Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Декабрь 31, 2016

Византийская архитектура

1. Общая и историческая основа

Восточноримской империи дольше, чем остальным частям мировой римской державы, удалось удержать свои владения на Балканском полуострове. Древняя высокая культура греков и римлян сохранилась здесь всего дольше. Но ее судьба в византийской империи нагляднейшим образом обнаруживает те радикальные изменения, которым подвергается замкнутое само по себе художественное направление, если оно пересажено на иную культурную почву. Новая империя охваты­вала пограничные области прежней римской державы, которые лежат частью на востоке, частью на западе. На пограничной линии была основана новая столица, Византия, в которой развернулась в дальнейшем культурная жизнь нового государства. С самого начала она была доступна в равной мере как восточным, так и западным влияниям. Политический центр тяжести восточного Рима лежал, однако, в азиатских провинциях. Поэтому азиатские влияния оказались сильнее, чем европейские.

В восточном Риме правление приняло азиатско-деспотический характер. Мелочный, придворно-рабский церемониал господствовал над всеми формами жизни и над всем государственным аппаратом, бюрократическая связанность которого крайне стесняла свободное развитие творческих сил.

Противоположность Востока и Запада, покоившаяся на различном в основе жизнепонимании, продолжала углубляться все более и более и мало-помалу привела к глубокому разделению их культурного развития, нашедшему себе (в 1054 г.) внешнее выражение в полном обособлении друг от друга греческой и римской церквей.

Общая картина, которую являет византийская архитектура, лишена, поэтому того мощного развития, какого следовало ожидать в государстве с тысячелетним существованием. Собственно, период расцвета относится ко времени Юстиниана, чьи грандиозные, типичные для древнехристианской эпохи архитектурные сооружения создали основу для византийского искусства. Позднейшее время не могло пойти дальше даже в своих лучших достижениях.

В 1204 г. крестоносцы завоевали Константинополь и основали «латинскую империю» (1204—1261). И хотя она вскоре была вновь отвоевана основателем последней византийской династии Палеологов (1261—1453), тем не менее, она продолжала опускаться при них все больше и больше, пока, наконец, впав в полный маразм, не распалась окончательно в борьбе с наступавшими через Босфор турками. По сравнении с не­устойчивой политической жизнью Запада византийская империя до сере­дины второго тысячелетия жила в обстановке единой замкнутой культуры, далеко превосходившей достижения тогдашних западных народов. Ее столица развернула художественную пышность, ослепительное великолепие которой производило волшебное впечатление на западных крестоносцев.

2. Развитие архитектуры и памятники

 

 
Рис. 137. План церкви Хагиа Теотокос в Константинополе
 
Центр тяжести архитектонической деятельности лежал, как и в древнехристианскую эпоху, в церковной архитектуре. Руководящую роль в ней играло здание центрального типа и при том, прежде всего в форме, предначертанной в Айе Софии и в произведениях VII столетия. Позднее оно подвергалось еще некоторым видоизменениям, которые, однако, не внесли никаких существенно новых черт в членение пространства и ограничивались главным образом проблемой конструкции частей, служащих основанием для купола. Созидательная творческая энергия западного средневековья не находила себе никакой параллели в одновременной византийской архитектуре.

Центр тяжести архитектонической деятельностилежал, как и в древнехристианскую эпоху, в церковной архитектуре. Руководящую роль в ней игралоздание центрального типа и при том, прежде всего в форме, предначертанной в Айе Софии и в произведениях VII столетия. Позднее оно подвергалось еще некоторым видоизменениям, которые, однако, не внесли никаких существенно новых черт в членение пространства и ограничивались главным образом проблемой конструкции частей, служащих основанием для купола. Созидательная творческая энергия западного средневековья не находила себе никакой параллели в одновременной византийской архитектуре.


