Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 



Архитектурные бюро Москвы



Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Февраль 1, 2018

Важнейшие памятники периода Барокко и Рококо

Эпоха барокко и рококо создала в немецких странах такое поразительное изобилие памятников, что мы вынуждены будем сильно ограничивать себя в их перечислении, а при описании отдельных памятников удовлетвориться лишь самыми необходимыми пояснениями.

В Австрии из многочисленных итальянских мастеров, переселившихся на север и на запад от южного склона Альп, наиболее крупные произведения создали члены семей Кар лоне из Милана, Галли Бибиена из Болоньи и Лураго. Их непосредственным предтечей был упоминавшийся уже Сантино Солари, строитель Зальцбургского собора (окончен в 1634 г.), одного из величественнейших произведений архитектуры XVII века на немецкой почве. Среди Кардоне на первом месте стоит Карл Антонио (ум. в 1708 г.). Он работал над перестройкой Кремсмюнстерского монастыря в Верхней Австрии. При его вступлении в должность здание Конвента (1605 - 1652) было уже выполнено менее значительными мастерами. Он же придал барочные формы построенной в 1298 г. церкви, состоящей из трех нефов и замыкающейся тремя апсидами (рис. 157).




Более цельный характер носил монастырь в Гарстене (1677-1693), выстроенный по грандиозному плану Джиованни Баттиста Карлоне и состоящий из четырех расположенных вокруг широкого двора крыльев. Фасады на нижнем этаже рустованы, а выше снабжены охватывающими три этажа ионическими пилястрами.

Внутренняя архитектура в настоящее время совершенно видоизменена вследствие перестройки здания в тюрьму. Лишь большая лестница, разделенная тремя очень глубокими площадками и идущая по главной оси от среднего ризалита к бывшему залу, хорошо сохранилась до настоящего времени. В основу монастырской церкви (1687) положена схема иезуитских церквей с хорами. В совершенно, натуралистических, лиственных и цветочных гирляндах, которые обрамляют окна и двери, а также украшают гурты свода и филенки пилястр, обнаруживается влияние северной школы; даже под венчающим карнизом вместо консолей вставлены совершенно натуралистически выполненные лиственные венки. Над еше большего размера институтом Сен Флориан в Линце работал (1686 - 1708) в качестве архитектора упомянутый выше Карл Антонио Карлоне. Он воздвиг в 1686 - 1689 гг. над фундаментальными стенами старой раннеготической постройки церковь, оштукатуренную его братом Бартоломео. Церковь выполнена в больших масштабах, имеет широкий средний неф, к которому с обеих сторон примыкают четыре менее глубоких капеллы, средокрестие, на место поперечных нефов органные хоры и полигональный хор. Длина всей постройки равна 79,3 метра. На установленных перед столбами полуколоннах в 18,2 метра высоты сложного ордепа покоится раскре- пованный карниз, богато отделанный и снабженный под главной пли­той лиственным венком. Между столбами, примыкая к ним, ионические колонны несут на себе аркады капелл; над ними расположены балконы и хоры, которые выходят точно так же круглыми аоками в средний неф. Богатые пластические и живописные украшения усиливают общее впечатление.

В течение конца XVII и первой половины XVIII века в столице Австрии - Вене - искусство переживало период высокого расцвета. Выработавшийся здесь стиль барокко счастливым образом сочетал монументальную закономерность итальянского барокко с изящной легкостью и грациозностью французского искусства и декоративной живостью немецкого. Основоположником этого стиля был Иоганн Берн. Фишер из Эрлаха (1650 -1723), высокоодаренный художник, воспитанный в Италии на творениях Бернини и Борромини. В своем труде «Очерк исторического развития архитектуры» (1725) он обнаруживает известную

самостоятельность по отношению к традиционным художественным принципам и склонность к иностранным влияниям; последняя придает его архитектурному творчеству своеобразную привлекательность. Его ранним произведением является коллегиальная церковь в Зальцбурге (1696 - 1707), постройка в форме греческого креста, от которого вытянуты лежащие по главной оси крылья с четырьмя овальными угловыми помещениями, хоровым закруглением и сегментными арками по сторонам входа. Архитектура (рис. 177) обнаруживает влияние северо - итальянского зодчества, но в оформлении фасада, состоящего из правильно расчлененного вогнутого среднего строения с двумя стройными башнями, и в свободной профилировке кривыми линиями и глубокими разрезами мастер сохраняет немецкое своеобразие. В выполненной им церкви Петра в Вене (1702 - 1713) центральное строение подчеркнуто сильнее. Ее план повторяется в существенном в главном произведении Фишера, церкви с. Карла Борромея в Вене, построенной в 1716 - 1737 гг (рис.178).

Важнейшие памятники периода Барокко и Рококо

Рис. 177. Интерьер коллегиальной церкви в Зальцбурге.

Важнейшие памятники периода Барокко и Рококо

Рис. 178. План церкви с. Карла Борромея в Вене.

Таким путем получился широкий фасад, которому мастер придал своеобразное оформление (рис. 179). Перед главным входом он соорудил строго по античной схеме шестиколонный простиль.

Важнейшие памятники периода Барокко и Рококо

Рис. 179. Церковь с. Карла Борромея в Вене.

