|
Опубликовано: Декабрь 13, 2016Восточноазиатская архитектура в Индии, Китае и ЯпонииВ средне и восточно-азиатских странах - в Индии, Китае и примыкающих к ним областях - развилась культура, которая захватила огромные территории, но эволюция которой являла по сравнению с Западом совершенно иную картину. Культурное развитие Востока совершается с незначительными перерывами в форме медленного прогресса на той же самой почве и, вообще говоря, в рамках той же самой народности, вытекая лишь из собственных потребностей и цепляясь за однажды достигнутые типы. И хотя искусство этих стран на протяжении их истории получило некоторые побудительные толчки от западной культуры, тем не менее, чужие элементы настолько перерабатывались в ней, что они различимы только в слабых отголосках. Древнейшие индийские памятники относятся ко времени царя Ашоки. Приняв буддизм (ок. 250 г. до н. э.), он воздвиг в честь обожествленного основателя религии многочисленные художественные сооружения в виде памятных столбов, так называемых «ступа», и храмов в пещерах или гротах. Грандиозное пещерное строительство продолжало развиваться в период господства новобраманизма. Но высшими достижениями браминского искусства являются импозантные, свободно стоящие храмы, которые мы называем пагодами. Последние принадлежат к созданиям новобраманизма и являются совершенно необычайными сооружениями: помещения для культа не только выдалбливаются в скале, но и, отделяя весь храм, отделяются от массива, а затем из получившегося таким образом гигантского каменного блока высекается богатейшим образом орнаментированный фасад, так что храм, в конце концов, оказывается свободно стоящей постройкой, сделанной из единого камня (храм монолит). Знаменитым образцом этого типа является храм Кайласа в Эллоре (рис. 14). Но своей вершины достигает новобраманское и все вообще индийское искусство в тех мощных, в огромном количестве по всей Индии разбросанных свободных храмовых сооружениях, которые индусами называются вимана, или пагодами. Наиболее известные среди них пагоды Шрирингами, Мадуры, Хала-брома и Танджора. Они состоят из квадратной целлы, которая в качестве хранилища священных мощей лежит в глубине разделенного на три нефа пространства, которому предшествуют опятьтаки одна или несколько колонных зал. Над целлой, на низкой прямоугольной основе, возвышается мощная главная башня в форме высокой многоэтажной, суживающейся уступами пирамиды (на юге) или в форме плоско выгнутого купола (на севере). Это храмовое сооружение окружено одним или несколькими прямоугольными, расположенными друг в друге и окруженными стеною дворами, на которых иногда располагаются еще второстепенные храмы, помещения для пилигримов (чультри), колоннады, священные пруды и т. п. Ворота этих дворов также перекрываются ступенчатыми пирамидами или куполами, сообщающими всему храмовому ансамблю своеобразный фантастический характер (рис. 15), Богатство архитектурных деталей и скульптурных украшений поистине сказочное. Оформление несущих структурных частей—колонн, столбов, человеческих и звериных фигур—и несомых частей—карнизов, фризов и.т. п.—выполнено с бесконечным многообразием. Пустые поверхности стены почти не встречаются. Вся архитектура в соединении с бьющей через край, заимствованной из местной флоры, фауны и символики орнаментикой является чудесным отражением буйной силы пышной природы Индии и ее богатой и чувственной фантастики. Рис 14. Храм Каиласа в Эллоре Из других каменных сооружений монументального характера в первую очередь следует назвать триумфальные почетные ворота (Пай-лу), которые воздвигались по приказу императора или его представителей в память о великих событиях или для чествования особо заслуженных людей перед городскими воротами, на площадях и улицах (рис. 17). Применявшиеся здесь формы взяты непосредственно из техники деревянной конструкции, которая господствует во всем китайском зодчестве. Для всех построек, как для