Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Март 6, 2014

«МЕДНЫЙ ВСАДНИК» -  Реставрация памятников архитектуры второй половины 18 века (продолжение)


Одним из мировых шедевров монументальной скульптуры является памятник Петру I, установленный на площади Декабристов, некогда именовавшейся Петровской, или Сенатской. С тех пор, как в прошлом веке увидела свет поэма А. С. Пушкина, главным героем которой стал монумент Петру I, за этим памятником навсегда закрепилось название «Медный всадник», под которым он ныне известен всему миру.

Памятник Петру I («Медный всадник») в защитном футляре. 1942 г.
 
Памятник Петру I («Медный всадник») в защитном футляре. 1942 г.
 
Затем началась подготовка к отливке статуи в металле, на что ушло около трех лет: ее начали лишь в 1774 году. Отливка монумента представляла исключительную трудность не только из-за его громадных размеров и сложной конфигурации, но еще и потому, что толщина бронзовых стенок в передней части статуи должна была быть значительно меньше толщины стенок в ее задней части. Таким образом облегчалась передняя часть монумента и достигалась массивность тех его частей, на которые приходилась основная нагрузка. Без этого огромная статуя, имевшая всего три точки опоры (задние ноги коня и хвост, соединенный с извивающимся телом змеи), не приобрела бы необходимую устойчивость. Кроме того, Э. Фальконе решил отлить статую за один прием, чтобы избежать образования швов между отдельными ее частями, если бы они отливались в разное время. Это еще более осложняло и без того исключительно трудную задачу. Успешно справиться с ней Э. Фальконе смог лишь благодаря тому, что с ним сотрудничали такие замечательные знатоки своего дела, как литейный мастер Е. М. Хайлов и помогавшие ему безвестные умельцы.

Отливка памятника состоялась 24 августа 1774 года. Однако выполнить ее за один раз, как рассчитывал Э. Фальконе, не удалось. Во время отливки в литейной форме образовались трещины, через которые стал вытекать жидкий металл. В мастерской начался пожар. Только самоотверженность и находчивость Е. М. Хайлова позволили погасить пламя, но вся верхняя часть отливки от колен всадника и груди лошади до их голов была непоправимо испорчена, и ее пришлось срубить. Можно предположить, что образование трещин в литейной форме, послужившее причиной пожара, было вызвано деформацией металлического каркаса внутри статуи  из-за перегрева железа при соприкосновении его с расплавленной бронзой.

Между первой и второй отливкой, завершившей перевод статуи в металл, прошло достаточно продолжительное время. За это время мастера заделали и зачеканили отверстия, оставшиеся в отлитой части монумента от труб (литников), по которым в форму подавался жидкий металл, и отшлифовали бронзу. Верхняя часть статуи была отлита в июле 1777 года.

Затем началось соединение двух частей скульптуры и заделка шва между ними, чеканка, шлифовка и патинировка бронзы. Через год, летом 1778 года, отделка монумента была в основном завершена. В память об этом Э. Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778». В августе того же года скульптор покинул Россию, не дождавшись открытия памятника.

Работы по подъему и установке монумента на пьедестал велись под руководством архитектора Ю. М. Фельтена. «Медный всадник» был укреплен на железных пиронах длиной около метра, заделанных в гранит. При этом подтвердилась точность расчета Э. Фальконе, так как, прежде чем отверстия для установки пиронов были залиты свинцом, статуя уже приобрела равновесие и стояла совершенно прямо.

Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года и было воспринято современниками как крупнейшее событие в общественной жизни России. Всем стало ясно, что сокровищница русского и мирового искусства обогатилась еще одним шедевром. Действительно, Э. Фальконе удалось создать памятник, совершенно исключительный по цельности замысла.

