Внимание

 

Проекты спортивных сооружений

 

Современная архитектура - проекты спортивных сооружений

 

Проекты аэропортов

 

Проекты аэропортов







Архитектурное бюро Глушкова



Опубликовано: Декабрь 6, 2018

Канал имени Москвы - великое гидротехническое сооружение времён Сталина

Описание

Канал имени Москвы соединяет столицу с Волгой. Это уникальное сооружение. Канал не самотечный, а «энергетический»: воду для переброски из Волги поднимают насосами по пяти ступеням со шлюзами. Каждый шлюз – уникальное произведение архитектурного искусства сталинских времен.

Канал поставляет в Москву около 60% потребляемой воды и важные грузы с Волги – стройматериалы, лес, уголь и зерно. Его водные ресурсы работают на нескольких ГЭС и дают электроэнергию – в том числе, для подъема воды. По каналу ходят пассажирские теплоходы до Санкт-Петербурга, Перми, Уфы, Астрахани, Ростова-на-Дону.

Канал имени Москвы - великое гидротехническое сооружение времён Сталина

Длина канала – 128 км, ширина по поверхности – 85 метров, по дну – 45 метров, глубина – 5,5 метра. На нем 11 шлюзов, 10 плотин, восемь гидроэлектростанций (ГЭС), семь железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два тоннеля, две тросовые паромные переправы для автотранспорта – всего более 240 гидротехнических сооружений.

Канал имени Москвы - великое гидротехническое сооружение времён Сталина

Особенно красивы и оригинальны шлюзы 7, 8 и 9, а также Карамышевская плотина. У входа в канал им. Москвы лицом к шлюзу стоит гранитный Ленин. Рост Владимира Ильича вместе с постаментом – 37 метров. Раньше напротив Ленина располагался Сталин, но при Хрущеве эту статую уничтожили.

Канал имени Москвы - великое гидротехническое сооружение времён Сталина

В 1930-е годы Москву-реку у Кремля можно было перейти вброд, городу критически не хватало воды. Работа над строительством канала им. Москвы началась в 1932 году и длилась 4 года и 8 месяцев.

Канал имени Москвы - великое гидротехническое сооружение времён Сталина

Для сооружения канала был создан крупнейший строительный лагерь сталинской эпохи Дмитлаг. Заключенные копали землю вручную, перебрасывая ее лопатами по цепочке, возили на деревянных тачках. В советской литературе упоминалось, что при строительстве применялся 171 экскаватор, 160 паровозов, тысячи автомобилей.

Канал имени Москвы - великое гидротехническое сооружение времён Сталина

У каждого шлюза – особый облик. Их башни имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур. Например, башни одного из шлюзов увенчаны моделями кораблей, напоминающими каравеллы Христофора Колумба.

Канал имени Москвы - великое гидротехническое сооружение времён Сталина

На 128-километровой трассе канала построено восемь шлюзов: один на реке Волге в Дубне, пять — на северном склоне канала, два – на южном склоне. Три были созданы на Москве-реке для обеспечения судоходства в черте города. Все шлюзы канала автоматизированы.

Канал имени Москвы - великое гидротехническое сооружение времён Сталина

Судоходно-водоводный канал разделен на ряд участков с помощью заградительных ворот, которые позволяют выключить из общей системы канала отдельные участки и водохранилища. К примеру, это нужно для проведения ремонта. Принцип действия: с помощью лебедок со дна поднимаются ворота.

Канал имени Москвы - великое гидротехническое сооружение времён Сталина

Максимальная скорость движения по воде внутри самого канала – не более 12 км/час. Скорость низкая для того, чтобы берега не размывались от волн. По водохранилищам ограничения скорости нет.

По каналу им. Москвы ходят двух- и трехпалубные теплоходы. Путешествия начинаются с причалов Северного речного вокзала. Самые популярные направления – Углич, Кострома, Ярославль

Технические сооружения

В составе канала имени Москвы — более 240 различных гидротехнических сооружений.

Сооружения канала создают замечательный архитектурный ансамбль; каждый шлюз имеет особый облик. Башни шлюзов имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур. Крупнейшим сооружением канала имени Москвы является Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту А. М. Рухлядева, В. Ф. Кринского и др. Другие работы указанных архитекторов, сделанные для канала, также заслуживают внимания — это шлюзы № 7 и № 8 (архитектор В. Ф. Кринский), шлюз № 9 и Карамышевская плотина (архитектор А. М. Рухлядев), шлюз № 2 (архитектор А. Л. Пастернак), шлюз № 4 (архитекторы А. Л. Пастернак, Г. Г. Вегман; башни верхней части напоминают триумфальные арки), шлюз № 5 (архитектор Д. Б. Савицкий; на шлюзе установлена скульптура «Девушка, несущая корабль»). Примечательна и архитектура шлюза № 3 — его гранитные башни увенчаны моделями кораблей, напоминающими каравеллы Христофора Колумба.

