ѕроекты домов

 

ѕроекты домов, общественных зданий, посЄлков и пр.

 







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: —ент€брь 7, 2017

ѕериод раннего и зрелого рококо во ‘ранции

ќппенорт обратил на себ€ всеобщее внимание своим ранним произведением, а именно дарохранительницей в церкви —ен ∆ермен в ѕариже. ќн использовал здесь мотивы, данные Ѕернини в соборе ѕетра, но обогатил возвышающиес€ над карнизом венчающие волюты пальмовыми ветв€ми, которые несут на себе земной шар с реющими вокруг него ангелами, и таким образом создал мотив, нашедший себе в дальнейшем бесчисленные подражани€ при сооружении алтарей.

¬ 1719 г. ему было поручено продолжить постройку церкви с. —юльпис, сооружение которой с 1675 г. приостановилось. «десь он работал главным образом над внутренней отделкой. —амым крупным произведением ќппенорта было порученное ему регентом внутреннее оформление своего излюбленного местопребывани€ Ч ѕалэ –ой€ль. ѕышные покои, в которых регент устраивал свои, пользовавшиес€ дурной славой ночные празднества, были уничтожены во врем€ революции 1871 г. ¬ыпущенные самим ќппенортом гравюры с изображением этих помещений дают нам и сейчас еще представление об их былом великолепии. »сключительно многостороннюю де€тельность развернул –оберт де  отт (см. стр. 148), преемник јрдуэна ћансара в должности первого королевского архитектора (с 1708 г.). —амой ран≠ней из его крупных частных построек €вл€етс€ благородно оформленный ќтель де –ишелье (1704). «а ним последовал среди других ќтель де  онти (1717), неоднократно видоизмененный в последствии. Ќапротив, галлере€ ќтел€ де ла ¬рилльер (1713Ч 1719), ныне ‘ранцузский банк, хорошо сохранилась до насто€щего времени. ќна дает нам прекрасный образец характерной дл€ того времени манеры убранства. —тены, включа€ венчающий карниз, обшиты деревом и расчленены пил€страми с позолоченными коринфскими капител€ми. ћежду пил€страми помещены картины, обрамленные позолоченными рамками, линии которых сверху и снизу имеют витой характер. —тенные углы закруглены и отделаны в виде ниш, в которых сто€т на великолепных цокол€х статуи. ¬се помещение, очень выт€нутое в длину, ст€гиваетс€ цилиндрическим сводом. ѕоперечные гурты, украшенные кассетами, дел€т свод на главные пол€; их п€ты маскируютс€ раскрашенными рельефами и стату€ми. ѕреобладающими цветами, если не считать картин на стенных пол€х и на своде, €вл€ютс€ белый и золотой.

»з других мастеров этого периода следует еще упом€нуть Ћассюранса - старшего (см. стр. 149), которого очень ценили в двор€нских кругах, и который построил р€д больших особн€ков, а также Ћеблона, получившего известность главным образом своими теоретическими трудами, но работавшего также и в качестве архитектора - практика.

ѕ≈–»ќƒ «–≈Ћќ√ќ –ќ ќ ќ

»з произведений –оберта де  отта к этой эпохе принадлежит несколько комнат в ¬ерсальском дворце, примыкающих к спальне Ћюдовика XIV, в частности «ал совета (Salon du conseil), часть одной из стен которого представлена на рис. 120. ѕодобным же образом отделаны спальн€ Ћюдовика XV и следующие за ней две комнаты, а также блест€щий кабинет Ћюдовика XVI, получивший среди этого р€да комнат самую тонкую, богатую отделку и предста≠вл€ющий собой последнее, значительное произведение де  отта.  отт был выдающимс€ архитектором, создавшим р€д крупных произведений не только в ѕариже, но и в других городах ‘ранции (¬ерден, возле ћеца, Ѕордо); его неоднократно приглашали и за пределы ‘ранции в качестве строител€ или эксперта. ¬ —трасбурге им построена в 1728 Ч 1741 гг. великолепна€ епископска€ резиденци€; постройка эта состоит иг трех крыльев и имеет форму ? с галерееподобной оградой двора, идущей из€щным закруглением внутрь и чрезвычайно тонко расчлененной (рис. 140). ¬ насто€щее врем€ в этом внушительном здании находитс€ университет.
ѕериод раннего и зрелого рококо во ‘ранции


–ис. 140. ¬орота бывшей епископской резиденции в —трасбурге.

¬ том же стиле, какого придерживалс€  отт в последние годы своей жизни, отделан мастерами ‘рансуа Ѕуше и ¬анлоо зал совета во дворце ‘онтенбло. —кромное убранство, из€щна€ отделка деталей и тонка€ трактовка цветов делают этот зал одним из лучших залов того времени.