План византийской церкви следует в расположении пространств устройству, встречающемуся в уже упомянутых древнехристианских церквах в Салониках, Мире, Анкире и Кассабе. Для главного пространства типична форма правильного греческого креста с короткими концами (Рис. 137). К нему примыкает с запада простой или двойной нартекс (притвор). Восточный конец удлиняется пресбитерием (хором), который замыкается круглой внутри, снаружи часто многоугольной выступающей апсидой. Оба боковых конца креста не отделены колоннами от среднего пространства, а остаются открытыми. Широкими арочными пролетами они соединяются с квадратными угловыми пространствами на входной, и на алтарной сторонах, так что создается нечто в роде боковых нефов. Последние оканчиваются по обеим сторонам алтаря пастофориями, которые сообщаются с алтарем и в него включаются: с левой (северной стороны — в качестве протезиса для хранения священных сосудов и пожертвований, на против (к югу) — в качестве ризницы (диаконикона). Алтарь расширялся, таким образом, в трехчленное пространство. Чтобы лучше отделить святое святых от предназначенного для верующих среднего пространства, барьер хора подняли, превратив его в колонны с антаблементом, из которых, в конце концов, произошел иконостас — покрытая изображениями замкнутая стена, скрывшая священнодействие от глаз толпы. Через его средние двери могли проходить лишь священно­служители. Эмпоры, для которых благодаря отпадению колонных ордеров в трансепте оставалось мало места, появ лялись все у еже внутри церкви и под конец ограничились внутренней стороной нартекса. Благодаря такому расположению план в своих внешних очертаниях приобрел форму прямоугольника или почти квадрата, к которому со стороны входа примыкал широкий нартекс, а на алтарной стороне — апсиды. В некоторых церквах форма греческого креста выявлялась и снаружи благодаря выступанию поперечных ветвей его за пределы наружных боковых стен, (как, например, в монастырской церкви в Скрипу в Беотии и в менее правильной группировке Санта-Марко в Венеции).

Эта типичная форма плана византийской церкви вполне выработалась к концу VIII столетия. Она стоит в тесных взаимоотношениях с расположением куполов, определяющих не только внутреннее пространственное впечатление, но и наружный вид здания. Среди них большой центральный купол над средним квадратом занимает господствующее положение, которому подчиняются второстепенные купола, Эти последние ставятся по большей части над квадратными пространствами в четырех углах между концами креста и над нартексом, иногда также над пастофориями, менее часто над самими концами креста (Санта-Марко в Венеции), причем в таком случае крестообразная форма выражается и в расположении куполов.

В конструктивном отношении важнейшей задачей было сводчатое перекрытие пространств и в особенности сооружение главного купола и его основания. С течением времени здесь выработались новые решения, которые в свою очередь оказали обратное воздействие на оформление плана. Перенятые из древнехристианского периода тяжелые столбы в углах среднего квадрата вскоре были заменены четырьмя колоннами, которые оказывались достаточными при скромных размерах церквей. Широкие арки, на которых покоится надстройка купола, связывают эти колонны друг с другом, а меньшие арки ведут от них к наружным и поперечным стенам. Эта четырех колонная система встречается уже в построенной в 900 г. церкви богородицы (Hagia Theotokos) в Константинополе.

Для ряда монастырских церквей образцом послужило большое купольное здание в Католиконе, основанное в 946 г. при монастыре св. Луки в Фокиде. Хотя центральное пространство в плане здесь является квадратным, вверху оно при помощи тромпов, т. е. пересекающих углы перекрытий, переведено в восьмиугольник, на котором покоится купол. Нагрузка воспринимается двенадцатью столбами, из которых четыре стоят в углах квадрата и по два других на каждой его стороне, под вершинами вписанного восьмиугольника. Через посредство арок, перекинутых между самими столбами и между столбами и наружными стенами, боковое давление купола переносилось на эти последние, так что получалась технически превосходная конструкция. Она представляла собой значительный прогресс в том отношении, что среднее пространство, не будучи расчленено колоннами или столбами, во всю свою ширину открывалось перед трехчленным алтарем. При более скромных размерах купол мог быть поставлен даже на стены целлы. Из этого расположения вытекла более простая восьми опорная система, которая в разнообразных вариантах находила себе частое применение, в особенности в монастырской архитектуре.