Углы он акцентировал архитектурными частями, которые представляют собой полубашни, полупавильоны и служат исключительно декоративными надстройками над устроенными с обеих сторон проездами. Последние, служили, вероятно, въездом для знатных посетителей, пользовавшихся экипажами. Между угловыми башнями и простилем Фишер соорудил стройные, прислоняющиеся к постройке колокольни, напоминающие колонну Траяна в Риме; таким образом, возникла несколько странная композиция, которая, однако, соответствуя высокому барабану купола, придает постройке оригинальный и чрезвычайно живописный вид. По тектонической трактовке формы церковь напоминает, особенно внутри, произведения североитальянской школы эпохи позднего ренессанса и раннего барокко.

Из произведений Фишера в области гражданской архитектуры следует прежде всего упомянуть его планы дворца в Шенбруне (около Вены), который должен был быть выстроен вместо разрушенного турками в 1683 г. здания в стиле ренессанса. Фишер использовал обрывистую местность для устройства грандиозной системы террас и каскадов, которая расширяется перед расположенным на вершине дворцом. Последнему он придал форму? с расширяющимся двумя ступенями двором, передняя часть которого ограничена сбоку конюшнями, а против дворца хозяйственными постройками. Как внешняя архитектура дворца, так и внутренняя отделка и распределение помещений неоднократно видоизменялись позднейшими мастерами (после 1744 г.). Фишер составил также ряд планов для перестройки королевского Гофбурга, но они были выполнены лишь отчасти. Далее он дал новый фасад длинному рейхсканцлерскому дворцу на обращенной ко двору стороне; фасад этот имеет живое расчленение посредством трех ризалитов с воротами и балконами (рис. 180). Два нижних этажа Фишер обработал рустикой, а два верхних объединил пилястрами большого коринфского ордера; сверху ризалиты увенчаны аттиком со статуями. Школа Винтеррайт (1716), принадлежащая точно так же королевскому дворцу, заключает в себе большой четыреугольный зал, окруженный высокой эстрадой с коринфскими колоннами и галлереей и перекрытый плоским потолком. Фасад здания четырех­этажный, вероятно, в соответствии с примыкающими частями дворца; два нижних этажа обработаны рустикой, два верхних расчленены лизенами, причем третий этаж, как главный, снабжен сводчатыми окнами, которые оглавлены богато разукрашенными фронтонами. В 1703 г. Фишер начал постройку дворца принца Евгения, нынешнее министерство финансов. Здесь особенно ясно обнаружилась склонность Фишера к североитальянской архитектуре. Длинный непрерывный фасад, снабженный тяжеловесными порталами, имеет два нижних полуэтажа, обработанных рустикой, а над ними главный этаж и верхний полуэтаж, через которые идут пилястры большого ионийского ордера. Внутренность дворца заслуживает особого внимания своей величественной лестницей и пышностью всей отделки. Во дворце Траутсон (ныне дворец венгерской лейбгвардии), построенном в 1720 - 1730 гг., Фишер точно так же обработал рустикой высокий нижний этаж, а полтора верхних объединил пилястрами сложного ордера. Здесь окна главного этажа, в особенности в среднем корпусе, увенчаны исключительно богато отделанными сандриками. Этот дворец можно считать продуктом того выработавшегося в Вене стилевого направления, которое получило название стиля принца Евгения и которое шло параллельно стилю регентства во Франции. Фишер набросал также план дворцовой библиотеки в Вене. До его выполнения (1723 - 1726) он, однако, не дожил. Фасад этого очень красивого одноэтажного здания, состоящего из купольного зала и двух крыльев, имеет очень простое строение: он обработан рустикой на нижнем этаже, а выше расчленен ионийскими пилястрами; прямая линия постройки прерывается тремя ризалитами, но в целом обнаруживает намеренную строгость, которая проявляется в преобладании прямых линий и резко бросается в глаза при сопоставлении с другими постройками Фишера. Очевидно, на оформление фасада определяющее влияние оказал его вообще мало известный сын и преемник по должности Иосиф Эммануил Фишер (1695 - 1742), который был уже сильнее подвержен французским влияниям.

В художественной манере Фишера - старшего обнаруживается его свободное, почти не требующее усилий творчество, рассчитанное на живописное впечатление; в архитектурном оформлении мы находим у него сочетание северо - итальянской монументальности, очищенной французскими влияниями, с формальным устремлением и декоративной живостью немецкого мастерства; последняя проявляется в особенности в богатой, выполненной с тонким ритмическим чувством пластической отделке фасадов. Импозантное оформление порталов статуями, атлантами и балконами, сильная акцентировка главных осей, смелые барочные сандрики на окнах и дверях, пристрастие к гермам - все эти черты являются характерными для Фишера и становятся отличительными признаками венской школы (рис. 180).

Рейхсканцлерский дворец в Вене (деталь).

Рис. 180. Рейхсканцлерский дворец в Вене (деталь).

