная книга. — М.: Московский рабочий, 1936. — С. 10.
15 Москва в планах. Справочник-путеводитель. — М.: Мосрекламсправиздат, 1929. — С. 87. — 280 с. — 8000 экз.
16 Вся Москва. Адресно-справочная книга. — М.: Московский рабочий, 1936. — С. 94.
 
 
Использованные источники:
 
sret.ru
pastvu.com
ru.wikipedia.org
 
 




От: Nikitin,  4122 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Последний переулок, Москва Улица Моховая, г. Москва, архитектура, история »