Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Март 6, 2014

Здание Академии наук, Гостиный двор, Санкт-Петербург - Реставрация памятников архитектуры второй половины 18 века (продолжение)

В перечне первых послевоенных реставрационных работ значится еще одно творение Д. Кваренги — Юсуповский дворец и сад, расположенное на обширном участке, простирающемся от Фонтанки до Садовой улицы. Зодчий в 1790-х годах перестроил находившийся здесь барочный каменный дворец, придав его планировке, компоновке объемов, декору фасадов и интерьеров типично классический облик. В 1810 году это здание было передано Институту корпуса инженеров путей сообщения, а ныне находится в ведении его преемника — Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. В годы блокады дворцу был нанесен значительный урон артиллерийскими снарядами.
 

Здание Академии наук. До реставрации

 

Здание Академии наук. До реставрации
 
После 1945 года здание было обмерено А. А. Кедринским, Т. В. Берсеневой и Е. Г. Мелик-Багдасаровой, а в 1947—1950 годах произвели реставрацию фасадов.

В своеобразие творческого почерка Д. Кваренги пришлось вникать и при реставрации дворца Безбородко (ныне Музей связи имени А. С. Попова в пер. Подбельского, 4). Этот дворец был возведен в 1781 году, причем в него были включены два смежных дома. В 1870-е годы архитектор А. К. Кавос переделал фасады здания, но его внутренняя отделка, приписываемая Д. Кваренги, во многом сохранилась. Именно этим замечательным интерьерам были причинены наиболее серьезные повреждения прямыми попаданиями снарядов. В 1941—1943 годах они пять раз разрывались в стенах замечательного памятника зодчества. 14 декабря 1943 года снаряд разрушил две колонны и часть лепного антаблемента прекрасного Танцевального зала, кусок стены и перекрытие Аванзала.

В 1943 году в здании произвели первоочередные консервационные работы, а в 1945 году полностью отреставрировали его фасады. Несколько позднее, в 1947—1948 годах, по проекту и под руководством архитектора A. Л. Ротача было произведено восстановление Танцевального зала, Аванзала и других парадных интерьеров.

Здание Академии наук, Гостиный двор, Санкт-Петербург - Реставрация памятников архитектуры второй половины 18 века

 
Здание Академии наук. 1981 г.

Там воссоздали разрушенные колонны и лепной декор, реставрировали живописные плафоны, облицовку из искусственного мрамора и пышные коринфские капители.

Своеобразным памятником русской архитектуры 1770-х годов, связанным с Невой, является пристань у дачи Безбородко (Свердловская набережная, 40). Эта спроектированная Д. Кваренги гранитная пристань на берегу Невы, декорированная гротом, скульптурами сфинксов и вазами, служила как бы речными воротами обширного парка. В послевоенные годы, лишенная скульптурного убранства, пристань лишь отдаленно напоминала художественный памятник. В 1959 году были восстановлены гранитные лестницы, заново выполнены каменные сфинксы и вазы. Оригинальное сооружение с эффектными спусками и строгими решетками вновь украсило панораму главной водной артерии города.

Война причинила огромный ущерб уединенно расположенному дворцу Бобринских (Красная ул., 58—60), построенному в 1790-х годах архитектором Л. И. Руска. Это оригинальное во многих отношениях здание отличается сложными по объемному решению фасадами, украшенными колоннами и мраморными статуями середины XVIII века. Особый интерес представляет анфилада парадных залов, обращенных к саду, спроектированных в первой четверти XIX века архитектором А. А. Михайловым 2-м.

Здание Академии наук. Большой конференц-зал. Скульптурный фриз. Фрагмент. До реставрации

 
Здание Академии наук. Большой конференц-зал. Скульптурный фриз. Фрагмент. До реставрации
 
В декоре этой пышной анфилады использованы лепка, позолота, полихромная роспись, искусственный мрамор, штоф со сложным рисунком, резьба.

В 1941 —1943 годах на сад и дворец обрушились три авиационные бомбы и двадцать один снаряд; семь из них попали в здание. Взрывные волны и осколки повредили крышу, стропила, фасады. Особенно сильно обстрелы и бомбежки сказались на декоре интерьеров, так как в четырех из них перекрытия были разрушены. Реставрация дворца Бобринских, его флигелей, павильона и каменной ограды длилась много лот.

