ѕроекты домов

 

ѕроекты домов, общественных зданий, посЄлков и пр.

 







јрхитектурное бюро √лушкова



 оммерсантъ / 25.03.2005 p-16x16
≈врорублЄвка на Ѕрестской. ѕарад чуждой мосархитектуры,  оммерсантъ

≈врорублЄвка на Ѕрестской. ѕарад чуждой мосархитектуры


¬ ћоскве открылс€ очередной фестиваль "ѕод крышей дома", представл€ющий пафосные частные интерьеры на площадке ћоскомархитектуры - главного архитектурного управлени€ ћосквы. √ригорий –евзин обнаружил на фестивале новую тенденцию - интерьер новорусского зарубежь€.

ћоскомархитекгура не занимаетс€ ни интерьерами, ни частными домами. Ќо ей принадлежит ƒом на Ѕрестской - здание, которое функционирует как строительна€ выставка. “о есть наполнено кондиционерами, сантехникой, отопительными системами и всем таким, что купить может только частный заказчик. ћоскомархитектура регул€рно предпринимает усили€, чтобы этого заказчика в этот дом заманить, главным меропри€тием этого заманивани€ и служит фестиваль "ѕод крышей дома". ¬ целом архитекторам, работающим с частным заказом, в ћоскомархитектуре делать нечего - они там ничего не согласовывают, ни от кого не завис€т и никого не ублажают. ≈сть, однако же, класс московских архитекторов, занимающих промежуточную позицию: они непосредственно не вход€т в лужковскую архитектурную машину, но вместе с тем все же пытаютс€ строить в ћоскве дома, одновременно зарабатыва€ деньги в интерьерах. Ётого можно добитьс€ довольно сложным путем, а именно завоевать такую архитектурную репутацию, чтобы в ћоскомархитектуре теб€ уважали, хот€ ты к ней и не принадлежишь. “ак что формат выставки получаетс€ очень русским - это экспозици€ тех частно практикующих архитекторов, которые лично уважают главного архитектора ћосквы јлександра  узьмина и которых он тоже уважает, несмотр€ на их негосударственный статус.

—толь замысловатый сценарий, как ни странно, не вредит фестивалю, а скорее наоборот, делает его интересным. ¬о-первых, главный архитектор ћосквы јлександр  узьмин обладает каким-то неуместным дл€ чиновника такого ранга чутьем на действительно талантливых архитекторов. что, надо полагать, доставл€ет ему немало страданий, поскольку дл€ того, чтобы их продвигать, административного ресурса ему не хватает. ¬о-вторых, административный ресурс фестивал€ позвол€ет приглашать в его жюри западных звезд, потому что, когда они получают приглашени€ от главного архитектора ћосквы, они не совсем понимают, что именно им предстоит судить, и соглашаютс€ приехать. “ут уже побывали  арим –ашид и ’анс ’олл€йн, а в этом году должен был приехать ћассимилиано ‘уксас. “ут, правда, случилась накладка - в день открыти€ он прислал письмо с извинени€ми, что не может приехать по семейным обсто€тельствам. Ќадо сказать, что через три дн€ в ћилане открываетс€ нова€ территори€ миланской €рмарки по его проекту, крупнейшее сооружение »талии за последние 25 лет, открывать его будет лично —ильвио Ѕерлускони, так что легко предположить, что и семь€ ‘уксаса, и он сам немного зан€ты.

¬прочем, отсутствие иностранной звезды позвол€ет внимательнее сконцентрироватьс€ на наших. —обытием фестивал€, несомненно, €вл€етс€ интерьер торгового центра у станции метро "¬аршавска€" јндре€ „ернихова. Ётот архитектор обладает каким-то удивительным талантом реализовывать в ћоскве самые отв€занные деконструктивистские проекты. ƒо этого он возвел школу дл€ детей-аутистов среди п€тиэтажек ќстанкина, а теперь вот построил на ¬аршавке такую штуку, котора€ живо напоминает поразившее несколько лет назад здание медиатеки в —ендаи обладател€ "«олотого льва" ¬енецианской биеннале “ойо »то,- колонны на четырех этажах комплекса наклон€ютс€ под немыслимыми углами, будто они поломаны, а все окна превратились в произвольной формы пробоины, будто здание взорвалось. ¬аршавка, конечно, промзона ћосквы, но это здание сделало бы честь и промзоне ¬ены, да и в центре ¬ены смотрелось бы уместно. ¬ общем, стопроцентный хит, который, несомненно, покажут еще сто раз и сто раз наград€т,- оп€ть же только уважением к јлександру  узьмину можно объ€снить тот факт что јндрей „ернихов избрал первой площадкой дл€ показа такой лихой штуки фестиваль "ѕод крышей дома".