жилых строений, так и для зданий культового назначения, китайская архитектура всегда прибегает к одной и той же схеме: только нижние террасы, цоколи и лестницы делаются из каменных плит; вся же верхняя часть конструкции строится из дерева с применением обожженного кирпича и штукатурной облицовки для заполнения фахверков. Опорами служат круглые или четырехгранные столбы, последние по большей части с округленными углами. Они стоят на плоской, тарелкообразной, расширяющейся книзу выкружкой плите. Капители отсутствуют. Несущие потолок балки врезаются прямо в столбы или покоятся на консолеобразно выходящих из столбов кронштейновидных или седловидных деревянных частях, которые при более богатой обработке украшаются резьбою, часто в форме голов слонов, драконов и т. п. Потолки—обычно плоские и разделяются деревянными рейками на маленькие, по большей части квадратные поля, которые заполняются орнаментальными украшениями. Скрещения реек украшаются бляшками. В середине более богатых потолков часто устраивается значительное квадратное или многоугольное углубление со звездообразно расположенными, сильно выступающими брусьями (рис. 18). Под потолком тянется своеобразный, образованный выступами деревянных кронштейновидных и седловидных накладок фриз (масугуми), заменяющий собою консольный карниз. Аналогичное подобие карниза встречается и на фасадах в качестве завершения стены. Впечатление, производимое наружным видом китайских построек, определяется окружающими нижний этаж просторными переходами или галереями и в особенности далеко выдающимися крышами (т’инг), которые применяются чрезвычайно широко даже в почетных воротах, состоящих лишь из столбов и поперечных балок. Они строятся из вогнутых, на углах загнутых кверху брусьях и покрываются разноцветной желобчатой черепицей; нижняя сторона балок, прогонов и стропил испещряется всевозможной фантастической резьбой (рис. 19).
Рис. 15 Идийский храм в Джагат Сарване
Рис. 16. Китайская стена
Рис. 17. Пай-лу в Пекине
Рис. 18. Масугуми из Пекина Особую одаренность обнаруживает китайский народ в подчинении архитектуры ландшафту. Искусно и нарочито неправильно расположенные сады с водопадами, воздушными мостиками, искусственными гротами и руинами, храмами, беседками, памятниками и живописными группами деревьев, живописными лужайками и т. п. послужили прямым прообразом для стиля «английских садов», повсеместно распространившихся в Европе с середины XVIII века. Искусство Японии произросло в общем на тех же основах, что и китайское, и даже непосредственно под сильным его влиянием, так что ее архитектура в существенном характеризуется теми же чертами. Однако страна, окруженная со всех сторон морем, в своем географическом положении и своим мягким и умеренным климатом и с благоприятными почвенными условиями имеет немало преимуществ по сравнению с Китаем. Из своей художественной метрополии Япония взяла основной тип, материал, технику и азбуку форм, но довела их до более высокого развития и совершенства. Исторические предания Японии не идут дальше VII столетия до н. э. и лишь с конца III столетия н. э. дают ненадежные сведения. К этому времени островное государство объединяется под властью единого правителя (микадо). Первоначальная туземная религия покоится на шинтоизме, обоготворении великих небесных светил, сил природы и отдельных просветленных духов, а в позднейшее время также и предков, без более точно выраженных догм или определенных нравственных правил. Около середины VI столетия н. э. в Японию проникает буддизм, и с этого времени обе религиозные системы живут здесь бок обок, оказывая друг на друга взаимное влияние и во многом сливая воедино свойственные каждой из них культы. Шинтоистские храмы обнаруживают непрерывное развитие, начиная с ранних исторических времен и до наших дней, хотя, согласно древнему обычаю, они сносились через определенные промежутки времени (в провинции Исе через 20 лет, в Уса Хахиман через 33 