ѕроекты домов

 

ѕроекты домов, общественных зданий, посЄлков и пр.

 







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: »юнь 22, 2017

¬ажнейшие пам€тники ренессанса в √ермании


1*. ¬ разборе пам€тников немецкого ренессанса приходитс€ отказатьс€ от прин€того в других главах изложени€ по периодам развити€, ибо ренессанс развиваетс€ в √ермании скачкообразно и не обнаруживает единообрази€ даже в одну и ту же эпоху и в одной и в той же местности. — другой стороны, изложение по типам зданий разрушило бы цельную картину архитектурной де€тельности отдельных стран. ѕоэтому мы рассмотрим пам€тники по отдельным округам, следу€ в целом общему направлению развити€ немецкого ренессанса.

ѕервой воспринимает ренессанс ёго-западна€ √ермани€. «десь, прежде всего, следует назвать богатый торговый город југсбург, который находилс€ под вли€нием венецианского искусства, благодар€ оживленным сношени€м с ¬енецией. Ќесколько значительных мастеров подготовило почву. «десь, протекала де€тельность весьма одаренного с формальной стороны √анса Ѕургмайера (1473 Ч 1531), показавшего в своей живописи характерную дл€ эпохи ренессанса реалистически свободную трактовку природы. Ѕургмайер был, без сомнени€, до 1500 г., в »талии и ввел новые формы в свои картины и в свои эскизы дл€ дерев€нной резьбы. ќн может считатьс€ первым немецким мастером, открывшим путь к новому стилю. –€дом с ним в том же направлении протекала де€тельность родственного ему по духу √ольбейна - старшего (около 1460 Ч 1524). ¬ 1511 г. возникло первое здание немецкого ренессанса Ч капелла ‘уггеров при церкви с. јнны в југсбурге. ≈сли отрешитьс€ от перекрывающих ее сетчатых сводов, она выдержана в духе чистого венецианского раннего ренессанса и, как предполагают, построена немецким мастером »еронимусом, получившим образование в »талии и принимавшим участие в архитектурной жизни ¬енеции. — этих пор југсбург стал первым центром и исходным пунктом немецкого ренессанса. –азумеетс€, сначала ренессанс распростран€лс€ главным образом в мелком прикладном искусстве, преимущественно в отделке престолов и надгробий.
¬ажнейшие пам€тники ренессанса в √ермании


–ис. 64. ѕеллергауз в Ќюрнберге.

√анс √ольбейн - младший (1497 Ч 1543) Ч сын вышеназванного √ольбейна - старшего Ч перекочевал из југсбурга на 18 - м году жизни в Ѕазель, позднее перешел в Ћюцерн, а оттуда, веро€тно, Ч в ¬ерхнюю »талию. ѕо крайней мере, можно с некоторой уверенностью утверждать, что он посетил  омо и ћилан. ѕо своем возвращении он стал ревностным адептом ренессанса. ќднако он трактовал ренессансные формы исключительно свободно и придавал им Ч с орнаментальной стороны Ч чисто немецкий характер. ¬ этом отношении, как и в своих многочисленных проектах фасадов, декоративных оформлений и предметов, художественных ремесл, великий художник оказалс€ гениальным мастером формы; равного, ему не было в немецком искусстве. ƒальнейшее распространение ренессанса из Ѕазел€ шло первое врем€ все еще через посредство мелкого прикладного искусства.

ѕервые крупные произведени€ возникли лишь в 30-х годах. ¬ эту пору начали свою обширную строительную де€тельность баварские герцоги. ¬ промежуток с 1536 по 1543 г. немецкими и италь€нскими мастерами была построена резиденци€ в Ћандсхуте. –асположенный в старом городе флигель принадлежит немецким мастерам Ќиколаю ёберрейтеру и Ѕернгарду ÷витцелю и выдержан в духе немецкого раннего ренессанса. »м же принадлежит и вестибюль с мраморными колоннами. ѕостройкой трех других флигелей, окружающих аркадный двор с дорическими колоннами, руководил јнтонелли из ћантуи, сторонник школы —анмикели. ¬ыразительны не только двор этой резиденции, но и отдельные помещени€. ќни нашли бы признание и в ¬ероне. ¬ расположенном вблизи Ћандсхута средневековом замке “рауснитц в 1550 г. было встроено так называемое Ђиталь€нское зданиеї с широкими пролетами просто расчлененных аркад (в аркадах применены столбы), занимающих оба верхних этажа со стороны двора. ¬еликолепное внутреннее убранство верхнего этажа составл€ют роспись (гротеск), панели и чисто италь€нска€ отделка потолка; но оно было исполнено позднее в большей своей части между 1576 и 1580 гг.

