Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Январь 9, 2017

Архитектура ислама

Архитектура ислама в различных областях представляется весьма неодинаковой. Когда арабы перешли границы своей родины и в быстром победном шествии покорили древнейшие и богатейшие страны мира: блестящую новоперсидскую державу сассанидов, византийскую Сирию и римские области се­верной Африки — они были в то время сами еще по большей части кочевниками, следова­тельно обитателями шатров, у которых отсут­ствовала собственная архитектура. Они по­этому переняли встреченные ими в отдельных странах формы и наполнили их понемногу собственною жизнью. Их культ не привел к новым созданиям в смысле пространственного оформления и архитектонической разработки. И в своих архитектурных произведениях ислам не создал никаких самостоятельных архитектурных типов. Новизна и своеоб­разие его искусства заключается главным образом в свободном понимании и трактовке заимствованных форм, в технике применения известных строительных материалов и прежде всего в изумительной, декоративной системе, которая определяет специфическое содержание магометанской архитектуры и сообщает ей непревзойденную в некоторых отношениях красоту.


Архитектура ислама - особенности и специфика

Рис. 147. План мечети Абу Резук в Каире

Развитие мусульманской архитектуры и памятники

Среди различных видов архитектурных произведений главное место занимают молитвенные дома, мечети. В первое время мусульмане довольствовались непосредственным превращением церквей и синагог в молельни. При сооружении новых мечетей постепенно выработались две главные формы плана. В первой форме (рис. 147) прямоугольный двор (Sahn-el-Gamia), в середине которого стоит очистительный бассейн для ритуальных омовений, окружается открытыми колонными галереями; одна из них, по большей части та, которая находится со стороны Мекки, в качестве подлинного места для молитвы, Ливана, делается особенно глубокой. Направление на Мекку (кибла) отмечается в ней нишей (михрабом), вдающейся в наружную стену. Эта молитвенная ниша заступает место алтаря; она получает особенно богатое декоративное убранство (рис. 148). Рядом с ней стоит каферда, мимбар; против нее дикке — обнесенная решеткой эстрада, с которой повторяются слова корана для верующих. Во время богослужения коран, священное писание ислама, лежит открытым на низком пульте, курси. Для халифа или его заместителя устраивается еще отгороженная решеткой ложа, максура. Весь ливан производит впечатление гипостильного зала, равномерно разделенного большим числом колоннад одинаковой длины и высоты; с соединительными арками и аркадными стенами, на которых покоится горизонтальный потолок.

Вторая главная форма мечети перенимает плановое расположение византийского здания центрального типа или просто в виде много­угольного купольного пространства с обходом, как в так называемой мечети Сакхра в Иерусалиме, или в виде сложной системы Айи Софии. Последняя, является классическим образцом для большинства османских сооружений в Константинополе и в остальной Турции, или прямо повторяющих систему ее конструкции, или видоизменяющих ее введением четырех полукуполов, прислоненных к главному куполу. Мечети дополняются еще минаретами, стройными, высоко поднимающимися башнями, с галереей которых муэдзин выкликает часы молитвы (рис. 149). Они по большей части стоят рядом с воротами, но без органической связи со зданием.

В мечетях со школами, медрессе, вокруг двора располагаются крестообразно четыре большие сводчатые, открытые с внутренней стороны молитвенные помещения, находящие себе применение как в качестве Ливанов, так и в качестве аудиторий для преподавания четырех основ магометанского учения. Вокруг этого основного сооружения группируются многочисленные комнаты в качестве жилых и служебных помещений.

В надгробных мечетях зал для молитвы делается несколько меньших размеров, но сохраняет ту же форму планового расположения.

Архитектура ислама - особенности и специфика


Рис. 148. Михраб и мимбар в мечете Эль Монайярд в Каире

Более простые мавзолеи содержат внутри большею частью лишь небольшое внутреннее пространство, квадратное в плане. Увенчиваются они массивным куполом (рис. 155).

Из остальных сооружений, стоящих в связи с магометанским культом, себил представляет собою крытый источник с богато украшенным прямоугольным пространством, в котором помещается бассейн для раздачи воды проходящим; текийе — нечто вроде наших монастырей, и мориста н — странноприимный дом и больницу. Оба последних вида сооружений являются обширными, архитектурными группами, расположенными на манер келий вокруг одного или не­скольких дворов, в соединении с небольшой мечетью.