года, в Изумо лет через 60) и вновь воздвигались, как правило, в виде точной копий прежнего храма. На развитие этих храмов оказали свое преобразующее воздействие влияния буддийского зодчества, изменения в духовных и религиозных воззрениях, а также и в самом художественном ощущении. В наиболее раннюю эпоху (вплоть до конца VIII столетия н. э.) шинтоистские храмы заключают в себе квадратное или прямоугольное помещение, либо нерасчлененное либо разделенное на две части, из которых первая служит преддверием к «святому святых». Перекрытие делается в виде двускатной крыши с открытыми фронтонами. Центральное помещение обычно окружено наружной площадкой, заложенной на уровне внутреннего пола, к которой поднимается довольно высокая лесенка. Размеры храмового помещения колеблются приблизительно между 3 и 11 ж. Мощные, связанные между собой ригелями круглые балки несут на себе прогоны. Кроме пересекающихся и выдающихся за линию конька стропил и орнаментированных концов конька и прогонов, нет никаких иных украшений. В более обширных храмовых ансамблях вокруг храма в собственном смысле группируются другие постройки, сокровищницы, помещения для стражи, амбары, хозяйственные строения и т. п., несвязанные, однако, между собой крытыми переходами. Место, занятое храмом, характеризуется снаружи, даже в совсем простых ансамблях, особыми воротами, «тории», составляющими специфическую особенность шинтоистской архитектуры. Они состоят из вертикальных или слегка наклоненных внутрь столбов с ригелем и с простой или двойной, насаженной сверху, напоминающей ярмо перекладиной, выдающиеся концы которой слегка загнуты кверху (рис. 21). Их форма является настолько типичной, что даже при выполнении из камня и бронзы, как это имеет место в виде исключения в храме Иейя в Никко, она не подверглась никакому изменению. Знаменитейшими храмами этого рода являются храмы в Никко, в провинции Исе. Здесь с первых веков нашего летоисчисления хранятся и служат предметом поклонения священное зеркало, символ солнца и света, и меч, и то и другое, согласно легенде,— божественного происхождения; принцессы императорской крови несут здесь с давних пор обязанности жриц. Эти храмы в Никко иллюстрируют еще и доныне шинтоистский стиль в его первоначальной чистоте. На рубеже IX столетия в большинство храмовых сооружений с их лишенной украшений шинтоистской архитектурой проникают буддийские формы, их кривые линии и поверхности. План остался прямоугольным. Но обходящая храм узкая площадка («дорожка») охотно расширялась в место для молитвы (кохаи), которое получило перекрытие в виде односкатной крыши. Началось членение храма, однако всегда таким образом, что святое святых занимает наиболее удаленное от входа и относительно самое маленькое помещение, в согласии с шинтоистским учением, по которому священное зеркало не должно оскверняться выставлением на показ внешнему миру и глазам простых смертных. Форма крыши потеряла свою простоту; поверхность крыш изогнулась. Число коньков умножилось. Появились консолевидные и седлообразные деревянные накладки буддийского искусства. Примерно с начала XVI столетия слияние шинтоистской архитектуры с буддийской было почти полным, за немногими исключениями, вроде храмов в Никко. Последней ступенью можно считать так называемый восьмиконьковый стиль, о котором дает представление рис. 22.
Рис. 19. Улица в Тяньцзине Наряду с шинтоистскими храмами следует также упомянуть еще особые сцены (так называемый театр Но), которые часто бывают связаны с храмовыми и более значительными дворцовыми ансамблями. Такая сцена состоит из квадратных, кругом открытых подмостков, с примыкающим к ним местом для хора и музыкантов. Последнее на задней стороне соединяется висячим мостиком с помещениями для актеров. Места для зрителей располагаются вокруг сцены тремя прямоугольными крыльями. Эти сцены служат для постановки традиционных представлений, преимущественно религиозно исторического содержания.