—равнительно рано в новое движение включилс€ Ќюрнберг. «десь буржуазный жилой дом достиг мощных, подлинно национальных форм.  омпозици€ домов следует обычному дл€ ёжной √ермании типу. ќни имеют незначительную ширину по фронту, однако довольно высоки и очень обширны в глубину. √лавные моменты фасада Ч в остальном, очень простого, Ч составл€ют великолепно украшенные эркеры и видные фронтоны. ƒворы окружены аркадами, в которых очаровательно и с настроением сочетаютс€ ренессансные и средневековые мотивы. ¬ “ухергаузе (1533 Ч 1534) средневековые и ренессансные формы наход€тс€ в равновесии; окна напоминают французский ранний ренессанс. ќтнос€щийс€ к тому же времени √иршфогельгауз знаменит своим великолепным зимним садом, отделанным уже в зрелых, благородных формах ренессанса в 1534 г. ѕетером ‘летнером. ¬ наружной архитектуре Ч при€тное членение этажей и мощный главный карниз; возможно, проекту предшествовало изучение архитектуры в ¬ерхней »талии. ¬ значительно более позднем четырехэтажном “оплергаузе (1590 Ч 1597) основное настроение определ€етс€ еще средневековыми формами в эркере, окнах и фронтоне. ѕолную победу ренессанс празднует в знаменитом фасаде ѕеллергауза (1605); последний во всем носит характер позднего ренессанса, однако в разработке деталей и в общей осанке обнаруживаютс€... уже заметно барочные идеи (рис. 64). ¬ ратуше, начатой одиннадцатью годами позднее (1616 Ч 1622), исчезли последние отголоски средневековь€. Ќа выт€нутом в длину фасаде (рис. 65) нет колонн и пил€стр; сильное впечатление достигаетс€, однако, мощным оформлением порталов и оконных обрамлений. ¬ аркадах обоих верхних этажей двора расставлены пил€стры. јвтор ратуши мастер якоб ¬ольф - младший училс€ в »талии, по всей веро€тности, в √енуе.

—ходное, чисто буржуазное направление искусства мы находим в соседнем –отенбурге на “аубере. «десь на рыночной площади с главной ратушей открываетс€ восхитительна€ картина древненемецкого города. –атуша была построена в 1572 г. нюрнбергским мастером яконом, бом ¬ольфом-старшим, отцом вышеназванного якоба ¬ольфа-младшего. ѕеред про≠дольным лицевым фасадом, раз≠деленным восьмиугольной лестничной башней, расположена могуча€ аркадна€ галлере€ с балкоконом сделанна€ рустикой; не примыкающий к другим здани€м угол выделен высоким башенным эркером. јрхитектура галлереи и пор≠тала фронтонной стороны обнаруживает такую уверенность в разработке ренессансных форм, какую едва ли встретишь у других немец≠ких мастеров эпохи.

—ходное, чисто буржуазное направление искусства мы находим в соседнем –отенбурге на “аубере. «десь на рыночной площади с главной ратушей открываетс€ восхитительна€ картина древненемецкого города. –атуша была построена в 1572 г. нюрнбергским мастером яконом, ¬ольфом - старшим, отцом выше названного якоба ¬ольфа-младшего. ѕеред продольным лицевым фасадом, разделенным восьмиугольной лестничной башней, расположена могуча€ аркадна€ галере€ с балконом, сделанна€ рустикой; не примыкающий   другим здани€м угол выделен высоким башенным эркером. ”гол выделен высоким башенным эркером. јрхитектура галлереи и портала фронтонной стороны обнаруживает такую уверенность в разработке ренессансных форм, какую едва ли встретишь у других немецких мастеров эпохи.
¬ажнейшие пам€тники ренессанса в √ермании


–ис. 65. –атуша в Ќюрнберге.

¬ ћюнхене в конце XVI столети€ протекала де€тельность ‘ридриха —устриса и ѕетера  андида, получивших, образование в школе ¬азари, и представл€вших нидерландское толкование италь€нского ренессанса. Ёти большие художники с самосто€тельным мастерством владели формальной стороной архитектуры и оказали сильное вли€ние на современников. ѕервым их значительным произведением была с. ћикаэльскирхе (1583 Ч 1597) Ч однонефное здание с трансептом, длинным хором, замкнутым по ногоугольнику, и трем€ сравнительно маленькими боковыми капеллами с каждой стороны, кончавшимис€ полукружи€ми; в них расположены эмпоры. ¬ здании нет купола, но освещение удачное. ¬ оформлении стен церкви применены двойные пил€стры и высокий аттик. ÷илиндрический свод разработан в виде штукатурного потолка, разбитого на пол€. ¬ целом пропорции здани€ благородны, декоративна€ сторона полновесна, и все здание производит впечатление величественностью пространства. ѕроект принадлежит —устрису, хот€ это вызывает возражение. ѕетер  андид считаетс€ архитектором тех построенных в 1611 Ч 1619 гг. дл€ ћаксимилиана I выразительных крыльев, которые окружают двор королевской резиденции. Ќаружна€ архитектура проста; красивые и богатые порталы (рис. 66) не расчлененного западного фасада свидетельствуют о значительном вли€нии италь€нского ренессанса. Ѕлагодар€ широким и гармоничным отношени€м и благородной деталировке лестницы и помещени€ главного этажа производ€т превосходное впечатление изысканного царского великолепи€. Ќемецкий ренессанс не в состо€нии, быть может, назвать другое здание, равное этому по совершенству художественных форм.
¬ажнейшие пам€тники ренессанса в √ермании

–ис. 66. ѕортал западной стороны королевской резиденции в ћюнхене.

