|
| Архитектурные макеты. Что нам стоит дом построить! | Как вы считаете, о чем думает человек, который въезжает в новую квартиру, идет мимо отреставрированного театра, прогуливается по современному красивому парку? О чем угодно, только не о том, с чего все это начиналось. Пожалуй, только профессионалы знают, что настоящая, большая жизнь практически любого здания, района, транспортной развязки, ландшафтного парка начинается со своей маленькой красивой и очень точной копии - макета. Макетчиков не так много и о них мало рассказывают. Чтобы восполнить этот пробел, мы решили предложить вашему вниманию интервью с руководителями Макетной мастерской Дома на Брестской, профессионалами своего дела, супругами Сергеем и Галиной Подъемщиковыми. Это очень творческая и дружная семья, которая все делает вместе - живет, работает и дает интервью... - Сергей, зачем, вообще, делают макеты, разве нельзя без них обойтись? С.П. В принципе, обойтись без макета можно, если не возникает никаких вопросов по проектированию. Но наша многолетня практика и статистика заказов показывает: макет необходим, что бы проверить архитектурное решение и определить, как постройка вписывается в окружающую среду. Кроме того, его часто используют в рекламных целях, чтобы наглядно продемонстрировать достоинства объекта, привлечь инвесторов, покупателей, клиентов. Нередко макеты возведенных объектов заказывают строители, которые гордятся прекрасно выполненной работой. Их могут хранить в музее, офисе и даже подарить именитому юбиляру. Нам, например, заказывали макеты для музея Главмосстроя макет моста на трассе Новороссийск - Сочи и др. - Какие существуют макеты, и на чем специализируется ваша мастерская? С.П. У нас специализация архитектурная, поэтому мы делаем либо объемные, либо планировочные макеты. Как правило, это макеты жилых домов, коттеджей, домов отдыха, фабрик, заводов, ландшафтные макеты парков и пр. Других областей, например техники, мы не касаемся. - Помните ли вы свой самый большой и самый маленький макет? С.П. Самые большие помню хорошо: по площади это макет коттеджного поселка Дубровка на Калужском шоссе (3,3 на 3,65 м), а по высоте - макет реконструкции Государственного центра современного искусства (2,4 м). Я вообще хочу некую "книгу рекордов Гиннеса" нашей мастерской - материалов для нее наберется немало. Самый маленький вспомнить сложнее. Пожалуй, это конкурсный макет в 1000-м масштабе из дерева. Его размер был 15х15 см или даже меньше. - Какие материалы традиционно используются для изготовления макетов? С.П. Смотря для чего делается макет. Вообще, самые распространенные материалы - пластик и картон. Сегодня рынок предлагает большой выбор итальянских и французских цветных картонов, которые отлично подходят для макетов "быстрого приготовления". Но у картона есть свой минус - невысокая стойкость к влажности воздуха. Кроме того, из него сложно делать дома с рельефными фасадами. Например, в макете реконструкции Банка Москвы на Кузнецком мосту требовалось выполнить лепнину. Сделать это из картона было невозможно, поэтому мы изготовили ее из пластика. Для выставочных и презентационных образцов мы используем оргстекло и полистирол с последующей покраской, чтобы добиться цвета, похожего на проектный или существующий. Очень любим работать с деревом. Заграницей, например, из него делается 70% макетов, в основном, быстрого изготовления. Видимо, дерево там считается самым доступным и простым в обработке материалом, каким для нас является картон. Мы же, наоборот, используем дерево для оригинальных или эксклюзивных образцов. Часто приходится работать не над макетом в полном смысле этого слова, а над образом будущего здания. Так, для бюро "Остоженка" делали фанерный дом с прорезанными дырками вместо окон, для бюро "А-Б" изготовили макет из железобетона, дерева и стекла, который весил около 500 кг. Недавно закончили макет реконструкции московского ипподрома из оргстекла и очень красивого материала - краснодарской груши. Иногда используем французскую грушу, например, в макете для архитектурного бюро "Проект Меганом". - Сколько времени уходит на изготовление макета и сколько человек в этом участвует? С.