Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова



Опубликовано: Июль 27, 2017

Важнейшие памятники итальянского барокко

Период раннего итальянского барокко. Первым и ведущим мастером барочного стиля был названный выше Джиакомо делла Порта. Его основным произведением является фасад Иль Джезу в Риме (рис. 86). Виньола в своем, оставшемся невыполненным проекте, расчленил фасад на три части — широкую центральную и две примыкающие к ней боковые (в качестве передних сторон капелл, примыкающих к среднему нефу) —и обработал фасад простыми пилястрами и колоннами с неравными промежутками, а простенки заполнил дверьми или окнами вперемешку с нишами. Делла Порта достиг полного единства фасада, введя передние части боковых нефов в общую композицию и замкнув их сверху энергично вздымающимися волютами, тесно смыкающимися со средней частью. Он удвоил пилястры и акцентировал вертикальные членения при помощи многократной раскреповки карниза. Скульптурные украшения были значительно сокращены: ниши, намеченные Виньолой для трех внешних интервалов, вовсе отпали, карниз и структурные членения были соответственно усилены; от подчеркивания отдельных стенных полей при помощи обрамлений отказались вовсе. Так получилась архитектурная масса, ясная в своей организации, четко расчлененная и обладающая цельностью и замкнутостью. О деятельности делла Порта в качестве мастера, выполнявшего купол собора Петра, мы уже говорили выше. Из его дворцовых построек выделяется прекрасными, еще близкими высокому ренессансу пропорциями палаццо Палуцци в Риме. Приписываемая ему же вилла Альдобрандини вблизи Фраскати (около 1600 г.) несет в массивности своих членений уже черты развитого барокко.

Важнейшие памятники итальянского барокко

Рис. 96. Испанская лестница в Риме.


Строгого направления в духе позднего ренессанса держался Мартино Лунги - старший в своем палаццо Боргезе (1590), замыкающем великолепный двор из аркад с двойными колоннами. Из его церковных фасадов Кьеза Нуова следует образцу, данному в Джезу, в то время как с. Атаназио деи Гречи обнаруживает верхне - итальянское влияние (по родине мастера).

Фасад собора Петра в Риме. - Важнейшие памятники итальянского барокко

Рис. 96. Фасад собора Петра в Риме.

Зодчие папы Сикста V, столь покровительствовавшего искусствам, Доминико и его брат Джованни (1540 — 1614) держались еще более ярко выраженных рамок академического классицизма. Первому принадлежат капелла Сикста V в с. Мариа Маджиоре (нач. в 1584 г.), выдержанная в виде центрической постройки в форме греческого креста и имеющая также поперечный неф, и Латеранский дворец (нач. в 1586 г.), напоминающий палаццо Фарнезе. Он был также строителем собора Петра и в качестве такового выполнил фонарь, увенчивающий купол. При Сиксте V были частично реставрированы старинные акведуки в Риме и воздвигнуты колоссальные обелиски перед с. Петром, с. Мариа Маджиоре и Латеранским дворцом.

К концу XVI столетия в Риме произошел переворот, который заставил Доминико Фонтана покинуть Вечный город и переехать в Неаполь. Здесь он воздвиг (после 1600 г.) выдержанный в громадных размерах, но все же строгий палаццо Реале (сильно реставрированный после пожара 1837 г.).

