Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова



Опубликовано: Июль 3, 2017

Архитектура ренессанса в Англии

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СТИЛЬ

В эпоху ренессанса Англия вступила в конце XVI—начале XVII веков. В это время укрепилось морское могущество Англии, обосновались колонии в Северной Америке и Ост-Индии, поднялось благосостояние господствующих классов, и был заложен таким образом фундамент будущего великодержавия Британской империи.

В начале XVII века объединились в целостное государство три британских королевства — Англия, Шотландия и Ирландия. Несмотря на жестокие внутренние неурядицы, вызванные главным образом Движением народа против ограничения его прав, и несмотря, на многочисленные войны с Голландией, Испанией и Францией, хозяйственный подъем держался в течение всего XVII столетия

Подобно тому, как политическая история Англии, благодаря выгодному географическому положению и непрерывной колониальной деятельности, шла совершенно самостоятельными путями, история искусства также выбрала своеобразный путь развития. В эпоху, когда гуманизм, ренессанс и реформация вызвали в других странах почти полное отрицание прошлого, консервативный ум английского народа еще долго держался средневековых традиций. Лишь во второй половине XVI века мощное движение, начавшееся в Италии целым столетием раньше, перекинулось через Ламанш.

В ту пору общие условия были особенно благоприятными для восприятия новых художественных идей. Концентрация мировой торговли на английском побережье и превращение Лондона в европейский рынок изменили хозяйственные и политические обстоятельства.

Теперь, благодаря высокому, хозяйственному и национальному подъему и изменившемуся направлению умов, архитектура получила сильнейший толчок. Повышенные требования богатых купцов к жилым домам в отношении положения, числа, размеров, расположения и убранства помещений выработали особое понятие приятной и удобной домашней обстановки (comfort). Менялся облик городов, и в архитектурной физиономии их уже сказывалось господство третьего сословия. Пропал воинственный характер знати. В их замках, сооруженных прежде в расчете на осаду и оборону, нередко мрачные помещения уступили место полным света великолепным залам. Для знати, так же как и для королевского двора, решающим фактором было стремление к комфортабельной и утонченной жизни.

Отдельные ренессансные формы появляются еще до середины XVI века, но массовый доступ они находят лишь в царствование королевы Елизаветы. Надо заметить, что движение в пользу ренессанса покоилось больше на чужеземных влияниях и теоретических t сочинениях, чем на созвучии художественному сознанию англичанина.

Уже Гольбейн младший во время своей первой поездки в Англию (1526) и позже — во время своего длительного пребывания там (с 1532 г.) - сильно способствовал пониманию и распространению нового стиля. В 1563 г. Джон Шот, англичанин, побывавший перед тем в Италии, опубликовал первый английский труд об ордерах колонн; кроме того, позднее были переведены на английский язык сочинения Филибера Делорма. Как и в других северных странах, ренессанс затронул сначала декоративную сторону, без существенного изменения средневековой конструкции. Так возникла живописная и в высшей степени привлекательная смесь стиля «тюдор» с ренессансом; в ней постепенно вытеснялись средневековые мотивы, а мотивы ренессанса очищались. Во времена Иакова I (1603 — 1625) формы достигли уже известной чистоты, хотя еще влиял средневековый метод мышления.

При преемнике Иакова — Карле I (1625 — 1649) — начинается господство чистого ренессанса. Восторженный покровитель искусства, Карл I поддерживал тесную связь с фламандскими живописцами — Рубенсом и ван Дейком, коллекционировал художественные ценности и в искусстве так же, как и в своем политическом и религиозном мировоззрении, склонялся к романтизму; таким образом, ренессанс приобрел в его лице усердного мецената. Во второй поло­вине XVII века (с 1665 г.) началось чисто теоретическое направление английской архитектуры, удержавшееся вплоть до начала неоклассицизма (середина XVIII столетия).

В развитии английского ренессанса следует различать три периода: ранний ренессанс, примерно с 1560 по 1625 г. — англичане делят этот период на два отрезка, соответствующие «стилю Елизаветы» и «стилю Иакова»; высокий ренессанс — с 1625 по 1665 г. и поздний ренессанс — с 1665 по 1750 г. Последний период целиком совпадает с эпохой барокко и рококо.

