ѕроекты домов

 

ѕроекты домов, общественных зданий, посЄлков и пр.

 







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: јвгуст 14, 2017

јрхитектура барокко и рококо во ‘ранции

1. »—“ќ–»„≈— ќ≈ –ј«¬»“»≈ » —“»Ћ№

ѕолитический подъем, начавшийс€ во ‘ранции со времени ‘рансуа I и длившийс€ в течение XVI и XVII столетий, повлек за собой перенесение центра т€жести политической жизни ≈вропы во ‘ранцию. –еформаци€ и в этой стране вызвала острые столкновени€ и кровавые войны, из которых победителем вышел католицизм, хот€, правда, полностью подавить протестантизм ему не удалось. Ќантский эдикт (1598), с одной стороны, объ€вил католическое учение государственной религией, с другой стороны - публично признал за протестантизмом право на существование в качестве верующей общины. ÷ерковь во ‘ранции, так же как и в »талии и Ѕельгии, начала усердно работать над своим внутренним укреплением и усилением. —в€занна€ с контрреформацией усиленна€ де€тельность церкви насто€тельнейшим образом требовала установлени€ св€зи между нею и духовной и общественной жизнью нации. Ќо и гугеноты в тех област€х, где они господствовали, не отставали от государственной церкви. ќни нашли в среде городского бюргерства своих приверженцев и выказали себ€ де€тельными побор≠никами искусства, носившего более рационалистический характер. ¬ Ќидерландах существование этих двух противоположных начал привело к полному размежеванию. ¬о ‘ранции чрезвычайно усиливша€с€ королевска€ власть образовала собой силу, превосход€щую все отдельные течени€ и объедин€ющую их; она поставила себе на службу, как католиков, так и гугенотов.

√осподство –ишелье привело к полной централизации государственной власти и всей общественной жизни. ѕариж сделалс€ исходным пунктом и средоточием всех духовных и художественных интересов ‘ранции и стал городом, исполненным огромного блеска и размаха. —ильно обострившеес€ национальное чувство стремилось к самоде€тельности, к освобождению от италь€нской опеки в вопросах культуры, к собственному пониманию античного искусства и переданных им художественных принципов. ќдновременно королевска€ власть развивалась в неограниченную силу. јбсолютные монархи стремились окружить свою власть возможно большей пышностью, чтобы придать таким путем монархическому принципу внешний ореол.

»скусство принимает теперь в еще большей степени, чем в эпоху ренессанса, €сно выраженный придворный характер. ¬се его развитие св€зано с правлением отдельных монархов и с де€тельностью покровительствуемых ими художников. Ќачина€ с того времени, когда –ишелье начал свою государственную де€тельность в 1624 году, и до 1661 года совершаетс€ переход от позднего ренессанса к барокко. ¬ конце XVII века французское барокко вы≠ступило уже в полной силе. ¬ последующий период (1715 - 1727) стиль барокко, пройд€ очень интересную переходную ступень, преобразовалс€ в последний из стилей, развившихс€ из позднего ренессанса, в рококо 1.

1. Ќазвание Ђрококої происходит от французского слова Ђrocailleї - раковина или раковинный грот; эти образовани€ играли большую роль в развитии новых форм. ¬ √ермании это название €вл€етс€ общеупотребительным. ‘ранцузы обозначают отдельные фазы стилевого развити€ в рассматриваемую эпоху, как и в эпоху ренессанса, по именам королей.

ћы должны таким образом различать в развитии барокко и рококо во ‘ранции четыре периода:

  • 1. раннее барокко (Ђстиль Ћюдовика ’Ўї), сохран€ющее еще свое значение во врем€ несовершеннолети€ Ћюдовика XIV и, следовательно, приход€щеес€ на период от 1625 до 1643 г.;
  • 2. развитое барокко (Ђстиль Ћюдовика XIVї) - от 1643 до 1715 г.;
  • 3. раннее рококо (Ђстиль регентстваї) - от 1715 до 1723 г.; его окраска удерживаетс€, однако, примерно, до 1735 г.;
  • 4. развитое рококо (Ђстиль Ћюдовика XVї) - от 1723 (или 1735) до 1750 г.


¬ дальнейшем мы увидим, что обозначени€ Ђбароккої и Ђрококої не всегда €вл€ютс€ верными в применении к роду искусства, распространенного в соответствующих эпохах, что работающие р€дом друг с другом художники, в зависимости от упом€нутого выше, коренного различи€ в своих воззрени€х и от разнородности придворных вли€ний, идут различными пут€ми, а отчасти преследуют даже противоположные цели. ¬ общем можно различить три главных направлени€. ѕервое - это барокко в собственном смысле. ’удожники этого направлени€ охотно воспринимают идущие из »талии течени€ и перерабатывают их в национальном духе. ¬торое направление представлено теоретиками, классицистами, сторонниками строго академического понимани€ искусства и его задач. “ретье направление €вл€етс€ посредствующим между двум€ первыми, склон€етс€ подчас к одной, подчас к другой стороне. ћы будем, поэтому при рассмотрении отдельных стилевых разновидностей называть вс€≠кий раз ведущих мастеров, €вл€ющихс€ их главными представител€ми.

–аннее барокко было введено архитектором ∆аном Ћемерсье (1585-1654), учеником —оломона ƒебросса, покровительствуемым –ишелье. Ћемерсье провел много лет в »талии и изучил там стиль барокко, который с увлечением восприн€л, но в своих собственных произведени€х постепенно очистил и переработал во французском духе.

¬о ‘ранции услови€ были во многих отношени€х иные, нежели в »талии. ѕридворна€ жизнь предъ€вила к архитектуре новые специфические требовани€, в первую очередь в области дворцового зодчества. ¬место италь€нского палаццо, хот€ и величественного самого по себе, но очень неудобного в отношении устройства и отделки жилых покоев, здесь требовали такого дворца, который был бы, прежде всего удобным дл€ жиль€. ¬ »талии общественна€ и семейна€ жизнь протекала преимущественно на больших площад€х, на улицах, дворах и в лоджи€х, между тем как в ѕариже, хот€ бы уже вследствие климатических условий, она протекала в салонах и в более интимных помещени€х семейной квартиры. ¬о ‘ранции абсолютна€ королевска€ власть и подражавшее ей велико≠светское двор€нство чувствовали потребность во внешнем блеске в такой же степени или даже в еще большей, нежели в »талии. Ќо так блест€ще здесь стремились обставить не столько улицы, сколько помещени€, в которых должна была протекать придворна€ и общественна€ жизнь. ѕоэтому французский дворец должен был представл€ть собой возможно более, уютное и удобное жилое здание, и это обсто€тельство стало определ€ющим в отношении числа, пропорций и взаимного расположени€ общественных и жилых помещений, а также в отношении надлежащего расположени€ комнат и коридоров, предназначенных дл€ хоз€йственного обслуживани€.