Вторым крупным мастером венского барокко является Иоганн Лука фон Гильдебрандт (1666 - 1745). Он родился в Генуе в немецкой семье, образование получил в Италии, рано поступил на австрийскую службу и пользовался особым покровительством принца Евгения. Он построил для последнего, Бельведерский замок в Вене (1693 - 1724), являющийся главным произведением этого мастера. План замка образует вытянутый в длину прямоугольник с полигональными угловыми павильонами. Главная ось подчеркнута на стороне двора вестибюлем, а на стороне сада средним строением, заключающим в себе большой зал. Одноэтажный, высшей степени изящно отделанный вестибюль приводит к роскошной трехмаршевой лестнице, позади которой находится зал, выходящий в сад. Лестница ведет к большому мраморному залу, занимающему главный и верхний этажи, к нему примыкают справа и слева покои для придворных. Строение замка удовлетворяет в полной мере всем требованиям целесообразности и уюта, предъявляемым княжеским двором. В расчленении архитектурных масс, в выделении отдельных частей при помощи особых крыш, благодаря чему постройка приобретает живые очертания, в оживленной и богатой смене архитектурных и декоративных средств - во всем этом обнаруживается немецкое, художественное чувство, которое нашло себе выражение и во всей внутренней отделке, хотя выполнение последней происходило под руководствомолодого француза. В общем, у Гильдебрандта проявляется тяготение больше к изящным и грациозным, чем к тяжеловесным формам; он питает склонность к тонкой, но свободной профилировке карнизов, а также большое пристрастие к стройным гермам в самых различных видах и к ногократному излому линий в сандриках. Стволы пилястр он охотно опоясывал (на уровне примерно одной трети их высоты) широкой, большей частью разукрашенной лентой (рис. 181). Гильдебрандт известен также как строитель, во-первых, дворца Даун, ныне Кинских (1709 - 1713), широкий фасад которого состоит из рустованного нижнего этажа и двух верхних, связанных пилястрами сложного ордера, а внутренняя отделка выдержана в очень благородном стиле (рис. 182); во-вторых, Мирабельского замка под Зальцбургом, который славится своей большой главной лестницей и расчлененным гермами мраморным залом (рис. 183). Об участии Гильдебрандта в планировке епископского дворца в Вюрцбурге мы еще будем говорить.

Важнейшие памятники периода Барокко и Рококо

Рис. 181. Замок Бельведер в Вене (деталь).

Лестница во дворце Кинских в Вене.

Рис. 182. Лестница во дворце Кинских в Вене.

Мраморный зал в замке Мирабель около Зальцбурга.

Рис. 183. Мраморный зал в замке Мирабель около Зальцбурга.

В области церковной архитектуры в Австрии выдвинулся наряду с фишером-старшим Яков Прандауэр (ум. в 1726г.). Он является создателем великолепно расположенного над Дунаем Мелькского монастыря (нач. в 1702 г.), гигантской постройки выдающегося художественного значения. В основу сооруженной приблизительно в центре внутренних построек церкви он положил план церкви Иль Джезу в Риме; однако путем соединения боковых капелл он сделал ее трехнефной и благодаря получившемуся в результате этого удлинению главной оси достиг более глубокого перспективного впечатления. После смерти Карлоне (1708) Прандауэр взял на себя руководство постройкой упомянутого уже института Сен Флориан. Великолепные ворота, изображенные на рис. 184, дают верное представление о его творческой манере. Характерным для архитектора является очень свободная трактовка карнизных расчленений (рис. 171). Посредством глубоких разрезов и исправленных профилей он пытался придать карнизам ту живость и ту мощь теневого воздействия, которые по ту сторону Альп при свете южного солнца и при том материале, который там применялся, достигались с помощью гораздо более простого и строгого рисунка. Институтская церковь в Дюрнштейне (рис. 185), начатая этим мастером в 1718 г. и законченная в 1733 г., также обнаруживает его высокую способность к монументальному оформлению пространства и к изобретательности и великолепию убранства. Прандауэр был оригинальной творческой натурой, и его следует причислить к ряду главных мастеров немецкого барокко.

Важнейшие памятники периода Барокко и Рококо Портал церкви с. Флориана.

Рис. 184. Портал церкви с. Флориана.

Интерьер церкви в Дюрнштейне. Важнейшие памятники периода Барокко и Рококо

Рис. 185. Интерьер церкви в Дюрнштейне.

Ученики и последователи этого выдающегося архитектора шли, в общем, по проложенному им пути. В области внутреннего оформления некоторые художники создали исключительно выдающиеся произведения. Так Даниэль Гран дал зданию венской придворной библиотеки, имеющему очень сдержанное внешнее оформление, удивительную по своей свежести и оригинальности внутреннюю отделку.

В Тироле среди многочисленных зодческих произведений эпохи барокко на первом плане стоит церковь Якова в Инсбруке (1717 - 1724), построенная отечественным мастером Антоном Гумпом (1670 - 1730) при содействии итальянца Клаудиуса Делево. Церковь представляет собой однонефное помещение, разделенное на четыре травеи и расширяющееся в виде поперечных крыльев под первыми двумя травеями плоскими капеллами, а под третьей - полукруглыми апсидами. Первые три травеи стянуты установленными поперечно плоскими овальными куполами, а последний, - круглым куполом, расположенным над квадратным хором. Здесь так же, как и в построенной им даче в Инсбруке (1719 - 1728), Гумп обнаружил большую способность использования крупных средств к оформлению. Поразительную противоположность зодческой манере Гумпа представляет сооруженное им там же католическое казино - блестящая постройка, фасады которой отделаны с расточительной роскошью лепными украшениями.

Из барочных построек в Штейермарке мы должны упомянуть выдержанную в тяжеловесных формах итальянского барокко церковь Марии в Граце, которой Иосиф Гуебер придал (1744) элегантный фасад (рис. 186).

Важнейшие памятники периода Барокко и Рококо

Рис. 186. Церковь Мариагильф в Граце.