Первый этап реставрации охватил 1945—1946 годы. В это время заложили три пробоины в стенах (со стороны сада и Парадного двора), отремонтировали стропила, восстановили перекрытия и заполнения оконных проемов. В 1947—1949 годах началась реставрация художественного декора интерьеров. В течение двух лет под руководством архитектора И. Н. Бенуа живописцы, лепщики, столяры и другие высококвалифицированные специалисты отреставрировали такие сложные по отделке интерьеры, как Приемная, Белый и Танцевальный залы, Красная и Голубая гостиные, Желтый кабинет.

Здание Академии наук. Большой конференц-зал. Скульптурный фриз. Фрагмент. В процессе реставрации

 
Здание Академии наук. Большой конференц-зал. Скульптурный фриз. Фрагмент. В процессе реставрации
 
В 1960-х годах реставрация парадных интерьеров дворца Бобринских была продолжена. Огромную работу по реставрации отличающихся исключительным изяществом и благородством росписей плафонов и фризов выполнили художники М. М. Швабский, В. П. Окорочков и Б. А. Пуговкин.

Одной из примечательных реставрационных работ в ансамбле дворца Бобринских явилось воссоздание одиннадцати декоративных бюстов, установленных на тумбах деревянной балюстрады, завершающей каменную ограду, обращенную к Ново-Адмиралтейскому каналу. Первоначальные мраморные бюсты были утрачены. Используя фотографии и аналоги, реставраторы воссоздали «античные бюсты», отлив их из белого бетона; по цвету и фактуре издали они воспринимаются как мраморные. При всем при том возрождение скульптурного декора, запечатленного многими художниками, восполняет существенный пробел в одном из своеобразных
архитектурных пейзажей города.

 В годы Великой Отечественной войны сильнейшие повреждения были нанесены Большому Гостиному двору. Этот монументальный комплекс, один из самых крупных в городе торговых центров, играет важную роль в объемно-пространственной композиции Невского проспекта и всего прилегающего района.
 
Здание Академии наук. Большой конференц-зал. Скульптурный фриз. Фрагмент. До реставрации

 
Здание Академии наук. Большой конференц-зал. Скульптурный фриз. Фрагмент. До реставрации
 
 
Его сооружение, относящееся к 1757—1785 годам, связано с именами Б. Ф. Растрелли и Ж.-Б. Валлен-Деламота.

 Гостиный двор в период блокады стал одним из тех объектов, которые фашистские захватчики обстреливали и бомбили с исключительным ожесточением и методичностью. 21 сентября 1941 года фугасная бомба разрушила десять отсеков дворового корпуса. Спустя три дня такая же бомба попала в торговые помещения в средней части здания, убив девяносто восемь и ранив сто сорок восемь ленинградцев. С 23 января 1942 года до 5 января 1944 года Гостиный двор многократно подвергался артиллерийским обстрелам. Так, в 1943 году он пять раз находился под прицельным огнем и каждый раз различные его части сильно повреждались.

Значительный ущерб нанес Гостиному двору пожар, вызванный 14 марта 1942 года зажигательными бомбами. Огонь охватил все правое крыло Невской линии и часть Перинной линии. Были уничтожены кровля, перекрытия, заполнения дверных и оконных проемов, отделка степ. Но уже в суровую блокадную зиму 1942 года ленинградцы провели конкурс на лучший проект реставрации и реконструкции Гостиного двора. По проекту архитектора О. Л. Лялина в 1944 году были начаты восстановительные работы, успешно завершившиеся через четыре года.

Здание Академии наук. Большой конференц-зал. Скульптурный фриз. Фрагмент. После реставрации

 
Здание Академии наук. Большой конференц-зал. Скульптурный фриз. Фрагмент. После реставрации
 
Одновременно велась реконструкция главного фасада, в ходе которой были удалены многие чуждые ему архитектурные и декоративные наслоения, внесенные в облик Гостиного двора в 1886—1887 годах.

В декабре 1945 года Совет Министров СССР принял решение о превращении Гостиного двора в образцовый универмаг. Новые требования повлекли за собой реконструкцию и расширение торговых помещений; эти работы осуществлялись по проекту архитекторов И. А. Вакса, Л. С. Катонина и инженера М. И. Юношева в 1955—1967 годах.

Реставрация фасадов и галерей, сохранившая художественный облик огромного здания на главном проспекте города, и тактичная реконструкция его интерьеров позволили использовать этот редкий памятник зодчества по его первоначальному назначению — в качестве торгового центра.

