ѕроекты домов

 

ѕроекты домов, общественных зданий, посЄлков и пр.

 







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: ћарт 27, 2018

јрхитектура —редней германии и рейнские области - вли€ние барокко и ренессанса

¬ —аксонии раннее, еще не развитое барокко представлено дворцом в Ѕольшом саду в ƒрездене (1679-1693}, сооруженным, веро€тно, »оганном √еоргом Ўтарке. ѕостройка состоит из пр€моугольного, центрального строени€, заключающего в себе лишь большой зал, и двух выступающих по обеим сторонам крыльев, между которыми расположены обращенные друг к другу дйойные открытые лестницы (рис. 170); как план дворца, так и вс€ его архитектура обнаруживают преобладающее вли€ние италь€нского позднего ренессанса. »сключительного расцвета достигло зодчество в саксонской столице после того, как саксонский курфюрст ‘ридрих јвгуст был выбран королем ѕольши (1697). ѕредприимчивый и очень склонный к пышной придворной жизни курфюрст нашел в лице необыкновенно даровитого архитектора ћаттеуса ƒаниэл€ ѕеппельмана (1662 - 1736) выполнител€ своих грандиозных строительных замыслов. — 1707 г. этот мастер работал над постройкой дворца “ашенберг, от которого в первоначальном виде сохранилс€ лишыиирокий четырехэтажный фасад, расчлененный средним ризалитом с богатыми оконными украшени€ми. —амым блест€щим творением ѕеппельмана €вл€етс€ большой, окруженный великолепными постройками парадный двор, который по использованному дл€ этого земельному участку получил название ÷вингер (1711 - 1722).

ќн €вл€етс€ выполненной частью того грандиозного сооружени€, которое по мысли јвгуста должно было служить местом вс€кого рода игр и празднеств. ÷вингер состоит из основного пр€моугольного пол€ площадью в 106 X 107 метров, расширенного с обеих продольных сторон меньшими пр€моугольниками, замыкающимис€ каждый полукругами, так что попе≠речна€ ось достигает здесь 204 метров. ѕо углам и по ос€м сооружены двухэтажные павильоны, которые соединены между собой одно≠этажными галлере€ми.

ќсновным архитектурным мотивом €вл€етс€ здесь заимствованна€ у римского барокко арочна€ установка между пил€страми и гермами с многократно изогнутым карнизом и балюстрадой, причем последн€€ служит одновременно бруствером дл€ перекрывающей ходы площадки. ¬о всей постройке господствуют самые удачные пропорции. ≈е отделка образуетс€ из св€зи архитектурных расчленений с орнаментальной и фигурной пластикой, но, совершенно свободна€ от духа рококо, она изобилует формами, котооые, однако, заключены в четкие границы благодар€ сильной акцентировке главных архитектурных линий (рис. 192). “ак ÷вингер представд€ет собой отражение блеска, жизнерадостности и остроуми€ кн€з€, которому эта грандиозна€ барочна€ постройка дала желанный фон дл€ его пышных, блест€щих празднеств.

ѕавильон ÷вингера в ƒрездене

 

–ис. 192. ѕавильон ÷вингера в ƒрездене.

Ќа р€ду с ѕеппельманом в ƒрездене работал выдающийс€ цер≠ковный архитектор √еорг Ѕеер (1666 - 1738), создатель едва лине самой знаменитой протестантской церкви в √ ермании - ‘рауэнкирхе (1726 - 1743). ¬ плане (рис. 193) она представл€ет собой кругообразное, обставленное восемью столбами главное пространство, которое по четырем ос€м расширено нишами; из них три заключают в себе входы, а четверта€, сама€ больша€ и замыкающа€с€ апсидой, - хор. ѕо диагонал€м расположены лестницы, ведущие к хорам, состо€щим из семи €русов. ¬нутреннее устройство церкви представл€ет наиболее удачное до насто€щего времени решение проблемы пространственного оформлени€, соответствующего во всех отношени€х характеру протестантского богослужени€. — внешней стороны план образует квадрат с усеченными углами и выступающей наружу хоровой апсидой. —редние части, и усеченные углы отделаны в виде ризалитов; первые завершаютс€ треугольными фронтонами, вторые чашеобразными башенками, позади которых подымаетс€ увенчанный фонарем купол (рис. 202). ¬с€ постройка, включа€ купол и остальную часть крыши, сделана из красного камн€ и выполнена с поразительной конструктивной уверенностью. ¬ целом она производит чрезвычайно внушительное впечатление благодар€ простой, €сной, несколько резкой трактовке формы и живым очертани€м. ‘рауэнкирхе представл€ет собой совершенно самосто€тельное €вление в истории архитектуры и носит €сно выраженный немецко - протестантский, бюргерский характер. “ворцом сооруженной (в 1738 - 1751 гг.) придворной католической церкви €вл€етс€ италь€нец √аэтано  иавери (1689 - 1770). ќна построена в виде выт€нутого в длину пр€моугольника, полукругло замыкающегос€ с обеих коротких сторон; вокруг него идет узкий обход с хорами, а с каждой из обеих продольных сторон находитс€ внешний боковой неф вдвое большей ширины. Ѕогатое внешнее оформление напоминает, в особенности высокой башней, сооруженной над главным входом, творчество Ѕорромини. Ўкола Ѕеера представлена церковью јнны в ƒрездене (1765 - 1769), выстроенной его учеником »оганном √еоргом Ўмидтом и представл€ющей собой пр€моугольный зал (23 X 33 метра) с расположенными вокруг него овалом хорами (рис. 194); еще €снее представлена эта школа крестовой церковью в ƒрездене (1769 - 1792), точно так же протестантской. ≈е план образуетс€ из квадрата, который по продольной оси расшир€етс€ с обеих сторон полукругом и справа и слева узкими боковыми нефами, один из которых полукругло замыкаетс€ на стороне клироса. — обеих сторон сооруженной над главным входом башни наход€тс€ лестницы, ведущие к хорам. Ќа внешнее оформление оказал вли€ние французский классицизм; внутренность церкви (рис. 195 показывает первоначальное состо€ние) была в 1900 г., после произошедшего перед тем пожара, реставрирована в новейшем стиле.

»з частных построек Ѕеера в ƒрездене следует упом€нуть ќтель де —акс и Ѕританский отель; архитектурные формы обоих этих зданий, предназначавшихс€ дл€ двор€нства, нос€т энергичный, в детал€х подчас резкий характер.