В Моравии наиболее выдающимися архитектурными произведениями той эпохи являются две иезуитские церкви - в Брюнне (1602 - 1739) и в Ольмюце (1692 - 1728), имеющие блестящую отделку; первая построена в форме базилики, вторая - обычной формы с боковыми капеллами и хорами.

Интенсивное развитие получило зодчество в столице Богемии - Праге, - где было сооружено не только большое количество церквей и монастырей, но и множество подлинно княжеских дворцов, и где даже жилой дом состоятельного бюргера получал монументальное оформление (рис. 187). Здесь вплоть до конца XVII столетия руководящее место занимали итальянцы, среди них, наряду с иезуитами, главным образом члены семейств Карлоне и Лураго. Иезуиты соорудили большой, богато отделанный институт Клементинум (нач. в 1653 г.) и свою, иезуитскую коллегию в так называемом новом городе. Важнейшими светскими постройками итальянцев являются дворец Ностиц (1658 - 1660), мощный фасад которого расчленен установленной на рустованном цоколе системой пилястр сложного ордера, и грандиозный дворец Чернина. Последний, своим, в высшей степени монументально оформленным фасадом, производит подлинно величественное впечатление. От нижнего этажа, облицованного целиком, зеркальными квадрами, начинаются тяжеловесные коринфские трехчетвертные колонны, охватывающие три с половиной этажа и тянущиеся непрерывной, прямой линией вдоль всего фасада, длина которого равна 144 метрам.

Порталы и фасады в Праге

Рис. 187. Порталы и фасады в Праге.

В дальнейшем развитии богемской архитектуры ведущую роль играли немецкие мастера, принадлежащие к художественной семье Динценгоферов, родоначальником которой был Георг Динценгофер - старший (род. в 1614 г. в Верхней Баварии). Его сыновья, Георг - младший (1643-1689), Иоганн Леонард (ум. в 1707 г.), Кристоф (1665 - 1722) и Иоганн (ум. в 1726 г.), развернули очень плодотворную деятельность, в особенности в области католического церковного зодчества. В Праге раньше всех выступил Кристоф Динценгофер с очень значительным произведением - иезуитской церковью с. Николая, начатой в 1673 г. и оконченной только в 1760 г.

План исходит от схемы главной иезуитской церкви, а именно церкви Иль Джезу в Риме, но перед образованным из трех травей с боковыми капеллами продольным нефом устроен глубокий вестибюль, с обеих сторон которого находится по овальной капелле, а мощный купол расширен наподобие клеверного листа тремя лоскими апсидами. Большая смелость в строении и архитектуре здания, многократные изгибы стен, установление столбов по углам и вся трактовка формы обнаруживают духовное родство этого мастера с Гварини, давшим проект для одной из пражских церквей. После смерти Кристофа за продолжение постройки взялся его сын Килиан Игнац Динценгофер (1690 - 1752). Этот высокочтимый архитектор получил образование у своего отца, работал с 1710 г. до своего возвращения в Прагу (1722) в Вене у Фишера, а позднее посетил также Италию, Францию и Англию. Наиболее крупной из его пражских церковных построек является церковь с. Николая в Старом городе. Она представляет собой центральное строение с восьмиугольным купольным пространством, овальными капеллами по диагоналям и короткими крыльями в форме креста, из которых оба лежащие по главной оси удлинены на стороне хора двумя пролетами и полукруглой апсидой, а на противоположной стороне папертью. Внешнее впечатление определяется мощным порталом, куполом и двумя низкими угловыми башнями. Архитектура имеет здесь, так же как и в выполненном мастером фасаде церкви с. Николая на Малой стороне (рис. 160), очень подвижные, прямо-таки фантастические формы. Более спокойный облик имеют обе крупнейшие светские постройки Килиана Динценгофера, а именно спроектированные им дворец Гольц (ныне Кинских) и дворец Пикколомини (ныне Ностиц в Грабене), которые по устройству и оформлению находятся в близком родстве с венскими дворцовыми постройками Фишера - старшего и Гильдебрандта. Венский учитель нашего мастера, Фишер из Эрлаха, работал также в Праге. Он построил здесь дворец Клам Галла (1707 - 1712), фасад которого замечателен своим благородным обликом и двумя великолепными воротами с атлантами, несущими на себе балконы. С Динценгофером мы еще позднее встретимся.

Интерьер церкви в Дюрнштейне. Важнейшие памятники периода Барокко и Рококо

Рис. 185. Интерьер церкви в Дюрнштейне.

В Баварии самым ранним из крупных произведений церковного зодчества является собор в Кемптене (1651 - 1666), заслуживающий внимания Интересным соединением системы продольных нефов с центричным расположением; восьмиугольная, замкнутая в себе и напоминающая нидерландскую церковь центральная часть собора открывается одной стороной непосредственно в средний неф базиликальной продольной постройки. Независимость северного мастера Михаила Беера от данной итальянцами схемы обнаруживается здесь с особенной ясностью. Примерно десятью годами позже мастером Карло Лураго (1638 - 1697) был заново построен на фундаментальных стенах сгоревшего в 1662 г. здания собор в Пасса у, снабженный двухбашенным фасадом; внутреннее оформление после обвала и следующего пожара было возобновлено в 1680 г. И. Б. Карлоне, давшим выразительную, мастерски выполненную лепную отделку.