—огласно историческим свидетельствам, определ€ющее вли€ние на род и способ, каким достигались эти цели, приобрели женщины, которые в ту эпоху играли большую роль не только в общественной и политической, но и в художественной жизни. –ассказывают, что королева ћари€ послала своих архитекторов к остроумной, известной своим благотворным вли€нием на знаменитых людей маркизе –амбуйе, дом которой (ќтель д'ќ) считалс€ идеалом удобства и уюта.

¬ этом доме больша€ лестница была перенесена из средней оси в сторону вестибюл€, чтобы к саду вел непрерывный р€д комнат. –азмеры помещений варьировали в зависимости от их назначени€. ƒл€ более интимного общени€ были устроены небольшие комнаты. ƒвери маркиза поместила р€дом с окнами по той же оси.  огда, примерно в середине XVII столети€, болезнь приковала эту знаменитую женщину к постели, она велела в своей спальне окружить постель балюстрадой в виде барьера и стала принимать здесь своих наиболее интимных друзей. ≈е пример нашел себе подражателей. —пальн€ с парадной постелью стала излюбленной комнатой во французском дворце (рис. 138). ѕлан особн€ка д 'ќ послужил вообще образцом дл€ королевских построек.

¬ысшее и низшее двор€нство перен€ло придворные формы. ќно уже больше не представл€ло собой самосто€тельного, вооруженного, окрепшего в военных походах рыцарства, а составл€ло интересное, утонченное, салонное общество, занимавшеес€ политикой, наукой и искусством и находившее удовольствие в беспечной жизни и выполнении правил светского этикета. Ќаибольшее внимание обращалось на внешние условности и светский церемониал, который стал особого рода наукой.  ак и во всем остальном, в устройстве двор€нского жилища и даже особн€ка состо€тельного частного лица придворные образцы стали определ€ющими.

¬месте с Ћуи Ћево (1612-1670) и ѕьером Ћемюе по€вилс€ характерный план городского особн€ка; ѕьер Ћемюе изложил относ€щиес€ к этому требовани€ в теоретическом труде, по€вившемс€ в 1647 г.

јрхитектура барокко и рококо во ‘ранции

–ис.110. «амок ћезон сюр —ен (ћезое Ћафитт).

—огласно Ћемюе, жилые постройки по возможности не должны непосредственно соприкасатьс€ с улицей, а должны быть отделены от нее передним двором. ¬ самом здании на сторону улицы должны выходить лишь хоз€йственные и второстепенные помещени€, жилые же покои должны быть устроены на стороне сада. ¬ сере≠дине должен находитьс€ большой парадный зал, к обеим сторонам которого примыкают Ђantichambresї. –€д этих комнат (Ђбольша€ анфиладаї) должен заканчиватьс€ спальней (Ђchambre de litї). ¬нешнее оформление должно - и это характерно дл€ французского понимани€ - со стороны улицы и обращенного к ней двора носить характер простоты и холодной знатности, со стороны же сада отличатьс€ богатством и блеском. јрхитектурное воздействие было, таким образом, в первую очередь рассчитано на обитателей дома и их гостей, так как только они получали доступ к саду.

јрхитектурное оформление обнаруживает у Ћемюе как в общей концепции, так и в детал€х сильное вли€ние италь€нских форм. ќднако специфически французский художественный вкус обнаруживаетс€ в прив€занности к павильону, к высокой крыше над каждой отдельной частью постройки и в утончении расчленений и всех деталей. ¬ целом получаетс€ меньша€ монументальность, но зато боль≠шее из€щество и грациозность. Ћево пользовалс€ в первый период своей де€тельности мотивами италь€нского барокко нар€ду и вместе с северными. ¬ более поздний период у него произошел переход к национальной манере творчества. ќт ордеров он часто отказывалс€, и на их место выступали угловые квадры и лизены.

—тенные плоскости часто расчлен€лись с помощью системы обрамлений. ¬ своих первых работах Ћемюе находилс€ еще в полной зависимости от мастеров высокого и позднего французского ренессанса, но в дальнейшем показал себ€ восприимчивым к италь€нским вли€ни€м, примен€€ в довольно строгом духе архитектонические расчленени€ и римские украшени€.

¬сех этих мастеров превосходил по силе пространственной и формальной выразительности выдающийс€ архитектор ‘рансуа ћансар (1598-1666). ќн усердно изучал не только произведени€ италь€нских теоретиков, но и античное искусство, чтобы возможно глубже проникнуть в тайну его воздействи€. ќн хотел вы€вить архитектуру в ее собственном специфическом значении, независимом от украшающих пластических придатков. ≈е красоту он искал в ее специфических средствах. ѕрежде всего, он установил хорошо продуманные отношени€ между объемами, требуемыми дл€ основани€ и надстройки, а затем обратил наибольшее внимание на разработку частей. Ќо и он также хотел обрести национальный стиль и воздавал, поэтому должное уважение мастерам французского ренессанса.

ѕосредством круто, подымающихс€ над главным карнизом крыш, проделанных в них окон 1 и выдающихс€ кверху монументальных дымовых труб он достигал очень живого профил€, а вместе с тем и мощного воздействи€ всей верхней части постройки, которое до некоторой степени ослабл€ло воздействие фасадных членений. ƒл€ архитектурного оформлени€ он примен€л снаружи и внутри колонны и пил€стры в самой из€щной группировке и в высшей степени благородном, строго классическом, очень тонко очерченном профиле (рис. 110, 111 и 133). ‘рансуа ћансар был своеобразной творческой индивидуальностью. ќн, основательнейшим образом преобразовал господствовавшие в то врем€ в »талии формы во французском духе, стремившемс€ к грации и из€ществу; он был вполне национальным художником и по своим принципам и цел€м был родственником ƒеброссу. Ќа службе у корол€ он никогда не был.

 

јрхитектура барокко и рококо во ‘ранции


–ис 111. «амок ћезон сюр —ен (вестибюль).

