Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Март 6, 2014

Михайловский (Инженерный) замок - Реставрация памятников архитектуры второй половины 18 века

(продолжение)

Михайловский, или Инженерный, замок — один из самых своеобразных памятников архитектуры конца XVIII века. Это грандиозное и сложное сооружение возвели и декорировали за удивительно короткий для того времени срок — менее чем за четыре года. Первоначально аналогичный дворец предполагалось построить в гатчинской загородной резиденции Павла I. Сохранился генеральный план гатчинского дворцово-паркового комплекса 1790-х годов, где рядом с существующим дворцом показано
строение, близкое по плану будущему Михайловскому замку.

Став в 1796 году императором, Павел I решил соорудить монументальный замок-крепость в центре столицы и 28 ноября того же года подписал об этом указ. Для замка выбрали территорию, где находился построенный Б. Ф. Растрелли деревянный летний дворец Елизаветы Петровны, который был снесен. 26 февраля 1797 года состоялась торжественная закладка каменного замка. Строительные работы возглавил архитектор В. Ф. Бренна. К составлению детального проекта, строительству и оформлению здания привлекли лучших русских и иностранных архитекторов, живописцев и скульпторов, работавших в Петербурге. Так, в оформлении интерьеров принимали участие архитекторы Д. Кваренги, Д. И. Квадри, Л. И. Руска, К. И. Росси, Е. Т. Соколов; живописцы И. А. Акимов, С. А. Бессонов. А. К. Виги, Я. Меттенлейтер, П. Скотти, К. Скотти, Д. Б. Скотти; скульпторы К. Альбапи, И. П. Прокофьев, П. П. Соколов, П. Стаджи, А. Трискорни и другие мастера.

Для ускорения строительства зачастую использовались элементы декоративного убранства (плафоны, статуи, барельефы, колонны) из Таврического и других императорских дворцов, а также недостроенных Исаакиевского собора и дворца Екатерины II в Пелле. 1 ноября 1800 года Михайловский замок торжественно освятили, хотя отделку многих интерьеров еще не закончили.

Каждый из четырех фасадов замка, полного суровой красоты, решен по-особому. Наиболее параден главный (южный) фасад, центр которого подчеркнут портиком. В тимпане его фронтона находится барельеф работы скульптора П. Стаджи «История заносит на свои скрижали славу России». Парадный въезд во внутренний двор обрамляют два мраморных обелиска с рельефными изображениями воинских доспехов. Над колоннами ионического ордера из розового тивдийского мрамора проходит фриз из шокшинского порфира. К сожалению, до нашего времени не дошли многочисленные скульптуры и вазы, украшавшие высокий аттик, столбы парапета и балконов.

Центральная часть северного фасада, обращенного к Мойке, украшена колоннадой из парных дорических колонн. К ней ведет торжественная и широкая лестница с вазами и фигурами Геркулеса и Флоры.

Михайловский (Инженерный) замок. Дворовый фасад. Разрушения
 
Михайловский (Инженерный) замок. Дворовый фасад. Разрушения
 
 
Западный фасад в центре акцентирован выступающим объемом церкви. Над куполом церкви вознесся золоченый шпиль, ставший одной из основных вертикальных доминант в панораме города. Восточный фасад замка, по центральной оси которого расположен овальный ризалит, увенчан куполом и башенкой с флагштоком.

В комплекс замковых сооружений входили два одинаковых павильона, Манеж (ныне Зимний стадион) и Конюшенный корпус (в настоящее время Спортивный клуб Армии). Вся территория была обнесена оградой с воротами, выходившими на участок нынешней Манежной площади.

Замок со всех сторон был окружен водными преградами — Мойкой и Фонтанкой, ныне засыпанными Церковным и Воскресенским каналами. Каналами была опоясана и так называемая площадь Коннетабля (перед южным фасадом), в центре которой установили памятник Петру I работы скульптора Б. К. Растрелли.

Интерьеры Михайловского замка отличались чрезвычайной помпезностью. Особенно это относится к помещениям второго этажа, где находились апартаменты Павла I и его супруги (первый этаж отвели царским сыновьям, третий — дочерям).

