Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 



Архитектурные бюро Москвы



Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Сентябрь 7, 2017

Период раннего и зрелого рококо во Франции

Оппенорт обратил на себя всеобщее внимание своим ранним произведением, а именно дарохранительницей в церкви Сен Жермен в Париже. Он использовал здесь мотивы, данные Бернини в соборе Петра, но обогатил возвышающиеся над карнизом венчающие волюты пальмовыми ветвями, которые несут на себе земной шар с реющими вокруг него ангелами, и таким образом создал мотив, нашедший себе в дальнейшем бесчисленные подражания при сооружении алтарей.

В 1719 г. ему было поручено продолжить постройку церкви с. Сюльпис, сооружение которой с 1675 г. приостановилось. Здесь он работал главным образом над внутренней отделкой. Самым крупным произведением Оппенорта было порученное ему регентом внутреннее оформление своего излюбленного местопребывания — Палэ Ройяль. Пышные покои, в которых регент устраивал свои, пользовавшиеся дурной славой ночные празднества, были уничтожены во время революции 1871 г. Выпущенные самим Оппенортом гравюры с изображением этих помещений дают нам и сейчас еще представление об их былом великолепии. Исключительно многостороннюю деятельность развернул Роберт де Котт (см. стр. 148), преемник Ардуэна Мансара в должности первого королевского архитектора (с 1708 г.). Самой ран­ней из его крупных частных построек является благородно оформленный Отель де Ришелье (1704). За ним последовал среди других Отель де Конти (1717), неоднократно видоизмененный в последствии. Напротив, галлерея Отеля де ла Врилльер (1713— 1719), ныне Французский банк, хорошо сохранилась до настоящего времени. Она дает нам прекрасный образец характерной для того времени манеры убранства. Стены, включая венчающий карниз, обшиты деревом и расчленены пилястрами с позолоченными коринфскими капителями. Между пилястрами помещены картины, обрамленные позолоченными рамками, линии которых сверху и снизу имеют витой характер. Стенные углы закруглены и отделаны в виде ниш, в которых стоят на великолепных цоколях статуи. Все помещение, очень вытянутое в длину, стягивается цилиндрическим сводом. Поперечные гурты, украшенные кассетами, делят свод на главные поля; их пяты маскируются раскрашенными рельефами и статуями. Преобладающими цветами, если не считать картин на стенных полях и на своде, являются белый и золотой.

Из других мастеров этого периода следует еще упомянуть Лассюранса - старшего (см. стр. 149), которого очень ценили в дворянских кругах, и который построил ряд больших особняков, а также Леблона, получившего известность главным образом своими теоретическими трудами, но работавшего также и в качестве архитектора - практика.

ПЕРИОД ЗРЕЛОГО РОКОКО

Из произведений Роберта де Котта к этой эпохе принадлежит несколько комнат в Версальском дворце, примыкающих к спальне Людовика XIV, в частности Зал совета (Salon du conseil), часть одной из стен которого представлена на рис. 120. Подобным же образом отделаны спальня Людовика XV и следующие за ней две комнаты, а также блестящий кабинет Людовика XVI, получивший среди этого ряда комнат самую тонкую, богатую отделку и предста­вляющий собой последнее, значительное произведение де Котта. Котт был выдающимся архитектором, создавшим ряд крупных произведений не только в Париже, но и в других городах Франции (Верден, возле Меца, Бордо); его неоднократно приглашали и за пределы Франции в качестве строителя или эксперта. В Страсбурге им построена в 1728 — 1741 гг. великолепная епископская резиденция; постройка эта состоит иг трех крыльев и имеет форму? с галерееподобной оградой двора, идущей изящным закруглением внутрь и чрезвычайно тонко расчлененной (рис. 140). В настоящее время в этом внушительном здании находится университет.
 
Период раннего и зрелого рококо во Франции


Рис. 140. Ворота бывшей епископской резиденции в Страсбурге.

