ѕроекты домов

 

ѕроекты домов, общественных зданий, посЄлков и пр.

 







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: ‘евраль 1, 2018

¬ажнейшие пам€тники периода Ѕарокко и –ококо

Ёпоха барокко и рококо создала в немецких странах такое поразительное изобилие пам€тников, что мы вынуждены будем сильно ограничивать себ€ в их перечислении, а при описании отдельных пам€тников удовлетворитьс€ лишь самыми необходимыми по€снени€ми.

¬ јвстрии из многочисленных италь€нских мастеров, переселившихс€ на север и на запад от южного склона јльп, наиболее крупные произведени€ создали члены семей  ар лоне из ћилана, √алли Ѕибиена из Ѕолоньи и Ћураго. »х непосредственным предтечей был упоминавшийс€ уже —антино —олари, строитель «альцбургского собора (окончен в 1634 г.), одного из величественнейших произведений архитектуры XVII века на немецкой почве. —реди  ардоне на первом месте стоит  арл јнтонио (ум. в 1708 г.). ќн работал над перестройкой  ремсмюнстерского монастыр€ в ¬ерхней јвстрии. ѕри его вступлении в должность здание  онвента (1605 - 1652) было уже выполнено менее значительными мастерами. ќн же придал барочные формы построенной в 1298 г. церкви, состо€щей из трех нефов и замыкающейс€ трем€ апсидами (рис. 157). Ѕолее цельный характер носил монастырь в √арстене (1677-1693), выстроенный по грандиозному плану ƒжиованни Ѕаттиста  арлоне и состо€щий из четырех расположенных вокруг широкого двора крыльев. ‘асады на нижнем этаже рустованы, а выше снабжены охватывающими три этажа ионическими пил€страми. ¬нутренн€€ архитектура в насто€щее врем€ совершенно видоизменена вследствие перестройки здани€ в тюрьму. Ћишь больша€ лестница, разделенна€ трем€ очень глубокими площадками и идуща€ по главной оси от среднего ризалита к бывшему залу, хорошо сохранилась до насто€щего времени. ¬ основу монастырской церкви (1687) положена схема иезуитских церквей с хорами. ¬ совершенно, натуралистических, лиственных и цветочных гирл€ндах, которые обрамл€ют окна и двери, а также украшают гурты свода и филенки пил€стр, обнаруживаетс€ вли€ние северной школы; даже под венчающим карнизом вместо консолей вставлены совершенно натуралистически выполненные лиственные венки. Ќад еше большего размера институтом —ен ‘лориан в Ћинце работал (1686 - 1708) в качестве архитектора упом€нутый выше  арл јнтонио  арлоне. ќн воздвиг в 1686 - 1689 гг. над фундаментальными стенами старой раннеготической постройки церковь, оштукатуренную его братом Ѕартоломео. ÷ерковь выполнена в больших масштабах, имеет широкий средний неф, к которому с обеих сторон примыкают четыре менее глубоких капеллы, средокрестие, на место поперечных нефов органные хоры и полигональный хор. ƒлина всей постройки равна 79,3 метра. Ќа установленных перед столбами полуколоннах в 18,2 метра высоты сложного ордепа покоитс€ раскре- пованный карниз, богато отделанный и снабженный под главной пли≠той лиственным венком. ћежду столбами, примыка€ к ним, ионические колонны несут на себе аркады капелл; над ними расположены балконы и хоры, которые выход€т точно так же круглыми аоками в средний неф. Ѕогатые пластические и живописные украшени€ усиливают общее впечатление.

¬ течение конца XVII и первой половины XVIII века в столице јвстрии - ¬ене - искусство переживало период высокого расцвета. ¬ыработавшийс€ здесь стиль барокко счастливым образом сочетал монументальную закономерность италь€нского барокко с из€щной легкостью и грациозностью французского искусства и декоративной живостью немецкого. ќсновоположником этого стил€ был »оганн Ѕерн. ‘ишер из Ёрлаха (1650 -1723), высокоодаренный художник, воспитанный в »талии на творени€х Ѕернини и Ѕорромини. ¬ своем труде Ђќчерк исторического развити€ архитектурыї (1725) он обнаруживает известную

самосто€тельность по отношению к традиционным художественным принципам и склонность к иностранным вли€ни€м; последн€€ придает его архитектурному творчеству своеобразную привлекательность. ≈го ранним произведением €вл€етс€ коллегиальна€ церковь в «альцбурге (1696 - 1707), постройка в форме греческого креста, от которого выт€нуты лежащие по главной оси крыль€ с четырьм€ овальными угловыми помещени€ми, хоровым закруглением и сегментными арками по сторонам входа. јрхитектура (рис. 177) обнаруживает вли€ние северо - италь€нского зодчества, но в оформлении фасада, состо€щего из правильно расчлененного вогнутого среднего строени€ с двум€ стройными башн€ми, и в свободной профилировке кривыми лини€ми и глубокими разрезами мастер сохран€ет немецкое своеобразие. ¬ выполненной им церкви ѕетра в ¬ене (1702 - 1713) центральное строение подчеркнуто сильнее. ≈е план повтор€етс€ в существенном в главном произведении ‘ишера, церкви с.  арла Ѕорроме€ в ¬ене, построенной в 1716 - 1737 гг (рис.178).

¬ажнейшие пам€тники периода Ѕарокко и –ококо

–ис. 177. »нтерьер коллегиальной церкви в «альцбурге.

¬ажнейшие пам€тники периода Ѕарокко и –ококо

–ис. 178. ѕлан церкви с.  арла Ѕорроме€ в ¬ене.

“аким путем получилс€ широкий фасад, которому мастер придал своеобразное оформление (рис. 179). ѕеред главным входом он соорудил строго по античной схеме шестиколонный простиль.

¬ажнейшие пам€тники периода Ѕарокко и –ококо

–ис. 179. ÷ерковь с.  арла Ѕорроме€ в ¬ене.

