Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова



Опубликовано: Март 27, 2018

Архитектура Средней германии и рейнские области - влияние барокко и ренессанса

В Саксонии раннее, еще не развитое барокко представлено дворцом в Большом саду в Дрездене (1679-1693}, сооруженным, вероятно, Иоганном Георгом Штарке. Постройка состоит из прямоугольного, центрального строения, заключающего в себе лишь большой зал, и двух выступающих по обеим сторонам крыльев, между которыми расположены обращенные друг к другу дйойные открытые лестницы (рис. 170); как план дворца, так и вся его архитектура обнаруживают преобладающее влияние итальянского позднего ренессанса. Исключительного расцвета достигло зодчество в саксонской столице после того, как саксонский курфюрст Фридрих Август был выбран королем Польши (1697). Предприимчивый и очень склонный к пышной придворной жизни курфюрст нашел в лице необыкновенно даровитого архитектора Маттеуса Даниэля Пеппельмана (1662 - 1736) выполнителя своих грандиозных строительных замыслов. С 1707 г. этот мастер работал над постройкой дворца Ташенберг, от которого в первоначальном виде сохранился лишыиирокий четырехэтажный фасад, расчлененный средним ризалитом с богатыми оконными украшениями. Самым блестящим творением Пеппельмана является большой, окруженный великолепными постройками парадный двор, который по использованному для этого земельному участку получил название Цвингер (1711 - 1722).

Он является выполненной частью того грандиозного сооружения, которое по мысли Августа должно было служить местом всякого рода игр и празднеств. Цвингер состоит из основного прямоугольного поля площадью в 106 X 107 метров, расширенного с обеих продольных сторон меньшими прямоугольниками, замыкающимися каждый полукругами, так что попе­речная ось достигает здесь 204 метров. По углам и по осям сооружены двухэтажные павильоны, которые соединены между собой одно­этажными галлереями.

Основным архитектурным мотивом является здесь заимствованная у римского барокко арочная установка между пилястрами и гермами с многократно изогнутым карнизом и балюстрадой, причем последняя служит одновременно бруствером для перекрывающей ходы площадки. Во всей постройке господствуют самые удачные пропорции. Ее отделка образуется из связи архитектурных расчленений с орнаментальной и фигурной пластикой, но, совершенно свободная от духа рококо, она изобилует формами, котооые, однако, заключены в четкие границы благодаря сильной акцентировке главных архитектурных линий (рис. 192). Так Цвингер представдяет собой отражение блеска, жизнерадостности и остроумия князя, которому эта грандиозная барочная постройка дала желанный фон для его пышных, блестящих празднеств.

Павильон Цвингера в Дрездене

 

Рис. 192. Павильон Цвингера в Дрездене.

На ряду с Пеппельманом в Дрездене работал выдающийся цер­ковный архитектор Георг Беер (1666 - 1738), создатель едва лине самой знаменитой протестантской церкви в Г ермании - Фрауэнкирхе (1726 - 1743). В плане (рис. 193) она представляет собой кругообразное, обставленное восемью столбами главное пространство, которое по четырем осям расширено нишами; из них три заключают в себе входы, а четвертая, самая большая и замыкающаяся апсидой, - хор. По диагоналям расположены лестницы, ведущие к хорам, состоящим из семи ярусов. Внутреннее устройство церкви представляет наиболее удачное до настоящего времени решение проблемы пространственного оформления, соответствующего во всех отношениях характеру протестантского богослужения. С внешней стороны план образует квадрат с усеченными углами и выступающей наружу хоровой апсидой. Средние части, и усеченные углы отделаны в виде ризалитов; первые завершаются треугольными фронтонами, вторые чашеобразными башенками, позади которых подымается увенчанный фонарем купол (рис. 202). Вся постройка, включая купол и остальную часть крыши, сделана из красного камня и выполнена с поразительной конструктивной уверенностью. В целом она производит чрезвычайно внушительное впечатление благодаря простой, ясной, несколько резкой трактовке формы и живым очертаниям. Фрауэнкирхе представляет собой совершенно самостоятельное явление в истории архитектуры и носит ясно выраженный немецко - протестантский, бюргерский характер. Творцом сооруженной (в 1738 - 1751 гг.) придворной католической церкви является итальянец Гаэтано Киавери (1689 - 1770). Она построена в виде вытянутого в длину прямоугольника, полукругло замыкающегося с обеих коротких сторон; вокруг него идет узкий обход с хорами, а с каждой из обеих продольных сторон находится внешний боковой неф вдвое большей ширины. Богатое внешнее оформление напоминает, в особенности высокой башней, сооруженной над главным входом, творчество Борромини. Школа Беера представлена церковью Анны в Дрездене (1765 - 1769), выстроенной его учеником Иоганном Георгом Шмидтом и представляющей собой прямоугольный зал (23 X 33 метра) с расположенными вокруг него овалом хорами (рис. 194); еще яснее представлена эта школа крестовой церковью в Дрездене (1769 - 1792), точно так же протестантской. Ее план образуется из квадрата, который по продольной оси расширяется с обеих сторон полукругом и справа и слева узкими боковыми нефами, один из которых полукругло замыкается на стороне клироса. С обеих сторон сооруженной над главным входом башни находятся лестницы, ведущие к хорам. На внешнее оформление оказал влияние французский классицизм; внутренность церкви (рис. 195 показывает первоначальное состояние) была в 1900 г., после произошедшего перед тем пожара, реставрирована в новейшем стиле.

Из частных построек Беера в Дрездене следует упомянуть Отель де Сакс и Британский отель; архитектурные формы обоих этих зданий, предназначавшихся для дворянства, носят энергичный, в деталях подчас резкий характер.

