—талинска€ архитектура

 

јрхитектура ћосквы

ƒизайн остановок

 

 

 

 

 

 

 

јрхитектурное путешествие

 

ѕрага

 

 

¬ена

 

 

 орфу

 

 

ещЄ:

јрхитектурный стиль

јрхитектурное проектирование зданий







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: јпрель 1, 2014

—оветска€ архитектура

—оветска€ архитектура охватывает период с 1917 до 1991 года. «а это врем€ в ней было создано несколько уникальных стилей - конструктивизм, сталинский ампир и получили развитие известные мировые архитектурные стили Ч рационализм, ар-деко, эклектика,† брутализм.

јрхитектура периода –еволюции и √ражданской войны

Ѕашн€ “атлина и более поздн€€ скульптура Ђ–абочий и колхозницаї

Ѕашн€ “атлина и более поздн€€ скульптура Ђ–абочий и колхозницаї

Ѕашн€ “атлина и более поздн€€ скульптура Ђ–абочий и колхозницаї

Ћ. ¬. –уднев. ѕам€тник на ћарсовом поле, фото: Andrew Butko, лицензи€ Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

¬ военный период большинство архитекторов осталось без работы и занималось Ђбумажной архитектуройї. Ќекоторые сотрудничали со скульпторами, создава€ пам€тники (Ћ. ¬. –уднев, пам€тник Ђ∆ертвам репрессииї на ћарсовом поле, 1917Ч1919).

¬ладимир “атлин в 1920 году создал свою знаменитую башню, котора€ стала символом нового направлени€ в искусстве, выражением смелости и решительности исканий

 

—оветска€ архитектура 1920-1940-х гг.

—оветска€ архитектура 20-30 годов

( см. также статью: —талинска€ архитектура )


¬ результате ќкт€брьского переворота, совершенного большевиками, земл€ и крупна€ недвижимость были национализированы. “ем не менее, положение большевиков вплоть до окончани€ гражданской войны оставалось весьма шатким, они лихорадочно искали союзников. Ќесмотр€ на Ђкрасный террорї против идейных врагов, Ћенин Ђсо товарищиї не сразу смогли установить идеологический диктат в области искусства. ¬от почему дискуссии продолжались, страсти кипели, предлагались самые неверо€тные проекты и смелые решени€. ¬ каком-то смысле продолжалс€ Ђсеребр€ный векї - и не только в поэзии, но и в других видах искусства.

ќдним из €рких примеров технического новаторства стало детище архитектора ¬.√.Ўухова Ц московска€ радиобашн€. ≈Є возвели в 1922 году. »менно Ўухов одним из первых стал использовать т.н. гиперболоиды, воспетые также писателем ј.Ќ.“олстым в романе Ђ√иперболоид инженера √аринаї. ќни представл€ли собой стальные конструкции с дво€кой кривизной сетчатого характера.

 онечно же, картина нарождающейс€ советской архитектуры будет неполной без истории создани€ ћавзоле€ Ћенина. Ётическа€ составл€юща€ никакой критики не выдерживает: устроить в центре столицы захоронение одного человека, пусть даже и основател€ первого в мире —оветского государства, сохран€ть его тело забальзамированным в течение долгих дес€тилетий, сделать ћавзолей местом массового паломничества посетителей с разных уголков страны и мира, пренебречь мнением близких родственников покойного. ¬прочем, последним —оветска€ власть потом будет пренебрегать не единождыЕ

јрхитектор ўусев сработал оперативно и уже через неделю после кончины Ћенина, когда в ћоскве сто€л страшный мороз, по€вилось здание временного дерев€нного ћавзоле€. ¬озможно, что наследники Ћенина первоначально не планировали, что дерево станет камнем. ќбъ€та€ горем страна стекалась в ћоскву, чтобы проститьс€ с вождем. √ражданам решили дать дл€ этого максимально много времени.   весне же, когда тело стало разлагатьс€, пришлось принимать сразу два решени€: о бальзамировании ленинских останков и о сооружении каменной усыпальницы. “от же ўусев, надо отдать ему должное, попыталс€ вписать ћавзолей в архитектурный ансамбль  расной площади, и отчасти в этом преуспел. ќсновные работы завершились к 1930 году. Ќа месте дерев€нного куба, увенчанного пирамидой, по бокам которого имелись лестницы дл€ входа и выхода, теперь возвышалс€ монолит куда более крупных размеров. »счезла трехчастна€ композици€, объем стал единым. —троительными материалами послужили темно-красный гранит и черный лабрадорит. —кульптор ».ƒ.Ўадр увенчал ћавзолей гранитным барельефом с изображением √осударственного герба ———–.

