Сталинская архитектура

 

 
Архитектура Москвы
 
 
Дизайн остановок
 

 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

Архитектурное путешествие

 

Прага

 

 

Вена

 

 

Корфу

 

 

ещё:

Архитектурный стиль

Архитектурное проектирование зданий




на керамзит цена выгодная




Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Октябрь 20, 2014

Архитектура Испании

К испанской архитектуре относится архитектура, создаваемая на любой территории в том регионе, который в настоящее время является Испанией, и испанскими архитекторами по всему миру. Данный термин включает здания в текущих географических границах Испании, которые располагались там, до того как это  название было дано этим территориям (назывались ли они называют Иберия, Римская Гиспания, Аль-Андалус или были сформированы из нескольких христианских королевств). Благодаря своему историческому и географическому разнообразию, испанская архитектура попала под множество влияний. Иберийская архитектура начала формироваться параллельно с другими видами архитектуры вокруг Средиземного моря и в Северной Европе.

Реальное развитие началось с приходом римлян, которые оставили позади некоторые свои самые выдающиеся памятники Римской Испании. Приход вестготов привел к резкому ухудшению ситуации в области строительной техники, что параллельно происходило в остальной части бывшей империи. Мавританское завоевание в 711 г н.э., приводит к радикальным изменениям, и в течение следующих восьми веков произошел значительный прогресс в культуре, в том числе в архитектуре. Например, Кордова была создана в качестве культурной столицы своего времени при мусульманской династии Омейядов. Одновременно постепенно возникали христианские королевства, они создавали свои собственные стили, сначала в основном изолированные от европейских архитектурных влияний, но позже они интегрировались в романские и готические потоки, достигнув наивысшего уровня с многочисленными образцами (стиля) по всей территории. Стиль мудехар (Mudéjar), существовавший с XII по XVII века, характеризуется смешением европейских и арабских  культурных влияний.

К концу XV века и до влияния Латинской Америки с ее колониальной архитектурой сама Испания экспериментировала с архитектурой Возрождения, создаваемой в основном местными архитекторами. Испанскый стиль барокко отличался буйными украшениями Чурригереско и самым строгим стилем Эрреры, оба они  развивались отдельно от более поздних международных влияний. Колониальный стиль, который существовал на протяжении веков, до сих пор демонстрирует сильное влияние в Латинской Америке. Неоклассицизм достиг своего расцвета в работе Хуана де Вильянуэвы и его учеников.

В XIX веке существовало два внешних проявления: инженерные усилия по достижению нового языка и проведение структурных улучшений с использованием железа и стекла в качестве основных строительных материалов, и академическая направленность, в первую очередь на возрождение и эклектику, а позже на регионализм. Приход модернизма на академическую арену привел к появлению таких деятелей, таких как Гауди, и большая часть архитектуры XX века. Международный стиль возглавляли группы, такие как GATEPAC (Grupo de Artistas y Técnicos Españoles para el Progreso de l'Arquitectura Contemporánea). Испания в настоящее время переживает революцию в современной архитектуре, и мировую известность получили испанские архитекторы, такие как Рафаэль Монео, Сантьяго Калатрава, Рикардо Бофилл, а также многие другие.

Из-за их художественной значимости многие архитектурные объекты Испании, и даже части городов, были объявлены объектами всемирного наследия ЮНЕСКО. Испания занимает второе место по количеству объектов всемирного наследия в мире; больше их только в Италии. Они перечислены в Списке объектов Всемирного наследия в Европе: Испания

 

Предыстория

Архитектура мегалита

Навета-дес-Тудонс (Naveta d'Es Tudons), Менорка - Архитектура Испании
 
 

 

Навета-дес-Тудонс  (Naveta d'Es Tudons), Менорка, фото: общественное достояние

 

В каменном веке наиболее распространенным мегалитом (сооружением из огромных каменных глыб) на Пиренейском полуострове был дольмен. В плане этих погребальных камер был псевдокруг или трапеция, образованная огромными камнями, стоявшими на земле, а другие над ними образовывали крышу. По мере развития типологии появился входной коридор, и постепенно он приобрел известность и стал почти так же велик, как и комната. Коридоры с крышей и ложные купола были распространены на самой поздней стадии. В комплексе Антекера расположены крупнейшие дольмены в Европе. Лучше всего сохранился дольмен Куэва-де-Менга глубиной двадцать пять метров и высотой четыре метра, он был построен из тридцати двух мегалитов.