Наряду с художественным направлением, проложенным Пеппельманом и Веером, в граждан-ской архитектуре Дрездена при-обрело влияние еще одно направление, исходившее от французско - гугенотской школы; его представителем был с 1713 г. Захарий Лонгелуне (1669 - 1748), получивший свое образование в Париже. Он начал в 1715 г., по заказу графа фон Флемминга, сооружение голландского (японского) дворца в виде замкнутой прямоугольной постройки из четырех частей; длинные стороны были отмечены средними и угловыми павильонами. Архитектура дворца исходит от Пеппельмана. В 1728 г. дворец, приобретенный за это время королем Августом, был значительно увеличен в своих размерах. В означенном году в Дрезден прибыл из Берлина

Жан деБодт, получивший свое образование также в Париже; в Берлине он достиг больших успехов своими постройками, выдержанными во французско - нидерландском стиле. В Дрездене он тесно примкнул к родственному ему по взглядам Лонгелуне и начал вместе с ним работать над расширением голландского дворца. Архитектура приобрела ясно выраженный классический характер. На главном фасаде на место пилястр выступили уже широкие лизены, между которыми в виде углубленных пологов помещались окна с их брустверами. Лишь средняя часть была оформлена в истинно французском стиле колонной архитектурой и расположенным над нею треугольным фронтоном.

Фрауенкирхе в Дрездене. План и разрез.

 

Рис. 193. Фрауенкирхе в Дрездене. План и разрез.

Оба названных мастера оказали влияние на Иоганна Руд. Феша, получившего известность в качестве преподавателя Риттеракадемии и автора двух учебников архитектуры; в первом из них, трактующем главным образом отдельные архитектурные части (окна, двери, ворота, пилястры, колонны, балконы и т. п.), Феш выказал себя учеником Пеппельмана, во втором же обнаружил ясное тяготение к более строгому направлению. Последнее к тому же с начала второй четверти XVIII века пользовалось все большим сочувствием двора. Вследствие этого рококо не достигло в Дрездене полного развития. Главным мастером дрезденского зодчества в период рококо был Иоганн Крист. Кнеффель (1686 - 1752). Наиболее выдающимся его произведением является дворец, выстроенныйим (в 1738-1751 гг.) для могущественного графа Брюля; это произведение оказало определяющее влияние на развитие дрезденского зодчества. Хорошо продуманный план, благородная архитектура, расчлененная в тщательно взвешенных пропорциях, и скупое применение орнаментальных придатков обнаруживали школу де Бодта и Лонгелуне, из которой вышел Кнеффель. Внутренняя отделка дворца нашла изящный, элегантный характер, но была лишена соразмерности. Эта знаменитая в свое время постройка была снесена в 1900 г.

Из барочных построек остальной Саксонии следует указать на довольно большое число видных жилых домов в Лейпциге типа дворцов и на приходскую церковь в Гросенгейне, построенную Георгом Шмидтом, выбравшим для нее форму Т, очевидно, с целью использования старых стен (ср. рис. 167, С).

В Шлезвиге главным произведением эпохи барокко является монастырская церковь в Грюссау (1728 - 1735), выстроенная неизвестным мастером. Она имеет крестообразную форму, пообеим сторонам продольного нефа находятся по пяти капелл, над которыми расположены хоры.

Во Франконии эпоха барокко и рококо была периодом высшего расцвета искусства. Здесь дух архитектурного барокко, можно сказать, развязал богатые художественные силы народа. Ведущими мастерами были здесь сначала братья Леонард и Иоганн Динценгоферы, из которых большее влияние приобрел второй, а после них главный мастер франконского рококо, гениальный Балтазар Нейман. Эти мастера получили грандиозные заказы от князей - епископов из семейства Шенборн, отличавшихся тонким художественным чутьем и своею страстной любовью к зодчеству способствовавших его развитию.

Архитектура Средней германии и рейнские области - Интерьер церкви с. Анны в Дрездене.

 

Рис. 194. Интерьер церкви с. Анны в Дрездене.

Интерьер крестовой церкви в Дрездене.

 

Рис. 195. Интерьер крестовой церкви в Дрездене.

Средоточием франконского художественного творчества стал город Вюрцбург. В XVII столетии здесь работал итальянец Антонио Петрини (ум. в 1701 г.), создатель импозантной церкви ШтифтХауг (1670 - 1691). По своему плану она приближается к церкви Джезу в Риме, имеет более сильно выступающий поперечный неф и двухбашенный фасад, ее архитектура выдержана в серьезных и тяжеловесных формах (рис. 156); очень внушительный купол выделяется на фоне живописного Вюрцбурга. Петрини построил также на старом фундаменте башни университетской церкви красивую новую башню, удачно применив пилястровую архитектуру (рис. 196). В 1707 г. началась перестройка романской Неймюнстерской церкви во вкусе барокко. Она получила новую внутреннюю отделку, новый барочный купол и выразительный фасад (рис. 157), выполненный Валентино Пеццани (ум. в 1719 г.). Наряду с названными итальянцами в Вюрцбурге работал в первой четверти VIII века немеЧкий мастер Иосиф Грейзинг, который в Рюкерманбау (1715 - 1722), бывшем помещении рыцарского ордена Сен Буркард (рис. 169), возвращается к господствовавшим на рубеже столетия формам раннего немецкого барокко. Грейзинг оригинальным образом перестроил средневековую церковь Петра в Вюрцбурге; по своей декоративной отделке она напоминает церковь в Вальдюрне.

Интерьер крестовой церкви в Дрездене.

 

Рис. 196. Башня университетской церкви в Вюрцбурге.