В римской архитектуре одержало верх над академическим направлением свободно прогрессирующее барокко. Ученик и племянник Доминико Фонтана — Карло Мадерна(1556 — 1629) стал руководящим римским архитектором своего времени. Его раннее произведение — фасад в базилике с. Сусанны в Риме, относящийся еще к старо – христианской эпохе (рис. 79), — обладает уже полностью барочными чертами (около 1601 г.). К тому же времени Мадерна принял руководство постройкой с. Андреа делла Валле, начатой в 1594 г. рано умершим Паоло Оливьери; по плану эта постройка тесно примыкает к плану церкви Джезу, а своим интерьером, обладающим большой пространственностью, и благородным, сдержанным в своем богатстве оформлением производит внушительное впечатление. В 1604 г. Мадерна был назначен строителем собора Петра. Ему была поручена задача, имеющая важней­шее значение для решения внутреннего пространства и внешнего оформления центральной части; он должен был выполнить принятое в 1605 г. Павлом V решение — приставить к центральной части про­дольный неф. Мадерна сделал продольный неф тремя пролетами умеренной глубины и старался по возможности смягчить получившийся таким образом неизбежный ущерб пространственной композиции. Он расширил боковые капеллы по сравнению с куполом и пытался обеспечить хорошее освещение для купольного пространства. Это, однако, удалось ему лишь частично. В действительности восприятие пространства в соборе Петра, соответствующее его грандиозным размерам, строгости конструкции и гармонии пропорций получается только в той части продольного нефа, где начинается постройка Микель - Анджело. В решении вестибюля, который расположен перед продольным нефом во всю ширину последнего, Мадерна вернулся к старохристианской схеме. Фасад (рис. 96) он решил широким фронтом с большими коринфскими колоннами и пилястрами, средним, немного выступающим фронтоном и высоким, увенчанным статуями аттиком между двумя одноэтажными, низкими надстройками по обоим углам. Фасад представляет собой колоссальное декоративно - архитектурное произведение, которое кажется лишенным всякой связи с постройкой и, в особенности, с ее куполом. Впрочем, Мадерна обнаружил замечательное художественное умение в оформлении внутреннего пространства. Архитектура вестибюля с. Петра (рис. 97) принадлежит к прекраснейшим произведениям этого искусства во всем Риме. Из дворцовых сооружений Мадерна надо назвать прекрасный двор палаццо Киджи (ныне, Одескальки, на площади с. апостолов), который напоминает дворы верхне - итальянских дворцов эпохи высокого ренессанса, и палаццо Барберини (1624); здесь мастер отказывается от традиционного расположения, не дает внутреннего двора и для того, чтобы создать более богатое живописное впечатление, связывает два параллельных крыла центральной постройкой (выполнение этой последней было осуществлено Бернини и Борромини).

 

Притвор собора Петра в Риме

Рис. 97. Притвор собора Петра в Риме.

В ряду мастеров первого периода римского барокко выступал также знаменитый живописец Доминикино (1581—1641); ему принадлежит проект великолепной церкви с. Игнатия в Риме (1626), в котором он примыкает к выдвинутой прежде концепции Виньолы и Порты. В плане этой церкви повторены, если не считать совсем незначительных отступлений, основные линии плана церкви Джезу (рис. 82).

Остальная Италия приняла в развитии барочного искусства в этом периоде лишь весьма ограниченное участие. Во Флоренции основное направление, усвоенное от мастеров позднего ренессанса их непосредственными преемниками, меняется лишь незначительно, хотя в деталях барочные элементы прививаются во все возрастающей степени. В этом отношении дальше других пошел Бернардо Буонталенти (1536—1608), который разламывал совершенно произвольно фронтон, а в декоративную отделку вводил примеси самого различного рода (материи, шкуры зверей и даже гротески самого странного характера). Он построил много дворцов и большое количество вилл около Флоренции, в которых преимущественно подчеркнуты ландшафтно - живописные стороны. В театральном строительстве он создал решение зрительного и сценического пространства, которое еще до сих пор не утратило своей ценности.

Еще прочнее, чем во Флоренции, сохранялся дух позднего ренессанса в Верхней Италии, притом не только в аристократических дворцах и колонных дворах при них (великолепные образцы которых мы находим в Милане, Кремоне, Болонье и Брешии), но также и в церковном зодчестве. Это последнее создает великолепное, благородное произведение в продольной системе — собор с. Петра в Болонье (1605) архитектора Маджента (рис. 84) и новый собор в Брешии (1604) де Лантана — великолепную, центричную постройку.

В Генуе, к первому барочному периоду относятся уже названный, палаццо дель Университа Бартоломео Бианкои палаццо Бальби Сенарега, спроектированный тем же мастером в 1632 г., а из церковных построек — пышная иезуитская церковь с. Амвросия (1589), в которой можно различить влияние церкви с. Мариа ди Кариньяно, а также две колонные базилики, в которых генуэзское искусство обнаруживает свое исключительное пристрастие к колонным постройкам, — с. Аннунциата, проектированная в 1587 г. Джиакомо делла Порта, и Мадонна делла Винье (1586), в которой колонны соединены попарно балками; обе эти церкви
характеризуются большой глубиной по центральной оси и исключительно блестящим оформлением (рис. 98).