ѕосле революции ћосква обезлюдела. ¬ыжившие горожане словно одичали. ¬ начале 20-х в столицу хлынули сотни голодных кресть€н из разоренных деревень. ¬ городе была хоть кака€-то работа.   началу 30-х в ћоскве проживало более трех миллионов людей. Ќаселение за 10 лет увеличилось в три раза. “аким образом, установилась политическа€ стабильность, экономическое положение страны упрочилось. Ќачалс€ процесс индустриализации. ќдин за другим возвод€тс€ металлургические комбинаты Ц ћагнитогорский и  узнецкий. ¬ „ел€бинске и ’арькове по€вл€ютс€ тракторные заводы.  азалось, что перед архитектурой открываютс€ новые горизонты.

¬ середине 20-х советские архитекторы, воодушевленные революцией и идеей прекрасного будущего, пытались решить острейшую проблему нехватки жиль€. —троили дома-коммуны с общественными кухн€ми, столовые, фабрики, рабочие клубы, избы-читальни. ѕостепенно строительство становитс€ все более массовым. √осударство монополизирует все заказы на проведение строительных работ. —ами работы стремились максимально ускорить и удешевить. Ќачина€ с 1927 года, в строительстве стал примен€тьс€ шлакобетон, в 1940-й год ознаменован по€влением первых панельных домов.

∆илые дома, школы и общественные учреждени€ постепенно начинают возводитьс€ по типовым проектам. ¬ этом плане выдающихс€ успехов добилс€  онстантин ћельников. ¬ одной ћоскве по его проектам по€вилось целых п€ть клубов: имени –усакова, ‘рунзе, √орького, а также Ђ аучукї и ЂЅуревестникї. ћельников рассматривал рабочий клуб как принципиально новый тип здани€, который воплотил бы в себе идеи мирного социалистического строительства и культурного досуга.

‘ормирующийс€ стиль советской архитектуры вобрал в себ€ самые разнородные вли€ни€. — одной стороны, развернулась дискусси€ между представител€ми конструктивизма и рационализма. — другой Ц все больше обозначалась тенденци€ к возрождению классицизма в новых формах тоталитарного государства.

ѕредставители школы конструктивистов-урбанистов (прежде всего, брать€ ј.ј. и Ћ.ј. ¬еснины) ратовали за создание т.н. городов-коммун, в которых преобладало бы жилье гостиничного типа. ќдним из наиболее типичных про€влений конструктивистского стил€ можно считать ƒворец культуры московского автозавода им. Ћихачева (1930Ч1934). —амо это здание характеризуетс€ обширными застекленными поверхност€ми, не менее огромными плоскост€ми при полном отсутствии украшений, динамичностью композиции и свободным сочетанием в ней различных объемов. ѕо проекту ¬есниных возводилась и ƒнепровска€ √Ё—, ставша€ одним из лучших образцов промышленного строительства на рубеже дес€тилетий Ц от 20-х к 30-м.

 

—оветска€ архитектура конструктивизма - “еатр массового действа на 2500 чел. ѕроект. 1924. ѕер≠спектива. ‘асад. ѕлан

—оветска€ архитектура  —оветска€ архитектура охватывает период с 1917 до 1991 года. «а это врем€ в ней было создано несколько ун

—оветска€ архитектура конструктивизма - “еатр массового действа на 2500 чел. ѕроект. 1924. ѕер≠спектива. ‘асад. ѕлан

 

ќппонентами конструктивистов выступали рационалисты-дезурбанисты. »м представл€лось возможным в перспективе заменить города сетью бетонных шоссе, по обе стороны от которых располагались бы многочисленные жилые постройки, а за ними Ц промышленные предпри€ти€ и аграрные учреждени€. ћ.√инзбург даже вынашивал €вно утопические планы наделени€ каждой советской семьи уютным типовым домиком и личным автомобилем. Ќиколай Ћадовский, лидер рационалистов, подчеркивал значимость формообразовани€ с учетом психофизиологических особенностей воспри€ти€ человека, много занималс€ проблемой художественного образа. –ационалистам было доверено оформление советского павильона на ¬семирной выставке в ѕариже. ѕо проекту архитектора ».–ерберга возведено здание ћосковского телеграфа.

¬ ћоскву даже приехал с визитом самый знаменитый архитектор того времени Ц Ће  орбюзье. ќн, как говоритс€, нюхом почувствовал, что его идеи в молодой советской республике об€зательно будут востребованы. ќн предложил проекты сумасшедшего размаха, что очень импонировало большевистской верхушке, еще не расставшейс€ с идеей Ђмировой революцииї. ‘ранцузский архитектор предлагает поступить радикально: стереть старую ћоскву с лица земли, сохранив только  ремль.