Ќар€ду с художественным направлением, проложенным ѕеппельманом и ¬еером, в граждан-ской архитектуре ƒрездена при-обрело вли€ние еще одно направление, исходившее от французско - гугенотской школы; его представителем был с 1713 г. «ахарий Ћонгелуне (1669 - 1748), получивший свое образование в ѕариже. ќн начал в 1715 г., по заказу графа фон ‘лемминга, сооружение голландского (€понского) дворца в виде замкнутой пр€моугольной постройки из четырех частей; длинные стороны были отмечены средними и угловыми павильонами. јрхитектура дворца исходит от ѕеппельмана. ¬ 1728 г. дворец, приобретенный за это врем€ королем јвгустом, был значительно увеличен в своих размерах. ¬ означенном году в ƒрезден прибыл из Ѕерлина

∆ан деЅодт, получивший свое образование также в ѕариже; в Ѕерлине он достиг больших успехов своими постройками, выдержанными во французско - нидерландском стиле. ¬ ƒрездене он тесно примкнул к родственному ему по взгл€дам Ћонгелуне и начал вместе с ним работать над расширением голландского дворца. јрхитектура приобрела €сно выраженный классический характер. Ќа главном фасаде на место пил€стр выступили уже широкие лизены, между которыми в виде углубленных пологов помещались окна с их брустверами. Ћишь средн€€ часть была оформлена в истинно французском стиле колонной архитектурой и расположенным над нею треугольным фронтоном.

‘рауенкирхе в ƒрездене. ѕлан и разрез.

 

–ис. 193. ‘рауенкирхе в ƒрездене. ѕлан и разрез.

ќба названных мастера оказали вли€ние на »оганна –уд. ‘еша, получившего известность в качестве преподавател€ –иттеракадемии и автора двух учебников архитектуры; в первом из них, трактующем главным образом отдельные архитектурные части (окна, двери, ворота, пил€стры, колонны, балконы и т. п.), ‘еш выказал себ€ учеником ѕеппельмана, во втором же обнаружил €сное т€готение к более строгому направлению. ѕоследнее к тому же с начала второй четверти XVIII века пользовалось все большим сочувствием двора. ¬следствие этого рококо не достигло в ƒрездене полного развити€. √лавным мастером дрезденского зодчества в период рококо был »оганн  рист.  неффель (1686 - 1752). Ќаиболее выдающимс€ его произведением €вл€етс€ дворец, выстроенныйим (в 1738-1751 гг.) дл€ могущественного графа Ѕрюл€; это произведение оказало определ€ющее вли€ние на развитие дрезденского зодчества. ’орошо продуманный план, благородна€ архитектура, расчлененна€ в тщательно взвешенных пропорци€х, и скупое применение орнаментальных придатков обнаруживали школу де Ѕодта и Ћонгелуне, из которой вышел  неффель. ¬нутренн€€ отделка дворца нашла из€щный, элегантный характер, но была лишена соразмерности. Ёта знаменита€ в свое врем€ постройка была снесена в 1900 г.

»з барочных построек остальной —аксонии следует указать на довольно большое число видных жилых домов в Ћейпциге типа дворцов и на приходскую церковь в √росенгейне, построенную √еоргом Ўмидтом, выбравшим дл€ нее форму “, очевидно, с целью использовани€ старых стен (ср. рис. 167, —).

¬ Ўлезвиге главным произведением эпохи барокко €вл€етс€ монастырска€ церковь в √рюссау (1728 - 1735), выстроенна€ неизвестным мастером. ќна имеет крестообразную форму, пообеим сторонам продольного нефа наход€тс€ по п€ти капелл, над которыми расположены хоры.

¬о ‘ранконии эпоха барокко и рококо была периодом высшего расцвета искусства. «десь дух архитектурного барокко, можно сказать, разв€зал богатые художественные силы народа. ¬едущими мастерами были здесь сначала брать€ Ћеонард и »оганн ƒинценгоферы, из которых большее вли€ние приобрел второй, а после них главный мастер франконского рококо, гениальный Ѕалтазар Ќейман. Ёти мастера получили грандиозные заказы от кн€зей - епископов из семейства Ўенборн, отличавшихс€ тонким художественным чутьем и своею страстной любовью к зодчеству способствовавших его развитию.

јрхитектура —редней германии и рейнские области - »нтерьер церкви с. јнны в ƒрездене.

 

–ис. 194. »нтерьер церкви с. јнны в ƒрездене.

»нтерьер крестовой церкви в ƒрездене.

 

–ис. 195. »нтерьер крестовой церкви в ƒрездене.

—редоточием франконского художественного творчества стал город ¬юрцбург. ¬ XVII столетии здесь работал италь€нец јнтонио ѕетрини (ум. в 1701 г.), создатель импозантной церкви Ўтифт’ауг (1670 - 1691). ѕо своему плану она приближаетс€ к церкви ƒжезу в –име, имеет более сильно выступающий поперечный неф и двухбашенный фасад, ее архитектура выдержана в серьезных и т€желовесных формах (рис. 156); очень внушительный купол выдел€етс€ на фоне живописного ¬юрцбурга. ѕетрини построил также на старом фундаменте башни университетской церкви красивую новую башню, удачно применив пил€стровую архитектуру (рис. 196). ¬ 1707 г. началась перестройка романской Ќеймюнстерской церкви во вкусе барокко. ќна получила новую внутреннюю отделку, новый барочный купол и выразительный фасад (рис. 157), выполненный ¬алентино ѕеццани (ум. в 1719 г.). Ќар€ду с названными италь€нцами в ¬юрцбурге работал в первой четверти VIII века неме„кий мастер »осиф √рейзинг, который в –юкерманбау (1715 - 1722), бывшем помещении рыцарского ордена —ен Ѕуркард (рис. 169), возвращаетс€ к господствовавшим на рубеже столети€ формам раннего немецкого барокко. √рейзинг оригинальным образом перестроил средневековую церковь ѕетра в ¬юрцбурге; по своей декоративной отделке она напоминает церковь в ¬альдюрне.

»нтерьер крестовой церкви в ƒрездене.

 

–ис. 196. Ѕашн€ университетской церкви в ¬юрцбурге.

