Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Декабрь 17, 2016

Архитектура этрусков

В средних и северных районах итальянского полуострова еще до заселения юга греческими колонистами развернулась своеобразная культура туземных племен, живших здесь в древнейшие исторические времена. Насколько различны климатические условия длинного, вытянутого и пересеченного высокой горной цепью полуострова, настолько же различно было и древнеиталийское население по происхождению и характеру. Наиболее важное место среди туземного населения занимали этруски, называвшиеся у римлян также тусками, у греков — тирренцами. По языку и обычаям они представляли собою своеобразный народ, по – видимому не родственный ни одному из других племен. Их культурные формы и саги указывают, однако, на Малую Азию как на их прародину, где они стояли в близком родстве к лидийцам и фригийцам. Они поселились в названной их именем Этрурии, вероятно во время дорического переселения в качестве самого западного затронутого этим переселением племени; здесь они создали собственное государство, и все дальше расширяя свои владения, они покорили около 700 г. Лациум, около 500 г. Рим и стали господами всей культуры Средней Италии, но с течением времени они все более оттеснялись на севере и востоке галлами, на юге — сабинянами, самнитами и греческими колонистами, пока не потеряли, наконец, своей самостоятельности, а позднее также и своего национального единства в бурях галльского переселения народов и в войнах с римлянами в III столетии. В их религии обнаруживались в ранний период преимущественно влияния Египта и Вавилона, мрачные воззрения которых лишь слегка смягчались полными жизни и богатой фантазии представлениями греков. В более позднее время греческий у мир богов нашел себе мало - помалу доступ и у этрусков.

Наиболее ранняя этрусская архитектура обнаруживает те же основные черты, что и микенская. Здесь, как и там, в городских и крепостных стенах встречается циклопическая кладка как полигональная, так и слоями каменных плит в грандиозном и тщательнейшем исполнении (остатки, например, в Коза, Кори, Сеньи, Ферентино, Фезуле, Вольтерра). Перекрытие пролетов ворот и внутренних помещений делалось при помощи выступающих друг над другом горизонтальных слоев (рис. 31). Наиболее известными примерами являются древний капитолийский крытый источник в Риме (в его нижней камере) и крытый источник под крепостной стеной в Тускулуме. Позднее, начиная с V столетия, явно под греческими влияниями (стр. 65) появились цилиндрические своды, правильно сложенные в технике клиновидных камней, в которой этруски показали себя в дальнейшем опытными мастерами при возведении грандиозных городских стен, мостов и утилитарных сооружений. В так называемой арке Августа в Перудже (рис. 67) тщательно выложенная из каменных плит кладка нижней части (вплоть до линии пят арки) восходит к этрускам.

Арка и возвышающаяся над нею верхняя часть были возобновлены после происшедшего в 40 г. до н. э. разрушения города Цезарем Октавианом (позднее императором Августом), причем работа выполнялась, как можно заключить из оформления, этрусским мастером.

Здесь, как и в Порта Марциа в Перудже, этруски существенно использовали перекрытие из клинчатых камней в декоративном отношении, окружив арку профилированным карнизом. Для общественных зданий и жилых домов отдавалось предпочтение имевшемуся в достаточном количестве строительному дереву в соединении с необожженным кирпичом и терракотовой облицовкой. При практичности этрусков, у которых польза стояла на первом плане, архитектура развернула свою главную деятельность в области светского строительства, в особенности в устройстве городов и жилых домов. Однако их храмовое строительство и их гробницы также представляют высокий архитектурный интерес.
 
 Эллинистическо-греческий дом на острове Делосе (план)


Рис. 65. Эллинистическо-греческий дом на острове Делосе (план)

Руководящую роль сыграли этруски в планировке древнеита­лийских городов, в основу которой они клали определенную сеть перпендикулярно пересекающихся и ориентированных по странам света улиц, как это они делали уже в своих свайных поселениях, расположенных в долине По. В этрусских жилищах мы уже обнаруживаем все основные черты позднейшего римского, жилого дома (рис. 68). Центральную часть их образует атриум, обычно квадратный, в котором стоит очаг, в обе стороны атриум расширяется боковым помещением (ala — «крыло»); за атриумом располагаются жилые комнаты, в передней части — побочные помещения меньшего размера; над всем в целом подымается высокая крыша. Так как при таком расположении свет и воздух могли проникать только через входную дверь, через оба „крыла" и через отверстия во фронтонах, то в городском строительстве уже рано пришли к необходимости дать свету и воздуху непосредственный доступ в атриум путем устройства в потолке прямоугольного отверстия «комплю - виумa» (compluvium, рис. 69).

