Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова



Опубликовано: Июнь 22, 2017

Важнейшие памятники ренессанса в Германии


1*. В разборе памятников немецкого ренессанса приходится отказаться от принятого в других главах изложения по периодам развития, ибо ренессанс развивается в Германии скачкообразно и не обнаруживает единообразия даже в одну и ту же эпоху и в одной и в той же местности. С другой стороны, изложение по типам зданий разрушило бы цельную картину архитектурной деятельности отдельных стран. Поэтому мы рассмотрим памятники по отдельным округам, следуя в целом общему направлению развития немецкого ренессанса.

Первой воспринимает ренессанс Юго-западная Германия. Здесь, прежде всего, следует назвать богатый торговый город Аугсбург, который находился под влиянием венецианского искусства, благодаря оживленным сношениям с Венецией. Несколько значительных мастеров подготовило почву. Здесь, протекала деятельность весьма одаренного с формальной стороны Ганса Бургмайера (1473 — 1531), показавшего в своей живописи характерную для эпохи ренессанса реалистически свободную трактовку природы. Бургмайер был, без сомнения, до 1500 г., в Италии и ввел новые формы в свои картины и в свои эскизы для деревянной резьбы. Он может считаться первым немецким мастером, открывшим путь к новому стилю. Рядом с ним в том же направлении протекала деятельность родственного ему по духу Гольбейна - старшего (около 1460 — 1524). В 1511 г. возникло первое здание немецкого ренессанса — капелла Фуггеров при церкви с. Анны в Аугсбурге. Если отрешиться от перекрывающих ее сетчатых сводов, она выдержана в духе чистого венецианского раннего ренессанса и, как предполагают, построена немецким мастером Иеронимусом, получившим образование в Италии и принимавшим участие в архитектурной жизни Венеции. С этих пор Аугсбург стал первым центром и исходным пунктом немецкого ренессанса. Разумеется, сначала ренессанс распространялся главным образом в мелком прикладном искусстве, преимущественно в отделке престолов и надгробий.
 
Важнейшие памятники ренессанса в Германии


Рис. 64. Пеллергауз в Нюрнберге.

Ганс Гольбейн - младший (1497 — 1543) — сын вышеназванного Гольбейна - старшего — перекочевал из Аугсбурга на 18 - м году жизни в Базель, позднее перешел в Люцерн, а оттуда, вероятно, — в Верхнюю Италию. По крайней мере, можно с некоторой уверенностью утверждать, что он посетил Комо и Милан. По своем возвращении он стал ревностным адептом ренессанса. Однако он трактовал ренессансные формы исключительно свободно и придавал им — с орнаментальной стороны — чисто немецкий характер. В этом отношении, как и в своих многочисленных проектах фасадов, декоративных оформлений и предметов, художественных ремесл, великий художник оказался гениальным мастером формы; равного, ему не было в немецком искусстве. Дальнейшее распространение ренессанса из Базеля шло первое время все еще через посредство мелкого прикладного искусства.

Первые крупные произведения возникли лишь в 30-х годах. В эту пору начали свою обширную строительную деятельность баварские герцоги. В промежуток с 1536 по 1543 г. немецкими и итальянскими мастерами была построена резиденция в Ландсхуте. Расположенный в старом городе флигель принадлежит немецким мастерам Николаю Юберрейтеру и Бернгарду Цвитцелю и выдержан в духе немецкого раннего ренессанса. Им же принадлежит и вестибюль с мраморными колоннами. Постройкой трех других флигелей, окружающих аркадный двор с дорическими колоннами, руководил Антонелли из Мантуи, сторонник школы Санмикели. Выразительны не только двор этой резиденции, но и отдельные помещения. Они нашли бы признание и в Вероне. В расположенном вблизи Ландсхута средневековом замке Трауснитц в 1550 г. было встроено так называемое «итальянское здание» с широкими пролетами просто расчлененных аркад (в аркадах применены столбы), занимающих оба верхних этажа со стороны двора. Великолепное внутреннее убранство верхнего этажа составляют роспись (гротеск), панели и чисто итальянская отделка потолка; но оно было исполнено позднее в большей своей части между 1576 и 1580 гг.