–азвитое барокко эпохи Ћюдовика XIV берет свое начало от мастера, принципы которого в некоторых отношени€х противоположны принципам ћансара, а именно от Ўарл€ Ћебрена (1619 - 1690). Ѕудучи художником, вышедшим из школы ѕуссена (ум в 1665 г.), который глубже, чем кто-либо из его современников, проник в дух античного искусства и от которого Ћебрен восприн€л определенное научное понимание искусства, этот последний отправилс€ (1642) в »талию, где на него оказало решающее вли€ние искусство ѕьетро да  ортона. ¬ 1646 г. он начал в ѕариже свою плодотворную де€тельность. «десь он выказал себ€ высокоодаренным представителем развитого италь€нского барокко, которое через него проложило себе пути во французское искусство. ¬ своих произведени€х Ћебрен ставит на службу своим художественным цел€м в равной мере архитектуру, пластику и живопись, использует все богатство материала и технических средств и с совершенной уверенностью воплощает все содержание роскошной дворцовой жизни. Ћебрен перен€л весь круг форм италь€нского искусства, переработал его во французском духе, в смысле более классической строгости, в особенности же в смысле соразмерного употреблени€ кривых и тонкой детализации, и обогатил его элементами смелого натурализма, который возвышает мастера над всеми римскими архитекторами того времени. Ћебрен примен€л, когда он хотел достичь мощного воздействи€, системы ордера пил€стр (рис. 112), но вообще предпочитал широкую, роскошно отделанную систему рамок, служащую дл€ расчленени€ стен и потолка и обрамл€ющую окна, двери, рельефы, картины и гобелены 1. ќтдельные части профил€ разукрашены у него в высшей степени фантастической форме, свободно преобразованными иониками, жемчужными нит€ми и т. п.

 

јрхитектура барокко и рококо во ‘ранции

–ис. 112. —истема интерьера зеркальных зал в ¬ерсале.

1. √обеленами называютс€ сотканные ручным способом ковры, представл€ющие целые картины.


ѕышна€ орнаментика, в которой главную роль играют побеги аканта и натуралистически выполненные лиственные венки, оживл€ет филенки, изогнутые углы и венчани€ (рис. 113 и 135). ћатериалом дл€ стенной отделки служили мрамор дл€ структивных частей и штукатурка в сочетании с богатой позолотой дл€ обрамлений.

Ќеудивительно, что король Ћюдовик с его любовью к роскоши и стремлением к возможно большему возвеличению своей власти и своей личности, проникс€ к Ћебрену, после того как он познакомилс€ с его дарованием и творческой манерой, большой симпатией и дал ему блест€щие задани€ при постройке своей резиденции в ¬ерсале. Ћебрен сделалс€ во ‘ранции наиболее вли€тельным художником, творцом того великолепного французского барокко, которое дало увлекающемус€ королю желанный фон дл€ его роскошных и шумных празднеств.

Ћебрен постепенно оттеснил всех остальных архитекторов, ранее пользовавшихс€ покровительством корол€. –азвитый им стиль, не достиг, однако, исключительного господства в парижской, художественной жизни, и даже при дворе его монопольное господство не удержалось на длительное врем€. ѕриверженцы представленного ‘рансуа ћансаром строго классического понимани€ искусства пытались действовать в своем духе; они имели на своей стороне выдающихс€ людей из среды умственной аристократии. ѕостройка Ћувра должна была стать пробой сил в борьбе обоих художественных направлений. ¬ 1664 г. французское правительство объ€вило конкурс на проект недостающего внешнего фасада восточного крыла, так как представленный Ћево и его учеником ƒорбеем проект был составлен, по мнению правительства, в устарелом стиле; в этом конкурсе принимали участие наиболее видные архитекторы, среди них ‘рансуа ћансар, Ћемерсье, ∆ан ћаро, ѕьер  оттар. ѕредставленный ‘рансуа ћансаром проект получил одобрение правительства, однако выполнение не состо€лось, так как автор не хотел подчинитьс€ тем услови€м, которые были ему поставлены. “ак как при выборе другого проекта не могли придти к соглашению, то в качестве эксперта был приглашен Ѕернини, считавшийс€ в то врем€ наиболее талантливым архитектором. Ѕернини прибыл в ѕариж. ≈го прин€ли там с кн€жескими почест€ми, какие ни до, ни после него не воздавались ни одному художнику. ќн отверг все представленные работы, и сам составил проект, который был выдержан всецело в духе монументальной италь€нской дворцовой архитектуры эпохи барокко (рис. 114). Ќо так как Ѕернини совершенно не считалс€ с французским национальным, художественным вкусом, в частности в том виде, в каком он развилс€ на произведени€х ћансара, то его проект не встретил отклика. Ќе достигнув положительного результата, Ѕернини должен был вернутьс€ обратно в »талию. “огда перед королем и руковод€щим министром выступил вли€тельный французский поэт Ўарль ѕерро, ревностный поборник строго классических требований, с новым проектом, составленным его братом  лодом ѕерро (1613 - 1688). Ётот проект, встретил одобрение, быть может, благодар€ наличию в нем колоннады, отвечавшей склонности корол€ к величественности. ѕроект Ѕернини и представленный Ћево второй проект были отвергнуты, а проект ѕерро был прин€т и приведен в исполнение (1667 - 1674) (см. рис. 136).  лод ѕерро был по профессии врач, чело≠век большой эрудиции, много занимавшийс€ архитектурой. ќн пере≠вел на французский €зык ¬итруви€ (1673) и отстаивал словом и пером художественно-философский подход к архитектуре и ее задачам, тесно примыка€ к принципам античного искусства. “аким образом, и при дворе нар€ду с цветущим барокко Ћебрена получил право гражданства строгий классицизм.

јрхитектура барокко и рококо во ‘ранции


–ис. 113.√алере€ јполлона в Ћувре.

 

јрхитектура барокко и рококо во ‘ранции


–ис. 114. ѕроект Ѕернини фасада в Ћувре.


Ћуврский конкурс вызвал в общественных кругах жестокий спор по вопросам искусства, результатом которого было основание учреждени€, которому в дальнейшем суждено было стать исходным и опорным пунктом классицизма, а именно королевской архитектурной академии (1671). ѕеред нею была поставлена задача, знакомить общество с законами и правилами зодчества, которые могут быть выведены из наиболее выдающихс€ пам€тников древности и из творений и писаний великих мастеров, в особенности высоко почитавшегос€ ѕалладио. ¬ качестве руководител€ этого учреждени€ был приглашен ‘рансуа Ѕлондель (1618-1686). ѕоследний был сна≠чала математиком, затем артиллерийским офицером. ¬ своей ученой де€тельности, в своих литературных работах и в своих проектах и выполненных архитектурных произведени€х он выказал себ€ определенным сторонником строгого классицизма. ¬ своем большом труде Ђ урс архитектурыї, вышедшем в 1675 г. в ѕариже, Ѕлондель, прежде всего, возвращаетс€ к античному искусству дл€ объ€снени€ п€ти орде≠ров колонн, и притом не только к римскому, но и к греческому, которое он по изобретательности ставил выше римского. ќн перен€л ордера в понимании ¬итруви€ и позднейших теоретиков ¬иньолы, ѕалладио и —камоцци, а в отношении научного обосновани€ усвоил взгл€ды Ћеона Ѕаттиста јльберти. ќн выработал применимое ко всем част€м колонных ордеров учение о пропорци€х, в котором Ђмодульї должен был служить основным условием вполне гармонического решени€, причем вс€кое отклонение отсюда приводило бы к диссонансу. Ѕлондель с особой энергией отвергает напыщенную орнаментику барокко, которое, по его мнению, потворствует искажению вкуса. Ќаправление, исходившее от Ѕорромини, он характеризует как самое худшее, преступное против хорошего вкуса и эстетических законов.