В Венеции архитектор Алессандро Витториа (1525—1608) представляет в своем прекрасном палаццо Бальби (1582) концепцию своего учителя Сансовино, в то время, как упоминавшийся выше Винченцо Скамоцци, многосторонний и плодовитый архитектор, тесно примыкает к системе своего великого предшественника Палладио.

В Южной Италии в рассматриваемую нами эпоху не развивается значительная художественная деятельность. Во всяком случае, заслуживающим внимания произведением надо считать церковь Джезу Нуово в Неаполе (1584), построенную Пиетро оведо, — центричную постройку с удлиненными крыльями, лежащими на главной оси; роскошное внутреннее оформление этой церкви принадлежит более позднему времени.

 

Интерьер церкви с.Аннунциаты в Генуе.

Рис 98. Интерьер церкви с.Аннунциаты в Генуе.

Второй период эпохи расцвета барокко берет в Риме свое начало от раннего произведения гениального Лоренцо Бернини (1599—1680), флорентинца, родившегося в Неаполе, который был скульптором, посвятившим себя впоследствии архитектуре, а в конце своей деятельности занимался также живописью. Это произведение — алтарь - дарохранительница в соборе Петра в Риме (1633). Этой работой смелый мастер почти полностью разорвал с господствовавшей тогда традицией. Он поставил на высоком мраморном цоколе четыре колоссальных бронзовых колонны с витыми, богато орнаментированными стволами, перекрыл их свободно
установленным на сложных капителях, стянутым по ребрам внутрь и украшенным скульптурно выполненными драпировками перекрытием; по углам возвышаются четыре мощные волюты, объединяемые к центру и несущие увенчивающую верхушку всего алтаря (рис. 99). Здесь в теснейшей взаимной связи действуют архитектура, скульптура и живопись, создавая гармоническое единство в чисто барочном духе. Правда, для дальнейшего развития архитектуры и декоративного искусства Бернини дал этим роковой пример, на который ложится ответственность за бесчисленные ошибки его последователей. Но подлинной бурей восторга была встречена эта вещь современниками. В своих дальнейших работах Бернини снова вступил на более спокойный путь и во многих произведениях обнаружил удивительное и острое чувство монументальности в больших решениях, так же как и замечательное выполнение архитектурных и декоративных деталей.

 

Интерьер собора Петра в Риме


Рис 99. Интерьер собора Петра в Риме.

Менее удался ему проект боковых башен на главном фасаде собора Петра, которые были сделаны недостаточно высокими в соотношении с их шириной. Он вынужден был снести одну из этих башен вследствие оседания фундамента. Благодаря этому главный фасад собора Петра был огражден от пристроек, которые могли бы только повредить его облику. Но Бернини завоевал себе бессмертную славу оформлением площади перед собором Петра (закончено в 1667 г.). При помощи очень тонкого перспективного расчета ему удалось повысить впечатление, производимое фасадом Мадерны. Сперва, он полого приподнял площадку перед фасадом и проложил большие, занимающие всю ширину площади лестницы с низкими ступенями, затем он приставил к обеим сторонам фасада низкие, несколько сходящиеся - спереди приделы с сильно подчеркнутым горизонтальным членением (чем резче подчеркивается кон­траст между ними и фасадом) и, наконец, он продолжил образовавшийся таким образом внутренний двор в гигантский, эллиптически построенный внешний двор, ограниченный знаменитой колоннадой, состоящей из 284 дорических травертиновых колонн с архитравом и балюстрадой (рис. 100). В некотором роде подобный же шедевр вы­полнил затем Бернини в своей Скала Реджия — импозантной лестнице, ведущей к ватиканским капеллам, с живописной колоннадной перспективой и пышной декорацией (рис. 101). Его церкви Дель Ассунционе в Ариччиа (1664) и с. Андреа в Квиринале в Риме (1678) представляют собой чрезвычайно впечатляющие центрические постройки, просто и строго оформленные. Из гражданских построек его главное произведение — палаццо Одескальки в Риме (рис. 89). Система среднего ризалита с большими, идущими через два этажа пилястрами на высоком нижнем этаже, используемом в качестве цоколя, стала образцом для всего дальнейшего периода. Бернини был самым ценимым художником своего времени. Он определил путь целого столетия в скульптуре еще в большей степени, нежели в архитектуре.

