Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Январь 10, 2017

Романская архитектура

Умирая, Карл Великий оставлял основанную им франкскую империю сплоченной и непоколебленной. Но последователи Карла не были достаточно сильны для того, чтобы удержать империю на ее высоте. Несчастные разделы империи, в которых она рассматривалась как частная собственность королевской семьи, привели к тягчайшим внутренним раздорам. Вслед за третьим раздельным актом в Вердэне (843), вызвавшим факт всемирно-исторического значения — обособление народностей немецкой речи от романских народностей, — наступило время полного упадка, когда почти беззащитные франкские страны были отданы на произвол внешних врагов. В это время начались поздние отголоски переселения народов — мощные передвижения норманнов (викингов), отважных мореплавателей далекого севера. Из Скандинавии они совершали набеги на приморские страны Европы, опустошая и грабя, затем утвердились (912) во Франции (Нормандия), позднее покорили Англию (1066) и, наконец, даже на далеком юге — в Нижней Италии и Сицилии — основали недолговечное, но блестящее государство. Во внутренней розне и борьбе с внешними врагами сохранили свою силу наиболее могучие германские племена — франконцы, саксонцы и швабы.

С основания Отто I (962) «Священной римской империей немецкой нации» для запада наступила новая эра — эра германского средневековья.

До этого на первом плане политической и художественной деятельности стояли западные области франкской империи. Теперь же эта роль перешла к франкскому востоку — Германии, как назвали позднее новую державу. Подлинной основой нового государства сделалась ленная зависимость.

Эта эпоха нашла свое выражение и в архитектуре. Возник тот национальный, северный вид архитектуры, который позднее назвали именем «романский стиль». Его назвали так, конечно, потому, что его взрастила эпоха, когда духовная жизнь немецкого народа испытывала глубокое влияние римской культуры, и потому, что он примкнул непосредственно к поощрявшейся и возобновленной Карлом Великим римской античности.

Развитие романской архитектуры

Романский стиль возник почти одновременно и совершенно самостоятельно в различных, далеко друг от друга расположенных областях. Не следует игнорировать влияние римской античности. Он выражается, прежде всего, в воспринятом от римлян более высоком понимании искусства, в мощных импульсах в отношении употребления колонных сооружений, в технике свода и в общем, разрешении пространства. Ведь главный элемент романской церковной архитектуры — базилика — восходит к римскому прообразу. Ход раз­вития базилики позволяет проследить все становление романского искусства.

Романская архитектура

 

Рис. 160. Продольный разрез плоскоперекрытой романской базилики

Романская архитектура

 

Рис. 161. Нормальный план плоскоперекрытой романской базилики

В существенных чертах основа базилики была выработана еще во времена Каролингов: расположение продольной части здания, поперечного трансепта и хора в форме латинского креста; иногда присоединение западного хора; хор с приподнятым для крипты полом; расчленение продольной части здания на средний и боковые нефы; колонны и столбы, как носители продольных стен и потолков; включение башен в здание (рис. 160 и 161). Кроме покрытой полукуполом апсиды, внутреннее пространство перекрывалось всегда либо обнаженными стропилами либо плоским потолком, разделенным на поля или кассеты. Эта система покрытия применялась и в романскую эпоху, правда, со все большими и большими ограничениями (рис. 162). Однако ее незначительная долговечность и легкая подверженность разрушениям при пожарах уже издавна побуждали использовать для базилики большие преимущества сводчатой техники. Во многих местах памятники римской архитектуры еще позволяли видеть превосходные образцы этой техники. Поэтому в течение XI века (если не считать падающих еще на X век разрозненных и заглохших попыток сводчатой техники на юге Франции) начали с перекрытия сводами небольших часовен и надгробных церквей и затем перешли к перекрытию больших церковных зданий, сначала в боковых кораблях и на эмпорах и, наконец, вместе с прогрессом в прочности конструкции, также и в средних кораблях. Сводчатая конструкция оказала мощное обратное влияние на развитие плана, на построение столбов и колонн, на расчленение стены и оформление фасада. Все тело здания стало замкнутым в себе организмом, логично развитым во всех его членах.