В панораме набережных Васильевского острова одной из основных объемных доминант является здание Академии художеств; перед ним расположена спроектированная К. А. Тоном гранитная пристань, украшенная древнеегипетскими изваяниями сфинксов, бронзовыми светильниками и грифонами.

Большой Гостиный двор. Разрушения. 1944 г. - Реставрация памятников архитектуры второй половины 18 века

 
Большой Гостиный двор. Разрушения. 1944 г.
 
 Монументальное трехэтажное здание, главный фасад которого декорирован в центре и по краям портиками тосканского ордера, было возведено по проекту А. Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Валлен-Деламота в 1764— 1788 годах, но его декорировка и частичная перестройка продолжались всю первую половину XIX века. Прекрасно сохранившееся здание всегда использовалось по своему первоначальному назначению.

Хотя здание Академии художеств и примыкающие к нему строения не имели никакого военного значения, они многократно подвергались ожесточенному обстрелу фашистской артиллерии. Прямых попаданий в здание, к счастью, не было, но осколки изрешетили его крышу, и осадки беспрепятственно проникали в интерьеры, катастрофически разрушая их отделку. Здесь, как и в Михайловском замке, от сырости обвалились карнизы, осыпался лепной декор, на потолках с обрушившейся штукатуркой обнажилась дранка.

Немало труда пришлось приложить реставраторам в послевоенные годы, чтобы вернуть зданию его прежний облик. За короткий срок, с 1953 по 1956 год, силами мастеров Специальных научно-реставрационных производственных мастерских огромные выставочные залы Академии художеств были приведены в порядок.

Большой Гостиный двор. Садовая линия. 1981 г. - Реставрация памятников архитектуры второй половины 18 века

 
Большой Гостиный двор. Садовая линия. 1981 г.
 
Большой Гостиный двор. Общий вид - Реставрация памятников архитектуры второй половины 18 века

 
Большой Гостиный двор. Общий вид - Реставрация памятников архитектуры второй половины 18 века
 
Большой Гостиный двор. Общий вид
 
 Реставрационные работы проводились в залах Рафаэля и Тициана, Конференц-зале, Екатерининском зале, иначе называемом Залом заседаний совета Академии. Восстанавливались заполнения оконных и дверных проемов, заново оштукатуривались потолки и стены, укреплялась и расчищалась сохранившаяся лепка и скульптура,
воссоздавались разрушенные порезки, розетки и другие орнаментальные детали. Художники под руководством Я. А. Казакова реставрировали в Екатерининском зале колоссальный плафон «Торжество на Олимпе по случаю основания Академии художеств», выполненный В. К. Шебуевым.

Повреждения, причиненные зданию войной, были залечены, но и в дальнейшем за его состоянием внимательно следили и периодически обновляли отделку выставочных и других парадных залов. Так, в 1973 — 1974 годах реставрировалась Ротонда (Зал заседаний президиума Академии) с ее живописным плафоном «Аллегория свободных художеств». Тогда же реставраторы вновь появились в залах Рафаэля и Тициана. На этот раз им предстояло заняться копиями с картин Рафаэля, Тициана и других художников итальянского Возрождения. Эти копии, выполненные в 1820—1830 годах известнейшими русскими живописцами К. П. Брюлловым, Ф. А. Бруни, П. В. Басиным, П. М. Шамшиным, А. Т. Марковым, С. А. Живаго, были установлены на стенах двух академических залов, которые с тех пор и стали называться залами Рафаэля и Тициана. За сто пятьдесят лет копии, имеющие большую художественную ценность, обветшали. Художники, которых возглавлял Я. А. Казаков, сняли картины со стен, укрепили красочный слой и грунт и дублировали их на новые холсты, чтобы усилить обветшавшую основу. Затем они восстановили разложившийся лак, удалили старые потемневшие тонировки и аккуратнейшим образом восполнили утраты красочного слоя. В процессе реставрации производилась детальная фотофиксация и съемка в ультрафиолетовых лучах. За ходом работ следили не только представители Государственной инспекции по охране памятников — Р. Д. Люлина и С. В. Павлова и эксперты А. Б. Бриндаров, Л. Н. Ильцен, но и профессора Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина — В. М. Орешников, А. А. Мыльников, Б. С. Угаров, И. А. Бартенев.

