|
Архитектурные журналы и пресса >> Архитектурно-строительная пресса, архив >> Выставка как зеркало реальности, Архитектура и строительство России / 12.2000
Среди старых и новых московских выставочных площадок архитектурно- строительный центр "Дом на Брестской", находящийся под эгидой Москомархитектуры, выделяется своей способностью "ухватывать" самые животрепещущие темы. При этом в "Доме на Брестской" умудряются организовывать такие выставки, которые не только демонстрируют интересные и важные сегменты строительной сферы, но и обнажают их проблемы. Большие и "пожилые" строительные выставки, например, на Краснопресненской набережной или в Сокольниках, выступают в роли парадных фасадов российской строительной реальности, которые регулярно подновляют для проезжающего мимо начальства. Огромные, по отечественным меркам, экспозиционные площади, сотни экспонентов, уже устоявшаяся репутация и значительные суммы, потраченные на имидж и промоушен участников - всё это информационно оглушает посетителя, неспособного не только воспринять, переработать, проанализировать и оценить уйму сведений, предназначенных для него, но и просто их собрать. Поэтому, в качестве главного результата "больших" выставок остаётся не понимание, а ощущение. У пересыщенного информацией и слегка обалдевшего от визуальных и звуковых впечатлений посетителя формируется стойкий образ бодрого бурления в строительной сфере, который однозначно идентифицируется у людей не интересующихся цифрами (а таких большинство) с процессами динамичного развития, или, как минимум, с высоким уровнем деловой активности. В то же время, комплекс отраслей, именуемый строительным, уже много лет находится в кризисе, что подтверждается данными такой, по определению, оптимистической организации, как учреждения госстатистики. Устойчивый рост наблюдается только в области цен и тарифов. Отсюда напрашивается вывод, что ощущение - фактор ненадёжный, а выставки в большей мере отражают не действительное, а желаемое. Из этого не вытекает ненужность выставок, но опровергается расхожий тезис о том, что они отражают текущий уровень развития экономики и культуры. В гораздо большей степени выставки демонстрируют не то, как есть в жизни, а то, как могло бы быть. В отличие от "больших" и "пожилых" "маленькая" и "молодая" выставочная система "Дом на Брестской" своими мероприятиями не стремится окатить посетителя информационным цунами. Небольшая площадь и число экспонентов, не превышающее сотни, позволяют обойти все стенды, задать вопросы, побывать на семинарах по интересующей тематике и затратить на всё два-три часа, то есть разумное время, которое не жалко потратить не только мотивированному специалисту, но и просто интересующемуся посетителю. В результате, дело не ограничивается только ощущениями, но наступает некоторое понимание ситуации в соответствующем сегменте строи' ной сферы. Оно не всестороннее и не исчерпывающее, но бывает достаточным для мотивации дальнейшего информационного поиска, уже за рамками выставки. "Дом на Брестской" и другие небольшие выставки, несмотря на горячее желание экспонентов торговать, работают скорее в качестве места для прилавка, где встречаются продавец и покупатель, а клуба по интересам для специалистов, где обмениваются мнениями те, кто разбирается в предмете или же хочет разбираться. Особенностью нынешних выставок является то, что вместо производителя в качестве экспонента всё чаще выступает дилер или дистрибьютор, то есть оптовый или отптово-розничный торговец, а вместо конечного потребителя - строительный посредник, то есть девелопер, проектировщик или строительный подрядчик. Техническая сложность современных элементов построения среды обитания и физическая отстранённость конечного потребителя от процесса её создания диктуют необходимость профессионализации строительных выставок, несмотря на то, что, на волне тотально внедряемой коммерциализации, их пытаются превратить в подобие магазина, оптовой базы или шоурума. Примеров тому много, ближайший - в том же "Доме на Брестской", ниже этажом. На "больших" выставках интенсивность собственно коммерческой работы выше, недаром одним из критериев их успешности является количество контрактов и протоколов о намерениях, подписанных во время выставки. Некоторые организаторы "малых" выставочных проектов появившиеся в последние годы в России, всё яснее осознают, что тягаться по коммерческой части с "великанами", ведущими свою историю ещё с советских времён, чрезвычайно сложно, если не бесполезно. Обеспечивать коммерческий успех и завоёвывать репутацию следует иными путями и с использованием других инструментов. Одним из методов обустройства собственной ниши в выставочном бизнесе выступает специализация. Мы не знаем, "поняли" это в "Доме на Брестской" или только "ощутили", но данная выставочная система одной из первых стала организовывать реально специализированные выставки. Попытки "специализировать" выставки делались издавна, но обычно уровень заявляемой специализации был столь широк и расплывчат, что каждый раз затрагивалась практически вся строительная сфера. Например, уловить разницу между "Стройтехом" и "Cтроймаркетом" или просто "Строительством" практически невозможно. На выставках разной направленности, например, на "Экспогороде" и "Евроремонте", спектр экспонентов практически одинаков. Многие фирмы, ведущие активное освоение рынка, участвуют во всех строительных выставках на всех площадках, вне зависимости от заявленной тематики. Посвящена ли выставка энергосбережению, либо дизайну интерьеров, или проблемам градостроительства - на ней, скорее всего, будут представлены, например, ТИГИ-КНАУФ, производитель изделий из гипсокартона, и крупные поставщики окон, такие как КВЕ или Велюкс. "Дом на Брестской" пытается уйти в узкую специализацию экспозиций, чтобы не соревноваться с "большими" выставками с их непреодолимой универсальностью. В своей тематической политике Москомархитектура очень точно вычленяет области, требующие