ѕроекты домов

 

ѕроекты домов, общественных зданий, посЄлков и пр.

 







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: —ент€брь 7, 2017

јрхитектура барокко и рококо в нидерландах

1. »—“ќ–»„≈— ќ≈ –ј«¬»“»≈ » —“»Ћ№

Ќидерланды вступили в XVII веке в период высочайшего расцвета художественного творчества. ¬ истории искусства можно мало найти примеров, когда на такой узко ограниченной территории развернулась бы столь плодотворна€ художественна€ де€тельность. Ёто относитс€, правда, в первую очередь к живописи. Ќо и архитектура прин€ла в ней живое участие. ¬ысокое художественно - историческое значение нидерландского зодчества рассматриваемой эпохи заключаетс€ в том, что в нем так же, как и в живописи, нашли себе €ркое выражение народный характер и господствующие религиозные и социальные воззрени€.

Ќаблюдавшеес€ уже в эпоху ренессанса противоречие между ёжными и —еверными Ќидерландами стало еще острее после политического разделени€ этих областей (1609), а в особенности после того, как —еверные Ќидерланды добились признани€, как самосто€тельное свободное государство (1648).

ёжные Ќидерланды, границы которых. в общем. совпадают с границами нынешней Ѕельгии, остались верными католицизму. Ќасел€ющий эту часть страны народ, состо€щий главным образом из фламандцев и валлонов, очень одаренных в художественном отношении, оказалс€ под вли€нием контрреформации. –аспростран€вшиес€ последние, художественные течени€ нашли здесь плодотворную почву дл€ своего развити€. ¬о врем€ правлени€ инфанты »забеллы (1598 Ч 1621) Ѕельги€ образовала самосто€тельное государство, в котором развернулась интенсивна€ духовна€ жизнь. Ѕлагососто€ние страны повысилось.

ќсобое внимание инфанта удел€ла культивированию наук и искусств, но также и поддержке католицизма и его клерикальной де€тельности.

¬след за периодом иконоборства как при дворе и в среде власть имущих, так и среди цеховых ремесленников и буржуазии начались обильные пожертвовани€ на постройку и художественную отделку церквей и монастырей. —трана вступила в ту блест€щую эпоху, котора€ получила свое высшее, художественное выражение в творчестве гениального художника –убенса (1577 Ч 1640).

–убенс прин€л живое участие и в развитии архитектуры. ¬ течение восьми лет (1600 Ч 1608), в возрасте от 23 лет до 31 года, т. е. в период, который должен был оказать определ€ющее вли€ние на развитие его художественных склонностей, –убенс жил в »талии и притом, не только в —еверной »талии, но и в –име и Ќеаполе, а также и в »спании; он знал, следовательно, как новое искусство южных стран ≈вропы, так и античное искусство.

’арактерным дл€ его художественного чувства €вл€етс€ тот факт, что его главным образом интересовали генуэзские дворцы, в особенности постройки јлесси, он воспроизвел их в гравюрах на меди. Ёто произведение выдержало четыре издани€; по этому можно судить о том вли€нии, какое оно оказало на архитектуру того времени. –убенс считал генуэзские, жилые дома гораздо более подход€щими образцами дл€ нидерландских домов, чем флорентинские дворцы. –убенс был хорошо образованным человеком, репутаци€ которого как гражданина с широким политическим горизонтом сто€ла так же высоко, как и его художественна€ репутаци€.

¬ его произведени€х обнаруживаетс€ классическое образование в сочетании с высоким полетом фантазии, которым отличалс€ этот одухотворенный сын ёжных Ќидерландов, далее груба€ веселость и в качестве элемента характера пристрастие к пышному оформлению отдельных архитектурных частей. –убенс €рко воплощает творческое своеобразие нидерландского народа, который, охотно восприн€в италь€нские течени€, придал, однако, им новую форму и наполнил их новым эмоциональным содержанием.

÷ерковные здани€ имели еще вначале, частью благодар€ тому, что они примыкали к существующим уже постройкам, план средневековых церквей: трехнефна€ продольна€ постройка с высоким средним нефом и низкими, боковыми, иногда еще широкий поперечный неф, далее хор с апсидой и с обеих сторон маленькие апсиды, замыкающие боковые нефы. ÷еркви с единым, центральным объемом встречаютс€ лишь в виде исключени€, как результат иностранных вли€ний; в дальнейшем они вступают своеобразным способом в св€зь с продольной постройкой.

—воеобразной чертой бельгийских церквей €вл€етс€ положение башни по главной оси непосредственно за хором (рис. 142).

јрхитектура барокко и рококо в нидерландах


–ис. 142. Ѕашнн€ церкви иезуитов јнтверпене.

ƒл€ внутренней отстройки вместо столбов охотно примен€ли колонны, веро€тно, под вли€нием генуэзской архитектуры.  олонны эти несли на себе аркады, к пазухам прикреплены консоли в качестве носителей гуртов свода, подымающегос€ над раскрепованным главным карнизом. —воды часто снабжены еще ребрами. ¬о внутреннем оформлении совершенно не видно того подчинени€ масс и частей единой идее, какое показывает, иезуитский стиль. ‘ламандские мастера не чувствовали себ€ св€занными строгими архитектурными принципами; они, правда, и не доросли до них. ¬ их творени€х живописный элемент, свобода в разработке частей и любовь к оригинальным барочным формам господствуют над академической св€зностью и школьной правильностью. ”юта, который придавали жилым постройкам и ратушам облицовками из дерева, фламандские мастера старались достичь и в церковных постройках, покрыва€ нижние части стен узорчатыми облицовками и ввод€ блест€ще отделанные стуль€ дл€ исповеди и дл€ хора.