Большой Гостиный двор. 1981 г. - Реставрация памятников архитектуры второй половины 18 века

 
Большой Гостиный двор. 1981 г. - Реставрация памятников архитектуры второй половины 18 века
 
Большой Гостиный двор. 1981 г.

Здание Академии художеств. Церковный зал. Плафон «Сошествие Св. Духа». Фрагмент. После реставрации

 
Здание Академии художеств. Церковный зал. Плафон «Сошествие Св. Духа». Фрагмент. После реставрации

Здание Академии художеств. Церковный зал. Плафон «Сошествие Св. Духа». Фрагмент. До реставрации

 
Здание Академии художеств. Церковный зал. Плафон «Сошествие Св. Духа». Фрагмент. До реставрации

Они пришли к выводу, что реставрация картин из залов Рафаэля и Тициана была проведена на самом высоком уровне.

Одновременно с живописными полотнами проводилась реставрация еще одной необычной копии, ставшей частью декора зала Рафаэля. Это гипсовый слепок с бронзовых дверей флорентийского баптистерия (крещальни), исполненных в 1425—1452 гг. выдающимся ваятелем Лоренцо Гиберти. Когда в Петербурге строился Казанский собор, решено было установить там копию шедевра Гиберти. С этой целью во Флоренцию послали русских мастеров, которые сняли гипсовые формы с дверей баптистерия и затем по ним в России выполнили бронзовую отливку.

Бронзовое повторение дверей Гиберти, ничем не уступающее прославленному оригиналу, поместили в Казанском соборе, а их гипсовую копию передали Академии художеств. Долгое время эта копия была забита досками и недоступна для осмотра. В 1974 году ее раскрыли и известный специалист лауреат Государственной премии РСФСР Г. Ф. Цыганков произвел ее реставрацию. Осмотр показал, что на фигурных барельефах дверей недостает четырнадцати голов и такого же количества рук. Кроме того, на гипсе появились трещины и сколы, а вся копия была очень грубо и неудачно окрашена.

Г. Ф. Цыганков провел скрупулезное сопоставление гипсовой отливки с бронзовыми дверями Казанского собора и фотографиями и обмерами флорентийского подлинника.
 
Чесменская церковь. До и после реставрации - Реставрация памятников архитектуры второй половины 18 века
 
Чесменская церковь. До и после реставрации - Реставрация памятников архитектуры второй половины 18 века
 
Чесменская церковь. До и после реставрации

Он с ювелирной точностью вылепил модели для воссоздания утраченных деталей барельефов, отлил их из гипса и установил на место. Реставратор заделал все трещины и сколы, расчистил двери от наслоений неумелой окраски и очень искусно тонировал их «под старую бронзу».

Авторитетная комиссия, принимавшая работу, в состав которой входили скульпторы профессора В. Б. Пинчук и И. В. Крестовский, отметила исключительное мастерство проделанной реставрации. Одной из заметных вех в восстановлении памятников второй половины XVIII столетия стали работы в Чесменской церкви, ныне превращенной в мемориальный музей. Среди современных строений, расположенных вблизи нынешнего Московского проспекта, она выделяется своим необычным обликом, как и связанное с ней здание Чесменского дворца (сильно перестроенного в XIX веке и реставрированного в 1954—1960 годах).
 
Чесменский архитектурный ансамбль (ул. Гастелло, 15) создан по проекту Ю. М. Фельтена в 1777—1780 годах в честь славных побед русского флота в морском бою при Чесме и подвигов в борьбе за утверждение России на берегах Черного моря. Рядом с церковью устроили небольшое воинское кладбище, где были похоронены ветераны-чесменцы, а затем участники суворовских и кутузовских походов. В годы революции и гражданской войны здесь были преданы земле останки доблестных защитников Петрограда, а в период Великой Отечественной войны захоронены павшие смертью храбрых бойцы Ленинградского фронта.

Дворец усадьбы «Новознаменская». Разрушения. 1944 г. - Реставрация памятников архитектуры второй половины 18 века
 
Дворец усадьбы «Новознаменская». Разрушения. 1944 г.

Мемориальное значение захоронений и художественная ценность архитектурного памятника, к тому же играющего важную историко-патриотическую роль, поставили перед проектировщиками и реставраторами весьма серьезную задачу. Прежде всего требовалось возродить первоначальный облик Чесменской церкви, которая в годы войны оказалась вблизи переднего края обороны, а потому была сильно разрушена.

