Архитектурное путешествие

 

Прага

 

 

Вена

 

 

Корфу

 

 

ссылки:

 

Архитектурный стиль

 

Архитектурное проектирование зданий



Архитектурные бюро Москвы

Недорогие цены на покупку апартаментов и вилл в греции здесь.

Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Ноябрь 14, 2013

Архитектура России 19 века (кроме Москвы), проекты жилых и общественных зданий

19 век в России начался с большого народного подъема, связанного с Отечественной войной. Многие увлеклись поэзией, особой популярностью пользовался молодой А. С. Пушкин. Война и последующие восстание декабристов оказали значительное влияние на русскую культуру первой половины 19 века. В 40-е годы произошел еще один переломный момент, он уже касался революционной деятельности А. И. Герцена, провокационные статьи публиковал В. Г. Белинский, не могли найти общий язык западники и славянофилы.

Екатерининский учительский институт, г. Тамбов - Архитектура России 19 века

 

Екатерининский учительский институт, г. Тамбов

Писатели и художники все больше склоняются к романтическим темам, что постепенно вовлекало Россию в общеевропейский культурный процесс. Постепенно начали уходить от классицизма и через романтизм дошли до критического реализма, что поделило русское искусство на два этапа, что особенно стало заметно в 30- годы. Роль художников, по сравнению в 18 веком, значительно поднялась, более значима стала его личность, творчество ничем не ограничивалось, на первый план выдвигались нравственные и социальные вопросы.

Художественной жизнью начали интересоваться, что было заметно по открытию художественных обществ и выпуску специализированных журналов. Русское общество возвышало высокогражданские элементы зодчества и монументально-декоративные скульптуры, совместно можно было увидеть декоративную роспись прикладное искусство, которым лично занимались архитекторы. Преобладающий стиль этого столетия – зрелый классицизм, в литературе можно встретить еще другое название – русский ампир.

Первая половина 19 века отличается высоким темпом градостроительства, в Петербурге уже спланированы главные площади: Сенатская и Дворцовая, закончены лучшие ансамбли, большое внимание архитекторов направлено на обустройство Москвы после пожара 1812 года. Многие за эталон берут античные греческие, иногда немного архаические, элементы, больше всего воодушевляет архитекторов гражданственная героика, тосканский ордер со своей силой и лаконизмом. Колоннады и арки укрупняются, стены стараются делать более гладкими, так как это визуально их делает мощными и грациозными. Вся архитектура становится монументальной и громоздкой, большое внимание уделяется и скульптуре и ее смысловой наполненности. Тщательно подбираются цвета, обычно присутствует не более двух, прорабатываются детали, появляется много колон и лепнина, статуи белого цвета, а фон серый или желтый. Больше работ ведется в области общественных организаций, появляются театры, учебные заведения, ведомства, а вот строительство храмов и дворцом, наоборот, останавливается, исключением выступают только полковые соборы при казармах.

Самый популярный архитектор того времени – это А. Н. Воронихин, он начал работать еще в конце 18 века, когда произошла перестройка, он подхватил идеи Ф. И. Демерцова относительно интерьера Строгановского дворца. Хорошим примером классической простоты является Строгановская дача на Черной речке. С 1800 года Воронихин переезжает для работы в Петергоф и строит там галереи у ковша фонтана «Самсона», принимает активное участие в обновлении фонтанов Большого грота, после чего заслуженно получил звание архитектора от Академии художеств. Далее Ворохинина приглашают в пригороди Петербурга, там он создает несколько фонтанов для Пулковской дороги, работает над интерьером кабинета «Фонарик», в Павловском дворце, конструирует Висконтьев мост и некоторые элементы в парке Павловска.

Самым знаменитым зданием, построенное Ворохининым, является Казанский собор, строился он десять лет, начиная с 1801 года. Полуциркулярная колоннада, которая обычно располагается с фасада здания, по задумке архитектора была поставлена с бокового входа – северного фасада, а в центре получилась площадь, благодаря чему здания вокруг собора образовали весомый градостроительный узел. Колоннада завершалась проездам, из которых можно было выехать на любую ближайшую улицу. Архитектора прекрасно владел всеми знаниями античных традиций и прекрасно совмещал их в современных зданиях, об этом свидетельствуют боковые проезды от собора и рисунок портика и коринфских колонн. В 1811 году остался только один незакрытый проект, согласно которому на южной стороне должна была стоять вторая колоннада, а у западного входа полукруглая площадь. Из этого всего реализовалась только чугунная решетка на западной стороне здания. В 1813 году в соборе состоялись похороны Кутузова, после чего здание получило статус исторического памятника победы. Здесь можно найти и другие элементы, отобранные у армии Наполеона. В скором времени перед зданием поставили памятники М. Б. Барклаю-де-Толли и М. И. Кутузову, над которыми работал Б. И. Орловский.