Рис. 20. Пагода в Шанхае С распространением буддизма в Японию проникла и китайская архитектура со свойственными исключительно буддийскому искусству многоэтажными башнями-пагодами (рис. 23). С этого времени стали возникать многочисленные буддийские храмы (тера), которые можно было бы охарактеризовать как большие архитектурные комплексы, а так же, как монастыри. Среди них храм (монастырь) Хориуджи, законченный около 600 г. н. э., является наиболее выдающимся примером раннего периода. На прямоугольной территории храма, обнесенной стеной с большими внушительными воротами, возведен ряд сооружений, среди которых самое почетное место занимает одно или двухэтажный кон до (главный храм, золотой зал) и ко до (зал для проповеди или молитвы). В непосредственном окружении их стоят также ко ро (барабанная башня); шо ро (колокольная башня) — обе по большей части двухэтажные; то — многоэтажное башенное сооружение, и каи ро или хо pо — галерея, которая соединяет главный храм, расположенный примерно в середине всего храмового ансамбля, с залой для проповедей, с колокольной и барабанной башнями и с пагодой. Поминальная капелла (шакадо) в память основателя буддизма, книгохранилище (киозо), в котором хранятся священные писания, и хранилище (тахо то) для мощей и храмовых сокровищ дополняют внутренний храмовый ансамбль, замыкаемый воротами. Вокруг него группируются жилища жрецов, купальня и сокровищница (шосоин или хозо) — предохраненный от огня амбар для драгоценностей и запасов. Все эти строения, за исключением каменных оснований, почти целиком строятся из дерева. Опорами служат круглые, суживающиеся деревянные колонны (рис. 24), в капитель которых врезаются, в качестве носителей балок, эластично изогнутые седлообразные или кронштейновидные деревянные части. Далеко выдающийся выступ крыши покоится на концах нижних стропил. Кривизна крыши достигается путем применения нескольких надставленных друг над другом стропильных ног; головы нижнего их ряда образуют весьма эффектный зубчатый орнамент, обрамляющий весь край крыши (рис. 22 и 23). Внутренние потолки по большей части плоские и разделены рейками на маленькие углубленные поля, которые позднее украшались орнаментальными и фигурными изображениями драконов и птиц. В более богатых конструкциях стены главного помещения уже в раннее время соединялись с потолком выкружкой, или же среднее поле потолка значительно приподнималось над нижними и соединялось с ними выкружками. Алтарь стоит по большей части посередине храмового помещения, между двумя главными столбами, реже — у задней стены.
Он состоит из очень тщательно и вычурно профилированной, массивной нижней части и венчающих ее изящных перил. Японцы — мастера в плотничьем искусстве. Их работы отличаются величайшей тщательностью в конструкции и беспримерным, любовным выполнением богатой декоративной резьбы и отделкой всех деталей. В орнаменте важнейшими мотивами являются свободно стилизованные, встречающиеся также в китайском искусстве гряды облаков, прибой волн и различные формы растений, цветов и животных. Наконец, видимые части получают теплую, гармоническую, с тонким вкусом рассчитанную раскраску.
Рис. 21. Тории храма Иейа в Никко
Рис. 22. Храм в Киото
Рис. 23. Разрез фасада двухэтажной японской пагоды
Рис. 24. Строение колонны из храма Хориуджи Высочайших триумфов и интимнейшей прелести достигает японское искусство в «ландшафтной архитектуре», феерических парковых композициях больших дворцов и храмов и, хотя и в меньшем масштабе, в полных особого настроения садах отдельных жилых домов. Тонкий художественный вкус сочетается здесь с присущей японцу любовью к природе. Ею определяется также и самое устройство простого жилого дома. Обычно он бывает занят только одним семейством, поэтому он мал, одноэтажен, без подвала, без лестниц и без чердака, без камина, а снаружи почти без архитектонического членения; своей неприметной стороной он обращен к улице. С остальных трех сторон внутренние помещения замыкаются вместо прочных стен передвижными перегородками, которые могут раздвигаться независимо друг от друга, так что отдельные комнаты могут быть превращены в открытые веранды и приведены таким образом в непосредственную связь с садом. Внутренние перегородки по большей части также подвижные, тобы в любое время по желанию можно было произвести изменения в расчленении пространства. Такой дом не имеет себе прообраза в Китае, подобно, например, буддийскому храму; он является чисто национальным японским созданием, непосредственно возникшим из климатических условий страны и из потребностей и жизненных привычек народа. Подъем японской архитектуры продолжается до конца XVIII столетия. С этого времени замечается стремление к чисто внешнему блеску, появляются бессмысленные изгибы линий, своего рода барокко, чуждое основной сущности японского стиля; начинается ступень упадка.
История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г. От: no,   Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|
Отказ от ответственности (Disclaimer)