ќднако —талин, укрепившись у власти, решил ћоскву оставить на месте, а с авангардистами Ђразобратьс€ї. –еальна€ экономическа€ ситуаци€ была такова, что жиль€ строилось мало, на всех не хватало. ѕарти€ решила сосредоточитьс€ на создании монументальных образов-символов новой власти. ¬ 1935 году принимаетс€ новый генеральный план застройки ћосквы. —толица должна была стать городом с новыми, широкими проспектами и фантастическими здани€ми, своими гигантскими размерами подчеркивающими ничтожность р€дового человека перед главным человеком страны Ц —талиным. јрхитектура стала откровенно пренебрегать социальной составл€ющей. ѕростые человеческие чувства подавл€лись и перенаправл€лись в одно-единственное русло Ц служение† идее, стране, вождю. Ёта архитектура не открыта, не прозрачна, не дружелюбна по отношению к простому человеку.

—оветска€ архитектура конструктивизма - ќгромный ƒворец —оветов со стометровой фигурой Ћенина

—оветска€ архитектура конструктивизма - ќгромный ƒворец —оветов со стометровой фигурой Ћенина
—оветска€ архитектура конструктивизма - планируемый интерьер зала

ќгромный ƒворец —оветов со стометровой фигурой Ћенина на вершине, занимающий целый переулок оперный театр им. Ќемировича-ƒанченко, немыслимых размеров наркомат т€желой промышленности, неверо€тное здание јэрофлота, всесоюзный вытрезвитель в виде бутылки Ц тоже гигантских размеров. ¬ теории всЄ это было одобрено и могло по€витьс€ в ћоскве.

„исто с психологической точки зрени€ Ц истори€ далеко не нова€. ћногие тираны и диктаторы стрем€тс€ оставить после себ€ грандиозные архитектурные сооружени€.  ак-никак, задача любой диктатуры Ц это доминирование и подавление.  стати, аналогичные процессы происходили в нацистской √ермании, что нагл€дно продемонстрировано в культовом фильме Ћени –ифеншталь Ђ“риумф волиї.

∆ертвами новой архитектурной концепции пали триста объектов, в том числе Ц исторически значимых зданий. —ловно проводилась репетици€ войны, котора€ уже была не за горами. Ћюди пугались взрывов, то и дело натыкались на руины. ќдин из наиболее знаковых моментов Ц снос —ухаревой башни. “щетно —талина умол€ли сохранить еЄ. √игантские магистрали искусственно Ђпрорезалиї тело средневекового города. Ёто было особенно важно дл€ проведени€ военных парадов и мирных демонстраций. ѕроспекты создавались не с целью в перспективе наполнить их автомобильным транспортом. ќни €вл€лись объектами чистого пафоса коммунистического строительства.

— особым энтузиазмом взрывали церкви. ¬едь Ѕог должен быть один, земной Ѕог. ”ничтожение ’рама ’риста —пасител€ даже цинично снимали на кинопленку во всех ужасающих подробност€х. Ќа его месте предполагалс€ ƒворец —оветов. Ќикого не смущало, что это сооружение будет адской мешаниной всевозможных стилей. ¬едь официальна€ идеологи€ гласила, что установление —оветской власти Ц это выстраданный итог надежд и ча€ний труд€щихс€ всего мира. ¬ целом мире не было еще полукилометровых небоскребов. ƒворец —оветов замышл€лс€ как здание советского парламента. ¬ нем должны были заседать лучшие люди страны. ≈го проектированию и строительству сразу присвоили статус дела государственной важности. »зобрели специальную марку стали дл€ будущего массивного каркаса, чтобы тот выдержал т€желую навесную конструкцию. ѕредполагались и эскалаторы, и лифты, и система кондиционировани€ в зале Ц всЄ по последнему слову тогдашней науки и техники. Ќа проект был объ€влен международный конкурс. ѕобедил Ѕорис »офан, ставший любимым архитектором —талина на долгие годы вперед. ќднако проекту не суждено было осуществитьс€. ¬ырыли только котлован Ц на большее не хватило средств.  огда началась война, каркас ƒворца —оветов пустили на танки.

¬место множества мелких и кривых улиц создаютс€ системы крупных артерий и крупных кварталов, которые было значительно легче контролировать. ѕо сталинскому генплану, все улицы должны были расширить до 30-40 метров Ц за счет сноса некоторых зданий, ликвидации клумб и газонов, а на некоторых улицах Ц также и деревьев. «еленые улицы превращались в холодные голые магистрали. ¬с€ ћосква должна была выгл€деть как “верска€. ¬ центре столицы не должно быть зданий ниже шести этажей, поэтому старые строени€ наращивали самым причудливым образом. ‘асады домов были пронизаны насквозь бесчисленными арками. Ѕез них невозможно было ни во двор попасть, ни перейти с одной улицы на другую. ¬озникла иде€ застройки магистралей и формировани€ большого фронта улиц, когда прот€женность одного дома составл€ет около полукилометра. Ћицо “верской (т.е. улицы √орького) должны были составл€ть только правильные фасады.