В северной и восточной частях Франконии, руководящая роль в архитектурном творчестве принадлежала в то время упомянутым братьям Динценгоферам. Исключение составляет лишь основанный в 1686 г. гугенотами и характерный для их зодческого стиля город Эрланген, а также резиденция особенно симпатизировавших гугенотам байрейтских маркграфов; последние охотно принимали к себе на службу гугенотских мастеров, а когда они стремились к особенной роскоши, то итальянских. В Бамберге была выстроена для иезуитской коллегии церковь Мартина (1686 - 1693) - крестовая постройка с куполом и хорами.

Вполне вероятно, хотя это и не доказано, что общий проект этой церкви исходит от Георга Динценгофера. Но постройку живописного фасада церкви, лишенного башен и выполненного с помощью крупных архитектурных средств, следует приписать итальянцу, быть может, Петрини. Для постройки новой епископской резиденции в Бамберге (1695 - 1704) Лотар Франц фон Шенборн пригласил к себе на службу Леонарда Динценгофера. Эта постройка, выдержанная, в общем, в сдержанных формах, имеет художественное значение лишь тяжеловесной пышностью главного зала. В Эбрахе этот же мастер построил монастырские здания, придав им гигантские размеры, ставшие с того времени обычными для построек этого рода. Над столь же грандиозными зданиями конвента Банцского монастыря работал Иоганн Динценгофер. Ему же следует приписать план и оформление аббатской церкви в том же Банце (1710 - 1718). Она представляет собой продольную постройку, состоящую из главного объема, образуемого двумя поперечными эллипсами и расширенного с каждой стороны двумя эллиптическими капеллами, с коротким притвором, помещенным между двумя фасадными башнями и выступающим в форме сегмента наружу, и с находящимся на противоположной стороне закругленным хором (рис. 197). Пространственное оформление представляет собой чисто живописно воспринимаемое единство, которое, благодаря поставленным под углом пилястрам с устремляющимися в потолок кривыми линими гуртов, и исключительно благоприятному освещению, производит поразительное впечатление.

План монастырской церкви в Банце.

 

Рис. 197. План монастырской церкви в Банце.

Гораздо более строгого направления придерживался этот мастер в постройке собора в Фульде, начатого уже в 1704 г., а законченного в 1712 г. Собор этот представляет собой трехнефное базиликальное крестообразное сооружение с куполом над средокрестием и двумя фасадными башнями (рис. 198). Тщательно взвешенные пространственные соотношения, благородная пилястровая и аркадная архитектура, отделанная в духе римского барокко и очень соразмерно орнаментированная, и, наконец, исключительно благоприятное освещение - все это делает внутренность собора одним из лучших созданий храмового зодчества той эпохи. В области светской архитектуры Иоганн Динценгофер также показал себя ведущим мастером развитого барокко. В Поммерсфельдене он построил (1711 - 1718) для майнцского архиепископа Лотара фон Шенборна дворец Вейсенштейн, который не только по своим размерам, но и благодаря высокой художественной ценности своих больших двухмаршевых лестниц с вестибюлем и своего главного зала, расчлененного попеременно колоннами и пилястрами, а также благодаря уютной отделке жилых покоев принадлежит к числу наиболее выдающихся дворцовых построек XVIII столетия. В Байрейте маркграфы, очень заботившиеся о представительстве, воздвигли целый ряд барочных построек, из которых особенного внимания заслуживает выполненный Карло Бибиеной театр (1744 - 1748). Он имеет зрительный зал с тремя рядами лож, образующий в плане полукруг, и сцену глубиной в 30 метров. Фасад выдержан в строго классических формах, богатое же внутреннее убранство - в стиле утонченного итальянского барокко, в которое немецкое и французское рококо, господствовавшее в то время в архитектуре, не внесло почти никаких мотивов.

Собор в Фульде Архитектура Средней германии и рейнские области - влияние барокко и ренессанса

 

Рис. 198. Собор в Фульде.

Между тем большой славы достиг в Вюрцбурге епископский архитектор Иоганн Балтазарнейман (1687 - 1753). Когда Иоганн фон Шенборн был выбран вюрцбургским князем - епископом (1719), он тотчас решил построить себе роскошную, подлинно княжескую резиденцию. Он поручил проектировку и выполнение постройки своему главному артиллеристу и инженеру Нейману, который участвовал в венгерском походе принца Евгения, изучил прэтом венские постройки и был известен как умный человек и высокоодаренный архитектор. Уже в следующем году (1720) был заложен с большой торжественностью первый камень; вчерне постройка была закончена в 1744 г., внутренняя же отделка - примерно к 1775 г. (не считая новооборудованных в 1806-1820 гг. комнат). Постройка состоит из главного здания, длиною в 167 метров, и двух выступающих в форме? крыльев, которые группируются вокруг четырех внутренних дворов (по два с каждой стороны) и заключают между собой открытый парадный двор. Передний фасад каждого крыла равен 58 метрам, глубина - 92 метрам. С парадного двора вход ведет в просторный вестибюль, за которым находится, как обычно, садовый зал. Нейман имел в виду построить с каждой стороны вестибюля грандиозную,

роскошную лестницу. Но по совету парижского архитектора Боффрана, которому Нейман по желанию заказчика представил свои проекты (он показал их также Роберту де Котту), он устроил - и не к выгоде постройки в целом - только одну лестницу левой стороны вестибюля. Лестница эта, состоящая из трех свободных маршей, открывается в верхнюю галлерею, которая окружает широкими ходами лестничную клетку. Галлерея перекрыта плоскйм, зеркальным сводом, которому Тееполо придал волшебный вид своими знаменитыми картинами.

План герцогского замка в Вюрцбурге. Главный этаж. Архитектура Средней германии и рейнские области - влияние барокко и ренессанса

 

Рис. 199. План герцогского замка в Вюрцбурге. Главный этаж.

