Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 



Архитектурные бюро Москвы



Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Март 13, 2014

Мариинский дворец  - Реставрация памятников архитектуры второй трети 19 века (продолжение)

 
Исаакиееская площадь. Мариинский дворец  
 
Исаакиееская площадь. Мариинский дворец
 
Мариинский дворец. Приемный зал. Паркет. Фрагмент. В процессе реставрации  
 
Мариинский дворец. Приемный зал. Паркет. Фрагмент. В процессе реставрации



 

Мариинский дворец. Приемный зал. Паркет. Фрагмент. После реставрации  
 
Мариинский дворец. Приемный зал. Паркет. Фрагмент. После реставрации
 

С южной стороны ансамбль Исаакиевской площади завершает Мариинский дворец, возведенный по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера. Этот дворец был построен в 1839—1844 годах. При его сооружении зодчий применил новейшие по тому времени конструктивные решения — несгораемые перекрытия по металлическим балкам, металлические стропила, остекленные фонари в перекрытиях для освещения залов.

Мариинский дворец. Приемный зал. Инкрустированные двери. Фрагмент. В процессе реставрации
 
Мариинский дворец. Приемный зал. Инкрустированные двери. Фрагмент. В процессе реставрации
 
Мариинский дворец. Приемный зал. Инкрустированные двери. После реставрации
 
Мариинский дворец. Приемный зал. Инкрустированные двери. После реставрации
 
Главный фасад бывшего Мариинского дворца, выходящий на площадь, оформлен на высоту двух этажей гигантским ордером из каннелированных пилястр и трехчетвертных колонн в ризалитах. Центральный ризалит завершен высоким аттиком, парадный вход во дворец решен в виде балкона, опирающегося на аркады; к нему подводят ступени лестницы и боковые пандусы. Облицовка аркад, наличники и сандрики окон, базы колонн и пилястр выполнены из песчаника.

Большую художественную ценность представляют интерьеры дворца. Анфиладу парадных залов архитектор расположил перпендикулярно главному фасаду. По второму этажу от балкона с шестью вазами на столбах последовательно идут в глубь здания Приемный зал, Ротонда, Темный (Квадратный) зал и Большой зал, устроенный в 1907 году на месте бывшего Зимнего сада. В отделке стен Приемного зала применен искусственный мрамор разных цветов, во фризе помещены барельефы на сюжеты Троянской войны, пол украшает наборный паркет сложного рисунка. Особый интерес вызывают палисандровые двери, инкрустированные бронзовыми декоративными вставками, перламутром и костью; они были изготовлены в Мюнхене в 1842 году.

Мариинский дворец. Приемный зал. Общий вид. После реставрации
 
Мариинский дворец. Приемный зал. Общий вид. После реставрации
 
Мариинский дворец. Зал с витыми колоннами (Приемная великой княгини). Фрагмент росписи плафона. До реставрации
 
Мариинский дворец. Зал с витыми колоннами (Приемная великой княгини). Фрагмент росписи плафона. До реставрации

Двухъярусная Ротонда, являющаяся центром композиции всего дворца, перекрыта куполом и освещена верхним светом, льющимся через проем. Тридцать две каннелированные колонны белого искусственного мрамора, поставленные в два яруса, эффектно обрамляют этот интерьер, придавая ему исключительную нарядность. Позолоченная лепка, паркет с наборным фризом и центральной розеткой, бронзовые люстры между колоннами дополняют его роскошную отделку.

К Ротонде примыкает Темный зал с росписью в помпейском стиле. И стены, и перекрытие его заполнены многочисленными живописными вставками сюжетного и орнаментального характера, яркими по цвету и разнообразными по композиции. Первоначально такой же открытый проход, как в Ротонду, соединял Темный зал с Зимним садом, где были собраны многочисленные экзотические растения.

Из других интерьеров дворца в основном сохранили первоначальную отделку Главный вестибюль, Парадная лестница, Танцевальный зал, Библиотека, Спальня, Бассейн, Кабинет Марии Николаевны. Необычен освещенный верхним светом спиральный пандус, где вместо ступеней А. И. Штакеншнейдер устроил наклоненный под небольшим углом настил, по которому можно было вкатывать кресло на колесиках до самого верхнего этажа.

