Архитектурное путешествие

 

Прага

 

 

Вена

 

 

Корфу

 

 

ссылки:

 

Архитектурный стиль

 

Архитектурное проектирование зданий



Архитектурные бюро Москвы



Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Ноябрь 19, 2016

Архитектор И. В. Жолтовский - выдающийся мастер советской архитектуры

ВЫДАЮЩИЙСЯ МАСТЕР СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

К 85-летию И. В. Жолтовского

И. СОБОЛЕВ Член-корреспондент Академии архитектуры СССР, доктор архитектуры.



Среди старшего поколения мастеров советской архитектуры И. В. Жолтовский занимает особое I место. Первым среди дореволюционных архитекторов он поставил вопросы архитектурного мастерства на рельсы науки, ввел свою архитектурную практику в рамки строгих закономерностей.

Деятельность И. В. Жолтовского особенно характерна на фоне предреволюционного архитектурного безвременья - «модерна» и декаданса, когда капиталисты считали для себя всё позволенным, когда каждый «заказчик» строил, что хотел и как хотел, когда градостроительные требования подчинялись буржуазной стихии. Будучи одним из основоположников прогрессивного архитектурного течения, возникшего на базе классических традиций и в противовес декадансу, И. В. Жолтовский создал ряд прекрасных зданий в разных городах нашей страны.




В советскую архитектуру И. В. Жолтовский пришел уже зрелым мастером- художником. С первых лет революции он участвовал в руководстве архитектурой и архитектурным образованием.

С тех пор минуло много лет. Советская архитектура развивалась, росла, крепла в упорной борьбе, преодолевая различные буржуазные влияния. Вместе с нашей советской архитектурой И. В. Жолтовский прошел большой творческий путь. Нынче, когда ему исполнилось 85 лет, он так же активно трудится в области нашего зодчества. Как руководитель мастерской школы, он участвует в разработке конкретных вопросов реконструкции Москвы. На его работах, отмеченных печатью высокого мастерства и больших знаний, молодежь учится профессиональному искусству.

С давних пор И. В. Жолтовский, обладающий талантом подлинного педагога, привлекает к себе архитектурную молодежь не только своими произведениями, построенными на строгой классической основе, но главным образом тем, что он умеет доказать и обосновать свою композицию, может поставить «диагноз» любой архитектурной работе, разбирая ее достоинства и недостатки. Его критика проектов и построек настолько обоснована и вместе с тем пронизана таким уважением к своей профессии, что не расхолаживает авторов, а, наоборот, заставляет их работать еще напряженнее.

К решению каждой архитектурной задачи И. В. Жолтовский подходит глубоко принципиально, показывая, что в творчестве не может быть деления на малые и большие задачи, что все они должны решаться на высоком идейном и профессиональном уровне.

Перед советской архитектурой, уверенно ставшей на путь социалистического реализма, открыты широчайшие перспективы развития. Как никогда ранее, она нуждается в теоретических трудах, которые помогли бы советским зодчим в их плодотворной деятельности. Поэтому теоретические положения И. В. Жолтовского, имеющие отношение непосредственно к архитектурной композиции, приобретают особый интерес.

Творчески перерабатывая и теоретически изучая произведения мастеров классической архитектуры, И. В. Жолтовский сумел за канонами старинных трактатов разглядеть законы непрерывного развития архитектурной формы и этим внес серьезный вклад в архитектурную науку.

Анализируя архитектурные произведения Палладио, а также систему его ордеров, И. В. Жолтовский установил, что ордерная система развивается по общим законам архитектурной композиции, в соответствии с задачами, которые ставятся архитектором, а не является незыблемой, закостеневшей формой классики, как это выглядит в трактате Виньолы. Короче говоря, ордер - это не законченная в своем развитии архитектурная форма, а архитектурный язык, применяемый для создания композиций. И это убедительно доказано советской практикой.

Одним из основных законов классической композиции И. В. Жолтовский считает «облегчение кверху», т. е. когда все вышележащие части здания должны быть легче нижележащих. Он образно говорит, что архитектурное произведение должно создавать переход от «тяжелой земли к легкому небу». В отношении ордера это выражается тем, что более мощные и тяжелые поддерживающие части карниза несут более легкие выносные его части, отчего в итоге в карнизе создается ощущение легкости, стремления кверху.

И. В. Жолтовский указывает на непременное правило всякой композиции - иметь главное и второстепенное, т. е. основную идею, основную тему, подкрепляемую второстепенными частями. В каждой композиции должна быть основная, ведущая тема, кульминационный пункт. Все остальное подчиняется главному, гармонически его поддерживая. Наибольшее богатство композиции тоже сосредоточивается на главном. Все остальное должно быть сдержанным и спокойным. Контраст усиливает качество композиции.

Очень большое внимание И. В. Жолтовский уделяет вопросу пропорции в архитектурной композиции. Он считает, что пропорциональный строй определяет не только характер, но и масштаб композиции. Так, вещи крупного масштаба имеют более спокойное пропорциональное строение, вещи малого масштаба - более контрастное. Изучая многие пропорциональные системы, И. В. Жолтовский в своем творчестве отдает предпочтение системе золотого сечения, обеспечивающей непрерывную зависимость отношений, как бы символизирующих непрерывный рост и развитие архитектурного организма. Большую роль он отводит также вопросу связи с природой в архитектурной композиции.

Размер статьи не позволяет подробнее коснуться всех вопросов создания архитектурной композиции, над которыми работал и работает И. В. Жолтовский. Издание его теоретических положений, устно им сформулированных, несомненно, принесло бы большую пользу.

Жолтовский-теоретик неотделим от Жолтовского-практика. Убедительность его теории заключается в том, что она возникла и родилась из его произведений.

Иван Владиславович - человек большого опыта и тонкого вкуса. За более чем полувековую архитектурную деятельность он создал самые разнообразные сооружения. Для надлежащего их описания и разбора нужна обширная монография. Здесь хотелось бы отметить лишь произведения мастера, выполненные за последнее время.

Одной из наиболее интересных его работ можно назвать дом на Большой Калужской улице, за который автор, как известно, удостоен Сталинской премии. Этот восьмиэтажный жилой дом, начатый строительством еще до войны, выделяется среди московских, жилых довоенных зданий огромным архитектурным масштабом своей композиции. В нем прочувствованы масштаб города - столицы нашей Родины, масштаб одной из ее ведущих магистралей, угадан будущий масштаб московских ансамблей. Предельный лаконизм, с которым разрешена вся композиция, усугубляет силу общего решения. Сознаешь, что это здание - часть гигантского целого, ансамбля улицы.



От: urist,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Школу на 1100 мест построят в поселении Филимонковском - квартал 25, земельный участок 1. Романская архитектура, статья в стиле википедии »

Отказ от ответственности (Disclaimer)