В отношении образования стиля ранний ренессанс представляет особый интерес, ибо он носит своеобразный и чисто национальный характер. Наиболее ясное выражение этого стиля мы находим в дворцах и деревенских домах знати. В английской резиденции знатного дворянина сохраняются отечественные традиции, отличающие ее в такой же мере от итальянских дворцов, как и от французских замков. Английский замок располагается среди зеленого ландшафта, как будто он сросся с ним; из его окон открывается возможно больше красивых видов на расположение парка. Поэтому для того, чтобы в главных помещениях имелись не только лицевые, но и боковые окна, в план здания включался ряд выступающих и уходящих назад частей. С замкнутым в цельное единство развитием фасада не снимались, добиваясь главным образом живописного впечатления. На основе подобных принципов не могло развиться твердой архитектурной системы. План более обширных зданий обнаруживает по большей части композицию трех крыльев в форме латинского Н. Самое видное положение и отделку получают светлые вестибюли, просторные, богато украшенные лестницы (рис. 75) и длинные широкие галереи. Вокруг них группируются жилые помещения в тесном смысле слова и вспомогательные помещения. Лестницы делались по большей части из дерева, с перилами, украшенными богатой резьбой. Внутри жилых комнат главный элемент украшения составляют грандиозные камины, поднимающиеся нередко от пола до потолка. Эркеры и стены облицованы тонко расчлененной деревянной обшивкой, идущей нередко до самого верха. Удивительно, что в потолках деревянные конструкции встречаются редко; напротив, предпочитают оштукатуренные потолки, должно быть, с целью ввести новшество по сравнению с прежним их устройством; штукатурный потолок разделяется на маленькие поля волнистыми рамами, на пересечениях рам располагаются розетки, а иногда и свисающие цапфы (подражание позднеготическим замковым камням). Характерными признаками внешней архитектуры были портики с колоннами и богатыми фигурными и геральдическими украшениями, позднее — многоэтажные здания порталов со сдвоенными колоннами, принимающие нередко форму башен (рис. 74), огромные окна эркеров с переплетом, прерывающиеся балюстрады, спадающие простой волнообразной линией узкие фронтоны, спрятанные за ними крыши, башенки эркеров и колоколенки, а также множество высоких дымовых труб, оформленных по большей части в колонны.

Архитектура ренессанса в Англии


Рис. 75. Лестничное помещение в замке Науль.

В деталировке налицо смелое сопоставление разнородных форм (окна стиля «тюдор» и стрельчатые окна окружены по бокам ренессансными пилястрами, классические обрамления окон помещаются под готическими фронтонами); однако зданию в целом нельзя отказать в известном единстве; таким образом, достигается благоприятное впечатление. Даже после того, как отдельные формы приобрели ясность и полную чистоту, в композиции архитектурных элементов и в вытянутых пропорциях сохранилось влияние готики. Каменный и штукатурный орнаменты состоят сначала главным образом из листьев в выкружках и на фризах и весьма напоминают своей моделировкой орнамент французского раннего ренессанса времен Франсуа I; позднее он превращается в немецкий накладной и свитковый орнамент.

 

Хатфиль Хаус - Архитектура ренессанса в Англии

 

Рис. 76. Хатфиль Хаус (среднее здание со стороны сада).

Дворцы высятся по большей части на высоких террасах, откуда лестницы ведут вниз в итальянские сады, которые в свою очередь отделяются от внешних частей парканарядными решетками. Наряду с каменной архитектурой в эпоху раннего английского ренессанса расцветает деревянная архитектура. Не только в деревне, но и в городах сохранилось, благодаря долговечности материала (по большей части орех или дуб), большое число очаровательных памятников деревянной архитектуры. В жилых домах главную часть фасада занимают окна; окон часто так много, что лицевые стены кажутся сконструированными главным образом из деревянных рам, заполненных стеклом. Как правило, деревенские дома не превышают двух этажей, зато в городах деревянные дома насчитывают много выступающих друг над другом этажей с эркерами и крутыми фронтонами. Впечатление определяется отношением между отверстиями и плоскостью стены, а на последней — чередованием дерева со штукатуркой. Характерны параллельные ряды вертикальных горбылей и наклонных распорок, которые расположены так тесно, что между ними лежит лишь очень узкая (равная, примерно, ширине дерева) полоса стены. В остальном приемы украшения сводятся к обработке распорок, которые вырезываются в форме креста, круга или четырехлистника (рис. 77). Плоский орнамент встречается тоже часто; напротив, скульптурные работы, в собственном смысле, редки.