За время существования Мариинского дворца ряд его интерьеров подвергся существенным изменениям.
 
Мариинский дворец. Зал с витыми колоннами (Приемная великой княгини). Фрагмент росписи плафона. После реставрации
 
Мариинский дворец. Зал с витыми колоннами (Приемная великой княгини). Фрагмент росписи плафона. После реставрации
 
Мариинский дворец. Ротонда. Общий вид. Темный (Квадратный) зал. Общий вид. После реставрации
 
Мариинский дворец. Ротонда. Общий вид. Темный (Квадратный) зал. Общий вид. После реставрации
 
Мариинский дворец. Темный (Квадратный) зал. Живописный фриз. Фрагмент. В процессе реставрации
 
Мариинский дворец. Темный (Квадратный) зал. Живописный фриз. Фрагмент. В процессе реставрации

Так, в 1859 году по эскизам и при непосредственном участии вицепрезидента Академии художеств Г. Г. Гагарина была заново выполнена роспись стен дворцовой церкви. Позднее, в 1868—1870 годах, архитектор И. А. Монигетти переделал еще несколько помещений. В 1884 году дворец приобрели в казну для размещения в нем высших государственных учреждений: Государственного совета, Государственной канцелярии, Кабинета министров и Канцелярии по принятию прошений «на высочайшее имя». Все необходимые для этого переделки были произведены по проекту архитектора Л. Л. Петерсона. В 1907 году по проекту архитектора Л. Н. Бенуа на месте Зимнего сада создали Большой зал заседаний Государственного совета, перекрыв его застекленным фонарем площадью сто восемьдесят два квадратных метра.

Советское правительство передало здание в ведение Народного комиссариата имуществ и Высшего Совета народного хозяйства. 13 декабря 1917 года во дворце на заседании Бюро ВСНХ с обоснованием декрета о национализации банков выступил В. И. Ленин. После отъезда Советского правительства в Москву в обширном здании разместились различные советские учреждения. В 1938 году во многих залах дворца производились реставрационные работы.

В годы Великой Отечественной войны в здание Мариинского дворца, где тогда находился госпиталь, попали два снаряда и около сорока зажигательных бомб. Одно из наиболее серьезных повреждений было причинено крупнокалиберным артиллерийским снарядом, попавшим 6 декабря 1943 года в кровлю Большого зала. В акте, составленном архитектором Инспекции по охране памятников О. Н. Шилиной, говорится: «.. .пробита кровля на площади около двадцати квадратных метров с повреждением стропил, разбита кладка кирпичной стены над эстрадой. Разбита и повреждена отделка плафона, лепка, карнизы, кессоны площадью около тридцати квадратных метров. Разбиты и упали на пол части деревянной конструкции перекрытия над эстрадой». Другой снаряд и многочисленные бомбы также причинили зданию значительные повреждения.

Уже в 1944 году во дворце были проведены самые срочные консервационные работы, предотвратившие гибель его декоративного оформления. А в 1945 году сюда переехал Исполнительный комитет Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся, находящийся здесь и доныне. С этого момента в здании широко развернулись реставрационные работы. В 1946 году отремонтировали крышу и восстановили внутренние инженерные сети. Во второй половине 40-х годов был проведен ремонт всех парадных интерьеров и служебных помещений дворца.

И в дальнейшем в здании ни на один год не прекращались реставрационные работы. В частности, в 1968—1969 годах художники О. Ю. Йедаяс и М. М. Швабский реставрировали роспись Помпейского коридора. Но особенно серьезный характер они приобретают с середины 70-х годов, когда реставраторы приходят в наиболее ценные в художественном отношении залы дворца. Эти залы уже прошли первоочередной реставрационный ремонт, но теперь речь шла о реставрации более тщательной и углубленной, предусматривающей не только залечивание ран, причиненных войной, но и устранение искажений в оформлении интерьеров.

В 1975 году выполнялась комплексная реставрация Белого (Танцевального) и Красного (Приемного) залов. Здесь реставрировались искусственный мрамор облицовки степ, лепной декор потолков, великолепные паркетные полы из ценных пород дерева. Художник Б. В. Петров укрепил красочный слой и удалил загрязнения с украшающих фриз Белого зала живописных композиций, исполненных на античные сюжеты известным художником-декоратором первой половины XIX века А. К. Виги.