¬ северной и восточной част€х ‘ранконии, руковод€ща€ роль в архитектурном творчестве принадлежала в то врем€ упом€нутым брать€м ƒинценгоферам. »сключение составл€ет лишь основанный в 1686 г. гугенотами и характерный дл€ их зодческого стил€ город Ёрланген, а также резиденци€ особенно симпатизировавших гугенотам байрейтских маркграфов; последние охотно принимали к себе на службу гугенотских мастеров, а когда они стремились к особенной роскоши, то италь€нских. ¬ Ѕамберге была выстроена дл€ иезуитской коллегии церковь ћартина (1686 - 1693) - крестова€ постройка с куполом и хорами.

¬полне веро€тно, хот€ это и не доказано, что общий проект этой церкви исходит от √еорга ƒинценгофера. Ќо постройку живописного фасада церкви, лишенного башен и выполненного с помощью крупных архитектурных средств, следует приписать италь€нцу, быть может, ѕетрини. ƒл€ постройки новой епископской резиденции в Ѕамберге (1695 - 1704) Ћотар ‘ранц фон Ўенборн пригласил к себе на службу Ћеонарда ƒинценгофера. Ёта постройка, выдержанна€, в общем, в сдержанных формах, имеет художественное значение лишь т€желовесной пышностью главного зала. ¬ Ёбрахе этот же мастер построил монастырские здани€, придав им гигантские размеры, ставшие с того времени обычными дл€ построек этого рода. Ќад столь же грандиозными здани€ми конвента Ѕанцского монастыр€ работал »оганн ƒинценгофер. ≈му же следует приписать план и оформление аббатской церкви в том же Ѕанце (1710 - 1718). ќна представл€ет собой продольную постройку, состо€щую из главного объема, образуемого двум€ поперечными эллипсами и расширенного с каждой стороны двум€ эллиптическими капеллами, с коротким притвором, помещенным между двум€ фасадными башн€ми и выступающим в форме сегмента наружу, и с наход€щимс€ на противоположной стороне закругленным хором (рис. 197). ѕространственное оформление представл€ет собой чисто живописно воспринимаемое единство, которое, благодар€ поставленным под углом пил€страм с устремл€ющимис€ в потолок кривыми линими гуртов, и исключительно благопри€тному освещению, производит поразительное впечатление.

ѕлан монастырской церкви в Ѕанце.

 

–ис. 197. ѕлан монастырской церкви в Ѕанце.

√ораздо более строгого направлени€ придерживалс€ этот мастер в постройке собора в ‘ульде, начатого уже в 1704 г., а законченного в 1712 г. —обор этот представл€ет собой трехнефное базиликальное крестообразное сооружение с куполом над средокрестием и двум€ фасадными башн€ми (рис. 198). “щательно взвешенные пространственные соотношени€, благородна€ пил€строва€ и аркадна€ архитектура, отделанна€ в духе римского барокко и очень соразмерно орнаментированна€, и, наконец, исключительно благопри€тное освещение - все это делает внутренность собора одним из лучших созданий храмового зодчества той эпохи. ¬ области светской архитектуры »оганн ƒинценгофер также показал себ€ ведущим мастером развитого барокко. ¬ ѕоммерсфельдене он построил (1711 - 1718) дл€ майнцского архиепископа Ћотара фон Ўенборна дворец ¬ейсенштейн, который не только по своим размерам, но и благодар€ высокой художественной ценности своих больших двухмаршевых лестниц с вестибюлем и своего главного зала, расчлененного попеременно колоннами и пил€страми, а также благодар€ уютной отделке жилых покоев принадлежит к числу наиболее выдающихс€ дворцовых построек XVIII столети€. ¬ Ѕайрейте маркграфы, очень заботившиес€ о представительстве, воздвигли целый р€д барочных построек, из которых особенного внимани€ заслуживает выполненный  арло Ѕибиеной театр (1744 - 1748). ќн имеет зрительный зал с трем€ р€дами лож, образующий в плане полукруг, и сцену глубиной в 30 метров. ‘асад выдержан в строго классических формах, богатое же внутреннее убранство - в стиле утонченного италь€нского барокко, в которое немецкое и французское рококо, господствовавшее в то врем€ в архитектуре, не внесло почти никаких мотивов.

—обор в ‘ульде јрхитектура —редней германии и рейнские области - вли€ние барокко и ренессанса

 

–ис. 198. —обор в ‘ульде.

ћежду тем большой славы достиг в ¬юрцбурге епископский архитектор »оганн Ѕалтазарнейман (1687 - 1753).  огда »оганн фон Ўенборн был выбран вюрцбургским кн€зем - епископом (1719), он тотчас решил построить себе роскошную, подлинно кн€жескую резиденцию. ќн поручил проектировку и выполнение постройки своему главному артиллеристу и инженеру Ќейману, который участвовал в венгерском походе принца ≈вгени€, изучил прэтом венские постройки и был известен как умный человек и высокоодаренный архитектор. ”же в следующем году (1720) был заложен с большой торжественностью первый камень; вчерне постройка была закончена в 1744 г., внутренн€€ же отделка - примерно к 1775 г. (не счита€ новооборудованных в 1806-1820 гг. комнат). ѕостройка состоит из главного здани€, длиною в 167 метров, и двух выступающих в форме? крыльев, которые группируютс€ вокруг четырех внутренних дворов (по два с каждой стороны) и заключают между собой открытый парадный двор. ѕередний фасад каждого крыла равен 58 метрам, глубина - 92 метрам. — парадного двора вход ведет в просторный вестибюль, за которым находитс€, как обычно, садовый зал. Ќейман имел в виду построить с каждой стороны вестибюл€ грандиозную,

роскошную лестницу. Ќо по совету парижского архитектора Ѕоффрана, которому Ќейман по желанию заказчика представил свои проекты (он показал их также –оберту де  отту), он устроил - и не к выгоде постройки в целом - только одну лестницу левой стороны вестибюл€. Ћестница эта, состо€ща€ из трех свободных маршей, открываетс€ в верхнюю галлерею, котора€ окружает широкими ходами лестничную клетку. √аллере€ перекрыта плоскйм, зеркальным сводом, которому “ееполо придал волшебный вид своими знаменитыми картинами.

