ѕроекты домов

 

ѕроекты домов, общественных зданий, посЄлков и пр.

 







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: »юль 27, 2017

¬ажнейшие пам€тники италь€нского барокко

ѕериод раннего италь€нского барокко. ѕервым и ведущим мастером барочного стил€ был названный выше ƒжиакомо делла ѕорта. ≈го основным произведением €вл€етс€ фасад »ль ƒжезу в –име (рис. 86). ¬иньола в своем, оставшемс€ невыполненным проекте, расчленил фасад на три части Ч широкую центральную и две примыкающие к ней боковые (в качестве передних сторон капелл, примыкающих к среднему нефу) Чи обработал фасад простыми пил€страми и колоннами с неравными промежутками, а простенки заполнил дверьми или окнами вперемешку с нишами. ƒелла ѕорта достиг полного единства фасада, введ€ передние части боковых нефов в общую композицию и замкнув их сверху энергично вздымающимис€ волютами, тесно смыкающимис€ со средней частью. ќн удвоил пил€стры и акцентировал вертикальные членени€ при помощи многократной раскреповки карниза. —кульптурные украшени€ были значительно сокращены: ниши, намеченные ¬иньолой дл€ трех внешних интервалов, вовсе отпали, карниз и структурные членени€ были соответственно усилены; от подчеркивани€ отдельных стенных полей при помощи обрамлений отказались вовсе. “ак получилась архитектурна€ масса, €сна€ в своей организации, четко расчлененна€ и обладающа€ цельностью и замкнутостью. ќ де€тельности делла ѕорта в качестве мастера, выполн€вшего купол собора ѕетра, мы уже говорили выше. »з его дворцовых построек выдел€етс€ прекрасными, еще близкими высокому ренессансу пропорци€ми палаццо ѕалуцци в –име. ѕриписываема€ ему же вилла јльдобрандини вблизи ‘раскати (около 1600 г.) несет в массивности своих членений уже черты развитого барокко.

¬ажнейшие пам€тники италь€нского барокко

–ис. 96. »спанска€ лестница в –име.


—трогого направлени€ в духе позднего ренессанса держалс€ ћартино Ћунги - старший в своем палаццо Ѕоргезе (1590), замыкающем великолепный двор из аркад с двойными колоннами. »з его церковных фасадов  ьеза Ќуова следует образцу, данному в ƒжезу, в то врем€ как с. јтаназио деи √речи обнаруживает верхне - италь€нское вли€ние (по родине мастера).

‘асад собора ѕетра в –име. - ¬ажнейшие пам€тники италь€нского барокко

–ис. 96. ‘асад собора ѕетра в –име.

«одчие папы —икста V, столь покровительствовавшего искусствам, ƒоминико и его брат ƒжованни (1540 Ч 1614) держались еще более €рко выраженных рамок академического классицизма. ѕервому принадлежат капелла —икста V в с. ћариа ћаджиоре (нач. в 1584 г.), выдержанна€ в виде центрической постройки в форме греческого креста и имеюща€ также поперечный неф, и Ћатеранский дворец (нач. в 1586 г.), напоминающий палаццо ‘арнезе. ќн был также строителем собора ѕетра и в качестве такового выполнил фонарь, увенчивающий купол. ѕри —иксте V были частично реставрированы старинные акведуки в –име и воздвигнуты колоссальные обелиски перед с. ѕетром, с. ћариа ћаджиоре и Ћатеранским дворцом.

  концу XVI столети€ в –име произошел переворот, который заставил ƒоминико ‘онтана покинуть ¬ечный город и переехать в Ќеаполь. «десь он воздвиг (после 1600 г.) выдержанный в громадных размерах, но все же строгий палаццо –еале (сильно реставрированный после пожара 1837 г.).