Памятник Петру 1. Ночная подсветка - Реставрация памятников архитектуры второй половины 18 века
 
Памятник Петру 1. Ночная подсветка
 
В этом монументе все — и стремительный порыв вздыбленного коня, и поза всадника, властной рукой сжимающего поводья, и лицо Петра, на котором ясно отразились проницательный ум и железная твердость характера великого преобразователя, и даже форма пьедестала, несколько напоминающая очертания набегающей морской волны,— проникнуто основной мыслью: заставить зрителя ощутить непреклонную волю выдающегося государственного деятеля, который, сметая все преграды на пути, непреклонно стремится к намеченной цели.

Естественно, что такое исключительно ценное художественное произведение, как «Медный всадник», нуждалось в систематическом заботливом уходе и тщательном наблюдении за его техническим состоянием. Однако вплоть до начала XX века монумент фактически оставался без всякого надзора. Это и не удивительно, если вспомнить, что в 1874 году на ремонт всех памятников Петербурга, в том числе и Петру I, было отпущено всего 200 рублей. Лишь в 1908 году Академия художеств создала специальную комиссию для изучения состояния «Медного всадника». В ее состав вошли архитектор А. Н. Бенуа, скульпторы М. А. Чижов, Р. К. Залеман, А. Л. Обер и владелец бронзолитейного завода Моран. После установки лесов комиссия внимательно осмотрела скульптуру и обнаружила много глубоких свищей и трещин в бронзе, причем особенно много их оказалось в простертой руке Петра. Через эти трещины атмосферные осадки проникали внутрь памятника и разрушали его каркас. Когда по распоряжению комиссии был вскрыт имеющийся на крупе коня люк размером 70X85 см, то оказалось, что внутри статуи скопилось до 150 ведер воды.

В 1909 году памятник подвергся серьезной реставрации. Вода, собравшаяся внутри монумента, была выпущена, из него были извлечены остатки формовочной и прочей грязи. Свищи и трещины были тщательно заделаны бронзовыми вставками (до 23). Через три года, в 1912 году, монумент снова осматривался комиссией. На этот раз было принято и осуществлено ответственное решение — просверлить отверстия для стока воды, накапливающейся внутри статуи. Их сделали в каблуках всадника, в копытах передних ног и животе коня.

Но по-настоящему систематическое наблюдение за состоянием «Медного всадника» началось только после Великой Октябрьской социалистической революции. Эту работу осуществляли Отдел охраны памятников и Государственный музей городской скульптуры, в ведение которого были переданы все памятники монументальной скульптуры Ленинграда. В 1935 году статую осматривал и реставрировал известный скульптор И. В. Крестовский. Он обнаружил в памятнике три больших трещины: на внутренней части задней правой ноги, на животе коня и на змее. Трещины были расчищены и пропаяны третником (сплав олова и свинца). Кроме того, выяснилось, что отверстия для стока воды, просверленные в 1912 году, оказались слишком малы и быстро засорились. Пришлось их прочистить, и опять из статуи хлынула накопившаяся в ней вода.

В первые дни Великой Отечественной войны встал вопрос о том, как защитить замечательный монумент от вражеских бомб и снарядов. Демонтировать статую и перевозить ее в специальное укрытие было слишком сложно и опасно. Поэтому памятник со всех сторон обложили доверху мешками с песком, а поверх них соорудили деревянный футляр. Эта надежная защита позволила монументу благополучно пережить девятьсот дней блокады Ленинграда. Как только фашистская армия была отброшена от города, укрытие разобрали, и «Медный всадник» вновь предстал во всем своем гордом величии.
 