ћежду тем, југсбург вступил в период расцвета и позднего стил€. ¬ 1570 г. якоб ‘уггер призвал в југсбург венецианца јнтонио ѕонцано вместе с другими италь€нцами, поручив им украсить р€д комнат своего дворца в чисто италь€нском духе. ќднако наиболее значительные творени€ аугсбургской архитектуры создали в эпоху позднего стил€ не они, а крупный отечественный мастер Ч начальник городских работ Ч Ёлиас ’олль (1573Ч1646). ”же на 17-м году жизни Ч в пору скитаний Ч он попал в »талию, а немного лет спуст€ построил в своем родном городе цейхгауз, который обнаруживает в своем трехэтажном богато расчлененном фронтонном фасаде полноценное мастерство и нар€ду с вли€нием палладианского искусства Ч исключительную творческую самобытность. Ўедевр ’олл€ Ч ратуша (1614 Ч 1620) Ч представл€ет собой совершенно симметричную композицию. —ередину нижнего этажа, примерно третью часть ширины здани€, занимает трехкораблевый зал, идущий во всю его глубину. ќт него на поперечной оси Ч вправо и влево Ч двухмаршевые лестницы ведут в верхний этаж, в частности в расположенный над нижним залом Ђзолотой залї; последний построен в три света. ѕо углам расположены Ђкн€жеские покоиї. ”бранство Ч исключительно блест€щее и пышное. ’олль придал своему родному городу значительный вид. ƒаже городские ворота его обнаруживают благородные формы, великолепно выражающие назначение.

¬ Ўвабии следует назвать один весьма редкий пам€тник пере≠ходного стил€ Ч великолепный шлем башни церкви с.  илиана в √ейльбронне, построенный (1513Ч1529) √ансом Ўвейнером из ¬ейнсберга. “ам же в промежуток с 1579 по 1582 г. была перестроена стара€ готическа€ ратуша. ќна обращена своей длинной стороной к базарной площади; у нее высока€ открыта€ лестница с аркадами и посредине Ч над главным карнизом Ч нар€дный приставной фронтон (рис.60).   эпохе раннего ренессанса относ€тс€, кроме того, обширные, новые части “юбингенского дворца, построенные начина€ с 1537 г.; главный корпус этого
дворца содержит большой зал, распростран€ющийс€ на мощную старую пристройку. ѕомпезное здание переднего портала, выдержанное в сильно барочных формах, восходит к началу XVII столети€. ¬ Ўтутгарте с 1553 г. был построен старый дворец. јрхитектором его называют јберлина “ретча. —наружи он носит еще характер замка, благодар€ строгим нерасчлененным архитектурным массам и мощным круглым башн€м. ƒвор замка окружен трехэтажными аркадами, в них сегментные арки поко€тс€ на канелированных и весьма свободно трактованных колоннах.

ќсобый историко - архитектурный интерес представл€ет композици€ капеллы в виде узкого пр€моугольного зала, расширенного с одной продольной стороны многоэтажной нишей эркера. Ёта капелла представл€ет собой самое раннее на немецкой почве церковное здание, композици€ которого рассчитана на удовлетворение требований протестантского богослужени€. ¬еликолепным произведением редкого типа был павильон, построенный (1575Ч159J) близ дворца по заказу герцога Ћюдвига архитектором герцога √еоргом Ѕэром; в нем отразилась возросша€ в эпоху ренессанса любовь к житейским радост€м; к сожалению, павильон был снесен в 1846 г. ќн представл€л собой четырехугольное здание, окруженное открытыми аркадами с элегантными круглыми башенками по углам и с высокой открытой лестницей по середине главного фасада; над лестницей была расположена увенчанна€ фронтоном пристройка в виде портика, а по боковым фасадам Ч видные фронтоны. ¬ нижнем этаже вокруг большого бассейна с водой помещалс€ грандиозный зал дл€ прогулок, а в верхнем Ч такой же парадный зал. ¬ работе над павильоном, кроме Ѕэра, принимал участие √ейнрих Ўикгардт (1558 Ч 1634),развернувший впоследствии обширную де€тельность в ¬юртемберге, где он был герцогским придворным архитектором. Ўикгардт, будучи в »талии, копировал здани€ ѕалладио и генуэзские дворцы. ≈му суждено было строить заново не только дворцы, монастыри, церкви, школы и т. п., но и целые города (ему приписывают 12 дворцов, 17 церквей и большое число общественных и частных зданий). ќн составил проект композиции ‘рейденштадта в Ўвабии дл€ изгнанных из јвстрии протестантов и построил там чрезвычайно своеобразную по плану церковь (1601 Ч 1608), состо€щую из двух крыльев, поставленных под пр€мым углом друг к другу. ќдно было отведено дл€ мужчин, другое Ч дл€ женщин. ≈го шедевром был великолепный ЂЌовый домї в Ўтутгарте, уничтоженный впоследствии пожаром.

 аждый город может указать великолепные примеры фахверковой архитектуры, пышно расцветшей в Ўвабии.

