—талинска€ архитектура

 

јрхитектура ћосквы

ƒизайн остановок

 

 

 

 

 

 

 

јрхитектурное путешествие

 

ѕрага

 

 

¬ена

 

 

 орфу

 

 

ещЄ:

јрхитектурный стиль

јрхитектурное проектирование зданий




Ћучшее предложение от магазина DveriShop на весь модельный р€д дверей ¬ладимирской ‘абрики.




јрхитектурное бюро √лушкова





ќт: Aleksandra


ќпубликовано: ќкт€брь 11, 2013

јрхитектура –оссии и ћосквы, современность, 19, 18, 17 века, ранние периоды (13-16 века) Ќовгородска€ и  иевска€ –усь (9-13 вв.)

–усска€ архитектура, архитектура –оссии и ћосквы

фото:† © www.mosarchinform.ru ( на фото ƒворец цар€ јлексе€ ћихайловича –оманова)

јрхитектура –оссии и ћосквыјрхитектура –оссии и ћосквы–усска€ архитектура, архитектура –оссии и ћосквы

ƒворец цар€ јлексе€ ћихайловича –оманова в  оломенскомƒворец цар€ јлексе€ ћихайловича –оманова в  оломенскомƒворец цар€ јлексе€ ћихайловича –оманова в  оломенском
††

–усска€ архитектура следует традици€м, основы которых были заложены в восточнослав€нском государстве  иевска€ –усь. ѕосле падени€  иева русска€ архитектурна€ истори€ продолжала свое развитие в кн€жествах ¬ладимира и —уздал€, Ќовгорода и в последующих государствах: –оссийском царстве, –оссийской империи, —оветском —оюзе и современной –оссии.

’рам ¬асили€ Ѕлаженного (1555-61) €вл€етс€ образцом –енессанса в русской архитектуре.

 

 иевска€ –усь (988-1230)

—редневековое государство  иевска€ –усь было предшественником –оссии, Ѕелоруссии и ”краины и их соответствующих культур (включа€ архитектуру).

ƒревний  иев, реконструкци€

ƒревний  иев, реконструкци€

¬еликолепные церкви  иевской –уси, построенные после прин€ти€ христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточнослав€нском регионе. Ќа архитектурный стиль  иевского государства, который быстро зарекомендовал себ€, большое вли€ние оказала византийска€ архитектура. –анние восточные православные церкви в основном были построены из дерева с их простейшей формой, известной как €чеиста€ церковь. ” крупных соборов часто было много малых куполов, из-за чего некоторые историки сделали вывод о том, как, возможно, по€вились слав€нские €зыческие храмы.

 иевска€ –усь (988-1230) јрхитектура

¬аснецов јполлинарий ћихайлович. картина ¬ече.  онец 19 Ц начало 20 вв.

—офийский собор в Ќовгороде (1044-52), с другой стороны, выражал новый стиль, который оказал сильное вли€ние на русскую церковную архитектуру. ≈го строгие толстые стены, маленькие узкие окна и шлемообразные купола имеют много общего с романской архитектурой «ападной ≈вропы. ƒругие отклонени€ от византийской модели про€вл€ютс€ в более поздних соборах Ќовгорода: —в€того Ќикола€ (1113), —в€того јнтони€ (1117-19) и —в€того √еорги€ (1119). —ветска€ архитектура  иевской –уси едва выживала. ƒо XX века только «олотые ¬орота ¬ладимира, несмотр€ на их масштабную реставрацию в XVIII веке, могут рассматриватьс€ как подлинный пам€тник домонгольского периода. ¬ 1940-е годы археолог Ќиколай ¬оронин обнаружил хорошо сохранившиес€ остатки дворца јндре€ Ѕоголюбского в Ѕоголюбове (относитс€ к периоду с 1158 по 1165 годы).

ƒревний Ќовгород, реконструкци€

ƒревний Ќовгород, реконструкци€

Ќовгород сохранил свою архитектуру во врем€ монгольского нашестви€. ѕервые церкви были созданы по заказу кн€зей, однако после XIII века купцы, гильдии и сообщества начали заказывать строительство соборов. ∆ители Ќовгорода XIII века были замечательны своей проницательностью, трудолюбием и зажиточностью, их де€тельность раскинулась от Ѕалтийского до Ѕелого мор€. јрхитектура в Ќовгороде не процветала до рубежа XII века. —офийский собор Ќовгорода был спроектирован по образцу оригинального —офийского собора в  иеве, новгородский собор похож на оригинал по внешнему виду, но он меньше по размеру, более узок и здесь (в качестве про€влени€ северной русской архитектуры) обычные купола заменены луковичными куполами. —троительством руководили рабочие из  иева, которые также импортировали кирпич. ќсновными строительными материалами были булыжник и необтесанные блоки из известн€ка. ”тверждаетс€, что интерьеры были украшены фресками, которые теперь исчезли. ƒвери были сделаны из бронзы.