 

Площадь Петра в Риме (вид с купола).


Рис. 100. Площадь Петра в Риме (вид с купола).

 

Королевская лестница в Ватикане


Рис. 101. Королевская лестница в Ватикане.

Борромини воспринял это как неуважение к себе, и это повело к ожесточенной его вражде против Бернини, закончившейся в итоге самоубийством Борромини. Подобно Бернини, он был высокоодаренным мастером, который умел придавать своим произведениям, при всей их экстравагантности, мощную художественную самобытность. С этими мастерами на постройке палаццо Барберини работал знаменитый флорентинский художник Пьетро Берреттини, прозванный да Кортона (1596 — 1669), вошедший в ряды главных мастеров барокко, как создатель блестящих плафонных росписей и развивший также значительную деятельность в качестве архитектора в Риме. Замечательным образцом его деятельности служат полные вкуса фасады церквей с. Лукка э Мартино на Форуме (1640) и с. Мариа делла Паче. Из римских архитекторов эпохи расцвета барокко надо назвать еще выдающегося Карло Райнальди (1611 — 1691). Его церковь с. Аньезе на Пьяцца Навона (нач. в 1651 г.) решена в виде купольной постройки с греческим крестом в плане. Очень выдержанный фасад имеет две боковых башни, между которыми центральная часть отступает назад изогнутой линией. Подвижные архитектурные контуры придают великолепной площади, занимающей место и имеющей форму античного цирка Домициана, исключительно выразительный архитектурный облик (рис. 104). Райнальди избрал также и для церкви с. Мариа ин Кампителли (1665) центричный план с тем лишь развитием схемы, что он сочетал с греческим крестом купольное пространство с нишей для хора. Внутреннее пространство характеризуется большим перспективным великолепием. Фасад снабжен богатыми украшениями на выступающих колоннах с сильно выдающимися раскрепованными архитравами — точно так же как в запроектированном в то же время фасаде церкви с. Андреа делла Валле. Райнальди является также автором двух небольших, благородно оформленных купольных церквей по обеим сторонам Корсо на Пьяцца дель Пополо. На второй период барочного стиля приходится большая часть деятельности иезуитского патера Андреа Поццо из Триента (1642—1707, вероятно итальянизированный немен по имени Бруннер), работавшего в качестве живописца и архитектора декоратора. Это был исключительно плодовитый мастер, который в своих декоративных композициях, выполненных с изумительной виртуозностью, достиг высшей точки барочного декоративного искусства, основанного на повышении пространственного восприятия.

 

Важнейшие памятники итальянского барокко

Рис. 102. Двор Сапиенции и башня с. Иво в Риме.

 

Палаццо Берберини в Риме

Рис. 103. Палаццо Берберини в Риме.

Его лучшим произведением этого порядка являются потолочные фрески в церкви с. Игнацио в Риме (1670). Поццо завоевал громкую славу также своими роскошными алтарями, выполненными из дорогих материалов, в особенности удивительным алтарем с. Игнатия Лойолы, основателя иезуитского ордена, в иезуитской церкви (Иль Джезу) в Риме (рис. 88). Он был великим мастером перспективы, о которой он написал ценную учебную книгу, проектировал также монументальные архитектурные произведения, которые, однако, не удалось осуществить. Школа Поццо была продолжена семейством художников Бибиена, происходившим из Болоньи. Бибиена относятся еще ко второму периоду, но расцвет их творчества приходится уже после 1700 г. Наиболее значительным из них был Фернандо Галли Бибиена (1657—1743). Они были наиболее крупными мастерами театральной декорации и в течение целого столетия развивали обширную деятельность в этой области, так же как и в проектировании и строительстве театральных зданий как в Италии, так и в Германии.

