Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова


Мир дизайна / 12.2000 p-16x16

2-я выставка на Брестской

Официальное название: "Второй Международный Фестиваль архитектуры и дизайна интерьера "Под крышей дома..."".

Если течение выставки сравнить с движением авиалайнера, то полет прошел спокойно и гладко: не слышно было рева моторов, характерных для старта. Напомним, что прошлогодняя выставка - первая - сопровождалась и широчайшей рекламной кампанией, и острыми дискуссиями, включая средства массовой информации, и бесчисленными презентациями, и концертными номерами.

Так что конкурс на Брестской, по-видимому, вошел в стационарный режим, с чем следует поздравить устроителей.

Уже беглый осмотр экспозиции конкурсных работ говорил о том, что все стало несколько ровнее и строже. Возросло число участников, стало меньше экстравагантных "роскошных" проектов. Хотя, конечно, влечение к "красивому" не могло совершенно выветриться у российских заказчиков всего лишь за год. Мощная евразийская чувственность, по-видимому, всегда будет порождать эксцессы роскоши. Тем более, что есть мастера и журналы, такую чувственность культивирующие.

В рамках выставки эту линию, например, представляла экспозиция 000 "В. Фуражкин". Как гласит каталог, "Владимир Фуражкин - непревзойденный мастер современного жилого интерьера, виртуозно реализующий основной художественный принцип - позволять себе невозможное".

Но проекты такого плана жюри оставило без внимания.

Если взглянуть на работы лауреатов, то их объединяет все-таки определенная "чистота" архитектурно-дизайнерских решений. Язык этих проектов свободен от внешних эффектов, а в случаях "Квартиры 15" (авторы - В. Судариков, С. Крючков), "Квартиры" (А. Козырь), "Квартиры Тициано" (И. Куликов) можно говорить об определенной "минималистской" эстетике.

Кстати, дискуссии в жюри первой выставки во многом определялись ригористической позицией Евгения Асса, отстаивавшего "чистоту" классических принципов функционального дизайна. В этом году Асе не вошел в состав жюри, но, похоже, дело его не погибло.

Вообще, если искать причины такого отрадного явления, как некоторое "отрезвление" заказчиков и большая профессиональная строгость авторов, то, пожалуй, стоит отметить следующее.

Во-первых, - все более глубокое погружение в контекст современной европейской художественной культуры, на авансцене которой "минимализм" отнюдь не утрачивает своих позиций. Происходит и освобождение от постмодернистских эксцессов, в нашей отечественной интерпретации породивших так много экстравагантной "клюквы".

Наши молодые архитекторы чутки к мировым тенденциям и все активнее влияют на выбор заказчика.

Вторым и, как кажется, не менее значимым фактором является то, что частное строительство и, соответственно, интерьерное проектирование опирается в основном на продукцию западных строительных, мебельных, сантехнических и прочих фирм, обеспечивающих сегодня создание качественного жилья.

Сама стилистика мебели, светильников, сантехники, отделочных материалов, весь этот "хай-тек" не может не задавать определенных требований к организации целого. Так и к нам импортируется хороший вкус в оболочке хорошей техники.

Гран-при фестиваля в номинации "Лучший жилой интерьер" в этом году достался москвичам - "Квартира 15", архитекторы Владимир Судариков и Сергей Крючков.

Авторам удалось минимальными средствами решить задачу максимальной открытости и визуальной целостности общественной зоны и изолированности жилых комнат. Эффектно использовано дерево для покрытия пола, экранов центрального отопления и трансформируемых перегородок. Своеобразный колорит этому жилищу придают декоративные панели, несущие настоящие средневековые мечи (пожелание заказчика). Интересный пример того, как вещь, наделенная острой семантикой, может сообщить всему интерьеру, быть может, неожиданное звучание. Так в реальном проекте встречаются профессиональные вкусы архитекторов и личные пристрастия заказчика, создавая прецеденты, достойные упоминания и осмысления.

В номинации "Лучший общественный интерьер" гран-при достался уже традиционным победителям московского конкурса - Архитектурному бюро Пастушенко и Самогорова из Самары за интерьеры ресторана "Белая Акула" в Самаре. Визуальную метафору, определяющую характер интерьеров, - корабль "Белая акула" - авторы реализовали остроумным сочетанием острофактурных панелей, вырезанных из ржавого корпуса сухогруза, с самыми современными декоративно-отделочными материалами. Центром композиции зала стали сцена, аквариум с акулой и стойка бара. В оформлении стен используются водные панели. Активную роль в формировании пространства играет система освещения.