Особенно сложной задачей оказалась реставрация дверей Красного зала. Их палисандровые филенки, инкрустированные бронзой, перламутром, костью с гравировкой, рассохлись, потрескались. Одна филенка была утрачена и заменена фанерой с росписью, имитирующей инкрустацию. Столяры из бригады К. А. Караваева реставрировали двери, а Я. Ф. Бобин, после длительных трудов, искусно подобрав кость, металл и перламутр, воссоздал утраченную инкрустацию.

Следующим этапом комплексной и планомерной реставрации стали работы, проводившиеся в 1976—1977 годах в Ротонде и Темном зале. И здесь расчищалась и заново золотилась лепка перекрытий, заново шлифовался и полировался искусственный мрамор облицовки стен и тридцати двух двухъярусных каннелированных колонн Ротонды, восполнялись утраты в художественных наборных паркетах. Неотъемлемой частью декоративного убранства Ротонды являются шестнадцать люстр из золоченой бронзы. Они были сильно загрязнены, в них недосчитывалось множество мелких деталей.

Реставраторы осветительной арматуры сняли и разобрали люстры, промыли их и воссоздали в бронзе отсутствовавшие листья, пальметки, бутоны, колокольчики и другие детали растительного орнамента.

Много труда пришлось затратить на реставрацию декоративных росписей Темного зала, сплошным многоцветным ковром покрывающих его перекрытие и степы. Эти росписи исполнены в основном в темперно-клеевой технике по штукатурке, но в них искусно вкомпонованы фигурные клейма, написанные на миткале. К началу реставрации живопись, расположенная в верхней части зала, над галереей, оказалась частично разрушенной в результате протечек. Повсеместно имелись сильные загрязнения, потертости, выпады красочного слоя, прорывы и разрезы ткани клейм. Объем реставрационных работ оказался настолько большим, что для его выполнения пришлось привлечь две группы художников.

Одна из них, возглавляемая Я. А. Казаковым, реставрировала росписи перекрытия и верхней части стен, а другая, которой руководил О. Р. Кожуховский,— всю остальную живопись зала. Художники укрепили красочный слой, удалили загрязнения, заделали разрывы ткани на клеймах, тонировали темперными и клеевыми красками утраты и потертости, имевшиеся на живописи. На фигурных клеймах во избежание появления пятен («отмочек») тонировки выполнялись пастелью.

Завершив работы в Ротонде и Темном зале, реставраторы перешли на Парадную лестницу и примыкающие к ней помещения. Из выполненных здесь работ заслуживает упоминания воссоздание первоначальной отделки ограждения лестницы и позолоты декора потолков.
 
После того, как по инициативе архитектора Инспекции по охране памятников Б. Н. Ометова на металлическом художественном ограждении лестницы произвели пробные расчистки, там под позднейшими наслоениями удалось обнаружить следы первоначальной позолоты и темно-зеленой краски. Так было установлено подлинное цветовое решение лестничного ограждения, которое и восстановили реставраторы. Точно так же после удаления набела с лепного декора на потолке Третьего вестибюля были выявлены следы ранее существовавшей там позолоты, которую немедленно воссоздали в ходе выполнения реставрационных работ.

По окончании реставрации Парадной лестницы настала очередь Зала заседаний, или Большого зала, созданного, как уже говорилось, в 1907 году по проекту Л. И. Бенуа на месте ранее существовавшего Зимнего сада. В 1980 году здесь производилась реставрация искусственного мрамора стен зала, художественного паркета и остальных элементов отделки.

Одновременно с реставрацией Большого зала начались работы в помещении дворцовой церкви. Ее первоначальная отделка относится к 1843— 1844 годам.   
 
Позднее, в 1859 году, художник Г. Г. Гагарин заново исполнил в технике энкаустики (т. е. восковыми красками) композиции на стенах и в люнетах и роспись панелей, но, по всей вероятности, сохранил в неприкосновенности ранее существовавшую живопись потолка и арок. В дальнейшем все росписи церкви были зашпаклеваны и закрашены масляной краской, а на ряде участков и вообще сбиты вместе с штукатуркой. Пробные расчистки, произведенные художниками О. К. Оде, В. П. Окорочковым и Л. Н. Соколовым на потолке и стенах зала, показали, что под многослойными окрасками все же сохранились большие фрагменты живописи. Тогда, по предложению представителей Инспекции по охране памятников Р. Д. Люлиной и В. М. Белковской, решили произвести полное раскрытие всех уцелевших росписей.

