Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова


Архитектура. Строительство. Дизайн. / 06.2005 p-16x16

 

 

Все выше, и выше, и выше...

Седьмой международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера Под крышей Дома...

 

 

Для меня самое главное - не повторяться
Я хочу, чтобы в архитектуре присутствовала чистота, рыцарство:
и в семантике, и в тектонике.

Б. Улькин
 

 
 

Таинственное число "семь"! Англичане и французы, итальянцы и русские, индусы и арабы, турки и другие народы считают его священным, магическим, счастливым. Знаменитый Дом на Брестской тоже попал под таинственные чары этого числа - благодаря реконструкции он скоро вырастет на семь этажей. А Седьмой международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера "Под крышей Дома...", который проходил в марте этого года, показал новые грани и возможности архитектурного и дизайнерского искусства. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию рассказ об этом неоринарном событии с комментариями члена жюри Фестиваля, архитектора, академика Академии информатизации при ООН Бориса Улькина.

Седьмой международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера

Философию архитектуры каждый архитектор ощущает по-своему. Кто-то идет от содержания к форме, кто-то - наоборот... Талантливый архитектор знает наверняка: чтобы его творение осталось, как минимум, на века, надо создать не фасад, деталь или план, а нечто целое - образ. А потом огранить его. Это требует не только таланта, но и синтетических знаний. Вот почему наши архитекторы, особенно молодые, осваивают сразу несколько профессий: дизайн интерьера, фотографию, дизайн одежды, мебели, психологию...

Борис Улькин: "Раньше талантливому архитектору было трудно пробиться, а сейчас нет, сегодня время бесстилья. Можно помнить, как у нас архитектура развивалась от Петра 1. Можно взять любого нашего архитектора, например Матвея Казакова,Андрея Воронихина, - им ничего не надо было изобретать, Петр говорил: "Хочу, чтобы было так...". У нас сегодня полное смешение стилей. Можно сравнить с вездеходом, который проехал по тундре и нарушил ягелевую основу, которая восстановится только через тысячу лет. Так и здесь, все очень тонко. Надо заниматься футурологией, быть конструктором, художником, надо быть всем. А у нас каждый делает свое. Ле Корбюзье делал и планировку города, и функциональность, и силуэт здания, и пластику, и искусство - все. Чтобы сделать великолепный интерьеp, нужно не только "залепить" стены, сначала их нужно спроектировать. Быть просто дизайнером-декоратором, это очень мало. Все самое лучшее обычно получается на стыке профессий. Можно сделать хороший интерьер из существующих стен, но для этого надо знать математику, ритмику, аналитическую алгебру".

В конкурсе по традиции участвовали профессиональные архитектурные работы в области общественного и частного интерьера, а также предметы мебели и света. На выставке была представлена мебель известных европейских фабрик, детали и декоративные элементы интерьера, ткани и эксклюзивные отделочные материалы ведущих интерьерных салонов и фирм.

Среди 120 участников фестиваля были как именитые, так и молoдыe дизайнеры и архитекторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Сaмapы, Омска, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Кирова, Тольятти, дальнего и ближнего зарубежья - США, Мексики, Чехии, Украины (Киев), Белоруссии (Минск). Фестиваль, как всегда, открывал новые имена и таланты, которые сегодня чаще всего рождаются в глубинке.

Борис Улькин: "Периферийная архитектура стала лучше московской, в ней есть очень интересная натура. Там нет больших денег, но есть творчество, а деньги, к сожалению, начинают ему мешать. Периферия начинает делать свое, потому что идет борьба с Москвой, вернее, с идеей. Я уверен, что российскую архитектуру вытащит периферия, там есть колорит, дух, природа. Прежде всего, надо знать Пушкина, чтобы использовать глубинныe традиции, а не навешанные"...