Сравнительно рано в новое движение включился Нюрнберг. Здесь буржуазный жилой дом достиг мощных, подлинно национальных форм. Композиция домов следует обычному для Южной Германии типу. Они имеют незначительную ширину по фронту, однако довольно высоки и очень обширны в глубину. Главные моменты фасада — в остальном, очень простого, — составляют великолепно украшенные эркеры и видные фронтоны. Дворы окружены аркадами, в которых очаровательно и с настроением сочетаются ренессансные и средневековые мотивы. В Тухергаузе (1533 — 1534) средневековые и ренессансные формы находятся в равновесии; окна напоминают французский ранний ренессанс. Относящийся к тому же времени Гиршфогельгауз знаменит своим великолепным зимним садом, отделанным уже в зрелых, благородных формах ренессанса в 1534 г. Петером Флетнером. В наружной архитектуре — приятное членение этажей и мощный главный карниз; возможно, проекту предшествовало изучение архитектуры в Верхней Италии. В значительно более позднем четырехэтажном Топлергаузе (1590 — 1597) основное настроение определяется еще средневековыми формами в эркере, окнах и фронтоне. Полную победу ренессанс празднует в знаменитом фасаде Пеллергауза (1605); последний во всем носит характер позднего ренессанса, однако в разработке деталей и в общей осанке обнаруживаются... уже заметно барочные идеи (рис. 64). В ратуше, начатой одиннадцатью годами позднее (1616 — 1622), исчезли последние отголоски средневековья. На вытянутом в длину фасаде (рис. 65) нет колонн и пилястр; сильное впечатление достигается, однако, мощным оформлением порталов и оконных обрамлений. В аркадах обоих верхних этажей двора расставлены пилястры. Автор ратуши мастер Якоб Вольф - младший учился в Италии, по всей вероятности, в Генуе.

Сходное, чисто буржуазное направление искусства мы находим в соседнем Ротенбурге на Таубере. Здесь на рыночной площади с главной ратушей открывается восхитительная картина древненемецкого города. Ратуша была построена в 1572 г. нюрнбергским мастером Яконом, бом Вольфом-старшим, отцом вышеназванного Якоба Вольфа-младшего. Перед про­дольным лицевым фасадом, раз­деленным восьмиугольной лестничной башней, расположена могучая аркадная галлерея с балкоконом сделанная рустикой; не примыкающий к другим зданиям угол выделен высоким башенным эркером. Архитектура галлереи и пор­тала фронтонной стороны обнаруживает такую уверенность в разработке ренессансных форм, какую едва ли встретишь у других немец­ких мастеров эпохи.

Сходное, чисто буржуазное направление искусства мы находим в соседнем Ротенбурге на Таубере. Здесь на рыночной площади с главной ратушей открывается восхитительная картина древненемецкого города. Ратуша была построена в 1572 г. нюрнбергским мастером Яконом, Вольфом - старшим, отцом выше названного Якоба Вольфа-младшего. Перед продольным лицевым фасадом, разделенным восьмиугольной лестничной башней, расположена могучая аркадная галерея с балконом, сделанная рустикой; не примыкающий К другим зданиям угол выделен высоким башенным эркером. Угол выделен высоким башенным эркером. Архитектура галлереи и портала фронтонной стороны обнаруживает такую уверенность в разработке ренессансных форм, какую едва ли встретишь у других немецких мастеров эпохи.
 
Важнейшие памятники ренессанса в Германии


Рис. 65. Ратуша в Нюрнберге.

В Мюнхене в конце XVI столетия протекала деятельность Фридриха Сустриса и Петера Кандида, получивших, образование в школе Вазари, и представлявших нидерландское толкование итальянского ренессанса. Эти большие художники с самостоятельным мастерством владели формальной стороной архитектуры и оказали сильное влияние на современников. Первым их значительным произведением была с. Микаэльскирхе (1583 — 1597) — однонефное здание с трансептом, длинным хором, замкнутым по ногоугольнику, и тремя сравнительно маленькими боковыми капеллами с каждой стороны, кончавшимися полукружиями; в них расположены эмпоры. В здании нет купола, но освещение удачное. В оформлении стен церкви применены двойные пилястры и высокий аттик. Цилиндрический свод разработан в виде штукатурного потолка, разбитого на поля. В целом пропорции здания благородны, декоративная сторона полновесна, и все здание производит впечатление величественностью пространства. Проект принадлежит Сустрису, хотя это вызывает возражение. Петер Кандид считается архитектором тех построенных в 1611 — 1619 гг. для Максимилиана I выразительных крыльев, которые окружают двор королевской резиденции. Наружная архитектура проста; красивые и богатые порталы (рис. 66) не расчлененного западного фасада свидетельствуют о значительном влиянии итальянского ренессанса. Благодаря широким и гармоничным отношениям и благородной деталировке лестницы и помещения главного этажа производят превосходное впечатление изысканного царского великолепия. Немецкий ренессанс не в состоянии, быть может, назвать другое здание, равное этому по совершенству художественных форм.
 