Из лестничной галлереи мы переходим в расположенный по оси против двора большой, «белый зал», а из него в главный зал, находящийся на стороне сада и выступающий наружу (рис. 199). Справа и слева от него тянется вдоль садового фасада большой ряд комнат, предназначенных для придворного штата. Соотношение между отдельными комнатами в смысле размера и высоты строго взвешено. В са­мом внешнем углу правого крыла помещается дворцовая церковь с главным входом со стороны переднего фасада. Фасады на длинной стороне, обращенной к саду (рис. 172), и на внешних сторонах крыльев Нейман расчленил средними павильонами и угловыми ризалитами; передние фасады крыльев и боковые фасады, обращенные к парадному двору (рис. 200), имеют лишь угловые ризалиты, которые находятся в хорошо взвешенной пропорции со средним ризалитом главного здания, сильно подчеркивающим его ось. После того как брат Иоганна фон Шенборн, Фридрих Карл, занял епископский трон и принял наследство своего брата, он побудил видного в то время венского архитектора Луку Гильдебрандта произвести экспертизу строительных чертежей Вюрцбургского дворца. Сравнение планов, посланных Нейманом в 1730 г. в Вену, с составленным Гильдебрандтом планом первого этажа обнаруживает, что Гильдебрандт запроектировал на внешних сторонах крыльев по среднему овальному залу и по круглому среднему павильону, выступающему наружу почти на половину эллипса, между тем как Нейман наметил прямоугольные ризалиты; далее Гильдебрандт хотел, чтобы в правом углу садового фасада была длинная галлерея, которая, однако, не была принята к выполнению; можно заметить еще некоторые незначительные различия в пространственных пропорциях отдельных комнат; других существенных отклонений от неймановского плана нет. За счет влияния Гильдебрандта следует отнести, таким образом, в основном лишь круглые выступы по поперечным осям, послужившие к выгоде для общего вида. План показывает высокий нижний этаж, главный этаж и два мезонина, один над нижним этажом и другой над главным. Архитектурное оформление главного фасада, обращенного к открытому двору, и среднего павильона садового фасада образуется, соответственно значению расположенных за ними помещений, трехчетвертными колоннами тосканского и сложного ордеров, а в других местах пилястровыми установками (рис. 200), которыми садовый фасад снабжен лишь на угловых ризалитах (рис. 172). Все расчленение носит очень внушительный и благородный характер. Внутренние покои имеют самую блестящую отделку, на которой можно проследить все стилевые изменения от развитого барокко до классицизма XIX столетия (рис. 162).

Замок в Вюрцбурге. Фасад левого крыла.

 

Рис. 200. Замок в Вюрцбурге. Фасад левого крыла.

Нейман построил для епископа Карла фон Шенборна, кроме того, элегантный летний замок Вернек (рис. 201), некогда блестящая отделка, которого была полностью видоизменена в 1806 - 1814 гг. герцогом Фердинандом. Как высоко ценился Нейман в качестве дворцового архитектора, можно судить по тем многочисленным заказам, которые он получал от других светских и духовных властителей. О его деятельности по постройке дворца в Брухзале мы уже говорили. Кроме того, он составил проекты дворца в Карлсруэ, а также Штутгартского дворца, который, если бы он был выполнен, далеко превосходил бы по вместимости (длина свыше 200 метров, ширина почти столько же) вюрцбургскую резиденцию. Невыполненными остались также неймановские проекты дворца в Швецингене и нового королевского дворца в Вене.

Архитектура Средней германии и рейнские области - влияние барокко и ренессанса

 

Рис. 201. Замок Вернек.

Монастырские и церковные постройки Неймана едва ли уступают по своему художественному значению гражданским постройкам мастера. В Эбрахе и Банце были расширены и закончены по проектам Неймана начатые Динценгофером монастырские постройки, то же и в Шентале.

В Оберцелле Нейман начал в 1744 г. постройку монастырского здания с очень красивой двойной лестницей, богато отделанного им и законченного его сыном Игнацем в 1760 г. Из многочисленных церковных построек Неймана мы упомянем лишь Вальфартскую церковь на горе с. Николая под Вюрцбургом, получившую название «Карре1е»; она представляет собой центральный объем с круглым купольным пространством, расширенным тремя большими эллиптическими апсидами, и притвором на четвертой стороне. На рис. 161 мы уже привели венчания двух стройных фасадных башен и маленькой наподобие фонаря башенки над центральным пунктом. Своей Вальфартской церковью в Фирценгейлигене (1743 - 1772) и аббатской церковью в Нересгейме (1745 - 1792) Нейман превзошел все, до того созданное в архитектуре, по смелости и свободе пространственного оформления. План церкви в Фирценгейлигене замкнут еще снаружи прямыми линиями, подобно крестообразной базилике; внутри он образуется из трех следующих друг за другом эллипсов с нефообразными боковыми помещениями и двумя круглыми объемами между передними двумя эллипсами вместо поперечных крыльев. Церковь в Нересгейме образует нераздельную продольную постройку с большим эллиптическим, центральным объемом, к которому примыкают два маленьких эллиптических поперечных крыла, и по продольной оси по два поперечно расположенных эллипса. Во внутреннем пространстве все линии кривые. Это обусловливает огромную подвижность стенной архитектуры, дающей изобилие привлекательных перспективных образов. Хотя задуманная Нейманом отделка не была выполнена во всем ее богатстве, тем не менее, внутренность церкви производит совершенно неописуемое впечатление. Со времен Кристофера Рена ни один европейский архитектор не овладел в такой степени пространственным оформлением в отношении целесообразности, величины, пропорции и конструкции, как этот франконский мастер; но по художественной фантазии, по трактовке формы и по степени независимости от традиционных принципов Германии он далеко превосходит великого британца. Нейман придал определенный облик всему франконскому рококо; но и в рейнских областях он оказал глубокое влияние своими обширными работами для курфюрстского двора в Кельне.