¬ 1119 году кн€зь ¬севолод ћстиславович ввел в эксплуатацию главный соборный храм ёрьева монастыр€. јрхитектор был известен как мастер ѕетр Ц это один из немногих архитекторов, которые были увековечены в –оссии того времени. Ёкстерьер храма характеризуетс€ узкими окнами и двойными составными нишами, которые ритмично Ђпротекаютї по всему фасаду; внутренние стены достигают высоты 20 метров (66 футов).  олонны здесь расположены близко, подчеркива€ высоту сводчатых потолков. »нтерьер был украшен фресками из мастерских кн€з€, в том числе некоторыми самыми редкими образцами русской живописи того времени.

÷ерковь —паса ѕреображени€ был пам€тником »лье ћуромцу. ¬о врем€ монголо-татарского нашестви€, »ль€, как считалось, спас город; церковь была построена в его честь на »льине улице в 1374 году. «а это врем€ в городе-государстве Ќовгороде† был создан отдельный район дл€ кн€зей, разделивший город на р€д улиц, в котором до сих пор стоит эта церковь. ÷ерковные окна здесь более четко определены, ниши глубже, а купол (похожий на купола в более крупных соборах) дополнен двускатной щипцовой крышей.

÷ерковь ѕокрова на Ќерли. –еконструкци€. - јрхитектура –оссии

÷ерковь ѕокрова на Ќерли. –еконструкци€.

ƒруга€ церковь, очень похожа€ на ÷ерковь —паса ѕреображени€, Ц это церковь —в€тых ѕетра и ѕавла в  ожевниках. ќна была построена в 1406 году, и главное ее отличие состоит в строительном материале.

ƒетали здесь сфокусированы на западном и южном фасадах. ¬ это врем€ по€вл€ютс€ новые орнаментальные мотивы в кирпичной кладке.  ирпич был также использован дл€ строительства колонн, очерчивающих фасад. »значально он был оштукатурен, но после повреждени€ храма во врем€ ¬торой мировой войны была проведена его реставраци€. ≈го апсида указывает на реку, с которой открываетс€ желанный вид дл€ судов, приближающихс€ из Ѕалтийского мор€. √онтова€ крыша напоминает бочкообразные крыши, которые были попул€рны в то врем€. —тены были построены из местного плитн€ка, который контрастирует с красным кирпичом. ѕлан здани€ церкви (изображение точно сверху) имеет почти квадратную форму с четырьм€ колоннами, одной апсидой и одним куполом.


”спенский собор во ¬ладимире (1186-1189), реконструкци€

”спенский собор во ¬ладимире (1186-1189), реконструкци€

 

–анний московский период (1230-1530)

ћонголы разграбили страну так основательно, что даже ее столицы (например, ћосква или “верь) не могли позволить себе строить новые каменные храмы в течение более чем полувека. ќднако Ќовгород и ѕсков избежали монгольского ига и превратились в успешные коммерческие республики; дес€тки средневековых церквей (XII века и позднее) были сохранены в этих городах. ÷еркви Ќовгорода (такие, как храм —паса на »льине улице, построенный в 1374 году) характеризуютс€ крутыми крышами и грубой гравировкой; некоторые из них украшены великолепными средневековыми фресками.

јрхитектура ћосквы - –анний московский период (1230-1530)

ќборона ћосквы от хана “охтамыша. XIV век, картина ј.ћ. ¬аснецова, 1918 г.

 

¬ небольших живописных церкв€х ѕскова встречаетс€ множество необычных элементов: ложные арки, крыльца под крышей, наружные галереи и колокольни. ¬се эти особенности были внедрены псковскими каменщиками в ћосковии, где они построили многочисленные здани€ в XV веке (в том числе церковь –изоположени€ ћосковского  ремл€ (1462) и церковь —ошестви€ —в€того ƒуха —в€той в “роице-—ергиевой Ћавре, построенна€ в 1476 году).

—ол€на€ башн€ —имонова монастыр€

—ол€на€ башн€ —имонова монастыр€ (14-18 вв.), ћосква, см. ‘ото —имонова ћонастыр€

 

ћосковских церквей XIV века мало, и их возраст €вл€етс€ спорным. “ипичные пам€тники, найденные в Ќикольском (около –узы, возможно, 1320-х годов) и  оломне (возможно, второй декады XIV века), Ц это миниатюрные однокупольные укрепленные церкви, построенные из грубо отесанного (Ђдикогої) камн€ и способные выдерживать краткие осады.  о времени строительства ”спенского собора в «венигороде (возможно в 1399 году), московские каменщики восстановили мастерство домонгольских строителей и решили некоторые строительные проблемы, которые приводили в затруднение их предшественников. «наковые пам€тники раннего московского зодчества расположены в —в€то-“роицкой Ћавре (1423), —аввином монастыре в «венигороде (возможно, 1405) и —пасо-јндрониковом монастыре в ћоскве (1427).

