Архитектурное путешествие

 

Прага

 

 

Вена

 

 

Корфу

 

 

ещё:

Архитектурный стиль

Архитектурное проектирование зданий








Опубликовано: Октябрь 26, 2013

Архитектурный стиль барокко - особенности, архитекторы

Термин «Барокко» происходит от итальянского слова - «причудливый» , «искаженный», «неординарный», «склонный к излишествам», «дурной»,  «испорченный»,  дословно – «порочная жемчужина».  Этим словом можно характеризовать культуру в Европе XVII –XVIII веков.

Первоначально этот стиль появился в Италии в таких городах как Рим, Венеция, Флоренция.

    В ту эпоху, когда Италия потеряла свое былое политическое и экономическое  могущество она стала первичным звеном в расцвете Эпохи Возрождения. Однако, Италия не потеряла своей значимости в области культуры и, по-прежнему, оставалась культурным центром Европы, а также католическим центром во главе с Римом богатого своими традициями.

Архитектура барокко ( архитектурный стиль)

 

    Для того чтобы показать свою былую мощь и приспособиться к новым условиям, Италия должна была показать всей Европе, что она остается богатой в культурном  и просветительном плане. Однако, денег на постройку Великих сооружений, палаццо не было и пришлось обратиться к искусству, чтобы сохранить иллюзию богатства.
Так возникает новое направление в архитектуре – известное как Барокко.

Вообще говоря, о барокко нужно отметить что это, прежде всего  – основное направление в стилистике в Европейском искусстве, в периоде расцвета барокко с  конца XVI века по середину XVIII  века было связано с дворянской культурой времени расцвета борьбы за национальное единство. В то время на территории Италии появилось множество иностранцев, в основном – европейцев, которые довольно свободно там себя чувствовали, продолжали там хозяйничать весь это период времени. Испанцы и Французы диктуют свою политику истощенной, в то время Италии.

     В Барокко отразился ряд передовых идей того времени, несмотря на то, что оно и должно было славить представителей богатой знати и духовенства. Архитектура стиля барокко (главные представители в Италии – Л,Берини  и ф.Борромини) отличается пышностью; в планах постройки и формах господствуют криволинейные конструкции и очертания. Наиболее характерные положительные тенденции барокко выразились созданием грандиозных ансамблей.

Происхождение слова барокко неоднозначно и вызывает много споров, так например, - «жемчужина неправильной формы», то есть которая не имеет оси вращения – происходит от Португальского «baroco», в Итальянском – же языке – это метафора, связанная с азиатской формой логики, как и силлогизмы, это слово содержит в себе понимание неоднозначности.

Архитектура барокко ( архитектурный стиль)

 

    Многозначность понимания этого слова, приводит к тому, что с середины XVIII века, его начинают использовать в значении критики в искусстве, это слово получило негативный смысл. Эрнст Гомбрих писал: слово «барокко» , как «причудливый», «искаженный», «неординарный», «склонный к излишествам», «дурной»,  «испорченный», возникло как насмешка над стилем XVII века.

    В то время считалось недопустимым смешение традиционных, устоявшихся стилей и форм в архитектуре, поэтому термин «барокко» приобрел такой негативный смысл, которым часто клеймили что-либо отличающееся от привычных норм классики. Такой стиль считался полнейшей безвкусицей. И только с середины XIX века произошли позитивные перемены к стилю барокко и то, только благодаря новым веяниям из Европы, таким как импрессионизм и символизм, которым стиль «барокко» являлся, как бы, -культурным подтекстом. После этого, происхождение слова «барокко» стали приписывать европейскому происхождению от латинского слова «bis-roca» - закрученный камень , или от латинского «verruca» - драгоценный камень с дефектом.
    Одно в чем сходились все возможные переводы – это «слишком», «чересчур», «элитность» и «деформированность», «чрезмерную эмоциональность» и, как следствие, уже в большинстве случаев не воспринимались как негативность.

    Барокко свойственно смешение совершенно разных по происхождению стилей, что вызывает контрастность, неподражаемую вычурность и пышность, иллюзорно – реалистичные ансамбли и жанры барокко, тем не менее, имеют тенденцию к образованию своего собственного стиля.
Эпоха барокко повлекла за собой изменение мировоззренческих представлений людей того времени. Изменился быт и времяпровождение тогдашней знати, так, например, вместо паломничеств или рыцарских боев стало модным катание на каруселях или вечерний променад, балы - маскарады, фейерверки, карточные игры.

Произошли изменения и в других видах искусства, так музыка из духовной превратилась в приятную, живую, мелодичную, вместо икон и изображений духовенства, в интерьерах появились цветные пейзажи. Так и в архитектуре барокко появилась легкость , взамен тяжелым формам, прямым углам, монолитности, грандиозности, являющимися особенностью стиля того го времени. Говоря о мировоззрении, в общем, нужно обязательно подчеркнуть совместное влияния стилей и в архитектуре Барокко.

    Основными характеристиками, отличающими принадлежность к стилю барокко, являются причудливо выпуклые и вогнутые линии, прямоугольные линии, овалы, простор, множество лепных украшений, барельефных изображений, симметричность, золоченые поверхности. Сводчатые формы множество разнообразных куполов, вертикальные колонны. Обрамление массивными лестничными каскадами , полукруглыми арочными проемами. Множество наличников причудливо украшенных самым большим разнообразием видов. Основные цветовые характеристики – пастельные тона, золочение, желтые, розовые, белые, все оттенки светлых и ярких тонов.