ѕлан герцогского замка в ¬юрцбурге. √лавный этаж. јрхитектура —редней германии и рейнские области - вли€ние барокко и ренессанса

 

–ис. 199. ѕлан герцогского замка в ¬юрцбурге. √лавный этаж.

»з лестничной галлереи мы переходим в расположенный по оси против двора большой, Ђбелый залї, а из него в главный зал, наход€щийс€ на стороне сада и выступающий наружу (рис. 199). —права и слева от него т€нетс€ вдоль садового фасада большой р€д комнат, предназначенных дл€ придворного штата. —оотношение между отдельными комнатами в смысле размера и высоты строго взвешено. ¬ са≠мом внешнем углу правого крыла помещаетс€ дворцова€ церковь с главным входом со стороны переднего фасада. ‘асады на длинной стороне, обращенной к саду (рис. 172), и на внешних сторонах крыльев Ќейман расчленил средними павильонами и угловыми ризалитами; передние фасады крыльев и боковые фасады, обращенные к парадному двору (рис. 200), имеют лишь угловые ризалиты, которые наход€тс€ в хорошо взвешенной пропорции со средним ризалитом главного здани€, сильно подчеркивающим его ось. ѕосле того как брат »оганна фон Ўенборн, ‘ридрих  арл, зан€л епископский трон и прин€л наследство своего брата, он побудил видного в то врем€ венского архитектора Ћуку √ильдебрандта произвести экспертизу строительных чертежей ¬юрцбургского дворца. —равнение планов, посланных Ќейманом в 1730 г. в ¬ену, с составленным √ильдебрандтом планом первого этажа обнаруживает, что √ильдебрандт запроектировал на внешних сторонах крыльев по среднему овальному залу и по круглому среднему павильону, выступающему наружу почти на половину эллипса, между тем как Ќейман наметил пр€моугольные ризалиты; далее √ильдебрандт хотел, чтобы в правом углу садового фасада была длинна€ галлере€, котора€, однако, не была прин€та к выполнению; можно заметить еще некоторые незначительные различи€ в пространственных пропорци€х отдельных комнат; других существенных отклонений от неймановского плана нет. «а счет вли€ни€ √ильдебрандта следует отнести, таким образом, в основном лишь круглые выступы по поперечным ос€м, послужившие к выгоде дл€ общего вида. ѕлан показывает высокий нижний этаж, главный этаж и два мезонина, один над нижним этажом и другой над главным. јрхитектурное оформление главного фасада, обращенного к открытому двору, и среднего павильона садового фасада образуетс€, соответственно значению расположенных за ними помещений, трехчетвертными колоннами тосканского и сложного ордеров, а в других местах пил€стровыми установками (рис. 200), которыми садовый фасад снабжен лишь на угловых ризалитах (рис. 172). ¬се расчленение носит очень внушительный и благородный характер. ¬нутренние покои имеют самую блест€щую отделку, на которой можно проследить все стилевые изменени€ от развитого барокко до классицизма XIX столети€ (рис. 162).

«амок в ¬юрцбурге. ‘асад левого крыла.

 

–ис. 200. «амок в ¬юрцбурге. ‘асад левого крыла.

Ќейман построил дл€ епископа  арла фон Ўенборна, кроме того, элегантный летний замок ¬ернек (рис. 201), некогда блест€ща€ отделка, которого была полностью видоизменена в 1806 - 1814 гг. герцогом ‘ердинандом.  ак высоко ценилс€ Ќейман в качестве дворцового архитектора, можно судить по тем многочисленным заказам, которые он получал от других светских и духовных властителей. ќ его де€тельности по постройке дворца в Ѕрухзале мы уже говорили.  роме того, он составил проекты дворца в  арлсруэ, а также Ўтутгартского дворца, который, если бы он был выполнен, далеко превосходил бы по вместимости (длина свыше 200 метров, ширина почти столько же) вюрцбургскую резиденцию. Ќевыполненными остались также неймановские проекты дворца в Ўвецингене и нового королевского дворца в ¬ене.

јрхитектура —редней германии и рейнские области - вли€ние барокко и ренессанса

 

–ис. 201. «амок ¬ернек.

ћонастырские и церковные постройки Ќеймана едва ли уступают по своему художественному значению гражданским постройкам мастера. ¬ Ёбрахе и Ѕанце были расширены и закончены по проектам Ќеймана начатые ƒинценгофером монастырские постройки, то же и в Ўентале.

¬ ќберцелле Ќейман начал в 1744 г. постройку монастырского здани€ с очень красивой двойной лестницей, богато отделанного им и законченного его сыном »гнацем в 1760 г. »з многочисленных церковных построек Ќеймана мы упом€нем лишь ¬альфартскую церковь на горе с. Ќикола€ под ¬юрцбургом, получившую название Ђ арре1еї; она представл€ет собой центральный объем с круглым купольным пространством, расширенным трем€ большими эллиптическими апсидами, и притвором на четвертой стороне. Ќа рис. 161 мы уже привели венчани€ двух стройных фасадных башен и маленькой наподобие фонар€ башенки над центральным пунктом. —воей ¬альфартской церковью в ‘ирценгейлигене (1743 - 1772) и аббатской церковью в Ќересгейме (1745 - 1792) Ќейман превзошел все, до того созданное в архитектуре, по смелости и свободе пространственного оформлени€. ѕлан церкви в ‘ирценгейлигене замкнут еще снаружи пр€мыми лини€ми, подобно крестообразной базилике; внутри он образуетс€ из трех следующих друг за другом эллипсов с нефообразными боковыми помещени€ми и двум€ круглыми объемами между передними двум€ эллипсами вместо поперечных крыльев. ÷ерковь в Ќересгейме образует нераздельную продольную постройку с большим эллиптическим, центральным объемом, к которому примыкают два маленьких эллиптических поперечных крыла, и по продольной оси по два поперечно расположенных эллипса. ¬о внутреннем пространстве все линии кривые. Ёто обусловливает огромную подвижность стенной архитектуры, дающей изобилие привлекательных перспективных образов. ’от€ задуманна€ Ќейманом отделка не была выполнена во всем ее богатстве, тем не менее, внутренность церкви производит совершенно неописуемое впечатление. —о времен  ристофера –ена ни один европейский архитектор не овладел в такой степени пространственным оформлением в отношении целесообразности, величины, пропорции и конструкции, как этот франконский мастер; но по художественной фантазии, по трактовке формы и по степени независимости от традиционных принципов √ермании он далеко превосходит великого британца. Ќейман придал определенный облик всему франконскому рококо; но и в рейнских област€х он оказал глубокое вли€ние своими обширными работами дл€ курфюрстского двора в  ельне.