  концу XV века ћоскови€ стала таким мощным государством, что дл€ его престижа потребовалось построить великолепные многокупольные здани€ одного уровн€ с домонгольскими соборами Ќовгорода и ¬ладимира. “ак как русские мастера не смогли построить ничего подобного, »ван III пригласил италь€нских мастеров из ‘лоренции и ¬енеции. ќни воспроизвели древние сооружени€ ¬ладимира в трех больших соборах ћосковского  ремл€ и украсили их италь€нскими мотивами эпохи ¬озрождени€. Ёти амбициозные кремлевские соборы (среди них ”спенский и јрхангельский собор) копировали в XVI веке по всей –оссии, но новые здани€, как правило, были более крупными и богатыми, чем их предшественники (например, —обор ќдигитрии Ќоводевичьего монастыр€ 1520-х годов).

Ќар€ду с церкв€ми во врем€ царствовани€ »вана III† были созданы и многие другие постройки.   ним относ€тс€ укреплени€ ( итай-город,  ремль (его нынешние башни были построены позже), »вангород), башни (колокольн€ »вана ¬еликого) и дворцы (√рановита€ палата и ”гличский кремль).  оличество и разнообразие сохранившихс€ зданий может быть св€зано с тем, что италь€нские архитекторы убедили москвичей отказатьс€ от престижного, дорогого и громоздкого известн€ка в пользу гораздо более дешевого и легкого кирпича и использовать его в качестве основного строительного материала.

÷ерковь —паса ѕреображени€ на »льине улице в ¬еликом Ќовгороде (1374)

≈пископский дворец в —уздале (XV век)

”спенский собор ћосковского  ремл€ - јрхитектура –оссии и ћосквы (13-16 века)

”спенский собор (1475-1479), ћосква, архитектор јристотель ‘иораванти

“ерем царевича ƒимитри€ в ”гличе. - архитектура раннего периода –оссии“ерем царевича ƒимитри€ в ”гличе. - архитектура раннего периода –оссии

ƒворец царевича ƒмитри€ в ”гличе (1482)


√рановита€ палата в ћосковском  ремле (1487-1492) - архитектура раннего периода ћосквы
√рановита€ палата в ћосковском  ремле (1487-1492)

√равюра

—пасска€ башн€ ћосковского  ремл€ (1491)

( см. про башни  ремл€ - www.mosarchinform.ru/raiony_moskvy/p2_articleid/12295 )

јрхитектура –оссии 16 века - —тарый английский двор(ул. ¬арварка, д. 4).

—тарый английский двор Ц штаб-квартира јнглийской ћосковской компании (ок. 1490-1510)

 олокольн€ »вана ¬еликого в ћосковском  ремле - јрхитектура –оссии и ћосквыранние периоды (13-16 века)

 олокольн€ »вана ¬еликого (1505-1508)

—редний ћосковский период (1530-1630)


 лючевым событием XVI века стало по€вление шатровой крыши в кирпичной архитектуре. Ўатровые крыши, как полагают, возникли в северной –оссии, поскольку они преп€тствуют накапливанию снега на дерев€нных здани€х в течение долгой зимы. ¬ дерев€нных церкв€х (даже современных) этот тип крыши очень попул€рен. ѕервой кирпичной церковью с шатровой крышей стала церковь ¬ознесени€ в  оломенском (1531), спроектированна€ в честь дн€ рождени€ »вана √розного. ≈е конструкци€ дает пищу дл€ размышлений; вполне веро€тно, что этот стиль (не встречающийс€ ни в каких других православных странах) символизировал амбиции зарождающегос€ –оссийского государства и освобождение русского искусства от византийских канонов после падени€  онстантинопол€ перед турками.

÷ерковь ¬ознесени€ в  оломенском (1532) - —редний ћосковский период (1530-1630)

јлексеев ‘.я. ѕанорамный вид  оломенского, картина 1800 г.

Ўатровые церкви были попул€рны во времена правлени€ »вана √розного. ƒва €рких примера, относ€щиес€ к периоду его правлени€, имеют несколько куполов экзотических форм и цветов, расположенных в сложном пор€дке Ц это церковь –ождества »оанна ѕредтечи в  оломенском (1547) и собор ¬асили€ Ѕлаженного на  расной площади (1561). ѕоследн€€ церковь объедин€ет дев€ть шатровых куполов в поразительную круговую композицию.