В то время как в плане, благодаря расположению пространств по продольной оси, центральный принцип ослабляется, он подчеркивается в конструкции тем сильнее, что главный купол подымается значительно выше, вследствие постановки его, начиная с IX столетия, на цилиндрическом или многоугольном барабане. Этот барабан составляет важнейшее нововведение византийской архитектуры. Он являлся исключительно удобным местом для помещения в нем окон, дававших главному пространству необычайно благоприятное освещение. Второстепенные купола также получали аналогичный барабан с соответственным подчинением их главному куполу. Остальное перекрытие внутренних пространств производилось обычным уже в древнехристианскую эпоху способом, если только опять-таки не применялись купольные своды. Примыкающие к среднему купольному пространству ветви креста перекрывались широкими цилиндрическими сводами, соседние второстепенные пространства — сводами цилиндрическими или крестовыми.

Техника выполнения по сравнению с древнехристианской архитектурой обнаруживает лишь несущественные нововведения. В наружной кладке стены видна большая любовь к разноцветному оживлению поверхностей путем чередования полос красного кирпича с желтыми, большей частью каменными плитами в виде сквозных горизонтальных слоев с правильно расположенными швами. Этим способом не только достигается весьма приятный живописный эффект, но и создается успокаивающий и уравновешивающий противовес подвижным линиям арок и куполов (Рис. 139). Своды вы­полнены по большей части из тонких кирпичей с толстыми швами. Строительный раствор у византийских каменщиков был такого превосходного качества, что в отдельных памятниках купол даже при частичном разрушении его основания продолжал еще сохраняться в целости.

Архитектоническое оформление, хотя и покоится на античном запасе форм, преобразует, однако, заимствованные из него элементы столь свободно, что классические образы становятся едва узнаваемыми. В качестве наружных архитектурных элементов встречаются почти исключительно скудные, слабо выступающие и плоско профилированные пояса и такие же главные карнизы, далее глухие аркады и ниши, которые в то же время имеют своей задачей уменьшать массу стены. Примерно, начиная, с XI столетия обнаруживается стремление приятно оживлять фасады зигзагообразными полосками (в особенности на дверных и оконных арках), меандром, рельефными плитками, фризами и ленточными узорами, составленными из разноцветных глиняных изразцов. Круглые арки на дверях и окнах охотно делаются повышенными (получают вертикальные начала). Нередко они заменяются подковообразными, стрельчатыми или килеобразными арками. В поздний период окна все более и более суживаются, сперва в барабане, а затем и в наружных стенах, пока они, наконец, не превращаются в высокие, узкие, обрамленные валиками стенные щели. На барабане они обрамляются по бокам круглыми колоннами, несущими часто сильно выступающие карнизы над окнами. Купол непосредственно врезается в них без карниза в его основании (Рис. 140). Арочные карнизы над окнами образуют, следовательно, самое верхнее увенчание стены, обходящее барабан своим динамическим мотивом. Этот мотив переносится под конец также и на поверхности фасадов, в котором появляются в качестве свободного завершения наружных стен круглые и сегментные арки. Внешние поверхности куполов и сводов первоначально оставляются голыми, как в церкви Софии. Позднее купола снаружи обкладываются черепицей, так что еще сохраняется полу шаровая форма купола. В отдельных случаях барабан покрывается пирамидальной крышей, защищающей купол. Цилиндрические своды получают затем двускатные крыши над ветвями креста и плоские односкатные крыши, прислоненные к высоким внутренним стенам, над частями здания, примыкающими к основному кресту.
 