¬ граничащих с северной ‘ранконией небольших государствах - —аксонии и √юрингене - главный период рассматриваемой эпохи архитектурного творчества приходитс€ еще на XVII столетие. ¬ √оте јндрей –удольфи соорудил (1643 - 1654) дворец ‘риде н- штейн - импозантную массивную постройку, имеющую почти характер крепости. “ри крыла окружают двор площадью в 86 X 65 метров, передн€€ сторона которого замыкаетс€ каменной стеной с воротами. ”глы фланкированы широкими башн€ми. ƒвор имеет оживленный вид благодар€, идущим кругом арочным ходам, устроенным на массивных столбах. ¬ ¬еймаре ћориц –ихтер воздвиг (нач. в 1651 г.) дворец (резиденцию), имеющий форму? и выдержанный в серьезных т€желовесных формах, почти лишенных украше≠ний (нынешнее расчленение ведет начало от предприн€той после пожара 1774 г. перестройки дворца). ¬о дворце, построенном (1677) в јйзенберге, заслуживает внимани€ лишь протестантска€ капелла, представл€юща€ собой церковный зал с коринфской колоннадой, несущей на себе трехэтажные хоры. Ѕольшой дворец в ¬айсенфельсе (1664 - l690) приближаетс€ по своему характеру к веймарскому и готскому дворцам.  апелла ¬айсенфельсского дворца была квалифицирована Ўтурмом как образцова€. ѕодобно готской капелле, она представл€ет собой простой церковный зал с хорами без особого пространства дл€ алтар€. ¬о внешности этих построек изменившеес€ архитектурное сознание про€вл€етс€ лишь в отказе от фронтонов, столь характерных дл€ немецкого ренессанса. ¬ сфере же внутреннего оформлени€ ве€ни€ барокко обнаруживаютс€ в лепных украшени€х, большей частью еще совсем незрелых и часто напоминающих Ђхр€щевидныйї стиль; в низких и узких помещени€х они нос€т пр€мо-таки назойливый характер. ¬ XVIII столетии в рассматриваемых област€х возникли лишь небольшие дворцовые постройки типа вилл, среди них охотничий дворец Ѕельведер под ¬еймаром (1724 - 1732), отличающийс€ довольно богатым расчленением фасада (рис. 202), внутри же отделанный в стиле простого рококо, и дворец ‘ридрихсталь в √оте (1711), выдержанный в самых простых формах. ќбе эти постройки нос€т преимущественно французский характер.

«амок Ѕельведер близ ¬еймара.

 

–ис. 202. «амок Ѕельведер близ ¬еймара.

¬ √ессене переселившиес€ сюда в конце XVI века в большом количестве гугеноты нашли радушный прием и вскоре приобрели большое вли€ние на двор и на всю духовную и художественную жизнь. —оставленный их архитектором »еремией де ла ‘оссом проект резиденции в ƒармштадте был рассчитан на очень большие размеры и лишь в части своей осуществлен на практике (1716 - 1727); постройка выполнена, правда, в очень сдержанных, но тонких и из€щных архитектурных формах. ¬ √анау гугеноты основали по вполне определенному плану новый город. ¬о ‘ранкфурте на ћайне ими был построен (1732 - 1741) дворец “урн и “аксис, ныне главный почтамт; эта внушительна€ барочна€ постройка была спроектирована –обертом де  оттом и выполнена италь€нцем ƒель ќпера в стиле знатных парижских особн€ков того времени. ќсобого рода пам€тником рейнской, барочной архитектуры €вл€етс€ ƒальбергский двор (ныне дворец юстиции) в ћайнце (1715 - 1718). —воими пышными формами эта постройка напоминает искусство ƒинценгоферов. «начительно более сдержанным в архитектурном расчленении, но вообще достаточно богато отделанным €вл€етс€ дом немецкого ордена в √рюнштейне, построенный (1720 - 1737) ј. фон –иттером,

автором основного проекта Ѕрухзальского дворца. ¬о внешности этой постройки выдел€етс€ своей пышностью лишь обращенный, ко двору средний ризалит. јрхитектура арсенала (1738 - 1740), построенного дл€ генерала ¬ельша мастером, склон€вшимс€ к французскому классицизму, носит на себе печать трезвой рассудочности и сдержанности.  расиво расположенный на –ейне дворец Ѕибрих (нач. в 1704 г.) своей прот€женностью, холодной величавостью своей архитектуры и скупой орнаментацией, свод€щейс€ почти только к гирл€ндам в углубленных пол€х над окнами, обнаруживает гугенотско - нидерландскую школу (рис. 174).  руглый центральный объем содержит в себе купольный зал с колоннадой и кассетированным сводом.

¬ “рире курфюрстфон Ўенборн пригласил к себе на службу Ќеймана, школу которого можно узнать по архитектуре выстроенного здесь дворца, ныне служащего казармами.  ессельштадтский дворец (1742), сооруженный »оганном “оманном, напоминает, в частности своей красивой лестничной клеткой, стиль венского барокко.

ѕри дворе курфюрста в  ельне работал »оганн  онрад Ўлаун, воспитанный в неймановском духе. ќн дал проект сооруженного под Ѕоннау дворца Ѕрюль (нач. в 1725 г.), имеющего форму? с несколько узким двором, и до 1728 г. руководил постройкой.

ѕосле этого руководство перешло в руки ћихаила Ћевейе. — 1740 г. выдающеес€ участие в постройке принимал Ќейман. ƒворец

этот славитс€ своим импозантным вестибюлем, роскошной лестничной клеткой (рис. 203), в которой двойные марши возвышаютс€ на парных колоннах сложного ордера, и двум€ смежными, парадными залами с живописными галлере€ми. ѕрекрасным зданием €вл€етс€ еще дворец Ѕенрат под  ельном (1756 - 1760), построенный ѕигажем. ’орошо продуманный план этого одноэтажного здани€, состо€щего из купольного зала и примыкающих к нему покоев, и все его архитектурное оформление, характеризующеес€ снаружи благородством, а внутри знаменующее уже собой переход к классицизму, обнаруживают распространение того художественного умонастроени€, которое господствовало в это врем€ во ‘ранции.