Используя смывку АФТ, а главным образом острые скальпели, художники, которыми руководил О. К. Оде, слой за слоем снимали с потолка и стен окраску и шпаклевку, с большим трудом поддававшиеся инструментам. Но в конце концов их труд увенчался успехом. Правда, после окончания расчистки выяснилось, что целиком не сохранилась ни одна из живописных композиций, но все же от них осталось достаточно много, чтобы иметь возможность произвести их восстановление.
 
Огромную помощь в этой работе окажут эскизы Г. Г. Гагарина, обнаруженные В. М. Белковской и И. Н. Харламовым в Государственном Русском музее.

Необходимо отметить, что наряду с реставрацией парадных залов Мариинского дворца постоянно производились работы и в более скромных помещениях, имевших тем не менее художественную отделку. И здесь реставрация преследовала все ту же цель — максимально приблизиться к первоначальному облику интерьеров. Так, в 1978 году реставрировались помещения Приемной, находящейся на первом этаже, Розовой гостиной и Учебной комнаты (б. Столовой). Художник Н. В. Бычков, удалив набел с потолка Приемной, открыл остатки ранее существовавшей здесь живописи. Эти остатки позволили точно установить ее композицию и колорит. Выполнив предварительно картоны и эталоны, утвержденные комиссией Инспекции по охране памятников, группа художников во главе с Н. В. Бычковым успешно воссоздала утраченную роспись. Тогда же восстановили и позолоту на лепке потолка Розовой гостиной.

В том же 1978 году осуществили первый этап реставрации отделки в помещении Будуара (так называемого «Кабинета Помпадур»). 
 
Этот уютный и изящный будуар, оформление которого было выдержано в традициях стиля рококо, считался современниками одним из самых замечательных интерьеров дворца. До наших дней сохранилась роспись его потолка, выполненная по золоченому фону. В центре потолка по-прежнему установлено зеркало в богатой резной раме. В падуге на фоне живописной трельяжной сетки выдёляются полихромные вставки с изображениями играющих амуров. Уцелел и фарфоровый камин, украшенный росписью и позолотой, изготовленный в 1840-е годы на Императорском фарфоровом заводе (ныне завод имени М. В. Ломоносова). Стены Будуара были затянуты штофом, декорированы зеркалами и живописными панно. К сожалению, их отделка не сохранилась.

В 1978 году художник Р. Д. Слепушкина реставрировала роспись плафона и падуги Будуара. Другие мастера привели в порядок камин, оконные откосы и двери. Со временем предполагается воссоздать и утраченную отделку стен.

Следует также упомянуть о реставрации Зала с витыми колоннами (Приемная великой княгини). Его главное украшение составляли каннелированные колонны, спирально обвитые в верхней части рельефными цветочными гирляндами с изображениями птиц. Многочисленные поновления и утраты деформировали колонны. Лишь после реставрации они обрели первоначальное изящество, тон синего и коричневого искусственного мрамора. Мастера восполнили рисунок наборного паркета, реставрировали темперно-клеевую роспись потолка.
 
Реставрационные работы, проводившиеся в Мариинском дворце со второй половины 70-х годов, охватывали не только его интерьеры, но и фасады. Наиболее серьезная реставрация фасадов производилась в 1977 году трестом Фасадремстрой-1. Оштукатуренные стены и профилированные детали, выполненные из песчаника, были очищены от старой окраски и после выправления профилей заново окрашены высококачественной краской «Кенитекс». Судьба Мариинского дворца служит убедительным и ярким примером того, что здание, являющееся выдающимся памятником архитектуры, может без всякого ущерба для своей художественной ценности на протяжении многих лет использоваться в современном городе по новому назначению, если его сохранности уделяется достаточное внимание.

 
 




От: Максименко В.А.,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Исаакиевский собор - Реставрация памятников архитектуры второй трети 19 века Шуваловский дворец на Фонтанке - Реставрация памятников архитектуры второй трети 19 века »

Отказ от ответственности (Disclaimer)