Внимание
Опубликовано: Июль 5, 2013

«Пятилетка саморегулирования, что дальше?»

В этом году исполняется пять лет с момента введения в России института саморегулирования (ФЗ от 22 июля 2008 года № 148), в корне изменившего весь механизм регулирования в области инженерных изысканий, архитектурного проектирования и строительства.

Переход на рельсы саморегулирования представлялся объективной необходимостью из-за очевидного ухудшения качества строительства, повсеместных нарушений при организации строительных работ, отсутствия эффективного механизма ответственности участников рынка за выполненные услуги перед потребителями.

По замыслу идеологов законопроекта, установление субсидиарной имущественной ответственности саморегулируемых организаций должно было усилить ответственность строительных компаний за выполняемые работы, повысить их качество за счет принятия СРО стандартов и правил саморегулирования. Еще один немаловажный аспект - предполагалось, что на строительный рынок не будут допущены недобросовестные участники.

По данным государственного реестра саморегулируемых организаций, в настоящее время зарегистрировано 54 СРО, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания; 184 СРО в области архитектурно-строительного проектирования, 267 – саморегулируемых организаций в строительстве. Созданы Национальные объединения саморегулируемых организаций соответствующих видов, которые подготовили большое количество методических документов, одобренных Минрегионом России.

Перед институтом саморегулирования был поставлен ряд важнейший задач — допуск на рынок только добросовестных компаний, усиление репутационной ответственности СРО, повышение качества и безопасности строительства. Как показывает практика, большинство из них удалось достигнуть. Безусловно, по-прежнему острой остается проблема «коммерческих» СРО, которые закрывают глаза на отсутствие в строительных организациях необходимых специалистов и выдают допуски, нарушая закон. Повлиять на деятельность подобных организаций призван федеральный закон об информационной открытости, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным 7 июня 2013 года.

Согласно принятому законопроекту, на саморегулируемые организации возложена обязанность по ведению в сети интернет-сайта, где они обязаны размещать сведения из реестра членов СРО, электронные копии стандартов и правил, а также своих внутренних документов, информацию о структуре и компетенции органов управления, копии планов проверок членов СРО и годовую бухгалтерскую отчетность.

Все это, несомненно, позволит наиболее эффективно осуществлять контроль за деятельностью как членов СРО, так и за самими саморегулируемыми организациями при выдаче свидетельства о допуске к работам.

Как мы видим, восполнен серьезный правовой пробел, однако, чтобы раскрыть колоссальный потенциал системы саморегулирования, одних законодательных мер не достаточно. По мнению большинства экспертов, необходимо грамотно реформировать данный институт, чтобы добиться ощутимых результатов для отрасли. Важно заставить систему работать исключительно на интересы потребителя. Когда вступление в СРО будет гарантировать помощь в разрешении конфликтных ситуаций между заказчиком и подрядчиком, юридическую поддержку и правовую защиту на всех этапах, строительные организации будут сами заинтересованы во взаимодействии и сотрудничестве с выбранной СРО.

Чем же сейчас занимаются СРО строителей? Помимо функций, возложенных на них законодательством по осуществлению контроля за деятельностью своих членов, они, как правило, ведут активную общественную работу: проводят конкурсы профмастерства, участвуют в нормотворческой деятельности, организовывают встречи колледжей и ВУЗов со строительными компаниями. В этой связи, важной задачей является донести до потребителей и строительных организации мысль о том, что саморегулирование – открытая для взаимовыгодного сотрудничества система, созданная для реализации гарантийных обязательств сторон и исполнения роли арбитра в конфликтных ситуациях. Взаимодействие, консолидация усилий, контроль и обратная связь – вот принципы, которые должны стать основополагающими, тогда механизм саморегулирования будет реально действующим и эффективным.

На сегодняшний день саморегулирование накопило уже достаточно проблем, чтобы подвергнуть сомнению целесообразность своего существование в нынешнем виде. Ориентация на потребителя – вот тот единственный импульс, который может ее возродить. Любая строительная СРО должна являться своего рода рычагом, при необходимости приводящим в действие все имеющиеся в ее распоряжении ресурсы для получения и реализации заказов, разрешения конфликтных ситуаций, правового сопровождения сделок, помощи в организации процесса строительства, подготовки кадров и защиты от коррупции.





От: Макеенков Е.,  913 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

    « Впервые в России фанерный комбинат прошел сертификацию по трем стандартам С какой сумкой пойти на свидание с мужчиной из строительного бизнеса »