÷ерковь ¬ознесени€ в  оломенском. 1532 -  архитектура ћосквы - –анний московский период

÷ерковь ¬ознесени€ в  оломенском (1532)


ћосква, ¬оскресенские ворота и часовн€  -  архитектура ћосквы - –анний московский период
¬оскресенские ворота и часовн€ в ћоскве (1535)

–езиденци€ бо€рина –оманова, XVII век


—моленский собор Ќоводевичьего монастыр€ (1560-е годы)  -  архитектура ћосквы - –анний московский период

—моленский собор Ќоводевичьего монастыр€ (1560-е годы)

“еремной дворец  ремл€  -  архитектура ћосквы - –анний московский период

“еремной дворец (1560е/1635-36)

ѕоздний московский период (1630-1712)

ѕосле —мутного времени церковь и государство были банкротами, они не могли финансировать никакие строительные работы; инициативу вз€ли на себ€ богатые купцы в ярославле и на ¬олге. ¬ течение XVII века они построили много больших церквей соборного типа, у которых было по п€ть луковичных куполов, окруженных шатрами† колоколен и боковыми приделами. ѕоначалу композици€ церквей был резко асимметричной, различные части уравновешивали друг друга по принципу Ђкоромыслаї (например, церковь »льи ѕророка, 1647-50). ¬последствии €рославские храмы стали строго симметричными, купола были выше, чем само здание, их щедро украшали разноцветной плиткой (например, церковь »оанна «латоуста на ¬олге, 1649-54). –асцвет волжской архитектуры олицетвор€ет церковь —в€того »оанна  рестител€ (построена в 1671-87) Ц крупнейша€ церковь в ярославле с 15 куполами и более чем 500 фресками.  ирпичный экстерьер церкви от купола до высокого крыльца украшен искусной резьбой и изразцами.

–асцвет  ремл€. ¬сехсв€тский мост и  ремль в конце XVII века.

–асцвет  ремл€. ¬сехсв€тский мост и  ремль в конце XVII века., картина ј.ћ. ¬аснецова

ћосковские храмы XVII века также были обильно украшены, но они гораздо меньше по размеру. ¬ начале столети€ москвичи по-прежнему отдавали предпочтение шатровым конструкци€м. √лавным объектом их восхищени€ была Ђƒивна€ї ”спенска€ церковь в ”гличе (1627): три ее из€щных шатровых главы выстроены в р€д, напомина€ три гор€щих свечи. Ёта композици€ была экстравагантно заимствована у церкви ќдигитрии в ¬€зьме (1638) и церкви –ождества ’ристова в ѕутинках, ћосква (1652). ѕредположив, что такие конструкции противоречат традиционному византийскому типу, патриарх Ќикон объ€вил их неканоническими. ќн поощр€л строительство сложных церковных резиденций (например, строительство –остовского кремл€ на озере Ќеро с п€тью высокими церкв€ми, множеством башен, дворцов и палат). Ќикон разработал свою новую резиденцию в Ќовоиерусалимском монастыре, в которой доминировал ротондовый собор, первый в своем роде в –оссии.

»з-за запрета шатров московским архитекторам пришлось заменить их последовательными р€дами ложных арок (Ђкокошниковї), и этот декоративный элемент стал визитной карточкой пышного стил€ ћосквы XVII века. ќдним из первых примеров этого €ркого стил€ €вл€етс€  азанский собор на  расной площади (1633-36).   концу века более 100 церквей в таком огненном стиле были построены в ћоскве, и, возможно, еще столько же в соседнем регионе. Ќаиболее €ркие примеры: московский храм —в€той “роицы в Ќикитниках (1653), храм Ќикола€ „удотворца в ’амовниках (1682) и церковь —в€той “роицы в ќстанкине (1692). Ќаверное, самым €рким зданием в этом пышном стиле была церковь —в€того Ќикола€ (ЂЅольшой крестї) в  итай-городе, жестоко уничтоженна€ по приказу —талина.

–усска€ архитектура выродилась в чисто декоративную, она также попала под вли€ние польского и украинского барокко. ѕервыми церкв€ми в стиле барокко были небольшие часовни в поместь€х семьи Ќарышкиных под ћосквой, поэтому к этому стилю часто примен€етс€ название ЂЌарышкинское бароккої. Ќекоторые из этих церквей Ц это церкви башенного типа с кубическими и восьмиугольными этажами, расположенными один над другим (—пасска€ церковь в ”борах, 1697), другие обладают структурой, подобной лестнице, где колокольн€ возвышаетс€ над самой церковью (÷ерковь ѕокрова в ‘ил€х, 1695).

Ѕарокко и декор в вычурном стиле часто использовались столь обильно, что церковь казалась произведением скорее ювелира, чем каменщика (например, “роицка€ церковь в Ћыково , 1696). ѕожалуй, самым восхитительным примером нарышкинского барокко была многокупольна€ церковь ”спени€ на ѕокровке в ћоскве (построена в 1696-99, разрушена в 1929). ≈е архитектор также занималс€ Ђкрасно-белойї реконструкцией нескольких монастырских зданий ћосквы, в частности, Ќоводевичьего монастыр€ и ƒонского монастыр€.