В жюри фестиваля работали звезды архитектурного и дизайнерского искусства: архитектор, академик Академии информатизации при ООН Борис Улькин; президент Союза дизайнеров России Юрий Назаров; художественный руководитель Центра современного искусства, академик Академии художественной критики, член Ассоциации художественной критики Леонид Бажанов; облаадатели Гран-при Международного фестиваля архитектуры и дизайна интерьера "Под крышей дома..." 2001 года, талантливые питерские архитекторы Алексей Левчук и Александр Романчук; руководитель персональной творческой мастерской Николай Лызлов; архитектор, зам. главного редактора журнала "Проект Россия" Алексей Муратов; руководитель персональной мастерской, преподаватель МАрхИ, член Московского архитектурного общества Олег Попов; дизайнер, художник, главный редактор журнала "ELLE Dесоr" Наталья Почечуева.

Волею судьбы, среди членов жюри в этот раз не было зарубежной знаменитости: итальянский архитектор, философ и общественный деятель, обладатель самых престижных международных наград и званий Массимилиано Фуксас не смог присутствовать на фестивале. Но один из его принципов: "Архитектура должна быть похожа на ландшафт, а не изображать историю, что с ней часто случается, и напоминать архитекторам об этической составляющей профессии" - был положен в основу концепции фестиваля.

Седьмой международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера

Борис Улькин: "То, что не было мировой архитектурной знаменитости - это, на мой взгляд, плохо. Например, никто не захотел рассматривать мексиканскую работу. Думаю, это была самая лучшая работа на этом конкурсе, ей можно было дать и первую премию, и Гран-при, потому что она была цельной. Вся эта гостиница - от фундамента до интерьера - была как самолет, где форма и пространство едины. Конкурс все-таки должен быть международным, а не с международным участием".


Несмотря на относительную молодость членов жюри, его профессиональный уровень был очень высок. На этот раз жюри было одновременно и просто, и сложно работать. Просто - потому, что практически по каждому номинанту все высказывались единогласно. Поэтому заседание жюри длилось в два раза меньше, чем обычно. А сложно - из-за обилия интересных работ, выполненных в разных жанрах и стилистике. Их практически невозможно было сравнивать. В результате жюри приняло нестандартное, отклонявшееся от регламента решение, присудив призовые места гораздо большему числу работ.

На конкурс было представлено 190 работ по следующим номинациям: "Жилой интерьер" (47), "Общественный интерьер" (60), "Декорирование интерьера" (25), "Деталь интерьера" (33), "Предмет В интерьере" (26).

Седьмой международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера

Программа фестиваля, как всегда, была интересной и многообразной: мастер-классы, лекции, "круглые столы". Для ценителей итальянского дизайна прозвучала лекция президента концерна "Oпера Тоскана" (Италия) Мауро Росси "Дизайн в Тоскане. История, культура, искусство". О возрождении Чикаго и его архитектурных шедеврах рассказал представитель Международной ассоциации дизайнеров интерьера Патрик Т. Кинг (США, "Чикаго-Дизайн"). Очень интересным, особенно для женщин, питающих любовь одновременно к дизайну и журналистике, было выступление архитектора Т. Манеевой и И. Бассоли: "Интерьер. Женщина.Журналистика" (Международная школа дизайна). Любители новинок путешествовали по миру отделочных материалов из полудpaгoцeнных камней для эксклюзивных интерьеров, который для них открыла заместитель генерального директора компании "Евростоун Эксклюзив" Н. Жагрова.

Лекция "Цветопластический язык выдающихся мастеров живописи ХХ века" на первый взгляд необычна для фестиваля. Однако, вполне возможно, подобные темы станут для него традиционными. Во всяком случае автор лекции, заведующий кафедрой Дизайна окружающей среды, преподаватель высшей школы МАрхИ, доктор архитектуры Андрей Ефимов абсолютно уверен в том, что глубокое понимание цветовой гармонии необходимо для оформления интерьера.

Седьмой международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера

Гости фестиваля, как всегда, с нетерпением ждали показа моделей Елены Теплицкой. Вот уже седьмой год Лена - самый любимый и преданный его участник. Именно здесь рождались многие ее модели. На этот раз она представила свою новую коллекцию "Шелковые кисточки".

Сегодня российские архитекторы не только проектируют пространство, но и декорируют интерьер собственными предметами интерьера - это мебель, свет, аксессуары, детали и многое другое. В их работах все меньше штампов и повального использования зарубежных составляющих. Например, Иван Шалмин в последних своих интерьерах использует только собственные разработки.