П. В среднем - один-два месяца силами трех-четырех человек. Но все, конечно, зависит от трудоемкости изделия, сроков и объема работ. Например, над макетом реконструкции Большого театра для Венецианского биеннале в течение месяца трудились 12 человек, причем без выходных, с минимальными перерывами на еду и сон... - С чего начинается работа над макетом? С.П. Чтобы сделать качественный макет, сначала нужно изучить чертежи, понять пластику фасадов, объемы здания. К сожалению, не все заказчики это понимают. В прошлом году в Мюнхене, на "Реал-Экспо", руководитель одной московской строительно-инвестиционной фирмы заинтриговал меня вопросом: "А вы знаете, что в первую очередь требуют макетчики"? Перебирая в уме разные варианты, я, грешным делом, подумал: может быть, деньги? А он мне: "Вы представляете - чертежи"!.. И долго возмущался по этому поводу. - Бывали случаи, когда на стадии изготовления макета рождались новые идеи, которые не были заложены в проект? С.П. Такие случаи бывали. Иногда в процессе работы выяснялось, что какую-то проблему архитекторы упустили из вида и, глядя на макет, понимали, как дальше работать. Когда я был еще "свободным художником", мне заказали макет, где не был решен вопрос по витражам. Архитекторы, будучи в цейтноте, попросили меня сделать что-нибудь на свой вкус. Мой вариант им понравился и почти без изменений был реализован в здании. - Что самое сложное в вашей работе? С.П. Пожалуй, нехватка времени. Большинству заказчиков макет нужен еще "вчера", а жить и работать в постоянном цейтноте очень тяжело. Мало кто знает, что работа макетчика - это тяжелый физический труд. При срочном заказе у нас нет права на ошибку, исправления будут невозможны. Не скрою, иногда из-за срочности приходится сдавать работу с мелкими огрехами, которые заказчик, конечно, не увидит, но нам все равно это обидно. Я люблю выполнять заказы, которые "не горят", только тогда можно сделать красивую и достойную вещь. Г.П. А для меня труднее всего работать с людьми. Сергей больше общается с заказчиками, я - с исполнителями. При нашей работе, в которой тесно переплетается творчество и техническое мастерство, приходится учитывать индивидуальные особенности каждого. - Какими качествами должен обладать претендент на работу в мастерской? С.П. Желающих работать у нас много. Принцип отбора - профессиональный. Хорошо, если есть портфолио. Но на фотографии макет всегда выглядит лучше, чем в жизни, поэтому второй этап проверки - попробовать человека в деле. - Какую работу вы можете доверить новичку? Г.П. У нас есть очень большая работа по уникальному, может быть, единственному в мире, макету центральной части Москвы, который демонстрируется на Градостроительной выставке в Доме на Брестской. Домики для него изготавливаются из очень легкого, мягкого и хрупкого дерева - бальсы, которое обычно используется в авиамоделизме, судомоделизме, при изготовлении мебели для каскадеров. Для начинающего макетчика это достаточно простой материал. На самом деле, чтобы узнать, как человек работает, нужны всего две вещи - ножик и коврик. - После каких вузов приходят к вам на работу? С.П. После любых. Самое главное, чтобы руки из правильного места росли. Безусловно, архитектурное образование - это плюс, поскольку позволяет лучше понимать объем и конструкцию объекта. Ведь нам порой приходится работать не с чертежами и картинками, а с некими подобиями эскизов. В таких случаях мы выезжаем на место, фотографируем, сами додумываем проектные чертежи. У нас много ребят из Московского архитектурного института, с архитектурного отделения Университета землеустройства, есть выпускники художественных вузов. - Какие черты характера в сотрудниках вы цените больше всего? С.