¬ римской архитектуре одержало верх над академическим направлением свободно прогрессирующее барокко. ”ченик и плем€нник ƒоминико ‘онтана Ч  арло ћадерна(1556 Ч 1629) стал руковод€щим римским архитектором своего времени. ≈го раннее произведение Ч фасад в базилике с. —усанны в –име, относ€щийс€ еще к старо Ц христианской эпохе (рис. 79), Ч обладает уже полностью барочными чертами (около 1601 г.).   тому же времени ћадерна прин€л руководство постройкой с. јндреа делла ¬алле, начатой в 1594 г. рано умершим ѕаоло ќливьери; по плану эта постройка тесно примыкает к плану церкви ƒжезу, а своим интерьером, обладающим большой пространственностью, и благородным, сдержанным в своем богатстве оформлением производит внушительное впечатление. ¬ 1604 г. ћадерна был назначен строителем собора ѕетра. ≈му была поручена задача, имеюща€ важней≠шее значение дл€ решени€ внутреннего пространства и внешнего оформлени€ центральной части; он должен был выполнить прин€тое в 1605 г. ѕавлом V решение Ч приставить к центральной части про≠дольный неф. ћадерна сделал продольный неф трем€ пролетами умеренной глубины и старалс€ по возможности см€гчить получившийс€ таким образом неизбежный ущерб пространственной композиции. ќн расширил боковые капеллы по сравнению с куполом и пыталс€ обеспечить хорошее освещение дл€ купольного пространства. Ёто, однако, удалось ему лишь частично. ¬ действительности воспри€тие пространства в соборе ѕетра, соответствующее его грандиозным размерам, строгости конструкции и гармонии пропорций получаетс€ только в той части продольного нефа, где начинаетс€ постройка ћикель - јнджело. ¬ решении вестибюл€, который расположен перед продольным нефом во всю ширину последнего, ћадерна вернулс€ к старохристианской схеме. ‘асад (рис. 96) он решил широким фронтом с большими коринфскими колоннами и пил€страми, средним, немного выступающим фронтоном и высоким, увенчанным стату€ми аттиком между двум€ одноэтажными, низкими надстройками по обоим углам. ‘асад представл€ет собой колоссальное декоративно - архитектурное произведение, которое кажетс€ лишенным вс€кой св€зи с постройкой и, в особенности, с ее куполом. ¬прочем, ћадерна обнаружил замечательное художественное умение в оформлении внутреннего пространства. јрхитектура вестибюл€ с. ѕетра (рис. 97) принадлежит к прекраснейшим произведени€м этого искусства во всем –име. »з дворцовых сооружений ћадерна надо назвать прекрасный двор палаццо  иджи (ныне, ќдескальки, на площади с. апостолов), который напоминает дворы верхне - италь€нских дворцов эпохи высокого ренессанса, и палаццо Ѕарберини (1624); здесь мастер отказываетс€ от традиционного расположени€, не дает внутреннего двора и дл€ того, чтобы создать более богатое живописное впечатление, св€зывает два параллельных крыла центральной постройкой (выполнение этой последней было осуществлено Ѕернини и Ѕорромини).

 

ѕритвор собора ѕетра в –име

–ис. 97. ѕритвор собора ѕетра в –име.

¬ р€ду мастеров первого периода римского барокко выступал также знаменитый живописец ƒоминикино (1581Ч1641); ему принадлежит проект великолепной церкви с. »гнати€ в –име (1626), в котором он примыкает к выдвинутой прежде концепции ¬иньолы и ѕорты. ¬ плане этой церкви повторены, если не считать совсем незначительных отступлений, основные линии плана церкви ƒжезу (рис. 82).

ќстальна€ »тали€ прин€ла в развитии барочного искусства в этом периоде лишь весьма ограниченное участие. ¬о ‘лоренции основное направление, усвоенное от мастеров позднего ренессанса их непосредственными преемниками, мен€етс€ лишь незначительно, хот€ в детал€х барочные элементы прививаютс€ во все возрастающей степени. ¬ этом отношении дальше других пошел Ѕернардо Ѕуонталенти (1536Ч1608), который разламывал совершенно произвольно фронтон, а в декоративную отделку вводил примеси самого различного рода (материи, шкуры зверей и даже гротески самого странного характера). ќн построил много дворцов и большое количество вилл около ‘лоренции, в которых преимущественно подчеркнуты ландшафтно - живописные стороны. ¬ театральном строительстве он создал решение зрительного и сценического пространства, которое еще до сих пор не утратило своей ценности.