В отличие от первого фестиваля, жюри нынешнего не разделяло лауреатов первой и второй премии: было решено присудить по два первых места.

В номинации "Лучший жилой интерьер" первых мест удостоились: "Квартира", архитектор Алексей Козырь, и "Квартира Тициано", архитектор Илья Кулешов.

"Квартира" Алексея Козыря, представленного в каталоге как "Козырь дядя Леша", явилась наиболее чистой и последовательной в рамках конкурса декларацией минимализма.

Почти лишенная цвета, свободная от декора "Квартира" смотрится очень остро. Можно констатировать безусловно интересный шаг в творчестве этого известного экстравагантными решениями автора.

"Квартира Тициано" Ильи Кулешова лишена такой декларативной наготы, хотя апеллирует к той же эстетической позиции. Здесь дан вариант "жилого минимализма". Собственно, это даже и не минимализм, а чистый и рациональный дизайн современной жилой среды.

В номинации "Лучший общественный интерьер" первой премии удостоились "Учебно-воспитательный комплекс № 1831" для детей, страдающих ранним аутизмом, Архитектурная мастерская Андрея Чернихова (авторы - А. Чериихов, при участии Н. Щербаковой, конструктор М. Кармин) и Караоке-бар клуба "Бункер", Архитектурное бюро "Клуб Бункер" (авторы - Юрий Коник, Владимир Козлов).

Образная сторона проекта мастерской Чернихова во многом обязана идеям медицинско-педагогической теории адаптации и развития детей с врожденными нарушениями психики.

Ритмический и цветовой строй как экстерьера комплекса, так и его интерьеров, нерегулярная геометрия членения поверхностей подчинены задаче преодоления психической замкнутости маленьких пациентов, пробуждения их познавательной активности. В результате весь комплекс получил яркий, запоминающийся характер.

В интерьерах клуба "Бункер" большую роль играют детали. На фоне белых стен прямоугольные ритмы крашеной деревянной мебели дополняются "натюрморта ми", вписанными в ниши стен или плоскости барных столиков. Эти предметные аккумуляции, собранные с замечательным эстетическим чутьем, безусловно наполняют интерьер некой "второй жизнью".

Третье место в "жилом интерьере" присуждено очень хорошим омским архитекторам Ольге Кулагиной и Олегу Фрейдину. (Архитектурное Ателье РИМ") за реконструкции и интерьер городской квартиры "Острова в Океане".

В "общественном интерьере" - Архитектурному бюро "АДЕС" (архитектор Инна Наинская) за интерьер студийного типа "jazz-tudio". Хотя этот интерьер является скорее квартирой, чем студией, и, как пишет автор: "Провокация, инициация, движение... - такой постулат заложен в концепцию, структуру и декор квартиры, предназначенной для персоны творческой и неординарной". Любопытный ход авторской мысли, привлекающей и "концептуальные фотоинсталляции" множество историко-культурных реминисценций, достоин, возможно, специального внимания, но здесь достаточно сказать, что интерьеры действительно получились интересными и запоминающимися.

Номинационный состав конкурса завершала номинация "Дизайн детали". Призов и мест в ней не присуждали. Лауреатами же в этом дизайнерском соревновании стали:

  • В. Щетинин - кинетическая модель "Терра";
  • В.Касьянов из дизайн-лаборатории Виктора Фрейденберга - лампа;
  • Ю.Ноник - инсталляция "Караоке-бар";
  • Ю.Востоков - мебель;
  • В.Минакер - мебель;
  • Б.Уборевич-Боровский - лестница;
  • А.Эрман, М. Куренной - детали simplemat-architecture;
  • Д.Михайлов - камин и штукатурка салона "Ригонда".

Примером того, что в критериях и оценках, сопровождающих всякий конкурс, трудно достигать единства, может служить мебель одного из лауреатов конкурса - Виталия Минакера. Антропоморфная пластика и эротические аллюзии его диванов, кресел керамики могут вызвать как острый интерес, так и вполне явное отталкивание.

Конкурс прошел, положительных итогов не мало. Но главным представляется то, что возникла спокойная убежденность - в следующем году он повторится и, видимо, будет еще более зрелым.

Александр Григорьев.






Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Жить в безопасном доме вполне реально, Квартира.Дача.Офис. 14.12.2000 г. Выставка как зеркало реальности, Архитектура и строительство России / 12.2000 »