”глы он акцентировал архитектурными част€ми, которые представл€ют собой полубашни, полупавильоны и служат исключительно декоративными надстройками над устроенными с обеих сторон проездами. ѕоследние, служили, веро€тно, въездом дл€ знатных посетителей, пользовавшихс€ экипажами. ћежду угловыми башн€ми и простилем ‘ишер соорудил стройные, прислон€ющиес€ к постройке колокольни, напоминающие колонну “ра€на в –име; таким образом, возникла несколько странна€ композици€, котора€, однако, соответству€ высокому барабану купола, придает постройке оригинальный и чрезвычайно живописный вид. ѕо тектонической трактовке формы церковь напоминает, особенно внутри, произведени€ североиталь€нской школы эпохи позднего ренессанса и раннего барокко.

»з произведений ‘ишера в области гражданской архитектуры следует прежде всего упом€нуть его планы дворца в Ўенбруне (около ¬ены), который должен был быть выстроен вместо разрушенного турками в 1683 г. здани€ в стиле ренессанса. ‘ишер использовал обрывистую местность дл€ устройства грандиозной системы террас и каскадов, котора€ расшир€етс€ перед расположенным на вершине дворцом. ѕоследнему он придал форму? с расшир€ющимс€ двум€ ступен€ми двором, передн€€ часть которого ограничена сбоку конюшн€ми, а против дворца хоз€йственными постройками.  ак внешн€€ архитектура дворца, так и внутренн€€ отделка и распределение помещений неоднократно видоизмен€лись позднейшими мастерами (после 1744 г.). ‘ишер составил также р€д планов дл€ перестройки королевского √офбурга, но они были выполнены лишь отчасти. ƒалее он дал новый фасад длинному рейхсканцлерскому дворцу на обращенной ко двору стороне; фасад этот имеет живое расчленение посредством трех ризалитов с воротами и балконами (рис. 180). ƒва нижних этажа ‘ишер обработал рустикой, а два верхних объединил пил€страми большого коринфского ордера; сверху ризалиты увенчаны аттиком со стату€ми. Ўкола ¬интеррайт (1716), принадлежаща€ точно так же королевскому дворцу, заключает в себе большой четыреугольный зал, окруженный высокой эстрадой с коринфскими колоннами и галлереей и перекрытый плоским потолком. ‘асад здани€ четырех≠этажный, веро€тно, в соответствии с примыкающими част€ми дворца; два нижних этажа обработаны рустикой, два верхних расчленены лизенами, причем третий этаж, как главный, снабжен сводчатыми окнами, которые оглавлены богато разукрашенными фронтонами. ¬ 1703 г. ‘ишер начал постройку дворца принца ≈вгени€, нынешнее министерство финансов. «десь особенно €сно обнаружилась склонность ‘ишера к североиталь€нской архитектуре. ƒлинный непрерывный фасад, снабженный т€желовесными порталами, имеет два нижних полуэтажа, обработанных рустикой, а над ними главный этаж и верхний полуэтаж, через которые идут пил€стры большого ионийского ордера. ¬нутренность дворца заслуживает особого внимани€ своей величественной лестницей и пышностью всей отделки. ¬о дворце “раутсон (ныне дворец венгерской лейбгвардии), построенном в 1720 - 1730 гг., ‘ишер точно так же обработал рустикой высокий нижний этаж, а полтора верхних объединил пил€страми сложного ордера. «десь окна главного этажа, в особенности в среднем корпусе, увенчаны исключительно богато отделанными сандриками. Ётот дворец можно считать продуктом того выработавшегос€ в ¬ене стилевого направлени€, которое получило название стил€ принца ≈вгени€ и которое шло параллельно стилю регентства во ‘ранции. ‘ишер набросал также план дворцовой библиотеки в ¬ене. ƒо его выполнени€ (1723 - 1726) он, однако, не дожил. ‘асад этого очень красивого одноэтажного здани€, состо€щего из купольного зала и двух крыльев, имеет очень простое строение: он обработан рустикой на нижнем этаже, а выше расчленен ионийскими пил€страми; пр€ма€ лини€ постройки прерываетс€ трем€ ризалитами, но в целом обнаруживает намеренную строгость, котора€ про€вл€етс€ в преобладании пр€мых линий и резко бросаетс€ в глаза при сопоставлении с другими постройками ‘ишера. ќчевидно, на оформление фасада определ€ющее вли€ние оказал его вообще мало известный сын и преемник по должности »осиф Ёммануил ‘ишер (1695 - 1742), который был уже сильнее подвержен французским вли€ни€м.

¬ художественной манере ‘ишера - старшего обнаруживаетс€ его свободное, почти не требующее усилий творчество, рассчитанное на живописное впечатление; в архитектурном оформлении мы находим у него сочетание северо - италь€нской монументальности, очищенной французскими вли€ни€ми, с формальным устремлением и декоративной живостью немецкого мастерства; последн€€ про€вл€етс€ в особенности в богатой, выполненной с тонким ритмическим чувством пластической отделке фасадов. »мпозантное оформление порталов стату€ми, атлантами и балконами, сильна€ акцентировка главных осей, смелые барочные сандрики на окнах и двер€х, пристрастие к гермам - все эти черты €вл€ютс€ характерными дл€ ‘ишера и станов€тс€ отличительными признаками венской школы (рис. 180).

–ейхсканцлерский дворец в ¬ене (деталь).

–ис. 180.–ейхсканцлерский дворец в ¬ене (деталь).