Многочисленные постоялые дворы, так называемые хане, или караван сараи, стоящие в большом количестве на караванных дорогах, устраиваются в виде открытого двора с окружающим его обычно правильным (квадратным или многоугольным) строением, которое со стороны, обращенной ко двору, содержит помещения для постояльцев, хозяйственные помещения и стойла, с наружной же стороны, за исключением монументально разработанного портала, является совершенно замкнутым. С большой роскошью строились дворцы мусульманских властителей, служившие жилищем и резиденцией правительства и в то же время являвшиеся внешними знаками политического могущества. Они располагаются на хорошо охраняемом снаружи и огороженном на манер крепости участке, на котором свободно группируются здания для двора, для женщин, квартиры чиновников, помещения для военной охраны и т. д., всегда в соединении с мечетью, между заботливо разбитыми садами, парками, гротами и т. п. Главное здание альказар имеет большею частью симметричный план в форме прямоугольника, содержащего спереди узкую аванзалу, занимающую всю ширину здания, а за нею большое среднее помещение в высоту двух этажей, которое со всех четырех сторон расширено прямоугольными нишами и богато снабжено фонтанами и бассейнами с чистой проточной водой. Справа и слева от этого зала лежат различные покои, а в третьем этаже — главные помещения в таком же расположении. Приемный зал находился почти всегда посреди парка, вне собственно альказара.

Частные жилые дома обнаруживают основные черты римского дома в расположении помещений вокруг открытых дворов, снабженных бассейнами и фонтанами, причем, однако, в них проводится полное разделение на мужскую и женскую половины. В гораздо большей степени, чем это имеет место в римском доме, мусульманский дом замыкается снаружи и тщательнейшим образом предохраняется от посторонних взглядов изломом входного прохода, устранением фсон на улицу или, если они необходимы, применением в них частых решеток.

В качестве строительных материалов для этих сооружений применялись большею частью уже принятые в различных странах виды естественного и искусственного камня — гранит, известняк, песчаник, воздушный и обожженный кирпич. Там где был налицо в достаточном количестве хороший лесной материал, как, например, в Испании, Турции, Малой Азии и Индии, привлекался также и он. Значительную роль в мусульманской архитектуре играют гипс, применяемый как для орнаментальной пластики в виде алебастра, так и для литых сводов или для штукатурных и облицовочных работ, и керамические изделия — покрытые цветной глазурью изразцы и кафельные плиты. Последние были известны уже древним египтянам, ассирийцам и персам, но мусульманским искусством они были доведены до высокого совершенства как в виде рельефных плиток, на которых орнаментальные украшения вырезывались от руки или накладывались тонкими полосками и затем эмалировались, т. е. покрывались глазурью, так и в виде гладких, расписанных и покрытых металлическим глянцем пластинок так называемого фаянса.

Архитектура ислама - особенности и специфика


Рис. 149. Минареты мечети Эль Азгар в Каире

Их применение в отдельных странах, в особенности в Персии, было столь универсальным, что не только в мечетях, но и в более богатых частных домах внутренние полы и стены и даже внешние поверхности фасадов и купола целиком покрывались ими. Наряду с ними встречаются (главным образом в Индии и Египте) также стенные плиты из мрамора и других благородных каменных пород, равно как мраморная мозаика в полах и на стенах, и, наконец, деревянные панели с инкрустациями из драгоценных сортов дерева, из слоновой кости и металлов для внутренних стен и потолков.

Строительная техника обнаруживает, в общем, заимствование методов, практиковавшихся уже до появления ислама. Однако солидность сирийских и римских сооружений в отношении каменной кладки и выполнения стен и сводов не была достигнута мусульманской архитектурой. Вначале совершенно некультурные сыны пустыни в своем беспокойном завоевательном движении совершенно не имели времени углубляться в подобные задачи. Нередко выполнение производилось на скорую руку и так неосновательно, словно сооружения были рассчитаны только на самый короткий срок. В кладке не выработалось особого, свойственного арабской архитектуре способа соединения. Большею частью тычки и ложки чередуются в том же слое, т. е. камни кладутся поочередно параллельно и перпендикулярно поверхности стены. В остальных случаях наиболее употребительным техническим способом выполнения стен является emplekton римлян (стр. 74). При помощи вкладок и деревянных креплений пытались увеличить прочность конструкции. В Испании господствующим родом конструкции является фахверк со штукатурной облицовкой. Аркадные стены там по большей части вообще не выкладывались из камня, а сколачивались из брусьев и досок, к которым для облицовки прикреплялись вырезанные в форме арок штукатурные плиты.