Более строгим стал Горный кадетский корпус (в настоящее время Горный институт), здесь все направлено на крупный 12-колонным дорический портик, фасад обращен к Неве. Такими же грозными были и скульптуры на здании, которые четко выделялись на фоне гладкой боковой стены. И. Э. Грабарь подчеркнул, что классицизм эпохи Екатерины пошел от римской архитектуры, а эпохи Александра от стиля Пестума.

Воронихин работал в стиле классицизма, построил много городских ансамблей, объединил скульптуру с архитектурой, работал над большими и маленькими проектами. Из Горного кадетского корпуса можно было увидеть Васильковский остров, на одной из его сторон Тома же Томан строит ансамбль Биржи. Тома де Томан родился в Швейцарии и в Россию приехал только к концу 18 века, до этого он успешно работал в Италии и Австрии, учился в Парижской Академии. Полного образование архитектора у него не было, но все равно ему доверили построить Биржу, с чем он справился великолепно, на строительство ушло 5 лет. Весь вид Васильевского острова изменился после прихода Томона, берега стали полукруглыми, по краям появились колонны-маяки, образовав возле Биржи площадь. Внешне Биржа была похожа на греческий храм, на цоколе была периптера, на которой должны были находиться торговые склады. Декора практически не было, подчеркивалась простота и правильность пропорций, могущество и монументальность. Аллегорическая скульптура Биржи и колонн явно показывают для чего они были предназначены. В главном зале Биржи аккуратно вписываются дорические антаблементы и полуциркулярным сводом.

Здание Биржи, Санкт-Петербург - Архитектура России (кроме Москвы) 19 века.

 

Здание Биржи, Санкт-Петербург

 

Здание Биржи, Санкт-Петербург - Архитектура России (кроме Москвы) 19 века.

 

 

Тома де Томон создал не только Биржу, в коллекции его работ были и другие здания в Петербурге. Он работал в царских загородных резиденциях, создавая здания в греческом стиле.

Романтические порывы архитектора явно прослеживаются в мавзолее в память в Павле от Марии Федоровны, который находится в парке Павловска. По виду мавзолей похож на храм-простиль, внутри же него находится кессонированный свод, стены покрыты искусственным мрамором.

19 век больше всего запомнился благодаря знаменитым ансамблям Петербурга. Архитектор А. Д. Захаров (студент Петербургской Академии и последователь парижского архитектора Ж. Ф. Шальгрена), начиная с 1805 года, становится главным архитектором адмиралтейств, так как именно он начал работу над Адмиралтейством в 1806 году. Когда было полностью изменено коробовское здание, оно стало главным ансамблем Петербурга, которое становится одной из первой ассоциаций при упоминании о Петербурге. Захаров не придумывал ничего лишнего, композиция состояла из двух объемов, в которых визуально один был заключен в другой, а внешний, имеющий форму буквы П, был отделен от двух внутренних флигелей каналом и имел форму буквы Г. Во внутреннем объеме были чертежные и корабельные мастерские, во внешнем – административные учреждения, библиотека, музей и прочее. По длине Адмиралтейство достигало 406 метров. Окна боковых фасадов выходят на Неву, а центральный имеет по центру триумфальную арку со шпилем, что является главным в композиции. Захаров не стал нарушать традиции и разрушать шпиль, но он изменил его в направлении классицизма. Чтобы здание было не таким однообразным, равномерно по всему периметру построены портики. Прекрасно с архитектурой здания сочетаются декоративные элементы, которые вносят особый смысл, делают Адмиралтейство мощным ведомством России. Все элементы скульптуры Захаров продумывал самостоятельно, без чьей-либо помощи, а воплощали в жизнь уже лучшие мастера того времени. Над верхней площадкой павильона находятся изображения Кораблестроения и Ветра.

К сожалению, Захаров так и не дожил до окончания строительства Адмиралтейства. Территория верфи дополнилась доходными домами только во второй половине 19 века, некоторые скульптуры пришлось убрать, поэтому здание сильно отличалось от первоначальной задумки зодчего.