В послевоенные годы реставрационные работы коснулись в первую очередь не самого монумента, а его пьедестала, который в 1953 и 1957 годах очищался от загрязнений. В 1967 году опять производилась промывка «гром-камня», а также перекладка гранитных плит вокруг памятника. Пользуясь лесами, установленными для реставрации пьедестала, сотрудники Музея городской скульптуры и лаборатории реставрационных мастерских (СНРПМ) исследовали, насколько это было возможно, состояние статуи и обнаружили, что на задних ногах коня имеются три трещины: две на правой ноге — шириной 10 и 2 мм, длиной 150 и 300 мм; одна на левой ноге — шириной 1 мм и длиной 100 мм. Эти трещины не могли не вызвать серьезного беспокойства. В самом деле, ведь задние ноги коня служат основной опорой памятника и деформация их могла бы иметь катастрофические последствия. Положение осложнялось еще и тем, что от предыдущих реставраций 1909 и 1935 годов не осталось достаточно подробных документов, точно фиксирующих количество, размеры и местоположение трещин, обнаруженных в тот период. Поэтому нельзя установить, старые ли это трещины или вновь образовавшиеся. Несомненно было одно: памятник необходимо детально обследовать, чтобы выявить причины возникновения трещин и выработать рекомендации для предотвращения их дальнейшего распространения и деформации несущих элементов.

Организационные и технические осложнения задержали начало исследовательских работ, но весной 1976 года к ним приступили вплотную. Основными организаторами и координаторами всех мероприятий по обследованию памятника являлись руководители лаборатории Специального  научно-производственного объединения «Реставратор» М. А. Дылдина и Э. О. Шполянский, поддерживавшие постоянный контакт с главным хранителем Музея городской скульптуры Г. Н. Шкода и заведующей сектором декоративно-прикладного искусства Государственной инспекции по охране памятников Р. Д. Люлиной. Кроме них, в обследовании памятника участвовали многие видные специалисты — литейщики, сварщики, металловеды, химики, скульпторы. Достаточно упомянуть, что к нему были привлечены такие авторитетные организации, как Ленинградский политехнический институт имени М. Н. Калинина, Кировский и Балтийский заводы, завод «Красный выборжец», завод художественного литья «Монументскульптура», Государственный Эрмитаж, Научно-исследовательский институт электрофизической аппаратуры имени Д. В. Ефремова и многие другие. Лишь один этот перечень убедительно свидетельствует о том, сколь серьезными были работы по обследованию «Медного всадника» и на каком высоком уровне они проводились. Особенно активное участие в исследовании состояния памятника и разработке рекомендаций по его реставрации приняли профессор Политехнического института Г. Л. Петров, доценты того же института Л. А. Копельман, А. И. Лебедев и К. П. Лебедев, заместитель начальника цеха завода «Красный выборжец» Л. Н. Сергеев и сотрудник НИИ электрофизической аппаратуры Б. Н. Тронов.

Все актуальные вопросы, связанные с обследованием и реставрацией «Медного всадника», регулярно рассматривались Художественно-экспертным советом Главного управления культуры Ленгорисполкома, в состав которого входили виднейшие представители художественной общественности Ленинграда. Ленинградская организация Союза художников РСФСР образовала специальную комиссию для наблюдения за работами по реставрации монумента, которую возглавил лауреат Ленинской премии, народный художник СССР М. К. Аникушин.
 
Памятник Петру I («Медный всадник») в ансамбле площади Декабристов. 1981 г.

Памятник Петру I («Медный всадник») в ансамбле площади Декабристов. 1981 г.
 
Памятник Петру I («Медный всадник»). Фрагмент. До реставрации
 
Памятник Петру I («Медный всадник»). Фрагмент. До реставрации

При обследовании памятника надо было решить следующие основные задачи: выяснить состояние опорного железного каркаса внутри статуи и установить причины образования трещин в бронзе. Такими причинами могли быть либо дефекты в отливке, возникшие в результате температурных колебаний, либо разрушение металла вследствие повреждения внутреннего каркаса от коррозии и распора воды, проникавшей внутрь памятника по щелям и увеличивавшей свой объем при замерзании.