—тиль барокко быстро распространилс€ по всей –оссии, постепенно заменив более традиционную и каноническую архитектуру.  упцы —трогановы спонсировали строительство величественных барочных зданий в Ќижнем Ќовгороде (–ождественска€ церковь, 1703) и в отдаленном регионе тундры (¬веденский собор в —ольвычегодске, 1693). ¬ течение первого дес€тилети€ XVIII века некоторые замечательные соборы в стиле барокко были построены в таких восточных городах, как  азань, —оликамск, ¬ерхотурье, “обольск и »ркутск. »нтересны также традиционные дерев€нные церкви работы плотников –усского —евера. –абота€ без молотка и гвоздей, они построили такие неверо€тные здани€, как 24-купольна€ ѕокровска€ церковь в ¬ытегре (1708, сожжена в 1963) и 22-купольна€ ѕреображенска€ церковь в  ижах (1714).

ѕотешный дворец (розовый) в ћосковском  ремле (1652)

ƒворец јлексе€ ћихайловича в —аввино-—торожевском монастыре (1652-54)


ƒворец ѕатриарха ћосковского с церковью ƒвенадцати апостолов - архитектура позднего московского периода –оссии
ƒворец ѕатриарха ћосковского с церковью ƒвенадцати апостолов (1653)

¬ознесенский собор Ќовоиерусалимского монастыр€ - архитектура позднего московского периода –оссии

¬ознесенский собор Ќовоиерусалимского монастыр€ (1656-1685)

 оломенское, летн€€ резиденци€ царей (1667-1668)

ƒворец богатой купеческой фамилии ѕоганкиных (ѕоганкины палаты) в ѕскове (1671-1679)

ћитрополичьи палаты в ярославле (1680е-1690е) - архитектура позднего московского периода –оссии

ћитрополичьи палаты (—оборный дом) в ярославле. 1680-е гг.

«наменска€ церковь (1690-1704)

 рутицкое подворье - архитектура позднего московского периода –оссии

 рути́цкое подворье (1693-94)

ѕалаты купца ѕушникова - архитектура позднего московского периода –оссии

ѕалаты ѕушниковых в Ќижнем Ќовгороде (1698)

ћеншикова башн€ (1707) -  архитектура –оссии
ћеншикова башн€ (1707) ( ѕо мнению  . . Ћоп€ло первоначально ћеншикова башн€ выгл€дела вот так)

 ижи (1711Ц1714)

 

–оссийска€ импери€ (1712-1917)

¬ 1712 году император ѕетр I перенес столицу из ћосквы в —анкт-ѕетербург, который он планировал спроектировать в голландском стиле, называемом теперь петровским барокко. ≈го основные пам€тники: ѕетропавловский собор и дворец ћеншикова. ¬о времена царствовани€ императрицы јнны и ≈лизаветы ѕетровны в† русской архитектуре преобладал роскошный стиль барокко Ѕартоломео –астрелли; знаковые здани€ –астрелли Ц это «имний дворец, ≈катерининский дворец и —мольный собор. ƒругими отличительными пам€тниками елизаветинского барокко €вл€ютс€ колокольн€ “роице-—ергиевой Ћавры и  расные ворота.

¬оскресенский девичий —мольный монастырь - –усска€ архитектура, архитектура –оссии и ћосквы

¬оскресенский девичий —мольный монастырь Ч женский монастырь, функционировавший на востоке —анкт-ѕетербурга в 1744Ч1764 годах, јрхитектор: Ѕартоломео ‘ранческо –астрелли, фото © www.mosarchinform.ru

 

≈катерина ¬елика€ уволила –астрелли, она покровительствовала неоклассическим архитекторам,† приглашенным из Ўотландии и »талии. ’арактерные здани€ периода ее правлени€ Ц јлександровский дворец (работы ƒж.  варенги) и “роицкий собор јлександро-Ќевской лавры (работы »вана —тарова). ¬о врем€ правлени€ ≈катерины был разработан российский неоготический стиль благодар€ ¬асилию Ѕаженову и ћатвею  азакову в ћоскве. »мператор јлександр I предпочитал стиль ампир, который стал де-факто единственным стилем периода его правлени€, о чем свидетельствует  азанский собор, здание јдмиралтейства, Ѕольшой театр, »саакиевский собор и Ќарвские триумфальные ворота в —анкт-ѕетербурге. ¬ли€ние стил€ ампир было еще более заметно в ћоскве, где пришлось восстанавливать тыс€чи домов, разрушенных пожаром 1812 года.

‘онтаны ѕетергофа. ѕетродворец.

‘онтаны ѕетергофа. ѕетродворец.

‘онтаны ѕетергофа. ѕетродворец.† © www.mosarchinform.ru

 

¬ 1830 Ќиколай I облегчил нормы и правила в области архитектуры, открыв дорогу нескольким воплощени€м ранней эклектики. ѕсевдорусский дизайн  онстантина “она стал предпочтительным при строительстве церквей (’рам ’риста —пасител€, 1832-1883), а его общественные здани€ следовали традици€м –енессанса, примером €вл€етс€ Ѕольшой  ремлевский дворец (1838-49) и ќружейна€ палата  ремл€ (1844 -1851). ¬ дальнейшем во врем€ царствовани€ јлександра II и јлександра III произошло восстановление русско-византийского стил€ в церковной архитектуре, в то врем€ как гражданское строительство следовало тому же разнообразию эклектизма, который был распространен† во всех европейских странах; признаками этого были посто€нно растущие национальные тенденции возрождени€, народные и фантастические (например, дом ѕогодина и √осударственный исторический музей в ћоскве).