Другим ведущим архитектором Петербурга начала 19 века стал К. И. Росси. Сначала он учился в мастерской Бренны, затем переехал в Италию, свои первые работы он начала реализовывать в Москве, затем в Твери. Первая крупная работу, которую России осуществил в Петербурге – постройки на Елагином острове. Отличительной чертой России были ансамбли. Любой театр или дворец он видел в форме узла с площадями и улицами. Так появились Михайловский дворец, который сегодня является Русским музеем, с площадями и улицами, выходящими на Невский проспект. Главный подъезд выглядит очень нарядно и монументально, для такого эффекта был сделан портик с подходящей к нему большой лестницей и пандусами. Росси отличался идеальным вкусом, поэтому все тщательно продумывал сам, вплоть до декоративного убранства, сам рисовал ограды, продумывал вестибюли и интерьеры, подбирал цвета и создавал росписи гризайлью.

Тяжелая работа шла при оформлении Дворцовой площади, ведь стояла задача совместить барочный Дворец Растрелли с классицистическим зданием Главного Штаба. Второе архитектор дополнил Триумфальной аркой, чтобы здание было не таким скучным и простым, через которую можно было попасть на Большую Морскую улицу и на Невский проспект, площадь Росси сделал правильной формы, которая вскоре стала одной из самых больших европейских площадей. Триумфальная арка с колесницей Славы придала особый торжественный характер всей композиции.

Прекрасный ансамбль Росси начал около 1810 года, который строился более 20 лет, в него был вписан современный на тот момент Александрийский театр и близлежащая Александрийская площадь. Улица за театром сегодня переименована в честь архитектора, который закончил Чернышеву площадь и набережную Фонтанки. Ансамбль также включил в себя соколовское здание Публичной библиотеки, которое Росси немного видоизменил и павильоны Аничкова двора, которые Росси построил к 1818 году.

Последними работами Росси были здания Сената и Синода, которые мир увидел в 1834 году на великой Сенатской площади. Архитектор в этот раз дал волю своей фантазии и амбициям, и выразил все самые смелые идеи, соединив два здания триумфальной аркой. Здания были немного дробными, перегруженными скульптурами, холодными и могущественными, все это характеризовало позднее зодчество и период ампира.

Творчество Росси можно подытожить как эталон градостроительства. Он, как и Растрелли в свое время, сам работал над декором, интерьером, продумывал расстановку мебели и цвета обоев, он был одновременно мастером по металлу и дереву, скульптором и художником. Его композиции всегда были целостными и по сей день приковывают восхищённые взгляды туристов. Росси работал с таким скульпторами как Демут-Малиновский и Пименов Старший.

Знаменитым архитектором позднего классицизма стал В. П. Стасов, его здания отличались от других строгостью и простотой. В его работы входят Павловский казармы на Марсовом поле, Конюшенное ведомство на набережной Мойки у Конюшенной площади, собор Измайловского полка, Нарвские и Московские ворота с триумфальными арками, он вел работы над интерьерами Зимнего дворца и Екатерининского Царскольсельского. Стасов делал здания массивными, тяжелыми, а тоже время пластичными. Колонны и купола получались грузными и внушительными, в них не было ни капли изящества, если и использовались декоративные элементы, то только орнаментальные фризы, которые утяжеляли композицию.

Двигаясь к середине 19 века, остановившись на 40-х годах, можно увидеть, что классицизм начинает видоизменяться, он уже не такой гармоничный, а более тяжелый и сложный, ярким примером является Исаакиевский собор в Петербурге, над которым работал Огюст Монферран, строительство длилось 40 лет и закончилось к 1858 году. Вскоре здание стало великим европейским памятником зодчества, при строительстве которого принимали участие лучшие архитекторы, скульпторы, художники и другие мастера.

Архитектура развивалась одновременно со скульптурой, во втором направлении активно развивался Мартос, в 1780-1790 года он делал неповторимые надгробия, отличавшиеся мудростью и тишиной, однако к 19 веку он перешел на несколько иной стиль, стало меньше мрамора и больше бронзы, лирика сменилась героизмом, а строгость перекрыла чувствительность. Все более прослеживалась греческая античность.

В период в 1804 по 1818 года Мартос делает памятники Пожарскому и Минину, за счет средств от общества. Памятники удалось поставить, так как этот период был пиком общественного подъема.

Мартом сотрудничал с Ф. Щедриным, совместно с которым они создают скульптуры для Казанского собора. Фигуры выполнены четко на фоне идеально ровной стены, присутствует как классицизм, так и романтический спокойные ритмы.