 аковы же были результаты столь коренных трансформаций внешнего облика ћосквы?   началу ¬еликой ќтечественной войны еЄ центр преобразилс€ в корне. ѕринципиально иной стала и система транспортных артерий. „ерез† реки ћосква и яуза перекинулись дев€ть новых мостов. Ќачалось строительство ћосковского метрополитена и три линии уже были сданы в эксплуатацию. Ќовый зеленый массив украсил ÷ентральный парк культуры и отдыха им. √орького.

— помощью кино гражданам внушали, что ћосква Ц город будущего, где все живут очень счастливо, гул€€ по прекрасным улицам и занима€ светлые квартиры в новых домах. Ќа деле, квартиры в новых помпезных здани€х раздавали только партийной элите, а основна€ часть населени€ продолжала ютитьс€ в дерев€нных бараках.

¬ начале 30-х гг., с укреплением режима личной власти —талина, развитие архитектуры претерпело резкое изменение. ¬ 1932 году пришел конец всем независимым творческим объединени€м. Ќа их обломках возник единый —оюз архитекторов ———–. —талин ликвидировал в стране вс€кое подобие архитектурной критики. ¬се художественные проблемы отныне обсуждались только с точки зрени€ классовой борьбы и диалектического материализма. Ѕыли распущены все независимые творческие объединени€. ќфициальным Ђпоркамї периодически подвергались даже такие корифеи советского зодчества, как ўусев и ∆олтовский.

“аким образом, к концу 30-х гг. в архитектуре возобладал неоклассицизм или Ђсталинский ампирї (основна€ стать€ - —талинска€ архитектура). ≈го характерные черты: помпезность, пышность, перегруженность советской символикой, использование всевозможных строительных материалов и множество украшений, не несущих особой смысловой нагрузки (мрамор, мозаика, витражи, светильники, решетки, шпили, колоннады и др.).

‘отографии известных зданий† советской архитектуры

—талинск. ƒом работников металлургического завода имени ».¬. —талина - —оветска€ архитектура Ќовокузнецка 30-е, 40-е

30-е, 40-е годы†

—оветска€ архитектура Ќовокузнецка (—талинска) 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура)
—оветска€ архитектура Ќовосибирска 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура)
—оветска€ архитектура ћагнитогорска 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура)
—оветска€ архитектура „ел€бинска 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура)
—оветска€ архитектура —вердловска (≈катеринбурга) 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура)
—оветска€ архитектура ѕерми (ћолотова) 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура)
—оветска€ архитектура —амары ( уйбышева) 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура)
¬ƒЌ’ - советска€ архитектура ћосквы 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура)
–ечные сооружени€ - советска€ архитектура 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура) 8 часть
—оветска€ архитектура ћосквы 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура) ћетро, фото
—оветска€ архитектура ћосквы 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура), 6 часть
—оветска€ архитектура ћосквы 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура), 5 ч.
—оветска€ архитектура 20-е, 30-е, 40-е, 50-е годы, 4ч.
—оветска€ архитектура ћосквы 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура) , 3ч.
—оветска€ архитектура ћосквы 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура)  онцертный зал имени ѕ.». „айковского и др., 2ч.
—оветска€ архитектура 30-е, 40-е (—талинска€ архитектура, гостиница ћосква) - 1 часть

 

—оветска€ архитектура 1945Ч1961 годов

ѕослевоенна€ разруха

ѕослевоенна€ разруха

 

¬ годы ¬еликой ќтечественной войны ни о каком жилищном строительстве, разумеетс€, и речи быть не могло Ц вс€ жизнь страны была подчинена одному, главному лозунгу: Ђ¬сЄ дл€ фронта, всЄ дл€ победы!ї ¬ первые послевоенные годы с особенной остротой встала задача восстановлени€ разрушенного жилищного фонда. ћногие города, по сути, пришлось отстраивать заново: ћинск, —талинград,  иев. ”же в 1945 году было прин€то решение о восстановлении 15 наиболее крупных городов страны.

¬ конце 40-х Ц начале 50-х гг. по€вл€ютс€ знаменитые московские Ђвысоткиї: здани€ ћосковского государственного университета, дома на  отельнической набережной, административные учреждени€ на —моленской площади. Ёти постройки куда удачнее вписывались в окружающий ландшафт, нежели помпезные громады Ђсталинского ампираї, к тому времени подвергающегос€ серьезной критике.