Михайловский (Инженерный) замок. Дворовый фасад. После реставрации - Реставрация памятников архитектуры второй половины 18 века

Михайловский (Инженерный) замок. Дворовый фасад. После реставрации
 
Михайловский (Инженерный) замок в ансамбле с набережной Фонтанки
 
Михайловский (Инженерный) замок в ансамбле с набережной Фонтанки
 
На втором этаже располагались самые парадные залы — Галерея Лаокоона, украшенная копией прославленной античной скульптуры. Гобеленами, вытканными по картинам Рафаэля, были завешаны стены одноименной Галереи. Воскресенский зал был сплошь облицован желтым стюком, Большой Тронный — оформлен зеленым бархатом и живописными изображениями губернских гербов. В Мальтийском зале и других помещениях — всюду было обилие декоративной живописи, лепки, скульптуры.

Всего сорок дней прожил Павел в замке, фронтон которого украшала горделивая надпись «Дому твоему подобает святыня господня в долготу дней». В ночь на 12 марта 1801 года в Парадной спальне его убили заговорщики. В том же месяце императорский двор покинул замок и тогда же прекратилась декорировка его интерьеров. Кроме того, наиболее ценная отделка стала вывозиться в другие императорские дворцы, а некоторые вещи распродаваться.

В 1818 году ликвидируют театр; его декорации и нарядный занавес с изображением Михайловского замка, написанный П. Гонзаго, передают Эрмитажному театру. В 1820-х годах засыпают каналы, окружавшие бывшую императорскую резиденцию.

Михайловский (Инженерный) замок. Парадная лестница. До реставрации
 
Михайловский (Инженерный) замок. Парадная лестница. До реставрации
 
В 1822 году «пустынный памятник тирана» передается Инженерному ведомству и замок начинает именоваться Инженерным. Инженерному училищу, разместившемуся в бывшем замке, мешала его анфиладная планировка. И, руководствуясь лишь ведомственными интересами, в его залах и галереях ставят перегородки, устраивают коридоры, золоченую лепку забеливают, а местами даже заштукатуривают. В 1840-х годах для оформления музейных залов Нового Эрмитажа используется натуральный мрамор из интерьеров замка. И в дальнейшем в его интерьерах продолжались бесцеремонные переделки.

В 1871 году архитектор К. А. Ухтомский создал в бывшей Парадной спальне Малую церковь Инженерного училища. Объем Большой церкви разделили перекрытиями на три помещения. В Галерею Лаокоона в 1891—1895 годах встроили лестницу. Но, несмотря на существенные переделки и утрату значительной части декора, здание сохранило ценность замечательного произведения русского зодчества конца XVIII века.

После Великой Октябрьской социалистической революции в замке разместились различные учреждения и продолжало функционировать Инженерное училище.

Михайловский (Инженерный) замок. Парадная лестница. После реставрации
 
Михайловский (Инженерный) замок. Парадная лестница. После реставрации
 
 В годы Великой Отечественной войны Михайловский замок, как и почти все архитектурные памятники Ленинграда, был серьезно поврежден. У его стен многократно (25 августа и 22 декабря 1942 года, 1 мая 1943 года) разрывались снаряды, причинившие зданию большой урон. Взрыв тяжелой авиабомбы, попавшей в восточную часть замка со стороны Парадного двора, полностью разрушил бывшую Парадную столовую  с ее скульптурной и лепной отделкой. Крыша здания проржавела и была изрешечена осколками. Система отопления не работала. Лепной и живописный декор интерьеров катастрофически разрушался от сырости.

Вскоре после окончания войны в Михайловский замок пришли реставраторы. Перед ними предстала невеселая картина. Несколько тяжеловесный, но пышный и торжественный скульптурный и лепной декор потолков и стен, столь характерный для творческой манеры В. Ф. Бренна, находился на грани гибели. Гипс разрыхлился и осыпался, карнизы обвалились, многие фрагменты скульптурных композиций, лепных арматур, гирлянд, венков были полностью разрушены. С потолков обвалилась штукатурка с декоративными росписями, обнажив дранку. На плафонах, написанных на холсте, лак от сырости разложился.