¬торым крупным мастером венского барокко €вл€етс€ »оганн Ћука фон √ильдебрандт (1666 - 1745). ќн родилс€ в √енуе в немецкой семье, образование получил в »талии, рано поступил на австрийскую службу и пользовалс€ особым покровительством принца ≈вгени€. ќн построил дл€ последнего, Ѕельведерский замок в ¬ене (1693 - 1724), €вл€ющийс€ главным произведением этого мастера. ѕлан замка образует выт€нутый в длину пр€моугольник с полигональными угловыми павильонами. √лавна€ ось подчеркнута на стороне двора вестибюлем, а на стороне сада средним строением, заключающим в себе большой зал. ќдноэтажный, высшей степени из€щно отделанный вестибюль приводит к роскошной трехмаршевой лестнице, позади которой находитс€ зал, выход€щий в сад. Ћестница ведет к большому мраморному залу, занимающему главный и верхний этажи, к нему примыкают справа и слева покои дл€ придворных. —троение замка удовлетвор€ет в полной мере всем требовани€м целесообразности и уюта, предъ€вл€емым кн€жеским двором. ¬ расчленении архитектурных масс, в выделении отдельных частей при помощи особых крыш, благодар€ чему постройка приобретает живые очертани€, в оживленной и богатой смене архитектурных и декоративных средств - во всем этом обнаруживаетс€ немецкое, художественное чувство, которое нашло себе выражение и во всей внутренней отделке, хот€ выполнение последней происходило под руководствомолодого француза. ¬ общем, у √ильдебрандта про€вл€етс€ т€готение больше к из€щным и грациозным, чем к т€желовесным формам; он питает склонность к тонкой, но свободной профилировке карнизов, а также большое пристрастие к стройным гермам в самых различных видах и к ногократному излому линий в сандриках. —тволы пил€стр он охотно опо€сывал (на уровне примерно одной трети их высоты) широкой, большей частью разукрашенной лентой (рис. 181). √ильдебрандт известен также как строитель, во-первых, дворца ƒаун, ныне  инских (1709 - 1713), широкий фасад которого состоит из рустованного нижнего этажа и двух верхних, св€занных пил€страми сложного ордера, а внутренн€€ отделка выдержана в очень благородном стиле (рис. 182); во-вторых, ћирабельского замка под «альцбургом, который славитс€ своей большой главной лестницей и расчлененным гермами мраморным залом (рис. 183). ќб участии √ильдебрандта в планировке епископского дворца в ¬юрцбурге мы еще будем говорить.

¬ажнейшие пам€тники периода Ѕарокко и –ококо

–ис. 181. «амок Ѕельведер в ¬ене (деталь).

Ћестница во дворце  инских в ¬ене.

–ис. 182. Ћестница во дворце  инских в ¬ене.

ћраморный зал в замке ћирабель около «альцбурга.

–ис. 183. ћраморный зал в замке ћирабель около «альцбурга.

¬ области церковной архитектуры в јвстрии выдвинулс€ нар€ду с фишером-старшим яков ѕрандауэр (ум. в 1726г.). ќн €вл€етс€ создателем великолепно расположенного над ƒунаем ћелькского монастыр€ (нач.в 1702 г.), гигантской постройки выдающегос€ художественного значени€. ¬ основу сооруженной приблизительно в центре внутренних построек церкви он положил план церкви »ль ƒжезу в –име; однако путем соединени€ боковых капелл он сделал ее трехнефной и благодар€ получившемус€ в результате этого удлинению главной оси достиг более глубокого перспективного впечатлени€. ѕосле смерти  арлоне (1708) ѕрандауэр вз€л на себ€ руководство постройкой упом€нутого уже института —ен ‘лориан. ¬еликолепные ворота, изображенные на рис. 184, дают верное представление о его творческой манере. ’арактерным дл€ архитектора €вл€етс€ очень свободна€ трактовка карнизных расчленений (рис. 171). ѕосредством глубоких разрезов и исправленных профилей он пыталс€ придать карнизам ту живость и ту мощь теневого воздействи€, которые по ту сторону јльп при свете южного солнца и при том материале, который там примен€лс€, достигались с помощью гораздо более простого и строгого рисунка. »нститутска€ церковь в ƒюрнштейне (рис. 185), начата€ этим мастером в 1718 г. и законченна€ в 1733 г., также обнаруживает его высокую способность к монументальному оформлению пространства и к изобретательности и великолепию убранства. ѕрандауэр был оригинальной творческой натурой, и его следует причислить к р€ду главных мастеров немецкого барокко.

¬ажнейшие пам€тники периода Ѕарокко и –ококо ѕортал церкви с. ‘лориана.

–ис. 184. ѕортал церкви с. ‘лориана.

»нтерьер церкви в ƒюрнштейне. ¬ажнейшие пам€тники периода Ѕарокко и –ококо

–ис. 185. »нтерьер церкви в ƒюрнштейне.

”ченики и последователи этого выдающегос€ архитектора шли, в общем, по проложенному им пути. ¬ области внутреннего оформлени€ некоторые художники создали исключительно выдающиес€ произведени€. “ак ƒаниэль √ран дал зданию венской придворной библиотеки, имеющему очень сдержанное внешнее оформление, удивительную по своей свежести и оригинальности внутреннюю отделку.

¬ “ироле среди многочисленных зодческих произведений эпохи барокко на первом плане стоит церковь якова в »нсбруке (1717 - 1724), построенна€ отечественным мастером јнтоном √умпом (1670 - 1730) при содействии италь€нца  лаудиуса ƒелево. ÷ерковь представл€ет собой однонефное помещение, разделенное на четыре травеи и расшир€ющеес€ в виде поперечных крыльев под первыми двум€ траве€ми плоскими капеллами, а под третьей - полукруглыми апсидами. ѕервые три травеи ст€нуты установленными поперечно плоскими овальными куполами, а последний, - круглым куполом, расположенным над квадратным хором. «десь так же, как и в построенной им даче в »нсбруке (1719 - 1728), √умп обнаружил большую способность использовани€ крупных средств к оформлению. ѕоразительную противоположность зодческой манере √умпа представл€ет сооруженное им там же католическое казино - блест€ща€ постройка, фасады которой отделаны с расточительной роскошью лепными украшени€ми.

»з барочных построек в Ўтейермарке мы должны упом€нуть выдержанную в т€желовесных формах италь€нского барокко церковь ћарии в √раце, которой »осиф √уебер придал (1744) элегантный фасад (рис. 186).

¬ажнейшие пам€тники периода Ѕарокко и –ококо

–ис. 186. ÷ерковь ћариагильф в √раце.