»з пам€тников ¬ерхнего –ейна заслуживает внимани€, благодар€ своему живописному двору, украшенному галере€ми, с широкими арками и круглыми башн€ми по бокам, здание канцел€рии в  онстанце (1592). ¬ Ѕазеле при€тный фасад √ельтенцунфтгауза (1578), построенный в три ордера, указывает на изучение сочинений —ерлио. ¬ несколько более позднем Ўписгофе (около 1600 г.) в окнах применен трехчастный Ђмотив ѕалладиої.  роме того, италь€нские вли€ни€ выступают в известной своими фресками ратуше в ћюльгаузене Ёльзасском; в ней живописец ’р. ¬акштерфер из  ольмара изобразил (1552) на стене нижнего этажа рустику, а на стене верхнего Ч колонны и ниши. ¬ —трасбурге военный архитектор ƒаниэль Ўпеклин (1536 Ч 1589) составил проект (1585) фасада старой ратуши, в виде совершенно правильной композиции с пил€страми в уменьшающихс€ по высоте этажах. јрхитектура порталов и пил€стр приближаетс€ к италь€нским формам. ќбщий вид, а именно разработка окон и крыши, носит черты юго - западной архитектуры. ѕостроенный, в 1581 г. на соборной площади ‘рауенгауз относитс€ к числу наиболее замечательных дерев€нных фахверковых зданий ёжной √ермании. ¬нутреннее убранство отдельных комнат (рис. 67) также говорит
о т€готении к обобщенному применению архитектурных членений в интересах цельного пространственного впечатлени€. Ќачатый в 1569г.  аспаром ¬ейнгаузом дворец в Ѕадене замечателен тем, что в композиции плана уже широко учитываетс€ момент удобства, поскольку помещени€ св€зываютс€ коридором, идущим по середине здани€. ¬ несколько более поздний замок √оттесауэ близ  арлсруэ с круглыми купольными башн€ми (1588 Ч 1594), построенный страсбургским мастером ѕаулем ћаурером, проникли через посредство маркграфа Ёрнста ‘ридриха французские вли€ни€. ¬ √ейдельберге заслуживает внимани€, благодар€ своему богатому ‘асаду, выделенному р€дом колонн и двум€ эркерами, дом ÷ум –иттер, построенный Ўарлем Ѕелье. Ўедевр южно - немецкого и вообще всего немецкого ренессанса представл€ет собой величественный √ейдельбергский дворец, цар€щий над городом и ове€нный романтикой. ќн состоит из множества зданий, расположенных вокруг двора неправильной формы, близкой к квадрату. «дани€ эти восход€т к разным эпохам. Ѕашни со стороны горы, отдельные части стен и части дворца относ€тс€ еще к XV столетию. ѕервое здание, восход€щее к эпохе ренессанса, Ч это так называемый Ђстекл€нный залї, построенный около 1550 г. якобом √ейдерном. ќт первоначального фасада сохранилась примерно только половина с лоджи€ми, захватывающими три этажа; но и это немногое представл€ет собой исключительно живописный кусок дворцового двора. ¬ промежутке 1556Ч1563 гг. было построено идущее под пр€мым углом к предыдущему зданию Ч здание ќтто √енриха. «наменитый фасад состоит из трех этажей на цоколе.
 омната ‘рауенгауза в —трасбурге.

–ис. 67.  омната ‘рауенгауза в —трасбурге.

¬ нем налицо уравновешенное членение нижнего этажа ионическими пил€страми (над ними дорический триглифный карниз), второго этажа Ч коринфскими пил€страми и третьего Ч коринфскими колоннами (рис. 68). ¬ли€ние италь€нского ренессанса, а особенно сочинений —ерлио, Ч несомненно. ќднако композици€ весьма самосто€тельна и носит всецело немецкий характер. »м€ мастера нельз€ с точностью установить. ѕредполагают, что проект принадлежал нигде не упоминавшемус€ в другой св€зи нидерландскому скульптору јнтони. ¬ постройке принимал участие другой нидерландский мастер јлександр  олине, которого следует считать преемником јнтони. ¬ промежутке 1601 Ч 1607 гг. р€дом со зданием зала было построено страсбургским мастером √ансом Ўохом импозантное, в высшей степени монументальное здание ‘ридриха. ¬ фасаде мастер восприн€л систему здани€ ќтто - √енриха, но разработал ее значительно свободнее и зрелее. ѕышные орнаменты с мотивом свитка, картуши и богатое фигурное убранство, выполненное —ебасть€ном √етцом из ’ура, соедин€ютс€ с энергично выдел€ющимс€ структурным остовом в единую гармонию редкой силы. ¬ обоих фасадах здани€ ‘ридриха, перед нами интересное, мощное выражение германского искусства.

«дание ќтто √енриха в √ельдербергшском дворце

–ис. 68. «дание ќтто √енриха в √ельдербергшском дворце
“есные св€зи немецкой Ўвейцарии с »талией сказались и в архитектуре. ќднако со стороны композиции и оформлени€ фасада немецкое воспри€тие задает тон даже в каменной архитектуре. ƒжиованни Ћинцо соорудил в Ћюцерне, начина€ с 1557 г., –ыцарский дворец (ныне здание правительства) с красивым галлерейным двором. “еснее примыкает к северному искусству начата€ там же в 1601 г. ратуша. »меетс€ несколько интересных цеховых домов в ÷юрихе.  роме того, Ўвейцари€ может насчитать большое число интересных с художественной стороны жилых домов. ќднако замки большого размера отсутствуют. ѕостроенный в 1611Ч1617 гг. Ўтокаль nep-ѕаласт в Ѕриге (ќбервалис), состо€щий из двух высоких массивных зданий, св€занных между собою лоджией, и аркадного двора, защищенного трем€ суровыми четыреугольными башн€ми, носит, собственно говор€, скорее характер частного дома большого стил€.