Михайловский (Инженерный) замок. Большой Тронный (Гербовый) зал. Плафон «Аллегория Победы». После реставрации
 
Михайловский (Инженерный) замок. Большой Тронный (Гербовый) зал. Плафон «Аллегория Победы». После реставрации
 
Михайловский (Инженерный) замок. Большой Тронный (Гербовый) зал. После реставрации
 
Михайловский (Инженерный) замок. Большой Тронный (Гербовый) зал. После реставрации
 
Первоочередные реставрационные работы проводились в Михайловском замке в 1947—1949 годах. За это время были приведены в порядок фасады здания, восстановлены разрушенные перекрытия, специалисты Ленинградских архитектурно-реставрационных мастерских выполнили консервацию сохранившихся фрагментов отделки Галереи Лаокоона и Большого Тронного зала. Однако все эти работы носили выборочный характер, а всеобъемлющая, комплексная реставрация Михайловского замка началась несколько позднее.

 В 1951—1952 годах в институте Ленпроект архитектором И. Г. Капцюгом при участии архитектора А. А. Плотницкого и инженера И. Д. Рязановского был разработан проект реставрации и частичной реконструкции интерьеров Михайловского замка. В 1952 году этот проект стал претворяться в жизнь. В интерьерах замка развернулись обширные реставрационные работы, не прерывавшиеся до 1964 года.

Проверку и усиление конструкций перекрытий, штукатурные, малярные, столярные, паркетные работы, а также реставрацию скульптурного и лепного декора выполняли строительные организации Ленинградской военно-морской базы, а реставрацию живописных плафонов и декоративных росписей взяли на себя художники Специальных научно-реставрационных производственных мастерских. За несколько лет было восстановлено оформление Мальтийского, Воскресенского, Большого Тронного
залов, Залов Александра и Константина, Галерей Лаокоона и Рафаэля и других парадных помещений второго и первого этажей. Воссоздали и разрушенную бомбой Парадную столовую.

В ходе реставрации производилась проверка состояния перекрытий над залами.

Михайловский (Инженерный) замок. Галерея Рафаэля. Плафон «Храм Минервы». 1981 г.
 
Михайловский (Инженерный) замок. Галерея Рафаэля. Плафон «Храм Минервы». 1981 г.
 
Михайловский (Инженерный) замок. Зал Константина. Плафон. Фрагмент. После реставрации
 
Михайловский (Инженерный) замок. Зал Константина. Плафон. Фрагмент. После реставрации
 
 
В случае необходимости балки протезировались и антисептировались, участки, пораженные гнилью, стесывались. Отошедшая от перекрытия подшивка подтягивалась болтами. Гладкие плоскости потолков и простенков заново оштукатуривались. Обвалившиеся карнизы «вытягивали» по металлическим каркасам, обтянутым сеткой Рабица.

Уцелевшую скульптуру и лепку пропитывали горячей олифой, чтобы укрепить гипс, а затем расчищали от загрязнений и многослойных набелов и окрашивали клеевой краской. Разрушенные лепные порезки заново отливали по сохранившимся образцам. Что же касается полностью или частично утраченных скульптурных и сложных орнаментальных композиций, то их восстановлением занималась группа высококвалифицированных скульпторов и модельщиков в составе Д. С. Устинова, Е. А. Гендельмана, А. Б. Рийконена. Используя уцелевшие фрагменты, архивные фотографии и проектные чертежи, они лепили модели воссоздаваемых композиций, которые потом переводили в гипс. Эта ответственная и сложная работа производилась под постоянным наблюдением и контролем известного скульптора профессора И. В. Крестовского и автора проекта И. Г. Капцюга.

Реставрация интерьеров Михайловского замка сопровождалась несколькими интересными открытиями. Одно из них было сделано в Большом Тронном зале. В 1953 году здесь происходила реставрация двух живописных плафонов, которую выполнили художники А. Н. Виноградов, Б. Н. Воронин, В. Г. Корбан, Б. М. Синяков, А. Н. Ступин под руководством Я. А. Казакова. На плафонах, натянутых на подрамники и установленных на потолке, были изображены аллегорические композиции, прославляющие могущественное и миролюбивое государство. Одна из них - «Аллегория Победы»— воспевала воцарение мира, наступившего в результате блестящей победы над врагами, а другая - «Аллегория Мира»—как бы продолжала и развивала этот сюжет, показывая плоды мирной жизни: процветание торговли и мореплавания, изобилие и всеобщее благоденствие. Оба плафона находились в очень плохом состоянии: лак разложился и потемнел, красочный слой отставал от основы.