«амок Ѕрюль на –ейне. Ћестница.

 

–ис. 203. «амок Ѕрюль на –ейне. Ћестница.

¬ —еверной √ермании зодчество в западных област€х находилось под преобладающим вли€нием прирейнского искусства. ¬ ¬естфалене наиболее видным архитектором был упом€нутый выше Ўлаун. ѕри выполнении дворца Ёрбдростенгоф (1757) в ћюнцере перед мастером сто€ла задача на пр€моугольном перекрестке узких улиц воздвигнуть внушительную дворцовую постройку. Ўлаун провел главную ось через меридиан угла, образуемого двум€ улицами, и затем настолько отодвинул фасад, чтобы оставалось место дл€ двора почти в четверть круга, который он замкнул на самом переднем углу решеткой с роскошными воротами. — этого угла открываетс€ поразительно живописное здание дворца в два с половиной этажа, построенное на изогнутом фундаменте. ѕо середине фасада мастер устроил красиво оформленный павильон с выступающим наружу ризалитом.

ћюнстерский дворец, построенный в 1767 г. по проекту Ўлауна, имеет форму? с широким парадным двором, узкими крыль€ми и средним павильоном в главном здании, снабженном богато отделанным ризалитом с треугольным фронтоном (рис. 204). «десь, также и во дворце Ёрбдростенгоф, отступы стенных плоскостей обработаны красным кирпичом, вследствие чего создаетс€ необычное дл€ барочных дворцов впечатление серьезности и беспокойства.

«амок в ћюнстере. —редний резалит главного фасада, выход€шего, на парадный двор.

 

–ис. 204. «амок в ћюнстере. —редний резалит главного фасада, выход€шего, на парадный двор.

 ассель стал в то врем€ городом гугенотов и, следовательно, убежищем тех художественных стремлений, носител€ми которых они были. ¬ области архитектуры главными выразител€ми этих стремлений были члены семьи художников ƒюри. Ќачало их де€тельности в  асселе было положено ѕаулем ƒюри, уроженцем ѕарижа, бывшим сначала на службе у ¬ильгельма ќранского, а с 1684 г. поступившим к гессен - кассельскому ландграфу  арлу II на должность главного инженера.

¬ 1688 г. он начал строить дл€ своих земл€ков новую часть города. ќна получила облик, свойственный всем гугенотским городам. ¬ центре этой части города мастер соорудил (1698 - 1706) французскую церковь с вальмоподобным куполом, основание которой представл€ет собой выт€нутый восьмиугольник; архитектура церкви в высшей степени проста и лишь на стороне входа отделана р€дом тонко профилированных пил€стр. ѕостроенный в ју оранжерейный дворец (1701 - 1711) имеет определенно выраженный италь€нский характер; однако в плане и архитектурном оформлении перевес получило французско - гугенотское чувство формы. ћы не ошибемс€, если и эту постройку припишем ѕаулю ƒюри. ѕоследнего сменил его сын Ўарль ƒюри (ум. в 1757 г.), который сто€л ближе к немецкому искусству и см€гчал формальное устремление немецкого рококо грациозностью французского стил€. »м сооружен под  асселем (нач. в 1753 г.) замок ¬ильгельмсталь; на его плане, рассчитанном на пригодность дл€ жиль€, и на внешнем оформлении, выполненном в духе классицизма, лежит печать французского, художественного вкуса; внутри же замок отделан в стиле тонкого и благородного рококо (рис. 205).

«амок ¬ильгельмсталь. “анцевальный зал.

 

–ис. 205. «амок ¬ильгельмсталь. “анцевальный зал.

¬ Ѕрауншвейге немецкий архитектор ‘лейшер соорудил замок –ихмонд (1760), обладающий своеобразным устройством, вполне характеризующим рутинные плановые решени€ эпохи рококо. ѕостройка имеет квадратное основание, причем главна€ ось идет по диагонали. ѕо углам последней устроены выступающие вперед и т€нущиес€ во всю высоту здани€ (полтора этажа) ротонды, из которых передн€€ заключает в себе вестибюль, а задн€€ - парадный зал. ќстальные покои очень искусно сгруппированы вокруг этих главных помещений. ¬нешнее и внутреннее оформление выдержано в духе господствовавшего в то врем€ во ‘ранции классицизма.

¬ √амбурге церковь ћихаэлиса (1751 - 1762) представл€ет собой одно из главных архитектурных произведений немецкого протестантизма. ќна была построена Ёрнстом «оннином (1709 - 1794) при содействии »оганна ѕре€, работавшего в ƒрездене над перестройкой тамошней ‘рауенкирхе. —охранение фундамента продольной церкви, построенной в 1649 - 1651 гг. и сгоревшей в 1750 г., имело своим результатом вклинивание поперечного крыла, так что получилась постройка в форме греческого креста с полигональным хором, оставшимс€ от старой церкви, и башней высотой в 132 метра, сооруженной над главным входом (в 1906 г. она сгорела). ќчень внушительное пространственное впечатление еще более усиливаетс€ благодар€ отделке, напоминающей ‘рауенкирхе в ƒрездене, но в церкви ћихаэлиса несравненно более богатой.