Чтобы выяснить, в каком состоянии находится опорный каркас монумента, нужно было вскрыть люк и проникнуть внутрь статуи. Разрешение на вскрытие люка было дано, и 6 июля 1978 года слесарь объединения «Реставратор» Е. 3. Касьянов осторожно вывинтил восемь медных винтов и снял крышку люка. Доступ в «недра» «Медного всадника» был открыт. При этом произошло интересное событие. Директор объединения «Реставратор» С. И. Газиянц, первым спустившийся в полость статуи, обнаружил там свернутый в рулон пакет и несколько слипшихся листков бумаги. Эти документы были переданы для изучения в Центральную ленинградскую научно-криминалистическую лабораторию и оказались записями о реставрации памятника, проводившейся в 1909 году, оставленными, по доброй традиции, мастерами-реставраторами на месте своей работы.

Но главным было, конечно, то, что вскрытие люка обеспечило доступ к внутреннему каркасу, представляющему дугообразный железный брус, находящийся в крупе коня и соединенный с бронзовой отливкой четырьмя бронзовыми скобами. От бруса в задние ноги коня отходят железные стержни квадратного сечения. Каркас оказался поврежденным коррозией, но никаких трещин и других деформаций в нем обнаружено не было, и состояние его признали вполне удовлетворительным.

Однако визуальное обследование не позволило сделать заключение о состоянии железных стержней, пропущенных в задние ноги коня, а они-то и являлись основными опорными элементами статуи. На помощь реставраторам пришли новейшие методы исследования. Группа сотрудников НИЙ электрофизической аппаратуры имени Д. В. Ефремова во главе с инженером Б. Н. Троновым в течение трех ночей произвела просвечивание монумента гамма-лучами. Этот новейший метод неразрушающей дефектоскопии позволяет просвечивать металл толщиной до 20 см и выявлять его скрытые дефекты. После обработки гаммаграмм стало ясно, что трещин в железном каркасе, впаянном в задние ноги коня, нет. На этом главный этап обследования состояния скульптуры был завершен. Настала пора переходить к определенным выводам.

Памятник Петру I («Медный всадник»). Фрагмент. До реставрации  
 
Памятник Петру I («Медный всадник»). Фрагмент. До реставрации
 
Памятник Петру I («Медный всадник»), В процессе реставрации
 
Памятник Петру I («Медный всадник»), В процессе реставрации


Сопоставив и всесторонне проанализировав результаты обследования, специалисты пришли к единодушному заключению о том, что трещины в задних ногах коня литейного происхождения, т. е. они являются дефектами литья, возникшими еще во время перевода статуи в металл, а в дальнейшем увеличившимися из-за воздействия температурных колебаний и атмосферных осадков. Такие трещины не представляли угрозы для сохранности монумента, но заделать их было необходимо, чтобы предотвратить дальнейшее проникновение влаги внутрь памятника. Кроме того, учитывая, что внутренний каркас несколько ослаблен коррозией, решили его усилить. Для этого в НИИ электрофизической аппаратуры спроектировали и изготовили дополнительных! стальной каркас, точно повторяющий форму старого железного дугообразного бруса, установленного в крупе коня. Его ввели во внутреннюю полость статуи и соединили с основным каркасом болтами и планками. Старый каркас очистили от грязи и ржавчины и несколько раз окрасили свинцовым суриком. Вся внутренняя часть монумента также тщательно очищалась от ржавчины, грязи и пыли.

Работать внутри статуи было трудно. Температура здесь доходила до 40 градусов тепла. Еще жарче становилось от инфракрасных ламп, служивших для ускорения просушки красочного слоя. Но, несмотря на это, слесари-реставраторы Е. 3. Касьянов, А. Н. Бутин, В. П. Михеев и Б. П. Степанов успешно справились со своим делом. 3 сентября 1976 года люк на крупе коня снова был закрыт крышкой, закрепленной восьмью медными винтами. Внутри статуи оставили два алюминиевых футляра, в которые вложены документы о реставрации 1976 года.