Отныне внимание зодчего приковывал к себе способ покрытия, так как от него зависело все разрешение пространства и со, стороны композиции помещений и со стороны оформления. Простейшее решение давало перекрытие нефа цилиндрическим сводом, расчлененным подпружными арками, связывающими столбы. Оно было в ходу главным образом на юге Франции, где многочисленные памятники римской архитектуры указывали на этот вид конструкции. Кроме того, там встречаются единичные купольные церкви и здания центрального типа.

Однако несравненно большее значение для западного церковного зодчества имело введение крестового свода. Его преимущества в перекрытии вытянутых помещений знали уже римляне. В больших термах они употребляли исключительно крестовый свод. Но средневековые зодчие добились совершенства в его оформлении. Первое время решались лишь на осуществление круглых крестовых сводов, состоявших из двух взаимно пересекающихся круглых полуцилиндров одинаковой ширины и высоты. Это заставляло ограничиваться в плане квадратными полями, на которые приходилось расчленять как средний неф с трансептом, так и боковые нефы. Последние были вдвое уже среднего нефа, так что каждые два поля бокового нефа равнялись одному полю среднего нефа. Так возникла связанная система романской архитектуры (рис. 163).

Внутренний вид церкви в Оберцелле (Рейхенау) - Романская архитектура


Рис. 162. Внутренний вид церкви в Оберцелле (Рейхенау)

 

 

План собора в Шпейере на Рейне

 

Рис. 163. План собора в Шпейере на Рейне

Лишь после того, как зодчие настолько продвинулись вперед в надежности конструкции, что могли уже приступить к перекрытию крестовыми сводами (рис. 164) неквадратных помещений, боковые нефы получили одинаковое со средним нефом число звеньев свода. План достиг благодаря этому полной гармонии (рис. 165). Однако указанный прогресс обозначает уже вершину развития романского искусства, по крайней мере, поскольку речь идет об его стилистической чистоте. Ибо технические достижения требовали отказа от связанной системы, отказа от круглой кривизны свода с вытекающими из нее ограничениями. В поисках формы кривизны с независимой от величины пролета высотой верхней точки, — а это позволяло выводить своды одинаковой высоты над отверстиями разной величины, — в Пикардии (Северная Франция) еще в первой половине XII века пришли к плодотворной мысли о кривой свода, составленной ив двух круглых дуг. Тем самым в средневековую архитектуру была введена стрельчатая дуга. В результате применения этой дуги, с соответствующими формальными и конструктивными последствиями, возникла новая система архитектуры; романский стиль привел к готическому.

 

Крестовый свод прямоугольного плана


Рис. 164. Крестовый свод прямоугольного плана

 

 

В ходе развития романской архитектуры следует различать три периода:

I. Ранняя эпоха от 1000 до 1100 г. (плоско-перекрытые базилики, начало свода, неуклюжие, неразвитые формы).

II. Эпоха расцвета от 1100 до 1180 г. (вы­теснение плоских потолков сводами, надежная в техническом отношении разработка последних, зрелое и элегантное членение, зрелые и элегантные формы).

III. Поздняя эпоха (переходный стиль) от 1180 до 1250 г. (сильное повышение и свободная разработка свода, нарядная богатейшая трактовка форм, внедрение новых элементов, в особенности стрельчатого свода и системы контрфорсов).

Для разграничения указанных периодов по времени имелось в виду главным образом развитие романского искусства в сердце Германии. В прочих областях развитие шло иначе. Так, в отдельных частях Франции романская эпоха закончилась уже в первой четверти XIII века. Правда, к тому времени сложившиеся в этих областях готические элементы конструкции и формы начали постепенно проникать и в Германию. Однако в Германии вплоть до середины XIII века основной характер архитектуры оставался романским.

История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г.

по теме:

Романская архитектура

Романская гражданская архитектура
Романская архитектура Италии
Романская архитектура Франции
Романская архитектура Германии, Австрии и Швейцарии
Романская церковная архитектура

 





От: no,  1092 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Архитектура ислама - особенности и специфика Романская церковная архитектура »