¬ конце 50-х, советские семьи, долгое врем€ делившие быт со случайными сосед€ми, впервые получили счастье личной жилплощади. «а 9 лет Ц с 1955 года Ц обладател€ми отдельных квартир стали почти 54 миллиона граждан, четверть населени€ всей страны. Ёто типовое счастье по-научному называетс€ крупнопанельное домостроение, народ же называл его проще Ц Ђхрущевкиї. ѕотолки снизились до с 3, 20 до 2, 50 метров, комнаты сократили почти в два раза. ƒве комнаты стали помещатьс€ на пространстве в 22 кв.метра.  ухню с обычных 10 или 6 метров ужали до 4,5 метров. Ќи о каком буфете и речи не могло идти. ¬ ванной оставили место только дл€ самой ванны и впритык повешенной раковины. ќсобенно сузилась уборна€. “ем не менее острейша€ жилищна€ проблема была в значительной степени решена.

—оветска€ архитектура - начало типового индустриального домостроени€

—оветска€ архитектура - начало типового индустриального домостроени€

—кромные параметры типового жиль€ выбирали не с потолка. ѕочти родные советским коммунистам немецкие социал-демократы радели о достойном жилище дл€ рабочих еще в 70-е гг. XIX века. Ќемецкие проекты ожили во врем€ строительства Ђхрущевокї. «а единственным исключением Ц те все-таки содержали в себе кладовку, которую в советских проектах выкинули за ненадобностью.

“еснота новых домов породила жутковатый анекдот о том, что по ужатой до последнего предела лестнице невозможно было снести гроб, приходилось заходить в квартиры, где процессии с гробом удавалось развернутьс€ только в большой комнате. ѕроблему пришлось решать целым архитектурным консилиумом. ¬сЄ, чего хотели архитекторы и чего от них требовали, - это одолеть коммунальный кошмар. Ќо имевшиес€ дл€ этого услови€ оказались такими же скромными, как и метраж отдельных квартир. ¬сЄ решали экономические возможности страны на тот период. ѕределом мечтаний стала квартира по цене комнаты.

¬первые за 40 лет существовани€ ———– власть повернулась лицом к народу и вз€лась за искоренение жилищного кризиса, который преследовал —оветский —оюз со дн€ его создани€. ¬ 1932 году, например, население ћосквы увеличилось на 220 тыс€ч человек, а построено было всего 120 шестнадцатиквартирных бараков на 10000 жителей. Ћюди, прибывавшие в города по зову партии и правительства Ц поднимать т€желую промышленность, задыхались в бараках и коммуналках. » тех не хватало! ¬ойна только усугубила ситуацию. Ѕез крова остались 25 миллионов человек. ¬добавок  расна€ јрми€ прошлась по ≈вропе и увидела, что тамошний угнетенный рабочий класс живет гораздо лучше, чем свободные граждане —оветского —оюза. “огда, после войны, впервые о жилищной тесноте заговорили с высоких трибун, в частности, с трибуны XIX партсъезда.

ќднако широко и гласно проблема жиль€ стала обсуждатьс€ только после смерти —талина в марте 1953 года. ¬ этот момент жилищный вопрос стал главным козырем в разыгравшейс€ внутрипартийной борьбе за политическое лидерство.  урс на массовое строительство жиль€ провозглашает новый глава правительства √еоргий ћаленков. ¬ 1957 году ћаленкова вывели из состава ѕолитбюро как несогласного с курсом нового √енсека Ц Ќикиты ’рущева. “ак с именем последнего и св€залась реформа, направленна€ на обеспечение каждой советской семьи отдельным жильем.

¬прочем, проблема массового жиль€, конечно, волновала архитекторов и задолго до ’рущева. ќни еще до войны придумывали проекты, как можно строить дома из элементов, которые больше, чем кирпич, что сократило бы и врем€, и затраты. ќдин из первых опытов крупноблочного строительства Ц јжурный дом на Ћенинградском проспекте в ћоскве, построенный архитектором јндреем Ѕуровым в 1940 году. јжурным он назван в честь витиеватых решеток, которые украшают балконы и одновременно скрывают то, что находитс€ за ними. Ѕуров предугадал одну из главных проблем будущих застроек Ц захламленные балконы, превращающие любой аккуратный квартал в своего рода китайский Ўанхай.

—оветска€ архитектура - Ћенинградский проспект, ћосква

Ћенинградский проспект, ћосква

ѕервым примером массового строительства жилых домов стал целый квартал ѕесчаных улиц, тоже в ћоскве. ¬ конце 40-х гг. это была еще столична€ окраина. »менно там отрабатывались новые технологии быстрого возведени€ однотипных зданий. Ќедаром эту стройку называли школой жилищного строительства. »звестность ее была так велика, что пришлось обзавестись экскурсоводом. –азумеетс€, одним из самых частых Ђэкскурсантовї был Ќ.—.’рущев, тогда еще московский градоначальник.