Бремол Холл близ Стокпорта - Архитектура ренессанса в Англии

 

Рис. 77. Бремол Холл близ Стокпорта.

Влияние стиля Елизаветы продолжалось и при Иакове I. По истечении первой четверти XVII века стиль переходит в высокий ренессанс. В это время под руководством крупного мастера, воспитанного в Италии, был воспринят, со всеми вытекающими отсюда последствиями, итальянский круг форм, в частности в его палладианской трактовке. Так возникли на английской почве здания, про­изводящие впечатление перенесенных на север творений школы великого мастера Виченцы. Однако деятельность крупнейшего мастера протекала на этой ступени скорее под знаком сочувствия, чем под знаком подражания. В позднем ренессансе канон форм стал строже, в его применении видны расчеты. Широкий размах архитектурных композиций производит значительное впечатление, но детали кажутся часто холодными и безжизненными. Это направление так хорошо отвечало английскому пониманию искусства, что оно поставило непреодолимую преграду проникновению барокко, победоносно вторгшемуся к концу XVII столетия почти во все культурные страны.



2. ВАЖНЕЙШИЕ ПАМЯТНИКИ

Самое раннее произведение английского ренессанса — усыпальница Генриха VII в Виндзоре, построенная в 1518 г. школьным товарищем Микель - Анджело — Пьетро Торриджиано из Флоренции. Она представляет собой отдельно стоящее мраморное здание с аркадами на столбах и богатейшими скульптурными украшениями. Первый большой дворец раннего ренессанса — Лонглит Хаус (1567 — 1579) — тоже был построен итальянцем Джованни да Падуа. Архитектура выдержана в сравнительно строгих формах. Однако, в плане мастер приспособлялся к обычаям страны: он расчленил фасады прямоугольного здания рядом выступов и два маленьких двора разработал в качестве дополнительных источников света. Первым отечественным архитектором называют известного нам уже по своей писательской деятельности королевского зодчего Джона Шота. Его практическая деятельность, как таковая, длилась недолго; он умер в 1564 г. Ему наследовал великий мастер английского раннего ренессанса Джон Торп. Деятельность последнего началась в 1570 г. Торпа считают творцом благороднейших замков: Берлей Хаус (1577) — весь фасад этого замка, выходящий в сторону сада, разложен на узкие простенки ризалитами и многоугольными башнями; Уоллатон Хаус в Нотсе (1580 — 1588); в последнем имеется массивное среднее здание с башенными углами; замок обнаруживает решительный переход в членениях стены к ренессансным формам с использованием пилястр и колонн в традиционной последовательности; однако, с другой стороны, в нем сохраняются большие средневековые окна с вертикальным переплетом и имеются нидерландские нарядные фронтоны по углам; Лонгфорд Кэстль близ Салисбери (1591 — 1602) с суровыми, низкими и очень широкими круглыми башнями по углам и открытыми лоджиями в двух этажах средней части лицевого фасада; ГоллэндХаус в Кенсингтоне близ Лондона (окончен в 1607г.), выделяющийся живописной группировкой, богатой, разнообразной наружной архитектурой и многочисленными фронтонами; Хатфильд Хаус в Хиртсе (построен в 1611 г.) с блестящей наружной и внутренней отделкой (рис.76);среднее здание этого дворца со стороны сада представляет собой, конечно, наиболее блестящую жемчужину каменной архитектуры развитого английского ренессанса. Несомненные примеры стиля Елизаветы — ряд колледжей в Кембридже и Оксфорде. При входе в Бодлианскую библиотеку в Оксфорде Томас Холт построил в 1597—1602 гг. друг над другом пять этажей колонн, которые, соединяясь по две, стоят по бокам портала с круглой аркой, подобно окнам с переплетом. Одним из позднейших шедевров раннего ренессанса является Эстон Холл близ Бирмингама (1618 — 1635) — сравнительно простое здание, характерное, однако, для множества английских деревенских замков того времени. Наряду с замками знати и общественными зданиями достойными внимания памятниками представлена в целом ряде городов и буржуазная архитектура раннего ренессанса как каменная, так и деревянная.