Свой отпечаток барокко наложил и других сферах жизни, таки, например, как армия. Первоначально была применена единая форма, построение по ранжиру, правильному, геометрическому построению на плацу. Аллеи парки были разбиты на правильные геометрические фигуры кусты и деревья подстрижены в виде правильных геометрических фигур. Все это говорит за то что барокко проникло буквально во все сферы жизни и поэтому получило мощное движение, мощное развитие. Развиваясь в разных аспектах жизни того периода в архитектуре, нельзя не говорить о многосторонности проникновения Барокко, так как это, в свою очередь, подталкивало дальнейшее продвижение барокко именно в архитектуре.

Нельзя не вспомнить известного итальянского представителя искусства Барокко – Карло Мадерна, создал фасад церкви Санта Сусанна в Риме (1603год). А также архитектора Берини оформившего собор Св.Петра в Риме и являющегося автором многих интерьеров и других строений и таких архитекторов как Карло Фонтана, Карло Райнальди, Гварино Гварини, Бальдассаре Лонгена, Луиджи Ванвителли, Пьетро да Кортона.  

Когда в Италии на острове Сицилия в 1693 году произошло крупное землетрясение, которое более чем на половину разрушило все строения на острове и все пришлось заново отстраивать, возник новый вид Барокко – так называемый, сицилийский Барокко и занимает совершенно обособленное положение, свое отдельное место в общем стиле и направлении Барокко.

В известной церкви Санта-Мария-делла-Витториа (середина XVII века) находится капелла Коранаро, которая ослепляет своим великолепием и являет собой квинтэссенцию стиля Барокко.

После триумфального распространения в Италии, стиль барокко в дальнейшем получает распространение в таких странах как Испания, Нидерланды, Россия, Франция, Речь Посполита, Бельгия (в то время Фландрия), Германия, а также в Латинской Америке, получившее название чурригереско, а далее стиль получает название «ультрабарокко», после слияния итальянского барокко с местным латиноамериканским стилем.

Конечно, и Франция не обошлась без стиля Барокко, хотя только во Франции он представлен наиболее сдержано и скромно, даже считалось, что здесь он вообще развития не получил и его принято было считать памятниками классицизма или, так называемый, «барочный классицизм», как нечто общее с французским и английским классицизмом. Сейчас Версальский дворец, здание Французской Академии расположенное Париже, Люксембургский дворец, а также другие произведения также причисляют к «барочному классицизму», что действительно имеет место быть. Версальский парк также является классическим примером регулярного стиля барокко в садово-парковом искусстве.

Потсдам, Новый Дворец Архитектура барокко ( архитектурный стиль)

Германия, Потсдам, Potsdam, Neues Palais, парк Сан Суси, фото: © www.mosarchinform.ru

 

В Германии - дворец в Сан-Суси, который создавался авторы И.Г.Бюрингом и Х. Л. Мантером, а также летний замок, аналогичного места положения, автор которого Г.В.Фон Кнобельсдорф.

Великолепные, получившие всемирную известность дворцы: Петергоф (Россия), Шёнбрунн (Австрия), Цвингер (Германия), Версаль (Франция), Аранхуэс (Испания).

В Литве, тогда еще – княжестве, получили известность стили «виленское барокко», (Костёл Вознесения Господня), «сарматское барокко» и Софийский собор, и прочие.

Говоря о развитии барокко в архитектуре нужно отметить дальнейшее распространение и развитие разновидности «барокко — рококо», главное его особенность, что он проявляется не в наружных стилях оформления, а в интерьерах, также в оформлении мебели, одежды, книг, живописи.

Получил большое распространение в России и повсюду в Европе. В России  в XVII веке появляется т.н., «голицынское барокко» и «нарышкинское барокко» в честь графских фамилий. В Санкт-Петербурге «петровское барокко» автора Трезини, при С. И. Чевакинского и Б. Растрелли. В России барокко является особой областью (термин Барокко относительно применения к русскому искусству имеет место только с начала XVIII  века до 60-х годов XVII века) Идеи славы Русского государства в основном определили прогрессивный национальный характер Русского барокко. Архитектура больших градостроительных работ, величественные уникальные здания, выполненные Д.Трезини, И.К.Коробовым, С.И.Чевакинским, В.В.Растрелли.

 

по теме:

Архитектура барокко и рококо в Нидерландах
Архитектура барокко и роккоко в Германии, Австрии и Швейцарии
Период развитого барокко
Важнейшие памятники периода раннего барокко
Архитектура барокко и рококо во Франции
Важнейшие памятники итальянского барокко
Архитектура барокко и рококо в Италии
Архитектура барокко и рококо
Декораторы Roland Le Bevillon, Maurice Savinel. Ресторан «Барокко» в Париже, дизайн интерьера
Нарышкинское барокко (архитектурный стиль)

 

Архитектурный стиль

Архитектурные бюро Москвы

Готическая архитектура

Архитектурно-дизайнерские бюро
Архитектурно-проектные организации
Проектные институты

 





От: Мамедова Л.,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Сталинская архитектура - основные стили и периоды (сталинский ампир и неоренессанс) Нарышкинское барокко (архитектурный стиль) »

Отказ от ответственности (Disclaimer)