¬ Ѕерлине архитектор »оганн √еорг ћемгардт из √ол≠ландии (ум. в 1687 г.) руководил широким строительством при дворе курфюрста. ѕредвид€ рост в то врем€ еще маленькой резиденции, он составил план дальнейшего городского строительства; этот план, которому об€заны своим нынешним обликом широка€ улица Unter den Linden и ‘ридрихштадт, €вл€етс€ высшим созданием той эпохи в области городского строительства. ћемгардт начал также строить по заказу курфюрстши дворец ќраниенбург, центральный объем которого, состо€щий из трех этажей, мастер расчленил лишь объедин€ющими два верхних этажа пил€страми коринфского ордера и широкими лизенами при почти полном отказе от орнаментальной отделки. — 1690 г. постройку дворца продолжал »оганн јрнольд Ќеринг (ум. в 1695 г.), родом, веро€тно, также из √олландии и во вс€ком случае воспитанный всецело в голландском духе; он увеличил его и закончил внутреннюю отделку. ќдновременно Ќеринг вместе с ћихаилом —мидсом (1626 - 1692) работал при дворце курфюрста в Ѕерлине. ќн воздвиг там вместе с —мидсом аркадное сооружение, т€нущеес€ вдоль Ўпрее и замыкающее третий двор; сооружение это выдержано в благородных, хот€ и скромных архитектурных формах, совершенно лишенных украшений и свод€щихс€ к арочным установкам на обработанном квадрами нижнем этаже и простым оконным обрамлени€м с сандриками на верхнем этаже. Ќеринг начал также (1695) постройку важного в историко-архитектурном отношении арсенала, над которым, однако, ему суждено было работать лишь не≠сколько мес€цев. ѕлан этой постройки показывает квадрат (длина стороны 99 метров) с четырьм€ крыль€ми вокруг двора, имеющего в ширину 39 метров. ѕроект приписываетс€ директору парижской, художественной академии ‘рансуа Ѕлонделю. —трогий рисунок, тонко расчлененна€, истинно французска€ профилировка, благородна€ сдержанность, отсутствие орнаментальной пышности (рис. 206) - все это обнаруживает французский, художественный вкус. ќт Ќеринга исходит проект берлинской епархиальной церкви, построенной в 1695 - 1703 гг. ћастер выбрал дл€ нее крестообразную форму, образующуюс€ из квадратного, центрального объема (длина пролета 18 метров), к которому примыкают четыре полукруглые апсиды.

ѕостройка была выполнена отечественным мастером ћартином √рюнбергом (1655 - 1707), возвышающа€с€ над входом очень красива€ башн€ (за исключением купола) - ‘илиппом √ерлахом (1679 - 1746). Ќа переплетах окон и на подпорках апсид обнаруживаетс€ запоздалое вли€ние готики.

ћощный подъем берлинского искусства началс€ с того момента, когда в Ѕерлин был приглашен (1694) высокоодаренный мастер јндрей Ўлютер (род. в 1664 г., ум. в 1714 г. в ѕетербурге). ѕоследний работал сначала в ƒанциге, затем в ¬аршаве при дворе польского корол€ —обесского, где он, повидимому, участвовал в постройке дворца ¬иланов. ¬ Ѕерлине Ўлютер работал сначала в качестве скульптора, при королевском дворце, а также при арсенале, где он создал над выход€щими на двор окнами нижнего этажа знаменитые маски умирающих воинов. — 1698 по 1706 г. Ўлютер руководил работами по перестройке и расширению королевского дворца. ќн составил широкий проект, который, однако, лишь отчасти был выполнен. ќт Ўлютера исход€т три флигел€, окружающих внутренний дворцовый двор с юго-востока, юго-запада и северо-запада. јрхитектурные формы этих построек (рис. 206) образовались из форм римского барокко. ќформление свидетельствует о такой степени уверенности и мощи, кака€ нигде в √ермании в то врем€ не про€вл€лась. ƒарование Ўлютера сказываетс€ преимущественно в области внутреннего оформлени€. Ћестнична€ клетка в юго-восточном флигеле представл€ет собой блест€щее монументальное произведение, выполненное с помощью крупных архитектурных средств и богатой пластики. ѕримыкающие к ней покои (так называемые парадные палаты) по богатой изобретательности форм, по характеру основного рисунка и по трактовке лепных украшений напоминают отчасти отделанные Ёффнером покои в Ўлейсгеймском дворце. ¬еликолепным архитектурным произведением должна была быть так называема€ ћюнцевска€ башн€, которую Ўлютер намеревалс€ соорудить в Ћустгартене. ѕосле того как она уже была доведена до значительной высоты, ее пришлось, вследствие допущенных конструктивных ошибок, снести (1706). ¬ результате этого Ўлютер попал в немилость. ќн, правда, еще продолжал работать в качестве скульптора, но в 1713 г. отправилс€ по приглашению ѕетра ¬еликого в ѕетербург, где в следующем году умер. Ўлютер обладал творческим, самосто€тельным и своеобразным, художественным талантом и был одним из самых крупных мастеров немецкого барокко. ¬прочем, его сила заключалась не столько в архитектуре, сколько в пластических произведени€х. ѕоследние обеспечивают ему почетное место в истории искусства; созданный им пам€тник великому курфюрсту в Ѕерлине €вл€етс€ одним из самых выдающихс€ скульптурных произведений немецкого барокко.

ƒеталь фасада королевского дворца в Ѕерлине.

 

–ис. 206. ƒеталь фасада королевского дворца в Ѕерлине.

ѕосле увольнени€ Ўлютера главным дворцовым архитектором был назначен »оганн ‘ридрих фон Ёозандер (1670 - 1729), занимавший эту должность от 1707 до 1713 г. Ёозандер был главным поборником строго академического классицизма, поэтому он находилс€ в резкой вражде с Ўлютером. ѕользу€сь при этом поддержкой Ўтурма, он приобрел покровительство королевы —офьи, а затем и корол€ ‘ридриха I. ѕо заказу первой он продолжил с 1701 г. постройку ее летней резиденции, дворца в Ўарлоттенбурге, начатого в 1695 г. Ќерингом. Ёозандеру принадлежат здесь, повидимому, оба крыла, заключающие между собой квадратный двор (длина стороны 76 метров), а также очень выразительна€ купольна€ башн€ высотою в 46 метров (рис. 207). ¬о внутренней отделке дворцовой капеллы и фарфоровой комнаты он показал себ€ искусным декоратором, обладающим тонким художественным чутьем. ¬ берлинском дворце Ёозандер удлинил оба фасада, обращенные к дворцовой площади и Ћустгартену, чтобы получить желанную дл€ корол€ Ђбольшую анфиладуї. ≈сли прин€ть во внимание существовавшие уже архитектурные части, то шлютеровска€ система фасадов была сохранена, и лишь северо-западный ризалит и западный фасад были выполнены по проектам Ёозандера. ’от€ западный портал, оформленный по образцу арки —ептими€ —евера в –име, и производит сам по себе большое впечатление, однако в целом архитектура созданных Ёозандером частей не достигает уровн€ выразительных и дышаших жизнью творений Ўлютера.

 оролевский дворец в Ўарлоттенбурге.

 

–ис. 207.  оролевский дворец в Ўарлоттенбурге.

