Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Январь 16, 2017

Романская архитектура Италии

Развернувшееся в германских странах центральной и северной Европы великое, архитектурное движение романской эпохи ослабевало по ту сторону Альп. В Италии имелось уже такое обилие церковных зданий, что на долю средневекового искусства оставалось ограниченное поле деятельности. В большинстве случаев церкви следуют схеме базилики с эмпорами или без них, но связанная система везде трактуется более свободно. Древняя форма плана в виде буквы Т не всегда развита до формы креста. Трансепт часто остается невыявленным; над средокрестием возвышается многоугольный купол. Колокольня (рис. 203), как и прежде, стоит около здания без органической связи с ним. В тосканских церквах крипта отсутствует. В Ломбардии и Южной Италии она получила богатейшую разработку. В качестве опор значение сохраняют как колонны, так и столбы, а иногда применяется чередование тех и других. В сводчатых перекрытиях, за исключением некоторых церквей Северной Италии, испытавших французское влияние, применялся почти всюду крестовый свод. Однако сохранилась привязанность и к плоским потолкам, и открытым стропилам. В фасадах сказывается характерное для античных зданий горизонтальное членение; оно сказывается, например, в подчеркнутых главных карнизах. Склонность к колонным зданиям привела к обильному применению трифориев. Поверхности фасадов, широко открытые благодаря отсутствию башен, живописно оживлялись инкрустацией из светлых и темных цветных полосок и фризов.

Кроме базилики, в единичных случаях встречается и тип зальной церкви, разделенной опорами. Центральная композиция встречается главным образом в приходских церквах южных областей Италии, находившихся под византийским влиянием, и в приходских церквах Венеции. Кроме того, по всей Италии разбросаны простые, круглые и многоугольные здания — баптистериумы, расположенные по соседству с главными церквами.

Романская архитектура Италии

 

Рис. 204. Интерьер церкви Сант-Амброджио в Милане

В употреблении отдельных архитектурных форм, характерных для романского искусства, Ломбардия шла по времени впереди севера. Прообразы лизен и арочных фризов имели место уже в равенском искусстве, а прообразы слепых аркад и колонок с консолями были созданы лангобардами. Однако что касается важного для развития романского стиля перекрытия среднего корабля крестовыми сводами, то здесь упреждение незначительно. Такое перекрытие было предпринято впервые во вновь отстроенной (1046 — 1071) Сант-Амброджио в Милане — церкви (рис. 204) — трехкораблевого плана без трансепта, с эмпорами в боковых нефах, сильно повышенным средним нефом, но еще без яруса окон; ребра главного свода усеяны выложенными из кирпича диагональными нервюрами, подымающимися над круглыми, служебными колоннами. Впереди западного фасада, открывающегося лоджиями, расположен передний двор, окруженный залами с аркадами на столбах, который в современном его виде восходит к началу XII века (после 1117 г.). Фантастические, почти ужасные фигуры животных в орнаменте (рис. 136) составляют одну из особенностей ломбардской пластики. В конце XI века система церкви Сант-Амброджио нашла счастливое разрешение в церкви Сант-Микеле в Павии, именно средний корабль подняли над боковыми кораблями настолько высоко, что стало возможным создать ярус окон. Наиболее совершенным творением романоломбардского искусства является Пармский собор (освященный в 1106 г.); в нем трансепт и хор расположены, как в Германии, исходя из квадрата средокрестия. Этой композиции плана следует и Триентский собор (после 1212 г.), впрочем, с отказом от связанной системы, а именно с расположением звеньев среднего нефа в виде поперечных прямоугольников; это последнее расположение повторяетсяв церкви св. Петра и Павла в Болонье — здании с чередую¬щимися опорами. Собор в Пьяченце примыкает в существенных чертах к пизанской школе. К плоско перекрытым базиликам относится, кроме того, в своем первоначальном виде собор в Модене (рис. 203) (начат в 1099 г.) - здание с чередованием опор, в котором над средним нефом от столба к столбу переброшены круглые арки, застененные сверху для настилки потолка, так назы¬ваемые висячие арки. Образовавшиеся между ними звенья были перекрыты впоследствии в XII веке крестовыми сводами. Более зна¬чительная в художественном отношении церковь Сант-Дзено в Вероне представляет собой базилику с криптой и чередованием опор; в ней система висячих арок с плоским потолком сохранилась в ее первоначальном виде; у восходящего к перестройке в 1139 г. портала (рис. 205) — богатые лепные украшения и врата, украшенные романским, бронзовым рельефом. В Сант-Дзено, так же как и в соборе в Модене, бросаются в глаза ясно выраженное вертикальное членение лизенами и полуколоннами, а также пышные окна-колеса на фронтоне среднего нефа над главным порталом.