Следует упомянуть и о таких великих скульпторах как С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский. Они гармонично сочетали скульптуру с архитектурой, работая с пудостским камнем. Последним творением, в которых прослеживается синтез скульптуры и архитектуры, является статуя Барклая-де-Толли и Кутузова у Казанского собора, над которой трудился Орловский, он не дотянул пару дней до торжественного открытия своего творения.

Посередине столетия классицизм постепенно переходит в скучный академизм, отражающий непосредственность и реальность, пропадает монументальность и торжественность.

Значительных успехов в эти непростые времена достиг П. К. Клодт, чьим трудом являются кони для Нарвских Триумфальных ворот в Петербурге, «Укротители коней» для Аничкова моста, памятник Николаю I на Исаакиевской площади, И. А. Крылову в Летнем саду и другие анималистические скульптуры.
 

Конец 19 века с развитием промышленности и железных дорог начинают строиться вокзалы.

Вокзал Сергиевская пустынь - Архитектура России 19 века.

 

Вокзал Сергиевская пустынь - Архитектура России 19 века.

Мост через реку Обь

 

Мост через реку Обь

 

Финляндский вокзал — пассажирский терминал станции Санкт-Петербург-Пассажирский-Финляндский, один из пяти действующих вокзалов Санкт-Петербурга. Расположен по адресу: площадь Ленина, 6. Первое здание вокзала было возведено в 1870 году на Симбирской улице для Финляндской железной дороги, которая связала столицу с Великим княжеством Финляндским.

Финляндский вокзал (архитектор Пётр Купинский)

 

Современное здание Финляндского вокзала

Современное здание Финляндского вокзала

 

Ярославль

Во второй половине XIX века в Ярославле строятся особняки, стилизованные под позднее барокко (дома табачного фабриканта Дунаева, Петражицкого, Донцовых и Лопатиных, духовной консистории и т. д.), и здания в псевдорусском стиле (здания бывшей глазной лечебницы, художественного училища, Знаменская церковь и др.). Наиболее крупным представителем неорусского стиля был губернский архитектор Н. И. Поздеев, выстроивший для владельца Ярославской мануфактуры дом Игумнова в Москве. Помимо дома Дунаева (искажённого в советское время), Поздеев спроектировал в Ярославле две часовни и новую Сретенскую церковь. В своих проектах он отталкивался от ярославского зодчества допетровской эпохи, гармонично вписывая новые здания в существующий городской пейзаж. Высокой техникой кирпичного узорочья отмечена спроектированная им часовня Александра Невского, ставшая одним из символов города.

Театр в Ярославле - Архитектура России 19 века.

 

Театр в Ярославле

В начале XX века в городе распространяются новые архитектурные веяния — неоклассицизм (дом Рожкова, навеянный жилярдиевскими Кузьминками новый театр Волкова) и модерн (дом Кнопфа, отель «Бристоль»). Для ярославского модерна свойственно тяготение к вольной романтической стилизации под классицистическую традицию (кинотеатр «Горн», пожарная каланча 1911 года, дом Вахрамеева на ул. Собинова).

Здание начала 19 века во Владимире, сохранилась цифра окончания строительства на фронтоне

 

Здание начала 19 века во Владимире, сохранилась цифра окончания строительства на фронтоне

 

Ссылки:




Архитектура Москвы 19 века
Архитектура Москвы, памятники, история, современная столица
Архитектура России и Москвы, современность, 19, 18, 17 века, ранние периоды (13-16 века) Киевская Русь (9-13 вв.)

 

 





От: Романова Ксения, Пашкова Наталья,   -



-

Скрыть комментарии (2)

UP
Oleg   Активность: 235  Апрель 9, 2018


Жилой дом в центре Ярославля.

  1


Oleg   Активность: 235  Май 29, 2018


Жилой дом 1836 года постройки, первый этаж занимали лавки.

Дом Козловой
Первый этаж занимали лавки, второй был жилым. 8 февраля 1846 года произошёл пожар. В 1848 году дом был продан мещанке Козловой, которая в том же году под надзором архитектора Л. В. Фостикова отремонтировала его. При этом была заложена аркада первого этажа и лавки превращены в жилые помещения.

фото: апрель 2018

domofoto,ru ( урл на модерации)/house/87726

  2



Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Архитектура России 18 века (кроме Москвы), проекты жилых и общественных зданий Современная авангардная архитектура Испании »

Отказ от ответственности (Disclaimer)