“есные св€зи немецкой Ўвейцарии с »талией сказались и в архитектуре. ќднако со стороны композиции и оформлени€ фасада немецкое воспри€тие задает тон даже в каменной архитектуре. ƒжиованни Ћинцо соорудил в Ћюцерне, начина€ с 1557 г., –ыцарский дворец (ныне здание правительства) с красивым галерейным двором. “еснее примыкает к северному искусству начата€ там же в 1601 г. ратуша. »меетс€ несколько интересных цеховых домов в ÷юрихе.  роме того, Ўвейцари€ может насчитать большое число интересных с художественной стороны жилых домов. ќднако замки большого размера отсутствуют. ѕостроенный в 1611 Ч 1617 гг. Ўтокальnep ѕаласт в Ѕриге (ќбервалис), состо€щий из двух высоких массивных зданий, св€занных между собою лоджией, и аркадного двора, защищенного трем€ суровыми четырехугольными башн€ми, носит, собственно говор€, скорее характер частного дома большого стил€.

¬ јвстрии пространственные композиции и разработка форм благодар€ близости »талии обнаруживают картину известного очищени€ преобладающей северной трактовки искусства, сказавшегос€ прежде всего, в стремлении к €сности и простоте тщательно уравновешенной деталировки. ¬ юго - западных провинци€х Ч именно в “ироле Ч часто встречаетс€ восход€щий к античности мотив открытых аркад (Ђкрытых аллейї), окружающих рыночные площади и продолжающихс€ нередко по обеим сторонам прилегающих улиц. «десь, а также в ёжной Ѕаварии, поздний ренессанс примен€л вместо высоких фронтонов горизонтальные завершени€ фасадов. Ќапротив, в любви к эркерам, начинающимс€ над нижним этажом и идущим через все остальные этажи, снова сказываетс€ немецкий характер. —реди кн€жеских резиденций “ирол€ видное место занимают перестройки и новые здани€ замка в јмбрас, построенного эрцгерцогом ‘ердинандом дл€ своей супруги ‘илиппины ¬ельзер. ‘асады украшены архитектурной и скульптурной живописью, исполненной частью в технике Ђсграффитої, частью фреской. ¬нутри, нар€ду с другими великолепно отделанными помещени€ми, имеетс€ большой испанский зал (43 X 10 метров), с из€щными рамами вокруг окон и вокруг портретов тирольских кн€зей и богатым дерев€нным потолком. ќтделка кн€жеских покоев скучного снаружи замка ¬ельтурн близ Ѕриксена (1577 Ч 1586), особенно отделка две - рей, филенок, дерев€нных потолков, относитс€ к лучшим творени€м ренессанса. ¬ «альцбурге в €рко выраженном италь€нском стиле были построены начата€ в 1592 г. епископска€ резиденци€ и собор (1614Ч1634), в котором —антино —олари из  омо, ученик —камоцци, применил свободное толкование форм собора ѕетра в –име. ¬ загородном доме столицы Ўтейермарка √раце имеетс€ восход€щее к 1560 г. здание, выдержанное в строгих формах италь€нского, высокого ренессанса. ћежду 1530 и 1601 гг. в австрийском эрцгерцогстве были построены обширные новые корпуса крепости Ўаллабург близ ћелька, с красивым аркадным двором, в котором каждые два пролета верхнего этажа отвечают одному пролету нижнего.  олонны сделаны из красного мрамора, богатые пластиче≠ские украшени€ верхней галереи Ч из терракоты. «десь сказываетс€, несомненно, так же как и в аркадном дворе замка –озенбург близ Ёггендорфа (1593), в котором великолепные статуи также сделаны из обожженной глины, вли€ние верхнеиталь€нской архитектуры. ѕри дворе ‘ердинанда в ѕраге уже с 30-х годов XVI столети€ имелась италь€нска€, художественна€ колони€. —троившийс€ с 1536 г. архитектором ѕаоло делла —телла летний павильон Ѕельведер на √радшине представл€ет пр€моугольное здание, окруженное воз≠душными галере€ми с арками на стройных ионических колоннах, напоминающее базилику в ¬иченце. ¬ ѕраге подвизалс€ и —камоцци. ≈му приписываетс€ лестница √офбурга. Ѕлагородный, открывающийс€ трем€ арками на сдвоенных колоннах зал дворца ¬алленштейна указывает на вли€ние генуэзских образцов. јрхитектором называют обычно ƒжиованни ћарини. ћне хотелось бы присоединитьс€ к мне≠нию √урлитта, считающего этот зал произведением Ѕартоломео Ѕь€нко. ћавзолей эрцгерцога ‘ердинанда II, сооруженный с 1614 по 1622 г., представл€ет собой чистый продукт раннего италь€нского барокко. ¬ ¬енгрию ренессанс проник рано, благодар€ королю ћаттиасу  орвинусу (1458 Ч 1490) Ч одному из крупнейших почитателей италь€нского ренессанса (раннее проникновение ренессансных форм в —илезию следует приписать венгерским вли€ни€м).  роме состо€щего из семи фортов замка  ронштадт и нескольких достойных внимани€ рыцарских замков, р€д городов, а именно:  есмарк, Ћейтшау и с. √еоргенбург Ч об€зан ренессансу видными буржуазными домами с аркадными дворами.