Образцы архитектуры эпохи бронзы, сохранившиеся лучше всего, расположены на Балеарских островах, где возникли три вида конструкций: Т-образный таула, талайот и навета. Талайотами были оборонительные башни в форме усеченного конуса и усеченной пирамиды. У них был центральный столб.  Наветы были конструкциями из больших камней, их форма была похожа на корпус судна.

 

Иберийская и кельтская архитектура

Кельтские поселения в Галисии: Кастро де Баронья - Иберийская и кельтская архитектура - Архитектура Испании
 

 

Кельтские поселения в Галисии: Кастро де Баронья, фото:Locutus Borg, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

 

Наиболее характерными конструкциями кельтов были  городища (Castros) - деревни, обнесенные стеной, обычно расположенные на вершинах холмов или гор. Они строились в районах, занятых кельтами в долине Дуэро и в Галисии. Примерами таких поселений являются Лас Коготас в Авиле и Санта-Текла в Понтеведра.

Дома этих городищах были приблизительно от 3,5 до 5 метров в длину, в основном они были круглыми, некоторые -  прямоугольными, строились они из природного камня,  крыша была соломенной, она опиралась на деревянную колонну в центре здания. Их улицы были достаточно правильными, намекая на некоторую форму центральной организации.

Города, построенные племенами ареваков (Arévacos) были связаны с иберийской культурой, и некоторые из них достигли значительного развития, например, Нуманции. Другие поселения были более примитивными и, как правило, выдолбленными в скале, например, Термантия.

 

Римский период

Градостроение

Римский театр в Мериде, Римский период - Архитектура Испании
 

 

Римский театр в Мериде, фото: Ikiwaner, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

 

Римское завоевание Гиспании, начавшееся в 218 г до н.э., предполагало практически полную латинизацию Пиренейского полуострова. Местное население глубоко впитало римскую культуру: Бывшие военные городки и иберийские, финикийские и греческие поселения были преобразованы в крупные города, где урбанизация хорошо развивалась в провинциях: Эмерита-Августа в Лузитании, Кордуба (Кордова), Италика, Гиспалис (сегодня Севилья), Гадес в Бетике, Таррако, Каесар Аугуста, Астурика Аугуста (Асторга), Лехио Септима Хемина и Лукус Аугусти в Тарраконненской  провинции были достаточно важными городами, соединенными сложной сетью дорог. Развитие строительства включает в себя некоторые памятники, сопоставимого по качеству с памятниками в столице - Риме.

 

Конструкции


 

Алькантарский мост, эпоха Траяна

 

Алькантарский мост, эпоха Траяна, фото: Para, Лицензия свободной документации GNU (FDL)

 

Гражданское строительство представлено в навязанных конструкциях, таких как Акведук в Сеговии или Мериде (​​акведук де-лос Милагрос), мосты, например, Алькантарский мост и Меридский мост над рекой Тахо, или Кордовский мост над рекой Гвадалквивир. Строительные работы были широко развиты в Гиспании при императоре Траяне (98-117 гг н.э.). Строились также маяки, например, Башня Геркулеса в Ла-Корунья, который все еще используется.

Игровая архитектура представлена ​​такими зданиями, как театры Мериды, Сагунто или Тиермеса, амфитеатрами, например, в Мериде, Италике, Таррагоне или Сегобриге, и цирки были построены в Мериде, Кордове, Толедо, Сагунто и многих других поселениях.