В граничащих с северной Франконией небольших государствах - Саксонии и Гюрингене - главный период рассматриваемой эпохи архитектурного творчества приходится еще на XVII столетие. В Готе Андрей Рудольфи соорудил (1643 - 1654) дворец Фриде н- штейн - импозантную массивную постройку, имеющую почти характер крепости. Три крыла окружают двор площадью в 86 X 65 метров, передняя сторона которого замыкается каменной стеной с воротами. Углы фланкированы широкими башнями. Двор имеет оживленный вид благодаря, идущим кругом арочным ходам, устроенным на массивных столбах. В Веймаре Мориц Рихтер воздвиг (нач. в 1651 г.) дворец (резиденцию), имеющий форму? и выдержанный в серьезных тяжеловесных формах, почти лишенных украше­ний (нынешнее расчленение ведет начало от предпринятой после пожара 1774 г. перестройки дворца). Во дворце, построенном (1677) в Айзенберге, заслуживает внимания лишь протестантская капелла, представляющая собой церковный зал с коринфской колоннадой, несущей на себе трехэтажные хоры. Большой дворец в Вайсенфельсе (1664 - l690) приближается по своему характеру к веймарскому и готскому дворцам. Капелла Вайсенфельсского дворца была квалифицирована Штурмом как образцовая. Подобно готской капелле, она представляет собой простой церковный зал с хорами без особого пространства для алтаря. Во внешности этих построек изменившееся архитектурное сознание проявляется лишь в отказе от фронтонов, столь характерных для немецкого ренессанса. В сфере же внутреннего оформления веяния барокко обнаруживаются в лепных украшениях, большей частью еще совсем незрелых и часто напоминающих «хрящевидный» стиль; в низких и узких помещениях они носят прямо-таки назойливый характер. В XVIII столетии в рассматриваемых областях возникли лишь небольшие дворцовые постройки типа вилл, среди них охотничий дворец Бельведер под Веймаром (1724 - 1732), отличающийся довольно богатым расчленением фасада (рис. 202), внутри же отделанный в стиле простого рококо, и дворец Фридрихсталь в Готе (1711), выдержанный в самых простых формах. Обе эти постройки носят преимущественно французский характер.

Замок Бельведер близ Веймара.

 

Рис. 202. Замок Бельведер близ Веймара.

В Гессене переселившиеся сюда в конце XVI века в большом количестве гугеноты нашли радушный прием и вскоре приобрели большое влияние на двор и на всю духовную и художественную жизнь. Составленный их архитектором Иеремией де ла Фоссом проект резиденции в Дармштадте был рассчитан на очень большие размеры и лишь в части своей осуществлен на практике (1716 - 1727); постройка выполнена, правда, в очень сдержанных, но тонких и изящных архитектурных формах. В Ганау гугеноты основали по вполне определенному плану новый город. Во Франкфурте на Майне ими был построен (1732 - 1741) дворец Турн и Таксис, ныне главный почтамт; эта внушительная барочная постройка была спроектирована Робертом де Коттом и выполнена итальянцем Дель Опера в стиле знатных парижских особняков того времени. Особого рода памятником рейнской, барочной архитектуры является Дальбергский двор (ныне дворец юстиции) в Майнце (1715 - 1718). Своими пышными формами эта постройка напоминает искусство Динценгоферов. Значительно более сдержанным в архитектурном расчленении, но вообще достаточно богато отделанным является дом немецкого ордена в Грюнштейне, построенный (1720 - 1737) А. фон Риттером,

автором основного проекта Брухзальского дворца. Во внешности этой постройки выделяется своей пышностью лишь обращенный, ко двору средний ризалит. Архитектура арсенала (1738 - 1740), построенного для генерала Вельша мастером, склонявшимся к французскому классицизму, носит на себе печать трезвой рассудочности и сдержанности. Красиво расположенный на Рейне дворец Бибрих (нач. в 1704 г.) своей протяженностью, холодной величавостью своей архитектуры и скупой орнаментацией, сводящейся почти только к гирляндам в углубленных полях над окнами, обнаруживает гугенотско - нидерландскую школу (рис. 174). Круглый центральный объем содержит в себе купольный зал с колоннадой и кассетированным сводом.

В Трире курфюрстфон Шенборн пригласил к себе на службу Неймана, школу которого можно узнать по архитектуре выстроенного здесь дворца, ныне служащего казармами. Кессельштадтский дворец (1742), сооруженный Иоганном Томанном, напоминает, в частности своей красивой лестничной клеткой, стиль венского барокко.

При дворе курфюрста в Кельне работал Иоганн Конрад Шлаун, воспитанный в неймановском духе. Он дал проект сооруженного под Боннау дворца Брюль (нач. в 1725 г.), имеющего форму? с несколько узким двором, и до 1728 г. руководил постройкой.

После этого руководство перешло в руки Михаила Левейе. С 1740 г. выдающееся участие в постройке принимал Нейман. Дворец

этот славится своим импозантным вестибюлем, роскошной лестничной клеткой (рис. 203), в которой двойные марши возвышаются на парных колоннах сложного ордера, и двумя смежными, парадными залами с живописными галлереями. Прекрасным зданием является еще дворец Бенрат под Кельном (1756 - 1760), построенный Пигажем. Хорошо продуманный план этого одноэтажного здания, состоящего из купольного зала и примыкающих к нему покоев, и все его архитектурное оформление, характеризующееся снаружи благородством, а внутри знаменующее уже собой переход к классицизму, обнаруживают распространение того художественного умонастроения, которое господствовало в это время во Франции.