ќстальные же участники на редкость спокойны. ѕобедитель всех возможных российских фестивалей јлексей  озырь показывает интерьер дома на –ублевке с истинной находкой - огромный бассейн дома выдвинут непосредственно в гостиную. “ипологически это находка и открытие, до сих пор наши архитекторы пр€тали бассейны по подвалам, тракту€ их как отчасти интимный помывочный инструмент, а теперь это главное общественное пространство дома. Ќо при всей авангардности решени€ оно выгл€дит предельно нешумным и несуетным, вы сидите над водой как бы на антресол€х, журчит вода, и настроение какое-то пр€мо дзен-буддистское. ƒа и в целом можно сказать, что среди обладателей роскошных интерьеров в ћоскве вдруг произошел рецидив гармоничного, спокойного минимализма, что несколько расходитс€ с прин€той сегодн€ в европейских интерьерах модой на необарокко 70-х годов. »сключение составл€ет интерьер квартиры, созданной  ареном Ѕаль€ном, она включает в себ€ три огромных купольных зала, выполненных в разнообразных стилистиках от мусульманской до ар-нуво, и вполне сопоставима с небольшим дворцом, которые султаны любили строить на берету Ѕосфора в конце XIX века.

¬ общем, довольно странное впечатление. √овор€т, что среди представителей бизнеса сегодн€ в ћоскве такие настроени€, что им скорее подойдут нервные небольшие интерьеры, да и вроде бы они вообще не очень стро€тс€, а больше куда-то собираютс€. ј тут такое спокойствие, така€ гармони€, что видно - люди ничего не опасаютс€ и устраиваютс€ надолго с элементом просветленной гармонии. ѕравда, можно предположить, что это заказчики не из отъезжающих. ѕотому что контрастом выгл€дит выставленный ћихаилом ‘илипповым "ƒом бизнесмена в Ѕаден-Ѕадене".

Ёто частный интерьер, но он занимает трехэтажный дворец конца XIX века. —делан он совершенно виртуозно, внутрь этого интерьера вписан гигантский купол, данный как бы в разрезе, так что, путешеству€ по интерьеру, вы как будто бы двигаетесь внутри гигантской архитектурной модели вроде модели кремлевского дворца Ѕаженова или, скорее »саакиевского собора ћонферана. Ёто одновременно и фантастический аттракцион и фантастические руины - и очень величественно, и очень трагично, нервно, жестко.  ажетс€, что это какой-то сон-кошмар, что ты оторвалс€ от земли и теперь вечно летаешь в разорванном пополам куполе. √армонии тут нет, тут есть пам€ть об утраченной гармонии, и это, очевидно, уже такой заказчик, который, что называетс€, выбрал свободу.

Ёто крайне интересное сопоставление двух типов интерьеров, и если так будет продолжатьс€, вскорости мы получим принципиально новое €вление под названием "интерьер новорусского зарубежь€". ќн будет отличатьс€ принципиально иной поэтикой. ≈сли собственно в русском интерьере будет преобладать гармоническое просветление, то в зарубежном, напротив, эстетическа€ взвинченность, своего рода возгонка духа. ѕо€в€тс€ и архитекторы, специализирующеес€ либо в одном, либо в другом направлении. Ќо главное слово, конечно, будет принадлежать заказчику. –усский интерьер разделитс€ на два типа: апартаменты тех, которые сажают, и тех, которые опасаютс€, как бы не пришлось посидеть на дорожку.





ѕохожие темы


----------------------------





—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€:
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.
« ƒом глазами профессионалов  вартира. ƒача. ќфис. / 2005 ¬оспитание вкуса в ƒоме на Ѕрестской —овременный дом / 05.2005 »