Архитектурное путешествие

 

Прага

 

 

Вена

 

 

Корфу

 

 

ссылки:

 

Архитектурный стиль

 

Архитектурное проектирование зданий



Архитектурные бюро Москвы



Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Октябрь 26, 2013

Архитектурный стиль барокко - особенности, архитекторы

Термин «Барокко» происходит от итальянского слова - «причудливый», «искаженный», «неординарный», «склонный к излишествам», «дурной», «испорченный», дословно – «порочная жемчужина». Этим словом можно характеризовать культуру в Европе XVII –XVIII веков.

Первоначально этот стиль появился в Италии в таких городах как Рим, Венеция, Флоренция.

В ту эпоху, когда Италия потеряла свое былое политическое и экономическое могущество она стала первичным звеном в расцвете Эпохи Возрождения. Однако, Италия не потеряла своей значимости в области культуры и, по-прежнему, оставалась культурным центром Европы, а также католическим центром во главе с Римом богатого своими традициями.

Архитектура барокко ( архитектурный стиль)

Для того чтобы показать свою былую мощь и приспособиться к новым условиям, Италия должна была показать всей Европе, что она остается богатой в культурном и просветительном плане. Однако, денег на постройку Великих сооружений, палаццо не было и пришлось обратиться к искусству, чтобы сохранить иллюзию богатства.
Так возникает новое направление в архитектуре – известное как Барокко.

Вообще говоря, о барокко нужно отметить что это, прежде всего – основное направление в стилистике в Европейском искусстве, в периоде расцвета барокко с конца XVI века по середину XVIII века было связано с дворянской культурой времени расцвета борьбы за национальное единство. В то время на территории Италии появилось множество иностранцев, в основном – европейцев, которые довольно свободно там себя чувствовали, продолжали там хозяйничать весь это период времени. Испанцы и Французы диктуют свою политику истощенной, в то время Италии.

В Барокко отразился ряд передовых идей того времени, несмотря на то, что оно и должно было славить представителей богатой знати и духовенства. Архитектура стиля барокко (главные представители в Италии – Л, Берини и ф. Борромини) отличается пышностью; в планах постройки и формах господствуют криволинейные конструкции и очертания. Наиболее характерные положительные тенденции барокко выразились созданием грандиозных ансамблей.

Происхождение слова барокко неоднозначно и вызывает много споров, так например, - «жемчужина неправильной формы», то есть которая не имеет оси вращения – происходит от Португальского «baroco», в Итальянском – же языке – это метафора, связанная с азиатской формой логики, как и силлогизмы, это слово содержит в себе понимание неоднозначности.

Архитектура барокко ( архитектурный стиль)

Многозначность понимания этого слова, приводит к тому, что с середины XVIII века, его начинают использовать в значении критики в искусстве, это слово получило негативный смысл. Эрнст Гомбрих писал: слово «барокко», как «причудливый», «искаженный», «неординарный», «склонный к излишествам», «дурной», «испорченный», возникло как насмешка над стилем XVII века.

В то время считалось недопустимым смешение традиционных, устоявшихся стилей и форм в архитектуре, поэтому термин «барокко» приобрел такой негативный смысл, которым часто клеймили что-либо отличающееся от привычных норм классики. Такой стиль считался полнейшей безвкусицей. И только с середины XIX века произошли позитивные перемены к стилю барокко и то, только благодаря новым веяниям из Европы, таким как импрессионизм и символизм, которым стиль «барокко» являлся, как бы, -культурным подтекстом. После этого, происхождение слова «барокко» стали приписывать европейскому происхождению от латинского слова «bis-roca» - закрученный камень, или от латинского «verruca» - драгоценный камень с дефектом.
Одно в чем сходились все возможные переводы – это «слишком», «чересчур», «элитность» и «деформированность», «чрезмерную эмоциональность» и, как следствие, уже в большинстве случаев не воспринимались как негативность.

Барокко свойственно смешение совершенно разных по происхождению стилей, что вызывает контрастность, неподражаемую вычурность и пышность, иллюзорно – реалистичные ансамбли и жанры барокко, тем не менее, имеют тенденцию к образованию своего собственного стиля.
Эпоха барокко повлекла за собой изменение мировоззренческих представлений людей того времени. Изменился быт и времяпровождение тогдашней знати, так, например, вместо паломничеств или рыцарских боев стало модным катание на каруселях или вечерний променад, балы - маскарады, фейерверки, карточные игры.

Произошли изменения и в других видах искусства, так музыка из духовной превратилась в приятную, живую, мелодичную, вместо икон и изображений духовенства, в интерьерах появились цветные пейзажи. Так и в архитектуре барокко появилась легкость, взамен тяжелым формам, прямым углам, монолитности, грандиозности, являющимися особенностью стиля того го времени. Говоря о мировоззрении, в общем, нужно обязательно подчеркнуть совместное влияния стилей и в архитектуре Барокко.

Основными характеристиками, отличающими принадлежность к стилю барокко, являются причудливо выпуклые и вогнутые линии, прямоугольные линии, овалы, простор, множество лепных украшений, барельефных изображений, симметричность, золоченые поверхности. Сводчатые формы множество разнообразных куполов, вертикальные колонны. Обрамление массивными лестничными каскадами, полукруглыми арочными проемами. Множество наличников причудливо украшенных самым большим разнообразием видов. Основные цветовые характеристики – пастельные тона, золочение, желтые, розовые, белые, все оттенки светлых и ярких тонов.