Ѕлондель шел в своих классицистических требовани€х еще гораздо дальше, чем ѕерро. ѕоследний видел в Дордерах* не определенный, твердо установленный дл€ всех времен закон, а лишь общие всем архитектурным произведени€м древности черты, которые в другие времена можно измен€ть в соответствии с иными воззрени€ми и иным воспри€тием *. Ќо большинство шло за Ѕлонделем, 1 который был исключительным педагогом и оказывал, поэтому, глубокое вли€ние на выходивших из академии архитекторов.

1. Ќасколько свободным чувствовал себ€ ѕерро по отношению к античности, очень хорошо обнаружилось в его работах над Ћувром. ѕостроенный им флигель превышал выполненный Ћеско дворовый фасад на 4 метра. „тобы устранить это несоот≠ветствие, ѕерро велел на место полуэтажа Ћеско воздвигнуть целый этаж.-'“ак как нижн€€ часть фасада имела уже римский, или, вернее, коринфский ордер, и установка над ним тосканского или ионического представл€лась недопустимой, то ѕерро хотел создать новый, французский ордер, который по легкости и элегантности был бы еще совершеннее коринфского. ƒл€ осуществлени€ этой идеи король по побуждению ѕерро объ€вил среди художников конкурс (1671). –езультат получилс€ совершенно отрицательный. ѕредложенные проекты не выходили за пределы странного характера видоизменений старых форм (сам ѕерро выбрал в качестве новых украшающих мотивов дл€ капителей короны и перь€). ƒиректор академии Ѕлондель усмотрел в безуспешности конкурса лучшее доказательство правильности своих собственных принципов.

¬ период, когда разыгрывались бои за луврский фасад, а также и позже, король продолжал еще оказывать свое покровительство Ћебрену и культивировавшейс€ им творческой манере. ќднако, и в последней, начали постепенно замечатьс€ перемены; она стала приближатьс€, хот€ и медленно, к более строгому классицизму. ѕричину этого следует искать не столько в изменении художественного воспри€ти€ Ћебрена, сколько во вли€нии двора. ƒл€ Ћюдовика XIV пришла пора, когда он пресытилс€ напыщенностью и роскошью своей придворной жизни и почувствовал стремление к скромности и простоте. ќн начал сознавать слабости своей чувственной жизни и непрочность своего величи€. »звестное вли€ние оказали на него удары судьбы, постигшие его семью. ≈го горда€, деспотическа€ натура начала стремитьс€ к чему-то возвышенному и непреход€щему. —тареющий, Ђкороль-солнцеї стал человеком самой глубокой набожности. ѕридворные торжества стали реже и умеренней.  ороль вспомнил о своих об€занност€х по отношению к управлению государством. ќн начал стремитьс€ к более простым, естественным отношени€м. Ёти перемены тотчас обнаружились и в придворном искусстве.

Ѕезудержна€ роскошь юношеского периода начала очищатьс€, переход€ все более и более в закономерную, соответствующую утонченным придворным нравам св€занность и академическую правильность форм. √лавным представителем этого позднейшего стил€ Ћюдовика XIV был ∆юль јрдуэн ћансар (1646 - 1708), двоюродный внук ‘рансуа ћансара. ѕосле смерти Ћебрена он стал художником, наиболее ценимым королем.

¬ качестве ученика королевской академии он получил строго классическое образование, но в своих, предприн€тых еще вместе с Ћебреном работах над отделкой ¬ерсальского дворца примкнул в декоративном отношении к художественному направлению этого мастера. ’удожественное воспри€тие ∆. ћансара было родственно воспри€тию его двоюродного деда. “ак в его творени€х соедин€лись национальный классицизм с барокко Ўарл€ Ћебрена. „резмерна€ полнота форм была очищена от излишних придатков, беспокойный характер линий был см€гчен господством пр€мой линии в обрамлени€х. —труктивные части получили более легкое оформление, лишь в небольшой мере рассчитанное на действие масс. ¬ остальном, ћансар охотно примен€л большой ордер и вообще средства крупного масштаба. ќрнамент, основой которого и у него служил еще лист аканта в полной моделировке, близкой растительным мотивам эпохи императорского –има, но в более нежном и из€щном разрезе, оставалс€ у него в сочетании с натуралистическими примес€ми, но приобрел более свободный и. симметрично расположенный рисунок. ∆. јрдуэн ћансар создал, таким образом, истинно национальный стиль, благородный и в то же врем€ элегантный и из€щный (рис. 115, 116 и 138).

 

јрхитектура барокко и рококо во ‘ранции

–ис 115. ƒворцова€ капелла в ¬ерсале.

 

јрхитектура барокко и рококо во ‘ранции

–ис. 116. ƒворцова€ капелла в ¬ерале (интерьер).


‘ранцузское двор€нство и высшие слои населени€ неохотно следовали той скромности, которую начал культивировать двор, начина€ с конца XVII столети€. — внешней стороны, правда, как в общественной жизни, так и в архитектуре старались ради этикета сдерживать прежде бившую через край страстность. Ќо с тем большей безудержностью отдались ей в сфере внутренней отделки. ќрнамент начал играть по сравнению, с прежним, значительно большую роль.

¬ этой области был сделан заметный шаг вперед. ’удожником, создавшим орнамент развитого барокко, был ∆ан Ѕерэн (ум. в 1711 г.), интересным образом соединивший арабесковые мотивы голландско - немецкого ренессанса с основными типами италь€нского орнамента с акантом. Ќа место напыщенных завитков он поставил тот лентообразный, плоский орнамент с грациозно переплетающимис€ лини€ми, пример которого дает рис. 117 и который характеризует зрелое барокко.

 

јрхитектура барокко и рококо во ‘ранции

–ис.117. ќрнамент ∆ана Ѕерэна.

ѕредпочтение кривым лини€м образует отныне основную черту внутренних украшений, котора€ оказывает мощное вли€ние на архитектурные части. —мелые контуры нарушают подчас тектонический закон; по роду и способу, какими классическа€ симметри€ подчин€етс€ этим контурам, мы распознаем отдельные стадии развити€ барокко. ѕозднейшее рококо €вл€ет нам высшую степень этой свободы в отличие от требований строгого классицизма.

«ан€вший престол регент, герцог ‘илипп ќрлеанский, следу€ своему необузданному темпераменту, предалс€ разгульной жизни, более роскошной и безудержной, чем та, которую когда-либо вел Ћюдовик XIV.