Замок Брюль на Рейне. Лестница.

 

Рис. 203. Замок Брюль на Рейне. Лестница.

В Северной Германии зодчество в западных областях находилось под преобладающим влиянием прирейнского искусства. В Вестфалене наиболее видным архитектором был упомянутый выше Шлаун. При выполнении дворца Эрбдростенгоф (1757) в Мюнцере перед мастером стояла задача на прямоугольном перекрестке узких улиц воздвигнуть внушительную дворцовую постройку. Шлаун провел главную ось через меридиан угла, образуемого двумя улицами, и затем настолько отодвинул фасад, чтобы оставалось место для двора почти в четверть круга, который он замкнул на самом переднем углу решеткой с роскошными воротами. С этого угла открывается поразительно живописное здание дворца в два с половиной этажа, построенное на изогнутом фундаменте. По середине фасада мастер устроил красиво оформленный павильон с выступающим наружу ризалитом.

Мюнстерский дворец, построенный в 1767 г. по проекту Шлауна, имеет форму? с широким парадным двором, узкими крыльями и средним павильоном в главном здании, снабженном богато отделанным ризалитом с треугольным фронтоном (рис. 204). Здесь, также и во дворце Эрбдростенгоф, отступы стенных плоскостей обработаны красным кирпичом, вследствие чего создается необычное для барочных дворцов впечатление серьезности и беспокойства.

Замок в Мюнстере. Средний резалит главного фасада, выходяшего, на парадный двор.

 

Рис. 204. Замок в Мюнстере. Средний резалит главного фасада, выходяшего, на парадный двор.

Кассель стал в то время городом гугенотов и, следовательно, убежищем тех художественных стремлений, носителями которых они были. В области архитектуры главными выразителями этих стремлений были члены семьи художников Дюри. Начало их деятельности в Касселе было положено Паулем Дюри, уроженцем Парижа, бывшим сначала на службе у Вильгельма Оранского, а с 1684 г. поступившим к гессен - кассельскому ландграфу Карлу II на должность главного инженера.

В 1688 г. он начал строить для своих земляков новую часть города. Она получила облик, свойственный всем гугенотским городам. В центре этой части города мастер соорудил (1698 - 1706) французскую церковь с вальмоподобным куполом, основание которой представляет собой вытянутый восьмиугольник; архитектура церкви в высшей степени проста и лишь на стороне входа отделана рядом тонко профилированных пилястр. Построенный в Ау оранжерейный дворец (1701 - 1711) имеет определенно выраженный итальянский характер; однако в плане и архитектурном оформлении перевес получило французско - гугенотское чувство формы. Мы не ошибемся, если и эту постройку припишем Паулю Дюри. Последнего сменил его сын Шарль Дюри (ум. в 1757 г.), который стоял ближе к немецкому искусству и смягчал формальное устремление немецкого рококо грациозностью французского стиля. Им сооружен под Касселем (нач. в 1753 г.) замок Вильгельмсталь; на его плане, рассчитанном на пригодность для жилья, и на внешнем оформлении, выполненном в духе классицизма, лежит печать французского, художественного вкуса; внутри же замок отделан в стиле тонкого и благородного рококо (рис. 205).

Замок Вильгельмсталь. Танцевальный зал.

 

Рис. 205. Замок Вильгельмсталь. Танцевальный зал.

В Брауншвейге немецкий архитектор Флейшер соорудил замок Рихмонд (1760), обладающий своеобразным устройством, вполне характеризующим рутинные плановые решения эпохи рококо. Постройка имеет квадратное основание, причем главная ось идет по диагонали. По углам последней устроены выступающие вперед и тянущиеся во всю высоту здания (полтора этажа) ротонды, из которых передняя заключает в себе вестибюль, а задняя - парадный зал. Остальные покои очень искусно сгруппированы вокруг этих главных помещений. Внешнее и внутреннее оформление выдержано в духе господствовавшего в то время во Франции классицизма.

В Гамбурге церковь Михаэлиса (1751 - 1762) представляет собой одно из главных архитектурных произведений немецкого протестантизма. Она была построена Эрнстом Зоннином (1709 - 1794) при содействии Иоганна Прея, работавшего в Дрездене над перестройкой тамошней Фрауенкирхе. Сохранение фундамента продольной церкви, построенной в 1649 - 1651 гг. и сгоревшей в 1750 г., имело своим результатом вклинивание поперечного крыла, так что получилась постройка в форме греческого креста с полигональным хором, оставшимся от старой церкви, и башней высотой в 132 метра, сооруженной над главным входом (в 1906 г. она сгорела). Очень внушительное пространственное впечатление еще более усиливается благодаря отделке, напоминающей Фрауенкирхе в Дрездене, но в церкви Михаэлиса несравненно более богатой.