За пределами Рима и его ближайших окрестностей барочный стиль в его втором периоде только в отдельных случаях продолжал линию самостоятельного развития. Во Флоренции великий живописец Пьетро да Кортона, о котором мы уже говорили как о римском архитекторе, дал идеальный образец благородной, праздничной и полной блеска внутренней декорации в отделке зал палаццо Питти (1640): здесь стены и потолки украшены тяжелыми, чрезвычайно пышными лепными обрамлениями с орнаментикой, раковинами и т. п., оживленными обильной фигурной скульптурой вместе с роскошной по своим краскам росписью. Непосредственные преемники да Кортоны и Буонталенти старались найти среднюю линию между флорентийской и римской дворцовой архитектурой. Архитектура Генуи приобретает в произведениях плодовитого Бартоломео Бьянко характер, тесно связанный с предшествовавшим периодом и примыкающий к генуэзскому, позднему ренессансу. В Милане работал явно классически настроенный Ф. М. Ричини, скорее в духе позднего ренессанса, чем барокко. Его главное произведение — прекрасная новая постройка палаццо ди Бреа (1651), импозантный, колонный двор которого относится к числу лучших образцов этого рода в XVII столетии (рис. 105). Этого же направления придерживались отдельные, довольно значительные мастера в Болонье. В Венеции архитектура этого периода пережила блестящий подъем благодаря работам богато одаренного Бальдассаре Лонгена (1604 — 1682).

 

Церковь с. Аньезе на площади Навона в Риме


Рис 104. Церковь с. Аньезе на площади Навона в Риме.

В его произведениях сочетается в счастливом единстве пристрастие венецианца к пышной декоративности тонким чувством мощного архитектурного оформления. Его палаццо Пезаро (около 1650 г.) повторяет своими двумя этажами, поставленными на нижний этаж из плоских квадров, мотив Сансовино в библиотеке с. Марка. Этот дворец принадлежит к числу наиболее импозантных итальянских дворцов. В палаццо Реццонико (1680) он поставил перед рустованным первым этажом дорические колонны, так что все три ордера были применены в последовательном порядке. Но главным произведением, однако, является церковь с. Мариа делле Салютэ (1631 — 1687), изумительно расположенная у въезда в Канале Гранде. Это — восьмигранная центричная постройка с окружением. Барабан покоится на восьми мощных композитных колоннах. Боковые срезы купола соединены эластично изогнутыми волютами с внешними стенами галереи, по отношению к которым пристроенные спереди капеллы служат как бы опорой. В этой, совершенно по-новому задуманной, центричной постройке расположено по главной оси против портала алтарное помещение, не вполне органически связанное со всем сооружением. Со стороны канала церковь производит необыкновенно величественное впечатление (рис. 106). Произведения Лонгены по своей оригинальности и художественному значению едва ли уступают работам Бернини. При этом Лонгена, в гораздо большей мере держится в рамках тонко воспринятого ренессанса, нежели Бернини. Созданные им образцы оказали решающее влияние на позднейшую венецианскую архитектуру.

В Турине работал темпераментный Гварино Гварини из Модены (1624 — 1683), театинский монах, строивший совершенно в духе Борромини; однако он не мог вдохнуть в свои постройки той художественной жизни, которая свойственна созданиям Борромини. Он воздвиг в Турине много церквей и дворцов, среди которых мощный палаццо Кариньяно (1680) является его главным произведением. Работал он также и в Сицилии. Построенная им в Мессине церковь с. Грегорио представляет собой один из самых смелых примеров барочной фантастики. Вообще на большую часть сицилианских церквей оказали влияние римские колонные церкви, которые здесь обрабатывались чрезвычайно роскошной красочной мраморной инкрустацией (с. Доминико в Палермо). Неаполь получил в лице Козимо Фанзага (1591 — 1678) своего главного мастера барочной эпохи. Его архитектура примыкает к римской школе Борромини, допуская в то же время и генуэзские влияния. Его церкви, так же как и все неаполитанские церковные постройки, имеют в связи с опасностью частых землетрясений низкие купола; интерьер отличается перегруженным, роскошным декоративным оформлением (с. Мартино, рис. 86).

 

Двор палаццо ди Брера в Милане.


Рис. 105. Двор палаццо ди Брера в Милане.

 

Церковь с. Мариа делле Салюте в Венеции

Рис 106. Церковь с. Мариа делле Салюте в Венеции.