Сегодня российские архитекторы не только проектируют пространство, но и декорируют интерьер собственными предметами интерьера - это мебель, свет, аксессуары, детали и многое другое. В их работах все меньше штампов и повального использования зарубежных составляющих. Например, Иван Шалмин в последних своих интерьерах использует только собственные разработки.

Выставка показала достаточно высокий уровень российских производителей. Сегодня они предлагают заказчику предметы интерьера, мебели, отделочные материалы ничуть не хуже тех, которые раньше покупали в Италии или Франции. Теперь и у нас можно сделать уникальные, современные, ни на что не похожие аксессуары. Это с успехом продемонстрировали на выставке фирмы "Другая мебель" и "Белотто".

Гран-при фестиваля получила работа "Квартира на ул. Пречистенка" (номинация "Жилой интерьер"). Жюри единогласно приняло решение присудить призовой Диплом за реконструкцию работе "Бизнес-центр "Красная роза" (Архитектурное бюро "Рождественка"). Первое место заняла "Квартира "Алые паруса"" (номинация "Жилой интерьер", авторы - Б.Уборевич-Боровский, А,Федорова) .

Борис Улькин: "Уборевич-Боровский занял первое место - это справедливо. Я его очень люблю, за него голосовали все. Но все же это не русский интерьер. Работе мешает то, что все элементы интерьера произведены в других странах. Как можно создать новый интерьер, если вы покупаете все готовое? Надо создавать свое, производить в своей стране, перейти на наше дерево, наш металл".

Специальным дипломом за проект была отмечена работа метpa архитектуры Михаила Филиппова, написанная акварелью. Никoгo не оставили равнодушными простота и стиль работы Наталии Тамручи: стол из простой фанеры, покрашенный простой синей краской, смотрелся очень стильно и эффектно (номинация"Предмет в интерьере").

Борис Улькин: "Что мне понравилось на фестивале больше всего - стала появляться "другая" мебель, так называемая бедная, из фанеры - вот это творчество. Талантливая архитектура не нуждается в большой отделке, там должны быть форма и смысл. Мне понравился Козырь ("Жилой дом в Горках", авторы А.Козырь, и И.Бабак, "ARCH-4" - Ред.), потому что он пытается сделать свое. Я видел его работы и раньше, он немного занимается техникой, что и позволило ему сделать такую архитектуру. К сожалению, дизайнер часто занимается не пространством, а только его "облеплением". Пространство надо воспринимать немножко по-другому. Например, стол, его пространство - это то, что им вытесняется, вытесненный воздух. Далеко не все знают, что в любом помещении много энергий: биологическая, биохимическая, энергия Земли"...

Конечно, были в работе фестиваля и свои минусы. Некоторые, например, считают, что в совершенствовании нуждается система отбора конкурсных работ, а также принцип формирования жюри.

Борис Улькин: "На мой взгляд, надо более внимательно оценивать работы, и не в один этап. На любом международном конкурсе до жюри работы смотрит техническая комиссия и снимает те, в которых есть хоть малейший плагиат, даже если эта работа может претендовать на первое место. Если она не нова, не уникальна, ее рассматривать нельзя. Надо, чтобы рост культуры опережал все остальное... Мое предложение - на подобные фестивали надо собирать разноплановое жюри, как это делают французы, приглашая философов, ученых, режиссеров, литераторов. Давайте проведем эксперимент и пригласим в следующий раз, например, Карена Шахназарова, он ведь занимается пространством, сценографией"...

Реконструкция Дома на Брестской уже началась. Но это ничуть не пугает постоянных участников, партнеров и гостей будущих фестивалей. Потому что вместе с этажами будет расти и сам фестиваль, его признание профессионалами мира дизайна и архитектуры. Если вы не верите, что это возможно, - приходите, участвуйте и удивляйтесь вместе с нами!







Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Седьмой международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьа, Коммерческий интерьер / 03.2005 UST - Build 2005, Строительство. Дизайн. / 06.2005 Вторая Международная научно-практическая конференция-выcтавка »