Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Март 5, 2014

Реставрация памятников архитектуры середины 18 века в Петербурге (продолжение)

Здания-памятники, относящиеся к середине XVIII столетия, по своему местоположению в исторически сложившемся центре города и своим значительным размерам оказались весьма уязвимыми целями для фашистских снарядов и бомб. Пышный декор их фасадов и интерьеров очень пострадал также от перепадов температуры и протечек кровли.


 Не обошли стороной военные невзгоды и Шереметевский дворец на набережной Фонтанки, 34 («Фонтанный дом»), сооружение которого, относящееся к 1750—1755 годам, связано с именами С. И. Чевакинского и Ф. С. Аргунова. В декабре 1942 года и апреле 1943 года вблизи этого дворца неоднократно разрывались вражеские снаряды.

Шереметевский дворец. Античная комната. Роспись стен. Фрагмент. До реставрации

Шереметевский дворец. Античная комната. Роспись стен. Фрагмент. До реставрации

 
Взрывной волной были выбиты стекла, расшатаны крепления декора фасадов. По указанию Инспекции по охране памятников были приняты неотложные меры по консервации этого здания. В ноябре победного 1945 года в нем начались реставрационные работы.  Художник-реставратор И. В. Перцев обследовал состояние живописи в Малиновой и Зеленой гостиных и других интерьерах. В последующие годы был произведен их реставрационный ремонт.

Одной из самых масштабных работ являлась реставрация темперной росписи, выполненной по штукатурке и дереву на площади сто двадцать квадратных метров, в так называемой Античной комнате. Эту работу провели Н. В. Перцев, Я. А. Казаков, О. Ю. Педаяс, Е. С. Аладжалова и другие художники. С 1 июля по 15 октября 1949 года они удалили позднейшую сплошную окраску, раскрыв оригинальный декор интерьера, созданный в 1830-х годах архитектором И. Д. Корсини. Эта весьма сложная и искусная работа была высоко оценена докторами архитектуры Г. Г. Гриммом и Н. П. Никитиным.

Однако первоначальная выборочная реставрация была прервана, что привело к ухудшению состояния «Фонтанного дома». Ныне он передается Русскому музею и будет реставрирован по комплексному проекту.

Шереметевский дворец. Античная комната. Роспись стен. Фрагмент. После реставрации

Шереметевский дворец. Античная комната. Роспись стен. Фрагмент. После реставрации
 
Гениальное творение архитектора С. И. Чевакинского — Никольский собор (1753—1763), хотя и не получил больших повреждений, но все же нуждался в серьезной реставрации, тем более что последний капитальный ремонт его проводился в начале XX века.

В 1944 году были сняты маскировочные чехлы, укрывавшие его золоченые купола, а в июне 1945 года приступили к реставрации фасадов. Под наблюдением районного архитектора ГИОП О. Н. Шилиной, профессоров Н. П. Никитина и А. П. Удаленкова производилась расчистка тяг и лепки, воссоздание утраченных лепных деталей. Стены собора и колокольни окрасили в насыщенный синий цвет, выделив побелкой колонны и орнаментальный декор. Впоследствии, в 1953 году, художники Н. М. Рябов, М. Н.
Марков и С. И. Коган реставрировали в соборе 130 икон, имеющих высокую художественную ценность. Спустя три года расчистили от старой окраски и позолотили решетки балконов.

В первые же послевоенные годы произвели реставрацию фасадов и сделали все необходимое для того, чтобы привести в надлежащий вид и другое выдающееся произведение С. И. Чевакинского — Шуваловский дворец (улица Ракова, 25), где возобновил свою деятельность находившийся здесь и до войны Дом санитарного просвещения. В 1970-х—1980-х годах в здании велась серьезная реставрация интерьеров, которая поможет выявить и сберечь все сохранившиеся художественные элементы их декора, дополнявшегося и переделывавшегося на протяжении столетия.

В обширном перечне архитектурных памятников середины восемнадцатого века, которым умелые руки ленинградских реставраторов залечивали раны, нанесенные войной, значился не только Зимний дворец, но и два других шедевра гениального Б. Ф. Растрелли — Воронцовский и Строгановский дворцы.

Воронцовский дворец потребовал лишь сравнительно небольшого реставрационного ремонта фасадов и интерьеров. Значительно более сложные работы проводились в 1948—1954 и 1966—1967 годах в Строгановском дворце, пострадавшем от артиллерийских обстрелов в годы блокады. За это время были приведены в порядок все парадные интерьеры второго этажа, в том числе Большой двусветный зал — единственное помещение дворца, сохранившее оформление, созданное Б. Ф. Растрелли, где реставрировались лепка, позолота и великолепный живописный плафон «Ментор показывает Телемаху Олимп» работы Д. Валериани. Тогда же были отреставрированы помещения Картинной галереи, Минерального кабинета и другие интерьеры, выполненные в 90-х годах XVIII века по проекту А. Н. Воронихина.

Учитывая художественную значимость Строгановского дворца, предполагается в недалеком будущем освободить здание от занимающих его организаций и передать его Государственному Русскому музею для создания экспозиции декоративно-прикладного искусства.

Масштабная и разнообразная реставрация памятников архитектуры середины XVIII века, проведенная в послевоенные годы, позволила сохранить для грядущих поколений шедевры русского барокко, придающие облику нашего города динамическую мощь, пластическую и живописную насыщенность.
 
 
 




От: Максименко В.А.,  1182 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Зимний дворец - Реставрация памятников архитектуры середины 18 века - Восстановление памятников архитектуры Ленинграда Реставрация памятников архитектуры второй половины 18 века - восстановление памятников архитектуры Ленинграда »