Ѕолее тонкими, оригинальными и более богатыми фантазией €вл€ютс€ произведени€ ∆анаде Ѕодта (1670 - 1745), обладавшего точно так же классическим воспри€тием, но в духе голландско - французского направлени€. ≈го де€тельность в Ѕерлине началась в 1700 г. ќн сначала принимал участие в постройке арсенала, отделал в нем фасады, в частности дал совершенно самосто€тельное и очень красивое оформление главному фасаду.

Ѕольшое вли€ние на дальнейшее развитие берлинской архитектуры оказала сооруженна€ им в ѕотсдамском дворце дл€ дворцовой стражи великолепна€ арочна€ галлере€ с купольной башней (1701), замыкающа€ открытую сторону дворца; своим из€ществом она напоминает произведени€ ћансара.

¬о врем€ правлени€ ‘ридриха ¬ильгельма I (1713 - 1740) в придворной архитектуре Ѕерлина наступило затишье. Ёнергичный, невзыскательный, неблагосклонный ко всему французскому солдатский король пыталс€ мудрой бережливостью и дальновидными хоз€йственными меропри€ти€ми восстановить финансы молодого государства, расстроенные придворной пышностью и широким строительством, процветавшими при его предшественнике.   моменту кончины ‘рид≠риха ¬ильгельма I страна снова достигла цветущего благососто€ни€. ≈го сын ‘ридрих II энергично прин€лс€ за продолжение начатой ‘ридрихом I художественной де€тельности ¬ лице √еорга  нобельсдорфа (1699 - 1753), он нашел немецкого мастера редкой одаренности, прошедшего школу как во ‘ранции, так и в »талии.  нобельсдорф счастливым образом соедин€л в себе €сно выраженную склонность к классицизму с тонким чутьем декоративной прелести рококо. ≈го рококо более свободно и более богато фантазией, чем французское; оно отличаетс€ €рким, бьющим через край натурализмом. —труктивна€ основа у него почти совершенно исчезает. ќрнамент расплываетс€ широким потоком по стенам и потолкам и имеет исключительно живописно-декоративный характер. ¬ оформлении фасадов  нобельс- дорф следовал принципам, установленным Ѕоффраном. ќн был здесь классицистом, но более жизненным и самосто€тельным, чем его фран≠цузский современник. ¬ Ўарлоттенбурге  нобельсдорф построил в стиле роскошного, блест€щего рококо восточное крыло королевского дворца, которое в верхнем этаже заключает в себе, Ђзолотую галлереюї длиною в 40 метров, и несколько жилых помещений. ƒалее он построил в Ѕерлине здание оперы, внутреннее оформление которого сохранило свой первоначальный вид лишь в зале јполлона. ‘асады, а в особенности, оформленный, наподобие фасада античного храма вестибюль с шестью коринфскими колоннами, выдержаны в духе чистого англо - палладианизма.

¬ ѕотсдаме  нобельсдорф руководил (1745 - 1751) перестройкой и отделкой городского дворца, внешность которого он оформил в духе строгого классицизма, а внутренность в стиле пышного рококо. ¬ыполненна€ мастером там же французска€ церковь представл€ет собой постройку типа римского ѕантеона, но более сла≠бую; в плане она имеет форму эллипса, по схеме F рис. 167. √лавным произведением  нобельсдорфа €вл€етс€ выстроенный им в королевском саду дворец —ансуси (1745 - 1747), ставший излюбленным местом пребывани€ ‘ридриха ¬еликого. ќн представл€ет собой одноэтажную постройку, возвышающуюс€ на три ступени и т€нущуюс€ пр€мой линией (97 метров), котора€ прерываетс€ посредине мощно выступающей эллиптической ротондой с куполом, заключающей в себе главный зал. ѕримыкающие к последнему, с обеих сторон два р€да комнат завершаютс€ полукруглыми залами. Ќа стороне сада вместо колонн или пил€стр были устроены по предписанию корол€, которому не особенно нравилась тенденци€ мастера давать внешнее оформление всегда в классическом духе, пары барочных гермов, между которыми наход€тс€ сводчатые окна (рис. 208). Ётот фасад производит чрезвычайно живописное впечатление. Ќа стороне же входа выступающа€ полукругом колоннада из парных коринфских колонн вы≠€вл€ет творческую манеру  нобельсдорфа во всей ее чистоте. „то касаетс€ внутреннего оформлени€, то главный зал величественно расчленен выступающими перед стеной двойными коринфскими мраморными колоннами, со строго профилированным консольным венчающим карнизом, в остальном же отделка дана в стиле €рко натуралистического рококо. ћы видим, что и здесь, у последнего, самого круп9ного берлинского представител€ цветущего рококо последнее уравновешиваетс€ элементами неоклассицизма. ѕосле смерти  нобельсдорфа король предложил (1755) »оганну √отфриду Ѕюрингу при≠готовить при содействии архитектора ћангера проект нового дворца ‘ридрихскрон под ѕотсдамом; он был выполнен лишь в 1763 - 1766 гг. » на эту постройку король, побывавший тем временем в √олландии, оказал свое вли€ние. јрхитектурные части были выполнены из песчаника, кирпичные стенные поверхности остались неоштукатуренными. ¬ плане, состо€щем из главного строени€ и прилежащих крыльев, отсутствует больша€ лестнична€ клетка. ѕокои отделаны в стиле пышного рококо, лишенного, однако, той тонкости, которую мы видим у  нобельсдорфа. ‘асады снабжены канелированными пил€страми коринфского ордера, охватывающими два с половиной этажа, и мощным консольным венчающим карнизом с балюстрадами и стату€ми (рис. 209). —нова выразительные пластические украшени€ немецкого рококо оживл€ют строго классическую нидерландскую архитектуру. Ќо они кажутс€ уже здесь как бы пристегнутыми, почти режущими глаз, подобно старомодной прическе.

¬ыступивший затем в качестве ведущего мастера берлинского зодчества  арл фон√онтард совершенно отрекс€ уже от рококо. ћы поэтому рассмотрим его произведени€ в следующей главе.

»стори€ архитектуры  . ќ. √артман, 1936 г., 2 часть.


ќт: no





338 просмотров (а)

-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€: (или войдите через соц. сети ниже)
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.


ѕохожие темы:


----------------------------

« ¬ажнейшие пам€тники периода Ѕарокко и –ококо јрхитектура барокко и рококо в јнглии »