“огда наступил полный переворот в придворных нравах. –егент держал свой двор в ѕариже; его дворец ѕалэ –ой€ль стал ареной диких ночных оргий. ѕод вли€нием его примера парижское аристократическое общество освободило себ€ от всех стесн€ющих оков. —ледствием этого была безнравственность господствующего класса, далеко перешедша€ все прежние границы. Ћовкие и бесстыдные биржевики руководили финансовыми предпри€ти€ми, которые своим обманчивым блеском обещали неизмеримые богатства. —истема свободной торговли способствовала развитию искусства. »нтерес к архитектуре чрезвычайно возрос. –егент, конечно, не нашел никакого удовлетворени€ в строгой закономерности позднейшего стил€ Ћюдовика XIV. ƒикое высокомерие, которым были охвачены регент, двор и верхушка общества, требовало собственного, свободного от вс€ких оков художественного выражени€. –азвитие барокко вступило в новую фазу.

—тиль регентства (раннее рококо) имел своим главным представителем и выразителем придворного архитектора √илле ћари€ ќппенорта (1672-1742). ≈го отец был нидерландским стол€ром; свое образование он получил сначала у јрдуэна ћансара, а затем в »талии, где он тесно примкнул к главным мастерам зрелого барокко. ”же современники охарактеризовали его как Ђфранцузского Ѕорроминиї. ¬ своих многочисленных, размноженных в виде гравюр на меди проектах дверей, окон, зеркал, каминов, стенных украшений и т. п. ќппенорт тесно примыкает к названному италь€нскому мастеру. ѕрофили он рисовал, однако, тщательнее и притом свободнее, не счита€сь с классическими образцами. ¬се воспринимаетс€ им пластически; главной сферой его творчества €вл€етс€ внутреннее убранство. —ам ќппенорт считал, что он творит в античном духе, но с большей свободой и с большим размахом. ѕо отношению к основным моментам внутреннего оформлени€ он постольку неслишком отдалилс€ от традиций позднего ренессанса, поскольку сохранил в крупных залах пил€стровые расчленени€, хот€ бы лишь в декоративной форме.

¬ противоположность предыдущей эпохе теперь выступает€сно выраженное стремление к сильным формам. ¬ небольших залах и жилых поко€х на место архитектурного расчленени€ выступает система рамок, котора€ теперь входит в тесную св€зь с орнаментом. Ўирокие, эластически профилированные рамы не только окружают двери, окна, зеркала, но и дел€т стенные поверхности между панел€ми и карнизом на пол€, которые, если они не заполнены картинами, гобеленами и рельефами, заполн€ютс€ рамочной декорацией. ѕараллельно главным рамам идут сначала внутренние украшающие т€ги, которые наверху и внизу, смело, загиба€сь за углы, тер€ютс€ в многократно переплетающиес€ сети заполн€ющей орнаментики. ¬скоре приход€т в движение и внутренние украшающие т€ги. »х продольные рамки переход€т преломленными углами и закруглени€ми в боковые рамы и целиком исчезают, в конце концов, в средних лини€х, где они заканчиваютс€ обращенными друг к другу завитками; из них орнамент развиваетс€ большей частью в форме отделанных в виде раковин пальметок и лиственных мотивов, вокруг которых заплетаютс€ из€щные главные и побочные линии. Ќаконец приходит в движение и внешн€€ рама, и так мало - помалу возникает то своеобразное живое сплетение рамок, которое еще в самом зрелом рококо образует основную идею орнамента (рис. 118). ќднако развитие орнамента не останавливаетс€ на этой ступени, а движетс€ живым потоком дальше. ¬плетенные в виде арабесок пр€мые линии исчезают. —ами кривые тер€ют свою эластичность, станов€тс€ м€гче, непринужденнее и в конце концов, предстают в виде рыхлого сплетени€ линий, слабо св€занных в точках соприкосновений. Ћист аканта точно так же тер€ет свою прежнюю форму: он становитс€ выт€нутым в длину тростникообразным листом, на котором почти нельз€ уже распознать первоначального разреза. ѕреобладающим мотивом орнамента становитс€ раковина. ¬о врем€ регентства раковины помещаютс€ в орнамент еще в виде отдельных свободных вставок. Ёта черта нар€ду с обнаруживающимс€ еще вли€нием ренессанса на общую композицию образует характерный признак стил€ регентства. »бо с превращением раковины в основной мотив орнамента начинаетс€ круг форм эпохи Ћюдовика XV.

 

јрхитектура барокко и рококо во ‘ранции

–ис.118. ќрнамент дл€ двери периода регенства в отеле √из в ѕариже.

¬ развитии стил€ регентства, нар€ду с ќппенортом принимал живое участие –оберт де  отт (1656 - 1735), известный не только как декоратор, но и как архитектор. ¬ качестве ученика јрдуэна ћансара он склон€лс€ вначале к классической, но более легкой и грациозной манере оформлени€. ќрнамент он делал более нежным в рельефе, но более богатым придатками натуралистического характера. Ќа его творени€х лежит печать утонченного вкуса. ¬место картины он охотно помещал, в особенности над каминами, зеркала - новшество, которое позднее нашло многочисленных подражателей (рис. 119, 120 и 123).  отт был исключительно плодовитым художником, на творчестве которого можно проследить изменени€ стил€ от более или менее строгого классицизма Ћюдовика XIV до зрелого рококо. –ис. 127 дает образец его манеры оформлени€ в последних годах XVII столети€. — его более поздним стилем мы познакомимс€ ниже.  отт был также педагогом, а с 1699 г. - директором архитектурной академии; в качестве такового он создал школу, из которой вышел р€д молодых архитекторов. —ходное направление представл€л не менее выдающийс€ мастер Ћассюранс - старший (ум. в 1724 г.); однако он имел склонность к более мощным формам, к более богатому пластическому украшению, в особенности на фасадах, и к более непринужденному, своеобразному творчеству в стиле барокко. –одственный ему по духу ∆ан Ѕатист јлекс. Ћеблон (1679 - 1719) подошел ближе к проблемам плана. ќн требовал, возможно, более благопри€тного сочетани€ жилых помещений с садом и предпочитал поэтому одноэтажные постройки, возвышающиес€ лишь на несколько ступенек над землей.  онюшни должны быть, по его мнению, совершенно отделены от жилых помещений, хот€ бы они и были устроены в жилом здании; кухн€ также должна быть по возможности отделена, чтобы в комнаты не проникали посторонние запахи; она должна быть, поскольку это, возможно, обращена на север. ¬о всем устройстве и распределении помещений следует в первую очередь исходить из удобства домостроител€. Ћеблон не видит никаких оснований дл€ устройства общеупотребительных дотоле крутых крыш, так как в образующемс€ таким путем пространстве нет, по его мнению, никакой потребности: домостроитель не должен слышать над собой никакого шума; скорее следует предпочесть плоскую Диталь€нскую" крышу. “ак как Ћеблон дал литературное изложение этих принципов и был ценим в художественных кругах, как высокоодаренный архитектор, то он оказал на своих современников и на более позднее поколение архитекторов заметное вли€ние.

