Внимание

 

Проекты спортивных сооружений

 

Современная архитектура - проекты спортивных сооружений

 

Проекты аэропортов

 

Проекты аэропортов




Интернет магазин посуды японские фарфоровые сервизы. Гарантия на посуду!




Архитектурное бюро Глушкова



Опубликовано: Ноябрь 12, 2016

Улица Покровка, Москва, история, архитектура, достопримечательности

Улица Покровка - между Армянским переулком и улицей Земляной Вал. В 1992 г. восстановлено историческое название улицы.

С 1940 г. по 1992 г. - улица Чернышевского. Покровка была переименована в 1940 г. в связи с 50-летием со дня смерти критика-писателя-демократа Н.Г. Чернышевского (1828-1889). На память о годах, когда Покровка была улицей Чернышевского, остался памятник писателя, установленный в 1988 г. (скульптор Ю.Г. Нерода) в сквере у Покровских Ворот. Было еще кафе "Что делать?", названное по самому известному произведению писателя, которое находилось напротив снесенного храма Успения на Покровке, но оно продержалось недолго.

В 17 веке Покровка начиналась у Ильинских Ворот Китай города и заканчивалась у Земляного Вала. Название свое она получила по церкви Покрова в Садех, находившейся в начале улицы на ее правом углу. Название  "в Садех" связано с великокняжескими садами, располагавшимися здесь в 15 в. Церковь впервые упоминается в 1488 г., снесена в 1777 г. Сейчас на ее месте стоит дом с угловой ротондой, построенный в 1796 г. для графини Разумовской (ул. Маросейка, 2 / Лубянский проезд, 15 С1).

Покровка естественным образом разделялась на две части: Покровку в Белом городе и Покровку в Земляном городе. Разделение было оформлено в 19 веке, когда Покровка в Белом городе стала именоваться Маросейкой, а Покровка в Земляном городе осталась Покровкой. Позже, возможно, при переименовании Покровки в улицу Чернышевского в 1940 г., начало Покровки переместилось к Армянскому переулку.

В 15-16 веках район Покровки был еще малолюдным. Эти места считались сельскими, в отличие от западной части Москвы. Причем от ворот Белого города Покровка и улицей-то тогда не называлась - здесь, вся в лесах, шла загородная дорога Хомутовка, которая вела из Москвы к великокняжеским бортям на реке Клязьме.

Постепенно Покровка обживалась и к исходу 16 века была плотно заселена слобожанами. Близ ворот Белого города с левой стороны была слобода котельников, с правой - калашников. Здесь улицу пересекала речка  Рачка, размывавшая почву и делавшая это место малопривлекательным для богатых  дворовладельцев.

Значение улицы существенно изменилось в 17 столетии, когда по Покровке пролегла царская дорога, соединявшая Кремль с дворцовыми селами: Покровским-Рубцовом на Яузе, Преображенским, Измайловом. И хотя застройка еще долго сохраняла скромный характер, здесь начинают появляться усадьбы знатных людей. "Переписная книга г. Москвы" 1638 года отмечает даже "за Белым каменным городом, за Покровскими вороты... дворы дворянские и всяких чинов людей". В это время особенно занялись благоустройством дальнего отрезка улицы, дабы движение царского поезда не встречало никаких препятствий. Указом Михаила Федоровича в 1633 году было велено замостить эту часть Покровки бревнами, хотя в пределах Белого города она имела деревянные настилы уже в 16 веке. Деньги на устройство новых мостовых взимали с дворов и лавок, расположенных на этой улице.

Петр I предпочитал ездить в Преображенское и милую его сердцу Немецкую слободу иной дорогой - по Мясницкой. Но и Покровка не была забыта и вплоть до середины 18 века дублировала этот царский путь. Застройка улицы оставалась очень неоднородной, богатые палаты по-прежнему соседствовали здесь с деревянными домишками и большим количеством торговых зданий. Необычно, что многие из этих лавок и харчевен были каменными.