В Берлине архитектор Иоганн Георг Мемгардт из Гол­ландии (ум. в 1687 г.) руководил широким строительством при дворе курфюрста. Предвидя рост в то время еще маленькой резиденции, он составил план дальнейшего городского строительства; этот план, которому обязаны своим нынешним обликом широкая улица Unter den Linden и Фридрихштадт, является высшим созданием той эпохи в области городского строительства. Мемгардт начал также строить по заказу курфюрстши дворец Ораниенбург, центральный объем которого, состоящий из трех этажей, мастер расчленил лишь объединяющими два верхних этажа пилястрами коринфского ордера и широкими лизенами при почти полном отказе от орнаментальной отделки. С 1690 г. постройку дворца продолжал Иоганн Арнольд Неринг (ум. в 1695 г.), родом, вероятно, также из Голландии и во всяком случае воспитанный всецело в голландском духе; он увеличил его и закончил внутреннюю отделку. Одновременно Неринг вместе с Михаилом Смидсом (1626 - 1692) работал при дворце курфюрста в Берлине. Он воздвиг там вместе с Смидсом аркадное сооружение, тянущееся вдоль Шпрее и замыкающее третий двор; сооружение это выдержано в благородных, хотя и скромных архитектурных формах, совершенно лишенных украшений и сводящихся к арочным установкам на обработанном квадрами нижнем этаже и простым оконным обрамлениям с сандриками на верхнем этаже. Неринг начал также (1695) постройку важного в историко-архитектурном отношении арсенала, над которым, однако, ему суждено было работать лишь не­сколько месяцев. План этой постройки показывает квадрат (длина стороны 99 метров) с четырьмя крыльями вокруг двора, имеющего в ширину 39 метров. Проект приписывается директору парижской, художественной академии Франсуа Блонделю. Строгий рисунок, тонко расчлененная, истинно французская профилировка, благородная сдержанность, отсутствие орнаментальной пышности (рис. 206) - все это обнаруживает французский, художественный вкус. От Неринга исходит проект берлинской епархиальной церкви, построенной в 1695 - 1703 гг. Мастер выбрал для нее крестообразную форму, образующуюся из квадратного, центрального объема (длина пролета 18 метров), к которому примыкают четыре полукруглые апсиды.

Постройка была выполнена отечественным мастером Мартином Грюнбергом (1655 - 1707), возвышающаяся над входом очень красивая башня (за исключением купола) - Филиппом Герлахом (1679 - 1746). На переплетах окон и на подпорках апсид обнаруживается запоздалое влияние готики.

Мощный подъем берлинского искусства начался с того момента, когда в Берлин был приглашен (1694) высокоодаренный мастер Андрей Шлютер (род. в 1664 г., ум. в 1714 г. в Петербурге). Последний работал сначала в Данциге, затем в Варшаве при дворе польского короля Собесского, где он, повидимому, участвовал в постройке дворца Виланов. В Берлине Шлютер работал сначала в качестве скульптора, при королевском дворце, а также при арсенале, где он создал над выходящими на двор окнами нижнего этажа знаменитые маски умирающих воинов. С 1698 по 1706 г. Шлютер руководил работами по перестройке и расширению королевского дворца. Он составил широкий проект, который, однако, лишь отчасти был выполнен. От Шлютера исходят три флигеля, окружающих внутренний дворцовый двор с юго-востока, юго-запада и северо-запада. Архитектурные формы этих построек (рис. 206) образовались из форм римского барокко. Оформление свидетельствует о такой степени уверенности и мощи, какая нигде в Германии в то время не проявлялась. Дарование Шлютера сказывается преимущественно в области внутреннего оформления. Лестничная клетка в юго-восточном флигеле представляет собой блестящее монументальное произведение, выполненное с помощью крупных архитектурных средств и богатой пластики. Примыкающие к ней покои (так называемые парадные палаты) по богатой изобретательности форм, по характеру основного рисунка и по трактовке лепных украшений напоминают отчасти отделанные Эффнером покои в Шлейсгеймском дворце. Великолепным архитектурным произведением должна была быть так называемая Мюнцевская башня, которую Шлютер намеревался соорудить в Лустгартене. После того как она уже была доведена до значительной высоты, ее пришлось, вследствие допущенных конструктивных ошибок, снести (1706). В результате этого Шлютер попал в немилость. Он, правда, еще продолжал работать в качестве скульптора, но в 1713 г. отправился по приглашению Петра Великого в Петербург, где в следующем году умер. Шлютер обладал творческим, самостоятельным и своеобразным, художественным талантом и был одним из самых крупных мастеров немецкого барокко. Впрочем, его сила заключалась не столько в архитектуре, сколько в пластических произведениях. Последние обеспечивают ему почетное место в истории искусства; созданный им памятник великому курфюрсту в Берлине является одним из самых выдающихся скульптурных произведений немецкого барокко.

Деталь фасада королевского дворца в Берлине.

 

Рис. 206. Деталь фасада королевского дворца в Берлине.

После увольнения Шлютера главным дворцовым архитектором был назначен Иоганн Фридрих фон Эозандер (1670 - 1729), занимавший эту должность от 1707 до 1713 г. Эозандер был главным поборником строго академического классицизма, поэтому он находился в резкой вражде с Шлютером. Пользуясь при этом поддержкой Штурма, он приобрел покровительство королевы Софьи, а затем и короля Фридриха I. По заказу первой он продолжил с 1701 г. постройку ее летней резиденции, дворца в Шарлоттенбурге, начатого в 1695 г. Нерингом. Эозандеру принадлежат здесь, повидимому, оба крыла, заключающие между собой квадратный двор (длина стороны 76 метров), а также очень выразительная купольная башня высотою в 46 метров (рис. 207). Во внутренней отделке дворцовой капеллы и фарфоровой комнаты он показал себя искусным декоратором, обладающим тонким художественным чутьем. В берлинском дворце Эозандер удлинил оба фасада, обращенные к дворцовой площади и Лустгартену, чтобы получить желанную для короля «большую анфиладу». Если принять во внимание существовавшие уже архитектурные части, то шлютеровская система фасадов была сохранена, и лишь северо-западный ризалит и западный фасад были выполнены по проектам Эозандера. Хотя западный портал, оформленный по образцу арки Септимия Севера в Риме, и производит сам по себе большое впечатление, однако в целом архитектура созданных Эозандером частей не достигает уровня выразительных и дышаших жизнью творений Шлютера.

Королевский дворец в Шарлоттенбурге.