Теперь оставалось заделать трещины на задних ногах коня. Но и это было непростой задачей. Обсудив все возможные методы заделки трещин, специалисты решительно отвергли как запайку, так и заварку их, поскольку оба эти способа приводят к сильному нагреванию металла. Поэтому они решили установить в трещины бронзовые вставки, для чего их надо было отлить из бронзы того же состава, что и металл статуи. Чтобы определить состав бронзы, с монумента при помощи тонкого сверла было взято несколько проб металла; они исследовались в лаборатории Кировского и Балтийского заводов и завода «Красный выборжец». Химический анализ показал, что в состав сплава входили 90 процентов меди, 7,5 олова и 2,5 процента цинка. Трещины на задних ногах коня были расчищены и с них сняли гипсовые слепки. По этим слепкам на заводе «Красный выборжец» выполнили бронзовые отливки тех же размеров и конфигурации.

Слесари-реставраторы Е. 3. Касьянов и Е. М. Маркин вставили полученные отливки в трещины, закрепили их винтами и тщательно зачеканили по контуру. 20 октября 1976 года работы по заделке трещин были приняты комиссией Государственной инспекции по охране памятников. Затем инженеры-химики из лаборатории объединения «Реставратор» Л. И. Величко и Н. В. Суворова нанесли на поверхность вставок слой черно-серой патины, объединив их по цвету со всей скульптурой.

Поздней осенью 1976 года самая серьезная в истории «Медного всадника» реставрация была закончена, но наблюдение за ним продолжает осуществляться повседневно.

Памятник Петру I («Медный всадник»). Фрагмент каркаса. В процессе реставрации
 
Памятник Петру I («Медный всадник»). Фрагмент каркаса. В процессе реставрации
 
Ни одно изменение в состоянии монумента не остается незамеченным, и реставраторы готовы в любой момент оказать помощь этому памятнику, являющемуся гордостью не только Ленинграда, но и всего отечественного искусства.

В историю всех памятников архитектуры Ленинграда вписаны славные страницы, повествующие об их героической защите в годы Великой Отечественной войны и о послевоенном восстановлении. Памятники второй половины XVIII столетия не представляют в этом отношении исключения.

Одной из мишеней вражеских артиллерийских обстрелов было выдающееся произведение Д. Кваренги — главное здание Академии наук, воздвигнутое на берегу Невы в 1783 —1789 годах. Для защиты парадных интерьеров окна бельэтажа этого здания были заложены кирпичом, но от взрывных волн разрушились оконные переплеты, пострадала гранитная  облицовка цокольного этажа и основание восьмиколонного портика.

Памятник Петру I («Медный всадник»). Общий вид памятника в строительных лесах
 
Памятник Петру I («Медный всадник»). Общий вид памятника в строительных лесах
 
Памятник Петру I в ансамбле с Триумфальной аркой зданий Сената и Синода
 
Памятник Петру I в ансамбле с Триумфальной аркой зданий Сената и Синода
 

В 1947 году фасады здания оделись в леса и была проведена их капитальная реставрация, восстановлены оконные переплеты, отремонтирована гранитная облицовка. Впоследствии была проведена реставрация интерьеров и наиболее значительного из них — Конференц-зала, в декор которого входит своеобразный скульптурный фриз, изображающий эпизоды основания Петербурга. Реставрация сохранила художественный облик величавого памятника зодчества, занимающего заметное место в ансамбле Стрелки Васильевского острова.
 
 

источник: Восстановление памятников архитектуры Ленинграда, А. А. Кедринский, М. Г. Колотов, Б. Н. Ометов, А. Г. Раскин 





От: Максименко В.А.,  5965 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (2)

Дмитрий Бирюков    Март 31, 2016


Я в этот люк залезал тоже. Это было летом 1976 года. Надо немного поправить даты в этом тексте!

1


Сергей Ч    Январь 25, 2018


А как образовались трещины в постаменте "Медного всадника"?

2



Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Михайловский (Инженерный) замок - Реставрация памятников архитектуры второй половины 18 века Здание Академии наук, Гостиный двор, Санкт-Петербург - Реставрация памятников архитектуры второй половины 18 века (продолжение) »