Период позднего итальянского барокко создал свои первые выдающиеся произведения там, где развивалась архитектурная мысль одного из виртуознейших мастеров предыдущего периода, именно в Турине. Здесь известный Филиппо Ювара из Мессины (1685—1735) возвел на горе, в двух с половиной часах езды от города, монастырскую постройку Суперга (1717—1731) с церковью, производящей исключительно монументальное впечатление (рис. 107).

Суперга близ Турина

Рис. 107. Суперга близ Турина.

Церковь поставлена на короткой стороне замкнутого прямоугольника и решена как центричная постройка с величественным, строго классически выдержанным коринфским портиком, импозантным куполом, заимствованным у с. Петра, и двумя боковыми фланкирующими башнями на флигелях, замыкающих двор. В палаццо Мадама в Турине (рис. 81) он создал прекрасный, выполненный из мрамора западный фасад и великолепную двойную лестницу (1718).

Его замок Ступиниджи обнаруживает в решении плана французское влияние . 1. Направление, идущее от Ювары, продолжал Л. Ванвителли (1700 — 1773), сын голландца, родившийся в Неаполе. Он еще больше, чем Ювара, подвергся французскому влиянию и задумал создать в гигантском замке Казерта, построенном им для неаполитанского короля (1752), княжескую резиденцию, превосходящую роскошью и размерами Версальский дворец. Огромный фасад, в 253 метра длины, производит относительно строгое впечатление. Лестница (рис. 90) по мастерскому расположению, благородству и богатству оформления является непревзойденным образцом. Очень интересен театр этого замка; он несет в своем плане и устройстве целиком формы театрального здания нового времени. Построенная, в Риме в 1721 - 1752гг. Алесандро Спекки и Франческо де Санкти, испанская лестница (Рис.95), ведущая от Пьяццо ди Спания к церкви с. Тринита де Монти, преимущественно основана на принципах барочного стиля эпохи расцвета.

 

Важнейшие памятники итальянского барокко

Рис. 108 Фасад Латеранской базилики в Риме.

То же следует сказать о знаменитом фонтане ди Треви (нач. в 1735 г.), в котором Никколо Сальви (1699 — 1751) блестяще осуществил «журчащий триумфальный вход воды» в вечный город — в праздничной архитектурной форме, живописно скомпанованной, богато украшенной структурой и отделанной классицистическими деталями. Заметно дальше в направлении строго академического понимания архитектуры пошел Алессандро Галилеи из Флоренции (1691—1737), который до своей римской деятельности был долгое время в Англии, где палладианский классицизм пустил особенно глубокие корни. Воздвигнутый им фасад старой Латерансой базилики (1734) характеризуется системой большого римского ордера, избранной также Мадерной для с. Петра, с аттиком, увенчанным статуями, но в гораздо более выразительном решении. В несколько более позднем фасаде базилики с. Мариа Маджиоре (1743) Фердинандо Фуга (1699 — 1780) применил два ордера, с вестибюлем и живописными лоджиями, которым, однако, недостает чистоты отдельных форм. Во дворе палаццо делла Консульта в Квиринале (1739) Фуга создал одно из тех перспективных мнимых углублений главной оси, какие часто пытались сделать в предыдущую эпоху. Последним, значительным произведением римского, барочного стиля является всемирно известная своими художественными сокровищами вилла Альба ни (1758), выполненная Карло Маркионе, — великолепная, в высшей степени благородная постройка, какую редко можно найти даже на итальянской почве (рис. 109). Фасад со стороны сада раскрывается в нижнем этаже сквозными аркадами с рустованными пилястрами, фланкированными ионическими колоннами, несущими архивольты. Среди построек, возведенных в Венеции в первой половине XVIII столетия, выдающееся место занимают палаццо Корнер делла Реджина и блестяще оформленная, иезуитская церковь (рис. 83) Доминико Росси. По своему художественному характеру они примыкают к школе Лонгена. Других мастеров итальянского барокко мы коснемся ниже при разборе их сооружений, возведенных по ту сторону Альп.

Вилла Альбани в Риме - Важнейшие памятники итальянского барокко

Рис 109. Вилла Альбани в Риме.

 

 

История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г., 2 часть.




От: no





127 просмотров (а)



Похожие темы


----------------------------

-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.
« Архитектура барокко и рококо в Италии Архитектура барокко и рококо во Франции »