Реставраторы сняли живопись с подрамников и уложили ее на специально изготовленные столы. Затем они укрепили красочный слой и грунт, очистили и антисептировали тыльную сторону основы и дублировали плафоны на новый холст. Разложившийся лак восстановили парами спирта, а пожелтевший лак и потемневшие «записи» удалили при помощи скальпелей и растворителей.

В ходе работы реставраторы обратили внимание на то, что холст на краях плафонов был очень грубо обрезан. Создавалось впечатление, что обе композиции были ранее частью какого-то огромного плафона, из которого их вырезали и приспособили к размерам гнезд на потолке Большого Тронного зала. Это предположение перешло в уверенность, когда Я. А. Казаков после расчисток обнаружил, что на обоих плафонах под вензелями Павла I находятся ранее написанные вензеля Елизаветы.

В результате изысканий, проведенных сотрудницей Государственной инспекции по охране памятников В. Н. Кузовниковой, удалось установить, что плафоны «Аллегория Победы» и «Аллегория Мира» первоначально являлись боковыми картинами огромной живописной композиции «Аллегория блаженства царствования императрицы Елизаветы Петровны», выполненной в 1753—1754 годах по эскизам и при непосредственном участии знаменитого художника Д. Валериани и некогда украшавшей потолок Большого зала в Екатерининском дворце. В 1783 году этот плафон был снят в связи с ремонтом перекрытий Большого зала и обратно уже не устанавливался, а в 1800 году его боковые картины перевезли в Михайловский замок и применили для украшения его интерьеров.

После того, как было установлено происхождение картин Большого Тронного зала, решили оставить в Михайловском замке их копии, а подлинники возвратить в Екатерининский дворец и использовать их при воссоздании декоративного оформления Большого зала. Так и поступили. Сейчас оригиналы, обнаруженные реставраторами в Михайловском замке, уже вкомпонованы в композицию воссозданного плафона Большого зала, а их места в Большом Тронном зале заняли копии, выполненные Я. А. Казаковым, В. Г. Корбаном, Ю. Ф. Шитовым, Л. Е. Сазоновым и Б. Н. Лебедевым.

Не менее сложной, чем реставрация плафонов Большого Тронного зала, оказалась реставрация живописи в Галерее Рафаэля. В этой Галерее от всего ее первоначального убранства сохранились лишь три плафона, исполненные Я. Меттенлейтером: «Прилежание и леность», «Храм Минервы» и «Прометей, оживляющий человека», наклеенные на узком и длинном потолке. Самым интересным из них является центральный - «Храм Минервы», посвященный трем «свободным искусствам»: живописи, скульптуре и архитектуре. Необходимо отметить, что в композицию плафона включена вполне реалистическая сцена строительства Михайловского замка, а среди изображенных на нем персонажей имеется портрет архитектора В. Ф. Бренна и автопортрет Я. Меттсилейтера.

В декабре 1959 года художники В. А. Андреев, В. А. Брусниченко, Ю. А. Голубев, Л. Н. Соколов, Р. Д. Слепушкина, В. П. Окорочков, М. М. ШвабсКИЙ ПОД руководством Н. В. Бычкова приступили к реставрации живописи Галереи Рафаэля, которая находилась в крайне неудовлетворительном состоянии. На многих участках холст отклеился от штукатурки, на лицевой стороне живописи появились «фалды» и многочисленные пузыри. Красочный слой покрылся сетью трещин и отставал от основы, а на некоторых участках (к счастью, сравнительно небольших) вообще осыпался. Имелся на живописи и толстый слой пожелтевшего лака и потемневшие грубые «записи».