Одним из важных исходных пунктов специфически немецкого барокко стал отдаленный монастырь Вальдассен в Фихтельгебирге; здесь Георг Динценгофер - младший соорудил в 1685 - 1689 гг. в честь троицы капеллу, архитектура которой свободна от всякой традиции. Для центрального объема мастер выбрал, в соответствии с посвящением троице, форму равностороннего треугольника; к каждой из сторон (длина 14 метров примыкает полукруглая апсида) так, что в целом получается форма, клеверного листа. На архитектуре постройки лежит еще печать неуверенности и сдержанности; благодаря замкнутости архитектурных масс с полукуполами и подымающимися над выступающими углами центральной части стройными круглыми башенками постройка с внешней стороны очень напоминает мечеть.

Важнейшие памятники периода Барокко и Рококо

Рис. 186. Церковь Мариагильф В Граце.

Главные произведения баварского барокко возникли, если не считать франконских построек, в Мюнхене и его окрестностях. Здесь приглашенный курфюрстом Фердинандом из Болоньи Августин Барелли (ум. в 1679 г.) начал в 1663 г. постройку театинской церкви, которую после него продолжал Энрико Цуккали (ум. в 1724 г.), а закончил Франсуа Кювилье (1698 - 1768), бывший родом из Франции, но с 1725 г. работавший в Мюнхене. Двухбашенный, оштукатуренный фасад церкви исходит от Цуккали, за исключением средней части, изящно отделанной Кювилье. Тяжеловесная внутренняя архитектура церкви, выдержанная исключительно в не­чистых белых тонах, с резко пластическими побегами аканта, пышными лиственными гирляндами и вращающимися колоннами у алтарей, оказала длительное влияние на южнонемецкое барокко. В построенной Г. А. Вискарди церкви троицы (1711 - 1714), состоящей из квадратного, скошенного по углам главного объема, четырех коротких, образующих крест крыльев, паперти и хора, заслуживает внимания живописный, подлинно барочный фасад.

Интерьер церкви в Дюрнштейне.

Рис 187. Порталы и фасады в Праге.

К концу XVII века баварские курфюрсты развернули широкое дворцовое строительство.

В 1701 г. Макс Эммануил поручил Цуккали соорудить под Шлейсгеймом, по одной оси с построенным этим же мастером в 1682 г. маленьким дворцом Лустгейм, новый дворец. Эта очень обширная постройка состоит из вытянутого в длину главного здания и двух сильно выступающих наружу павильонов, сообщающихся с первым посредством низких галлерей. Длина всей постройки составляет 330 метров, длина главного здания - 169 метров. С внешней стороны дворец имеет довольно простое оформление; внутренняя же отделка, выполненная немецким художником Иосифом Эффнером (ум. в 1745 г.) и состоящая из лепных украшений, отличается большой тонкостью и богатством мотивов; эта отделка показывает нам немецкое барокко в его полной зрелости и принадлежит к числу наиболее ценных произведений той эпохи. ВНимфенбурге Августин Барелли начал в 1663г. постройку дворца для курфюрстши. Эта сама по себе незначительная постройка была расширена Вискарди и Эффнером. В обширном парке появилось позднее несколько маленьких дворцов высокой художественной ценности: Пагоденбург (1716), Баденбург (1718), оба сооруженные Эффнером, и Амалиенбург (1734 -1739, рис. 188), выстроенный Фр. Кювилье и отделанный в стиле исключительно элегантного рококо мастером, принадлежавшим, очевидно, к школе Роберта де Котта, при содействии немецких художников. Кювилье является также творцом заново отстроенных в резиденции после пожара 1729 г. «богатых покоев», которые наряду с Амалиенбургом знаменуют собой вершину раннего рококо. В театре при резиденции, построенном тем же архитектором (1751-1753), рококо достигает своей полной зрелости.

Амалиенбург в дворцовом парке в Нимфербурге.

Рис. 188. Амалиенбург в дворцовом парке в Нимфербурге.

Из частных зданий, построенных в ту эпоху в Мюнхене, следует упомянуть дворец Прейзинга, выполненный в 1727 г. Эффнером и приближающийся по своей архитектуре к венским и пражским дворцам; он показывает нам законченное мюнхенское барокко в то время, когда Кювилье ввел уже французское рококо.

Важнейшие памятники периода Барокко и Рококо

Рис. 189. Фасад церки с. Иоганна Непомук в Мюнхене.

К числу интереснейших созданий мюнхенского барокко, как барочного искусства вообще, принадлежит маленькая церковь с. Иоганна Непомук. Она была построена братьями Азам, членами широко распространенной и прославленной семьи художников. Они были сыновьями церковного художника Ганса Георга Азама (1649 - 1711) из Зульцбаха (Бавария). Старший, Козьма Дамиан (1686 - 1739), был художником и гравером; младший, Эгид Квирин (1696 - 1750), был преимущественно штукатуром и скульптором, но работал также в качестве архитектора и художника. Братья Азам работали главным образом на службе у духовных заказчиков: они отделали многочисленные церкви и монастыри, используя при этом для достижения желаемого эффекта в одинаковой степени архитектурные, скульптурные и живописные средства, в результате чего получалась большая полнота форм и красок. Высшим триумфом их творчества были монастырь Вельтенбург (1717 - 1721) и упомянутая выше церковь Иоганна Непомук в Мюнхене (рис. 189), где относительно небольшое пространство было наполнено фантастическим изобилием форм. Из множества других барочных 1 церквей Средней и Южной Баварии следует упомянуть еще выстроенную в 1718 - 1736 гг. придворным архитектором Вискарди величественную монастырскую церковь в Фюрстенфельде, обширный продольный неф которой был отделан братьями Азам, и еще более выдающуюся бенедиктинскую церковь в Оттобойрене (1737 - 1766); ее строителем следует считать Иоганна Михаила Фишера (ум. в 1766 г.), архитектора, находившегося под влиянием Эффнера и отчасти Вискарди и много работавшего в Южной Германии; согласно надгробной надписи, он выстроил 32 церкви и 23 монастыря. План и архитектура этих церквей обнаруживают уже, в противоположность другим баварским храмовым постройкам, возвращение к более строгому стилю.