 

Рис. 207. Королевский дворец в Шарлоттенбурге.

Более тонкими, оригинальными и более богатыми фантазией являются произведения Жанаде Бодта (1670 - 1745), обладавшего точно так же классическим восприятием, но в духе голландско - французского направления. Его деятельность в Берлине началась в 1700 г. Он сначала принимал участие в постройке арсенала, отделал в нем фасады, в частности дал совершенно самостоятельное и очень красивое оформление главному фасаду.

Большое влияние на дальнейшее развитие берлинской архитектуры оказала сооруженная им в Потсдамском дворце для дворцовой стражи великолепная арочная галлерея с купольной башней (1701), замыкающая открытую сторону дворца; своим изяществом она напоминает произведения Мансара.

Во время правления Фридриха Вильгельма I (1713 - 1740) в придворной архитектуре Берлина наступило затишье. Энергичный, невзыскательный, неблагосклонный ко всему французскому солдатский король пытался мудрой бережливостью и дальновидными хозяйственными мероприятиями восстановить финансы молодого государства, расстроенные придворной пышностью и широким строительством, процветавшими при его предшественнике. К моменту кончины Фрид­риха Вильгельма I страна снова достигла цветущего благосостояния. Его сын Фридрих II энергично принялся за продолжение начатой Фридрихом I художественной деятельности В лице Георга Кнобельсдорфа (1699 - 1753), он нашел немецкого мастера редкой одаренности, прошедшего школу как во Франции, так и в Италии. Кнобельсдорф счастливым образом соединял в себе ясно выраженную склонность к классицизму с тонким чутьем декоративной прелести рококо. Его рококо более свободно и более богато фантазией, чем французское; оно отличается ярким, бьющим через край натурализмом. Структивная основа у него почти совершенно исчезает. Орнамент расплывается широким потоком по стенам и потолкам и имеет исключительно живописно-декоративный характер. В оформлении фасадов Кнобельс- дорф следовал принципам, установленным Боффраном. Он был здесь классицистом, но более жизненным и самостоятельным, чем его фран­цузский современник. В Шарлоттенбурге Кнобельсдорф построил в стиле роскошного, блестящего рококо восточное крыло королевского дворца, которое в верхнем этаже заключает в себе, «золотую галлерею» длиною в 40 метров, и несколько жилых помещений. Далее он построил в Берлине здание оперы, внутреннее оформление которого сохранило свой первоначальный вид лишь в зале Аполлона. Фасады, а в особенности, оформленный, наподобие фасада античного храма вестибюль с шестью коринфскими колоннами, выдержаны в духе чистого англо - палладианизма.

В Потсдаме Кнобельсдорф руководил (1745 - 1751) перестройкой и отделкой городского дворца, внешность которого он оформил в духе строгого классицизма, а внутренность в стиле пышного рококо. Выполненная мастером там же французская церковь представляет собой постройку типа римского Пантеона, но более сла­бую; в плане она имеет форму эллипса, по схеме F рис. 167. Главным произведением Кнобельсдорфа является выстроенный им в королевском саду дворец Сансуси (1745 - 1747), ставший излюбленным местом пребывания Фридриха Великого. Он представляет собой одноэтажную постройку, возвышающуюся на три ступени и тянущуюся прямой линией (97 метров), которая прерывается посредине мощно выступающей эллиптической ротондой с куполом, заключающей в себе главный зал. Примыкающие к последнему, с обеих сторон два ряда комнат завершаются полукруглыми залами. На стороне сада вместо колонн или пилястр были устроены по предписанию короля, которому не особенно нравилась тенденция мастера давать внешнее оформление всегда в классическом духе, пары барочных гермов, между которыми находятся сводчатые окна (рис. 208). Этот фасад производит чрезвычайно живописное впечатление. На стороне же входа выступающая полукругом колоннада из парных коринфских колонн вы­являет творческую манеру Кнобельсдорфа во всей ее чистоте. Что касается внутреннего оформления, то главный зал величественно расчленен выступающими перед стеной двойными коринфскими мраморными колоннами, со строго профилированным консольным венчающим карнизом, в остальном же отделка дана в стиле ярко натуралистического рококо. Мы видим, что и здесь, у последнего, самого круп9ного берлинского представителя цветущего рококо последнее уравновешивается элементами неоклассицизма. После смерти Кнобельсдорфа король предложил (1755) Иоганну Готфриду Бюрингу при­готовить при содействии архитектора Мангера проект нового дворца Фридрихскрон под Потсдамом; он был выполнен лишь в 1763 - 1766 гг. И на эту постройку король, побывавший тем временем в Голландии, оказал свое влияние. Архитектурные части были выполнены из песчаника, кирпичные стенные поверхности остались неоштукатуренными. В плане, состоящем из главного строения и прилежащих крыльев, отсутствует большая лестничная клетка. Покои отделаны в стиле пышного рококо, лишенного, однако, той тонкости, которую мы видим у Кнобельсдорфа. Фасады снабжены канелированными пилястрами коринфского ордера, охватывающими два с половиной этажа, и мощным консольным венчающим карнизом с балюстрадами и статуями (рис. 209). Снова выразительные пластические украшения немецкого рококо оживляют строго классическую нидерландскую архитектуру. Но они кажутся уже здесь как бы пристегнутыми, почти режущими глаз, подобно старомодной прическе.

Выступивший затем в качестве ведущего мастера берлинского зодчества Карл фонГонтард совершенно отрекся уже от рококо. Мы поэтому рассмотрим его произведения в следующей главе.

История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г., 2 часть.


От: no





182 просмотров (а)

-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы


----------------------------

« Важнейшие памятники периода Барокко и Рококо Архитектура барокко и рококо в Англии »