Реставраторы подклеили холст к штукатурке и укрепили красочный слой и грунт воско-даммарной мастикой. Пузыри ликвидировали, применив инъекции той же мастики с последующим проглаживанием укрепляемых участков живописи теплыми утюжками через папиросную и оберточную бумагу. Пожелтевший лак и потемневшие «записи» удалили с помощью растворителей и скальпелей, а утраты красочного слоя тонировали с максимальным приближением к авторской манере. Большую помощь реставраторам оказали советы опытнейшего эксперта-консультанта Н. К. Маковской, наблюдавшей за ходом работы. 9 июня 1960 года реставрация плафонов Галереи Рафаэля была принята комиссией Государственной инспекции по охране памятников с отличной оценкой.

Хотя восстановление основных парадных помещений замка было закончено к 1964 году, но и после этого в нем не прекратились реставрационные работы. В 1971 году реставраторы обновили церковную лестницу и воссоздали по проекту И. Г. Капцюга две большие вазы на фасаде здания. За период с 1974 по 1979 год мастера объединения «Реставратор» восстановили оформление Парадной гостиной, Парадной столовой, Антикового зала, Парадной спальни императрицы и многих других комнат первого и второго этажей. При этом они не ограничивались реставрацией декора, а еще и устраняли позднейшие искажения, привнесенные в оформление и планировку помещений. Во многих из них удалось восзалами.(?) В случае необходимости балки протезировались и антисептировались, участки, пораженные гнилью, стесывались. Отошедшая от перекрытия подшивка подтягивалась болтами. Гладкие плоскости потолков и простенков заново оштукатуривались. Обвалившиеся карнизы «вытягивали» по металлическим каркасам, обтянутым сеткой Рабица.

Уцелевшую скульптуру и лепку пропитывали горячей олифой, чтобы укрепить гипс, а затем расчищали от загрязнений и многослойных набелов и окрашивали клеевой краской. Разрушенные лепные порезки заново отливали по сохранившимся образцам. Что же касается полностью или частично утраченных скульптурных и сложных орнаментальных композиций, то их восстановлением занималась группа высококвалифицированных скульпторов и модельщиков в составе Д. С. Устинова, Е. А. Гендельмана, А. Б. Рийконена. Используя уцелевшие фрагменты, архивные фотографии и проектные чертежи, они лепили модели воссоздаваемых композиций, которые потом переводили в гипс. Эта ответственная и сложная работа производилась под постоянным наблюдением и контролем известного скульптора профессора И. В. Крестовского и автора проекта И. Г. Капцюга.

Реставрация интерьеров Михайловского замка сопровождалась несколькими интересными открытиями. Одно из них было сделано в Большом Тронном зале. В 1953 году здесь происходила реставрация двух живописных плафонов, которую выполнили художники А. И. Виноградов, Б. Н. Воронин, В. Г. Корбан, Б. М. Синяков, А. И. Ступин под руководством Я. А. Казакова. На плафонах, натянутых на подрамники и установленных на потолке, были изображены аллегорические композиции, прославляющие могущественное и миролюбивое государство. Одна из них—«Аллегория Победы»—воспевала воцарение мира, наступившего в результате блестящей победы над врагами, а другая—«Аллегория Мира»—как бы продолжала и развивала этот сюжет, показывая плоды мирной жизни: процветание торговли и мореплавания, изобилие и всеобщее благоденствие. Оба плафона находились в очень плохом состоянии: лак разложился и потемнел, красочный слой отставал от основы.

Реставраторы сняли живопись с подрамников и уложили ее на специально изготовленные столы. Затем они укрепили красочный слой и грунт, очистили и антисептировали тыльную сторону основы и дублировали плафоны на новый холст. Разложившийся лак восстановили парами спирта, а пожелтевший лак и потемневшие «записи» удалили при помощи скальпелей и растворителей.

В ходе работы реставраторы обратили внимание на то, что холст на краях плафонов был очень грубо обрезан. Создавалось впечатление, что обе композиции были ранее частью какого-то огромного плафона, из которого их вырезали и приспособили к размерам гнезд на потолке Большого Тронного зала. Это предположение перешло в уверенность, когда Я. А. Казаков после расчисток обнаружил, что на обоих плафонах под вензелями Павла I находятся ранее написанные вензеля Елизаветы.
 