¬ ћоравии наиболее выдающимис€ архитектурными произведени€ми той эпохи €вл€ютс€ две иезуитские церкви - в Ѕрюнне (1602 - 1739) и в ќльмюце (1692 - 1728), имеющие блест€щую отделку; перва€ построена в форме базилики, втора€ - обычной формы с боковыми капеллами и хорами.

»нтенсивное развитие получило зодчество в столице Ѕогемии - ѕраге, - где было сооружено не только большое количество церквей и монастырей, но и множество подлинно кн€жеских дворцов, и где даже жилой дом состо€тельного бюргера получал монументальное оформление (рис. 187). «десь вплоть до конца XVII столети€ руковод€щее место занимали италь€нцы, среди них, нар€ду с иезуитами, главным образом члены семейств  арлоне и Ћураго. »езуиты соорудили большой, богато отделанный институт  лементинум (нач. в 1653 г.) и свою, иезуитскую коллегию в так называемом новом городе. ¬ажнейшими светскими постройками италь€нцев €вл€ютс€ дворец Ќостиц (1658 - 1660), мощный фасад которого расчленен установленной на рустованном цоколе системой пил€стр сложного ордера, и грандиозный дворец „ернина. ѕоследний, своим, в высшей степени монументально оформленным фасадом, производит подлинно величественное впечатление. ќт нижнего этажа, облицованного целиком, зеркальными квадрами, начинаютс€ т€желовесные коринфские трехчетвертные колонны, охватывающие три с половиной этажа и т€нущиес€ непрерывной, пр€мой линией вдоль всего фасада, длина которого равна 144 метрам.

ѕорталы и фасады в ѕраге

–ис. 187. ѕорталы и фасады в ѕраге.

¬ дальнейшем развитии богемской архитектуры ведущую роль играли немецкие мастера, принадлежащие к художественной семье ƒинценгоферов, родоначальником которой был √еорг ƒинценгофер - старший (род. в 1614 г. в ¬ерхней Ѕаварии). ≈го сыновь€, √еорг - младший (1643-1689), »оганн Ћеонард (ум. в 1707 г.),  ристоф (1665 - 1722) и »оганн (ум. в 1726 г.), развернули очень плодотворную де€тельность, в особенности в области католического церковного зодчества. ¬ ѕраге раньше всех выступил  ристоф ƒинценгофер с очень значительным произведением - иезуитской церковью с. Ќикола€, начатой в 1673 г. и оконченной только в 1760 г.

ѕлан исходит от схемы главной иезуитской церкви, а именно церкви »ль ƒжезу в –име, но перед образованным из трех травей с боковыми капеллами продольным нефом устроен глубокий вестибюль, с обеих сторон которого находитс€ по овальной капелле, а мощный купол расширен наподобие клеверного листа трем€ лоскими апсидами. Ѕольша€ смелость в строении и архитектуре здани€, многократные изгибы стен, установление столбов по углам и вс€ трактовка формы обнаруживают духовное родство этого мастера с √варини, давшим проект дл€ одной из пражских церквей. ѕосле смерти  ристофа за продолжение постройки вз€лс€ его сын  илиан »гнац ƒинценгофер (1690 - 1752). Ётот высокочтимый архитектор получил образование у своего отца, работал с 1710 г. до своего возвращени€ в ѕрагу (1722) в ¬ене у ‘ишера, а позднее посетил также »талию, ‘ранцию и јнглию. Ќаиболее крупной из его пражских церковных построек €вл€етс€ церковь с. Ќикола€ в —таром городе. ќна представл€ет собой центральное строение с восьмиугольным купольным пространством, овальными капеллами по диагонал€м и короткими крыль€ми в форме креста, из которых оба лежащие по главной оси удлинены на стороне хора двум€ пролетами и полукруглой апсидой, а на противоположной стороне папертью. ¬нешнее впечатление определ€етс€ мощным порталом, куполом и двум€ низкими угловыми башн€ми. јрхитектура имеет здесь, так же как и в выполненном мастером фасаде церкви с. Ќикола€ на ћалой стороне (рис. 160), очень подвижные, пр€мо-таки фантастические формы. Ѕолее спокойный облик имеют обе крупнейшие светские постройки  илиана ƒинценгофера, а именно спроектированные им дворец √ольц (ныне  инских) и дворец ѕикколомини (ныне Ќостиц в √рабене), которые по устройству и оформлению наход€тс€ в близком родстве с венскими дворцовыми постройками ‘ишера - старшего и √ильдебрандта. ¬енский учитель нашего мастера, ‘ишер из Ёрлаха, работал также в ѕраге. ќн построил здесь дворец  лам √алла (1707 - 1712), фасад которого замечателен своим благородным обликом и двум€ великолепными воротами с атлантами, несущими на себе балконы. — ƒинценгофером мы еще позднее встретимс€.

»нтерьер церкви в ƒюрнштейне. ¬ажнейшие пам€тники периода Ѕарокко и –ококо

–ис. 185. »нтерьер церкви в ƒюрнштейне.

¬ Ѕаварии самым ранним из крупных произведений церковного зодчества €вл€етс€ собор в  емптене (1651 - 1666), заслуживающий внимани€ »нтересным соединением системы продольных нефов с центричным расположением; восьмиугольна€, замкнута€ в себе и напоминающа€ нидерландскую церковь центральна€ часть собора открываетс€ одной стороной непосредственно в средний неф базиликальной продольной постройки. Ќезависимость северного мастера ћихаила Ѕеера от данной италь€нцами схемы обнаруживаетс€ здесь с особенной €сностью. ѕримерно дес€тью годами позже мастером  арло Ћураго (1638 - 1697) был заново построен на фундаментальных стенах сгоревшего в 1662 г. здани€ собор в ѕасса у, снабженный двухбашенным фасадом; внутреннее оформление после обвала и следующего пожара было возобновлено в 1680 г. ». Ѕ.  арлоне, давшим выразительную, мастерски выполненную лепную отделку.