В примыкающих к Франции западных частях Верхней Италии (а в единичных случаях в остальной Северной Италии, например в Милане) часто встречаются перекрытые цилиндрическими сводами церкви типа зала, расчлененного опорами, напоминающие церкви Прованса. Напротив, на востоке — в Венеции — вся романская архитектура находится под преобладающим влиянием византийского средневекового искусства, одним из самых ярких образцов которого и является собор св. Марка (стр. 138).

Все романское зодчество Тосканы развивается под сильнейшим воздействием античных традиций. Здесь, на почве, которую некогда населяли этруски, классическое понимание, классическая разработка архитектурных масс отличаются удивительной уверенностью и ясностью, хотя в этой области и не так много остатков древности; данный факт можно объяснить только особенным предрасположением народа и его оживленными сношениями с Римом, где антично-древнехристианское понимание сохранило жизненную силу вплоть до начала второго тысячелетия. Древний стиль базилики с плоскими потолками или открытыми стропилами перешел и в романское искусство.

Портал базилики Сант-Дзено в Вероне - Романская архитектура Италии

 

Рис. 205. Портал базилики Сан-Дзено в Вероне

Однако, наружный вид приобрел более богатую и блестящую архитектурную трактовку: классические колоннады и аркады получили живую окраску поверхности. Ближе всего к античности — пышные романские здания Флоренции: во-первых, церковь Сант-Миньято (XI века), великолепно расположенная на горе в юго-восточной части города, — продолговатая базилика в три нефа (без трансепта), с чередованием опор висячими арками и открытыми стропилами; фасад ее кажется почти античным; во-вторых, баптистериум (XII века) на соборной площади с чисто античным фасадом — восьмигранное здание центрального типа, замыкающее, нерасчлененное, перекрытое куполом пространство. Главные творения тосканского зодчества расположены в Пизе. Они объединяются здесь в величественный архитектурный ансамбль, который производит неизгладимое и почти потрясающее впечатление на всякого посетителя, вступающего на широкую тихую площадь в северо-западном конце города. Посредине возвышается мощный собор, начатый в 1068 г. зодчими Бускетусом и Рейнальдусом и законченный в 1118 г. Уже в его наружном виде выражена форма латинского креста от пересечения продольной части здания в пять нефов далеко выступающим трансептом в три нефа. Продольная часть здания замкнута с восточной стороны полукруглой апсидой, концы трансепта оканчиваются апсидами меньшего размера. Средние нефы возвышаются над боковыми односкатными крышами. Средокрестие увенчано овальным куполом. Наружные стены расчленены слепыми аркадами и пилястрами. А западный фасад по способу, характерному для тосканской школы, целиком разрешен в многоэтажные арочные галлереи, продолжающиеся даже под наклонными срезами крыши. Внутри церкви стены аркад лежат на 68 гранитных колоннах с античными капителями, частью, привезенными издалека; на аркадных стенах среднего нефа покоится кассетированный деревянный потолок, а в боковых нефах применены крестовые своды. Внутри стены облицованы белым и темнозеленым мрамором.

Кампанила и Пизанский собор со стороны хора - Романская архитектура Италии

 

Рис.206. Кампанила и Пизанский собор со стороны хора

Все внутреннее пространство производит впечатление цельности, праздничности и — по сравнению с северными зданиями — впечатление значительно большей легкости, воздушности и элегантности. Против главного фасада поднимается кампанила (рис. 205) (колокольня) — прославленная наклонная башня (1), сооруженная около 1174 г. Вильгельмом из Ренсбрука и пизанцем Бонаном. Она великолепно согласуется со зданием собора благодаря окружающим ее шести этажам колонных аркад. Против западного фасада расположен баптистериум, выдержанный в тех же стилевых формах (приставные готические, декоративные фронтоны добавлены впоследствии) — сооруженное зодчим Диоттисальви в 1153 г. мощное круглое здание центральной схемы (30,5 м в диаметре) с внутренним двухэтажным обходом, перекрытое на круге крутым, почти коническим куполом.