Фасад Чесменской церкви, в декоре которого Ю. М. Фельтен использовал стилизованные элементы средневековой готической архитектуры, отличается сложностью и изысканностью. Его реставрация производилась по проекту, разработанному архитектором А. П. Куликовым. Искусные мастера-каменщики тщательно проверили кирпичную кладку здания, армировали ее проволокой и штырями и переложили на участках, угрожавших обрушением. Утраты, имевшиеся в криволинейных профилированных тягах, восполнялись тесаным кирпичом. Пять куполов церкви окрыли оцинкованным железом и установили над ними воссозданные кресты. Модельщики вылепили модели утраченных декоративных деталей, которые затем выполнялись в металле и закреплялись на штырях. Важную роль в архитектуре фасада играют стрельчатые ниши оконных проемов, закрытые медными решетками. Решетки были богато украшены акантовыми листьями и розетками, выполненными из меди способом выколотки.

Многие из них оказались утраченными. Они воссоздавались по сохранившимся образцам, как и раньше, выколотным способом. Из меди же воссоздавались шары под крестами и на пинаклях — небольших островерхих башенках, а также крестоцветы, закрепленные в арочках зубчатого парапета.

Чесменская церковь — яркий и убедительный пример тщательной реставрации фасадов, тактичной реконструкции интерьера и удачного современного использования памятника, отвечающего его идейному замыслу и мемориальному окружению — ныне здесь помещается филиал Центрального военно-морского музея «Чесменская победа».

К большим достижениям реставраторов следует отнести восстановление дворца Новознаменской усадьбы. В середине XVIII столетия Новознаменка была одной из роскошных аристократических резиденций, расположенных на Петергофской дороге. Основание ее относится еще к петровскому времени. В 1755—1760-х годах предположительно по проекту А. Ринальди здесь возвели трехэтажный каменный дворец с возвышающейся средней частью, завершенной фронтоном. Здание венчалось купольным шестигранным фонариком-бельведером. Декоративная обработка его фасадов, рисунок наличников, группировка пилястр характерны для русского зодчества той поры, когда в недрах барокко начал выкристаллизовываться классицизм.

Дворец усадьбы «Новознаменская». 1981 г. - Реставрация памятников архитектуры второй половины 18 века

 

Дворец усадьбы «Новознаменская». 1981 г.
 
 Еще более богатым был декор интерьеров Новознаменского дворца, в котором использовались лаковые панно, роспись перекрытий, исполненная в «китайской» манере, лепка, декоративная скульптура, наборные паркеты. К началу 1941 года здание, несмотря на перестройку его отдельных помещений, сохраняло свою художественную подлинность, являясь уникальным архитектурным произведением.

Во время войны вражеские бомбы и снаряды превратили этот дворец в руину. От него сохранились лишь фундаменты, перекрытие над подвалом и сильно поврежденные, полуразрушенные кирпичные стены. Тем не менее, учитывая историко-архитектурную ценность Новознаменского дворца и его важную роль в ансамбле застройки южного побережья Финского залива, решено было его восстановить. Проект восстановления дворца создавался архитекторами Специальных научно-реставрационных производственных мастерских. В. И. Иванов произвел археологические изыскания на сохранившихся остатках фасадов, а в 1957 году М. М. Плотников при участии А. П. Куликова и Е. П. Севастьянова разработал проект воссоздания дворца. Проект предусматривал полное восстановление его фасадов, причем воссоздавались также балконы и террасы, разобранные еще до 1941 года. Восстанавливались и первоначальная планировка интерьеров, и объем Большого зала. Таким образом, создавались все условия для того, чтобы со временем возродить и утраченное оформление парадных помещений.

Реставрационные работы начались в том же 1957 году, еще до утверждения проекта. Они велись быстро и тщательно, с максимальным сохранением и использованием уцелевшей кладки стен и фундаментов здания. В декабре 1960 года работы были завершены, и Новознаменский дворец поднялся из руин. Реставраторы вернули к жизни еще один памятник архитектуры, разрушенный фашистскими вандалами.

 

источник: Восстановление памятников архитектуры Ленинграда, А. А. Кедринский, М. Г. Колотов, Б. Н. Ометов, А. Г. Раскин





От: Максименко В.А.,  3674 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» - Реставрация памятников архитектуры второй половины 18 века (продолжение) Адмиралтейство. Реставрация памятников архитектуры первой трети 19 века - восстановление памятников архитектуры Ленинграда »