ќдним из важных исходных пунктов специфически немецкого барокко стал отдаленный монастырь ¬альдассен в ‘ихтельгебирге; здесь √еорг ƒинценгофер - младший соорудил в 1685 - 1689 гг. в честь троицы капеллу, архитектура которой свободна от вс€кой традиции. ƒл€ центрального объема мастер выбрал, в соответствии с посв€щением троице, форму равностороннего треугольника; к каждой из сторон (длина 14 метров примыкает полукругла€ апсида) так, что в целом получаетс€ форма, клеверного листа. Ќа архитектуре постройки лежит еще печать неуверенности и сдержанности; благодар€ замкнутости архитектурных масс с полукуполами и подымающимис€ над выступающими углами центральной части стройными круглыми башенками постройка с внешней стороны очень напоминает мечеть.

¬ажнейшие пам€тники периода Ѕарокко и –ококо

–ис. 186. ÷ерковь ћариагильф ¬ √раце.

√лавные произведени€ баварского барокко возникли, если не считать франконских построек, в ћюнхене и его окрестност€х. «десь приглашенный курфюрстом ‘ердинандом из Ѕолоньи јвгустин Ѕарелли (ум. в 1679 г.) начал в 1663 г. постройку театинской церкви, которую после него продолжал Ёнрико ÷уккали (ум. в 1724 г.), а закончил ‘рансуа  ювилье (1698 - 1768), бывший родом из ‘ранции, но с 1725 г. работавший в ћюнхене. ƒвухбашенный, оштукатуренный фасад церкви исходит от ÷уккали, за исключением средней части, из€щно отделанной  ювилье. “€желовесна€ внутренн€€ архитектура церкви, выдержанна€ исключительно в не≠чистых белых тонах, с резко пластическими побегами аканта, пышными лиственными гирл€ндами и вращающимис€ колоннами у алтарей, оказала длительное вли€ние на южнонемецкое барокко. ¬ построенной √. ј. ¬искарди церкви троицы (1711 - 1714), состо€щей из квадратного, скошенного по углам главного объема, четырех коротких, образующих крест крыльев, паперти и хора, заслуживает внимани€ живописный, подлинно барочный фасад.

»нтерьер церкви в ƒюрнштейне.

–ис 187. ѕорталы и фасады в ѕраге.

  концу XVII века баварские курфюрсты развернули широкое дворцовое строительство.

¬ 1701 г. ћакс Ёммануил поручил ÷уккали соорудить под Ўлейсгеймом, по одной оси с построенным этим же мастером в 1682 г. маленьким дворцом Ћустгейм, новый дворец. Ёта очень обширна€ постройка состоит из выт€нутого в длину главного здани€ и двух сильно выступающих наружу павильонов, сообщающихс€ с первым посредством низких галлерей. ƒлина всей постройки составл€ет 330 метров, длина главного здани€ - 169 метров. — внешней стороны дворец имеет довольно простое оформление; внутренн€€ же отделка, выполненна€ немецким художником »осифом Ёффнером (ум. в 1745 г.) и состо€ща€ из лепных украшений, отличаетс€ большой тонкостью и богатством мотивов; эта отделка показывает нам немецкое барокко в его полной зрелости и принадлежит к числу наиболее ценных произведений той эпохи. ¬Ќимфенбурге јвгустин Ѕарелли начал в 1663г. постройку дворца дл€ курфюрстши. Ёта сама по себе незначительна€ постройка была расширена ¬искарди и Ёффнером. ¬ обширном парке по€вилось позднее несколько маленьких дворцов высокой художественной ценности: ѕагоденбург (1716), Ѕаденбург (1718), оба сооруженные Ёффнером, и јмалиенбург (1734 -1739, рис. 188), выстроенный ‘р.  ювилье и отделанный в стиле исключительно элегантного рококо мастером, принадлежавшим, очевидно, к школе –оберта де  отта, при содействии немецких художников.  ювилье €вл€етс€ также творцом заново отстроенных в резиденции после пожара 1729 г. Ђбогатых покоевї, которые нар€ду с јмалиенбургом знаменуют собой вершину раннего рококо. ¬ театре при резиденции, построенном тем же архитектором (1751-1753), рококо достигает своей полной зрелости.

јмалиенбург в дворцовом парке в Ќимфербурге.

–ис. 188. јмалиенбург в дворцовом парке в Ќимфербурге.

»з частных зданий, построенных в ту эпоху в ћюнхене, следует упом€нуть дворец ѕрейзинга, выполненный в 1727 г. Ёффнером и приближающийс€ по своей архитектуре к венским и пражским дворцам; он показывает нам законченное мюнхенское барокко в то врем€, когда  ювилье ввел уже французское рококо.

¬ажнейшие пам€тники периода Ѕарокко и –ококо

–ис. 189. ‘асад церки с. »оганна Ќепомук в ћюнхене.

  числу интереснейших созданий мюнхенского барокко, как барочного искусства вообще, принадлежит маленька€ церковь с. »оганна Ќепомук. ќна была построена брать€ми јзам, членами широко распространенной и прославленной семьи художников. ќни были сыновь€ми церковного художника √анса √еорга јзама (1649 - 1711) из «ульцбаха (Ѕавари€). —тарший,  озьма ƒамиан (1686 - 1739), был художником и гравером; младший, Ёгид  вирин (1696 - 1750), был преимущественно штукатуром и скульптором, но работал также в качестве архитектора и художника. Ѕрать€ јзам работали главным образом на службе у духовных заказчиков: они отделали многочисленные церкви и монастыри, использу€ при этом дл€ достижени€ желаемого эффекта в одинаковой степени архитектурные, скульптурные и живописные средства, в результате чего получалась больша€ полнота форм и красок. ¬ысшим триумфом их творчества были монастырь ¬ельтенбург (1717 - 1721) и упом€нута€ выше церковь »оганна Ќепомук в ћюнхене (рис. 189), где относительно небольшое пространство было наполнено фантастическим изобилием форм. »з множества других барочных 1 церквей —редней и ёжной Ѕаварии следует упом€нуть еще выстроенную в 1718 - 1736 гг. придворным архитектором ¬искарди величественную монастырскую церковь в ‘юрстенфельде, обширный продольный неф которой был отделан брать€ми јзам, и еще более выдающуюс€ бенедиктинскую церковь в ќттобойрене (1737 - 1766); ее строителем следует считать »оганна ћихаила ‘ишера (ум. в 1766 г.), архитектора, находившегос€ под вли€нием Ёффнера и отчасти ¬искарди и много работавшего в ёжной √ермании; согласно надгробной надписи, он выстроил 32 церкви и 23 монастыр€. ѕлан и архитектура этих церквей обнаруживают уже, в противоположность другим баварским храмовым постройкам, возвращение к более строгому стилю.