≈ще прочнее, чем во ‘лоренции, сохран€лс€ дух позднего ренессанса в ¬ерхней »талии, притом не только в аристократических дворцах и колонных дворах при них (великолепные образцы которых мы находим в ћилане,  ремоне, Ѕолонье и Ѕрешии), но также и в церковном зодчестве. Ёто последнее создает великолепное, благородное произведение в продольной системе Ч собор с. ѕетра в Ѕолонье (1605) архитектора ћаджента (рис. 84) и новый собор в Ѕрешии (1604) де Ћантана Ч великолепную, центричную постройку.

¬ √енуе, к первому барочному периоду относ€тс€ уже названный, палаццо дель ”ниверсита Ѕартоломео Ѕианкои палаццо Ѕальби —енарега, спроектированный тем же мастером в 1632 г., а из церковных построек Ч пышна€ иезуитска€ церковь с. јмвроси€ (1589), в которой можно различить вли€ние церкви с. ћариа ди  аринь€но, а также две колонные базилики, в которых генуэзское искусство обнаруживает свое исключительное пристрастие к колонным постройкам, Ч с. јннунциата, проектированна€ в 1587 г. ƒжиакомо делла ѕорта, и ћадонна делла ¬инье (1586), в которой колонны соединены попарно балками; обе эти церкви
характеризуютс€ большой глубиной по центральной оси и исключительно блест€щим оформлением (рис. 98).

¬ ¬енеции архитектор јлессандро ¬итториа (1525Ч1608) представл€ет в своем прекрасном палаццо Ѕальби (1582) концепцию своего учител€ —ансовино, в то врем€, как упоминавшийс€ выше ¬инченцо —камоцци, многосторонний и плодовитый архитектор, тесно примыкает к системе своего великого предшественника ѕалладио.

¬ ёжной »талии в рассматриваемую нами эпоху не развиваетс€ значительна€ художественна€ де€тельность. ¬о вс€ком случае, заслуживающим внимани€ произведением надо считать церковь ƒжезу Ќуово в Ќеаполе (1584), построенную ѕиетро оведо, Ч центричную постройку с удлиненными крыль€ми, лежащими на главной оси; роскошное внутреннее оформление этой церкви принадлежит более позднему времени.

 

»нтерьер церкви с.јннунциаты в √енуе.

–ис 98. »нтерьер церкви с.јннунциаты в √енуе.

¬торой период эпохи расцвета барокко берет в –име свое начало от раннего произведени€ гениального Ћоренцо Ѕернини (1599Ч1680), флорентинца, родившегос€ в Ќеаполе, который был скульптором, посв€тившим себ€ впоследствии архитектуре, а в конце своей де€тельности занималс€ также живописью. Ёто произведение Ч алтарь - дарохранительница в соборе ѕетра в –име (1633). Ётой работой смелый мастер почти полностью разорвал с господствовавшей тогда традицией. ќн поставил на высоком мраморном цоколе четыре колоссальных бронзовых колонны с витыми, богато орнаментированными стволами, перекрыл их свободно
установленным на сложных капител€х, ст€нутым по ребрам внутрь и украшенным скульптурно выполненными драпировками перекрытием; по углам возвышаютс€ четыре мощные волюты, объедин€емые к центру и несущие увенчивающую верхушку всего алтар€ (рис. 99). «десь в теснейшей взаимной св€зи действуют архитектура, скульптура и живопись, создава€ гармоническое единство в чисто барочном духе. ѕравда, дл€ дальнейшего развити€ архитектуры и декоративного искусства Ѕернини дал этим роковой пример, на который ложитс€ ответственность за бесчисленные ошибки его последователей. Ќо подлинной бурей восторга была встречена эта вещь современниками. ¬ своих дальнейших работах Ѕернини снова вступил на более спокойный путь и во многих произведени€х обнаружил удивительное и острое чувство монументальности в больших решени€х, так же как и замечательное выполнение архитектурных и декоративных деталей.

