Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Январь 14, 2017

Романская архитектура Франции

На юге Франции можно назвать лишь немного плоско перекрытых базилик: вопервых, чтимую издревле церковь св. Мартена в Туре — обновленную в 997 г. крестовую базилику в пять нефов; во-вторых, освященную в 981 г. аббатскую церковь в Клюни (стр. 178) — два творения, создавшие целую эпоху (в настоящее время они почти совсем исчезли), и, в-третьих — церковь св. Афродиты в Безье, в последней сказывается влияние фасада Пизанского собора. Развитие свода началось с перекрытия цилиндрическим сводом зальных церквей без опор, среди них наиболее значительными произведениями являются собор Нотр Дам в Авиньоне (около конца XI века) и Тулузский собор — заложенное в начале XII века грандиозное и просторное здание, лишенное в процессе окончания чистоты стиля. Среди купольных церквей Аквитании (стр. 166) следует выделить восходящую ко второй половине XII века аббатскую церковь в Фонтевро, построенную в виде креста, но с одним нефом, и собор в Ангулеме. Влияние византийских произведений здесь, несомненно. Могучая церковь Сант-Фрон в Периге (после 1122 г.) во всем следует византийской, нормальной схеме о пяти куполах, воспринятой уже церковью св. Марка в Венеции.

Чаще, чем церкви в один неф, на юге Франции встречаются перекрытые цилиндрическими сводами зальные церкви, разделенные опорами. Церковь Сант-Онор (рис. 202) на одном из Леринских островов перекрыта тремя параллельными цилиндрическими сводами круглой дуги. У церкви Сант-Назар в Каркассоне — в боковых нефах полуцилиндрический свод. Церкви вГрансоне (Швейцария) и в Фонфруаде обнаруживают в боковых нефах половины цилиндрических сводов; цилиндрический свод в переднем нефе построен по круглой дуге, а в боковых нефах — уже по стрельчатой. Боковые нефы церкви в Сант-Савэн несут уже крестовые своды, то же самое и большой собор богоматери в Пуатье, знаменитый единственным в своем роде фасадом. В Оверн и перекрытые цилиндрическими сводами зальные церкви с эмпорами достигают блестящей разработки прежде всего в Нотр Дам дю Пор в Клермон Ферране — крестовая композиция с тремя нефами, с колонным ходом вокруг хора и венком капелл, с крестовыми сводами в нижних и половинами цилиндрических сводов в боковых кораблях и мощно разработанной средокрестной башней; затем в Сант-Поль в Иссуаре и, наконец, еще в большей степени громадной церкви Сант-Сернен в Тулузе, построенной по тому же плану, однако с пятикораблевой продольной частью и трехкораблевым трансептом (XII век).

В Провансе перекрытые цилиндрическими сводами базилики представлены лучше всего церквами Сант-Поль в Труа Шато и св. Трофима в Арле; обе восходят к XII веку, первая имеет цилиндрический свод круглой кривизны, а последняя — стрельчатой кривизны. Церковь св. Трофима в Арле известна прекрасным порталом, богато украшенным скульптурами, он напоминает творения раннего ренессанса. Заслуживает упоминания церковь в C.-Жиль ( начата в 1116 г.), потому, что в ней рано выступает свод на нервюрах над криптой, а также благодаря красивому порталу, который подобно порталу церкви св. Трофима разработан в классическом духе с применением коринфских колонн и горизонтальных карнизов. В Бургундии решающее значение имела поздняя аббатская церковь в Клюни, построенная в промежуток с 1089 по 1095 г. и разрушенная французской революцией. Ее образцу следуют Отенский, Вьенский и Лионский соборы. В Лангрском соборе и аббатской церкви в Beзеле (Северная Бургундия) (стр. 178) цилиндрические своды заменены крестовыми и в среднем нефе. Главная церковь цистерцианцев в Сито тоже не сохранилась. Ее неискаженный образ дает нам основанная в 1150 г. аббатская церковь в Понтиньи; замкнутый по прямой линии хор последней был, однако, заменен в 1180 г. многоугольным хором с ходом и венком капелл. Такая ком­позиция хора, полное развитие крестовых сводов на нервюрах и заботливое расположение колонн в соответствии с системой нервюр придают названной церкви все черты самой поздней эпохи переходного стиля.

В СевернойФранции повсеместно господствует тип базилики; церкви типа зала расчлененного опорами и типа простого зала встречаются, по крайней мере, в более крупных зданиях лишь в виде исключений. Вплоть до последней четверти XII века сохраняется плоский потолок. В мощной церкви Сант-Реми в Реймсе (1005—1089) с пятикораблевой продольной частью здания, трехнефным трансептом, ходом вокруг хора и венком капелл — стропила среднего корабля оставлены открытыми. Плоские потолки были у аббатской церкви в Жюмьеже, от которой сохранились лишь выразительные руины, — в ней столбы чередуются с колоннами по способу, принятому в Саксонии, и у больших аббатских церквей Сант-Тринитэ и Сант-Этьенн в Казне, которые, впрочем, были перекрыты позднее, около 1200 г., крестовыми сводами.

 

Романская архитектура Франции

 

Рис. 203. План собора в Модене

Примерно около 1050 г. началась обширная архитектурная деятельность норманнов. Норманнские церкви нормального типа были крестовыми базиликами о столбах, расположенными по связанной системе; боковые корабли продолжались вдоль хора до начала его полукруглой апсиды, где и замыкались по прямой линии. В боковых нефах имеются эмпоры, а под ними тянутся галереи, в которых расположены окна. К столбам приставлены полуколонны со строгими и простыми по формам капителями, напоминающими коринфский орден. В карнизах особенно любят применять маленькие консоли с головами животных и т. п.

Снаружи, архитектурную группу оживляют три башни, одна над средокрестием с пирамидальной крышей и две — со стороны западного фасада. Вообще на почве Северной Франции ломбардские влияния перекрещиваются с немецкими. Быстро прогрессирует архитектура свода. Уже перекрытие среднего корабля основанной между 1114 и 1157 гг. церкви Сант-Жорж в Бошервилле обнаруживает вполне развитую систему крестового свода на нервюрах. В церкви Сант-Этьенн в Бовэ средний неф перекрыт крестовым сводом на нервюрах круглой кривизны. А для подпружных арок церкви в Эрре не взята уже стрельчатая форма дуги. В аббатской церкви Сант-Жермен, близ Бовэ (около 1145 г.) употребляется исключительно стрельчатая дуга как в сводах, так и в стенных отверстиях. Эта церковь могла бы быть уже отнесена к следующей художественной эпохе, не оформилась лишь система аркбутанов (стр. 205), ибо она спрятана под крышей. Однако в более поздних памятниках, возникших после 1150 г., происходят те исключительно важные конструктивные и формальные перемены, которые обозначают начало новой системы — готической.


История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г.

 

по теме:

Романская архитектура

Романская гражданская архитектура
Романская архитектура Италии
Романская архитектура Германии, Австрии и Швейцарии
Романская церковная архитектура
Романская архитектура (Гартман)

 





От: no,  1612 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Романская архитектура Германии, Австрии и Швейцарии Романская архитектура Италии »