Рис. 138. Продольный разрез церкви Хагиа Теотокос в Константинополе

 
Декорация внутренних пространств (Рис. 141) состоит не в пластически-архитектоническом членении стен и поверхностей сводов в античном стиле, а в богатой их орнаментировке разноцветной, пестрой мраморной инкрустацией, мозаикой и росписями. В качестве архитектурных элементов встречаются собственно лишь колонны со слабопрофилированными архивольтами и такие же импостные карнизы. Капители колонн имеют в первое время трапецевидно расширяющуюся кверху византийско-древнехристианскую форму или форму куба, книзу корзинообразно стянутого или округленного. Позднее предпочтение отдается цветочным чашечкам с отголосками классики, обложенными остро вырезанными листьями аканфа, которые даны в схематических формах и линиях и в очень плоском рельефе (Рис. 142).

Стволы колонн сужаются без энтазиса (выпуклости), базы лишь незначительно отступают от античных образцов. На полах расстилаются богатые и разнообразные геометрические узоры мраморных мозаик. Нижние части стен облицованы мраморными плитами, верхние же их части и нижние поверхности сводов украшены стеклянной мозаикой — тем монументальным видом декорации, который уже практиковался мастерами древнехристианской эпохи и чрезвычайно отвечал вкусу византийцев своим тяжелым великолепием и ритмической связанностью, обусловленной техническими особенностями мозаики. Они довели этот вид искусства до высокого расцвета и развили в нем своеобразный стиль, обусловленный строгими предписаниями церкви. Влияние его на западное искусство чувствуется вплоть до нашего времени. Там, где из-за недостатка средств или по другим причинам приходилось отказываться от драгоценной орнаментальной и фигурной мозаики, ее место занимала фресковая живопись с совершенно таким же пониманием и способом изображения.

Византийская архитектура

 
Рис. 139. Церковь апостолов в Салониках
 
В орнаменте чувствуются еде отзвуки текстильного характера древневосточного искусства. Основными элементами его являются геометрические формы и комбинации со стилизованными усиками, которые в первое время обнаруживают некоторое сходство с раннегреческим орнаментом, но проявляют в безжизненном и застывшем оформлении листьев аканфа строгий схематизм. В завитки и фигуры вплетаются многочисленные христианские символы, особенно часто — греческий крест.

Так как постановка статуй была запрещена церковью, то пластика ревностно культивировалась и достигла высокого уровня только в искусстве малых форм, в резьбе по слоновой кости. В немногих архитектурных памятниках, в которых встречаются каменные плиты с рельефами, этот рельеф представляет собой нечто весьма близкое к увеличенному пересечению в камень работ на слоновой кости.

В Трапезуйте — церковь Софии, четырех колонный план, с папертью, внутренним притвором и двумя боковыми крыльями в качестве пристроек к ветвям креста.

В Салониках — церковь Бардиаса, с совершенно правильным планом по четырех колонной схеме и законченная в XI столетии церковь апостолов, в которой внутренний нартекс также и на боковых сторонах обходит вокруг четырех колонного внутреннего про­транства: барабаны относительно очень высоки и богато расчленены. Выстроенная в 1012 г. церковь Ильи отступает от общего правила в том, что в ней и боковые ветви креста замыкаются полукруглыми апсидами.

В Афинах имеется большое количество церквей, среди которых особый интерес представляют Панагия Горгопико (старый собор), с богатыми рельефными украшениями фасадов, а также великолепная, типичная для византийского стиля и прекрасно выявляющая наружными формами внутреннее членение пространства — церковь Санта-Елевферия, относящаяся к IX столетию (Рис. 143).