Ќаибольшей пышностью отличались в бельгийских, барочных церквах кафедры, которые отделывались изысканными скульптурными украшени€ми (рис. 143).

 

 афедра бывшей иезуитской церкви в Ћувене ( теперь в церкви с. √удулы в Ѕрюсселе).


–ис. 143.  афедра бывшей иезуитской церкви в Ћувене ( теперь в церкви с. √удулы в Ѕрюсселе).

‘асады (рис. 144 и 145) разделены соответственно оформлению внутреннего пространства на три части: они имеют высокую среднюю часть и более низкие боковые части, которые над аттиками примыкают, к средней, как правило, с помощью живо изогнутой волюты, имеющей форму консол€.

 

јрхитектура барокко и рококо в нидерландах


–ис. 144. ÷ерковь иезуитов в јнтверпене.

 

÷ерковь бегуинов в Ѕрюсселе

–ис 145. ÷ерковь бегуинов в Ѕрюсселе.


ƒл€ расчленений характерно, при всей широте постройки в целом, устремление вверх. “€желовесные пары колонн и пил€стр несут на себе столь же т€желовесные, многократно раскрепованные карнизы; окна и ниши окружены пластически профилированными рамами, выведенными в смелых и живых очертани€х. Ѕольшим распространением пользуютс€ смело обработанные фронтоны, служащие в качестве оглавлений дверей и окон и в качестве венчаний фасадов среднего, а в виде
исключени€ и боковых нефов.

¬ из€щных, наподобие кандел€бров обелисках сказываютс€ иностранные вли€ни€. Ѕашни €вл€ют собой свободные творени€ северного искусства. ќни возвышаютс€ над квадратным рустованным фундаментом двум€ этажами, снабженными дорическими или ионическими угловыми пил€страми или же вход€щими в ниши –ис. 144. ÷ерковь иезуитов в јнтверпене угловыми колоннами, и затем переход€т в восьмиугольный верхний этаж, который завершаетс€ Ђкуполомї с фонарем (рис. 142).

јрхитектурные части производ€т впечатление пышной мощи; они обработаны совершенно свободно и с исключительным богатством фантазии. ¬ целом они производ€т такое впечатление, как будто они произошли непосредственно из смешени€ стил€ северного ренессанса с опь€н€ющим богатством форм самого развитого барокко (рис. 145).

ѕоразительно, что в Ѕельгии уже в первой четверти XVII века в изогнутых и закрученных сандриках, в загнутых внутрь и кнаружи пластических драпировках и во всем оформлении порталов обнаруживаетс€ такое смелое ведение линий и така€ смела€ игра форм, каких в италь€нском искусстве того же времени мы не находим. ѕервый ведущий мастер бельгийского барокко ∆ак ‘ранкар опубликовал в своей книге ЂLivre dТarchitectureї (1617) р€д интересных образцов этих частей. ѕроекты Ѕорромини и √варини относ€тс€ к более позднему времени. —ледовательно, нидерландское искусство, во вс€ком случае, не заимствовало этих форм из »талии; скорее можно предположить обратное, что Ѕорромини в своем стремлении превзойти Ѕернини получил известные стимулы от проектов ‘ранкара. — другой стороны, вполне веро€тна уже вследствие политических условий св€зь между этими проектами ‘ранкара и творчеством испанского архитектора ’уана √омец де ћора. Ќазвание ЂSpanТsche Deurkensї, которое получили эти фантастически отделанные двери, пр€мо указывает на эту св€зь. ќднако бельгийский мастер пошел еще дальше испанского, в смысле смелости и страстности формальной трактовки. ќрнамент состоит вначале из напыщенного полносочного акантового листа в сочетании с пышными фруктовыми ветв€ми, рогами изобили€, ренессансными, карикатурными лицами и резко пластическими фигурными украшени€ми.

¬ середине XVII столети€ определенное вли€ние на бельгийское искусство приобретает хр€щевой или раковинный орнамент немецких мастеров, которые придавали побегам аканта м€гкую, словно из теста сделанную форму, напоминающую своими закруглени€ми ушную раковину. ¬ своем дальнейшем развитии бельгийский орнамент примыкает к барочному орнаменту немецких мастеров. ќднако особенностью первого остаетс€ пышна€, сочна€ моделировка, наложенна€ в виде разбухшей пластики.

¬ области гражданской архитектуры самое важное место занимают ратуши и здани€ цехов. ¬ плановом устройстве первых вли€ние барокко обнаруживаетс€ в расширении пространства, отводимого дл€ вестибюлей и лестниц. ‘асады и декоративные элементы зал дл€ представительства получают обработку дворцового типа. „то касаетс€ зданий цехов (рис. 146), то они, как правило, сохран€ют еще свою традиционную форму высоких в несколько этажей построек с узкими, трех или четырехоконными фасадами. ѕоследним, даетс€ очень богата€ и разнообразна€ отделка в новом стиле (см. также рис. 151). ≈ще более прочно сохран€ли свои традиционные формы жилые дома. ƒаже после 1625 г. возникали еще дома с лестничными фронтонами, высокими фасадами и даже со стрельчатыми сводами. ¬ли€ние нового искусства сказалось здесь главным образом в более удобном плановом расположении, в широких лестничных клетках и в сооружении дворовых построек дл€ второстепенных помещений. —обственно дворцовый стиль, которому хотел дать начало –убенс, здесь не выработалс€.