 

»нтерьер собора ѕетра в –име


–ис 99. »нтерьер собора ѕетра в –име.

ћенее удалс€ ему проект боковых башен на главном фасаде собора ѕетра, которые были сделаны недостаточно высокими в соотношении с их шириной. ќн вынужден был снести одну из этих башен вследствие оседани€ фундамента. Ѕлагодар€ этому главный фасад собора ѕетра был огражден от пристроек, которые могли бы только повредить его облику. Ќо Ѕернини завоевал себе бессмертную славу оформлением площади перед собором ѕетра (закончено в 1667 г.). ѕри помощи очень тонкого перспективного расчета ему удалось повысить впечатление, производимое фасадом ћадерны. —перва, он полого приподн€л площадку перед фасадом и проложил большие, занимающие всю ширину площади лестницы с низкими ступен€ми, затем он приставил к обеим сторонам фасада низкие, несколько сход€щиес€ - спереди приделы с сильно подчеркнутым горизонтальным членением (чем резче подчеркиваетс€ кон≠траст между ними и фасадом) и, наконец, он продолжил образовавшийс€ таким образом внутренний двор в гигантский, эллиптически построенный внешний двор, ограниченный знаменитой колоннадой, состо€щей из 284 дорических травертиновых колонн с архитравом и балюстрадой (рис. 100). ¬ некотором роде подобный же шедевр вы≠полнил затем Ѕернини в своей —кала –еджи€ Ч импозантной лестнице, ведущей к ватиканским капеллам, с живописной колоннадной перспективой и пышной декорацией (рис. 101). ≈го церкви ƒель јссунционе в јриччиа (1664) и с. јндреа в  виринале в –име (1678) представл€ют собой чрезвычайно впечатл€ющие центрические постройки, просто и строго оформленные. »з гражданских построек его главное произведение Ч палаццо ќдескальки в –име (рис. 89). —истема среднего ризалита с большими, идущими через два этажа пил€страми на высоком нижнем этаже, используемом в качестве цокол€, стала образцом дл€ всего дальнейшего периода. Ѕернини был самым ценимым художником своего времени. ќн определил путь целого столети€ в скульптуре еще в большей степени, нежели в архитектуре.

 

ѕлощадь ѕетра в –име (вид с купола).


–ис. 100. ѕлощадь ѕетра в –име (вид с купола).

 

 оролевска€ лестница в ¬атикане


–ис. 101.  оролевска€ лестница в ¬атикане.

Ѕорромини восприн€л это как неуважение к себе, и это повело к ожесточенной его вражде против Ѕернини, закончившейс€ в итоге самоубийством Ѕорромини. ѕодобно Ѕернини, он был высокоодаренным мастером, который умел придавать своим произведени€м, при всей их экстравагантности, мощную художественную самобытность. — этими мастерами на постройке палаццо Ѕарберини работал знаменитый флорентинский художник ѕьетро Ѕерреттини, прозванный да  ортона (1596 Ч 1669), вошедший в р€ды главных мастеров барокко, как создатель блест€щих плафонных росписей и развивший также значительную де€тельность в качестве архитектора в –име. «амечательным образцом его де€тельности служат полные вкуса фасады церквей с. Ћукка э ћартино на ‘оруме (1640) и с. ћариа делла ѕаче. »з римских архитекторов эпохи расцвета барокко надо назвать еще выдающегос€  арло –айнальди (1611 Ч 1691). ≈го церковь с. јньезе на ѕь€цца Ќавона (нач. в 1651 г.) решена в виде купольной постройки с греческим крестом в плане. ќчень выдержанный фасад имеет две боковых башни, между которыми центральна€ часть отступает назад изогнутой линией. ѕодвижные архитектурные контуры придают великолепной площади, занимающей место и имеющей форму античного цирка ƒомициана, исключительно выразительный архитектурный облик (рис. 104). –айнальди избрал также и дл€ церкви с. ћариа ин  ампителли (1665) центричный план с тем лишь развитием схемы, что он сочетал с греческим крестом купольное пространство с нишей дл€ хора. ¬нутреннее пространство характеризуетс€ большим перспективным великолепием. ‘асад снабжен богатыми украшени€ми на выступающих колоннах с сильно выдающимис€ раскрепованными архитравами Ч точно так же как в запроектированном в то же врем€ фасаде церкви с. јндреа делла ¬алле. –айнальди €вл€етс€ также автором двух небольших, благородно оформленных купольных церквей по обеим сторонам  орсо на ѕь€цца дель ѕополо. Ќа второй период барочного стил€ приходитс€ больша€ часть де€тельности иезуитского патера јндреа ѕоццо из “риента (1642Ч1707, веро€тно италь€низированный немен по имени Ѕруннер), работавшего в качестве живописца и архитектора декоратора. Ёто был исключительно плодовитый мастер, который в своих декоративных композици€х, выполненных с изумительной виртуозностью, достиг высшей точки барочного декоративного искусства, основанного на повышении пространственного воспри€ти€.