Лишь во второй половине 18 века Покровка получила более парадный облик, и на ней охотно стали селиться дворяне. Именно их нарядные дома ставились теперь по красной линии улицы в соответствии с новыми градостроительными требованиями. Покровка раньше многих других московских улиц получила каменную мостовую - в конце 18 века.

С оскудением дворянства к концу 19 века большинство домовладений перешло к купеческому сословию. В 1838 году современника удивляло множество каретных, хлебных и овощных лавок на Покровке. Еще более торговый характер улица приобрела после постройки в 1860-х годах Курского вокзала, который связал Москву железнодорожной линией с югом, а с 1896 года, когда к вокзалу была проведена и Нижегородская линия - с Поволжьем и Сибирью. Покровка стала главной артерией, соединяющей, хотя и не напрямую, центр города с этим всегда очень загруженным вокзалом. На улице появилось много гостиниц, трактиров, мастерских, магазинов, лавок. Эта черта улицы в значительной мере сохранилась до нашего времени.

Маросейку и ее продолжение - улицу Покровка старые москвичи обычно обобщенно называют Покровкой.  Но в народе начальный отрезок улицы Покровка называли Маросейкой от искаженного слова «малороссийский», точнее, от Малороссийского подворья, которое находилось в старину на месте доходного дома № 9.

В районе Покровки исторически, со времени присоединения Украины к России, селились выходцы с Украины, которых по длинному чубу москвичи называли хохлами, отсюда название прилегающей справа исторической местности - Хохлы. Один из переулков до сих пор носит название Хохловского, там сохранились (дом № 7) старинные палаты дипломата, думного дьяка Емельяна Украинцева (о его малороссийском происхождении говорит фамилия), возглавлявшего российскую внешнюю политику на посту начальника Посольского приказа в последние годы семнадцатого столетия. Любопытно, что и в девятнадцатом веке дом по-прежнему имел отношение к внешнеполитическому ведомству, в нем располагался известный архив Коллегии иностранных дел. Его служащие, молодые люди, увлекавшиеся философией и поэзией, получили прозвание «архивных юношей». Здесь бывал и первый поэт России Александр Пушкин, собиравший в архиве материалы для своей исторической прозы и научных исторических трудов.

Об Украине здесь также напоминают палаты в Колпачном переулке, дом № 10, которые москвичи до сих пор называют палатами гетмана Ивана Мазепы. Современные историки опровергают связь Мазепы с этим домом, хотя по возрасту палаты вполне соответствуют - они были построены в конце семнадцатого столетия и несут на себе отпечаток стиля «нарышкинского барокко». Еще старинное название местности отразилось в имени церкви Живоначальной Троицы в Хохловке (Хохловский переулок, дом № 12).

Старинные улицы со временем обрастают небылицами и легендами. Покровка так же бережно хранит свои тайны: покровская церковь Воскресения в Барашах оказалась в самом эпицентре «государевых тайн», якобы здесь состоялось тайное бракосочетание Елизаветы и Разумовского.

Достопримечательности Покровки

Достопримечательности Покровки очень разнообразны: здесь есть и старинные церкви, и памятник писателю-революционеру Н.Г. Чернышевскому и даже одна из крупнейших московских библиотек.

    Ивановский монастырь

    Московская церковь Св. Князя Владимира в Старых садах

    Государственная Публичная Историческая библиотека

    Памятник Н.Г. Чернышевскому

    Церковь Воскресения Христова в Барашах

    Дом-комод

 

«Дом-комод»

Истинным украшением Покровки бесспорно является необыкновенной красоты дворец в бело-голубых тонах (дом № 22). «Дом-комод», как его называют в Москве, был построен во второй половине XVIII века неизвестным мастером школы В. Растрелли. Это редчайший в Москве гражданский памятник в стиле елизаветинского барокко: особняк на Покровке часто называют московским Зимним дворцом в миниатюре.