выставочного раскрытия, полезного как для профессионалов, так и для широкой публики. В частности, именно в "Доме на Брестской" прошла первая в Москве выставка по ландшафтной архитектуре, одна из первых - по интерьерному дизайну. Это говорит о ясном понимании Москомархитектурой ключевых направлений современного российского архитектурного процесса. С другой стороны, стремление к специализированности с очевидностью влечёт за собой другие проблемы. Дело в том, что специализация, как правило, не отвечает коммерческим интересам организаторов выставки, поскольку сегодня существует явный дефицит платёжеспособных экспонентов. Прошедшая в конце ноября 2000 года выставка "Безопасность и экология жилища" - это тоже первая ласточка, запущенная "Домом на Брестской" Могут возразить, что выставки, посвящённые безопасности уже давно не новость. Но все другие экспозиции - о безопасности вообще, в самом широком смысле этого слова. На них безопасность жилища всегда занимает скромное место и совершенно теряется на фоне банковских сейфов, миноискателей и антижучковых сканеров, бронежилетов и бронеавтомобилей. Выставка оказалась меньше, чем могла бы быть, каталог её не выпускался, да и структура экспонентов показала, что российское общество понимает безопасность весьма однобоко, и очень легкомысленно относится к качеству жилой среды. Демонстрировались, как нетрудно догадаться, различные варианты стальных дверей, ворот и запоров к ним, системы видеонаблюдения и пожарной защиты, а также, огнестойкие и пуленепробиваемые стёкла. "Экологическую" часть представляли паровые и центральные пылесосы, системы предварительной очистки воды, шумо- и радиопоглощающие материалы, комнатные растения Из "завсегдатаев" здесь был вездесущий ТИГИ-КНАУФ, предлагавший сухие смеси в качестве экологически чистых материалов. Экспозиция оказалась скудноватой, а некоторый ажиотаж вызвали паровые пылесосы, хорошо чистящие, но очень дорогие и потому практически не окупающие себя в домашнем хозяйстве. Небольшую величину экспозиции во многом скомпенсировали непрерывные тематические семинары. В некотором смысле не семинары были приложением к выставке, а выставка стала визуальным приложением к циклу семинаров. Данный подход, использующий преимущества живого общения для удовлетворения углублённого интереса, продемонстрировал второй, помимо специализации, эффективный инструмент, обеспечивающий полезность и привлекательность выставок, вынужденных брать не числом, а уменьем, становясь, прежде всего, местом встречи профессионалов, а уже во вторую очередь - коммерческим мероприятием. Среди докладов на семинарах были и очень толковые, не содержащие псевдонаучной риторики, замечательные своей конкретностью, полнотой и подробностью. Так, о защитных дверях и критериях их отбора доходчиво рассказал Е.В. Петров из Центра инженерной защиты, а о системах пожарной безопасности - группа докладчиков из объединения "Пульс". В качестве "экологических" продвигались системы кондиционирования, а также системы "электронного очищения воздуха", оказавшиеся "дистанционными" ионизаторами и озонаторами, что-то вроде "люстры Чижевского", только в автоматизированно - американском варианте, благотворное воздействие которых пока не имеет официального подтверждения со стороны медицины. Гораздо привлекательней выглядела идея очищения домашней атмосферы комнатными растениями, высказанная одним из докладчиков, правда без конкретных практических рекомендаций, отвечающих на вопросы что? где? когда? как? при каких условиях? с какими конкретными результатами? В предложенном виде так называемая "фитоэкология" больше отдаёт мистикой, чем наукой, поскольку пока не располагает статистическими данными по результатам и не обеспечивает повторяемости, но зато требует участия "медиума" - фитоэколога, естественно, не бесплатно. И в экспозиции, и в семинарах выставки "Безопасность и экология жилища" отразилось реальное положение дел в данной сфере. Системы пожарной безопасности, представляющие собой сегодня наиболее технологически продвинутую область, слишком дороги для обычного жилища, не говоря уже об интегрированных системах безопасности, расходы на которые "потянет" не всякий владелец шикарного особняка. Наиболее распространённая сегодня "система безопасности" - стальные двери в 90 процентах случаев примитивны и недостаточно "защитны". "Экологичность" систем кондиционирования комментариев не требует, а установка хороших, но дорогих водоочистительных систем в московских квартирах нецелесообразна, ибо потребности семьи в чистой воде вполне обеспечиваются в десятки раз более дешёвыми фильтрами, аналогичными известному "Барьеру", который в определённом смысле экологичнее своих более технически совершенных собратьев, поскольку он не проточный, а ёмкостной малого объёма, что принуждает экономить воду. Выставка в "Доме на Брестской" в очередной раз сыграла роль зеркала, в котором отразилось сегодняшнее реальное состояния проблем экологии и безопасности жилища, причём, не только с технической стороны, но и с ментальной точки зрения. Стало ясно, что технически мы способны обустроить благоприятную среду, но объективная потребность в ней пока ещё не превратилась в осознанную, да и экономически далеко не всегда потребитель может позволить себе жить в окружении устройств, минимизирующих всякие риски. Выставка также засвидетельствовала уровень зрелости профессионального сообщества тех, кто проектирует и строит дома, многие из которых до сих пор считают, что забота о безопасности и экологичности жилища - вовсе не их головная боль, а конечного потребителя. Это подтверждает явный дефицит социальной ответственности у профессионалов. Но, как известно, капля камень долбит, а методика "малых дел" не менее эффективна, чем стратегия "большого скачка", что пытается доказать своей деятельностью "Дом на Брестской". В.М. Емельянов, А.А. Фёдоров Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|
Отказ от ответственности (Disclaimer)