ћежду 1895 и 1905 годами в архитектуре на короткое врем€ преобладает модерн, наиболее выражен он в ћоскве (архитекторы Ћев  екушев, ‘едор Ўехтель и ¬иль€м ¬алькот). Ётот стиль оставалс€ попул€рным до начала ѕервой мировой войны, в 1905-1914 годах он уступил место возрождению российского неоклассицизма Ц сли€нию стил€ ампир и традиции стил€ ѕалладио с современным технологи€м строительства.

«дание јдмиралтейства (1704-1706)

ѕетропавловска€ крепость (1706-1740)

ѕетергофский дворец (1714-1755)

—мольный монастырь (1744-1764)

≈катерининский дворец в ÷арском —еле (1752-1757)

«имний дворец  (1762Ц1796)

«имний дворец† (1762Ц1796)

ћихайловский замок (1797-1801)

»саакиевский собор (1819Ц1858)

Ѕольшой театр (1821Ц1825)

’рам ’риста —пасител€ (1860Ц1883)

√осударственный исторический музей (1875-1881)

√”ћ (1890-1893)

“реть€ковска€ галере€ (1902-1904)

 

ѕослереволюционный период (1917-1932)

¬ первый год советской власти все архитекторы, отказавшиес€ эмигрировать (а также новое поколение), осуждали любое классическое наследие в своей работе, они способствовали распространению формализма Ц самого вли€тельного стил€, возрождающего старые методы.  олоссальные планы были разработаны дл€ крупных, технически передовых городов. —амым амбициозным проектом была Ѕашн€ “ретьего »нтернационала, спроектированна€ в 1919 году ¬ладимиром “атлиным (1885-1953) Ц 400-метрова€ спираль, обвивающа€с€ вокруг наклонной центральной оси с вращающимис€ стекл€нными камерами. Ќевозможна€ в реальной жизни, Ѕашн€ “атлина вдохновила целое поколение архитекторов-конструктивистов в –оссии и за рубежом. Ўуховска€ башн€, возвышающа€с€ на 160 метров (520 футов) над ћосквой, была завершена в 1922 году. —огласно первоначальным планам, √иперболоидна€ башн€ ¬ладимира Ўухова (высотой 350 метров (1150 футов)) имела расчетную массу 2200 тонн (2200000 кг), в то врем€ как Ёйфелева башн€ в ѕариже (высотой 350 метров (1150 футов)) весит 7300 тонн (7300000 кг).

Ўуховска€ башн€ (башн€ Ўухова) в начале 30-ых годов 20 века - архитектура ћосквы

Ўуховска€ башн€ (башн€ Ўухова) в начале 30-ых годов 20 века - архитектура ћосквы

¬ажным приоритетом в послереволюционный период была массова€ реконструкци€ городов. ¬ 1918 году јлексей ўусев (1873-1949) и »ван ∆олтовский основали јрхитектурную мастерскую имени ћоссовета, где происходило комплексное планирование реконструкции ћосквы как новой советской столицы. ¬ этой мастерской работали молодые архитекторы, которые позже стали лидерами авангардистского движени€. ¬ то же врем€ архитектурное образование, сосредоточенное в ¬’”“≈ћј— (¬ысшие художественно-технические мастерские), было разделено между де€тел€ми возрождени€ и модернистами.

¬ 1919 году ѕетроград претерпел аналогичную проектную и образовательную перестройку под руководством опытного де€тел€ возрождени€ »вана ‘омина (1872-1936). ƒругие города последовали его примеру, и результаты работы, проведенной в них, привели к кардинальным изменени€м в традиционной российской планировке городов. “ам были созданы первые крупномасштабные шаблоны развити€ (генеральные планы). √ород проектировалс€ как сери€ новых широких проспектов, массивных общественных зданий, а жилища рабочих улучшались благодар€ отоплению и сантехнике. ѕервый жилой дом этого периода был завершен в 1923 году, затем произошел всплеск государственного жилищного строительства в 1925-1929 годах.

¬ ѕетрограде с 1917 по 1919 год первый пример нового стил€ был построен на ћарсовом поле Ц это пам€тник Ђ∆ертвам –еволюцииї, его автор† Ћев –уднев (1886-1956). Ётот комплекс состо€л из р€да простых, выразительных монолитов из гранита, он стал основным пунктом дл€ дальнейшего развити€ —оветской скульптурной и мемориальной архитектуры. ќднако самым известным зданием этого времени был ћавзолей Ћенина по проекту јлексе€ ўусева. ѕервоначально это было временное дерев€нное строение, увенчанное пирамидой, с двум€ крыль€ми (дл€ входа и выхода). ¬ 1930 году его заменили нынешним зданием, построенным из камн€. —очетание темно-красного и черного лабрадорита улучшало его стройную, точную конструкцию.