Улица Покровка, Москва, история, архитектура, достопримечательности

источник: pastvu.com

Улица Покровка, Москва, история, архитектура, достопримечательности

источник: afisha.yandex.ru

Есть предание, что этот дом императрица Елизавета Петровна подарила своему тайному мужу графу Алексею Разумовскому и в этом же доме они справляли свадьбу Венчание происходило в соседней Воскресенской церкви, от которой сейчас остались одни развалины.

Первыми достоверными владельцами дворца были Апраксины, затем — князья Трубецкие. У них в доме давали уроки танцев, и здесь мальчиком учился бальным танцам А. С. Пушкин. Приводили к Трубецким и юного Федора Тютчева, жившего неподалеку; в Армянском переулке.

С 1861 года в этом доме открылась 4-я мужская гимназия, где учились К. С. Станиславский и основоположник отечественной авиации Н. Е. Жуковский. Сейчас в здании располагается научное учреждение.

 

 

Переулки Покровки

Бесконечно можно гулять по переулкам Покровки. Названия некоторые из них получили от знатных и богатых домовладельцев, как например, Лялин переулок. Некоторые переулки названы по исторически проживающим здесь национальным диаспорам: так появились Армянский и Хохловский переулки. А вот судьба названия Старосадского переулка гораздо интереснее…

 

Старосадский переулок

Напротив вниз к Ивановской горке спускается Старосадский переулок, названный так по великокняжеским садам, разбитым здесь в глубокой древности. Историки полагают, что именно великий князь Василий Дмитриевич впервые разбил тут, при дворце, знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями - их свежие плоды подавали прямо на стол государю, а между Покровкой и Мясницкой еще долго стояли яблочные торговые ряды. Замысел своего деда с размахом осуществил великий князь Иван III, разбивший тут огромный Государев Сад - его владения простирались от Ивановской Горки до самого Васильевского луга на Москворецкой набережной. Когда позднее, в XVI веке Государев Сад был разбит в Замоскворечье на Софийке - в немалой степени для того, чтобы обезопасить Заречье от пожаров и освободить эту территорию от жилых домов, дабы не подвергать их постоянной опасности, - то Государевы сады при великокняжеской резиденции на Кулишках стали именовать Старыми Садами, что и осталось в памяти названии местного Старосадского переулка.

Здесь стоит один из немногих в Москве домов, связанных с именем Ф. М. Достоевского (№ 9). Само здание было сильно перестроено в начале нашего столетия архитектором Б. Кожевниковым, но в его основу встроен двухэтажный особняк XVIII века, обращенный фасадом во двор. Это бывшее владение родственников писателя Куманиных. У них часто гостил Ф. М. Достоевский и описал хозяйку дома в образе старухи Рогожиной в романе «Идиот».

По нечётной стороне

    № 1/13, стр. 1, Sight symbol grey.svg ЦГФО — магазин доходного владения И. Н. Шинкова (1913, архитектор К. Н. Костомаров; 1990-е)[5].
    № 1/13/6, стр. 2 (часть), Sight symbol black.svg памятник архитектуры (федеральный) — жилой дом (в основе флигель городской усадьбы, конец XVIII века — XIX век; 1871, архитектор В. В. Барков)[5].
    № 3/7 стр. 1а, Sight symbol black.svg памятник архитектуры (федеральный) — усадьба Б. И. Толстого (М. П. Мещерской), конец XVIII века.
    № 5/16, стр. 3, Sight symbol grey.svg ЦГФО — дом причта церкви Успения Пресвятой Богородицы в Котельниках (1874, архитектор А. С. Каминский; конец 1870-х — 1880-е; начало 1890-х)[5]. В настоящее время — административное здание.
    № 5, стр. 5, Sight symbol black.svg памятник архитектуры (региональный) — дом причта церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, конец XVIII века (с фрагментом колокольни, 1698—1699, конец XVIII века, XIX век)[5]. В 2004 году была проведена реставрация здания (архитекторы Б. Е. Пастернак, Т. С. Борисова)[6].
    № 7/9—11 — жилой дом кооператива «Военный строитель» (1928, архитектор К. В. Аполлонов). В 1930-х годах здесь находилась редакция газеты «Красная звезда»[5][7].
    № 9, Sight symbol grey.svg ЦГФО — главный дом городской усадьбы Т. Н. Щербакова — Арбатских (начало XIX века; 2-я половина XIX века; 1887, архитектор Д. Д. Подлужин; 1890-е; 1990-е)[5]. Здесь жил математик А. В. Васильев[8].
    № 11, Sight symbol grey.svg ЦГФО — доходный дом Слудских с магазинами (1909, архитектор М. Н. Глейниг; 1950, архитектор Глетмен)[5].
    № 13, стр. 1, Sight symbol black.svg памятник архитектуры (региональный) — Храм Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот (1745—1752; 1826; 1856—1861, архитектор М. Д. Быковский)[5].
    № 15/16, Sight symbol grey.svg ЦГФО — доходный дом Храма Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот (1878—1882; 1908, архитектор Л. Л. Кравецкий — разработка плана; 1908—1909, архитектор С. И. Вашков — фасады, декоративное оформление интерьеров, инженер-строитель П. К. Микини; 1956—1958).
    № 17 стр. 1 — гостиница у Покровских ворот, архитектор В. П. Стасов.
    № 19 — доходный дом хлеботорговца Ф. С. Рахманова (1898—1899, архитектор П. А. Дриттенпрейс[9][10]) — один из первых московских доходных домов в стиле модерн.
    № 25 (во дворе) — доходный дом (1903, архитектор Л. В. Стеженский).
    № 27 — городская усадьба Боткиных:

        № 27, стр. 1, Sight symbol grey.svg памятник архитектуры (вновь выявленный объект) — главный дом городской усадьбы С. С. Боткиной (1780-е; 1840-е; 1867, архитектор А. С. Каминский)[5][10]. До революции здесь размещался частный музей Боткиных, где экспонировались работы В. Д. Поленова, В. В. Верещагина, К. Е. Маковского, П. П. Трубецкого и других мастеров[11].
        № 27, стр. 2, Sight symbol grey.svg памятник архитектуры (вновь выявленный объект) — флигель городской усадьбы С. С. Боткиной (XIX век)[5]. Флигель снимали Кирилл Николаевич и Маргарита Оттовна Мамонтовы; здесь в 1873 году у них родилась дочь Маргарита.

    № 29, Sight symbol grey.svg памятник архитектуры (вновь выявленный объект) — доходный дом Я. А. Бабушкина (1897, архитектор Л. Н. Кекушев; перестроен в 1909 году архитектором Н. Д. Струковым)[5]. 22 февраля 2015 в рамках проекта «Последний адрес» на доме были установлены таблички в память о его репрессированных жильцах, доценте А. А. Мусатове, служащем П. А. Муратове, бухгалтере С. А. Бахаревском, юристе П. А. Селецком , безработном П. Д. Барсукове, начальниках отделов снабжения Н. Н. Шишкине, Г. В. Ходове, зам. начальника строительства В. Н. Афанасьеве.
    № 31, стр. 3, Sight symbol black.svg памятник архитектуры (региональный) — палаты камергера В. И. Машкова (1752, архитектор Д. В. Ухтомский; перестроены в 1875 году по проекту архитектора М. К. Геппенера)[5].
    № 31 (во дворе) — доходный дом (1900-е, архитектор В. А. Кожушек).
    № 35 — доходный дом (1903, архитектор Ф. Ф. Воскресенский), в 1954 году надстроен двумя этажами.
    № 37 — жилой дом кооператива «Политкаторжанин» (начало 1930-х, архитекторы Н. В. Ликин, Д. П. Знаменский, С. П. Леонтович, С. П. Растрепин)[12][7].
    № 39 — жилой дом (1980-е, архитектор П. И. Скокан).
    № 41 — жилой дом кооператива «Медсантруд» (1928—1929, архитекторы А. З. Гринберг, В. К. Кильдишев)[12][7]. Здесь жили академик А. М. Вейн[13], юрист А. С. Тагер[14].
    № 43 — в доме жил режиссёр Ф. Н. Каверин[15].
    № 47 — кинотеатр «Новороссийск» (1977, архитекторы П. И. Скокан, Ю. Павлов), ныне — Центральный дом предпринимателя и кинотеатр «35 мм»[16].