Большое значение для церковной жизни востока приобрели монастыри и среди них в особенности сооружавшиеся, начиная с IX столетия, монастыри на горе Афоне, у северных берегов Эгейского моря. В них постепенно выработались твердые правила расположения и устройства монастырских зданий и ревностно культивировались искусства, притом не только во время высокого расцвета византийской архитектуры, но и во время ее упадка и даже под турецким владычеством. Вплоть до сегодняшнего дня они являлись главной школой византийского искусства, образуя единую монашескую республику в двадцати монастырях, окруженных крепостными стенами. Из многочисленных монастырских церквей выше уже были упомянуты церковь Скрипу в Беогии (построенная в 873 — 874 гг.), с плоскими купольными и цилиндрическими сводами над нефами и притвором, а также католикон св. Луки в Фекиде. С последним согласуется в плане, монастырская церковь в Дафни (XI столетие) и св. Федора (1296) в Мистре (Южная Греция). Восьми колонная система представлена католиконом монастыря Неа Мони на Хиосе и созданной под его влиянием церковью в Крине, Рис. 140. Барабан церкви Хагиа Теотокос в Константинополекоторая интересна живой архитектурой арок и глухих аркад, а также своей орнаментикой.

Византийская архитектура

 
Рис. 140. Барабан церкви Хагиа Теотокос в Константинополе
 
За пределами византийской империи, в областях Италии, зависимых от нее или связанных с нею оживленными торговыми отношениями и потому подвергавшихся ее влиянию, также возникло несколько чисто византийских памятников: в Палермо — маленькая церковь Санта-Мариа делль’Амиральо, по прозванию Марторана (заложена в 1147 г.), в которой круглые арки заменены стрельчатыми За пределами византийской империи, в областях Италии, зависимых от нее или связанных с нею оживленными торговыми отношениями и потому подвергавшихся ее влиянию, также возникло несколько чисто византийских памятников: в Палермо — маленькая церковь Санта-Мариа делль’Амиральо, по прозванию Марторана (заложена в 1147 г.), в которой круглые арки заменены стрельчатыми; в Стило в Южной Италии—Ла Каттолика и в Венеции—знаменитая церковь св. Марка—величественнейшее создание византийской архитектуры в средние века. Построенная в середине XI столетия на месте и с использованием отдельных частей более старой, сгоревшей в 976г. базилики и освященная в 1094 г., она обнаруживает все черты последовательно проведенного византийского здания центрального типа: план в форме греческого креста с боковыми нефами, которые отделены колоннами от среднего нефа, купола над средним пространством и над концами креста, простой нартекс, продолженный также вдоль сторон до трансепта и перекрытый маленькими куполами (Рис. 144).

Внутренняя декорация (Рис. 141) отказывается от художественного эффекта пластических архитектурных частей, и свое главное внимание отдает облицовке низа драгоценными разноцветными мраморными плитами, богатой смене разно­цветных колонн с позолоченными капителями и украшению верхних частей яркой, сверкающей золотом мозаикой; все это вместе производит впечатление восточной роскоши и поистине сказочного богатства. Вследствие того, что над разработкой этой церкви внутри и снаружи работали вплоть до XVII столетия, в ней не сохранилось единства стиля. Порталы, величественно расчлененные колоннами и аркадами на лом- Рис. 142. Византийская капитель бардско романский манер, принадлежат освещенной 1094 г. перестройке (Рис. 145). Свободные арочные завершения над глубокими нишами паперти были еще в XIV столетии украшены готическими арками (в форме ослиной спины) и готическим орнаментом («краббами»).

Интересную, архитектурную группу западно римского древнехристианского и византийского искусства образуют собор и церковь Санта-Фоски на острове Торчелло, около Венеции. Собор в своем основном плане восходит к 650 г. Но первоначальному сооружению принадлежит только главная апсида, в которой места для сидения поднимаются амфитеатром (с расчетом на расположенный под ними кольцеобразный ход к крипте, которую нельзя было заложить глубже, ср. стр. 127). Новая перестройка последовала в 864 г. Санта-Фоска является византийским зданием центрального типа, заслуживающим внимание своим прекрасным оформлением пространства; первоначально проектированный купол остался невыполненным. Восьмиугольное, центральное пространство ныне имеет плоское перекрытие, внешний вид ясно обнаруживает византийскую архитектурную схему (Рис. 146).