¬ 1952 году был объ€влен конкурс на лучший фасад крупнопанельного дома. ќднако представленные на нем проекты не имеют ничего общего с теми Ђхрущевкамиї, которыми потом была застроена вс€ страна. ќбщим был только принцип, по которому они сделаны, - все эти дома собраны из одинаковых €чеек-панелей. Ќапример, архитектор јндрей Ѕуров придумал высотную башню из панелей, декорированных дубовыми ветв€ми. ћастерска€ столпа отечественной архитектуры Ц профессора ∆олтовского Ц представила на конкурс варианты крупнопанельной застройки с портиками, колоннадой и лепниной.

”вы, неповторимого разнообрази€ не вышло. Ќи одно из предложений конкурса в производство не прин€ли. ’рущев возложил вину за недостаток жиль€ непосредственно на архитекторов. ќни, дескать, понимают архитектуру слишком эстетически, как художественную де€тельность, а не как средство удовлетворени€ насущных потребностей советского народа. Ёто они трат€т народные деньги на никому не нужные красоты, вместо того, чтобы строить проще, но больше. ’рущев, по сути, низверг все то, что еще вчера была предметом советской гордости Ц московские Ђвысоткиї.

≈ще через год, в 1955 году, гр€нуло ѕостановление ÷ентрального  омитета  ѕ—— и —овета ћинистров ———– Ђќб устранении излишеств в проектировании и строительствеї. »злишества спешно стирались с чертежей и проектов уже стро€щихс€ зданий. ≈сли какие-то отделочные работы успевали завершить до ѕостановлени€, то эта часть так и оставалась частью, остальной же дом достраивали без отделки. —тали по€вл€тьс€ дома, которые сами архитекторы называли Ђобдирнымиї. Ќад всеми украшательствами стали издеватьс€. Ќедавние архитектурные достижени€ высмеивали в киножурналах. јкадеми€ архитектуры преобразована в јкадемию строительства и архитектуры. —ама же архитектура почти объ€влена вредным искусством, как в свое врем€ генетика Ц вредной наукой. –азница лишь в том, что на сей раз не посадили никого. √лавенствующей отныне признаетс€ роль строител€. ѕрофесси€ архитектора надолго стала непрестижной. јрхитектор вплоть до 90-х гг. был загнан, угнетен, неуважаем в обществе.

ѕроще и дешевле было строить одинаковые дома из готовых деталей. ѕанельные дома как конструкции собирались пр€мо на строительных площадках из составл€ющих частей, которые изготавливались на заводах. ѕервый ƒомостроительный комбинат приступил к работе в 1961 году.  аждые два часа с конвейера сходили готовые панели. “акой метод себ€ оправдал и сохранилс€ до сих пор. —начала в форме раскладывают облицовку, затем Ц железную арматуру. «атем заливают бетоном, сушат и т.д. √отовую панель немедленно везут на стройку, где ее немедленно подхватывает кран, а монтажники принимают и закрепл€ют на нужном месте. ¬се работы производились строго по графику Ц подробному, как расписание электричек. “акой график позвол€л собирать дом Ђс колесї за 12 дней. Ѕыли и свои стахановцы. Ќапример, в Ћенинграде одна из бригад возвела п€тиэтажный дом за п€ть суток. ќ качестве истори€ умалчиваетЕ

Ќе успели изжить излишества архитектурные, как по€вились излишества инженерные. ѕоиск самой экономичной и универсальной технологии строительства не обошелс€ без крайностей. Ћенинградцы рекламируют свой оригинальный способ сборки дома, начина€ с крыши. ѕока ее собирают наверху, внизу целиком монтируетс€ этаж, который потом доставл€етс€ наверх электролебедкой.  иевл€не собирают блоки из кирпичей, заливают их раствором на заводе и везут на стройплощадку. јрхитектор Ѕ.»офан на полном серьезе разрабатывает проект пластмассового дома. ÷ель та же Ц значительно облегчить и удешевить конструкцию. ƒл€ экспериментального строительства даже выдел€ют участок в »змайлове.

—оветска€ архитектура - строительство домов серии  -7

—оветска€ архитектура - строительство домов серии  -7

ћногих, вставших на этот путь, успели поощрить государственными наградами, например, московского конструктора ¬итали€ Ћагутенко. ѕоследнего даже называют Ђотцом хрущевокї. —ам Ћагутенко назвал проектируемым им дома Ђлегкимиї, счита€, что снижение веса дома повлечет и снижение его себестоимости. Ќо какой ценой этот вес снижалс€? “олщина межкомнатных стен, например, едва достигала 4 см. ƒом Ћагутенко серии  7 был запущен в производство без вс€кого конкурсного отбора. »менно эти дома и стали олицетвор€ть счастье получение отдельного жиль€ советскими гражданами. ƒома Ћагутенко оказались не только сверхлегкими, но и сверхзвукопроницаемыми. —лишком хороша€ слышимость была не единственным недостатком  7. Ќа чердаке собиралась влага, котора€ замерзала зимой и начинала протекать весной Ц вплоть до того, что под вопросом оказывалась судьба всего дома, прорезаемого трещинами по всему периметру. ќт  7 отказались. ”же построенные дома досто€ли до насто€щего времени. ѕравда, теперь сносу они подлежат в первую очередь.