Рис. 150. Сталактитообраные формы из Альгамбры

Потолки, если они выполнены плоскими из дерева, состояли из целых или разрезанных древесных, преимущественно пальмовых стволов, с частичной или сплошной обшивкой их нижней стороны и промежуточных полей между ними; сверху делаются дощатый настил и сплошная заливка для верхнего пола.

В Гауране удержались описанные уже ранее (стр. 116) конструкции плоских потолков из каменных плит. Среди сводчатых потолков на первом месте стоит купольная форма. Однако встречаются также почти все прочие применявшиеся персами, византийцами и римлянами виды сводов. Выполнены они из кирпича, тесаного камня, бута, гипсового литья, а в отдельных случаях даже из дерева (мечеть Сакхра в Иерусалиме); купола — часто в виде двойного свода, высокого наружного и плоского внутреннего, с деревянными подпорками в промежуточном пространстве между ними. Форма сводов меняется вместе с областью. Для сооружений в Северной Африке и Турции характерным является круглый купол, в Египте и Сирии купол возвышенный, стрельчатый, в Персии и Индии — выведенная из килевой арки форма луковицы или груши (рис. 151, 155 и 158).

К формам свода следует причислить также принадлежащие исключительно мусульманскому искусству мокарна или сталактиты. Они объясняются первоначально как своеобразная разработка выступов на парусах, при которой отдельные камни консолеобразно выступают друг над другом в форме стоячих трехгранных призм, а снизу скашиваются или получают выемку в виде сферических треугольников (рис. 150). Они встречаются не только в сводах, но в качестве переходной формы почти над всеми выступающими архитектурными частями, в стенных нишах, под карнизами, в капителях, в виде перехода от круглой колонны к покрывающей ее квадратной плите и, наконец, даже в целых потолках, в виде сотовых сводов, напоминающих сталактитовые образования. На фасадах они часто выполнены из тесаного камня или терракоты, внутри же сделаны из гипса и прикреплены к деревянным конструкциям. Эти сталактиты появились впервые в Египте в первой половине XII столетия, но стали под конец, в чисто орнаментальной разработке, одной из главных мусульманских архитектурных форм (рис. 148, 149, 152).

В еще большей степени, чем в технике, замечается в архитектурных формах отсутствие статического чутья в понимании конструктивных задач отдельных архитектурных частей и их взаимоотношений. Беспокойной и необузданной, направленной на сказочные фантазии арабов, гораздо более соответствовала живописная картина причудливых форм, чем строгая ритмика пропорций греко-римских храмов и дворцов. Поэтому они все свободней и свободней обращались с заимствованными у последних образцами и, наконец, подчинили их собственному, продиктованному ими самими закону. Центр тяжести художественного оформления был целиком перенесен внутрь здания, в то время как наружная сторона, по крайней мере, в областях, прилегающих к Средиземному морю, оставлялась совершенно простой и лишенной украшений.

Фасады (рис. 151) лишь в редких случаях получают архитектоническое членение. Обычный цоколь стены отсутствует, равно как и разделение стен на этажи горизонтальными карнизами и т. п. Лишь гладкие лизенообразно расположенные выступы прерывают плоскости стен. Сами же стенные поверхности украшаются искусным расположением плит, сеткообразными соединениями кирпичей, плоскими орнаментированными полосами и частично также (в Сицилии) глухими аркадами и эффектно оживляются богатой сменой дверей, окон, ниш и эркеров. Порталы всегда величественны и монументальны, с характерным арочным завершением и богато разработанными нишами и сталактитами. Орнаментика поднимается здесь до изысканной пышности (рис. 151). Ниши обнаруживают аналогичную разработку в соответственно уменьшенном масштабе. Линии арок в окнах необычайно разнообразны. Уже в ранних сооружениях встречаются сдвоенные окна, нередко с круглыми отверстиями над соединением арок, равным образом живописные ряды окон с карликовыми колоннами. Сверху фасады заканчиваются слабо выступающим карнизом, часто с проходящим над ним зубчатым венцом, оформление которого напоминает скорее вертикально стоящие листья или выпиленную деревянную резьбу. Крыши в Сирии и Палестине большей частью плоски и состоят из каменных балок или пальмовых бревен с заливкой, в Испании же и отчасти также в Сицилии построены по античному образцу в виде стропильных конструкций, перекрытых плоской и желобчатой черепицей. В других областях, в особенности в Персии и Индии, преобладает купольная крыша. Внешние поверхности куполов оставляются либо гладкими и бесцветными, либо украшаются высеченным богатым линейным и сетчатым орнаментом или состоящим из эмалированных глиняных плиток.

