Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Январь 19, 2017

Романская гражданская архитектура

Рядом с величественным пространственным творчеством церковной архитектуры гражданская архитектура романской эпохи занимает, по крайней мере, в первый период, весьма скромное место, однако с середины XII столетия благодаря подъему в строительстве городов и замков ее значение непрерывно растет. Уже римляне основали на почве древней Германии, а именно в Рейнской области и в долине Дуная, многочисленные колонии, носившие сначала характер кастр - правильно расположенных и сильно укрепленных военных лагерей. Из обрастания этих последних возникли затем населенные города (Страсбург, Майнц, Франкфурт, Трир, Кельн, Ксантен, Пассау, Регенсбург и др.). В них отдельные прямые и пересекающиеся под прямым углом куски улиц посреди остальной беспорядочной сети уличек древнейших кварталов позволяют иногда распознать следы линеек римского лагеря. Однако большинство городов раннего средневековья возникло (если не говорить о городах, основанных князьями) из мелких колоний земледельческого или ремесленного типа, при условии их удачного местоположения, именно: на судоходных реках, на перекрестках важных дорог и т.п. (1*)

Романская гражданская архитектура

 

Рис. 210. Puerta del Sol в Толедо

(1*) Встречающееся на юге Франции и в Северной Германии правильное расположение средневековых городов с прямоугольной сетью улиц указывает всегда на планомерную застройку, проводившуюся в Германии главным образом немецкимирыцарскими орденами.

Благодаря бессистемному накапливанию зданий возникла неразбериха уличек и переулков; примерно посредине сооружались епископский собор и епископская площадь, часто в соединении с монастырем. Кроме этих знатнейших строений, выдающееся место в городе занимают разве только гнезда владетельных особ.

Романская гражданская архитектура

 

 

Донжон в Лоше (Франция)

 

Рис. 211. Донжон в Лоше (Франция)

С древних времен, города укрепляются чаще всего высокой стеной, с бойницами, зубцами и внутренним оборонительным ходом. Стена усиливалась кое-где маленькими четыреугольными башнями (рис. 209). Лишь поставленные над сводчатыми ходами городских стен надвратные башни (рис. 210) делались особенно мощными и оформлялись в характерном для данной страны стиле. С наружной стороны предпочитали кладку из грубо сколотного камня, который придавал стене вид необычайной прочности и неприступности, в то время как внутренняя сторона, ненуждавшаяся в защите, закрывалась слабее фахверком или деревом, а иногда оставалась вовсе открытой. В XIII веке ворота над главными входами больших городов строили в виде двух или трехэтажных зданий оборонительного типа с высокой башней или с двумя башнями по сторонам (прекраснейшим примером такой башни служат романские ворота в Комбурге, близ Швебишгалль). Вскоре в целях дальнейшего усиления безопасности входов решили напротив входов возводить еще особые защитные башни - вынесенные вперед здания. К концу XIII века начали обводить стены рвом, который, если последнее было возможно, наполнялся водой. При быстром росте города под отдельные жилые дома внутри его ограды могла быть отведена лишь незначительная площадь. Дома были вынуждены развиваться больше в вышину, чем в ширину, и ограничиваться минимумом света и воздуха. Что касается основного плана, то единой схемы установить нельзя. Первый этаж предназначался в первую очередь под торговые помещения и мастерские ремесленников; верхний этаж служил жилищем. Так как невозможно было располагать крутые крыши скатами на улицу, фронтонный фасад дома почти всегда глядел на улицу. Дома простых граждан состояли чаще всего из низкого, лишь немного подымающегося над землей цоколя, а в остальной части - из деревянного фахверка: стоек и распорок; фахи между ними заполнялись и украшались кирпичом или деревянными прутьями, сплетенными между собой и обвитыми соломой с глиной. Примерно около середины XII столетия деревянный фахверк переходит в отдельных случаях в каменную кладку, разумеется, первоначально лишь в первом этаже, который к тому же перекрывался иногда крестовыми сводами на тяжелых каменных столбах; в верхних этажах еще долго сохранялся фахверк. Позднее, в XIII столетии, возникли и многоэтажные каменные бюргерские дома; в них выступают стремление к монументальному воздействию и вкус к украшениям. Их фронтоны всегдаступенчатой формы. Такие каменные, жилые дома или их остатки находятся: в Кельне (дом на Волльмаркте и дом Оверштольцев), в Беппарде, Аахене, Трире, Метуе, Гельгаузене, Заальфельде в Саксонии (красивая, чисто романская городская аптека) и в Регенсбурге - городе, особенно богатом романскими памятниками; во Франции как на юге, так и на севере сохранились отдельныебюргерские дома романского стиля (например в Клюни и Коссаде), то же самое в Англии (в Линкольне) и в Бельгии (Гент).