 

¬ажнейшие пам€тники италь€нского барокко

–ис. 102. ƒвор —апиенции и башн€ с. »во в –име.

 

ѕалаццо Ѕерберини в –име

–ис. 103. ѕалаццо Ѕерберини в –име.

≈го лучшим произведением этого пор€дка €вл€ютс€ потолочные фрески в церкви с. »гнацио в –име (1670). ѕоццо завоевал громкую славу также своими роскошными алтар€ми, выполненными из дорогих материалов, в особенности удивительным алтарем с. »гнати€ Ћойолы, основател€ иезуитского ордена, в иезуитской церкви (»ль ƒжезу) в –име (рис. 88). ќн был великим мастером перспективы, о которой он написал ценную учебную книгу, проектировал также монументальные архитектурные произведени€, которые, однако, не удалось осуществить. Ўкола ѕоццо была продолжена семейством художников Ѕибиена, происходившим из Ѕолоньи. Ѕибиена относ€тс€ еще ко второму периоду, но расцвет их творчества приходитс€ уже после 1700 г. Ќаиболее значительным из них был ‘ернандо √алли Ѕибиена (1657Ч1743). ќни были наиболее крупными мастерами театральной декорации и в течение целого столети€ развивали обширную де€тельность в этой области, так же как и в проектировании и строительстве театральных зданий как в »талии, так и в √ермании.

«а пределами –има и его ближайших окрестностей барочный стиль в его втором периоде только в отдельных случа€х продолжал линию самосто€тельного развити€. ¬о ‘лоренции великий живописец ѕьетро да  ортона, о котором мы уже говорили как о римском архитекторе, дал идеальный образец благородной, праздничной и полной блеска внутренней декорации в отделке зал палаццо ѕитти (1640): здесь стены и потолки украшены т€желыми, чрезвычайно пышными лепными обрамлени€ми с орнаментикой, раковинами и т. п., оживленными обильной фигурной скульптурой вместе с роскошной по своим краскам росписью. Ќепосредственные преемники да  ортоны и Ѕуонталенти старались найти среднюю линию между флорентийской и римской дворцовой архитектурой. јрхитектура √енуи приобретает в произведени€х плодовитого Ѕартоломео Ѕь€нко характер, тесно св€занный с предшествовавшим периодом и примыкающий к генуэзскому, позднему ренессансу. ¬ ћилане работал €вно классически настроенный ‘. ћ. –ичини, скорее в духе позднего ренессанса, чем барокко. ≈го главное произведение Ч прекрасна€ нова€ постройка палаццо ди Ѕреа (1651), импозантный, колонный двор которого относитс€ к числу лучших образцов этого рода в XVII столетии (рис. 105). Ётого же направлени€ придерживались отдельные, довольно значительные мастера в Ѕолонье. ¬ ¬енеции архитектура этого периода пережила блест€щий подъем благодар€ работам богато одаренного Ѕальдассаре Ћонгена (1604 Ч 1682).

 

÷ерковь с. јньезе на площади Ќавона в –име


–ис 104. ÷ерковь с. јньезе на площади Ќавона в –име.