Религиозная архитектура также распространялась по всему полуострову: примерами являются храмы в Кордова, Вике, Мериде (Диана и Марс) и Талавера-ла-Вьехе. Основными погребальными памятниками являются башня Сципионов в Таррагоне, дистиль (портик с двумя колоннами) в Саламея-де-ла-Серена в Бадахосе и мавзолеи семьи Атилиев в Садабе и семьи Фабара в Ампуриасе, оба в Сарагосе. Триумфальные арки обнаруживаются в Капаре (четырехгранная), Бара и Мединачали.

 

Дороманский период в Испанской архитектуре

Термин «дороманское» относится к христианскому искусству после классического периода и до римского искусства и архитектуры. Он охватывает очень разнородные художественные проявления, которые создавались в разные века и в различных культурах. Территория Испании может похвастаться богатым разнообразием дороманской архитектуры: некоторые из ее ответвлений, например, астурийское искусство, достигли высокого уровня утонченности для своей эпохи и культурного контекста.

 

Вестготскаяя архитектура в Испании


Астурийское искусство

Санта Мария дель Наранко - Астурийское искусство - Архитектура Испании

 

Санта Мария дель Наранко, фото: Rafaelj, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

 

Королевство Астурия возникло в 718 году, когда племена астуров сплотились и решили назначить Пелайо своим лидером. Пелайо объединил местные племена и беженцев вестготов под своим командованием с целью постепенно восстановить готический орден.

Астуриское дороманское искусство является особой чертой всей Испании, оно сочетало в себе элементы других стилей, черты как вестготских, так и местных традиций, создало и развивало свою собственную индивидуальность и характеристики, достигнув значительного уровня утонченности не только в том, что касается конструкции, но также и с точки зрения эстетики.

Что касается его эволюции, то с точки зрения внешнего вида, астурийское дороманское искусство придерживалось «стилистической последовательности, тесно связанной с политической эволюцией королевства, его этапы были четко определены». В основном оно представлено придворной архитектурой, в ее развитии выделяется пять периодов: первый период (737-791 гг) от правления короля Фафила до Бермудо I. Второй этап включает в себя правление Альфонсо II (791-842 гг), входя в стадию стилистического определения. Эти два первых периода получили название дорамирские (Pre-Ramirense).  Наиболее важная церковь - это Сан Хулиан де лос Прадос в Овьедо, с интересной волюметрией и комплексной программой иконографических фресок, близко связанных с римской настенной живописью. Характерные решетки и тройное окно в алтарной части храма впервые появились на этом этапе. Камара Санта в соборе Овьедо, Сан Педро де Нора и Санта Мария де Бендонес также принадлежат к этому периоду.

 

Интерьер Сан Хулиан де лос Прадос - Архитектура Испании

 

Интерьер Сан Хулиан де лос Прадос, фото: Sitomon, общественное достояние

 

Третий период включает время правления Рамиро I (842-850 гг) и Ордоньо I (850-866 гг). Она называется рамирский и считается высшей точкой стиля, благодаря работе неизвестного архитектора, который привнес сюда новые структурные и декоративные достижения, например, цилиндрический свод, и последовательному использованию поперечных дуг и контрфорсов, которые сделали этот стиль довольно близким к структурным достижениям романского стиля, возникшего спустя два столетия. Некоторые авторы указывают на необъяснимое сирийское влияние, выражавшееся в богатых орнаментах. В этот период были созданы большинство шедевров стиля: Дворцовые павильоны горы Наранко (Санта Мария дель Наранко и Сан Мигель де Лильо) и церковь Санта Кристина де Лена были построены в этот период.