 

÷еховые дома в Ѕрюсселе


–ис. 146. ÷еховые дома в Ѕрюсселе.

¬ √олландии насел€ющий ее народ, расчетливый, но в то же врем€ смелый, проникнутый торговым духом, завоевал себе в жестоких бо€х не только полную политическую независимость, но и религиозную свободу. ѕротестантизм нашел себе здесь прочное и надежное убежище. ѕосле того как по ¬естфальскому миру (1648) Ќидерланды были признаны свободным и суверенным государством, голландцы обнаружили в своих успешных колониальных войнах необычайную способность к экспансии, распространив свою торговую де€тельность почти на все части земли. »з далеких стран смелые голландские мореплаватели привозили на родину колоссальные богатства, делавшие возможным при€тное оформление жизни голландцев. ¬с€ национальна€ и культурна€ жизнь приобрела широкие, светские черты.   тому же не только аристократи€, но и бюргерство было проникнуто философским духом, имевшим своими исходными и опорными пунктами два новооткрытых университета. ќбразованные люди занимались основательным изучением античности. ¬ли€ние италь€нского, барочного искусства, пустившего в Ѕельгии такие глубокие корни, здесь не нашло дл€ себ€ никакой почвы. Ќаселение относилось с антипатией к специфически католическому характеру барочного стил€; художественные вкусы голландцев были иные, нежели бельгийцев. –езка€ противоположность, про€вивша€с€ в живописи между церковно - молитвенным духом бельгийцев и реализмом голландцев (–ембрандт), нашла себе выражение и в архитектуре. √олландское зодчество осталось верным тому направлению, которое было проложено в нем в эпоху ренессанса.

–азвитие стил€ протекает здесь под знаком строжайшего расчета и последовательности. ѕрежде всего, голландцы требовали, чтобы пространственный объем и его распределение соответствовали цел€м постройки, при этом во вс€ком случае достигали максимального использовани€ пространства, в частности и в отношении второстепенных помещений. ƒалее голландцы стремились к хорошей надежной конструкции (амстердамска€ ратуша воздвигнута на 13659 столбах, вбитых в землю). јрхитектурному оформлению стремились придать спокойный облик в классическом духе, рассматрива€ искусство древних как идеальный образец чистого формировани€; сама архитектура считалась наукой, устанавливающей законы и правила художественного творчества. ѕроизведени€ ѕалладио прославл€лись как высшее откровение художественного духа; голландцы восприн€ли его учение так глубоко, как никакой другой народ по эту сторону јльп, кроме англичан.  лассические ордера достигли в голландской архитектуре (рис. 147, 152, 153) неограниченного господства. „резвычайно тесна€ установка колонн не оставл€ла места дл€ развити€ оконной архитектуры, столь выдел€вшейс€ в барочных постройках; обрамлени€ узких и высоких окон отличаютс€ большой скромностью, профилированные расчленени€ по€сов и простенков часто совсем отсутствуют. ќт разукрашенных фронтонов предшествующей эпохи с их декоративным богатством голландские мастера совершенно отказываютс€.  арнизы, основани€ колонн, капители и все детали получают строго классический рисунок. ¬ качестве декоративных средств нар€ду со скудно примен€емыми рельефными фигурами и эмблемами, заполн€ющими пол€ фронтонов, а иногда и брустверы, употребл€ютс€ лишь разрозненные лиственные и фруктовые ветви и римские фризы с ветв€ми.

 

јрхитектура барокко и рококо в нидерландах


–ис. 147. –атуша в јмстердаме.

–€дом с этим классицизмом не было места дл€ рококо. ¬ столице √олландии Ч јмстердаме Ч оно вообще не нашло себе применени€, а в других местах, как в –оттердаме и √ронингене, оно дало себ€ знать лишь отдельными декоративными придатками, которые просто пристегивались иностранными модельщиками к фасадам, в остальном, остававшимс€ большей частью, совершенно неизмененными (рис. 148).

 

јрхитектура барокко и рококо в нидерландах


–ис. 148. ∆илой дом в √ронингене.

–ассматриваема€ эпоха не создала каких-либо новых, характерных дл€ нее типов планового решени€. ѕротестантское церковное зодчество не развернуло особенно широкой де€тельности, так как потребность в церквах была в значительной мере удовлетворена существующими уже церковными постройками. Ќемногочисленные церкви, заслуживающие внимани€, имеют центральный объем в форме греческого креста, многоугольника или круга. ¬ одном случае, (ЂЌова€ церковьї в √ааге,
построенна€ в 1649Ч1655 гг.), мы встречаем постройку в виде зала с апсидообразными расширени€ми по продольной оси и по обеим поперечным ос€м; но хот€ она и дает интересное и художественно значительное решение проблемы церковной постройки, однако никакого подражани€ она себе в дальнейшем не нашла.