јрхитектура барокко и рококо во ‘ранции

–ис. 119. Ѕольшое зеркало в спальне Ћюдовика XIV в Ѕольшом “рианоне.

¬ыдающуюс€ роль в развитии орнамента сыграл нар€ду с другими также знаменитый живописец эпохи раннего рококо јнтуан ¬атто (1684 - 1721). ќн подверг дальнейшей разработке гротески Ѕерэна, обрамл€€ его узорами свои восхитительные пастушеские идиллии и т. п.; однако мы видим у него более спокойное течение линий, чем у Ѕерэна, и более нежный рельеф, чем у ќппенорта.

¬атто был также художником, впервые восприн€вшим вли€ни€, исходившие от китайского искусства, которое в то врем€, благодар€ де€тельности иезуитов и голландской морской торговле, стало известным в «ападной ≈вропе. ѕри том исключительном успехе, которым пользовались его картины и рисунки в высшем свете, - ведь никто другой из художников не дал такого верного изображени€ тогдашнего общества с его фривольными нравами» непринужденной жизнерадостности на лоне природы, - неудивительно, что склонность к китайскому искусству, как и вообще к экзотике, стала с того времени общераспространенной.

«релое рококо (стиль Ћюдовика XV) обнаруживает свои наиболее резкие стилевые изменени€ в творени€х јврели€ ћейссонье (1693-1750), мастера, работавшего преимущественно в области художественной промышленности, но в то же врем€ проложившего своими немногочисленными произведени€ми и проектами новые пути и в архитектуре.

Ѕыть может, пример, данный √варини (см. стр. 134), пробудил в нем дремлющее художественное чутье и дал ему толчок в том направлении, по которому он в дальнейшем следовал. ”же современники смотрели на ћейссонье как на создател€ специфических форм рококо. ќн находитс€ по отношению к стилю регентства в таком же отношении, как ќппенорт к позднему стилю Ћюдовика XIV. ћейссонье проводил идеи барокко, как они были представлены уже Ѕорромини, с предельной последовательностью. Ќа принципы классицистов он смотрел, как на педантические требовани€ преодоленной эпохи. ѕр€ма€ лини€ была почти совершенно изгнана им из проектов и чертежей. Ќа ее место по€вились сильно изогнутые кривые. —трем€сь и в украшени€х не св€зывать себ€ повторени€ми и посто€нно давать глазу новые возбуждени€, ћейссонье отверг в орнаменте симметрию в пользу асимметрии. ¬ соответствии с растущим культом природы 1* он ввел в орнамент причудливый натурализм, однако без стилизации, так как последн€€, привела бы лишь, к схематической и скучной трактовке. ¬се оформление орнамента подверглось ћейссонье полному преобразованию. √лавным мотивом он вз€л раковину. ¬ качестве органического образовани€, состо€щего в то же врем€ из прочного материала, она была как раз подход€щей посредствующей формой между растительными и архитектоническими видами украшений. ¬ орнаменте рококо она была применена, однако, совсем новым образом. ќсновой этого орнамента €вл€ютс€ м€гкие пластические очертани€, которые в своеобразном волнении раковинных поверхностей с их р€дами жемчужин и зубчатой каймой распростран€ютс€ по главным лини€м орнамента, или вдавливаютс€ в углублени€, переход€т через обрамлени€, извива€сь вокруг них, и исчезают в нежнейшем рельефе своих окончаний (рис. 120, 121, 123, 124). Ѕрызжущий через край натурализм придает орнаменту особую привлекательность. ¬ыт€нутые в длину тростниковые листь€ вырастают из орнамента наружу, сопровожда€ обрамлени€, или переход€т пр€мо в раковинную форму. ≈стественные цветы в самом из€щном сочетании в виде легких гирл€нд и ветки с колеблющимис€ цветами выползают из раковин, заполн€ют углы и обвивают обрамлени€. »грающа€ вода, сталактитовые формы, распущенные крыль€ из€щно включены в легкое подвижное течение фантастических образов.

 

ƒеталь зала совета в ¬ерсальском дворце


–ис. 120. ƒеталь зала совета в ¬ерсальском дворце.

 

јрхитектура барокко и рококо во ‘ранции


–ис. 121. ƒекораци€ свода в большом кабинете и спальне в ќтеле —убиз в ѕариже.


1*. Ёто пробудившеес€ чувство природы нашло себе замечательное выражение и в литературе того времени, в особенности в пламенных сочинени€х –уссом и в идиллической поэзии.

Ётот орнамент был развит ћейссонье главным образом в его работах по художественной промышленности. Ќо он применил его и в многочисленных, архитектурных проектах, а также в нескольких замечательно выполненных архитектурных произведени€х. ѕрочную систему архитектура периода рококо приобрела благодар€ де€тельности королевских архитекторов –оберта де  отта и ∆ермена Ѕоффрана (1667 - 1754). ѕервого мы уже упом€нули среди главных мастеров периода регентства. ¬ качестве преемника ∆. ј. ћансара и первого архитектора при дворе (с 1708 г.) он и при Ћюдовике XV оказывал в течение еще одного дес€тилети€ определ€ющее вли€ние на придворное искусство.

Ќаправление его стил€ обнаруживает в последний период его де€тельности полный отход от тектонического членени€ стены в пользу обрамлени€, в котором господствуют кривые во все более и более острых изгибах, и орнамент переходит у него от стил€ регентства к стилю рококо. ¬ раковинном орнаменте выступает со все большей силой натурализм. ƒл€ стенных облицовок  отт примен€ет больше мрамор и штукатурку, чем дерево, и это одно уже обусловливает утончение т€г и украшений. ћы находим и в этих последних произведени€х  отта ту элегантность, котора€ свойственна школе ћансара. Ѕоффран €вл€етс€ крупным мастером вполне зрелого французского барокко. ќн был точно так же учеником јрдуэна ћан≠сара и преподавателем в королевской архитектуной академии, где он отстаивал принципы, выставленные Ѕлонделем. Ѕоффран пользовалс€ всеми достижени€ми предшествовавших ему французских художников, обладал практическим, метким взгл€дом и предприимчивым духом; в его даровании стремление к величественности соедин€лось с €рко выраженным чувством архитектурного ритма и стремлением к роскоши и блест€щей отделке. ¬ своих литературных ра≠ботах Ѕоффран требовал, чтобы при составлении проекта учитывалась, прежде всего, пригодность дл€ жиль€ в самом широком смысле слова, т. е. чтобы проект удовлетвор€л требовани€м удобства, гигиены и тонкого вкуса. «дани€ должны всем своим обликом €сно выражать свою цель; соотношение размеров помещений, их расположение и внутренн€€ отделка должны вполне соответствовать их назначению, и привычкам, и нравам обитателей. јрхитектурное оформление в целом должно быть проникнуто благородной простотой. —имметри€ должна оставатьс€, в противоположность взгл€ду ћейссонье, незыблемым за≠коном. ’удожественный стиль Ѕорромини и √варини €вл€етс€, по мнению Ѕоффрана, т€желым прегрешением против вс€кого эстетического чувства. “аким образом, и Ѕоффран находитс€ еще под вли€нием италь€нского ренессанса и классицизма.