(1). Наклонное положение имеет своей причиной оседание, наступившее во время постройки (благодаря тому, что почва с одной стороны сдала), которое невозможно было в дальнейшем устранить.

Туже разработку фасада, что и Пизанский собор, обнаруживают следующие церкви: церковь Сант-Микеле в Лукке (1160—1239) и церковь Сант-Джованни Фуори Чивитас в Пистойе. В церкви Сант-Андреа — там же — базилике XII века с узким средним кораблем — сказалось, кроме пизанского, и византийское влияние. Влияние пизанской школы распространялось вплоть до самой Далмации (собор в Заре, начат в 1247 г.). Особое место занимает собор в Анконе (рис. 208), построенный в 1128—-1189 гг. Благодаря тому, что город расположен на берегу Адриатического моря, в нем сказались византийские влияния. План представляет собой греческий крест, состоящий из продольного помещения в три нефа и из столь же длинного трехнефного трансепта с апсидами по фронтонным сторонам последнего. Средокрестие увенчивается двенадцатигранным куполом. Равенско-византийские колонны восходят, конечно, к более древней постройке.

В Риме и в окружающем его умбрийском ландшафте романское искусство не могло укорениться. Зодчество твердо держалось антично­древнехристианской базиликальной схемы с открытыми стропилами или плоским потолком и традиций римской архитектуры. Архитектурная деятельность направлялась не столько на постройку новых церквей, сколько на перестройку и ремонт более древних зданий с их богатым внутренним убранством. В Риме, кроме Сант-Мариа в Транстевере (около 1139 г.) не было ни одной достойной упоминания перестройки. В начале XIII века в церкви Сант-Лоренцо фуори ле мура пристроена передняя церковь. Здание V века осталось в качестве хора.

Фрагмент монастырского хода церкви Cан-Джованни ин Латерано в Риме - Романская архитектура Италии

 

Рис. 207. Фрагмент монастырского хода церкви Cан-Джованни ин Латерано в Риме

Из церковных зданий, расположенных вне Рима, следует назвать два красивых произведения в Тосканелле (близ Витербо): церковь Сант-Пьетро, построенную в 1039—1090 г., и церковь Сант-Мариа (1050—1206), обе — базилики с тремя нефами, благородной отделкой и богатым фасадом.

Собор в Анконе - Романская архитектура Италии

 

Рис. 208. Собор в Анконе

Однако в одном отношении средневековье вдохнуло в античность новую жизнь, — я имею в виду работы по камню, применявшиеся в алтарях, на кафедрах, в оградах хора и особенно в монастырских дворах. Семьей художников Космати, чья деятельность падает на время с 1290 по 1332 г., был разработан свой, тонкий и в высшей степени привлекательный декоративный канон. Он состоит главным образом в орнаментации заимствованных из античности элементов здания мозаиками и пестрыми кусочками мрамора.

Творения этих крупнейших мозаичистов, хотя бы, например, в крестовых ходах монастыря Сант-Паоло фуори ле мура (1220 — 1241) работы Петра из Капуи и мастера Петраи монастыря Сант-Джованни ин Латерано (1222 —1230), работы двух Вассаллето (рис. 176 и 207), отца и сына, относятся по благородству формы и красоте цвета к прекраснейшим созданиям средневекового искусства.

До середины XI века Нижняя Италия находилась под византийским владычеством, а позднее, вплоть до середины XIII века, — под владычеством норманнов и Гогенштауфенов. Здесь германские черты соединяются с византийскими и отчасти с сарацинскими традициями. Все церкви без исключения — это базилики с трансептом, к которому непосредственно примыкают апсиды, с плоско перекрытым средним нефом и крестовыми сводами в боковых нефах, украшенных эмпорами. Салернский собор (начат в 1077 г.) был перекрыт позднее цилиндрическим сводом - в нем применены столбы.