1 Верхнебаварский способ отделки приобрел определяющее влияние на развитие декоративных форм барокко и рококо почти всей Южной Германии. Наряду с деятельными братьями Азам в большинстве архитектурных центров работали сначала на подчиненных, а потом на руководящих ролях штукатуры и архитекторы, вышедшие из знаменитой школы штукатуров в Вессобрунне (Верхняя Бавария; среди них особенную известность приобрели семейства Циммерман, Шмуцер, Ибельгер).

В Юго-западной Германии и соседней с ней Швейцарии ведущую роль в церковном зодчестве играли мастера из Брегентского леса (Форарльберг). После окончания великой 30-летней войны, от разрушительных действий которой они были пощажены в своей горной местности, они спустились в долину, ища работы в качестве каменщиков, каменотесов и штукатуров. Они не потеряли связи с культивировавшимся до войны зодчеством, а обучение, которое они получили в Италии и Франции, не направило их художественного чувства по руслу какого-либо определенного направления. В их произведениях, сначала сдержанных и непосредственных, но вскоре принявших более уверенный характер, обнаруживается мощная самобытная творческая сила, направленная преимущественно на величественное, возвышенное оформление пространства. Это относится главным образом к архитекторам Тумбу, Руену, Моосбруггеру и Бееру: сооруженные ими церкви характеризуются относительно большим протяжением продольной оси, расширением находящегося в середине купольного пространства в довольно ясно выраженный поперечный неф, замыкающийся наподобие апсиды, и высокими боковыми нефами с несущими своды столбами; благодаря этому воздействие внутренней архитектуры, по сравнению с церквами, построенными по итальянским образцам, сильно повышается не только в отношении глубины, но и в особенности в отношении пространственной высоты (рис. 190).

Важнейшие памятники периода Барокко и Рококо

Рис. 190. План цекви села с. Галла.

Этими форарльбергскими мастерами созданы обе наиболее выдающиеся барочные церкви в Швейцарии, а именно в Эйнзидельне и в Сен Галлене. Творцом первой был Каспар Моосбруггер (1656 - 1723). Местные условия помешали мастеру в свободном развертывании плана. Капелле он придал форму большого, почти во всю ширину церкви восьмиугольника с центральным несущим своды столбом; к восьмиугольнику примыкает трехнефная продольная постройка. Богатая внутренняя отделка была выполнена братьями Азам. Церковь в Сен Галлене была начата Петером Тумбом из Констанца, сыном Тумба из Форарльберга, в 1756 г. и закончена в основном к 1769 г. План; показывает нам купольное пространство, устроенное в середине продольной оси и занимающее почти весь внутренний объем трехнефной продольной постройки; вокруг него расположены боковые нефы. Аналогичный план имеет церковь Гансвикской богоматери, построенная в Мехельне бельгийцем Файдгербом (рис. 149).

В Вюртемберге Франц Веер построил Премонстратензерское аббатство, полностью применив при сооружении аббатской церкви характерную для форарльбергской школы систему галлерей. Внутренний объем церкви разделен на пять травей и состоит из обширного среднего нефа и узких боковых; вторая и четвертая травей расширяются наподобие поперечных нефов в целях усиления пространственного впечатления против алтаря. Этот же мастер составил проект грандиозной монастырской церкви в Вейнгартене (1715 - 1722), которая своими размерами превзошла все сооруженные до того барочные церкви Южной Германии (длина 117 метров). Здесь мастер снова выбрал продольный тип постройки, с длинным средним нефом и узкими боковыми; но последние с обеих сторон расположенного почти по середине купольного пространства он расширил, придав им подобие поперечных нефов с полукруглыми апсидами, которые он повторил также на обоих концах среднего нефа (рис. 159). Хоры над боковыми нефами помещены в целях большего пространственного воздействия среднего нефа против внешних стен. Фасад фланкирован двумя башнями. Во внутренней отделке принимали участие вессобрунцы и итальянцы; знаменитые потолочные фрески расписаны К. Д. Азамом.

Вальфартская церковь в Штейнгаузене, построенная в 1727 - 1733 гг. вессобрунским архитектором Домиником Циммерманом, представляет собой постройку; состоящую из одного только центрального объема, скромную по своим размерам, но в худо­жественном отношении в высшей степени ценную; она выполнена на основе овального плана, столбы подымаются высоко, блестящая отделка усиливается снизу вверх (картины выполнены братом мастера, Иоганном Циммерманом). К числу крупных храмовых построек XVIII века принадлежит также монастырская церковь в Цвифальтене (1738 - 1765), являющаяся произведением известного уже нам южно - немецкого церковного архитектора Иоганна Михаила Фишера. План церкви показывает нам просторный притвор, над которым расположены органные хцры, длинный средний неф, с обеих сторон которого находятся по четыре капеллы, слабо выдающийся поперечный неф со средним купольным пространством и длинный хор, состоящий из полутора квадратов. Все пространство, распространенное больше в ширину, чем в высоту, расчленено импозантной колонной архитектурой, в остальном же его исключительно богатое оформление выдержано в стиле рококо.