¬ области гражданской архитектуры значительную художественную ценность представл€ют построенные в эту эпоху ратуши, плановые решени€ которых были в некоторых случа€х мастерски приноровлены к особым потребност€м городской администрации. „то же касаетс€ собственно дворцового строительства, то оно в этом республиканском государстве не получило развити€. ѕостройки, созданные в конце XVII и в первой половине XVIII века, обнаруживают в своих плановых решени€х, равно как и во внутреннем оформлении, французское вли€ние. ‘асады трактуютс€ почти всегда в стиле общественных гражданских построек. ∆илые дома имеют скромный облик. јрхитектурные украшени€ в них большей частью отсутствуют, хот€ отдельные, более видные постройки снабжены пил€страми большого ордера, а иногда и лиственными венками. Ѕлагодар€ сочетанию кирпича и бутового камн€, из которых второй примен€лс€ дл€ цоколей, углов, оснований, капителей и карнизов, в то врем€ как стволы пи≠л€стр и даже оконные обрамлени€ изготовл€лись из кирпича, по≠стройки приобретали особую привлекательность.

¬ конце XVII века голландское зодчество подверглось вли€нию гугенотов, пересел€вшихс€ сюда большими толпами из ‘ранции в результате отмены нантского эдикта. —реди них, находилс€ и знаменитый ƒаниэль ћаро, которого наместник ¬ильгельм III ќранский назначил своим придворным архитектором. √угеноты были носител€ми того развившегос€ во ‘ранции грациозного классицизма, который нашел свое завершение в творчестве ‘рансуа ћансара. ќни очистили нидерландское зодчество в смысле большего из€щества архитектурного комплекса, равно как и утончени€ деталей. Ќо, с другой стороны, и их собственные творени€ приобрели здесь голландскую окраску. »з взаимопроникновени€ обоих художественных начал вышло стиле≠вое направление, вли€ние которого как определенной школы вышло далеко за пределы √олландии. “ворческа€ сила этого направлени€ про€вилась особенно в области городского строительства и садовой архитектуры. ѕрирода страны уже в ранние времена направила энергию голландцев на осушение почвы посредством сооружени€ каналов, на целесообразное устройство городов, а в св€зи с этим и на развитие садовой архитектуры. —войственное им практическое чутье побуждало их при основании городов руководитьс€ преимущественно инженерно- техническими соображени€ми. ќни раздел€ли данный участок посредством пр€мых широких улиц на пр€моугольные пол€. ƒома делались широкими, большей частью лишь в два этажа. ”глы на перекрестках бывали часто акцентированы трехэтажными постройками. ¬ плане дома на стороне улицы были расположены большие передние, на сто≠роне двора Ч галлереи и балконы. јрхитектура жилых домов отличалась большой простотой. Ћишь порталы часто акцентировались пил€страми или колоннами. ќкна имели простые обрамлени€, углы обрабатывались квадрами. ¬место вышек по€вились балконы. ѕерекрытием служили мансардные крыши. ¬ целом постройки имели спокойный классический облик. ќбщественные здани€, а именно ратуши и торговые дома, обнаруживают такие же черты, но имеют более богатое оформление. «десь мы находим орнаментальные и фигурные, рельефные украшени€. ƒл€ орнаментов характерно предпочтительное разделение их на филенки, как мы это видим в позднейшем классицизме. ƒворцовые постройки гугенотов сильно раздаютс€ в ширину в цел€х более тесной св€зи с садом и создани€ перспективного впечатлени€. ќт средней постройки, состо€щей из одного или трех крыльев флигелей, идут длинные р€ды одноэтажных построек, замыкающиес€ более высокими павильонами. јрхитектура держитс€ в границах трезвого академического однообрази€, которое нарушаетс€ лишь более богатым оформлением средней части главного здани€, однако и тут без высокого полета фантазии.

¬ области садовой архитектуры голландцы выработали собственный стиль, который существенно отличаетс€ от стил€ Ћенотра. ѕоследний, путем устройства величественных аллей, каскадов и т. п. приводил всегда всю площадь сада в непосредственную св€зь с архитектурой дворцовой постройки. √олландцы же, неизменно делили площадь сада на пр€молинейные геометрические пол€, которые хот€ и разнообразились до некоторой степени скромными фонтанами, гротами, кущами, крытыми алле€ми, а отчасти и скульптурами и небольшими архитектурными произведени€ми, но благодар€ отказу от больших групп деревьев в пользу цветочных газонов и наличию широкой открытой поверхности сада создавали впечатление известной пустоты. “акого типа сад соответствует, правда, вкусам голландцев, привыкших к широкому ландшафту и наход€щих удовольствие в строго геометрической правильности, но сильно уступает по силе впечатлени€ французским, барочным садам, выражающим единую, художественную идею. Ќесмотр€ на это, стиль голландского сада получил значительное распространение и за пределами страны, в частности в —еверной √ермании.