Санта Марко в Венеции - Византийская архитектура

 
Рис. 141. Санта Марко в Венеции
 
В дунайских землях оба боковых конца креста по большей части расширены апсидами (церкви в Семендрии, Раванице и Крущеваце в Сербии). Церковь в Куртеа д’Аргиш в Валахии находится уже под преобладающим влиянием русского искусства.

 
Рис. 142. Византийская капитель церкви Софии в Падуе
 
Многочисленные менее крупные памятники встречаются в западноазиатских областях восточноримской империи, в особенности в Малой Азии, в некоторых частях Сирии и в Палестине. Византийский архитектурный стиль остался вплоть до современности руководящим образцом для культовых зданий всех наций, которые принадлежали к греческой церкви.

Хагиос Элевтериос в Афинах - Византийская архитектура

 
Рис. 143. Хагиос Элевтериос в Афинах
 
От византийской светской архитектуры сохранилось до нашего времени сравнительно немного заслуживающих внимания памятников. Даже в столице, некогда столь богатой великолепными светскими зданиями, можно найти еще лишь немногие незначительные их остатки, среди них относящееся к первой половине IX столетия трехэтажное зальное здание Текфур Сераи — руину, от которой еще стоят наружные стены и передний нерасчлененный фасад, оживленный арочными дверями и окнами; далее — так называемые «Камеры Анемаса», сводчатое сооружение, 60 м в длину, служившее тюрьмой для знатных и высокопоставленных лиц, и большое число башен, оставшихся от средне­вековых городских укреплений. Здесь мы хотим упомянуть также загадочное архитектурное сооружение Мшатты (Мешатта, Мзшатта), хотя отнесение его к определенной эпохе вызывает сомнение как в мысле времени, так и в смысле стиля (значительная часть его фасада помещена ныне в Берлинском музее). Оно лежит на большой караванной дороге из Дамаска в Мекку, примерно в 50 и к востоку от северного угла Красного моря; по всей вероятности, оно было «встроено в качестве караван сарая или замка в пустыне и осталось неоконченным. Квадратный участок его со стороной в 155 м окружен кольцом высоких стен, которые усилены и укреплены 23 полукруглыми башнями и лишь в середине южной стороны содержат вход с двумя, многоугольными башнями по бокам. Внутри, непосредственно за порталом и, напротив, на северной стороне, расположен в симметрической группировке вокруг средней оси ряд помещений, назначение которых невыяснено.

Византийская архитектура

 
Рис. 144. План Санта-Марко в Венеции
 
Чрезвычайно интересна великолепная орнаментика, вырезанная в камне по обеим сторонам входа на привратных башнях и на стенах, в виде очень плоского изящного рельефа, тянущегося на 46 м в длину и на 5,50 м в вышину (т. е. во всю стену). Он состоит преимущественно из плотной массы виноградных усиков, которые вместе с вплетенными в них звериными фигурами заполняют прямоугольники, расположенные непрерывной цепью. Рисунок и выполнение в высшей степени своеобразны, но ближе всего стоят к греко - восточной, пронизанной новоперсидскими мотивами, орнаментике в том виде, в каком она практиковалась в качестве позднего отпрыска античной культуры в Сирии и Палестине в IV—VI столетиях и позднее, вплоть до времени крестовых походов. Она оказала сильное влияние не только на византийскую раннесредневековую орнаментику в Константинополе и на орнаментику запада, где она появляется на ряде памятников еще в XII столетии. К тому же кругу форм принадлежат, между прочим, также лежащие примерно в 100 км на север от Мшатты руины так называемого Каср эль Абджад—белого замка в Рухбе.
 
Главный портал Санта-Марко в Венеции - Византийская архитектура


Рис. 145. Главный портал Санта-Марко в Венеции
 
Санта-Фоска на о-ве Торчелло - Византийская архитектура

 
Рис. 146. Санта-Фоска на о-ве Торчелло

История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г.




От: no,  1390 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Раннеисторическая и древнехристианская архитектура германских народов Газосветные рекламные установки в Москве (СССР) 1970-е »