Важнейшие памятники ренессанса в Германии

Рис. 66. Портал западной стороны королевской резиденции в Мюнхене.

Между тем, Аугсбург вступил в период расцвета и позднего стиля. В 1570 г. Якоб Фуггер призвал в Аугсбург венецианца Антонио Понцано вместе с другими итальянцами, поручив им украсить ряд комнат своего дворца в чисто итальянском духе. Однако наиболее значительные творения аугсбургской архитектуры создали в эпоху позднего стиля не они, а крупный отечественный мастер — начальник городских работ — Элиас Холль (1573—1646). Уже на 17-м году жизни — в пору скитаний — он попал в Италию, а немного лет спустя построил в своем родном городе цейхгауз, который обнаруживает в своем трехэтажном богато расчлененном фронтонном фасаде полноценное мастерство и наряду с влиянием палладианского искусства — исключительную творческую самобытность. Шедевр Холля — ратуша (1614 — 1620) — представляет собой совершенно симметричную композицию. Середину нижнего этажа, примерно третью часть ширины здания, занимает трехкораблевый зал, идущий во всю его глубину. От него на поперечной оси — вправо и влево — двухмаршевые лестницы ведут в верхний этаж, в частности в расположенный над нижним залом «золотой зал»; последний построен в три света. По углам расположены «княжеские покои». Убранство — исключительно блестящее и пышное. Холль придал своему родному городу значительный вид. Даже городские ворота его обнаруживают благородные формы, великолепно выражающие назначение.

В Швабии следует назвать один весьма редкий памятник пере­ходного стиля — великолепный шлем башни церкви с. Килиана в Гейльбронне, построенный (1513—1529) Гансом Швейнером из Вейнсберга. Там же в промежуток с 1579 по 1582 г. была перестроена старая готическая ратуша. Она обращена своей длинной стороной к базарной площади; у нее высокая открытая лестница с аркадами и посредине — над главным карнизом — нарядный приставной фронтон (рис.60). К эпохе раннего ренессанса относятся, кроме того, обширные, новые части Тюбингенского дворца, построенные начиная с 1537 г.; главный корпус этого
дворца содержит большой зал, распространяющийся на мощную старую пристройку. Помпезное здание переднего портала, выдержанное в сильно барочных формах, восходит к началу XVII столетия. В Штутгарте с 1553 г. был построен старый дворец. Архитектором его называют Аберлина Третча. Снаружи он носит еще характер замка, благодаря строгим нерасчлененным архитектурным массам и мощным круглым башням. Двор замка окружен трехэтажными аркадами, в них сегментные арки покоятся на канелированных и весьма свободно трактованных колоннах.

Особый историко - архитектурный интерес представляет композиция капеллы в виде узкого прямоугольного зала, расширенного с одной продольной стороны многоэтажной нишей эркера. Эта капелла представляет собой самое раннее на немецкой почве церковное здание, композиция которого рассчитана на удовлетворение требований протестантского богослужения. Великолепным произведением редкого типа был павильон, построенный (1575—159J) близ дворца по заказу герцога Людвига архитектором герцога Георгом Бэром; в нем отразилась возросшая в эпоху ренессанса любовь к житейским радостям; к сожалению, павильон был снесен в 1846 г. Он представлял собой четырехугольное здание, окруженное открытыми аркадами с элегантными круглыми башенками по углам и с высокой открытой лестницей по середине главного фасада; над лестницей была расположена увенчанная фронтоном пристройка в виде портика, а по боковым фасадам — видные фронтоны. В нижнем этаже вокруг большого бассейна с водой помещался грандиозный зал для прогулок, а в верхнем — такой же парадный зал. В работе над павильоном, кроме Бэра, принимал участие Гейнрих Шикгардт (1558 — 1634),развернувший впоследствии обширную деятельность в Вюртемберге, где он был герцогским придворным архитектором. Шикгардт, будучи в Италии, копировал здания Палладио и генуэзские дворцы. Ему суждено было строить заново не только дворцы, монастыри, церкви, школы и т. п., но и целые города (ему приписывают 12 дворцов, 17 церквей и большое число общественных и частных зданий). Он составил проект композиции Фрейденштадта в Швабии для изгнанных из Австрии протестантов и построил там чрезвычайно своеобразную по плану церковь (1601 — 1608), состоящую из двух крыльев, поставленных под прямым углом друг к другу. Одно было отведено для мужчин, другое — для женщин. Его шедевром был великолепный «Новый дом» в Штутгарте, уничтоженный впоследствии пожаром.