¬ј∆Ќ≈…Ў»≈ ѕјћя“Ќ» »

Ѕельги€. √лавным мастером раннего бельгийского барокко был ∆ак ‘ранкар (1577 Ч 1651). ќн был первоначально живописцем и путешествовал по »талии. —вою, создавшую эпоху, архитектурную де€тельность он начал в Ѕрюсселе постройкой »езуитской церкви (1606 Ч 1616). ѕоследн€€ представл€ла собой (в 1812 г. она была снесена) трехнефную продольную постройку без поперечного нефа, с полукруглыми апсидами, сводчатыми аркадами на тосканских колоннах и расчлененным пил€страми фасадом, оформление которого знаменовало переход от ренессанса к барокко. ¬скоре после этого мастером была построена јвгустинска€ церковь в Ѕрюсселе (1620Ч1642), котора€, к сожалению, через короткое врем€ должна была уступить место новому зданию главной почты. ќна была выстроена в том же плане, что и предыдуща€, и имела фасад, заслуживающий внимани€ своей выразительностью и исключительной €сностью своего расположени€. Ќижний этаж, соответственно внутреннему оформлению пространства, был разделен на три части и снабжен пил€страми и колоннами; средний объем состо€л из двух этажей и был фланкирован двойными колоннами, причем нижние, тосканские, колонны были увенчаны разломанным треугольным фронтоном, а верхние точно таким же сегментным фронтоном. ¬ междустолпи€х находились окна и двери с резко профилированными и проведенными в витых и изогнутых лини€х обрамлени€ми и фронтонными перекрыти€ми. Ћишь сама€ верхн€€ часть геральдического щита, помещенна€ между местами прикреплени€ сегментного фронтона, имела над мощным кар≠тушем замкнутое стрельчатое оглавление.

Ўколе –убенса об€зана своим возникновением церковь с. Ўарл€, бывша€, »езуитска€ церковь в јнтверпене (1614 Ч 1621). ≈е проект был составлен, очевидно, самим –убенсом, выполнением же руководили иезуиты ‘рансуа јгильон и ѕьер √юиссенс. ÷ерковь представл€ет собой в плане италь€нскую колонную базилику с трем€ нефами, без поперечного крыла.  аждый из нефов замыкаетс€ полу≠круглой апсидой. ѕозади хоровой апсиды находитс€ башн€ (рис. 142), котора€ была уничтожена пожаром 1718 г., но затем снова восстановлена по старому плану. ¬нутренность церкви имеет простое, €сное, праздничное оформление пространства и производит прекрасное световое впечатление, соблазн€вшее многих художников к воспроизведению ее на картинах. ‘асад (рис. 144) расположен широко и разделен на три части; он состоит из двух этажей и третьего, выступающего над средней частью и увенчанного треугольным фронтоном. ‘асад фланкирован двум€ пристройками, охватывающими два этажа и увенчанными кажда€ восьмиугольной купольной вышкой, наподобие лоджии. ‘асад расчленен пил€страми, вместо которых по обеим сторонам средней оси и по углам выступают колонны. Ёто расчленение, широко задуманное и мощно выполненное, брызжет своим богатством и свободой барочных форм и идет дальше, чем мы это видим в италь€нских постройках той же эпохи. «начительным в художественно - историческом отношении произведением той эпохи, €вл€етс€ также перестройка аббатской церкви с в. ѕетра в √енте, начатой в 1629 г. яном ван  сантен. ћастер поместил здесь в трехнефной романской продольной постройке центральный объем в виде греческого креста с главным куполом и четырьм€ побочными, расположенными по углам крыльев. ѕостройка выдержана всецело в италь€нском духе. ≈е фасад имеет некоторые сходные черты с проектом церкви »исуса в –име, составленным ¬иньолой. ѕо сравнению с остальными бельгийскими, барочными церквами она обнаруживает несколько сухую и трезвую трактовку. ≈ще теснее примыкает к италь€нскому искусству ¬енцеслав  оебергер (1569 Ч 1630). ќн был живописцем, получил образование в »талии, а затем поступил на службу к бельгийскому эрцгерцогу; в своей архитектурной де€тельности он выказал себ€ противником рубенсовского свободного понимани€ искусства и ревностным сторонником классицистического направлени€. ≈го главным произведением €вл€етс€ больша€ церковь Ѕогоматери в ћонтэгю (1610); это Ч центральный объем, основна€ форма которого поразительно совпадает с формой церкви с. ћарии в ¬енеции. –€дом с хором возвышаетс€ стройна€ башн€. ¬ архитектурном оформлении замечаетс€ перевес горизонтального расчленени€, чуждый север≠ному искусству.