Четвертый период приходится на период царствования Альфонса III (866-910 гг), где сильное влияние на архитектуру Астурии оказывают мосарабы (христиане, проживавшие на территориях Пиренейского полуострова, находящихся под контролем мусульман), также более широко стали использоваться подковообразные арки. Пятый и последний период совпал с переездом двора в Леон, исчезновением царства Астурии, и одновременно, из астурийского дороманского искусства.

 

Архитектура периода повторного заселения

С конца IX до начала XI века в северных христианских королевствах было построено несколько церквей. Они широко, но неправильно известны как мосарабская архитектуры. Эта архитектура представляет собой набор неравномерно распределенных элементов различного происхождения, часто преобладает форма раннехристианского, вестготского или астурийского происхождения, в то время как в других случаях подчеркивается мусульманское влияние.

Церкви - это обычно базилики или церкви с осевой планировкой, иногда с противоположными апсидами. Основные часовни были прямоугольными в плане снаружи и ультра-полукруглыми в интерьере. Используются подковообразные арки мусульманского происхождения, они несколько более закрыты и наклонены, чем вестготские, также используется альфиз (прямоугольное обрамление верхней части арки). Двойные и тройные окна астурийской традиции и сгруппированные колонны, образующие составные колонны, с коринфскими капителями, украшенные стилизованными элементами.

Украшения сходны с вестготскими, в основном используются завитки, свастики и растительные и животные мотивы, создающие прогнозируемые границы и сдержанность внешней отделки. Предложены некоторые нововведения, например, большие дольчатые выступы, поддерживающие очень ярко выраженные свесы карнизов.

Можно наблюдать четкий контроль над технологиями в строительстве, используется щебень, стены, усиленные внешними опорами и покрытые с помощью секционных сводов, в том числе традиционных цилиндрических сводов.

 

Архитектура Аль-Андалус

Кордовский халифат

Максура Большой мечети Кордовы - Архитектура Испании -Архитектура Аль-Андалус

 

Максура Большой мечети Кордовы, фото: Mats Halldin, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

 

Мавританское завоевание бывшей Гиспании войсками Мусы ибн Нусаира и Тарика ибн Зияда и свержения династии Омейядов в Дамаске привели к созданию независимого эмирата Абд ар-Рахманом I, единственным выжившим принцем, который бежал от Аббасидов и основал свою столицу в Кордове. Она стала культурной столицей Запада с 750 по 1009 годы. Архитектура, созданная в Аль-Андалусе при Омейядах, произошла от архитектуры Дамаска с добавлением эстетических достижений локального воздействия: подковообразные арки, отличительная черта испанской арабской архитектуры, были позаимствованы у вестготов. Архитекторы, художники и мастера пришли с Востока, чтобы построить такие города, как Мадина аз-захра, великолепие которой не могли себе представить европейские королевства той эпохи.

Самым выдающимся строением Кордовы Омейядов является Великая мечеть, которую последовательными этапами строили Абд ар-Рахман I, Абд ар-Рахман II, Ал-Хакам II и Аль-Мансур.

 

Тайфы

Альхаферия в Сарагосе - Тайфы - Архитектура Испании
 

 

Альхаферия в Сарагосе, фото: Ecelan, Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic

 

Халифат исчез и был разделен на несколько небольших царств, называемых тайфами. Их политическая слабость сопровождалось культурным спадом, и наряду с быстрым развитием христианских королевств тайфы держались за авторитет структур и форм стиля Кордовы. Спад ощущался в строительных технологиях и в материалах, но не в изобилии украшений. Лопасти многолопастных арок умножались и утончались, превращались в ламбрекены, а все халифские элементы были чрезмерно подчеркнуты. Некоторые великолепные образцы архитектуры тайфов сохранились до настоящего времени, например, Дворец Альхаферия в Сарагосе, или небольшая мечеть Баб-Мардум в Толедо, позже трансформированная в один из первых примеров архитектуры в стиле мудехар (церковь Кристо де ла Лус).