Архитектура ислама - особенности и специфика


Рис. 151. Надгробная мечеть Каит бея в Каире

Медные шпили с насажденными друг на друга шарами, кольцами и полумесяцем образуют увенчание. Здания внутри представляют собой чисто декоративно понятую колонную и арочную архитектуру в соединении со сталактитами и необычайно богато и блестяще разукрашенными стенами. Колонны вначале брались из античных или византийских сооружений или являлись поверхностным подражанием им и ставились вперемежку друг с другом.

Лишь спустя долгое время появились своеобразные формы колонн, в которых звучат, по - видимому, отголоски национальных воспоминаний о шатре кочевников. Они часто делаются без базы, а если она есть, то она скорее похожа на колоколовидное или выкружкообразное расширение ствола.

Этот последний всегда тонок и строен, без сужения и без энтазиса, а с несколькими кольцами внизу и многими поясками сверху. Капитель состоит или из астрагала, длинной шейки из листьев, скругленного внизу богато орнаментированного куба и покрывающей плиты или же обнаруживает специфические мусульманские скошенные углы при помощи сталактитов (рис. 152). Верхняя плита сильно выдается или на ней лежит (как в некоторых памятниках византийского искусства) трапецеобразно расширяющийся кверху импостный камень, на который опирается арка.


Рис. 152. Сталактито­образная капитель из Альгамбры

В форме арок ярко обнаруживается любовь к динамическим и богатым линиям, к причудливой и фантастической их разработке. Простая полукруглая арка, которая играет такую большую роль в римском искусстве, почти везде избегается; по крайней мере, она заменяется аркой возвышенной, т. е. поднятой при помощи вертикальных добавлений к началам. Чаще всего встречаются арки стрельчатые, подковообразные и килевые; в соответствии с аналогичными линиями сечения куполов стрельчатая арка преобладает в Египте, подковообразная в Северной Африке и Испании, килевая в Персии и Индии. К этому присоединяются составленные из дуг окружности формы зубчатой арки и арки в форме клеверного листа (рис. 153). Архивольт подчеркивается не столько профилировкой обрамления, сколько разноцветной обработкой и орнаментировкой клиньев или широким бордюром окаймляющего арку орнамента (надписей). По большей части, однако, эти арки не являются несущими конструктивными частями, но вставками между лизенообразными полосами, которые поднимаются над верхними плитами капителей и продолжаются горизонтальными связями наверху, под стенным завершением (рис. 157). Часто арки ставятся двумя рядами друг над другом, причем нижние остаются сверху открытыми, без сплошной стены под ними. Нередко арки пересекаются и переплетаются друг с другом, благодаря чему возникает изумительно богатая аркадная архитектура. Таким образом, строгий архитектурный мотив арочной конструкции непосредственно применяется в качестве орнаментально понятого декоративного элемента.

На аркадных стенах лежат потолки или с открытыми балками, или с деревянной резьбой, часто в виде кассет, или совершенно плоские, с сетчатым орнаментом, или, наконец, в особенности над меньшими, особенно богато разработанными помещениями, с характерными сталактитовыми сводами. Полы выкладывались мраморной или глиняной мозаикой.

Центр тяжести внутренней декорации лежит всегда на украшении стен. Благодаря вышеупомянутым лизенообразным полосам, аркам, импостному фризу, разделяющим и обрамляющим орнаментальным бордюрам и лентам надписей они получают нечто вроде членения на рамы и фризы. Все поверхности стен покрываются своеобразной, чудесной орнаментикой, которая может быть достигнута лишь необычайно высокой техникой, в особенности в керамике и штукатурной отделке. Так как узоры большею частью вырезаны в глине и штукатурке, а не сформованы, они производят непосредственное впечатление художественной ручной работы.