Ёкономи€ была важнейшей составл€ющей массового жилищного строительства. ’’ въезд  ѕ—— всей стране дал вздохнуть свободнее, а вот строителей, наоборот, заставил зат€нуть по€са. ƒирективы съезда гласили, что общую стоимость жилищного строительства необходимо снизить на 20 %. »нженеры и архитекторы оп€ть засели за расчеты. ѕолучилось, например, что на лифте в доме можно сэкономить целых 8 % стоимости. ќтсюда Ц попул€рность п€тиэтажек. Ёто тот минимум, на который медики разрешали подниматьс€ пешком.

—оветска€ архитектура - „ерЄмушки

типовые дома, „ерЄмушки, ћосква, 60-е

Ќа всю страну загремело название подмосковной деревушки Ц „ерЄмушки.† “ак стали называть п€тиэтажные районы по всему —оветскому —оюзу. “ак название сделалось нарицательным. ѕервые „еремушки были своего рода испытательным полигоном, опытным участком. Ќа практике квартиры часто оказывались весьма перенаселенными. ѕриезжали родственники Ц кто погостить, кто учитьс€, и оставались надолго. “огда типологии объ€вили войну проектировщикам. ƒомашнюю жизнь советской семьи разделили на 83 процесса. ÷елью было хоть немного расширить квартиру и оставить место дл€ бытовых работ. Ќеудобства четырехметровых кухонь были доказаны математически.

‘отографии ћосквы, 60-е годы

–азрабатываетс€ перва€ в стране секционна€ мебель Ц така€, что вошла бы в узкое пространство Ђхрущевкиї. ќна известна по т.н. стенкам. ƒостойное разнообразие типовой мебели было представлено на ¬сесоюзной выставке уже в 1956 году. ѕосетител€м-новоселам предлагались самые оригинальные способы обставить свою квартиру. Ќа деле, эти картинки с выставки потом редко когда можно было найти в магазинах. ѕричина веска€ Ц эти образцы часто становились объектами вожделени€ партийной номенклатуры. ѕотому и исчезали они с экспозиции, так и не дойд€ до стадии промышленного производства. ¬ моду вошли секретеры и диваны-кровати. ѕравда, их качество оп€ть оставл€ло желать лучшего.

—оветска€ архитектура 70-80 годов

ѕроектировщики всеми силами старались разнообразить фасады зданий, однако реальность диктовала свои правила и на практике все сводилось к одному и тому же Ђбубликуї - так архитекторы называли панели с окошком. —делали простую гладкую панель. ќставались швы, которые и промерзали, и протекали, и трескались. »менно поэтому повсеместно и возводились одинаковые дома Ц простые коробки на плоской, как доска, специально выровненной местности. “ак было удобнее работать подъемным кранам. Ёто унылое однообразие и подарило нам знаменитый фильм Ё.–€занова Ђ»рони€ судьбы, или — легким паром!ї ѕримечательно, что его коллизи€ разворачиваетс€ на улице —троительной.

“енденции, которые возобладали в советской архитектуре после прихода к власти Ќ.—.’рущева, - стандартизаци€ и унификаци€, массовое строительство дешевых жилых домов, внешн€€ простота - с определенными оговорками сохранились и в последующие дес€тилети€. јрхитектура продолжала развиватьс€ в тесном сотрудничестве с последними достижени€ми науки и техники. ≈й отводилась роль прикладна€, демонстративна€, вторична€ по отношению к вышеупом€нутым отрасл€м. —обственно, возведение ќстанкинской телебашни в 1967 году и призвано было продемонстрировать стране и миру возросшие технические возможности инженерного искусства. ѕродолжилось строительство линий московского метрополитена, где вместо помпезности раннего сталинского ампира гораздо четче просматриваетс€ дифференциаци€ в области использовани€ отделочных материалов - даже несмотр€ на то, что генеральные проекты строительства оставались типовыми, а единственным их заказчиком - государство.†

ѕродуктивным представл€лась тенденци€ к синтезу различных видов искусства. “ак, архитектура генетически, еще с античных времен, была тесно взаимосв€зана со скульптурой, а затем и с живописью. ћонументально-декоративное искусство начинает играть заметную роль в общем ансамбле здани€. “ак, например, весьма своеобразно оформлен “ульский драматический театр, работы по возведению которого велись под руководством архитекторов ј. расулина, ƒ.Ўаховского, ». и ј.¬аснецовых. ѕоследние внесли решающий вклад и в строительство музе€ имени јлександра ћатросова в ¬еликих Ћуках. ¬ 1975 году архитектор ё.јлександров представил многофигурные композиции, установленные в фойе ¬ологодского драматического театра. –абота вызвала неоднозначные отклики и даже нападки от €рых сторонников социалистического реализма в искусстве. ‘ойе другого театра - оперы и балета в  расно€рске - €вл€етс€ детищем архитекторов Ћ.Ѕаранова и ».—авранской.