 

Альморавиды и альмохады

 

Башня альмохадов и колокольная секция в стиле Возрождения сливаются в одно гармоничное целое в колокольне Ла Хиральда, Севилья.
 

 

Башня альмохадов и колокольная секция в стиле Возрождения сливаются в одно гармоничное целое в колокольне Ла Хиральда, Севиль, фото: Makinal, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

 

Альморавиды вторглись в Аль-Андалус из Северной Африки в 1086 году и объединили тайфы под своей властью. Они разработали свою собственную архитектуру, но сохранилось очень мало ее примеров, из-за следующего вторжения, теперь уже альмохадов, которые навязывали исламскую ультраортодоксальность и разрушили почти  каждое значительное здание альморавидов, в том числе Мадину аз-захра и другие сооружения халифата. Их искусство было чрезвычайно строгим и простым, они использовали кирпич в качестве основного строительного материала. В буквальном смысле единственное их внешнее украшение, «себка», основано в сетке из ромбов. Альмохады также использовали украшения с пальмовым узором, но они был не более чем упрощением гораздо более пышных пальм альморавидов. Шло время, искусство становилось немного более декоративным. Самым известным примером архитектуры альмохадов является Хиральда, бывший минарет мечети Севильи. Ее относят к стилю мудехар, но этот стиль поглощен здесь эстетикой альмохадов, синагога Санта-Мария-ла-Бланка в Толедо является редким примером архитектурного сотрудничества трех культур средневековой Испании.

 

Архитектура Насридов Королевства Гранада

Альгамбра: Львиный двор - Архитектура Насридов Королевства Гранада - Архитектура Испании
 

 

Альгамбра: Львиный двор, фото: Wzwz, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

 

После распада империи альмохадов рассеянные мавританские царства на юге полуострова были реорганизованы, и в 1237 году правители Насриды учредили свою столицу в Гранаде. Архитектура, которую они создавали, стала одной из самых богатых среди созданных мусульманами в какой-либо период. Она была многим обязана культурному наследию бывших мавританских стилей Аль-Андалус, которые Насриды смогли  эклектично сочетать, и тесному контакту с северными христианскими королевствами. Дворцы Альгамбра и Хенералифе являются наиболее выдающими сооружениями этого периода. Структурные и декоративные элементы были взяты из кордовской архитектуры (подковообразные арки), от Альмохадов (себка и пальмовое украшения), но и были и элементы, созданные ими самими, например, призматические и цилиндрические капители и мосарабские арки, в пестрой комбинации пространств интерьера и экстерьера, садоводства и архитектуры, которые стремились удовлетворить все органы чувств. В отличие от архитектуры Омейядов, которая построена на использовании дорогих и импортных материалов, Насриды использовали только скромные материалы: глину, гипс и дерево. Однако эстетический результат полон сложности, он как бы интригует смотрящего: Множественность украшений, умелое использование света и тени и включение воды в архитектуру являются несколькими ключевыми особенностями стиля. На стенах разных комнат также встречаются надписи с иносказательными стихотворениями о красоте пространств.

 

Стиль мудехар

Двор кукол в Алькасаре Севильи - Стиль мудехар - Архитектура Испании

 

 

Двор кукол в Алькасаре Севильи, фото: Dubaduba, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

 

Архитектура мавров и коренных андалузцев, которые остались на христианской территории, но не были обращены в христианство, называется «стиль мудехар». Он развивался в основном с XII по XVI век и находился под сильным влиянием мавританской вкуса и мастерства, но создавался он для использования христианскими владельцами. Таким образом, это не совсем чистый стиль: Архитекторы стиля мудехар часто объединяли свои методы и художественный язык с другими стилями в зависимости от исторического момента. Таким образом, можно говорить не только о стиле мудехар, но и о романском мудехар, мудехар-готике или мудехар-возрождении.

