Опубликовано: Сентябрь 28, 2017
Русская архитектура середины XVIII века
К середине XVIII века русская архитектура во многом меняет свою направленность. С одной стороны, огромное значение играет наследие Петровской эпохи. В руках Елизаветы сильное процветающее государство. Скромность и сдержанность форм города-труженика Петербурга времен Петра уже не устраивает высшее общество и императрицу. Им необходимы размах строительства и пышность отделки. Возникают новые дворцы и дворцово-парковые ансамбли, отличающиеся богатством убранства и декоративностью форм, представительностью и роскошью, которых Россия еще не знала. Перестраивается Петергоф и строятся дворец в Царском Селе, Смольный монастырь и Зимний дворец в Петербурге. В Троице-Сергиевой лавре возводится замечательная колокольня.
С другой стороны, тесные связи с Западом приносят совершенно новую стилистику барокко в русскую архитектуру, которая расцветает благодаря ее национальной трактовке. Академию художеств в Петербурге оканчивают многие отечественные архитекторы. В Москве вокруг Д. В. Ухтомского также складывается своя архитектурная школа, выпускниками которой становятся В. И. Баженов и М. Ф. Казаков.
Летний дворец Елизаветы Петровны. М. И. Махаев (1756 г.).
Наиболее выдающимся архитектором этого периода был Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (1700-1776). Растрелли глубоко впитал особенности русской культуры и русского зодчества и после строительства ряда объектов за пределами Петербурга начал руководить большим коллективом проектировщиков, строителей и декораторов в новой столице. Растрелли строит Летний (деревянный) дворец Елизаветы Петровны (не сохранился) при слиянии рек Фонтанки и Мойки, создает проект Андреевской церкви в Киеве, строит дворцы придворным Елизаветы М. И. Воронцову и С. Г. Строганову. Значимой работой замечательного архитектора становится перестройка дворца в Петергофе. Дворец по проекту Растрелли был увеличен по высоте и получил за счет фланговых корпусов трехчастную композицию. Центральная трехэтажная часть соединялась с двухэтажными боковыми посредством одноэтажных галерей. Западный корпус "Под гербом" увенчан флюгером с трехглавым орлом. Таким образом, при любом повороте флюгера всегда виден двуглавый орел - символ императорской власти. Великолепный декор отличает архитектуру Растрелли, , который следует приемам распространившегося в Европе барокко. Лучшими постройками Растрелли стали Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец в Петербурге и Смольный монастырь. Зодчество Растрелли стало наиболее яркой страницей в архитектуре середины XVIII века и многих архитекторов натолкнуло на путь поиска новых художественных форм в стиле барокко.
В архитектуре Москвы также появилось много нового. Архитектурные школы обретали вес и быстро разворачивали поле деятельности. Наиболее яркой фигурой среди московских зодчих стал Д. В. Ухтомский (1719-1775). К началу 50-х гг. Ухтомский ведал всеми архитектурно-строительными работами в Москве. Первым наиболее интересным произведением зодчего стала колокольня Троице-Сергиевой лавры. В архитектурном решении пятиярусной колокольни Ухтомский проявил себя как яркий самобытный талант и прекрасный знаток традиций русской архитектуры и новых направлений в ней. Одновременно с работой практика Ухтомский вел и педагогическую деятельность. Из стен его архитектурной школы вышли В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. Ф. Я. Алексеев Троице-Сергиева Лавра. Вид на Успенский собор, колокольню и Трапезную палату
В провинцию также постепенно проникал дух перемен. Но в основном строительство велось на основе сложившейся исторической застройки. Вокруг больших городов начали возникать крупные дворцы-усадьбы. Среди небольшого числа этих загородных комплексов выделяется усадьба Шереметевых в Кусково, построенная на основе новых подходов к жилищному и дворцовому строительству. Здания усадьбы Кусково: 1.
2.
3.
От: Виктор Тополев,  
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|