¬ его произведени€х сочетаетс€ в счастливом единстве пристрастие венецианца к пышной декоративности тонким чувством мощного архитектурного оформлени€. ≈го палаццо ѕезаро (около 1650 г.) повтор€ет своими двум€ этажами, поставленными на нижний этаж из плоских квадров, мотив —ансовино в библиотеке с. ћарка. Ётот дворец принадлежит к числу наиболее импозантных италь€нских дворцов. ¬ палаццо –еццонико (1680) он поставил перед рустованным первым этажом дорические колонны, так что все три ордера были применены в последовательном пор€дке. Ќо главным произведением, однако, €вл€етс€ церковь с. ћариа делле —алютэ (1631 Ч 1687), изумительно расположенна€ у въезда в  анале √ранде. Ёто Ч восьмигранна€ центрична€ постройка с окружением. Ѕарабан покоитс€ на восьми мощных композитных колоннах. Ѕоковые срезы купола соединены эластично изогнутыми волютами с внешними стенами галереи, по отношению к которым пристроенные спереди капеллы служат как бы опорой. ¬ этой, совершенно по-новому задуманной, центричной постройке расположено по главной оси против портала алтарное помещение, не вполне органически св€занное со всем сооружением. —о стороны канала церковь производит необыкновенно величественное впечатление (рис. 106). ѕроизведени€ Ћонгены по своей оригинальности и художественному значению едва ли уступают работам Ѕернини. ѕри этом Ћонгена, в гораздо большей мере держитс€ в рамках тонко восприн€того ренессанса, нежели Ѕернини. —озданные им образцы оказали решающее вли€ние на позднейшую венецианскую архитектуру.

¬ “урине работал темпераментный √варино √варини из ћодены (1624 Ч 1683), театинский монах, строивший совершенно в духе Ѕорромини; однако он не мог вдохнуть в свои постройки той художественной жизни, котора€ свойственна создани€м Ѕорромини. ќн воздвиг в “урине много церквей и дворцов, среди которых мощный палаццо  аринь€но (1680) €вл€етс€ его главным произведением. –аботал он также и в —ицилии. ѕостроенна€ им в ћессине церковь с. √регорио представл€ет собой один из самых смелых примеров барочной фантастики. ¬ообще на большую часть сицилианских церквей оказали вли€ние римские колонные церкви, которые здесь обрабатывались чрезвычайно роскошной красочной мраморной инкрустацией (с. ƒоминико в ѕалермо). Ќеаполь получил в лице  озимо ‘анзага (1591 Ч 1678) своего главного мастера барочной эпохи. ≈го архитектура примыкает к римской школе Ѕорромини, допуска€ в то же врем€ и генуэзские вли€ни€. ≈го церкви, так же как и все неаполитанские церковные постройки, имеют в св€зи с опасностью частых землетр€сений низкие купола; интерьер отличаетс€ перегруженным, роскошным декоративным оформлением (с. ћартино, рис. 86).

 

ƒвор палаццо ди Ѕрера в ћилане.


–ис. 105. ƒвор палаццо ди Ѕрера в ћилане.

 

÷ерковь с. ћариа делле —алюте в ¬енеции

–ис 106. ÷ерковь с. ћариа делле —алюте в ¬енеции.

ѕериод позднего италь€нского барокко создал свои первые выдающиес€ произведени€ там, где развивалась архитектурна€ мысль одного из виртуознейших мастеров предыдущего периода, именно в “урине. «десь известный ‘илиппо ёвара из ћессины (1685Ч1735) возвел на горе, в двух с половиной часах езды от города, монастырскую постройку —уперга (1717Ч1731) с церковью, производ€щей исключительно монументальное впечатление (рис. 107).

—уперга близ “урина

–ис. 107. —уперга близ “урина.

÷ерковь поставлена на короткой стороне замкнутого пр€моугольника и решена как центрична€ постройка с величественным, строго классически выдержанным коринфским портиком, импозантным куполом, заимствованным у с. ѕетра, и двум€ боковыми фланкирующими башн€ми на флигел€х, замыкающих двор. ¬ палаццо ћадама в “урине (рис. 81) он создал прекрасный, выполненный из мрамора западный фасад и великолепную двойную лестницу (1718).