¬ —редней √ермании первыми воспринимают ренессанс —аксони€ и —илези€. «десь сравнительно рано образовалась сво€ архитектурна€ школа, сто€вша€ под очевидным вли€нием ломбардского ренессанса, в особенности того направлени€, которое исхо≠дило из „ертозы близ ѕавии и отличалось главным образом богатой орнаментальной отделкой в филенках пил€стр, на архитектурных фри≠зах, на клиновидных пол€х над арками, а также над фигурными укра≠шени€ми Ч стату€ми, бюстами и головками в медальонах. „асть пам€тников очень близко следует италь€нским композиционным принципам, часть Ч сохран€ет позднеготические основные черты (как, например, дугу занавесом над окнами), примен€€ ренессансные формы в порталах, эркерах и на фронтонах.   последнему типу относитс€ здание √еорга в ƒрезденском дворце, построенное после 1530 г. ќт этого здани€ сохранились только богатые ворота √еорга (бывший портал со стороны Ёльбы) (рис. 69). √лавное здание дворца было сооружено (с 1547 г.)  аспаром ‘огтом фон ¬ирандт. ¬ его постройке принимали участие и италь€нские зодчие.

¬ажнейшие пам€тники ренессанса в √ермании

–ис. 69. ¬орота √еорга в ƒрездене.

ќт прежнего здани€ сохранилс€ только двор с видными лестничными башн€ми и открытой галереей по середине северной стороны.   более значительным произведени€м саксонского раннего ренессанса относитс€ также построенный (1533 Ч1535)  онрадом  ребсом восточный флигель замка ’артенфелье близ “оргау.   выход€щему на двор фасаду примыкают великолепно отделанна€ открыта€ лестница и лестнична€ башн€, в которой расположена смела€ по конструкции и великолепно украшенна€ вита€ лестница, напоминающа€ во многом лестницу замка в Ѕлуа. Ќасто€щей жемчужиной саксонско - силезского раннего ренессанса €вл€етс€ возникший в 1552 г. портал дворца в Ѕриге. «десь работали италь€нские мастера. ќднако вс€ композици€ проекта заставл€ет приписать его немецкому мастеру. ќ том факте, что и частна€ архитектура принимала в этой местности усердное участие в развитии ренессанса, можно судить по множеству очень красивых порталов, сохранившихс€ от этих блест€щих архитектурных времен —аксонии и —илезии. ќколо 1560 г. здесь начинаетс€ поздний ренессанс, и с этих пор главна€ роль переходит к «ападной и —еверной √ермании.

¬о ‘ранконии, в 1554 г. возник построенный маркграфом √еоргом ‘ридрихом Ѕранденбургским, ѕлассенбург близ  ульмбаха Ч здание правильной формы с четырьм€ башн€ми. “ак называемый Дкрасивый дворУ окружают исключительно богато орнаментированные аркады в два этажа на нерасчлененном, соответственно разработанном рустикой нижнем этаже. ѕостроенна€, в 1570 г. ёл. √офманом из √алле ратуша в Ўвейнфурте, представл€ет собою строгое здание с продуманными членени€ми; она с успехом может быть поставлена нар€ду с лучшими произведени€ми этого рода. ≈пископские города €вл€ютс€, как правило, очагами большой художественной де€тельности. ¬ ¬юрцбурге по заказу могуществен≠ного и ревностного кн€з€-епископа ёлиуса Ёхтера из ћеспельбрунна был построен архитектором ј.  ал ем в 1582Ч1591 гг. университетЧ выразительное здание, окружающее почти квадратный двор, с южной стороны которого расположена университетска€ цер≠ковь. ѕоследн€€, представл€ет собой скомпанованное по образцу ƒворцовых капелл, трехкораблевое здание с эмпорами. ѕо столбам идут в традиционной последовательности канелированные колонны, выступающие на три четверти толщины. »з жилых домов ¬юрцбурга, относ€щихс€ к эпохе ренессанса, заслуживает внимани€ возникший около 1616 г. живописный «андгоф Ч дом старого патрицианского рода из «андгофа. √рандиознейшим произведением франконского позднего ренессанса €вл€етс€ замок јшаффенбург, построенный (1605 Ч 1614) страсбургским мастером √еоргом –идингером дл€ архи≠епископа »оганна Ўвейкарда. ѕлан этого здани€, возникший, несомненно, под французским вли€нием, состоит из четырех крыльев- флигелей, окружающих квадратный двор: четыре мощные четыреугольные башни расположены по внешним углам и четыре лестничные башни меньшего размера Ч по углам двора. —тара€ башн€ включена в здание заднего крыла. ‘асады расчленены только мощными карнизами. ¬ обрамлении окон сказываетс€ уже сильное т€готение к барокко. «дание производит впечатление монументальности и значительности. ¬ ћайнце €сным членением (при помощи трех вертикалей пил€стр, расположенных по всем правилам) отличаетс€ начатое в 1627 г. южное крыло дворца курфюрста. ”крашени€ нижних третей колонн и прочие богатые орнаментальные придатки нос€т характер немецкой Ђсистемы свитковї. јрхитектурные детали, а в особенности оформление окон, наве€ны, несомненно, французскими образцами. Ќа Ќижнем –ейне, где в климатическом и бытовом отношени€х имеетс€ так много общего с Ќидерландами, архитектура обнаруживает близкое родство с нидерландской архитектурой. ¬еликолепный вестибюль  ельнской ратуши (1569 Ч 1571) принадлежит, правда, отечественному мастеру ¬ильгельму ¬ернике (¬ерникель), но, по признанию самого автора, проект его возник не без вли€ни€ бельгийской школы. Ёто гордое, скомпанованное в весьма благородных пропорци€х здание с колоннами (рис. 70) имеет по фронту п€ть, а с боковой стороны две открытые арки; бросаютс€ в глаза чистые, по италь€нски звучащие формы раннего ренессанса. »езуитска€ церковь в  ельне скомпанована Ч по всей веро€тности под вли€нием  ельнского собора Ч еще в готических формах; она представл€ет собою базилику со стройными круглыми столбами и эмпорами. —етчатые своды поко€тс€ на нар€дных консол€х. јрхтектурные детали нос€т характер раннего ренессанса; орнамент Ђхр€щевидного стил€ї представл€ет собой один из самых ранних примеров последнего. ¬ ƒюссельдорфе в 1622Ч1629 гг. была построена и пышно отделана трехкораблева€ зальна€ церковь с. јндреаскирхе.