ћейссонье вызвал к себе огромный интерес своим первым крупным произведением в области зодчества, а именно проектом главного фасада церкви с. —юльпис (1732). ѕо пристрастию к кривым, так же как и по прелести новизны в отношении декоративного оформлени€, произведение это превосходит творени€ самого Ѕорро≠мини, но на место грубой мощи италь€нской архитектуры здесь выступает грациозное кокетство, про€вл€ющеес€ в преувеличенно утонченной отделке частей и играющей легкости украшений. ѕрактически проект этот, рассмотрением которого мы еще займемс€, осуществлен не был. ¬ыдающимс€ произведением ћейссонье как архитектора практика €вл€етс€ дом Ѕретхауз в ѕариже, замечательный в отношении использовани€ совершенно неправильных, имеющих форму трапеции строительных плоскостей, искусного разделени€ пространства и столь же уютного, как и блест€щего внутреннего убранства.

Ѕоффран (см. стр. 151) находилс€ на службе не столько у королевского двора, сколько у двор€нства и иностранных кн€зей. »з его парижских построек заслуживает внимание, прежде всего, ќтель де ћонморенси. —троени€ расположены вокруг овального двора. Ћежащее по оси двухэтажное главное здание снабжено пил€страми большого коринфского ордера; смежные одноэтажные крыль€ расчленены тосканскими пил€страми и сводчатыми аркадами. ѕрименение этих крупных архитектурных средств дл€ фасада здани€, во внутренней архитектуре которого подавлена почти вс€ка€ конструктивна€ иде€, свидетельствует о перемене в художественном воспри€тии, выразившейс€ уже в творени€х Ѕоффрана. ѕравда, сюда присоединилось также сильное вли€ние архитектурной академии. √лавным произведением Ѕоффрана €вл€етс€ внутреннее оформление перестроенных ƒе ламэром (ум. в 1745 г.) и соединенных вместе отелей де —убизи де –оан (теперь Ќациональный архив) в ѕариже (рис. 121, 123 и 124). Ёто оформление, в частности утопающий в роскоши, но в то же врем€ отделанный с самым тонким чувством формы овальный зал нижнего этажа, дает нам блест€щий образец французского рококо в его совершенной зрелости. —реди церковных построек Ѕоффрана самое важное место занимает собор в Ќанси; он представл€ет собой купольную церковь в форме латинского креста, к которому примыкают три коротких полукруглых апсиды. ѕростое и благородное архитектурное оформление выдержано в строгом рисунке, который, однако, обнаруживает известное приближение к италь€нскому барокко того времени.

»з современников крупных парижских мастеров заслуживают еще упоминани€ ∆ак √абриэль (ум. в 1742 г.), построивший много частных домов в ѕариже, Ќанте и –еймсе, а также работавший над сооружением мостов; далее Ч Ўарль Ётьен Ѕризо (ум. в 1754 г.), получивший известность не столько своей практической зодческой де€тельностью, сколько трем€ большими работами об архитектуре (1728, 1743 и 1752), в которых он рассматривает изменени€ стил€ от регентства до неоклассицизма; наконец, лотарингец Ёммануил Ёре де  орни (ум. в 1762 г.), строитель грандиозной площади —танислава в Ќанси. Ёта площадь образует пр€моугольник в 125 X 105 кв. метров. ¬сю южную сторону занимает бывший герцогский дворец, теперь ратуша; остальные стороны ограничиваютс€ архиепископским дворцом и небольшими особн€ками.  ажда€ улица, выход€ща€ на площадь, замыкаетс€ высокими железными воротами, выполненными с непревзойденным мастерством художником Ц слесарем ∆аном Ћамуром (рис. 141). ¬ своей творческой манере, последний, следовал все цело за Ѕоффраном.
ѕериод раннего и зрелого рококо во ‘ранции

–ис. 141 ѕлощадь —танислава в Ќанси.

√осподство стил€ рококо длилось относительно недолго. –езкое противоречие между теорией французских мастеров и их архитектурной практикой приходило уже в середине XVIII века к своему разрешению и вызвало полный переворот в художественных идеалах. ќб этом перевороте мы будем говорить ниже.


»стори€ архитектуры  . ќ. √артман, 1936 г., 2 часть.



ќт: no





24 просмотров (а)



ѕохожие темы


----------------------------

-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€: (или войдите через соц. сети ниже)
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.
« ѕериод развитого барокко јрхитектура барокко и рококо в Ќидерландах »