—тремительное развитие технологических процессов и материалов также повли€ло на использование конструктивистских элементов при проектировании зданий. ѕри возведении ¬олховской гидроэлектростанции (1918-26, архитекторы ќ. ћунц и ¬. ѕокровский) все еще используетс€ традиционный контур на арках оконных ниш (несмотр€ на использование бетона в строительстве). ƒнепрогэс (1927-32), построенна€ коллективом архитекторов под руководством ¬иктора ¬еснина (1882-1950), характеризуетс€ инновационным дизайном с использованием изогнутой плотины с ритмическим рисунком фундаментов. “ворческие союзы сыграли большую роль в архитектурной жизни –оссии 1920-х годов. ќдним из них была јссоциаци€ новых архитекторов (ј—Ќќ¬ј), образованна€ в 1923 году, она пропагандировала идею синтеза архитектуры с другими видами творчества, чтобы придать здани€м почти скульптурное настроение. Ёти здани€ должны были служить визуальной точкой дл€ ориентировани€ человека в пространстве. „лены ј—Ќќ¬ј также спроектировали первые небоскребы ћосквы, но ни один из них не был построен в то врем€ (1923-1926).

≈ще одним новшеством послереволюционной –оссии был новый тип общественного здани€: рабочий клуб и ƒворец культуры. ќни стали новым фокусом дл€ архитекторов, которые использовали зрительное выражение больших элементов в сочетании с промышленными мотивами. —амым известным из них был дом культуры имени «уева (1927-29) в ћоскве по проекту »льи √олосова (1883-1945), композици€ которого опиралась на динамический контраст простых форм, плоскостей, сплошных стен и остекленных фасадов.

—имволическое выражение в строительстве было характерной чертой работ по проектам  онстантина ћельникова (1890-1974), в частности, это рабочий клуб им. –усакова (1927-1929) в ћоскве. ¬изуально здание напоминает часть шестерни; каждый из трех консольных бетонных Ђзубцовї €вл€етс€ балконом основного зрительного зала, балконы могли быть использованы по отдельности или скомбинированы друг с другом в большой театральный зал. ќстрота композиции и Ђпреобразованиеї внутреннего пространства (которое ћельников называл Ђнапр€женные мышцыї) сделали это здание одним из наиболее важных примеров советской архитектуры.

 луб завода Ђ аучукї - архитектура ћосквы, начало 30-ых годов

 луб завода Ђ аучукї

Ѕахметьевский автобусный гараж -  - архитектура ћосквы, начало 30-ых годов

Ѕахметьевский автобусный гараж



“ипографи€ журнала ќгонек

ћавзолей Ћенина

√араж на Ќовор€занской улице (ћосква)

ƒом культуры имени —.ћ.«уева - архитектура послереволюционной –оссии

ƒом культуры имени —.ћ.«уева

“рикотажна€ фабрика Ђ расное «нам€ї

ƒом ћельникова (1927Ц1929) - архитектура послереволюционной –оссии

ƒом ћельникова (1927Ц1929)

 

ƒо и послевоенный —оветский —оюз (1935-1955 годы)

—талинска€ архитектура высоко ценила консервативную монументальность. ¬ 1930-е годы в результате проведени€ сталинской политики произошла быстра€ урбанизаци€, и был проведен международный конкурс на строительство ƒворца —оветов в ћоскве в то врем€. ѕосле 1945 года основное внимание было уделено как восстановлению объектов, разрушенных во врем€ ¬торой мировой войны, так и возведению новых зданий: семь высотных зданий были построены в символических точках ћосквы. «дание ћосковского университета (1948-1953) по проекту Ћьва –уднева и его помощников особенно замечательно благодар€ выбранному месту строительства. ƒругим примером €вл€етс€ выставочный центр в ћоскве, построенный дл€ второй ¬сесоюзной сельскохоз€йственной выставки (¬—’¬) в 1954 году. «десь был построен р€д павильонов, каждый из которых оформл€лс€ в стиле его представител€. ƒругими известными примерами €вл€ютс€ станции метро ћосквы и —анкт-ѕетербурга, построенные в 1940-х и 1950-х годах, они знамениты своим экстравагантным дизайном и €ркими украшени€ми. ¬ целом сталинска€ архитектура изменила облик многих послевоенных городов; многое из этого наследи€ существует и по сей день на центральных проспектах и в общественных здани€х.

—оветска€ архитектура ’рущЄвско-Ѕрежневского периода (1955-1985 гг.)