≈го замок —тупиниджи обнаруживает в решении плана французское вли€ние . 1. Ќаправление, идущее от ёвары, продолжал Ћ. ¬анвителли (1700 Ч 1773), сын голландца, родившийс€ в Ќеаполе. ќн еще больше, чем ёвара, подвергс€ французскому вли€нию и задумал создать в гигантском замке  азерта, построенном им дл€ неаполитанского корол€ (1752), кн€жескую резиденцию, превосход€щую роскошью и размерами ¬ерсальский дворец. ќгромный фасад, в 253 метра длины, производит относительно строгое впечатление. Ћестница (рис. 90) по мастерскому расположению, благородству и богатству оформлени€ €вл€етс€ непревзойденным образцом. ќчень интересен театр этого замка; он несет в своем плане и устройстве целиком формы театрального здани€ нового времени. ѕостроенна€, в –име в 1721 - 1752гг. јлесандро —пекки и ‘ранческо де —анкти, испанска€ лестница (–ис.95), ведуща€ от ѕь€ццо ди —пани€ к церкви с. “ринита де ћонти, преимущественно основана на принципах барочного стил€ эпохи расцвета.

 

¬ажнейшие пам€тники италь€нского барокко

–ис. 108 ‘асад Ћатеранской базилики в –име.

“о же следует сказать о знаменитом фонтане ди “реви (нач. в 1735 г.), в котором Ќикколо —альви (1699 Ч 1751) блест€ще осуществил Ђжурчащий триумфальный вход водыї в вечный город Ч в праздничной архитектурной форме, живописно скомпанованной, богато украшенной структурой и отделанной классицистическими детал€ми. «аметно дальше в направлении строго академического понимани€ архитектуры пошел јлессандро √алилеи из ‘лоренции (1691Ч1737), который до своей римской де€тельности был долгое врем€ в јнглии, где палладианский классицизм пустил особенно глубокие корни. ¬оздвигнутый им фасад старой Ћатерансой базилики (1734) характеризуетс€ системой большого римского ордера, избранной также ћадерной дл€ с. ѕетра, с аттиком, увенчанным стату€ми, но в гораздо более выразительном решении. ¬ несколько более позднем фасаде базилики с. ћариа ћаджиоре (1743) ‘ердинандо ‘уга (1699 Ч 1780) применил два ордера, с вестибюлем и живописными лоджи€ми, которым, однако, недостает чистоты отдельных форм. ¬о дворе палаццо делла  онсульта в  виринале (1739) ‘уга создал одно из тех перспективных мнимых углублений главной оси, какие часто пытались сделать в предыдущую эпоху. ѕоследним, значительным произведением римского, барочного стил€ €вл€етс€ всемирно известна€ своими художественными сокровищами вилла јльба ни (1758), выполненна€  арло ћаркионе, Ч великолепна€, в высшей степени благородна€ постройка, какую редко можно найти даже на италь€нской почве (рис. 109). ‘асад со стороны сада раскрываетс€ в нижнем этаже сквозными аркадами с рустованными пил€страми, фланкированными ионическими колоннами, несущими архивольты. —реди построек, возведенных в ¬енеции в первой половине XVIII столети€, выдающеес€ место занимают палаццо  орнер делла –еджина и блест€ще оформленна€, иезуитска€ церковь (рис. 83) ƒоминико –осси. ѕо своему художественному характеру они примыкают к школе Ћонгена. ƒругих мастеров италь€нского барокко мы коснемс€ ниже при разборе их сооружений, возведенных по ту сторону јльп.

¬илла јльбани в –име - ¬ажнейшие пам€тники италь€нского барокко

–ис 109. ¬илла јльбани в –име.

 

 

»стори€ архитектуры  . ќ. √артман, 1936 г., 2 часть.




ќт: no





181 просмотров (а)



ѕохожие темы


----------------------------

-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€: (или войдите через соц. сети ниже)
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.
« јрхитектура барокко и рококо в »талии јрхитектура барокко и рококо во ‘ранции »