јрхитектурные произведени€ Ѕоффрана
не всегда наход€тс€ в согласии с его литературно изложенными принципами. ќн был слишком склонен к богатой отделке, чтобы последн€€ пребывала, у него в границах благородной простоты. ”же его проекты, хот€ и виртуозно составленные, €вл€ютс€ нередко искусственными и надуманными. ќн находит порой удовольствие в чисто декоративной отделке фасадов, и там, где он держит себ€ в границах, мы находим у него строгое, нередко, правда, чисто внешнее благородство. ¬ акцентировке главных частей как в фасаде, так и во внутренней архитектуре обнаруживаетс€ его стремление к величественному; в разработке деталей он достигает непревзойденного из€щества.

Ѕоффран выразил свою творческую манеру в определенных, €сных правилах. ѕри том неограниченном почете, которым он пользовалс€ в качестве королевского архитектора и художника, вышедшие из его школы мастера охотно и безоговорочно восприн€ли эту манеру, выразившуюс€ в том, что созданные ими произведени€ нос€т единый стилевой характер. ѕланы были чрезвычайно продуманы, даже несколько мудрены, с €сно выраженным предпочтением круглым фор≠мам и во вс€ком случае с посто€нной тенденцией к полной симметрии в расположении здани€. ƒворцовым постройкам давали необычное до того времени прот€жение в длину, чтобы достичь с внешней стороны возможно более благопри€тного перспективного эффекта. ”же на этом основании часто воздвигались одноэтажные постройки. ѕочти везде обнаруживаетс€ предпочтение длинным узким залам (галлере€м). –аспределение пространства осуществл€лось описанным выше образом. ¬ одноэтажных постройках лестнична€ клетка, конечно, отсутствовала. ¬о внешней архитектуре никаких новых структивных элементов не было внесено; дл€ нее стиль рококо означал возвращение к простоте и трезвости. ‘асады были выдержаны в стиле барокко, утонченного из€щной обработкой и большей частью см€гченного, или же в спокойно классическом стиле, с хорошо профилированными, строго горизонтальными карнизами (рис. 122). Ќа нижнем этаже место рустики занимают глубокие горизонтальные фуги, радиально идущие к сводам окон и дверей. ¬о втором этаже, заключающем в себе помещени€ дл€ собственно придворного штата и имеющем более богатую отделку, средн€€ часть расчленена большей частью неканелированными ионийскими колоннами, ризалиты - пил€страми, тогда как промежуточные плоскости остаютс€ почти всегда не расчлененными.

 

јрхитектура барокко и рококо во ‘ранции


–ис. 122. ѕроект Ѕоффрана дл€ портала монастыр€ Ќотер ƒам в ѕариже.

¬ средней части охотно пристраивают, в особенности на стороне сада, балконы, поко€щиес€ на колоннах. ‘ронтон с кн€жеским гербом и короной, выведенный подчас в смелых кривых, возвышаетс€ в качестве выражени€ праздничного великолепи€. Ќередко избегают всех барочных образований, и рококо характеризуетс€ лишь применением орнаментальных деталей на порталах, оконных обрамлений и пил€стр. ¬ большинстве случаев вс€ внешность отличаетс€ плоским и холодным оформлением, лишенным украшений.

“ем более роскошно отделываетс€ внутренность зданий. «десь рококо ставит на место пышного великолепи€ кокетливую грацию, в которой находит себе блест€щее выражение непринужденна€ и в то же врем€ утонченна€ элегантна€ жизнерадостность.

ќсновной принцип разделени€ стенных поверхностей, переданный эпохой барокко и регентства, сохран€етс€ и здесь. ќднако первоначальна€ форма структурных членений исчезает; последние станов€тс€ все более и более лишь украшающими мотивами, формальна€ трактовка которых заключает в себе лишь намек на статическую задачу. ѕоэтому все более или менее мощные формы исчезают. ќни станов€тс€ все слабее и слабее и целиком разрешаютс€, в конце концов, в из€щную и подвижную систему обрамлений, которые, тесно сросшись с орнаментом, станов€тс€ теперь звень€ми декоративной системы, в которой формы неслыханным до сих пор образом улетучиваютс€.

Ёти обрамлени€ примен€ютс€ в строго симметричном расположении. ѕочти во всех помещени€х вертикальные стенные углы округл€ютс€. Ћежащие между ними стенные плоскости раздел€ютс€ двер€ми, окнами и устроенными по средним ос€м каминами с большими зеркалами на отдельные пол€, которые получают описанную уже выше орнаментику. √лавный карниз становитс€ все более плоским. ќн образует, в конце концов, лишь венчающую т€гу, возвыша€сь над округлени€ми и средними ос€ми, и примыкает волютами к картушам, которые преобразуютс€ в причудливо вычурные раковины. ѕереход к потолку совершаетс€ посредством большого закруглени€ (voute), на котором лепные орнаменты, как бы игра€, в свободном и смелом полете вознос€тс€ кверху.  расиво моделированные детские фигурки, дл€ которых выдающийс€ художник ‘рансуа Ѕуше (1703 - 1770) дал в высшей степени из€щные эскизы, весело играют с цветами и эмблемами наук и искусств, охоты и рыбной ловли, земледели€ и садоводства.

Ќа потолках мы видим переливающие цветами картины или из€щную сетку, переплетающуюс€ вокруг лучистой, раковинообразно разработанной розетки; окончани€ этой сетки тер€ютс€ в закруглении. “аким образом, даже потолок включаетс€ в охватывающее все помещение сплетение орнаментов. ¬с€ пластика не только в детал€х, но и в крупных чертах находитс€ в живом движении.

 

ƒеталь спальни в отеле —убиз в ѕариже.


–ис. 123. ƒеталь спальни в отеле —убиз в ѕариже.