По чётной стороне

    № 2/1, стр. 1 — Жилой дом с лавками (нач. XIX в.), объект культурного наследия регионального значения[5]
    № 2/1, стр. 2 — Городское 10-ти классное смешанное училище — дом жилой (1914—1915; 1920), ценный градоформирующий объект[5]
    № 2/1, стр. 3 — Хозяйственное строение — Доходный дом П. Д. Ахлестышева (1830-е гг., 1870-е гг.), ценный градоформирующий объект[5]
    № 4 — Дом Сиротининых — классицистический трехэтажный «послепожарный» дом с мезонином. Его левая часть (до арки) была выстроена в первой половине XIX века[17]. В 1860—1870 годах был надстроен третий этаж с мезонином и построена правая часть дома с лавками. Тогда же, по-видимому, здание дополнили незамысловатым эклектическим декором. Примечательность дома со стороны двора — наружные галереи — практически исчезнувшая особенность в Москве. Изначально галереи были закрытыми с широкими окнами, а в 1950—1960 годах внешние стены галереи были разобраны и они стали открытыми. В 1857—1917 годах домом владела семья Сиротининых, которая сдавала квартиры дома в аренду небогатым мещанам. В 1961 году в доме проводили капитальный ремонт с заменой старых деревянных перекрытий. В настоящее время второй и третий этажи остаются жилыми.
    № 6 — Жилой дом с лавками (1821; 1836), объект культурного наследия регионального значения[5]
    № 8, стр. 1 — Главный дом городской усадьбы А. С. Ушакова — А. Н. Толзина — доходное владение Ф. П. Пиколи (1780-е; нач. 1800-х; 1850; кон. 1990-х), ценный градоформирующий объект[5]
    № 10 — Городская усадьба XVIII—XIX веков, объект культурного наследия регионального значения[5].
    № 10 стр. 2 — Дом полковника А. Н. Озерова, после аптека Миндера, доходный дом А. Е. Молчанова, участок Оловяшниковых, 1891 г. В середине 1990-х годов был надстроен второй этаж.
    № 12 стр. 1 — Двухэтажный дом причта храма Троицы Живоначальной на Грязях у Покровских ворот, 1810—1820-е гг. (изменения в конструкции 1890—1900-е, 1940—1950-е гг.), ценный градоформирующий объект[5]
    № 14/2, стр. 1А — Усадьба Т. Ф. Эминского, 1780—1820 гг., выявленный объект культурного наследия[5]
    № 16 — Гостиница у Покровских ворот (западный корпус)
    № 18 — Гостиница у Покровских ворот (восточный корпус), архитектор В. П. Стасов
    № 20/1 — Жилой дом НКВД, 1936, арх. Л. 3. Чериковер
    № 22/1, стр.1 — дворец Апраксиных-Трубецких (Апраксинский дворец), 1766—1768, арх. Д. В. Ухтомский. В этом доме на уроках танцев у Трубецких в детстве бывали Александр и Ольга Пушкины. Пушкин посещал дом и позже, вероятно в 1826 году, бывая в гостях у управляющего делами и имениями Трубецких Василия Корнильева.[18] Объект культурного наследия федерального значения[5]. Так же известен как «дом-комод»[10].
    № 22а, стр. 1 — Жилой дом Андроновых (последн. треть XVIII в., кон. XIX в.), объект культурного наследия регионального значения[5]
    № 24 — Жилой дом (1876, архитектор П. И. Иванов)
    № 26/1 — храм Воскресения в Барашах, 1734
    № 28/6, стр. 1, 3 — городская усадьба Емельяновых, 1829, 1883, арх. М. Ф. Бугровский, объект культурного наследия федерального значения[5]
    № 36/1 — Жилой дом (1871, архитектор А. А. Никифоров), ценный градоформирующий объект[5]
    № 38 — Доходный дом (1914, архитектор Ф. Л. Контрим)[12]. Здесь жил актёр Александр Абдулов[19]. Дом построен на месте правого флигеля усадьбы Шуваловых[20].
    № 38а — Главный дом городской усадьбы Шуваловых (И. И. Шувалова, позднее Голицыных) — Гимназия Л. Н. Валицкой (1770-е, перестройки кон. XIX — нач. XX вв.). Здание включено в альбомы партикулярных строений М. Ф. Казакова; одно из самых значительных зданий Москвы, построенных в период раннего классицизма. Во начала XIX века дом принадлежал княгине Наталье Петровне Голицыной, ставшей прообразом «Пиковой дамы». В 2010 году на фасаде главного дома была установлена памятная доска московскому генерал-губернатору князю Владимиру Михайловичу Голицыну, которому дом принадлежал в 1901—1914 годах[20]. Объект культурного наследия федерального значения[5][12][21].
    № 40 — Доходный дом купца Фёдора Николаевича Конкина (1900, архитектор С. В. Соколов).
    № 40Б — Левый флигель городской усадьбы Шуваловых (нач. XIX в.), объект культурного наследия федерального значения[5] По некоторым данным, здание построено архитектором Василием Баженовым[20].
    № 42, стр. 5 — Жилой дом (кон. XVIII в.; 1860; 1875, архитектор М. А. Арсеньев), выявленный объект культурного наследия[5]
    № 44 — Доходный дом (1909, арх. В. В. Шервуд). Оформление дома несёт редкие для московского модерна барочные декоративные мотивы[12].
    № 48 — Доходный дом (1910, архитектор И. Д. Боголепов)
    № 50 — Театр на Покровке п/р Сергея Арцибашева
    № 50/2 — Колокольня храма Иоанна Предтечи в Казённой слободе (1772), объект культурного наследия федерального значения[5]. Колокольня стояла отдельно от самого храма, снесённого в 1930-х годах[12]

