Справочная информация >> Районы и улицы Москвы >> Канал имени Москвы - великое гидротехническое сооружение времён Сталина Опубликовано: Декабрь 6, 2018Канал имени Москвы - великое гидротехническое сооружение времён СталинаОписаниеКанал имени Москвы соединяет столицу с Волгой. Это уникальное сооружение. Канал не самотечный, а «энергетический»: воду для переброски из Волги поднимают насосами по пяти ступеням со шлюзами. Каждый шлюз – уникальное произведение архитектурного искусства сталинских времен. Канал поставляет в Москву около 60% потребляемой воды и важные грузы с Волги – стройматериалы, лес, уголь и зерно. Его водные ресурсы работают на нескольких ГЭС и дают электроэнергию – в том числе, для подъема воды. По каналу ходят пассажирские теплоходы до Санкт-Петербурга, Перми, Уфы, Астрахани, Ростова-на-Дону. Длина канала – 128 км, ширина по поверхности – 85 метров, по дну – 45 метров, глубина – 5,5 метра. На нем 11 шлюзов, 10 плотин, восемь гидроэлектростанций (ГЭС), семь железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два тоннеля, две тросовые паромные переправы для автотранспорта – всего более 240 гидротехнических сооружений. Особенно красивы и оригинальны шлюзы 7, 8 и 9, а также Карамышевская плотина. У входа в канал им. Москвы лицом к шлюзу стоит гранитный Ленин. Рост Владимира Ильича вместе с постаментом – 37 метров. Раньше напротив Ленина располагался Сталин, но при Хрущеве эту статую уничтожили. В 1930-е годы Москву-реку у Кремля можно было перейти вброд, городу критически не хватало воды. Работа над строительством канала им. Москвы началась в 1932 году и длилась 4 года и 8 месяцев. Для сооружения канала был создан крупнейший строительный лагерь сталинской эпохи Дмитлаг. Заключенные копали землю вручную, перебрасывая ее лопатами по цепочке, возили на деревянных тачках. В советской литературе упоминалось, что при строительстве применялся 171 экскаватор, 160 паровозов, тысячи автомобилей.
У каждого шлюза – особый облик. Их башни имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур. Например, башни одного из шлюзов увенчаны моделями кораблей, напоминающими каравеллы Христофора Колумба.
На 128-километровой трассе канала построено восемь шлюзов: один на реке Волге в Дубне, пять — на северном склоне канала, два – на южном склоне. Три были созданы на Москве-реке для обеспечения судоходства в черте города. Все шлюзы канала автоматизированы.
Судоходно-водоводный канал разделен на ряд участков с помощью заградительных ворот, которые позволяют выключить из общей системы канала отдельные участки и водохранилища. К примеру, это нужно для проведения ремонта. Принцип действия: с помощью лебедок со дна поднимаются ворота.
Максимальная скорость движения по воде внутри самого канала – не более 12 км/час. Скорость низкая для того, чтобы берега не размывались от волн. По водохранилищам ограничения скорости нет. По каналу им. Москвы ходят двух- и трехпалубные теплоходы. Путешествия начинаются с причалов Северного речного вокзала. Самые популярные направления – Углич, Кострома, Ярославль Технические сооруженияВ составе канала имени Москвы — более 240 различных гидротехнических сооружений. Сооружения канала создают замечательный архитектурный ансамбль; каждый шлюз имеет особый облик. Башни шлюзов имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур. Крупнейшим сооружением канала имени Москвы является Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту А. М. Рухлядева, В. Ф. Кринского и др. Другие работы указанных архитекторов, сделанные для канала, также заслуживают внимания — это шлюзы № 7 и № 8 (архитектор В. Ф. Кринский), шлюз № 9 и Карамышевская плотина (архитектор А. М. Рухлядев), шлюз № 2 (архитектор А. Л. Пастернак), шлюз № 4 (архитекторы А. Л. Пастернак, Г. Г. Вегман; башни верхней части напоминают триумфальные арки), шлюз № 5 (архитектор Д. Б. Савицкий; на шлюзе установлена скульптура «Девушка, несущая корабль»). Примечательна и архитектура шлюза № 3 — его гранитные башни увенчаны моделями кораблей, напоминающими каравеллы Христофора Колумба. ПлотиныОсновными сооружениями канала имени Москвы, как и всякого крупного гидротехнического комплекса, являются плотины. Всего на канале построено 10 плотин, из них семь земляных и три бетонных. Земляные
Бетонные
ШлюзыНа 128-километровой трассе канала было построено 8 шлюзов: один на реке Волга в Дубне, пять — на северном склоне канала, два — на южном склоне. Три шлюза были созданы на реке Москва для обеспечения судоходства в черте города. Все шлюзы канала автоматизированы. Габаритные рабочие размеры камеры — 290×29 метров.
ГЭСПри строительстве канала было возведено семь гидроэлектростанций. Две ГЭС (Ново-Тверецкая и Ново-Цнинская) были добавлены в ведение канала позднее.
Насосные станции
Подача воды в канал достигает 100—120 м³/с (макс.) ВодосборыНаиболее крупные реки, впадающие в канал: верхняя Яхрома, впадающая на отметке 138 метров, а также впадающие на отметке 162 метра Вязь и верховья Учи с Клязьмой. Порты, вокзалы
ПричалыВ ведении канала имени Москвы находятся следующие причалы:
в скобках указана категория причала. МостыКанал имени Москвы пересекают следующие мосты:
Ссылки: От: mdr,   - - Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|
Отказ от ответственности (Disclaimer)