Архитектурное путешествие
Прага
Вена
Корфу
ещё: |
Опубликовано: Октябрь 26, 2013Архитектурный стиль барокко - особенности, архитекторыТермин «Барокко» происходит от итальянского слова - «причудливый» , «искаженный», «неординарный», «склонный к излишествам», «дурной», «испорченный», дословно – «порочная жемчужина». Этим словом можно характеризовать культуру в Европе XVII –XVIII веков. Первоначально этот стиль появился в Италии в таких городах как Рим, Венеция, Флоренция. В ту эпоху, когда Италия потеряла свое былое политическое и экономическое могущество она стала первичным звеном в расцвете Эпохи Возрождения. Однако, Италия не потеряла своей значимости в области культуры и, по-прежнему, оставалась культурным центром Европы, а также католическим центром во главе с Римом богатого своими традициями.
Для того чтобы показать свою былую мощь и приспособиться к новым условиям, Италия должна была показать всей Европе, что она остается богатой в культурном и просветительном плане. Однако, денег на постройку Великих сооружений, палаццо не было и пришлось обратиться к искусству, чтобы сохранить иллюзию богатства. Вообще говоря, о барокко нужно отметить что это, прежде всего – основное направление в стилистике в Европейском искусстве, в периоде расцвета барокко с конца XVI века по середину XVIII века было связано с дворянской культурой времени расцвета борьбы за национальное единство. В то время на территории Италии появилось множество иностранцев, в основном – европейцев, которые довольно свободно там себя чувствовали, продолжали там хозяйничать весь это период времени. Испанцы и Французы диктуют свою политику истощенной, в то время Италии. В Барокко отразился ряд передовых идей того времени, несмотря на то, что оно и должно было славить представителей богатой знати и духовенства. Архитектура стиля барокко (главные представители в Италии – Л,Берини и ф.Борромини) отличается пышностью; в планах постройки и формах господствуют криволинейные конструкции и очертания. Наиболее характерные положительные тенденции барокко выразились созданием грандиозных ансамблей. Происхождение слова барокко неоднозначно и вызывает много споров, так например, - «жемчужина неправильной формы», то есть которая не имеет оси вращения – происходит от Португальского «baroco», в Итальянском – же языке – это метафора, связанная с азиатской формой логики, как и силлогизмы, это слово содержит в себе понимание неоднозначности.
Многозначность понимания этого слова, приводит к тому, что с середины XVIII века, его начинают использовать в значении критики в искусстве, это слово получило негативный смысл. Эрнст Гомбрих писал: слово «барокко» , как «причудливый», «искаженный», «неординарный», «склонный к излишествам», «дурной», «испорченный», возникло как насмешка над стилем XVII века. В то время считалось недопустимым смешение традиционных, устоявшихся стилей и форм в архитектуре, поэтому термин «барокко» приобрел такой негативный смысл, которым часто клеймили что-либо отличающееся от привычных норм классики. Такой стиль считался полнейшей безвкусицей. И только с середины XIX века произошли позитивные перемены к стилю барокко и то, только благодаря новым веяниям из Европы, таким как импрессионизм и символизм, которым стиль «барокко» являлся, как бы, -культурным подтекстом. После этого, происхождение слова «барокко» стали приписывать европейскому происхождению от латинского слова «bis-roca» - закрученный камень , или от латинского «verruca» - драгоценный камень с дефектом. Барокко свойственно смешение совершенно разных по происхождению стилей, что вызывает контрастность, неподражаемую вычурность и пышность, иллюзорно – реалистичные ансамбли и жанры барокко, тем не менее, имеют тенденцию к образованию своего собственного стиля. Произошли изменения и в других видах искусства, так музыка из духовной превратилась в приятную, живую, мелодичную, вместо икон и изображений духовенства, в интерьерах появились цветные пейзажи. Так и в архитектуре барокко появилась легкость , взамен тяжелым формам, прямым углам, монолитности, грандиозности, являющимися особенностью стиля того го времени. Говоря о мировоззрении, в общем, нужно обязательно подчеркнуть совместное влияния стилей и в архитектуре Барокко. Основными характеристиками, отличающими принадлежность к стилю барокко, являются причудливо выпуклые и вогнутые линии, прямоугольные линии, овалы, простор, множество лепных украшений, барельефных изображений, симметричность, золоченые поверхности. Сводчатые формы множество разнообразных куполов, вертикальные колонны. Обрамление