П. Во-первых, обязательность и ответственность, во-вторых, настойчивость и усидчивость и, в-третьих, конечно, профессионализм. Наша работа достаточно кропотливая, тонкая, а порой и монотонная, ведь часто приходится делать много одинаковых деталей. Здесь нельзя взять нахрапом, трудиться нужно спокойно и методично. Например, недавно мы закончили макет реконструкции Государственного центра современного искусства. В ходе этой работы надо было изготовить тысячи мелких деталей. Это и рамы, и парапеты, и детали балконов... Сейчас в нашем коллективе трудится 25 человек. В основном, это молодежь, многие еще учатся. Но работе отдаются с энтузиазмом. У ребят очень развито чувство взаимовыручки - могут трудиться ночами, чтобы помочь друг другу. Так что в целом мы ими очень довольны. - Сергей, расскажите, как началась ваша карьера макетчика и когда в мастерской появилась Галя. С.П. По диплому я инженер, а не архитектор, но делать макеты начал очень давно. Почему оказался здесь? Наверное, повлияли четыре моих друга-одноклассника, которые окончили архитектурный институт. Да и Галя всегда была рядом, помогала и советом, и делом, когда это было необходимо. Ведь она профессиональный градостроитель, даже награждена Малой золотой медалью РААСН за генплан Вологды. Кроме того, у нее большой опыт работы в проектном институте, специализировавшемся на разработке генпланов городов. Поначалу заказов у мастерской было мало, и я справлялся. Но объемы и сложность работ быстро росли. Поэтому нам понадобился человек, который разбирается в планировке, устройстве рельефа... Галя подходила на это место как никто другой. Кстати, большинство планировочных макетов, на которые сейчас очень большой спрос, выполнены ею. Очень часто она выступает в роли консультанта в переговорах с проектировщиками, Вот почему я говорю: фактически Галя работает в мастерской с момента ее образования, хотя официально - всего полтора года. - Кто у кого в подчинении на работе и дома? С.П. Если подходить к вопросу формально, то она у меня в подчинении, хотя Галя - руководитель мастерской. Мы давно вместе, я всегда чувствую ее поддержку, а вот как ей со мной, не знаю. Г.П. Главный вопрос - что считать домом? Если откровенно, то наш дом здесь, в мастерской. У нас, правда, есть загородный домик, который достался нам от моих родителей. Там мы отдыхаем, принимаем гостей, проводим праздники, собираем детей и друзей. А квартира в Москве - это всего лишь место, где можно переночевать. - Ваши дети собираются продолжать макетную династию? С.П. Сын Алексей в школе увлекался биологией. Мы думали - станет врачом, а он выбрал архитектуру. На олимпиаде, которую МАрхИ проводил для абитуриентов, получил Гран-при, что при поступлении было зачтено как оценка за композицию... - По логике, он должен работать в вашей мастерской... С.П. На мой взгляд, важно с самого начала определиться, чем хочешь заниматься: либо архитектурой, либо макетами. Стоит архитектору коснуться макета, для архитектуры он потерянный человек. А если, работая в архитектурной мастерской, показать руководителю, что умеешь делать макеты, будешь клеить их до старости. Леша сделал выбор в пользу архитектуры. Я уважаю и считаю правильным его решение. Очень рад, что сын сам устроился в мастерскую и, как мне кажется, для своего возраста и стажа работает вполне успешно. - А дочка? Г.П. Лена сейчас воспитывает сына. Поскольку человек она творческий, то и ее профессия обязательно будет связана с творчеством. Но конкретнее говорить об этом пока рано. - Ваша самая любимая совместная работа? Г.П. Это наши дети. А сейчас у нас появилось еще одно чудесное произведение - внук. Недавно сделали ему деревянную лошадку-качалку, которую он очень любит. - За что вы любите свою работу? С.П. За то, что она очень разнообразная - ведь одинаковых макетов не бывает. Поэтому мне всегда интересно. Г.П. А я люблю потому, что ее любит Сергей.
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|
|