В результате изысканий, проведенных сотрудницей Государственной инспекции по охране памятников В. Н. Кузовниковой, удалось установить, что плафоны «Аллегория Победы» и «Аллегория Мира» первоначально являлись боковыми картинами огромной живописной композиции «Аллегория блаженства царствования императрицы Елизаветы Петровны», выполненной в 1753—1754 годах по эскизам и при непосредственном участии знаменитого художника Д. Валериани и некогда украшавшей потолок Большого зала в Екатерининском дворце. В 1783 году этот плафон был снят в связи с ремонтом перекрытий Большого зала и обратно уже не устанавливался, а в 1800 году его боковые картины перевезли в Михайловский замок и применили для украшения его интерьеров.

После того, как было установлено происхождение картин Большого Тронного зала, решили оставить в Михайловском замке их копии, а подлинники возвратить в Екатерининский дворец и использовать их при воссоздании декоративного оформления Большого зала. Так и поступили. Сейчас оригиналы, обнаруженные реставраторами в Михайловском замке, уже вкомпонованы в композицию воссозданного плафона Большого зала, а их места в Большом Тронном зале заняли копии, выполненные Я. А. Казаковым, В. Г. Корбаном, Ю. Ф. Шитовым, Л. Е. Сазоновым и Б. Н. Лебедевым.

Не менее сложной, чем реставрация плафонов Большого Тронного зала, оказалась реставрация живописи в Галерее Рафаэля. В этой Галерее от всего ее первоначального убранства сохранились лишь три плафона, исполненные Я. Меттенлейтером: «Прилежание и леность», «Храм Минервы» и «Прометей, оживляющий человека», наклеенные на узком и длинном потолке. Самым интересным из них является центральный — «Храм Минервы», посвященный трем «свободным искусствам»: живописи, скульптуре и архитектуре. Необходимо отметить, что в композицию плафона включена вполне реалистическая сцена строительства Михайловского замка, а среди изображенных на нем персонажей имеется портрет архитектора В. Ф. Бренна и автопортрет Я. Меттенлейтера.

В декабре 1959 года художники В. А. Андреев. В. А. Брусниченко, Ю. А. Голубев, Л. Н. Соколов, Р. Д. Слепушкина, В. П. Окорочков, М. М. Швабский под руководством Н. В. Бычкова приступили к реставрации живописи Галереи Рафаэля, которая находилась в крайне неудовлетворительном состоянии. На многих участках холст отклеился от штукатурки, на лицевой стороне живописи появились «фалды» и многочисленные пузыри. Красочный слой покрылся сетью трещин и отставал от основы, а на некоторых участках (к счастью, сравнительно небольших) вообще осыпался. Имелся на живописи и толстый слой пожелтевшего лака и потемневшие грубые «записи».

Реставраторы подклеили холст к штукатурке и укрепили красочный слой и грунт воско-даммарной мастикой. Пузыри ликвидировали, применив инъекции той же мастики с последующим проглаживанием укрепляемых участков живописи теплыми утюжками через папиросную и оберточную бумагу. Пожелтевший лак и потемневшие «записи» удалили с помощью растворителей и скальпелей, а утраты красочного слоя тонировали с максимальным приближением к авторской манере. Большую помощь реставраторам оказали советы опытнейшего эксперта-консультанта Н. К. Маковской, наблюдавшей за ходом работы. 9 июня 1960 года реставрация плафонов Галереи Рафаэля была принята комиссией Государственной инспекции по охране памятников с отличной оценкой.

Хотя восстановление основных парадных помещений замка было закончено к 1964 году, но и после этого в нем не прекратились реставрационные работы. В 1971 году реставраторы обновили церковную лестницу и воссоздали по проекту И. Г. Капцюга две большие вазы на фасаде здания. За период с 1974 по 1979 год мастера объединения «Реставратор» восстановили оформление Парадной гостиной, Парадной столовой, Антикового зала, Парадной спальни императрицы и многих других комнат первого и второго этажей. При этом они не ограничивались реставрацией декора, а еще и устраняли позднейшие искажения, привнесенные в оформление и планировку помещений.
 
Михайловский (Инженерный) замок. Бывшая церковь. Роспись купола. После реставрации. 1981 г.
 