В том же стиле, какого придерживался Котт в последние годы своей жизни, отделан мастерами Франсуа Буше и Ванлоо зал совета во дворце Фонтенбло. Скромное убранство, изящная отделка деталей и тонкая трактовка цветов делают этот зал одним из лучших залов того времени.

Мейссонье вызвал к себе огромный интерес своим первым крупным произведением в области зодчества, а именно проектом главного фасада церкви с. Сюльпис (1732). По пристрастию к кривым, так же как и по прелести новизны в отношении декоративного оформления, произведение это превосходит творения самого Борро­мини, но на место грубой мощи итальянской архитектуры здесь выступает грациозное кокетство, проявляющееся в преувеличенно утонченной отделке частей и играющей легкости украшений. Практически проект этот, рассмотрением которого мы еще займемся, осуществлен не был. Выдающимся произведением Мейссонье как архитектора практика является дом Бретхауз в Париже, замечательный в отношении использования совершенно неправильных, имеющих форму трапеции строительных плоскостей, искусного разделения пространства и столь же уютного, как и блестящего внутреннего убранства.

Боффран (см. стр. 151) находился на службе не столько у королевского двора, сколько у дворянства и иностранных князей. Из его парижских построек заслуживает внимание, прежде всего, Отель де Монморенси. Строения расположены вокруг овального двора. Лежащее по оси двухэтажное главное здание снабжено пилястрами большого коринфского ордера; смежные одноэтажные крылья расчленены тосканскими пилястрами и сводчатыми аркадами. Применение этих крупных архитектурных средств для фасада здания, во внутренней архитектуре которого подавлена почти всякая конструктивная идея, свидетельствует о перемене в художественном восприятии, выразившейся уже в творениях Боффрана. Правда, сюда присоединилось также сильное влияние архитектурной академии. Главным произведением Боффрана является внутреннее оформление перестроенных Де ламэром (ум. в 1745 г.) и соединенных вместе отелей де Субизи де Роан (теперь Национальный архив) в Париже (рис. 121, 123 и 124). Это оформление, в частности утопающий в роскоши, но в то же время отделанный с самым тонким чувством формы овальный зал нижнего этажа, дает нам блестящий образец французского рококо в его совершенной зрелости. Среди церковных построек Боффрана самое важное место занимает собор в Нанси; он представляет собой купольную церковь в форме латинского креста, к которому примыкают три коротких полукруглых апсиды. Простое и благородное архитектурное оформление выдержано в строгом рисунке, который, однако, обнаруживает известное приближение к итальянскому барокко того времени.

Из современников крупных парижских мастеров заслуживают еще упоминания Жак Габриэль (ум. в 1742 г.), построивший много частных домов в Париже, Нанте и Реймсе, а также работавший над сооружением мостов; далее — Шарль Этьен Бризо (ум. в 1754 г.), получивший известность не столько своей практической зодческой деятельностью, сколько тремя большими работами об архитектуре (1728, 1743 и 1752), в которых он рассматривает изменения стиля от регентства до неоклассицизма; наконец, лотарингец Эммануил Эре де Корни (ум. в 1762 г.), строитель грандиозной площади Станислава в Нанси. Эта площадь образует прямоугольник в 125 X 105 кв. метров. Всю южную сторону занимает бывший герцогский дворец, теперь ратуша; остальные стороны ограничиваются архиепископским дворцом и небольшими особняками. Каждая улица, выходящая на площадь, замыкается высокими железными воротами, выполненными с непревзойденным мастерством художником – слесарем Жаном Ламуром (рис. 141). В своей творческой манере, последний, следовал все цело за Боффраном.
 
Период раннего и зрелого рококо во Франции

 
Рис. 141 Площадь Станислава в Нанси.

Господство стиля рококо длилось относительно недолго. Резкое противоречие между теорией французских мастеров и их архитектурной практикой приходило уже в середине XVIII века к своему разрешению и вызвало полный переворот в художественных идеалах. Об этом перевороте мы будем говорить ниже.


История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г., 2 часть.
 
 




От: no,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Период развитого барокко Архитектура барокко и рококо в Нидерландах »

Отказ от ответственности (Disclaimer)