К вюртембергским барочным церквам следует причислить также, оставляя пока в стороне монастырские церкви в Шентале и Нересгейме, монастырскую церковь в Виблингене, вы­строенную в 1772 - 1781 гг. И. Г. Шпехтом. Эта смелая величественная постройка по характеру пространственного оформления совершенно отличается от построек, созданных до того времени. Ее план состоит из трех следующих друг за другом квадратов; внутренняя длина каждой из сторон первого квадрата, лежащего за входом, равна 23,6 метра, среднего - 25,8 метра, третьего, образующего хор, - 14,6 метра. Передний квадрат на стороне входа закруглен наружу, средний, предназначенный для алтаря, расширен двумя большими сегментными апсидами, так что средняя часть имеет почти форму круга, с диаметром в 35 метров. Хор замыкается полукруглой апсидой. Так при всей подвижности линий создается единая пространственная форма. Сама архитектура церкви принадлежит уже к последующей эпохе классицизма.

Для постройки дворцов в страну приглашались большей частью иностранные архитекторы. Иоганн Фр. Нетте начал (1714) по заказу герцога Эбергарда Людвига постройку дворца Людвигсбург, выполнив так называемое княжеское строение, узкое, но высокое здание, незначительное в художественном отношении, с квадратным двором, заключенным между двумя узкими крыльями. После смерти Нетте герцог поручил продолжение постройки Донато Фризони (1663 - 1735), раОотавшему до того в Праге и по поручению герцога, изучившему в Париже французскую архитектуру. Фризони пристроил следующие здания к сооруженным его предшественником крыльям, но вдвинул их (по образцу Версальского дворца) двумя небольшими уступами внутрь и соорудил против княжеского строения в качестве завершения «Новый Corps deLogis». Так возник очень глубокий, прямоугольный, суживающийся к главному зданию двор в 160 X 60 мегров, который, как и в Версале, был разделен решеткой на две части. Через устроенные между крыльями ворота открывается живописный вид. В остальном же, строение, и архитектура дворца, равно как и его внутреннее оформление, лишены художественного значения. Исключение составляет лишь небольшая дворцовая капелла, состоящая из единого, центрального объема, красочно отделанная итальянцами. Фризони составил также для основанного герцогом города Людвигсбурга план в чисто нидерландском духе. Главным произведением гражданско - барочной архитектуры Вюртемберга является сооруженный при герцоге Карле Евгении новый дворец в Штутгарте. Для постройки этого дворца Леопольд Ретти, племянник Фризони, усовершенствовавшийся, как и последний, в Париже, составил (1744) проект, который после экспертизы и соревнования с проектами, представленными другими известными архитекторами, был принят к выполнению. Дворец состоит из трех крыльев, группирующихся вокруг глубокого, открытого впереди двора; каждое крыло имеет средний ризалит и боковые павильоны и состоит из двух этажей, к которым пристроен еще мезонин. Каждый этаж расчленен на главном фасаде системой установленных попарно в правильной последовательности пилястр. После смерти Ретти постройку продолжал (до 1768 г.) приглашенный из Франции архитектор Пьер Луи де ла Гепиер, вышедший, очевидно, из школы Блонделя-младшего. Внешнее оформление дворца выполнено в благородных, почти классических формах; внутренняя отделка принадлежит к более позднему времени. Гепиер является также творцом великолепного дворца Солитюд (под Штутгартом), мастерски решенный план, которого заключает в себе овальный, выдающийся наружу зал с тремя довольно большими и множеством малых комнат; подобное же устройство имеет выполненный этим же мастером маленький прелестный дворец Мон ре по под Людвигсбургом (с 1764 г.), внешность которого обвораживает своей грацией. Архитектура его, так же как и дворца Солитюд, обнаруживает уже переход к классицизму. Внутренность Монрепо (1804) отделана целиком в формах зрелого классицизма.