Архитектура ислама - особенности и специфика


Рис. 153. Мусульманские формы арок

Орнаменты частью выполнены в виде замкнутых филенок, частью в виде тянущихся узорных лент, частью же совсем без ограничения (в виде «бесконечного раппорта», стр. 81). Главные же формы состоят из геометрических сочетаний прямых и кривых линий в самых запутанных комбинациях, из знаков куфического, древнеарабского письма и так называемых «арабесок» (1), т. е. тех линейно обработанных переплетений листьев и завитков, которые уже не напоминают природных образцов. Лист аканфа превратился в бесплотный двойной и тройной лист, вплетенный в непрерывные волны завитков или распространенный на целые поверхности в равномерном геометрическом распределении. Линии соединяются и переплетаются друг с другом, и в образованные ими поля опять-таки вставляется более мелкий изящный орнамент. Все формы строго стилизованы, даже телесные формы даны исключительно плоскостно. Живая расцветка, в которой фон и рисунок являются равноценными, придает этим орнаментам их ясное гармоническое настроение и подлинно-восточный характер (рис. 154). В отдельных странах, в особенности в Персии, декоративные мотивы трактованы свободнее, реалистичнее. Здесь также и естественные растения и фигуры вплетаются между золотыми арабесками и надписями. В отношении рисунка и цвета орнаменты градуированы с тончайшим чутьем в их применении, чтобы достичь максимально приятного впечатления вблизи и на расстоянии. Возникнув из воспоминаний о шатрах кочевников, эти стенные декорации производят впечатление развешанных многоцветных ковров или (при плоско рельефной обработке) искусного ажура кружевных занавесей.

Архитектура ислама - особенности и специфика


Рис. 154. Обрамление дверей а Альгамбр

(1). Обозначенный этим словом, арнамент особенно охотно применялся маврами и назывался поэтому, также моресками. Итальянское возрождение вновь вернулось к нему и применяло его преимущественно для инкрустационных работ.

В расточительном изобилии заполняют они всю внутреннюю архитектуру, скрывают неопределенное архитектоническое членение и одевают его чудесной игрой форм и красок, которая приковывает к себе взоры и заставляет конструктивную мысль совершенно забывать об основном взаимоотношении опоры и нагрузки.

В орнаментике мусульманское искусство достигает своего высочайшего совершенства. Оно охватывает в то же время совокупность всей мусульманской живописи. При нелюбви арабов к телесному изображению живых существ, в особенности людей, живопись не могла получить самостоятельного развития. По той же причине почти целиком отсутствует также и фигурная пластика. Если встречаются исключения, как, например, в некоторых орнаментах гражданской архитектуры Египта или в судебном зале и Львином дворе Альгамбры, — их всегда приходится относить за счет чужого влияния.

Важнейшие памятники исламской архитектуры.

В Аравии, Сирии и Палестине, первых завоеванных исламом областях, ранние культовые сооружения, обнаруживают частью весьма простое устройство, являясь предшественниками позднейших мечетей, частью — полную зависимость от имевшихся образцов. Мечеть в Мекке состоит собственно лишь из священного, окруженного колонными галлереями участка с каабой в середине, небольшим строением, обвешанным черной материей, в восточной стене которого вделан почитаемый арабами черный камень; рядом находятся кафедра с балдахином и поблизости священный источник. Начатая в 691 г. нашей эры мечеть Сакхра в Иерусалиме представляет собой византийское здание центрального типа, воздвигнутое на горе Мориах на месте соломонова храма, с восьмиугольным высоким купольным пространством в 30 м в диаметре и двухнефным низким обходом. Знаменитая мечеть в Дамаске (начатая халифом Валидом в 705 г.) возникла на месте христианской церкви с использованием ее частей. Образцом этого типа, обнесенного колонными галлереями двора с Ливаном, послужила, наконец,, мечеть в Медине, выстроенная также халифом Валидом в начале VIII столетия.