Каждый город может указать великолепные примеры фахверковой архитектуры, пышно расцветшей в Швабии.

Из памятников Верхнего Рейна заслуживает внимания, благодаря своему живописному двору, украшенному галереями, с широкими арками и круглыми башнями по бокам, здание канцелярии в Констанце (1592). В Базеле приятный фасад Гельтенцунфтгауза (1578), построенный в три ордера, указывает на изучение сочинений Серлио. В несколько более позднем Шписгофе (около 1600 г.) в окнах применен трехчастный «мотив Палладио». Кроме того, итальянские влияния выступают в известной своими фресками ратуше в Мюльгаузене Эльзасском; в ней живописец Хр. Вакштерфер из Кольмара изобразил (1552) на стене нижнего этажа рустику, а на стене верхнего — колонны и ниши. В Страсбурге военный архитектор Даниэль Шпеклин (1536 — 1589) составил проект (1585) фасада старой ратуши, в виде совершенно правильной композиции с пилястрами в уменьшающихся по высоте этажах. Архитектура порталов и пилястр приближается к итальянским формам. Общий вид, а именно разработка окон и крыши, носит черты юго - западной архитектуры. Построенный, в 1581 г. на соборной площади Фрауенгауз относится к числу наиболее замечательных деревянных фахверковых зданий Южной Германии. Внутреннее убранство отдельных комнат (рис. 67) также говорит
о тяготении к обобщенному применению архитектурных членений в интересах цельного пространственного впечатления. Начатый в 1569г. Каспаром Вейнгаузом дворец в Бадене замечателен тем, что в композиции плана уже широко учитывается момент удобства, поскольку помещения связываются коридором, идущим по середине здания. В несколько более поздний замок Готтесауэ близ Карлсруэ с круглыми купольными башнями (1588 — 1594), построенный страсбургским мастером Паулем Маурером, проникли через посредство маркграфа Эрнста Фридриха французские влияния. В Гейдельберге заслуживает внимания, благодаря своему богатому Фасаду, выделенному рядом колонн и двумя эркерами, дом Цум Риттер, построенный Шарлем Белье. Шедевр южно - немецкого и вообще всего немецкого ренессанса представляет собой величественный Гейдельбергский дворец, царящий над городом и овеянный романтикой. Он состоит из множества зданий, расположенных вокруг двора неправильной формы, близкой к квадрату. Здания эти восходят к разным эпохам. Башни со стороны горы, отдельные части стен и части дворца относятся еще к XV столетию. Первое здание, восходящее к эпохе ренессанса, — это так называемый «стеклянный зал», построенный около 1550 г. Якобом Гейдерном. От первоначального фасада сохранилась примерно только половина с лоджиями, захватывающими три этажа; но и это немногое представляет собой исключительно живописный кусок дворцового двора. В промежутке 1556—1563 гг. было построено идущее под прямым углом к предыдущему зданию — здание Отто Генриха. Знаменитый фасад состоит из трех этажей на цоколе.
 
Комната Фрауенгауза в Страсбурге.

 
Рис. 67. Комната Фрауенгауза в Страсбурге.

В нем налицо уравновешенное членение нижнего этажа ионическими пилястрами (над ними дорический триглифный карниз), второго этажа — коринфскими пилястрами и третьего — коринфскими колоннами (рис. 68). Влияние итальянского ренессанса, а особенно сочинений Серлио, — несомненно. Однако композиция весьма самостоятельна и носит всецело немецкий характер. Имя мастера нельзя с точностью установить. Предполагают, что проект принадлежал нигде не упоминавшемуся в другой связи нидерландскому скульптору Антони. В постройке принимал участие другой нидерландский мастер Александр Колине, которого следует считать преемником Антони. В промежутке 1601 — 1607 гг. рядом со зданием зала было построено страсбургским мастером Гансом Шохом импозантное, в высшей степени монументальное здание Фридриха. В фасаде мастер воспринял систему здания Отто - Генриха, но разработал ее значительно свободнее и зрелее. Пышные орнаменты с мотивом свитка, картуши и богатое фигурное убранство, выполненное Себастьяном Гетцом из Хура, соединяются с энергично выделяющимся структурным остовом в единую гармонию редкой силы. В обоих фасадах здания Фридриха, перед нами интересное, мощное выражение германского искусства.