К главному зданию, по оси которого расположены вестибюль и главная лестница, примыкают под тупым углом в 135°, рассчитанным в соответствии с планом города, два крыла, из которых северное заключает в себе дворцовую церковь. Между главной лестницей и так называемой свинцовой башней, представляющей собой остаток сооруженного на этом месте в 1715 г. охотничьего дворца, находится большой прямоугольный зал, выходящий в сад и замыкающийся с обеих сторон полукругами. Упомянутая башня образует исходный пункт для 32 лучеобразно исходящих улиц или аллей, идущих по направлению к Виндрозе. С южной стороны расстилается в форме полукруга основанный маркграфом город Карлсруэ. Здесь явно сказывается нидерландское влияние; оно обнаруживается на архитектуре самого дворца, имеющей холодно сдержанный облик (рис. 191). Особый художественно - исторический интерес представляет построенный Дамианом Гуго дворец в Брухзале. В основном плане он состоит, как и большинство барочных дворцов, из трех стоящих под прямым углом друг к другу и замыкающих двор флигелей, из которых средний заключает в себе лежащие по оси главную лестницу и главный зал, в то время как в одном крыле помещается дворцовая церковь, а в другом большой музыкальный зал. Главная лестница совершенно отклоняется, однако, от обычного устройства, представляя собой прямоугольник с тремя прямолинейными маршами. Она находится в устроенном по середине главного строения и имеющем почти круглую форму купольном пространстве, которое в главном этаже оформлено в виде вестибюля и к которому ведут, примыкая к купольной стене, два лестничных марша, шириной каждый в 3 метра. Великолепно освещенное и блестяще отделанное купольное пространство производит на подымающегося, по лестнице посетителя, ослепительно величественное впечатление, что, впрочем, и входило в намерение строителя. Но и оформление всего остального пространства получилось исключительно удачным в отношении его распределения, градации размеров и связи главных помещений с второстепенными. Вся внутренность дворца, великолепно отделанная главным образом вессобрунским штукатуром Иоганном Михаилом Фейхтмайером и художниками Иоганном и Януаром Цик, представляла собой даже для той требовательной эпохи образец удобства и уюта. Основной план дворца исходит по новейшим исследованиям от Ансельма Франуа фон Риттера из Грюнштейна, мастера, работавшего главным образом в Майнце, но также в Поммерсфельдене, Бамберге и Вецларе. Постройки начались в 1720 г. С 1728 г. руководство перешло к Балтазару Нейману, при котором было воздвигнуто на существующих уже фундаментальных стенах почти все главное здание, включая лестницу. Главные помещения получили окончательную отделку в 1750 - 1755 гг. в стиле самого зрелого, исключительно изящного и притом чисто немецкого рококо (рис. 173). Дворец в Маннгейме (1720), который пфальцский курфюрст Карл Филипп поручил построить в своей вновь основанной резиденции французскому архитектору Иоганну Клеменсу Фруамону, выделяется больше своими размерами, чем планировкой и отделкой. Общий план этого дворца составлен Даниэлем Мар о. Он, однако, был, повидимому, неоднократно видоизменен - и притом, не к лучшему, - Фруамоном. Дворец имеет форму |П с очень длинными фасадными крыльями (600 метров,). С 1740 по 1748 г. постройкой руководил Алесс. Галли Бибиена (ум. в 1748 г.), а затем Ник. де Пигаж (1721 - 1796). Наиболее ценными помещениями во дворце являются комната курфюрстши и библиотека. Бибиена сначала был лишь театральным архитектором при дворе Карла Филиппа, а в 1740 г. выдвинулся на должность главного архитектора и был возведен курфюрстом в дворянство. Он дал проекты башни и парадного фасада для купеческого дома, сооруженного в центре города и имеющего благородный облик, и, кроме того, построил вместе со своим учеником Ф. Рабаллиати иезуитскую церковь. Она представляет собой обширную, благородно оформленную постройку типа церкви Джезу в Риме, с фронтонной папертью, которая выходит на улицу тремя арками. С историко-архитектурной точки зрения заслуживает внимания также строительство города Маннгейма, предпринятое после разрушения, произведенного в 1689 г. французами; строительство это было осуществлено по плану нидерландского архитектора по постройке крепостей Менно ван Коэгорна (1641 - 1704). Улицы были распределены, начиная от дворца, прямолинейно и совершенно прямоугольно, на одинаковых расстояниях друг от друга, подобно шахматной доске. Определяющую роль играли при этом не столько соображения практического и гигиенического характера, а именно, стремление, с одной стороны, обеспечить возможно большую легкость сообщения, способствовать току воздуха по прямолинейным улицам, но и определенное чувство природы, стремившееся к тому, чтобы через эти улицы взору открывался широкий вид. Пристрастие пфальцских курфюрстов к природе нашло себе выражение в устройстве дворцового сада в летней резиденции Швецингене, находящейся по соседству с Маннгеймом. Он был начат в 1748 г. по плану придворного садовника Авг. Петри и продолжен с 1757 г. Ник. де Пигажем. Последний, обучался в Париже, и предпринял большие путешествия по Франции, Италии и Англии, так что мог применить приобретенные там познания. Швецингенский дворцовый сад является идеалом барочного сада крупного стиля, с широкими аллеями, бассейнами, каскадами, скульптурными произведениями, храмами, руинами и постройками в чужеземном стиле, в частности наподобие мечети; при этом сад устроен по геометрически правильной схеме. Более старая часть сада с прямолинейными рядами деревьев была расширена «английским садом».

Княжеский замок в Карлсруэ

Рис. 191. Княжеский замок в Карлсруэ.

К числу ценнейших в художественном отношении памятников эпохи барокко в Бадене следует отнести еще Вальфартскую церковь в Вальдюрне, выстроенную в 1698-1709 гг. Она была выполнена под руководством Леонарда Динценгоферав виде одно нефной церкви с глубокими боковыми капеллами, поперечным крылом и хором. Внутренняя отделка своими несоответствующими пространству расчленениями и резными работами вообще обнаруживает южно­немецкий стилевой характер, примерно прандауэровского типа, выросший из итальянского барокко. Лепная отделка состоит из ленточных орнаментов, напоминающих орнаменты Жана Берэна, но здесь изобилующих мотивами аканта; они отличаются исключительно элегантным ведением линий и своеобразной, привлекательной моделировкой, впечатление от которой усиливается нежными тонами и богатой позолотой. Эту отделку следует отнести к числу наиболее тонких и благородных декоративных произведений рассматриваемой эпохи.

История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г., 2 часть.

 




От: no,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Архитектура барокко и рококо в Нидерландах Архитектура Средней Германии и рейнские области - влияние барокко и ренессанса »

Отказ от ответственности (Disclaimer)