¬се представл€етс€ продуктом цветущей, прихотливой, твор€щей в ѕариже с удивительной легкостью художественной фантазии. “ак как основные поверхности окрашивались в светлые тона, на которых лишь слегка выдел€лись изображени€ листьев и цветов в их естественной окраске, а также профили обрамлений и орнаменты, раскрашенные в серебро и золото, то общий тон этих помещений приобретал относительно спокойный и благородный характер. ¬ применении раз≠личных родов украшений учитывалось, по возможности, назначение отдельных помещений. ¬ общем старались, чтобы в помещени€х, назначенных дл€ торжеств, эффект посто€нно усиливалс€ и чтобы гости уже при входе через главный подъезд были подготовлены к ожидающим их впечатлени€м. ¬естибюл€м давали относительно простую, солидную, выдержанную в монументальном стиле отделку. ќт них величественна€ лестница с широкими ступеньками и элегантными парапетами вела на верхнюю лестничную площадку, котора€ украшалась картинами. ¬ небольших залах и комнатах дл€ жиль€ пафос блеска отступал перед требовани€ми удобствами уюта. Ёто в особенности относитс€ к небольшим сельским дворцам, нос€щим названи€ Ёрмитаж, —олитюд, —ансуси, ћонрепо и т. п. ќни были об€заны своим возникновением все сильнее ощущавшейс€ в высшем обществе потребности отдыхать врем€ от времени от суетности и строгого этикета придворной жизни в более простой и безыскусственной обстановке. ѕример этому дал Ћюдовик XIV, велевший в тот период, когда происходил перелом в его мировоззрении, построить в ћарли Ёрмитаж и затем проводивший там несколько дней в неделю. Ётот дворец - в революцию он был разрушен - состо€л из главного здани€, которое по своему плану было, очевидно, подражанием вилле –отонда, построенного отдельно от него здани€ дл€ хоз€йственного обслуживани€ и шести маленьких павильонов, предназначенных каждый дл€ двух обитателей.

 

¬ерхн€€ часть стены в салоне принцессы в отеле —убиз в ѕариже.

–ис. 124. ¬ерхн€€ часть стены в салоне принцессы в отеле —убиз в ѕариже.

¬ этих сельских дворцах получил свое полное развитие также и стиль французского сада. —озданные ренессансом, и италь€нским барокко типы барских садов получили во ‘ранции в течение XVII столети€ дальнейшее развитие, причем садова€ архитектура приобрела четко выраженный стиль. √лавным мастером французского садового искусства и творцом наиболее замечательных садовых сооружений был јндрэ Ћенотр (1613-1700). ѕосле того, как он изучил италь€нские сады и устроил сад при вилле Ћюдовизи в –име, он поступил на службу к Ћюдовику XIV, дл€ которого сначала устроил сады в —ен ∆ермене и ‘онтенбло, а затем грандиозный сад, при ¬ерсальском дворце. „ерез весь сад проходит центральной осью широка€ алле€ длиною свыше 5 километров, перспектива которой оживлена различными террасами, приблизительно одинаковой высоты бассейнами (Ќептуна, Ћатоны и јполлона), фонтанами и каскадами. Ёта главна€ ось пересекаетс€ большим поперечным каналом и устроенным непосредственно позади дворца дл€ усилени€ перспективы местом дл€ гул€нь€.

ќживл€ющее действие воды было использовано с особой роскошью и в предельной мере. ƒл€ подачи воды были построены акведуки такого размера и прот€жени€, что они напоминали древние водопроводы. ’од водных путей следовал по строго архитектонически вычерченной сети линий, характер которой определ€лс€ стремлением подчинить ландшафт архитектоническому величию виллы. —тилизаци€ шла так далеко, что аллеи, шедшие между густой, подрезанной наподобие стены листвой, были до чрезмерности подчинены целому. Ѕлагодар€ видам на греческие храмы, искусственные развалины, ворота, отдаленные деревни, а также благодар€ расстановке многочисленных статуй определенным, заимствованным большей частью из греческой мифологии принципам, создавались вс€кого рода перспективные неожиданности, достигалс€ - в духе того времени - блест€щий художественный эффект. јрхитектурное оформление ¬ерсальского сада больше, чем кака€ бы - то ни было постройка, созданна€ в течение долгого царствовани€ Ћюдовика XIV, пропитано деспотическим духом этого монарха, который хотел, чтобы все окружение его резиденции носило на себе печать его воли. ƒворцовый сад в ¬ерсале был признан высшим образцом садового искусства и нашел себе бесчисленные подражани€ в больших и малых дворцовых постройках эпохи барокко и рококо не только во ‘ранции, но и во всей ≈вропе.

‘ранцузска€, декоративна€ пластика эпохи барокко и рококо тесно примыкает к италь€нской, однако в чрезвычайном из€ществе рисунка, в грациозном и благородном положении фигур, в богатой и элегантной технике и тщательной и тонкой отделке форм обнаруживает стилистические особенности французского, художественного вкуса. ƒекоративна€ живопись в первую половину этой эпохи также находилась в зависимости от италь€нского искусства, но позднее, особенно в произведени€х ¬атто, создала собственный национальный стиль, в котором дух французского рококо нашел себе €ркое выражение (рис. 124 и 125).

 

јрхитектура барокко и рококо во ‘ранции

–ис. 125. —тенна€ декораци€ јнтуана ¬атто.

’удожественна€ промышленность достигла в эпоху барокко и рококо, когда общество стремилось лишь к роскоши и декоративному оформлению жизни, поразительного расцвета. –ешающую роль в развитии декоративных искусств играли основанные Ћюдовиком XIV государственные мастерские, в которых господство≠вали те же стремлени€, которые оказывали определ€ющее вли€ние на архитектуру. ¬ развитии художественной промышленности, в особенности мебельной, мы можем проследить все изменени€ стил€, начина€ от позднего ренессанса и конча€ последней ступенью рококо. ¬ажна€ роль выпала на долю кузнечного искусства, которое в эпоху барокко и рококо достигло своего высшего расцвета. ѕриходитс€ пр€мо удивл€тьс€ тому техническому уменью и тонкому чувству формы, с какими художники - слесар€ того времени придавали твердому железу из€щные орнаментальные формы, как будто это был материал столь же пластичный и податливый, как м€гкий воск (см., например, рис. 141). ќтделка многочисленных решеток и ворот принадлежит к самому красивому из всего, что когда-либо было создано в области художественной промышленности.

 

јрхитектура барокко и рококо во ‘ранции

 

«ападное крыло Ћувра

÷ерковь —орбонны в ѕариже

÷ерковь —орбонны в ѕариже

 

»стори€ архитектуры  . ќ. √артман, 1936 г., 2 часть.

 

ѕериод раннего и зрелого рококо во ‘ранции
јрхитектура барокко и рококо в Ќидерландах
јрхитектура барокко и рококо в »талии
јрхитектура барокко и рококо
јрхитектура –ококо

 




ќт: no





246 просмотров (а)



ѕохожие темы


----------------------------

-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€: (или войдите через соц. сети ниже)
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.
« ¬ажнейшие пам€тники италь€нского барокко ¬ажнейшие пам€тники периода раннего барокко »