¬торым крупным мастером более позднего бельгийского барокко был Ћука ‘айдгерб (1617 Ч 1697), любимый ученик –убенса. —амым ранним его произведением €вл€етс€ церковь св. ћихаила, бывша€ иезуитска€, в Ћевене (1650 Ч 1660); она представл€ет собой трехнефное крестообразное сооружение, выдержанное в пропорци€х поздне ≠ романских рейнских соборов, с трем€ средними и шестью боковыми квадратными траве€ми, поперечным нефом и трем€ апсидами. »онийские колонны, которые дл€ барочной постройки, пожалуй, слишком тесно придвинуты друг к другу, несут на себе апсиды. “€нущийс€ над ними карниз сильно раскрепован над консол€ми, которые подымаютс€ от заостренных книзу картушей. ѕерекрытием служат цилиндрический свод и плоский купол над средокрестием. ¬нутренность церкви имеет пышную гипсовую отделку. »мпозантный фасад состоит из трех частей, в боковых нефах он €вл€етс€ одноэтажным, а в среднем объеме двухэтажным или, вернее, двухсполовиноюэтажным, если включить венчающую надстройку с гигантским гербовым щитом. Ќа наружных углах установлены парные пил€стры, а по обеим сторонам главной оси точно такие же колонны, причем на нижнем этаже ионические, а на верхнем коринфские; на фронтонной же надстройке Ч гермы. ћощные расчленени€, многочисленные изгибы, смелые барочные обрамлени€ дверей и окон Ч все это придает постройке особую ритмическую силу, художественно просветленную живой, €рко пластической орнаментацией, достигающей в гербовом щите пышной роскоши. Ќеобыкновенно сильно выражено устремление фасада вверх, которое несколько см€гчаетс€ лишь рустиковыми по€сами, которые проход€т горизонтально через промежутки в одну треть колонной высоты; сами эти по€са также характеризуют постройку, как произведение €сно выраженного северного барокко. ≈ще более характерным дл€ мастера произведением можно считать Ѕегинскую церковь в Ѕрюсселе (1657Ч1676), представл€ющую собой перестроенную трехнефную крестообразную базилику с примыкающей к средней апсиде шестиугольной башней. ¬нутренность церкви производит чарующее впечатление своей благородной, внушительной отделкой, хорошо приноровленной к старой постройке. ‘асад считаетс€ перлом бельгийской архитектуры. —воим резко подчеркнутым трехчастным делением он €сно обнаруживает внутреннюю организацию пространства (рис. 145). —редн€€ часть имеет два этажа и венчающую фронтонную надстройку. ќна расчленена, в нижнем этаже, группами - ионийских пил€стров, в верхнем Ч коринфскими полуколоннами, а в надстройке Ч гермами. Ќад порталом прерываетс€ архитектурой ниши главный карниз, так что его замыкающа€ функци€ здесь как бы пропадает, что соответствует не разделенному на части объему среднего нефа. ѕримыкающие к средней части фасады боковых нефов имеют по углам парные пил€стры, а над аттиком вместо обычных больших волют самосто€тельные фронтоны; таким образом, и здесь вертикальные оси проведены полностью; мастер отказалс€ от полного подчинени€ боковых фасадов среднему. јрхитектурна€ детализаци€ представл€етс€ интересным продуктом истинно барочного архитектурного сознани€, умевшего сочетать систему италь€нского барокко с принципами северного зодчества и мощной формальной трактовкой нидерландского ренессанса. ћы не ошибемс€, если припишем этот фасад, по крайней мере, его проект, ‘айдгербу.

Ќо, мастер умел не только преобразовывать в новом духе старые постройки; он подошел к проблеме центрального объема и дал в высшей степени интересные решени€ в отношении сочетани€ купольной постройки с продольной, и притом даже там, где он был стеснен в свободном развертывании своих замыслов наличием старой постройки. ¬ церкви √ансвикской богоматери в ћехельне (1663 Ч 1678) мастер включил в трехнефную продольную постройку круглый купольный объем с концентрически расположенными вокруг него боковыми нефами (рис. 149). ¬ своих менее крупных церковных постройках, а также в проектах, оставшихс€ частью невыполненными, ‘айдгерб показал себ€ как в области планового решени€, так и в архитектурном и орнаментальном оформлении одним из выдающихс€ мастеров своего времени.

 

ѕлан церкви √ансвикской богоматере в ћехельне


–ис. 149. ѕлан церкви √ансвикской богоматере в ћехельне.

ѕримером жилой постройки может служить собственный дом –убенса (рис. 150). ¬еликий художник, зажиточный и почитаемый гражданин своего родного города, был в состо€нии придать своему дому богатое художественное оформление. ѕо своему устройству дом этот лишь слегка отклон€етс€ от отечественной традиции, а оформление его фасадов не имеет какого-либо значени€ в архитектурном отношении.

 

ƒом –убенса в јнтверпене


–ис. 150. ƒом –убенса в јнтверпене.

Ќапротив, роспись на нем придает ему интимную прелесть. ¬орота, замыкающие двор и образующие проход в сад, имеют вид триумфальной арки с трем€ пролетами, из которых средний, пр€моугольный, завершаетс€ усеченными углами, а два боковых арками. Ќад ними расположен низкий этаж, отделанный нишами с бюстами и треугольным сандриком над средним пролетом, а также венчающей балюстрадой: последн€€, несет две статуи по ос€м обоих внутренних столбов, и две урны, по ос€м внешних столбов.   столбам примыкают спереди полуколонны, сильно расчлененные рустиковыми по€сами. Ѕоковые проходы имеют меньшие колонны, установленные по мотиву ѕалладио. ¬ общем, оформление производит впечатление самобытной, почти грубой мощи.

¬ Ѕрюсселе, јнтверпене, Ћевене и в других городах были построены великолепные здани€ цехов с пышными украшени€ми, мотивы которых были осмысленно св€заны с характером соответствующих ремесл (рис. 145). ¬ здании корпорации, построенном (1698) ј. де Ѕрюином по заказу плотников и представл€ющем подобие дворца (рис. 151), стара€ отечественна€ традици€ фронтонной постройки уже оставлена. ѕо всему своему строению и архитектурному оформлению здание это знаменует проникновение нового архитектурного направлени€, приближающегос€ к голландскому классицизму.

 

ƒом корпорации строительных мастеров в Ѕрюсселе


–ис. 151. ƒом корпорации строительных мастеров в Ѕрюсселе.