1 ¬ерхнебаварский способ отделки приобрел определ€ющее вли€ние на развитие декоративных форм барокко и рококо почти всей ёжной √ермании. Ќар€ду с де€тельными брать€ми јзам в большинстве архитектурных центров работали сначала на подчиненных, а потом на руковод€щих рол€х штукатуры и архитекторы, вышедшие из знаменитой школы штукатуров в ¬ессобрунне (¬ерхн€€ Ѕавари€; среди них особенную известность приобрели семейства ÷иммерман, Ўмуцер, »бельгер).

¬ ёго-западной √ермании и соседней с ней Ўвейцарии ведущую роль в церковном зодчестве играли мастера из Ѕрегентского леса (‘орарльберг). ѕосле окончани€ великой 30-летней войны, от разрушительных действий которой они были пощажены в своей горной местности, они спустились в долину, ища работы в качестве каменщиков, каменотесов и штукатуров. ќни не потер€ли св€зи с культивировавшимс€ до войны зодчеством, а обучение, которое они получили в »талии и ‘ранции, не направило их художественного чувства по руслу какого-либо определенного направлени€. ¬ их произведени€х, сначала сдержанных и непосредственных, но вскоре прин€вших более уверенный характер, обнаруживаетс€ мощна€ самобытна€ творческа€ сила, направленна€ преимущественно на величественное, возвышенное оформление пространства. Ёто относитс€ главным образом к архитекторам “умбу, –уену, ћоосбруггеру и Ѕееру: сооруженные ими церкви характеризуютс€ относительно большим прот€жением продольной оси, расширением наход€щегос€ в середине купольного пространства в довольно €сно выраженный поперечный неф, замыкающийс€ наподобие апсиды, и высокими боковыми нефами с несущими своды столбами; благодар€ этому воздействие внутренней архитектуры, по сравнению с церквами, построенными по италь€нским образцам, сильно повышаетс€ не только в отношении глубины, но и в особенности в отношении пространственной высоты (рис. 190).

¬ажнейшие пам€тники периода Ѕарокко и –ококо

–ис. 190. ѕлан цекви села с. √алла.

Ётими форарльбергскими мастерами созданы обе наиболее выдающиес€ барочные церкви в Ўвейцарии, а именно в Ёйнзидельне и в —ен √аллене. “ворцом первой был  аспар ћоосбруггер (1656 - 1723). ћестные услови€ помешали мастеру в свободном развертывании плана.  апелле он придал форму большого, почти во всю ширину церкви восьмиугольника с центральным несущим своды столбом; к восьмиугольнику примыкает трехнефна€ продольна€ постройка. Ѕогата€ внутренн€€ отделка была выполнена брать€ми јзам. ÷ерковь в —ен √аллене была начата ѕетером “умбом из онстанца, сыном “умба из ‘орарльберга, в 1756 г. и закончена в основном к 1769 г. ѕлан; показывает нам купольное пространство, устроенное в середине продольной оси и занимающее почти весь внутренний объем трехнефной продольной постройки; вокруг него расположены боковые нефы. јналогичный план имеет церковь √ансвикской богоматери, построенна€ в ћехельне бельгийцем ‘айдгербом (рис. 149).

¬ ¬юртемберге ‘ранц ¬еер построил ѕремонстратензерское аббатство, полностью применив при сооружении аббатской церкви характерную дл€ форарльбергской школы систему галлерей. ¬нутренний объем церкви разделен на п€ть травей и состоит из обширного среднего нефа и узких боковых; втора€ и четверта€ травей расшир€ютс€ наподобие поперечных нефов в цел€х усилени€ пространственного впечатлени€ против алтар€. Ётот же мастер составил проект грандиозной монастырской церкви в ¬ейнгартене (1715 - 1722), котора€ своими размерами превзошла все сооруженные до того барочные церкви ёжной √ермании (длина 117 метров). «десь мастер снова выбрал продольный тип постройки, с длинным средним нефом и узкими боковыми; но последние с обеих сторон расположенного почти по середине купольного пространства он расширил, придав им подобие поперечных нефов с полукруглыми апсидами, которые он повторил также на обоих концах среднего нефа (рис. 159). ’оры над боковыми нефами помещены в цел€х большего пространственного воздействи€ среднего нефа против внешних стен. ‘асад фланкирован двум€ башн€ми. ¬о внутренней отделке принимали участие вессобрунцы и италь€нцы; знаменитые потолочные фрески расписаны  . ƒ. јзамом.

¬альфартска€ церковь в Ўтейнгаузене, построенна€ в 1727 - 1733 гг. вессобрунским архитектором ƒомиником ÷иммерманом, представл€ет собой постройку; состо€щую из одного только центрального объема, скромную по своим размерам, но в худо≠жественном отношении в высшей степени ценную; она выполнена на основе овального плана, столбы подымаютс€ высоко, блест€ща€ отделка усиливаетс€ снизу вверх (картины выполнены братом мастера, »оганном ÷иммерманом).   числу крупных храмовых построек XVIII века принадлежит также монастырска€ церковь в ÷вифальтене (1738 - 1765), €вл€юща€с€ произведением известного уже нам южно - немецкого церковного архитектора »оганна ћихаила ‘ишера. ѕлан церкви показывает нам просторный притвор, над которым расположены органные хцры, длинный средний неф, с обеих сторон которого наход€тс€ по четыре капеллы, слабо выдающийс€ поперечный неф со средним купольным пространством и длинный хор, состо€щий из полутора квадратов. ¬се пространство, распространенное больше в ширину, чем в высоту, расчленено импозантной колонной архитектурой, в остальном же его исключительно богатое оформление выдержано в стиле рококо.