Михайловский (Инженерный) замок. Бывшая церковь. Роспись купола. После реставрации. 1981 г.
 
Во многих из них удалось восстановить первоначальную  расколеровку стен, потолков, архитектурных и лепных деталей. Под слоями штукатурки были обнаружены фрагменты прекрасной лепки и даже целые декоративные рельефы. Так, в Парадной гостиной Марии Федоровны, в давно заложенной нише открыли лепное золоченое обрамление. На степе Парадной столовой из-под снятых слоев штукатурки проявилась сложная лепная композиция.

В Малой Тронной императрицы реставраторы удалили позднейшие гигантские розетки, уродующие помещение, и воссоздали утраченную лепку оконных откосов. На первом этаже, в Антиковом зале, уже давно разделенном на пять комнат, реставраторы, разобрав перегородки, восстановили первоначальный объем помещения и отдельные элементы его декора. В том же зале двери обрамляли многослойно окрашенные деревянные наличники. После того, как удалили несколько слоев краски и шпаклевки, на них обнаружилась золоченая резьба.

При реставрации очень важно даже в интерьерах, лишенных сложной лепной или живописной отделки, восстановить их первоначальный объем. Так, огромное сводчатое помещение первого этажа, освобожденное от всех перегородок и окрашенное в первоначальный цвет, обрело дворцовую импозантность и вновь воспринимается как произведение архитектуры.

Михайловский (Инженерный) замок. Малый Тронный зал. Лепной плафон. После реставрации
 
Михайловский (Инженерный) замок. Малый Тронный зал. Лепной плафон. После реставрации
 
Бригадир маляров Б. С. Будневич — большой знаток и мастер своего дела — часто под многими наслоениями покрасок и побелок умело раскрывал первоначальный колер.
На основе этих находок и восстанавливалась окраска комнат.

После окончания реставрационных работ интерьеры, почти столетие обезличенные однотонной масляной окраской и сплошной побелкой, как бы ожили и вновь обрели свою прелесть. Такое преображение произошло с бывшей Парадной спальней императрицы, где окраска потолков и стен как бы перекликается с искусственным мрамором колонн и панелей. Аналогичный эффект был достигнут в комнате для дежурных офицеров и Гостиной первого этажа. Это показывает, какую важную роль играет восстановление авторского цветового решения интерьеров.

Одной из последних работ, выполнявшихся реставраторами в Михайловском замке, стало восстановление богатого декоративного оформления в помещении бывшей дворцовой церкви. В куполе церкви сохранилась полихромная роспись «Святая троица», принадлежащая кисти художника К. Скотти. Роспись эта исполнена в технике фрески (известковыми красками по сырой штукатурке), а затем прописана темперой. В 1974 году началась ее реставрация. Состояние росписи было аварийным. Она имела глубокие трещины, красочный слой шелушился и осыпался. При непрофессиональных поновлениях в XIX веке живопись была «записана» масляными красками и покрыта белковой эмульсией.

Целый год напряженно трудилась группа художников во главе с Н. В. Бычковым, чтобы укрепить красочный слой и штукатурку, заделать трещины и удалить белковую эмульсию и «записи».

Михайловский (Инженерный) замок. Парадная столовая. Музеефицированный фрагмент лепки, обнаруженный в процессе реставрации
 
Михайловский (Инженерный) замок. Парадная столовая. Музеефицированный фрагмент лепки, обнаруженный в процессе реставрации
 
 
Их усилия принесли желаемый результат. Ранее грязно-коричневая, однотонная живопись вновь засверкала яркими, сочными красками. Иконы из иконостаса и алтаря
церкви, выполненные в XVIII веке, реставрировали художники Р. П. Саусен, Н. М. Синяков и В. В. Шутов. Несколько позднее архитектор О. В. Грушевая произвела обмер иконостаса, облицованного различными сортами мрамора, и разработала проект его реставрации.

Восстановление интереснейшего памятника истории и архитектуры продолжается и в наши дни.
 
 
 
 

 

 





От: Максименко В.А.,  3950 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Реставрация памятников архитектуры второй половины 18 века - восстановление памятников архитектуры Ленинграда «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» - Реставрация памятников архитектуры второй половины 18 века (продолжение) »