массивными лестничными каскадами , полукруглыми арочными проемами. Множество наличников причудливо украшенных самым большим разнообразием видов. Основные цветовые характеристики – пастельные тона, золочение, желтые, розовые, белые, все оттенки светлых и ярких тонов. Свой отпечаток барокко наложил и других сферах жизни, таки, например, как армия. Первоначально была применена единая форма, построение по ранжиру, правильному, геометрическому построению на плацу. Аллеи парки были разбиты на правильные геометрические фигуры кусты и деревья подстрижены в виде правильных геометрических фигур. Все это говорит за то что барокко проникло буквально во все сферы жизни и поэтому получило мощное движение, мощное развитие. Развиваясь в разных аспектах жизни того периода в архитектуре, нельзя не говорить о многосторонности проникновения Барокко, так как это, в свою очередь, подталкивало дальнейшее продвижение барокко именно в архитектуре. Нельзя не вспомнить известного итальянского представителя искусства Барокко – Карло Мадерна, создал фасад церкви Санта Сусанна в Риме (1603год). А также архитектора Берини оформившего собор Св.Петра в Риме и являющегося автором многих интерьеров и других строений и таких архитекторов как Карло Фонтана, Карло Райнальди, Гварино Гварини, Бальдассаре Лонгена, Луиджи Ванвителли, Пьетро да Кортона. Когда в Италии на острове Сицилия в 1693 году произошло крупное землетрясение, которое более чем на половину разрушило все строения на острове и все пришлось заново отстраивать, возник новый вид Барокко – так называемый, сицилийский Барокко и занимает совершенно обособленное положение, свое отдельное место в общем стиле и направлении Барокко. В известной церкви Санта-Мария-делла-Витториа (середина XVII века) находится капелла Коранаро, которая ослепляет своим великолепием и являет собой квинтэссенцию стиля Барокко. После триумфального распространения в Италии, стиль барокко в дальнейшем получает распространение в таких странах как Испания, Нидерланды, Россия, Франция, Речь Посполита, Бельгия (в то время Фландрия), Германия, а также в Латинской Америке, получившее название чурригереско, а далее стиль получает название «ультрабарокко», после слияния итальянского барокко с местным латиноамериканским стилем. Конечно, и Франция не обошлась без стиля Барокко, хотя только во Франции он представлен наиболее сдержано и скромно, даже считалось, что здесь он вообще развития не получил и его принято было считать памятниками классицизма или, так называемый, «барочный классицизм», как нечто общее с французским и английским классицизмом. Сейчас Версальский дворец, здание Французской Академии расположенное Париже, Люксембургский дворец, а также другие произведения также причисляют к «барочному классицизму», что действительно имеет место быть. Версальский парк также является классическим примером регулярного стиля барокко в садово-парковом искусстве. Германия, Потсдам, Potsdam, Neues Palais, парк Сан Суси, фото: © www.mosarchinform.ru
В Германии - дворец в Сан-Суси, который создавался авторы И.Г.Бюрингом и Х. Л. Мантером, а также летний замок, аналогичного места положения, автор которого Г.В.Фон Кнобельсдорф. Великолепные, получившие всемирную известность дворцы: Петергоф (Россия), Шёнбрунн (Австрия), Цвингер (Германия), Версаль (Франция), Аранхуэс (Испания). В Литве, тогда еще – княжестве, получили известность стили «виленское барокко», (Костёл Вознесения Господня), «сарматское барокко» и Софийский собор, и прочие. Говоря о развитии барокко в архитектуре нужно отметить дальнейшее распространение и развитие разновидности «барокко — рококо», главное его особенность, что он проявляется не в наружных стилях оформления, а в интерьерах, также в оформлении мебели, одежды, книг, живописи. Получил большое распространение в России и повсюду в Европе. В России в XVII веке появляется т.н., «голицынское барокко» и «нарышкинское барокко» в честь графских фамилий. В Санкт-Петербурге «петровское барокко» автора Трезини, при С. И. Чевакинского и Б. Растрелли. В России барокко является особой областью (термин Барокко относительно применения к русскому искусству имеет место только с начала XVIII века до 60-х годов XVII века) Идеи славы Русского государства в основном определили прогрессивный национальный характер Русского барокко. Архитектура больших градостроительных работ, величественные уникальные здания, выполненные Д.Трезини, И.К.Коробовым, С.И.Чевакинским, В.В.Растрелли.
по теме:
От: Мамедова Л.,   Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|
Отказ от ответственности (Disclaimer)