Мусульманские архитектурные произведения в Египте несут на себе печать настоящей монументальности, которая в соединении с восточной любовью к пышности сообщает им поразительную величественность. Мечети в Каире, по своему ясному расположению и членению масс и блестящему убранству, принадлежат к прекраснейшим архитектурным произведениям мира. Мечеть Амру была построена в 643 г. с применением античного строительного материала, в виде композиции с обнесенным галереями двором, но без купола и минарета. То же расположение в плане, однако с минаретом, в мечети Ибн Тулун (885), особенно интересной своими мощными столбами, с угловыми колоннами в качестве арочных опор (рис. 153) и разработанной архитектурой арабских стрельчатых арок. Минарет снабжен обходящей его снаружи лестницей. Но наиболее значительным и грандиозным сооружением является выстроенная в 1356—1359 гг. мечеть Гассана, она же медрессе, с четырьмя большими крестообразно расположенными диванами вокруг открытого двора 32X35.7 м, с большой пристроенной с восточной стороны купольной гробницей и многочисленными школьными помещениями. Выстроенная в 1386 г. мед­рессе Баркукийе мамелюкского султана Баркука представляет собой в то же время и мечеть и гробницу с аналогично выраженным планом. Из позднейших мечетей - мечеть Шейх эль Монайад 1416 г. опять-таки имеет двор с колонными галереями, последние — с подковообразными арками, богато и блестяще орнаментированными (рис. 148). Среди надгробных мечетей важнейшими являются мавзолей султана Баркука (1382—1399), с правильным просторным двором и окружающими его монастырскими, жилыми и хозяйственными помещениями; затем — прекрасная надгробная мечеть Каит бея (1466), с крестообразным планом, в северо-восточном углу которого, выступая на улицу (рис. 151), расположен склеп с возвышающимся над ним купольным зданием. Примером более простых мавзолеев являются многочисленные гробницы халифов на восток от Каира, представляющие собою некрополь, полный своеобразной архитектонической выразительности (рис. 155).

Архитектура ислама - особенности и специфика


Рис. 155. Гробница калифов в Каире

В Сицилии от более чем двухсотлетнего расцвета времен сарацинского владычества (827 — 1060) не сохранилось никаких сколько – ни будь крупных памятников, кроме относящегося, по - видимому, к этому времени маленького замка Meнани, близ Палермо.

Искусство сарацинов перешло, однако, на службу пришедшим им на смену норманнам, крепкие сооружения которых противостояли бурям времен и в сохранившихся остатках еще представляют собою в высшей степени ценные докумены мусульманско - сицилийского искусства, в частности дворцовой архитектуры. В построенной в 1166 г. Цизе, одном из норманнских загородных замков около Палермо, мы имеем перед собою уже рассмотренный выше (стр. 144) типичный план дворца, как он описывался современными и позднейшими писателями. Все оформление и убранство, в особенности сплошное применение стрельчатой арки, обнаруживают зависимость от египетско - арабского искусства.

Архитектура ислама - особенности и специфика


Рис. 156. Баб-эль-Кхадра в Тунисе

В Северной Африке, на почве древней Мавритании, у живших там мавров ислам нашел особенно благоприятный прием. Тунис и Алжир стали на долгое время приютом мусульманской культуры и искусства. Архитектурные сооружения (рис. 156) в своем общем облике несут здесь печать грандиозности египетского искусства, в деталях же обнаруживают то пышное богатство нарядных украшений, которому мы изумляемся в архитектурных памятниках, воздвигнутых по эту сторону Средиземного моря, в Испании.

В Испании мавры основали в 711 г. мощное государство, остававшееся под их властью почти восемь столетий (до 1492 г.) и достигшее, благодаря связям с христианским западом, высокого культурного расцвета, о котором свидетельствуют прекрасно сохранившиеся и еще доныне великолепные архитектурные памятники. Наиболее ранним произведением является мечеть в Кордове, основанная в 786 г. в виде прямоугольного двора с Ливаном на южной стороне (по направлению к Мекке). Этот последний был первоначально построен в виде одиннадцатинефной залы, в IX столетии был расширен в глубину и в X столетии — в ширину. Недостаточная высота примененных здесь римских и византийских колонн привела к двухъярусной постановке колонн и арок. Окутанный мистической полутьмой огромный лес колонн, с пышными аркадами из частично переплетающихся подковообразных и зубчатых арок производит необычайно торжественное и фантастическое впечатление.