Плотины

Канал имени Москвы - великое гидротехническое сооружение времён Сталина


Основными сооружениями канала имени Москвы, как и всякого крупного гидротехнического комплекса, являются плотины. Всего на канале построено 10 плотин, из них семь земляных и три бетонных.

Земляные

  1. Акуловская земляная плотина
  2. Иваньковская земляная плотина
  3. Икшинская земляная плотина
  4. Пестовская земляная плотина
  5. Пироговская земляная плотина
  6. Пяловская земляная плотина
  7. Химкинская земляная плотина

Бетонные

  1. Иваньковская бетонная плотина
  2. Карамышевская бетонная плотина
  3. Перервинская бетонная плотина

Шлюзы

На 128-километровой трассе канала было построено 8 шлюзов: один на реке Волга в Дубне, пять — на северном склоне канала, два — на южном склоне. Три шлюза были созданы на реке Москва для обеспечения судоходства в черте города. Все шлюзы канала автоматизированы. Габаритные рабочие размеры камеры — 290×29 метров.

  1. Шлюз 1 (Дубна)
  2. Шлюз 2 (Темпы)
  3. Шлюз 3 (Яхрома)
  4. Шлюз 4 (Деденево)
  5. Шлюз 5 (Икша)
  6. Шлюз 6 (Икша)
  7. Шлюз 7 (Тушино) двухкамерный
  8. Шлюз 8 (Тушино) двухкамерный
  9. Шлюз 9 (Мневники) по размеру камеры, но имеющий среднюю голову и возможность работать в усечённом варианте для пропуска маломерных судов.
  10. Шлюз 10 (Нагатино)
  11. Шлюз 11 (Нагатино) для пропуска маломерных судов. В настоящее время работает в качестве дока.

ГЭС

При строительстве канала было возведено семь гидроэлектростанций. Две ГЭС (Ново-Тверецкая и Ново-Цнинская) были добавлены в ведение канала позднее.

  1. Акуловская ГЭС
  2. Иваньковская ГЭС
  3. Карамышевская ГЭС
  4. Листвянская ГЭС
  5. Ново-Тверецкая ГЭС
  6. Ново-Цнинская ГЭС
  7. Перервинская ГЭС
  8. Пироговская ГЭС
  9. Сходненская ГЭС

Насосные станции

  1. 182 «Темпы»
  2. 183 «Яхрома»
  3. 184 «Комсомольская»
  4. 185 «Икша-II»
  5. 186 «Икша-I»

Подача воды в канал достигает 100—120 м³/с (макс.)

Водосборы

Наиболее крупные реки, впадающие в канал: верхняя Яхрома, впадающая на отметке 138 метров, а также впадающие на отметке 162 метра Вязь и верховья Учи с Клязьмой.


Порты, вокзалы

  • Северный речной вокзал
  • Северный речной порт
  • Южный речной вокзал
  • Южный речной порт
  • Западный речной порт

Причалы

В ведении канала имени Москвы находятся следующие причалы:

  • Аксаково (II)
  • Бухта радости (I)
  • Витенёво (III)
  • Водники (III)
  • Горки (I)
  • Дмитров (III)
  • Зелёный мыс (II)
  • Икша (I)
  • Лесное (II)
  • Михалёво (II)
  • Новосельцево (I)
  • Пирогово (I)
  • Рождествено (III)
  • Серебряный бор (III)
  • Солнечная поляна (II)
  • Соревнование (III)
  • Степаньково (III)
  • Тишково (II)
  • Троицкое (II)
  • Ударная (III)
  • Хвойный бор (I)
  • Химки (III)
  • Хлебниково (II)
  • Чёрная речка (II)
  • Чиверёво (II)
  • Яхрома (III)

в скобках указана категория причала.

Мосты

Канал имени Москвы пересекают следующие мосты:

  • Татищевский автомобильный мост у д. Татищево и пересечения А-104 с ж.д. Савёловского направления
  • Рогачёвский автомобильный мост в Дмитрове
  • Яхромский автомобильный мост в Яхроме
  • Яхромский ж/д мост у пгт Деденёво
  • Автомобильный мост Малого Московского кольца (трасса А-107) у плтф. Морозки
  • Пешеходный переход с правого берега к Шлюзу № 6 (и через него) у ст. Икша
  • Автомобильный мост Дмитровского шоссе (трасса А-104) через Клязьминское водохранилище
  • Хлебниковский ж/д мост (Долгопрудный)
  • Химкинский ж/д мост (Октябрьской ж.д.) через Химкинское водохранилище
  • Химкинский автомобильный мост (МКАД) через Химкинское водохранилище
  • Ленинградский автомобильный мост через Химкинское водохранилище (старый и новый)
  • ж/д мост (Рижского направления) над нижней камерой шлюза № 8


Ссылки:

Сталинская архитектура

ru.wikipedia.org/

https://stroi.mos.ru/unikalnaya-arhitektura/moskva/kanal-imieni-moskvy-poit-snabzhaiet-i-osvieshchaiet-moskvu




От: mdr  23 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Парк «Тюфелева роща» на ЗИЛе - пример реновации бывших промземель район Западное Дегунино, Москва, архитектура »