Стиль мудехар - симбиоз методов и способов понимания архитектуры, возникший из еврейских, мусульманских и христианских культур, живших бок о бок, он появился как архитектурный стиль в XII веке. Он характеризуется использованием кирпича в качестве основного строительного материала. Мудехар не предполагал создания новых структур (в отличие от готики или романского стиля), он переосмысливал стили западных культур через исламские влияния. Доминирующий геометрический характер, отчетливо исламский, заметно появился во второстепенных ремеслах, здесь использовались дешевые тщательно обработанные  материалы - плитка, кирпичная кладка, резьба по дереву, резьба по штукатурке и декоративные металлы. Даже после того,  как мусульмане перестали оказывать свое влияние, большая часть их наследия осталась неотъемлемой частью испанской архитектуры.

 

Церковь Саагун - Стиль мудехар - Архитектура Испании
 

 

Церковь Саагун в стиле мудехар, Леон, фото: Josemanuel, Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 2.5 Generic

 

Принято считать, что стиль мудехар зародился в городе Саагун. Этот стиль распространился на остальную часть Королевства Леон, Толедо, Авилу, Сеговию, а затем в Андалусию, особенно в Севилью и Гранаду. Комнаты Алькасар Севильи в стиле мудехар, хотя и классифицированные как мудехар, они более тесно связаны с Альгамброй Насридов, чем другие здания этого стиля, так как они были созданы Педро Кастильским, который привез из Гранады архитекторов, испытавших очень мало христианского влияния. Центры искусства мудехар встречаются и в других городах, например, в Торо, Куэльяре, Аревало и Мадригале де лас Альтас Торрес. Он был в значительной степени развит в Арагоне, с 3 основными направлениями: Сарагоса, Калатаюд и Теруэль в течение XIII, XIV и XV веков. В Теруэле была построена большая группа величественных церквей и башен. Другие прекрасные примеры стиля мудехар можно найти в Каса Пилатосе (Севилья), Монастыре Санта-Клара в Тордесильяс или в церкви в Толедо, одном из старейших и самых выдающихся центров стиля мудехар. В Толедо синагоги Санта Мария ла Бланка и Эль Трансито (обе относятся к стилю мудехар, хотя не являются христианскими) заслуживают особого упоминания.

 

Романский период в испанской архитектуре

 

Внутренний вид собора Сантьяго-де-Компостела - Романский период - Архитектура Испании
 

 

Внутренний вид собора Сантьяго-де-Компостела, фото: Lmbuga, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported 

 

Романский стиль впервые появился в Испании в X и XI веках, до влияния Клюни, в Лериде, Барселоне, Таррагоне и Уэска ​​и в Пиренеях, одновременно с севером Италии, этот стиль называется «Первый романский» или «Ломбардский романский». Это очень примитивный стиль, характеристиками которого являются толстые стены, отсутствие скульптур и наличие ритмических декоративных арок, типичным примером которых являются церкви в Валь-де-Бой.

Полноценная романская архитектура появилась под Клюни на пути Святого Иакова, который заканчивается в соборе Сантьяго-де-Компостела. Моделью испанского романского стиля в XII веке был Собор Хака с его характерным планом и апсидой и «шахматным» украшением в полоску, называемым taqueado Jaqués. По мере того, как христианские королевства расширялись на юг, данная модель распространялась в отвоеванных районах с некоторыми вариациями. Испанский романский стиль также демонстрирует влияние испанских прероманского стилей, в основном астурийского и мосарабского. Но заметно также и сильное мавританское влияние, особенно в сводах мечетей Кордовы и в использовании многолопастных арок. В XIII веке некоторые церкви чередовались в стиле между романским и готическим. Арагон, Наварра и Кастилия-Леон - это некоторые из районов с лучшими примерами испанской романской архитектуры.