√олланди€. —реди ведущих голландских мастеров рассматриваемой эпохи первое место занимает якоб фон  ампен (ум. в 1657 г.). ќн занималс€ живописью в мастерской –убенса, был затем в »талии, а по возвращении в √олландию посв€тил себ€ архитектуре. ¬ одном из его ранних произведений, доме Ѕальтазара  аймана в јмстердаме, заметно вли€ние школы ѕалладио; эта постройка отличаетс€ величественными и €сными пропорци€ми, но вообще выполнена в очень простых формах; фасад расчленен пил€страми ионийского и коринфского ордеров с высоким аттиком, в промежутках наход€тс€ окна с горбыл€ми, простыми обрамлени€ми и сандриками. ќсобенно избегал мастер вс€кого богатства в орнаментальном украшении. √лавное произведение фон  ампена Ч амстердамска€ ратуша (1648) Ч €вл€етс€ самым крупным созданием голландской архитектуры XVII столети€, в котором своеобразие голландского зодчества нашло самое €ркое выражение.  ампен выказал себ€ здесь великим мастером не только архитектурного оформлени€, но и планового решени€ и конструкции. ќн развернул в границах площади в 80 X 63 метра план, в котором расположение отдельных помещений было мастерски приноровлено к многообразным потребност€м администрации. √лавным объемом €вл€етс€ большой пр€моугольный гражданский зал, расположенный по средней оси и охватывающий оба главных этажа. ѕуть к нему ведет через вестибюль и главную лестницу, выдержанную в относительно скромных формах и состо€щую из трех маршей (два нижних ведут к площадке, от середины которой начинаетс€ верхний). — каждой стороны этого зала расположен двор, с идущими кругом галлере€ми и широкой трехмаршевой лестницей, на противолежащей залу стороне. ѕротив рынка к главной линии примыкает широка€ средн€€ постройка, образованна€ семью ос€ми; по углам, подымаютс€ узкие трехосевые ризалиты. ќтступы стены имеют п€ть осей.

ѕостройка (рис. 147) состоит из нижнего этажа, обработанного цоколем и содержащего в среднем ризалите входы в виде семи сводчатых дверей (главного портала нет) и двух главных этажей, над каждым из которых устроен еще промежуточный этаж. ‘асад расчленен двум€ р€дами тесно установленных коринфских пил€стр, охватывающими каждый один главный и один промежуточный этажи. ќкна Ч пр€моугольные, в главных этажах, и квадратные, в промежуточных Ч не имеют обрамлений. Ћишь фестоны (лиственные венки) на брустверах окон промежуточных этажей служат простым и достойным украшением. ѕостройка увенчана треугольным фронтоном с богатыми фигурными рельефами на тимпане и стату€ми в виде акротериев. “акой же строгий характер носит и внутренн€€ отделка.

јрхитектура большого гражданского зала (рис. 152) повтор€ет в нижней части полностью, а в верхней с одной вариацией архитектуру фасада. ѕерекрытием служит цилиндрический свод, разделенный рамками на пр€моугольные пол€, расписанные картинами. ѕередние двери зала акцентированы венчающими пластическими украшени€ми. ƒетали по правильности форм и тонкости отделки не уступают лучшим италь€нским и французским работам. ќсобенно красивы скульптурные работы  веллинуса; его кариатиды в вестибюле и фигурные рельефы на тимпане фасада должны быть отнесены по композиции и выполнению к произведени€м первого ранга. ќрнамент, свободен от каких бы то ни было барочных черт; натуралистически выполненные фруктовые ветви нос€т на себе печать скорее ренессанса, чем барокко. ¬с€ постройка в целом выражает с предельной €сностью свое назначение быть средоточием самоуправлени€ крупного демократического города. Ќо, конечно, тем меньше она выражает снаружи свое теперешнее назначение как королевского дворца.

 

—тены большого зала амстердамской ратуши

 

–ис. 152. —тены большого зала амстердамской ратуши.

ѕосле  ампена наиболее выдающимс€ голландским мастером XVII столети€ был ѕьетер ѕост (1608 Ч 1669). ≈го первые произведени€ возникли в Ѕразилии, куда он отправилс€ в 1636 г. “ам им были созданы церкви и другие постройки в ќлинде и городское
укрепление в ѕернамбуко. ¬ыстроенный им в √ааге дом ћаврици€ имеет классический облик благодар€ своему благородному фасаду, напоминающему постройки италь€нского, позднего ренессанса (рис. 153).

ƒом ћаврици€ в √ааге


–ис. 153. ƒом ћаврици€ в √ааге.

Ѕолее €сно выражен голландский стиль в самом крупном творении мастера Ч ратуше в ћаэстрихе (1652). ќнень интересный план этой постройки содержит в себе по средней оси большой квадратный зал, охватывающий оба этажа и мансарду и перекрытый высоким башнеобразным восьмиугольным куполом. — передней стороны к нему примыкают лестница и вестибюль, а с противоположной Ч второй, восьмиугольный зал, занимающий точно так же два этажа.

—лужебные помещени€ примыкают к главным залам по продольному направлению постройки.   среднему ризалиту примыкает спереди свободна€ лестница с балконом, которую несут на себе аркады; ризалит этот возвышаетс€ благодар€ мансардному этажу над примыкающими крыль€ми и увенчан фронтоном. ¬ообще же постройка расчленена полыми раскрепованными пил€страми, между которыми наход€тс€ лишенные обрамлений окна.