  вюртембергским барочным церквам следует причислить также, оставл€€ пока в стороне монастырские церкви в Ўентале и Ќересгейме, монастырскую церковь в ¬иблингене, вы≠строенную в 1772 - 1781 гг. ». √. Ўпехтом. Ёта смела€ величественна€ постройка по характеру пространственного оформлени€ совершенно отличаетс€ от построек, созданных до того времени. ≈е план состоит из трех следующих друг за другом квадратов; внутренн€€ длина каждой из сторон первого квадрата, лежащего за входом, равна 23,6 метра, среднего - 25,8 метра, третьего, образующего хор, - 14,6 метра. ѕередний квадрат на стороне входа закруглен наружу, средний, предназначенный дл€ алтар€, расширен двум€ большими сегментными апсидами, так что средн€€ часть имеет почти форму круга, с диаметром в 35 метров. ’ор замыкаетс€ полукруглой апсидой. “ак при всей подвижности линий создаетс€ едина€ пространственна€ форма. —ама архитектура церкви принадлежит уже к последующей эпохе классицизма.

ƒл€ постройки дворцов в страну приглашались большей частью иностранные архитекторы. »оганн ‘р. Ќетте начал (1714) по заказу герцога Ёбергарда Ћюдвига постройку дворца Ћюдвигсбург, выполнив так называемое кн€жеское строение, узкое, но высокое здание, незначительное в художественном отношении, с квадратным двором, заключенным между двум€ узкими крыль€ми. ѕосле смерти Ќетте герцог поручил продолжение постройки ƒонато ‘ризони (1663 - 1735), раќотавшему до того в ѕраге и по поручению герцога, изучившему в ѕариже французскую архитектуру. ‘ризони пристроил следующие здани€ к сооруженным его предшественником крыль€м, но вдвинул их (по образцу ¬ерсальского дворца) двум€ небольшими уступами внутрь и соорудил против кн€жеского строени€ в качестве завершени€ ЂЌовый Corps deLogisї. “ак возник очень глубокий, пр€моугольный, суживающийс€ к главному зданию двор в 160 X 60 мегров, который, как и в ¬ерсале, был разделен решеткой на две части. „ерез устроенные между крыль€ми ворота открываетс€ живописный вид. ¬ остальном же, строение, и архитектура дворца, равно как и его внутреннее оформление, лишены художественного значени€. »сключение составл€ет лишь небольша€ дворцова€ капелла, состо€ща€ из единого, центрального объема, красочно отделанна€ италь€нцами. ‘ризони составил также дл€ основанного герцогом города Ћюдвигсбурга план в чисто нидерландском духе. √лавным произведением гражданско - барочной архитектуры ¬юртемберга €вл€етс€ сооруженный при герцоге  арле ≈вгении новый дворец в Ўтутгарте. ƒл€ постройки этого дворца Ћеопольд –етти, плем€нник ‘ризони, усовершенствовавшийс€, как и последний, в ѕариже, составил (1744) проект, который после экспертизы и соревновани€ с проектами, представленными другими известными архитекторами, был прин€т к выполнению. ƒворец состоит из трех крыльев, группирующихс€ вокруг глубокого, открытого впереди двора; каждое крыло имеет средний ризалит и боковые павильоны и состоит из двух этажей, к которым пристроен еще мезонин.  аждый этаж расчленен на главном фасаде системой установленных попарно в правильной последовательности пил€стр. ѕосле смерти –етти постройку продолжал (до 1768 г.) приглашенный из ‘ранции архитектор ѕьер Ћуи де ла √епиер, вышедший, очевидно, из школы Ѕлондел€-младшего. ¬нешнее оформление дворца выполнено в благородных, почти классических формах; внутренн€€ отделка принадлежит к более позднему времени. √епиер €вл€етс€ также творцом великолепного дворца —олитюд (под Ўтутгартом), мастерски решенный план, которого заключает в себе овальный, выдающийс€ наружу зал с трем€ довольно большими и множеством малых комнат; подобное же устройство имеет выполненный этим же мастером маленький прелестный дворец ћон ре по под Ћюдвигсбургом (с 1764 г.), внешность которого обвораживает своей грацией. јрхитектура его, так же как и дворца —олитюд, обнаруживает уже переход к классицизму. ¬нутренность ћонрепо (1804) отделана целиком в формах зрелого классицизма.