Реставрация крепости Трифельз - Романская гражданская архитектура

 

Рис. 212. Реставрация крепости Трифельз

На оборонительные качества в этих бюргерских домах обращалось, вообще говоря, мало внимания. Принимавшие участие в управлении городом патриции и дворяне, жившие в городе, уже больше заботились о своей личной безопасности. Они делали нижний, а иногда и второй этаж обороноспособными и строили даже жилища в форме крепких башен с очень толстыми стенами и высоко расположенным входом. Так возникли средневековые, жилые башни: в них нижний этаж зани­мали кладовая, второй - помещение для кухни и для челяди, третий - помещение для семьи; над ним располагался зал мужей (рыцарский, парадный зал); и наконец, комната башенного часового и площадка для обороны с венком зубцов. Эта башенная схема (рис. 211) здания пред­ставляет собой форму жилого дома, часто повторяющуюся во Фран­ции и Англии (там под названием donjon, здесь - keeptower).

Большего значения романское каменное зодчество достигает в сооружении необходимых для господствующей знати деревенских жилищ крепостного типа - в архитектуре замков. Возникновение замков в их нынешнем смысле падает на грань между X и XI столетиями. Как в выборе местоположения постройки, так и во всем плане и выполнении использовались по возможности в целях защиты все преимущества данной местности: крутые склоны гор и потоки. Уже это обстоятельство заставляло почти всегда отрешиться от геометрической закономерности плана. Последний, ограничивался в древнейших и простейших формах бергфридом, двором замка и обводными стенами. Бергфрид - это четыреугольная или круглая, реже многоугольная, необычайно крепкая и высокая башня; ее входные двери, расположенные с наиболее защищенной стороны на большой высоте (до 15 м над землей), были доступны лишь при помощи стремянок и отъемных деревянных лестниц. Бергфрид служил сторожевым и оборонительным зданием, а в раннюю пору - жилищем (во Франции и Англии - в более позднюю пору, в Германии - все реже и реже); в таком случае при соответствующей внутренней площади (например, в замке Аугенштейн, близ Базеля 10 X 12 м ) он делился на этажи, как это было показано выше. Начиная с XI века, жилище переносилось почти всегда в отдельное здание.

Отныне господское жилище - дворец - становится самым монументальным зданием замка. Он состоял в основном из зального здания, по возможности прямоугольной формы, с широкой лестницей и соединенными круглоарочными окнами, которые тянутся иногда, как ряды аркад, вдоль всей внутренней продольной стороны; в нижнем этаже располагались кухня и хозяйственные помещения, во втором - по большей части обширный зал (рис. 213 и 214), разделенный рядом опор на два корабля, рядом с ним - капелла. Если имеется еще и третий этаж, то в нем располагались отапливаемые жилые помещения меньшего размера (кеменаты - от Caminata - камин) при условии, что таких помещений не было во втором этаже или в пристройках.

Подсобные здания для слуг, гарнизона и конюшни ставились отдельно друг от друга или во дворе замка или в предназначенных для этого местах внутри обводных стен. Зорко следили за поддержанием и повышением сопротивляемости замка на случай нападения. Как городские, так и обводные стены замка крепко охранялись башнями (рис. 212) у входа и в остальных угрожаемых точках. Очень часто весь замок обводили вторым и третьим кольцом стен и закладывали один или несколько замков форпостов.

Дворец императорской резиденции в Госларе (продольный, разрез)

 

Рис. 213. Дворец императорской резиденции в Госларе (продольный, разрез)

Среди многочисленных замков важнейшее место занимают резиденции князей и императорские пфальцы. Из числа первых мы назовем здесь лишь Вартбург у Эйзенаха (1067) и замок Данквардероде в Брауншвейге (1166), а из императорских резиденций знаменитый императорский пфальц в Госларе (1002 - 1024) (рис. 213), а также императорский замок в Гельнгаузене. Особенно важен последний (1180-1200 гг.), ибо первоначальный вид его мощных руин не стерт ненадежными реставрациями, и можно еще разглядеть былое расположение здания, 'повторявшееся и в других замках. Он лежит на острове; доступ к нему возможен по мосту, ведущему через перекрытые сводами тоннелеобразные ворота в двух нефный сводчатый, открытый внутрь зал, а оттуда во двор замка, имеющий форму неправильного шестиугольника. Во дворе замка с правой стороны стоит бергфрид, напротив входа - хозяйственные постройки, прилегающие к обводным стенам. Слева расположен дворец. Некогда он был трехэтажным. В нижнем этаже имелись кухни, кладовые, жилые помещения для слуг мужского пола. В среднем этаже, куда можно было попасть по открытой лестнице, пройдя через портал, замкнутый аркой в форме клеверного листа, были расположены: большой, 12 X 13 м, зал в два нефа с большим камином, выходящий аркадами сдвоенных окон на двор замка, и два дальнейших покоя. В верхнем этаже находились жилые помещения для семьи и для служанок. Над залом у ворот помещалась капелла замка, выдержанная в благородных формах переходного стиля. Некоторое представление о блестящей внутренней отделке дворца большого замка правящей династии дает, правда реставрированный, но в основе еще древний «зал певцов» Вартбурга.

Зал певцов во дворце в Вартбурге - Романская гражданская архитектура

 

Рис. 214. Зал певцов во дворце в Вартбурге

 

История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г.

 

по теме:

Романская архитектура

Романская гражданская архитектура
Романская архитектура Италии
Романская архитектура Франции
Романская архитектура Германии, Австрии и Швейцарии
Романская церковная архитектура

 





От: no,  947 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Романская архитектура Италии Архитектор Филиппо Брунеллески »