“ретий голландский архитектор той эпохи, ‘илипп ¬ингбоонс (1608 Ч 1675), приобрел значение главным образом своей литературной де€тельностью. ¬ своих сочинени€х он настаивал на том, чтобы границы пространственного оформлени€ всегда точно соответствовали цел€м постройки, и чтобы техника была достаточно солидна; нар€ду с этим он доказывал необходимость чисто научного понимани€ архитектуры, тесно примыка€ при этом к принципам античного искусства.

ѕостроенный мастером дворец “рип в јмстердаме (1662) заключает в себе несколько больших зал и поразительно маленькие второстепенные комнаты. ‘асад расчленен шестью канелированными пил€страми большого коринфского ќрдера, очень тесно установленными (пролеты лишь вдвое шире стволов). ѕил€стры сто€т на обработанном в виде цокол€ нижнем этаже и охватывают оба главных этажа и мезонин. „етыре средних пил€стра образуют плоско выступающий ризалит, над которым возвышаетс€ треугольный фронтон с гербом и трофе€ми на тимпане. ќкна лишены каких-либо особых обрамлений. ѕодоконники и сандрики выступают лишь слегка. √лавный карниз оживлен фризом с ветв€ми, имеющими строго схематический рисунок и очень тощими в лиственном разрезе. ¬ообще, же фасад относительно богато украшен лиственными венками. Ѕлагодар€ этому дворец занимает исключительное положение в искусстве ¬ингбоонса. ƒругие произведени€ мастера, если они вообще рассчитаны на сколько-нибудь внушительное впечатление, имеют большей частью очень прозаическое расчленение в виде невзыскательных пил€стр.

ѕротестантское церковное зодчество представлено двум€ заслуживающими внимани€ произведени€ми. Ћютеранска€ церковь в јмстердаме, выполненна€ јдрианом ƒорсманом (1666 Ч 1668), в своем плановом решении приближаетс€ к античному театру (рис. 154). Ёто единственна€ из старых амстердамских церквей, имеюща€ хоры. Ќа, установленных, полигонально на стороне входа трех каменных столбах и восьми попарно установленных ионийских колоннах покоитс€ мощный внутренний венчающий карниз, а над ним низкий барабан, с кассетированным куполом и фонарем. —наружи, с передней стороны церковь представл€етс€ в виде купольной постройки, воздвигнутой в виде правильного восьмиугольника с двум€ узкими отступами стены, замыкающимис€ главным карнизом и представл€ющими собой фасадные стороны кругообразного коридора, идущего вокруг п€ти сторон восьмиугольника. ¬нутреннее пространство обладает превосходной акустикой. —наружи церковь производит достойное впечатление, не напомина€ при этом театра. ÷ерковь ќостер в јмстердаме (1669 Ч 1671), выстроенна€ неизвестным мастером, имеет основную постройку в форме греческого креста, с двум€ взаимно проникающими цилиндрическими сводами и низкими квадратными угловыми объемами. ’оры отсутствуют. —наружи церковный характер постройки обнаруживаетс€ сильно возвышающимис€ над венчающим карнизом фасадными сторонами крыльев, высокой вальмовой крышей и фонарем над линией пересечени€ скатов.

 

ѕлан лютеранской церкви в јмстердаме


–ис 154. ѕлан лютеранской церкви в јмстердаме.

»з крупных архитектурных пам€тников, по€вившихс€ в XVIII столетии, следует упом€нуть дворец √ееренлоо, выстроенный ћаро. ќбразцом дл€ его внешнего устройства служил, очевидно, ¬ерсаль. «дани€ группируютс€ вокруг парадного двора, сужающегос€ по направлению внутрь благодар€ выступам. ѕо оси расположен вестибюль, а за ним трехмаршева€ лестница, выполненна€ по образцу посольской лестницы в ¬ерсале; последн€€, однако, оформлена гораздо богаче. ќтделка выдержана в простых и строгих формах и выполнена большей частью из дерева, которому окраска придает подобие мрамора.

ѕозднейшее голландско - гугенотское искусство может в смысле своего распространени€ претендовать на большее значение, чем искусство второй половины XVII столети€. –ассматриваема€ же сама по себе эта более ранн€€ эпоха интересна в художественно ≠ историческом отношении. ≈сли мы обратим свой взгл€д на общее стилевое впечатление, вызываемое произведени€ми этой эпохи, на холодную, упр€мую строгость ордеров, на трезвые чопорные формы остальных архитектурных частей и в особенности на орнамент, на совершенно схематически очерченные акантовые фризы и фестоны, то можно подумать, что перед нами творени€ эпохи, наступившей через одно с четвертью столетие. Ётот стиль €вл€етс€ непосредственным предтечей неоклассицизма конца XVIII и начала XIX столети€, в особенности того стил€, который обычно обозначаетс€ названием Ђампирї.

 




ќт: no





73 просмотров (а)



ѕохожие темы


----------------------------

-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€: (или войдите через соц. сети ниже)
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.
« јрхитектура барокко и рококо во ‘ранции ‘ормирование и прогнозирование показателей оценки эффективности де€тельности строительных предпри€тий »