 

Готический период в испанской архитектуре

Кафедральный собор в г. Бургос- Готический период - Архитектура Испании

 

Кафедральный собор в г. Бургос, фото: FAR, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

 

Готический стиль прибыл в Испанию в результате европейского влияния в XII веке, когда поздний романский чередовался с несколькими проявлениями чистой готической архитектуры, например, в соборе Авилы. Высокая готика прибыла во всей своей силе через Пути святого Иакова в XIII веке, с несколькими самыми подлинными готическими соборами, с немецким и французским влиянием: например, в соборах в Бургосе, Леоне и Толедо.

Наиболее важные готические стили после XIII века в Испании - это Готика Левантино и Исабеллино. Готика Левантино характеризуется структурными достижениями и их объединением пространства, ее шедеврами являются Ла Сеу (собор) в Пальма-де-Майорка, шелковая биржа Валенсии (Lonja de Valencia) и Санта-Мария-дель-Мар (Барселона).

Готика Исабеллино, созданная во времена католических монархов, была частью перехода к Возрождению в архитектуре, она также выражала сильное сопротивление стилю итальянского Возрождения. Основными примерами этого стиля являются Монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес в Толедо и Королевская часовня Гранады.

 

Возрождение

Дворец Карла V в Гранаде - Возрождение - Архитектура Испании
 

 

Дворец Карла V в Гранаде, фото: Manuel González Olaechea, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported 

Дворец завоевания, Трухильо - Возрождение - Архитектура Испании

 

Дворец завоевания, Трухильо, фото: Bernard bill5, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported 

 

В Испании Возрождение впервые возникло в дополнение к готическим формам в последние десятилетия XV века. Этот стиль начали распространять в основном местные архитекторы: что является причиной создания особенного испанского Возрождения, которое принесло с собой влияние архитектуры Южной Италии, иногда из освещенных книг и картин, смешанной с готической традицией и местными особенностями стиля. Новый стиль получил название Платереско из-за обильно украшенных фасадов, которые напоминали декоративные мотивы работ ювелиров по серебру с мельчайшими подробностями - "Plateros" (исп. plata, серебро). Классические ордеры и мотивы канделябров (candelieri) свободно объединялись в симметричное целое.

В этой обстановке Дворец Карла V по проекту Педро Мачука в Гранаде стал неожиданным достижением в самом передовом стиле Возрождения того времени. Дворец может быть охарактеризован как преддверие маньеризма, благодаря преобладанию классического языка и прорывным эстетическим достижениям. Он был построен до основных произведений Микеланджело и Палладио. Его влияние было очень ограниченным и неправильно понятым, формы платереско введены в общую панораму.

Через десятилетия готическое влияние исчезло, и исследование православного классицизма достигло высокого уровня. Хотя платереско является широко используемым термином для определения большинства архитектурных произведений конца XV и первой половины XVI века, некоторые архитекторы создали совой собственный более трезвый стиль, среди них Диего Силое и Родриго Хиль де Онтаньон.

Примерами этого стиля являются фасады Университета Саламанки и  монастыря Сан-Маркос в Леоне.

Изюминкой испанского Возрождения является Королевский монастырь Эскориал по проекту Хуана Баутисты де Толедо и Хуана де Эрреры, здесь очень близкое следование искусству Древнего Рима был преодолено благодаря использованию чрезвычайно умеренного стиля. Влияние крыш Фландрии, символизм немногочисленных украшений и точный срез гранита были основами нового стиля, который влиял на испанскую архитектуру в течение столетия: Эррерская архитектура (эрререско) Ученик Эрреры Хуан Баутиста Вильяльпандо оказал влияние на интерпретацию недавно восстановленного текста Витрувия, чтобы сделать предположение о происхождении классических ордеров в Храме Соломона.

 

Эскориал - Возрождение - Архитектура Испании
 

 

Эскориал, фото: Magnus Manske, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported 

 

Период барокко в архитектуре Испании

По мере того, как итальянские барочные влияния проникали через Пиренеи, они постепенно превосходили в популярности сдержанный, подражающий классическому стилю подход Хуана де Эрреры, который был в моде с конца XVI века. Еще в 1667 году фасады собора Гранады (Алонсо Кано) и собора г. Хаэн (по проекту Эуфрасио Лопеса де Рохаса) обозначили свободу художников в интерпретации традиционных мотивов испанской архитектуры собора в  барочной эстетической идиоме.