Совершенно модернизованы два соседних собора в Амальфи и Равелло. В них повышение круглых дуг и пересекающиеся слепые аркады указывают на влияние архитектуры Сицилии. Сильнее германская струя выступает на востоке южноитальянского норманнского царства — в апулийском ландшафте. Соборы в Бари (начат в 1034 г.) и в Тройя (1093 — 1190) представляют собой базилики. Колонны собора в Трани соединены по две. Одна из особенностей этих церквей заключается в занимающих большое пространство и богато украшенных криптах. В Транийском соборе крипта тянется под всей верхней церковью в церкви Сант-Мариа в Фоджиа она разработана совсем как нижняя церковь. Фасады за редкими исключениями (исключение составляет, например, разработанный в античном духе собор в Тройя) во многом напоминают, благодаря расчленению лизенами, арочными фризами, трифориями и т. п., верхнеитальянские и северные здания; во многих случаях в здание включены даже крепко связанные с фасадом башни. Внутри сказывается южная любовь к великолепию. Мастерами, оживившими и доведшими до высокого совершенства античный opus sectile, были здесь главным образом марморарии (мраморщики), призванные из Византии Дезидерием, аббатом монастыря Монте Кассино. Их декоративный канон пользовался таким успехом, что получил широчайшее распространение по всей Южной Италии, в Сицилии и в Риме — вплоть до Тосканы. (2).

(2). Техника марморариев отличается от техники Космати тем, что марморарии высекают из тонких мраморных пластинок отдельные фигуры орнамента ( ленты, формы листьев и т. п. ) и вставляют их в углубленные соответственно украшениям архитенктурные элементы, в то время как у Космати фигуры составляются из очень маленьких кусочков мрамора, имеющих форму геометрических, плоских фигур.

В Сицилии, находившейся по очереди под властью греков, римлян, готов, Византии и сарацин, западное искусство пережило в XII веке — во время владычества норманнских князей — чудесный расцвет. Здесь исключительно счастливо соединились традиции отдельных культур, отдавая архитектуре все, что было в них лучшего; от греков достался гений красоты, творящий произведение искусства ради него самого, от римлян — практические основы плана — план следовал прототипу плоско перекрытой базилики; от Византии — преимущества зданий центрального типа и купольных конструкций, а также драгоценная облицовка пестрыми мраморными плитками и блестящей мозаикой; от сарацин — пышное, чисто декоративное употребление аркад и сталактитовидных парусов (стр. 146) и расточительное изобилие разлитого по всему интерьеру цветного великолепия. Возникшие из скрещивания этих влияний архитектурные произведения норманны заканчивали в своем духе, располагая по фасадам монументально оформленные башни. Великолепную Марторана в Палермо мы уже раньше назвали чисто византийской церковью. Близкое родство с ней обнаруживает церковь Сант-Джованни Дельи Эремити (основана в 1132 г.) — церковь о пяти куполах; однако план здания с трансептом и тремя апсидами существенно приближает ее к западной базилике. Знаменитая своим пышным внутренним видом капелла Палатина, построенная внутри королевского дворца в Палермо (1129 — 1140), представляет собой трехкораблевую колонную базилику с высоким куполом над средокрестием.

Чистыми типами базилики с плоским потолком являются: восходя­щий к первой половине XII века собор в Кефалу, по бокам его западного фасада с притвором стоят две мощные, вполне романские башни, затем Палермский собор (1169 —1185), в котором, однако, в наши дни к романскому зданию относятся лишь крипты, внутренние колонны, апсида хора и отдельно стоящая двойная башня, и, наконец, собор в Монреале (1179 — 1189)—крестовая базилика в три нефа с западным притвором между двумя башнями и богато украшенным порталом — лучше всего сохранившийся и важнейший памятник стиля, господствовавшего в Сицилии. Снаружи апсида хора здесь, как и в Палермском соборе, обнаруживает характерные слепые аркады с пересекающимися арками. Благодаря исключительно богатым мозаикам внутренность храма представляет собою величественное зрелище подлинно южной жизнерадостности и сказочной роскоши. К собору примыкает, кроме того, хорошо известный живописный монастырский двор (1200 — 1221) со сдвоенными колоннами и стрельчатыми аркадами. Это не только самый большой в Италии крестовый ход, но и самый значительный благодаря Пышным стержням колонн, выложенным мозаикой, и красоте скульптурных украшений на капителях.

Крепостные ворота в Нюрнберге - Романская архитектура Италии

 

Рис. 209. Крепостные ворота в Нюрнберге

 

История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г.

 

по теме:

Романская архитектура

Романская гражданская архитектура
Романская архитектура Франции
Романская церковная архитектура
Романская архитектура (Гартман)



От: no,  2710 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Романская архитектура Франции Романская гражданская архитектура »