ѕосле смерти —талина в 1953 году страну потр€сли социальные и политические изменени€, и также были затронуты приоритеты в строительстве и архитектуре. ¬ 1955 году Ќикита ’рущев, столкнувшись с медленными темпами жилищного строительства, призвал к решительным мерам по ускорению этого процесса. Ёти меры предполагали разработку новой технологии массового производства и удаление Ђдекоративных излишковї со зданий. Ёто действительно положило конец сталинской архитектуре, однако сам переход был медленным.

Ѕольшинство проектов, наход€щихс€ к 1955 году на стадии планировани€ или в процессе строительства, были непосредственно затронуты, результатом, порой, было то, что целые районы становились эстетически асимметричными. ’орошо известным примером €вл€етс€ послевоенное восстановление украинской столицы Ц  иева, в котором запланированные проспект  рещатик и центральна€ площадь города (ѕлощадь  алинина) должны были сформировать единое богатое пространство, окруженное примерами сталинского строительства. ќднако так как здани€, окружавшие их, были на стадии завершени€, архитекторов вынудили изменить их планы, и эта территори€ осталась незавершенной до начала 1980-х годов. ¬ частности, гостиница Ђ”краинаї, котора€ должна была увенчать площадь и походить на одну их из московских Ђ—еми сестерї, была оставлена кубической по форме без верхнего шпил€ и какой-либо богатой внешней отделки.

“ем не менее, поскольку здани€ становились более квадратными и простыми, они принесли с собой новый стиль, вдохновленный  осмической Ёрой, Ц функциональность. √осударственный  ремлевский дворец €вл€етс€ данью уважени€ предшествующим попыткам преодолеть быстро мен€ющиес€ стили, диктуемые государством. ќстанкинска€ телебашн€, построенна€ по проекту Ќикола€ Ќикитина, символизирует технический прогресс и будущее. Ќар€ду с более простыми здани€ми 1960-е годы пам€тны благодар€ масштабным планам по строительству жиль€. Ѕыл разработан типовой проект с использованием бетонных панелей дл€ строительства простого п€тиэтажного дома. Ёти Ђп€тиэтажкиї были доминирующим выбором при строительстве жиль€. Ќесмотр€ на то, что их строили быстро, качество этих зданий было плохим по сравнению с более ранними жилыми постройками; их однообразный вид способствовал по€влению серого и скучного стереотипа внешности социалистических городов.

¬ начале 1970-х годов Ћеонид Ѕрежнев дал архитекторам больше свободы, и вскоре началось строительство разнообразного по дизайну жиль€. ћногоквартирные дома стали выше и красочнее, их особенностью были большие мозаичные панно† на торце здани€. ѕочти во всех случа€х они были построены не как самосто€тельные конструкции, а как часть крупных комплексов (от французского: housing massif Ц жилой массив), что вскоре стало одной из центральных характеристик социалистических городов. ќбщественные здани€ были также различными по стилю. Ќекоторые из них (например, Ѕелый ƒом) устанавливали пр€мую св€зь с архитектурой ранних 1950-х годов с фасадом из белого мрамора и большими барельефами на крыль€х здани€.

—овременна€ –осси€ - архитектура (1985 -н.в.) ( в подготовке)

ћосква

 огда —оветский —оюз развалилс€, многие его проекты были приостановлены, а некоторые и вообще отменены. “ем не менее, впервые не было больше никакого контрол€ над тем, каким должно быть здание по стилю или кака€ у него должна быть высота. ¬ результате по мере общего улучшени€ финансового состо€ни€ архитектура начала расти быстрыми темпами. ¬первые были реализованы современные методы строительства небоскребов; это привело к по€влению амбициозного бизнес-центра в ћоскве Ц Ђћосква-—итиї. ¬ других случа€х архитекторы вернулись к успешным проектам сталинской архитектуры, в результате чего по€вились такие здани€, как “риумф-ѕалас в ћоскве.

комплекс высотных зданий ћосква-—ити

Ѕолее подробно в статье архитектура ћосквы.

«начительную часть жилищного фонда –оссийской ‘едерации до сих пор составл€ет хрущЄвско-брежневские типовые серии и общественные здани€. Ћишь в последние годы наметилось повышение темпов строительства и реконстукции (санации) жилых и общественных домов, стоительства новых зданий с использованием новейших материалов.† ¬ архитектурных конкурсах принимают участие и зарубежные архитекторы и архитектурные бюро.

 

по теме:

јрхитектура ћосквы 19 века
јрхитектура –оссии (кроме ћосквы) 19 века
ƒома в старорусском стиле, резные элементы, мебель, архитектура ч.2
јрхитектура –оссии (кроме ћосквы) 18 века
јрхитектура ћосквы 18 века
јрхитектура –оссии и ћосквы 17 века
јрхитектура барокко ( архитектурный стиль)
—талинска€ архитектура (сталинский ампир, сталинский неоренессанс)
јрхитектура –оссии 16 века

 

(стать€ в подготовке)





8883 просмотров (а)
-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€:
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.
« јрхитектурное проектирование зданий и сооружений√отическа€ архитектура »