Но в таком случае необходимо было обратить наклон крыш внутрь (ср. рис. 97) и устроить в полу атриума углубленный бассейн (impluvium)—„имплю- вий“ для стока в него дожде­вой воды. Но атриум оставался еще без потолочных опор (этрусский атриум). Вскоре очаг (focus) стал помещаться в особом помещении, кухне, а расположенное по оси за атриумом помещение превратилось в парадную комнату - таблинум. Это расположение сделалось правилом для древнеиталийского дома и сохранилось вплоть до II столетия, когда в нем под греческими влияниями произошли дальнейшие изменения.
 
Галикарнасский мавзолей — (реконструкция) Архитектура этрусков

 
Рис 66 Галикарнасский мавзолей — (реконструкция)
 
Так называемая арка Августа в Перудже-  Архитектура этрусков


Рис. 67. Так называемая арка Августа в Перудже

Об этрусском храмовом строительстве мы имеем свидетельство Витрувия, указания которого, в общем, подтверждаются новейшими раскопками. Согласно этим указаниям, этрусский храм состоял по большей части из высокой платформы (подиума), почти квадратной в плане, с тремя целлами, совершенно отделенными друг от друга при помощи промежуточных стен, и портиком, образованным тремя рядами колонн; крайний боковой ряд колонн продолжался по обеим сторонам вплоть до задней замыкающей стены, идущей во всю ширину храма (рис. 70). В общей форме и в членениях обнаруживается известное сходство с более древней греческой и малоазийской архитектурой (рис. 71) — в частью ослабленном, частью также усиленном, преимущественно же декоративно понятом применении частей греческой конструкции, трактовка которых свидетельствует, однако, об отсутствии более тонкого чувства формы. У дорическо - этрусской колонны в основании гладкая низкая плита или выпуклая база, иногда профилированная в форме перевернутого карниза; ствол гладкий, сильно суживающийся, нередко выпуклый, и капитель греческо - дорической основной формы, но с добавочными кольцами обломов под нею (рис. 72). Ионические капители обнаруживают еще мало развитые раннегреческие формы, коринфские (рис. 69) — выработанную уже египтянами форму чашечки из листьев с вырастающими из них волютами (helices), а с IV столетия — также и более богатое оформление с бюстами между волютами. Столбы, пилястры и атланты также применялись в качестве опор для антаблементов и потолков, причем они получали капители и базы, аналогичные колонным. Антаблемент, расчлененный на архитрав, фриз и далеко выдающийся карниз, состоял из дерева с терракотовой облицовкой. Крыша конструировалась и перекрывалась так же, как греческая. Важнейшими памятниками являются недавно открытые около Фалерий и Марцаботто древне - этрусские храмы и построенный в 509 г. до н. э., в 83 г. до н. э. сгоревший, достопамятный капитолийский храм Юпитера, Юноны и Минервы в Риме.

Интереснейшую группу памятников представляют гробницы, устройству которых этруски, с их сугубой верой в бессмертие, напоминающей религию египтян, посвящали особое внимание. Этрусские гробницы в более древний период (до V столетия) имеют по большей части уже описанную при лидийских памятниках форму надгробного tumulus’ae монументальном оформлении в виде кольца подпорной стены с насыпанным конусом земли (гробницы в Цере и Тарквиниях, ныне Черветри и Корнето), нередко также с башнеобразными надстройками над цоколем, содержащим внутри склеп (так называемая „Кукумелла", около Вульчи, и принадлежащая, впрочем, уже к позднейшему периоду так называемая «Гробница Горациев и Куриациев», около Альбано, рис. 73). В горных местностях уже рано вошли в обиход пещерные гробницы в скалах, с просторными похоронными помеще­ниями, которые всей своей обстановкой с домашней утварью, высеченными в скале скамьями, креслами, дверями, обычными и ложными, с их стенной живописью и даже разработкой потолков дают нам верное отображение этрусских, жилых помещений. Живопись сделана по свежей известке, следовательно это фрески; она изображает поминки по усопшем, пиры, танцы и т. п. и обнаруживает в стиле сильное влияние росписи греческих ваз. В эллинистический период к мрачным древне - этрусским демонам присоединились светлые образы греческой мифологии.

Памятники: этрусские гробницы около Тарквиний (Согneto), Цере (Черветри), Клюзиума (Кьюзи), Вейев, Вульчи и Орвьето
 
История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г.




От: no,  965 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Гражданская архитектура древней Греции Римская архитектура »