Свой отпечаток барокко наложил и других сферах жизни, таки, например, как армия. Первоначально была применена единая форма, построение по ранжиру, правильному, геометрическому построению на плацу. Аллеи парки были разбиты на правильные геометрические фигуры кусты и деревья подстрижены в виде правильных геометрических фигур. Все это говорит за то что барокко проникло буквально во все сферы жизни и поэтому получило мощное движение, мощное развитие. Развиваясь в разных аспектах жизни того периода в архитектуре, нельзя не говорить о многосторонности проникновения Барокко, так как это, в свою очередь, подталкивало дальнейшее продвижение барокко именно в архитектуре.

Нельзя не вспомнить известного итальянского представителя искусства Барокко – Карло Мадерна, создал фасад церкви Санта Сусанна в Риме (1603год). А также архитектора Берини оформившего собор Св. Петра в Риме и являющегося автором многих интерьеров и других строений и таких архитекторов как Карло Фонтана, Карло Райнальди, Гварино Гварини, Бальдассаре Лонгена, Луиджи Ванвителли, Пьетро да Кортона.

Когда в Италии на острове Сицилия в 1693 году произошло крупное землетрясение, которое более чем на половину разрушило все строения на острове и все пришлось заново отстраивать, возник новый вид Барокко – так называемый, сицилийский Барокко и занимает совершенно обособленное положение, свое отдельное место в общем стиле и направлении Барокко.

В известной церкви Санта-Мария-делла-Витториа (середина XVII века) находится капелла Коранаро, которая ослепляет своим великолепием и являет собой квинтэссенцию стиля Барокко.

После триумфального распространения в Италии, стиль барокко в дальнейшем получает распространение в таких странах как Испания, Нидерланды, Россия, Франция, Речь Посполита, Бельгия (в то время Фландрия), Германия, а также в Латинской Америке, получившее название чурригереско, а далее стиль получает название «ультрабарокко», после слияния итальянского барокко с местным латиноамериканским стилем.

Конечно, и Франция не обошлась без стиля Барокко, хотя только во Франции он представлен наиболее сдержано и скромно, даже считалось, что здесь он вообще развития не получил и его принято было считать памятниками классицизма или, так называемый, «барочный классицизм», как нечто общее с французским и английским классицизмом. Сейчас Версальский дворец, здание Французской Академии расположенное Париже, Люксембургский дворец, а также другие произведения также причисляют к «барочному классицизму», что действительно имеет место быть. Версальский парк также является классическим примером регулярного стиля барокко в садово-парковом искусстве.

Потсдам, Новый Дворец Архитектура барокко ( архитектурный стиль)

Германия, Потсдам, Potsdam, Neues Palais, парк Сан Суси, фото: © www.mosarchinform.ru

 

В Германии - дворец в Сан-Суси, который создавался авторы И. Г. Бюрингом и Х. Л. Мантером, а также летний замок, аналогичного места положения, автор которого Г. В. Фон Кнобельсдорф.

Великолепные, получившие всемирную известность дворцы: Петергоф (Россия), Шёнбрунн (Австрия), Цвингер (Германия), Версаль (Франция), Аранхуэс (Испания).

В Литве, тогда еще – княжестве, получили известность стили «виленское барокко», (Костёл Вознесения Господня), «сарматское барокко» и Софийский собор, и прочие.

Говоря о развитии барокко в архитектуре нужно отметить дальнейшее распространение и развитие разновидности «барокко — рококо», главное его особенность, что он проявляется не в наружных стилях оформления, а в интерьерах, также в оформлении мебели, одежды, книг, живописи.

Получил большое распространение в России и повсюду в Европе. В России в XVII веке появляется т. н., «голицынское барокко» и «нарышкинское барокко» в честь графских фамилий. В Санкт-Петербурге «петровское барокко» автора Трезини, при С. И. Чевакинского и Б. Растрелли. В России барокко является особой областью (термин Барокко относительно применения к русскому искусству имеет место только с начала XVIII века до 60-х годов XVII века) Идеи славы Русского государства в основном определили прогрессивный национальный характер Русского барокко. Архитектура больших градостроительных работ, величественные уникальные здания, выполненные Д. Трезини, И. К. Коробовым, С. И. Чевакинским, В. В. Растрелли.

 

по теме:




Архитектура барокко и рококо в Нидерландах
Архитектура барокко и роккоко в Германии, Австрии и Швейцарии
Период развитого барокко
Важнейшие памятники периода раннего барокко
Архитектура барокко и рококо во Франции
Важнейшие памятники итальянского барокко
Архитектура барокко и рококо в Италии
Архитектура барокко и рококо
Декораторы Roland Le Bevillon, Maurice Savinel. Ресторан «Барокко» в Париже, дизайн интерьера
Нарышкинское барокко (архитектурный стиль)

 





От: Мамедова Л.,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Сталинская архитектура - основные стили и периоды (сталинский ампир и неоренессанс) Нарышкинское барокко (архитектурный стиль) »

Отказ от ответственности (Disclaimer)