Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова



Опубликовано: Август 13, 2018

Архитектура неоклассицизма в Италии

В начале второй половины XVIII столетия Италия сама не руководила своими собственными судьбами. Еще в XVI веке местности, из которых составилась теперешняя Италия, были раздроблены на отдельные части: сюда относились государства Неаполя и Сицилии, обнимавшие почти всю южную половину полуострова, церковное государство с главным городом Римом, занимавшее центральную часть, и многие герцогства на севере, принадлежавшие еще в XVII столетии большей частью Испании. В течение почти всего XVIII века за господство в Италии боролись с переменным успехом Испания и Австрия. В конце концов, Наполеон завоевал итальянскую землю, глубоко вмешавшись во внутренние отношения и всю общественную жизнь страны. Лишь после его падения постепенно сформировались те силы, которые вывели Италию из состояния бессилия и раздробленности (1860) и сделали ее единым, сильным государством.

Архитектура неоклассицизма в Италии

Рим, Вилла Приорат Рыцарей Мальты: Санта-Мария-дель-Приорато, фасад, фото: Lalupa, лиценция CC BY-SA 3.0 (Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0) )


В течение XVIII века Италия, после победного шествия ренессанса по всей Западной Европе, должна была уступить свою ведущую роль в художественной жизни северным странам. Но в середине этого столетия она снова получила мощное влияние на северные страны.

Правда, это влияние исходило не от новых произведений архитектуры, а от памятников античности — Помпеи и римских древностей, которые благодаря гравюрам Пиранези получили распространение по всему культурному миру. Теории Пиранези и Винкельмана нашли в Италии, где Винкельман, не без некоторого основания считался римлянином, благодарную почву. Уже в течение всего третьего периода барочного стиля можно заметить все возрастающее влияние классицизма. Ювара, Ванвителли, Сальви, Галилеи и Маркионе могут считаться непосредственными предшественниками неоклассицизма. Переход, к последнему произошел, поэтому, почти незаметно и сначала сказался в возврате к формам итальянского, высокого и позднего ренессанса, особенно к принципам, выдвинутым Палладио и Алесси. Связь с этими мастерами была подчас такой тесной, что отдельные постройки принимались вплоть до новейшего времени за произведения ренессанса. Так, например, построенное в 1775 г. Казино ди Ливия Берн. Фаллани на площади с. Марка во Флоренции считали произведением позднего ренессанса, хотя некоторые детали (орнамент над окнами нижнего этажа, формы консолей у балконов и у окон нижнего этажа) отчетливо указывали на принадлежность к классицистической эпохе. Точно так же фасад церкви с. Марка во Флоренции, построенный в 1780 г. Джоваккино Пронти, неправильно датировался, как произведение XVII столетия, несмотря на характерную для классицизма плоскостность рельефа, тонкий рисунок членений и характер орнамента в боковых плоскостях верхнего и в нишах нижнего этажей.

Научные исследования первой половины XVIII века обстоятельно разрабатывали историю древне - этрусского искусства. Этими исследованиями руководила основанная в 1726 г. этрусская академия в Кортоне. В 1738 — 1759 гг. последовало издание научных изысканий. Хотя, в Тоскане, считали этрусскую культуру более старой, и потому более значительной, нежели римскую, греческую и даже египетскую, эти труды оказали свое влияние в меньшей степени на архитектуру, чем на декоративное и прикладное искусства, в частности на вазовую скульптуру. Римские искусствоведы во главе с Винкельманом энергично боролись против этого одностороннего предпочтения и переоценки этрусского искусства. Они требовали самого близкого следования греческой античности, считая, что в этом лежит единственная возможность поднять пришедшую в упадок архитектуру к солнечным высотам чистого искусства. Но только в первой четверти XVIII столетия направление, исходившее от Палладио и Алесси, трактуемое в духе классицизма и обогащенное новыми декоративными деталями, уступило под влиянием французских лидеров место кругу форм неоклассицизма. Этот круг форм слагался под знаком эллинизма, в действительности же, был, проникнут в гораздо большей степени римскими мотивами с сильной примесью французской, художественной манеры.

Самым ранним, крупным итальянским художником, который сознательно отошел от барокко и примкнул к классицизму, был Джованни Никколо Сервандони. Он был превосходным декоратором, и как таковой был призван в 1724 г. в Парижскую большую оперу. Строгость его рисунков доходила до того, что он писал свои декорации, в противоположность фантастически-живописным композициям барочных мастеров, на архитектурной основе, так что они могли выполняться в твердом материале. Знакомый уже нам по своим изображениям римских развалин Дж. Б. Пиранези (1720 — 1778), из школы Ванвителли, выдвинулся, и как архитектор - практик. Построенная им на Авентине (около 1765 г.) церковь с. Мария дель Приорато содержит некоторые зачатки будущего ампирного стиля. Обширную деятельность развил Микель-Анджело Симонетти (1724 — 1781), который по заказу папы Пия VI (1775 — 1795) создал в Ватиканском дворце зал Муз, круглый зал, зал в форме греческого креста и прекрасную двойную лестницу. В это же время Козимо Морелли (1730 — 1812) воздвиг для папы в качестве его частного дворца величественно поставленный палаццо Браски в Риме (1780 — 1790) в духе богатого, целиком покоящегося на римской античности классицизма. В этом сооружении композиционные приемы барокко прямо переведены в классические детали. Здание известно своей роскошной лестницей. Родственную трактовку мы находим в построенном Рафаэлем Стерне (1771 — 1820) новом корпусе музея Кьярамонти в Риме — сооружении, выделяющемся своими прекрасными пропорциями и гармоничной расцветкой. После этого мастера ведущим римским архитектором был Джузеппе Валадье (1762 — 1839), археолог Наполеона. По поручению императора он перекрыл, термы Тита и Форум Романум и реставрировал арку Тита. Валадье построил много дворцов и церквей, среди них фасад с. Панталеоне (1806), выдержанный совершенно в духе французского ампира; он является также автором красивой постройки на Монте Пинчио (1808). В качестве последнего, большого произведения римской архитектуры этого времени надо назвать базилику с. Паоло фуори лемура, построенную после пожара 1823 г. Пасквале Белли (1752 — 1833) и Луиджи Полетти (1792 — 1869), на старых капитальных стенах, но в новых деталях.