  главному зданию, по оси которого расположены вестибюль и главна€ лестница, примыкают под тупым углом в 135∞, рассчитанным в соответствии с планом города, два крыла, из которых северное заключает в себе дворцовую церковь. ћежду главной лестницей и так называемой свинцовой башней, представл€ющей собой остаток сооруженного на этом месте в 1715 г. охотничьего дворца, находитс€ большой пр€моугольный зал, выход€щий в сад и замыкающийс€ с обеих сторон полукругами. ”пом€нута€ башн€ образует исходный пункт дл€ 32 лучеобразно исход€щих улиц или аллей, идущих по направлению к ¬индрозе. — южной стороны расстилаетс€ в форме полукруга основанный маркграфом город  арлсруэ. «десь €вно сказываетс€ нидерландское вли€ние; оно обнаруживаетс€ на архитектуре самого дворца, имеющей холодно сдержанный облик (рис. 191). ќсобый художественно - исторический интерес представл€ет построенный ƒамианом √уго дворец в Ѕрухзале. ¬ основном плане он состоит, как и большинство барочных дворцов, из трех сто€щих под пр€мым углом друг к другу и замыкающих двор флигелей, из которых средний заключает в себе лежащие по оси главную лестницу и главный зал, в то врем€ как в одном крыле помещаетс€ дворцова€ церковь, а в другом большой музыкальный зал. √лавна€ лестница совершенно отклон€етс€, однако, от обычного устройства, представл€€ собой пр€моугольник с трем€ пр€молинейными маршами. ќна находитс€ в устроенном по середине главного строени€ и имеющем почти круглую форму купольном пространстве, которое в главном этаже оформлено в виде вестибюл€ и к которому ведут, примыка€ к купольной стене, два лестничных марша, шириной каждый в 3 метра. ¬еликолепно освещенное и блест€ще отделанное купольное пространство производит на подымающегос€, по лестнице посетител€, ослепительно величественное впечатление, что, впрочем, и входило в намерение строител€. Ќо и оформление всего остального пространства получилось исключительно удачным в отношении его распределени€, градации размеров и св€зи главных помещений с второстепенными. ¬с€ внутренность дворца, великолепно отделанна€ главным образом вессобрунским штукатуром »оганном ћихаилом ‘ейхтмайером и художниками »оганном и януаром ÷ик, представл€ла собой даже дл€ той требовательной эпохи образец удобства и уюта. ќсновной план дворца исходит по новейшим исследовани€м от јнсельма ‘рануа фон –иттера из √рюнштейна, мастера, работавшего главным образом в ћайнце, но также в ѕоммерсфельдене, Ѕамберге и ¬ецларе. ѕостройки начались в 1720 г. — 1728 г. руководство перешло к Ѕалтазару Ќейману, при котором было воздвигнуто на существующих уже фундаментальных стенах почти все главное здание, включа€ лестницу. √лавные помещени€ получили окончательную отделку в 1750 - 1755 гг. в стиле самого зрелого, исключительно из€щного и притом чисто немецкого рококо (рис. 173). ƒворец в ћаннгейме (1720), который пфальцский курфюрст  арл ‘илипп поручил построить в своей вновь основанной резиденции французскому архитектору »оганну  леменсу ‘руамону, выдел€етс€ больше своими размерами, чем планировкой и отделкой. ќбщий план этого дворца составлен ƒаниэлем ћар о. ќн, однако, был, повидимому, неоднократно видоизменен - и притом, не к лучшему, - ‘руамоном. ƒворец имеет форму |ѕ с очень длинными фасадными крыль€ми(600 метров,). — 1740 по 1748 г. постройкой руководил јлесс. √алли Ѕибиена (ум. в 1748 г.), а затем Ќик. де ѕигаж(1721 - 1796). Ќаиболее ценными помещени€ми во дворце €вл€ютс€ комната курфюрстши и библиотека. Ѕибиена сначала был лишь театральным архитектором при дворе  арла ‘илиппа, а в 1740 г. выдвинулс€ на должность главного архитектора и был возведен курфюрстом в двор€нство. ќн дал проекты башни и парадного фасада дл€ купеческого дома, сооруженного в центре города и имеющего благородный облик, и, кроме того, построил вместе со своим учеником ‘. –абаллиати иезуитскую церковь. ќна представл€ет собой обширную, благородно оформленную постройку типа церкви ƒжезу в –име, с фронтонной папертью, котора€ выходит на улицу трем€ арками. — историко-архитектурной точки зрени€ заслуживает внимани€ также строительство города ћаннгейма, предприн€тое после разрушени€, произведенного в 1689 г. французами; строительство это было осуществлено по плану нидерландского архитектора по постройке крепостей ћенно ван  оэгорна (1641 - 1704). ”лицы были распределены, начина€ от дворца, пр€молинейно и совершенно пр€моугольно, на одинаковых рассто€ни€х друг от друга, подобно шахматной доске. ќпредел€ющую роль играли при этом не столько соображени€ практического и гигиенического характера, а именно, стремление, с одной стороны, обеспечить возможно большую легкость сообщени€, способствовать току воздуха по пр€молинейным улицам, но и определенное чувство природы, стремившеес€ к тому, чтобы через эти улицы взору открывалс€ широкий вид. ѕристрастие пфальцских курфюрстов к природе нашло себе выражение в устройстве дворцового сада в летней резиденции Ўвецингене, наход€щейс€ по соседству с ћаннгеймом. ќн был начат в 1748 г. по плану придворного садовника јвг. ѕетри и продолжен с 1757 г. Ќик. де ѕигажем. ѕоследний, обучалс€ в ѕариже, и предприн€л большие путешестви€ по ‘ранции, »талии и јнглии, так что мог применить приобретенные там познани€. Ўвецингенский дворцовый сад €вл€етс€ идеалом барочного сада крупного стил€, с широкими алле€ми, бассейнами, каскадами, скульптурными произведени€ми, храмами, руинами и постройками в чужеземном стиле, в частности наподобие мечети; при этом сад устроен по геометрически правильной схеме. Ѕолее стара€ часть сада с пр€молинейными р€дами деревьев была расширена Ђанглийским садомї.

 н€жеский замок в  арлсруэ

–ис. 191.  н€жеский замок в  арлсруэ.

  числу ценнейших в художественном отношении пам€тников эпохи барокко в Ѕадене следует отнести еще ¬альфартскую церковь в ¬альдюрне, выстроенную в 1698-1709 гг. ќна была выполнена под руководством Ћеонарда ƒинценгоферав виде одно нефной церкви с глубокими боковыми капеллами, поперечным крылом и хором. ¬нутренн€€ отделка своими несоответствующими пространству расчленени€ми и резными работами вообще обнаруживает южно≠немецкий стилевой характер, примерно прандауэровского типа, выросший из италь€нского барокко. Ћепна€ отделка состоит из ленточных орнаментов, напоминающих орнаменты ∆ана Ѕерэна, но здесь изобилующих мотивами аканта; они отличаютс€ исключительно элегантным ведением линий и своеобразной, привлекательной моделировкой, впечатление от которой усиливаетс€ нежными тонами и богатой позолотой. Ёту отделку следует отнести к числу наиболее тонких и благородных декоративных произведений рассматриваемой эпохи.

 

»стори€ архитектуры  . ќ. √артман, 1936 г., 2 часть.

 




ќт: no





130 просмотров (а)



ѕохожие темы


----------------------------

-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€: (или войдите через соц. сети ниже)
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.
« јрхитектура барокко и рококо в Ќидерландах ‘ормирование и прогнозирование показателей оценки эффективности де€тельности строительных предпри€тий »