Архитектура ренессанса в Англии

 

Рис. 78. Уайт Холл в Лондоне.

Главным мастером английского, высокого ренессанса был Иниго Джонс (1573 — 1651), которого англичане считают своим величайшим архитектором. Он дважды в течение продолжительного времени учился в Италии и сделался там достойным приверженцем направления Палладио. Никакой другой северный мастер не проник так глубоко в суть этого направления, как Джонс. Его архитектурная деятельность начинается около 1604 г. В 1615 г. Король назначил его главным интендантом построек. Вскоре после этого по заказу короля он сделал проект своего шедевра — колоссального дворца в Лондоне, который в результате его второго, более позднего проекта превратился в еще более грандиозное здание. По последнему проекту здания, расположенные в форме прямоугольника (366X274 метра), должны были группироваться вокруг семи дворов: одного вытянутого среднего двора и шести дворов (по три) по сторонам. Средние из этих последних были задуманы как аркадные дворы. К сожалению, исполнен был лишь зал Уайт Холл, шириною в семь оконных осей. Здание очень близко к произведениям Палладио (рис. 78). Только в одном пункте британский мастер не пошел по следам своего итальянского учителя: он не применял объединения этажей одним ордером. Уайт-Холл состоит из двух этажей. Гордый фасад содержит над выложенным рустикой цоколем, по столбам между внутренними окнами в нижнем этаже — колонны ионического ордера, в верхнем — коринфского, выступающие на три четверти толщины. По обеим сторонам крайних окон стоят одиночные пилястры, а по углам двойные пилястры. Над главным карнизом тянутся балюстрады. Фасад с. Джонс Колледжа в Оксфорде со стороны сада (1631 — 1635) показывает, что Джонс твердо держался в диспозиции этого здания традиционных правил. Однако архитектурные элементы он одел в ренессансные формы. Из других его произведений следует назвать: Райнгем Холл в Норфольке (1630), бывшую виллу королевы в парке в Гринвиче, средний ризалит которой разрешен в верхнем этаже в шестиколонную лоджию, затем Уилтон Хаус в Салисбери (1640) с великолепными комнатами, известными под названием «простая и двойная игральная кость», а также Ашбернхем Хаус в Вестминстере с импозантной лестницей. В церкви с. Павла в Ковентгардене в Лондоне Джонс построил портик: здесь он впервые перенес на церковное здание схему колонного храма с коринфскими колоннами и угловыми столбами. Особенно красивым зданием считается несуществующий в наши дни фасад Сомерсет Хауса.

Джонс был одним из величайших мастеров зодчества. Он пре­восходно применял свои принципы: «в развитии здания — закономерность, в исполнении — прочность, в стиле — мужественность и свежесть». Джонс мастерски владел архитектурными массами и пропорциями, его архитектурная мысль отличалась широким размахом и благородством, исключающим из художественного выражения все внешнее и мелочное. Его здания представляют собой творения своеобразной, зрелой художественной индивидуальности, уверенно владеющей мате­риалом и формой пространственного образа.

После его смерти в развитии английской архитектуры наступило затишье. Новый подъем мы видим только с началом исторической деятельности главного мастера английского позднего ренессанса — Кристофера Рена. Творения этого родственного Джонсу по духу преемника великого английского мастера возникли в эпоху барокко. Поэтому, мы рассмотрим их ниже.

 

История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г., 2 часть.

 

Архитектура ренессанса - Германия, Австрия и Швейцария
Архитектура ренессанса в Недерландах
Архитектура ренессанса в германских странах
Архитектура ренессанса во Франции
Архитектура ренессанса в Испании
Поздний ренессанс в архитектуре Италии
Важнейшие памятники раннего ренессанса в Италии
Высокий ренессанс в архитектуре Италии
Гражданская архитектура ренессанса в Италии
Церковная архитектура ренессанса в Италии
Архитектура ренессанса в Италии
Архитектура ренессанса

 




От: no





68 просмотров (а)



Похожие темы


----------------------------

-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.
« Важнейшие памятники ренессанса в Германии Построение 3д модели интерьера по идеям дизайнера »