От Альказара в Севилье, за исключением частей, построен­ныхмаврскими архитекторами в христианское время (в Х столетии), сохранились лишь немногие мавританские остатки, а от большой мечети там же — почти один лишь минарет, колокольня, пользующаяся мировой известностью под именем «Джиральды». Наиболее зрелым и блестящим памятником мавританского стиля и в некоторых отношениях главным произведением чисто мусульманского искусства является Альгамбра, расположенная на вершине холма над Гренадой. Первоначально (в IX столетии) она была заложена в качестве крепости, в XIV столетии переделана в королевский дворец, внутри же она была закончена лишь в XV столетии, незадолго до крушения мавританкого владычества. Расположенный без какой бы то ни было правильности, снаружи лишенный украшений и замкнутый на манер крепости, архитектурный ансамбль группирует свои галереи, залы и комнаты вокруг двух прямоугольных аркадных дворов: Миртового двора, названного так по миртам, которые окружают его пруд, и Львиного двора, на фонтане которого двенадцать строго стилизованных львов из черного мрамора поддерживают алебастровый бассейн (рис. 157). На северной стороне Миртового двора стоит мощная башня Комарес, содержащая в своем нижнем этаже одно из больших парадных помещений, залу послов. Из Львиного двора открывается доступ в четыре другие главные залы: вестибюлеобразную залу де лос Мокарабес, в залу «двух сестер», галлереевидную судебную залу и в залу Абенсеррахов. Стройные монолитные мраморные колонны, сдвоенные и сдвинутые в богатом ритме, подковообразные арки с легким сужением внизу, сталактитовый и кружевной орнамент, неисчерпаемо богатый и сверкающий великолепными красками, характеризуют внутреннее убранство.

В Персии лишь очень немногие из сохранившихся памятников мусульманской архитектуры относятся к первому периоду расцвета времени абассидов (750 — 1258). В своем большинстве они принадлежат к времени с XIV по XVII столетие. Персидские сооружения имеют в общем величественный, серьезный и монументальный характер, с почти одинаковым планом, как для мечети, так и для медрессе и для мавзолеев — в виде окруженного аркадами большого прямоугольного двора, крестообразно расширенного прямоугольными экзедрами в середине каждой стороны.

Архитектура ислама - особенности и специфика


Рис. 157. Львиный двор в Альгамбре

Из обеих лежащих на главной оси экзедр одна ведет к главному порталу, другая — к помещению для молитвы. Снаружи здание характеризуется массивными, сильно выступающими средними сооружениями с большими глубокими портальными нишами, завершенными килевой аркой, и гладкими, круглыми, очень стройными минаретами у главного портала и при входе в ливан, далее — сетчатым кирпичным орнаментом, неизменным применением килевой арки, и покрытыми голубой эмалированной черепицей луковичными куполами над главным помещением.

Весьма правильное устройство этого рода обнаруживает построенная в 1322 г. главная мечеть в Верамине (к востоку от Тегерана) и большая медрессе Биби Ханым в Самарканде (1399). Блестящим примером ее является царская мечеть, построенная шахом Аббасом. Вел (1587—1629), вместе с другими великолепными сооружениями на Мейдане (царской площади) в Испагани — шедевр позднеперсидского искусства. Два важнейших памятника в расположенных далее к западу областях — мавзолей Худабанда хана в Султаниче (1304—1316) и великолепная, к сожалению, разрушившаяся голубая мечеть в Тавризе (1478) снова примыкают к византийским образцам.

В Индии магометанское искусство распространилось в XII столетии из Персии. Поэтому здесь неизбежно должны были заимствоваться персидское плановое расположение и оформление пространства, принимавшие в первое время формы древней индийской архитектуры, для которой вначале только килевая арка и луковичный купол являлись нововведением. Это патанское искусство, названное так по патанской династии (1206—1526), с самого начала обнаруживает тенденцию к грандиозности. Его наиболее значительными произведениями являются Кутуб Минар, около Дели, т. е. высокий минарет ныне развалившейся мечети, выстроенной около 1200 г., далее — мечеть Сипре в Ахамедабаде с нарядными, подлинно индийскими деталями, равно как и выдержанная в более простых и строгих формах главная мечеть в Манду (XV столетие). Новый блестящий период мусульманско-индийского искусства открылся в период великих моголов (1526—1707), развернувших поистине безграничную строительную деятельность (1). При них произошло подлинное слияние персидско-магометанских архитектурных форм с формами индийской архитектурной пластики, давшее начало совершенно новому стилю, которому обязаны своим происхождением изумительно законченные произведения неслыханного величия и великолепия. Агра, столица великих моголов, и Новый Дели были украшены великолепнейшими зданиями. Наиболее выдающиеся среди них — мечеть Джумна в Новой Дели (построенная в 1631—1637 гг.), совершенно правильная в плане, выполненная из белого мрамора, с вкладками «из красного песчаника, а также воздвигнутая на высокой террасе грандиозная главная мечеть Футтипур Сикри, относящаяся ко второй половине XVI столетия, с аналогично разработанным планом. Гораздо более блестящим произведением является, однако, построенная шахом Джеханом (1628—1658) гробница Тадж Махаль («чудо мира») в Агре (рис. 158) — соединение персидско-индийского плана с византийским купольным сооружением, выполненная из разноцветного мрамора с вкладками из драгоценных каменных пород, с неизмеримыми издержками и недосягаемым великолепием.