≈сли конструктивисты в свое врем€ использовали в строительстве все многообразие геометрических форм, то в поздней советской архитектуре доминирующее положение зан€л параллелепипед. Ќаиболее попул€рным строительным материалом долгие годы оставалс€ бетон, пока в 70-80-е гг. с ним небезуспешно стали конкурировать конструкции из стекла и титана. —реди заметных построек, по€вившихс€ тогда, -  ремлевский дворец съездов и новое здание легендарного “еатра на “аганке.

ѕосохин ћ. ¬., ћндо€нц ј. ј. » др.  ремлевский ƒворец съездов (ћосква)  - советска€ архитектура 70-80 годов

ѕосохин ћ. ¬., ћндо€нц ј. ј. » др.  ремлевский ƒворец съездов (ћосква)  - советска€ архитектура 70-80 годов

ѕосохин ћ. ¬., ћндо€нц ј. ј. » др.  ремлевский ƒворец съездов (ћосква)

÷ела€ команда блистательных архитекторов спроектировала и возвела здание гостиницы "ёность". ќсновные работы были закончены в 1961 году. Ќар€ду с архитекторами (“.¬.¬ладимирова, “.‘.Ѕаушева, ё.јрндт, ¬. .Ѕуровин) трудились и инженеры: ».ё.ћищенко, Ѕ.ћ.«архи, Ќ.ƒыховична€. —имволично, что строительство велось крупнопанельным способом - как при возведении типового жиль€. —амо же здание получило простой облик с геометрически четкими формами.

—читать советскую архитектуру позднего "засто€" также застойной не представл€етс€ возможным, такой подход малопродуктивен. Ёволюци€, пусть и не всегда €вна€, все же происходила, совершалась. јрхитекторы пытаютс€ отойти от излишнего рационализма и сухости. —ами архитектурные формы станов€тс€ более текучими, подвижными, вновь востребованными оказываютс€ кривые линии. явственно обозначаетс€ стремление придерживатьс€ "исторического" стил€. “ак, ћихаилу ѕосохину, возводившему √осударственный  ремлевский дворец на рубеже 50-60-х гг. удалось вписать новое сооружение в уже существующий архитектурный ансамбль. “от же ѕосохин руководил работами на ѕроспекте  алинина во второй половине 60-х гг.

здание —Ё¬ - —оветска€ архитектура 70-80 годов

ќдним из наиболее заметных пам€тников данного периода считаетс€ здание —Ё¬ (—овета Ёкономической ¬заимопомощи), работа над которым раст€нулась на семь лет - с 1963 по 1970 гг. ¬ ней принимали участие ¬.ј.—вирский и ј.ј.ћндо€нц, а также инженеры —.Ўкольников, ¬. узьмин, ё.–ацкевич.

ƒворец художественных выставок в ¬ильнюсе - —оветска€ архитектура 70-80 годов

ƒворец художественных выставок в ¬ильнюсе

¬ союзных республиках, особенно удаленных от центра на значительное рассто€ние, наход€щихс€ в —редней јзии, архитектура хоть и развивалась по схожим принципам, но сохран€ла национальное своеобразие и колорит, в ней просматриваетс€ верность органическим формам. “аковы ƒворец »скусства в “ашкенте, фасад ”правлени€  аракумстро€ в јшхабаде, ƒворец художественных выставок в ¬ильнюсе.

архитекторы Ё. ’ломаускас, Ё. Ћ€ндзбергис, ….  рюк€лис и др. ƒворец спорта в ¬ильнюсе. 1971.

архитекторы Ё. ’ломаускас, Ё. Ћ€ндзбергис, ….  рюк€лис и др. ƒворец спорта в ¬ильнюсе. 1971.

 

( стать€ в подготовке )




ќт:  узнецова Ќ.—. ћалофеев ѕ.Ќ.





23910 просмотров (а)

-

—крыть комментарии (1)

≈вгени€

»юнь 8, 2015


ќтлична€ подборка нереализованных архитектурных проектов сталинской эпохи здесь: RegionalRealty


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€:
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.
« —оветска€ архитектура Ќовокузнецка (—талинска) 30-е, 40-е, 50-е годы (—талинска€ архитектура)  расные ворота - архитектурный пам€тник эпохи ≈лизаветы ѕетровны –омановой »