¬нутренние северо - западные провинции —еверной √ермании (округа ћюнстера, √анновера, Ѕрауншвейга, √альберштадта, √ильдесгейма, √амельна) представл€ют собой область весьма значительного развити€ архитектуры как каменной, так и дерев€нной.

¬ажнейшие пам€тники ренессанса в √ермании

–ис. 70. ѕортик ратуши в  ельне.

ѕлан и построение обнаруживают вли€ние Ќидерландов, и тем не менее в здани€х сказываетс€ прочно утвердившеес€ своеобразие; сюда относитс€ дом  рысоловов в √амельне (1602) с высоким фронтоном, по кра€м которого лепитс€ фантастический узор, напоминающий пену, и с пышной, состо€щей из украшенных квадров шахматной разработкой фасада. Ѕольшинство зданий весьма интересной в архитектурном отношении главной рыночной площади ћюнстера содержит крытые ходы (Ђаллеиї). ќни отсутствуют в лучшем ренессансном пам€тнике в √ородском питейном доме (около 1615 г.); дом Ћавочного приказа (1612), там же, тесно примыкает к нидерландскому ренессансу.

¬ √анновере видный дом Ћейбница (1652) представл€ет собой пример стремлени€ к строгому организму с закономерным распределением осей. Ѕогатый эркер, поднимающийс€ от земли, представл€ет собой жемчужину ренессанса.

¬ красивой  остюмерной палате Ѕрауншвейга, построенной ћагнусом  линге и Ѕальцером  ирхером, изумл€ет чувство ритмических отношений, с каким множество античных форм применено на низких этажах средневекового здани€. »зыканным перлом этого рода €вл€етс€ также жилой дом на √оэштрассе в ћюндене, отличающийс€ изобилием колонн (рис. 71). ” совершенно симметрично скомпанованной ратуши в ѕадерборне (с 1612г.) по углам главного фронтона над открытыми аркадами имеютс€ пристройки со сплошными р€дами окон в верхнем этаже и из€щными фронтонами. јрхитектура грубоватого, но мощного фасада ратуши в ћюндене (1605) носит в основном нидерландский характер.

∆илой жом в ћюндене.

–ис. 71. ∆илой жом в ћюндене.

¬ ¬ольфенбюттеле ѕауль ‘ранке (1538Ч1615) Ч крупный художник Ч построил красивую ћариенкирхе(с 1608 г., закончена лишь в 1660г.) Ч трехкораблевую зальную церковь с пространством, производ€щим импозантное впечатление. ¬ ней налицо пропорции большого размаха. ƒеталировка сплошного р€да подымающихс€ над боковыми корабл€ми фронтонов находитс€ целиком во власти необузданного Ђстил€ ушной раковиныї (рис. 72). ”ниверситет в √ельмштедте близ Ѕрауншвейга (1592Ч1597) Ч того же автора Ч представл€ет собой состо€щее из двух высоких этажей четырехугольное здание с лестничной башней, высокими фронтонами над узкими фасадами и приставными фронтонами подлинным фасадам, по три с каждой стороны: здание отличаетс€ мощной композицией и богатой разработкой. ѕерекрытое крестовыми сводами на сложных колоннах трехкораблевое зальное здание городской церкви в Ѕюккебурге (1615), архитектором которой называют јдриена де ¬риеза, отделано тщательно продуманными, звучными украшени€ми. ‘асад весьма близок к стилю барокко и лишен церковного характера.