В Неаполе самой выдающейся постройкой неоклассицизма является церковь с. Франческо ди Паоло (1718 — 1828), воздвигнутая по проекту ПиетроБианки из Лугано (1787 — 1849). Это — купольное сооружение по типу Пантеона с портиком из восьми ионических колонн между антовыми столбами, к которым с обеих сторон примыкают колоннады в форме полуэллипса, по образцу, созданному Бернини на площади Петра в Риме.

Верхняя Италия насчитывает большое число выдающихся классицистов. В Генуе архитектура второй половины XVIII столетия тяготела к направлению Галеаццо Алесси. Здесь мы встречаем хорошо нам знакомого Шарля Девайи, ученика Сервандони, работавшего с ним на постройке палаццо Спинола, выдержанной последним совершенно в духе Алесси. Позднее Девайи, так же как и Сервандони, подпал под влияние Франции. Кампо Сайто, построенное Карло Барберино (1768 — 1835), со строгой дорической колоннадой и мавзолеем в виде купольной ротонды, позволяет уже различить национальные черты.

В Милане развил плодовитую деятельность в палладианском направлении Джузеппе Пьермарини (1734 — 1808), ученик Ванвителли, работавший с ним на постройке дворца в Казерте. Онпостроил палаццо Белжойзо, которому придал благородный облик, благодаря выдержанному в хороших пропорциях, ясно обозримому расположению. Вытянутый в длину, построенный на 25 осях фасад расчленен в среднем ризалите проходящими через оба этажа четырьмя трехчетвертными колоннами сложного ордера. В середине примыкающих с обеих сторон крыльев только верхний этаж отмечен четырьмя пилястрами на каждом ризалите. Между окнами помещены вдавленные доски с рельефами. Пьермарини известен также как строитель знаменитого театра Делла Скала в Милане и изящной виллы Реале в Монца. В Павии он руководил перестройкой университета, великолепный двор которого он окружил аркадами на трехстах гранитных колоннах. Его ученик Леопольдо Поллак (1750 — 1805) применил при постройке Палаццо делла вилла Реале (1790) цветной материал, благодаря которому выдержанная палладианско - классицистическая архитектура паркового фасада, - расчлененного широким средним ризалитом и двумя боковыми ризалитами, увенчанными фронтонами, и состоящего из рустованного нижнего этажа и колонн большого ионического ордера, получила ясное, живое выражение. Наполеоновское время характеризуется построенной Луиджи Каноника (1767 — 1844) ареной на 30 тысяч зрителей с королевской ложей в виде коринфского храмика, и тонко выполненной Аркой мира, построенной Луиджи Каньола (1762 — 1833), представляющей собой в целом копию арки Септимия Севера в Риме, в несколько увеличенных пропорциях. Главным произведением поздней классицистической архитектуры Милана является церковь с. Карло Борромео, построенная Карло Амати (1776 — 1852), — круглое сооружение в стиле Пантеона, в основу которого мастер, работавший также и в исследовательской области, положил учение Витрувия (проект — 1828 г., постройка начата в 1836 г., закончена в 1847 г.).

Архитектура неоклассицизма в Италии

вилла Реале в Монца, фото Beretta, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported 

В Венеции работал Томазо Теманца (1705 — 1789) в духе мастеров верхнеитальянского позднего ренессанса; он занимался также литературной деятельностью, опубликовав биографии этих мастеров. Его крупнейшим архитектурным произведением является церковь с. Маддалена, круглая постройка, в которой непосредственно применены античные колонные ордера. Большей известности добился его ученик Джованни Антонио Сельва (1753 — 1819); он учился в Париже и Англии (в последней, в частности, в области жилищного строительства) и развил в Венеции плодотворную педагогическую деятельность. Здесь он построил театр Фенизе (1800 — 1806), который после пожара в 1836 г. был восстановлен в прежнем виде. Крупнейшим церковным сооружением Сельва является церковь в Поссаньо, служащая надгробием знаменитого скульптора. Каковы; это очень выдержанная круглая постройка типа Пантеона с очень тонко выполненным восьмиколонным портиком, приближающимся по чистоте рисунка к формам Парфенона. Сельва был в Венеции последним выдающимся представителем зрелого неоклассицизма.


История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г., 2 часть.



От: no  156 просмотров (а)





-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Архитектура неоклассицизма в Бельгии и Голландии Архитектура неоромантизма и неоренессанса, примеры зданий »