Примечания

5 Реестр памятников истории и культуры. Официальный сайт «Москомнаследия». Проверено 10 сентября 2012. Архивировано из первоисточника 18 октября 2012.
6 Москва, которая есть / Сост. А. Алексеев. — М.: Департамент культурного наследия г. Москвы, 2013. — С. 34. — 174 с.
7 Васильев Н. Ю., Евстратова М. В., Овсянникова Е. Б., Панин О. А. Архитектура авангарда. Вторая половина 1920-х — первая половина 1930-х годов. — М.: С. Э. Гордеев, 2011. — С. 148—150. — 480 с.
8 Васильев Александр Васильевич. Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 7 марта 2015.
9 Нащокина М. В. Московский модерн. — 2-е изд. — М.: Жираф, 2005. — С. 234—235. — 560 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-042-3.
10 Бусева-Давыдова и др., 1997, с. 410.
11 Иллюстрированный путеводитель по Москве. — М.: Добровольский, 1912. — С. 64. — 300 с.
12 Бусева-Давыдова и др., 1997, с. 404.
13 Вейн Александр Моисеевич. Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 7 марта 2015.
14 Тагер Александр Семёнович. Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 14 марта 2015.
15 Московская энциклопедия / С. О. Шмидт. — М.: Издательский центр «Москвоведение», 2007. — Т. I, Лица Москвы, кн. 2. — С. 75. — 623 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-903633-02-9.
16 Километрика - 35mm, кинотеатр.
17 Большой Город: Дом с галереями
18 Васькин А. А.. Я не люблю московской жизни, или Что осталось от пушкинской Москвы. — М., 2010. — С. 33-42.
19 Абдулов Александр Гаврилович. Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 16 марта 2015.
20 Олег Фочкин. Три карты усадьбы Шувалова (10 сентября 2013). Проверено 28 ноября 2013.
21 Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. — М.: Искусство, 1983. — С. 141. — 504 с. — 25 000 экз.

Статья в подготовке




От: Mira  2425 просмотров (а)





-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Улица Моховая, г. Москва, архитектура, история Фотографии ночной Москвы зимой »