‘ронтон ћариенкирхе, ¬ольфенбюттен

–ис. 72. ‘ронтон ћариенкирхе, ¬ольфенбюттен.

¬ северогерманской низменности и в приморье особое положение занимает Ѕремен. ћестной ратуше Ћюдер фон Ѕентгейм придал новый фасад (нач. в 1609 г.); во всю ширину фасада идет аркадна€ галлере€ на тосканских колоннах; посредине величественно вздымаетс€ ризалит, увенчанный видным фронтоном и двум€ отступающими назад приставными боковыми фронтонами.
¬о всем обнаруживаетс€ мощна€ ренессансна€ архитектура с богатыми почти барочными скульптурными и орнаментальными украшени€ми. ”дачной композицией и блест€щей отделкой отличаетс€ внутренн€€ архитектура, именно лестница, а также галере€ верхнего этажа и залы. ясность и монументальна€ сила построенного около 1618 г. узкого и высокого Ёссиггауза значительно тер€ютс€ благодар€ обилию грубо и назойливо распространенной по всему фасаду накладной отделки и отделки с мотивом свитка. –атуша в Ёмдене Ч на крайнем северо - западе Ч была построена ћартэном јренсом из ƒельфта в чисто нидерландском стиле. √отическа€ ратуша в Ћюбеке обогатилась в 1570 г. пристроенной к фасаду арочной галереей с верхним этажом и фронтоном, в 1594 г. Ч с восточной стороны весьма богато и благородно разработанной лестницей, и в 1586 г. Ч уже несколько более грубым эркером. ¬ характере оформлени€ сказывались, правда, италь€нские вли€ни€, но сохранилась известна€ самосто€тельность. ¬ середине XVI века из Ћюбека начала распростран€тьс€ своеобразна€ терракотова€ архитектура. ќбрамлени€ порталов и окон, горизонтальные и вертикальные фризы, фигурные медальоны, а также базы, капители и кафнизы делались из обожженной глины. ѕреобладает стиль нидерландского ренессанса. ќсновой орнамента служат широкие ал€поватые листы аканта и трилистник с черенком; лист кончаетс€ полукруглым вырезом. √лавной областью распространени€ этой архитектуры €вл€етс€ ћекленбург, а ажнейшим зданием Ч ‘юрстенгоф в ¬исмаре (1553Ч1554). Ўирокий фасад с богатыми обрамлени€ми тройных окон расчленен двум€ высокими подоконными фигурными фризами, а со стороны двора, кроме того, Ч пил€страми в обоих этажах. ¬с€ концепци€, производ€ща€ впечатление поко€ и монументальности, равно как и частности архитектурного оформлени€, в особенности детали порталов (рис. 73), позвол€ют заключить о наличии верхне - италь€нских вли€ний. ћогучий замок √юстров в ћекленбурге напоминает построенный в 1558Ч1565 гг. ‘ранциском ѕарром, крупными форбашн€ми и фронтонами дворцы французского ренессанса. ¬ Ѕерлине  аспар “ейсс, ученик дворцового архитектора из “оргау, построил дворец курфюрста (с 1538 г.), от которого почти ничего не осталось.
  готическому первоначальному зданию ратуши в ѕозене Ѕаттиста ди  вадро пристроил в 1550Ч1552 гг. благородный трехэтажный фасад, открывающийс€ сплошным р€дом лоджий.
ѕортал ‘юрстенгоф в ¬исмаре.

–ис. 73. ѕортал ‘юрстенгоф в ¬исмаре.

÷елый р€д значительных зданий имеетс€ в ƒанциге. ќни тесно примыкают к нидерландскому искусству и восход€т, в большинстве случаев, к нидерландским мастерам. ¬ажнейшим пам€тником €вл€етс€ цейхгауз, законченный в основном в 1604 г.; проект цейхгауза составлен в 1600 г. јнтоном ван ќббергеном из ћехельна. Ёто четырехугольное двухэтажное кирпичное здание (в архитектуре порталов и оконных обрамлений употреблен песчаник) с фронтонами в форме фантастических волнообразных кривых (рис. 74).  акие средства были в распор€жении города, показывает тот факт, что часть камней была позолочена. ¬ более поздних произведени€х заметно и то направление нидерландского ренессанса, которое подражало классике.

÷ейхгауз в ƒанциге.

–ис. 74. ÷ейхгауз в ƒанциге.

јрхитектурна€ де€тельность продолжалась в √ермании еще в течение первой половины 30-летней войны, приблизительно до 1630 г. Ћишь в течение второй ее половины наступили те несчастные обсто€тельства, которые вызвали бессилие и обнищание нации и совершенно парализовали художественную волю буржуазии. ѕосле войны дл€ архитектуры и других искусств настала и в √ермании нова€ эпоха - началось господство интернационального барокко, вскормленного главным образом устремлени€ми монархического абсолютизма.
»стори€ архитектуры  . ќ. √артман, 1936 г., 2 часть.



ќт: no





490 просмотров (а)

-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€: (или войдите через соц. сети ниже)
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.


ѕохожие темы:


----------------------------

« јрхитектура ренессанса - √ермани€, јвстри€ и Ўвейцари€ јрхитектура ренессанса в јнглии »