(1) Старые писатели характерно выражаются о них: "они компоновали, как дьяволы, и деталировали, как ювелиры".
(2)

Архитектура ислама - особенности и специфика

Рис. 158. Тадж Махаль в Агре

Эти позднеиндийские архитектурные памятники являются не только воплощением идеала восточной художественной фантазии, но и самойблестящей страницей в истории мусульманской архитектуры. В более поздних памятниках замечается уже упадок и обнаруживается проникновение европейского искусства.

Центр тяжести мусульманской культуры и политического могущества с середины XV столетия снова передвинулся на запад.

В Малой Азии уже в XIII столетии сельджуки развернули большую строительную деятельность, в которой персидские и византийские влияния скрещиваются и вступают в соединение с эллинистическо римскими формами. При мечетях, например при главной мечети (1220) и при мечети Сахиб Ата в сельджукской столице Кони и (древний Икониум), отсутствуют дворы. Напротив, при медрессе они всегда налицо, так, например, при медрессе Ибрагима Бея в Аксерае, около Конии, далее, — при оконченной в 1243 г. медрессе Сирчели (юридическая школа) и при выстроенной в 1251 г. великолепной медрессе Каратаи в Кшии. В отношении грандиозности оформления и убранства самым выдающимся памятником сельджукского искусства является построенный в 1229 г. каравансарай Султан Хан, 119x60.6 м, между Конией и Ангорой.

При сменивших сельджуков османских турках уже на малоазиатской почве, в мечетях столиц Бруссы и Нике и, сильно проступает византийское влияние, приобретающее решительный перевес после завоевания Византии и Балканского полуострова.

В Турции мусульманское искусство является преимущественно возрождением и дальнейшим развитием осуществленных в константинопольской Айя Софии архитектурных идей. Этот превосходный памятник древнехристианско-византийской церковной архитектуры был превращен в мечеть и стал с этих пор идеальным образцом для многочисленных мечетей столицы (в одном Константинополе около 300) и всей турецкой державы. Иногда только впечатление центральности еще усиливается путем введения прислоненных к главному куполу четырех полукуполов. В восточных турецких провинциях, в особенности в Сирии и в соседних областях, замечается в XVI столетии влияние средневековой традиции и сводчатой архитектуры персов в смысле внушительной разработки архитектонических деталей (рис. 159).

Архитектура ислама - особенности и специфика

Рис. 159. Портал дворца Бетудин в Либане (Сирия)

Особо выдающимися произведениями турецкой архитектуры можно считать мечетьМагометаП (1463— 1469), построенную византийским архитектором Христодулом, мечеть Баязеда II (1497—1512), величественную мраморную мечеть Ахмеда I (1603 —1617) в Константинополе и оба главных создания знаменитейшего османского архитектора Синана: великолепную мечеть Сулеймана II в Константинополе (оконченную в 1555 г.) в Адрианополе.

Распространение мусульманской архитектуры ограничилось странами, в которые нашел себе доступ ислам. Она не раз оказывала воздействие на западное искусство, в особенности на орнаментику, и не только повлияла в Сицилии на норманнов, но и на христианское искусство в Испании после изгнания мавров (в 1492 г.), породив тот интересный мудехарский стиль (мудехарами или морисками назывались потомки мавров), в котором маврская техника и орнаментика слились с готическими мотивами и позднее даже с мотивами ренессанса в новое и привлекательное архитектурное целое.

История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г.





От: no,  1807 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Газосветные рекламные установки в Москве (СССР) 1970-е Романская архитектура (История архитектуры К. О. Гартман) »