Национальный стиль барокко с его корнями еще в стиле Эрреры и в традиционной конструкции кирпича развивался в Мадриде в течение всего XVII века. Примерами являются Пласа-Майор и Дом Булочника (Casa de la Panaderia, Casa Mayor).

Современный фасад собора Сантьяго-де-Компостела - Период барокко - Архитектура Испании
 

 

Современный фасад собора Сантьяго-де-Компостела, фото: Lmbuga, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported 

 

В отличие от искусства Северной Европы, испанское искусство этого периода обращалось к эмоциям, а не стремилось угодить интеллекту. Семья Чурригеро, которая специализировалась на проектировании алтарей и заалтарных полок, восстала против трезвости классицизма эрререско и способствовала развитию сложного, преувеличенного, почти странного стиля поверхностного украшения, известного как «чурригереско». За полвека они превратили Саламанку в образец города в стиле чурригереско.

Эволюция этого стиля состояла из трех этапов. Между 1680 и 1720 годами Чурригера популяризировала смесь соломоновых столбов Гварини и композитного ордера, известного «высший ордер». Между 1720 и 1760 годами колонна чурригереско или эстипите в форме перевернутого конуса или обелиска, стала центральным элементом декоративного оформления. С 1760 до 1780 годы происходило постепенное смещение интереса от витого направления и чрезмерного орнамента к неоклассическому балансу и трезвости.

Два самых привлекательных творения испанского барокко - энергичные фасады Вальядолидского университета (Диего Томе, 1719 г) и Приют-де-Сан-Фернандо в Мадриде (Педро де Рибера, 1722 г), криволинейная экстравагантность которого кажется предвестником Антонио Гауди и стиля модерн. В этом случае, как и во многих других, дизайн включает в себя игру тектонических и декоративных элементов с небольшим отношением к структуре и функции. Тем не менее, стиль барокко чурригереско предложил несколько самых впечатляющих комбинаций пространства и света в таких зданиях, как Картезианский монастырь в Гранаде, который считается апофеозом стилей чурригереско в применении к внутренним пространствам, или капелла Транспаренте собора Толедо по проекту Нарцисо Томе, где скульптура и архитектура объединены для достижения заметных световых драматических эффектов.

Королевский дворец Мадрида - Период барокко - Архитектура Испании
 

 

Королевский дворец Мадрида, фото: Kadellar, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported 

 

Королевский дворец в Мадриде и проектные работы Пасео дель Прадо (Салон дель Прадо и ворота Алькала) в том же городе заслуживают особого упоминания. Их построили короли династии Бурбонов Филипп V и Карл III в международном умеренном стиле барокко, который часто ошибочно принимают за неоклассический стиль. Королевские Дворцы Ла Гранха-де-Сан-Ильдефонсо в Сеговии и Аранхуэс в Мадриде являются хорошими примерами барочной интеграции архитектуры и озеленения с заметным французским влиянием (Ла Гранха известен как испанский Версаль), но с местными пространственными представлениями, которые в некоторых отношениях отображают наследие мавританской оккупации.

Стиль рококо впервые продемонстрирован в Испании в соборе в Мурсии, западный фасад, 1733 г. Величайшим представителем испанского стиля рококо был местный мастер Вентура Родригес, он создал ослепительный интерьер базилики Богоматери Пиларской в Сарагосе (1750 г).

 

Перевод статьи английской википедии.

(Внимание!, продолжение статьи читайте далее )





От: Михайлова Александра,  9573 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Современная архитектура Греции фото Испанская архитектура (продолжение - Испанская колониальная архитектура) »