Здание Отто Генриха в Гельдербергшском дворце

 
Рис. 68. Здание Отто Генриха в Гельдербергшском дворце
 
Тесные связи немецкой Швейцарии с Италией сказались и в архитектуре. Однако со стороны композиции и оформления фасада немецкое восприятие задает тон даже в каменной архитектуре. Джиованни Линцо соорудил в Люцерне, начиная с 1557 г., Рыцарский дворец (ныне здание правительства) с красивым галлерейным двором. Теснее примыкает к северному искусству начатая там же в 1601 г. ратуша. Имеется несколько интересных цеховых домов в Цюрихе. Кроме того, Швейцария может насчитать большое число интересных с художественной стороны жилых домов. Однако замки большого размера отсутствуют. Построенный в 1611—1617 гг. Штокаль nep-Паласт в Бриге (Обервалис), состоящий из двух высоких массивных зданий, связанных между собою лоджией, и аркадного двора, защищенного тремя суровыми четыреугольными башнями, носит, собственно говоря, скорее характер частного дома большого стиля.

Тесные связи немецкой Швейцарии с Италией сказались и в архитектуре. Однако со стороны композиции и оформления фасада немецкое восприятие задает тон даже в каменной архитектуре. Джиованни Линцо соорудил в Люцерне, начиная с 1557 г., Рыцарский дворец (ныне здание правительства) с красивым галерейным двором. Теснее примыкает к северному искусству начатая там же в 1601 г. ратуша. Имеется несколько интересных цеховых домов в Цюрихе. Кроме того, Швейцария может насчитать большое число интересных с художественной стороны жилых домов. Однако замки большого размера отсутствуют. Построенный в 1611 — 1617 гг. Штокальnep Паласт в Бриге (Обервалис), состоящий из двух высоких массивных зданий, связанных между собою лоджией, и аркадного двора, защищенного тремя суровыми четырехугольными башнями, носит, собственно говоря, скорее характер частного дома большого стиля.

В Австрии пространственные композиции и разработка форм благодаря близости Италии обнаруживают картину известного очищения преобладающей северной трактовки искусства, сказавшегося прежде всего, в стремлении к ясности и простоте тщательно уравновешенной деталировки. В юго - западных провинциях — именно в Тироле — часто встречается восходящий к античности мотив открытых аркад («крытых аллей»), окружающих рыночные площади и продолжающихся нередко по обеим сторонам прилегающих улиц. Здесь, а также в Южной Баварии, поздний ренессанс применял вместо высоких фронтонов горизонтальные завершения фасадов. Напротив, в любви к эркерам, начинающимся над нижним этажом и идущим через все остальные этажи, снова сказывается немецкий характер. Среди княжеских резиденций Тироля видное место занимают перестройки и новые здания замка в Амбрас, построенного эрцгерцогом Фердинандом для своей супруги Филиппины Вельзер. Фасады украшены архитектурной и скульптурной живописью, исполненной частью в технике «сграффито», частью фреской. Внутри, наряду с другими великолепно отделанными помещениями, имеется большой испанский зал (43 X 10 метров), с изящными рамами вокруг окон и вокруг портретов тирольских князей и богатым деревянным потолком. Отделка княжеских покоев скучного снаружи замка Вельтурн близ Бриксена (1577 — 1586), особенно отделка две - рей, филенок, деревянных потолков, относится к лучшим творениям ренессанса. В Зальцбурге в ярко выраженном итальянском стиле были построены начатая в 1592 г. епископская резиденция и собор (1614—1634), в котором Сантино Солари из Комо, ученик Скамоцци, применил свободное толкование форм собора Петра в Риме. В загородном доме столицы Штейермарка Граце имеется восходящее к 1560 г. здание, выдержанное в строгих формах итальянского, высокого ренессанса. Между 1530 и 1601 гг. в австрийском эрцгерцогстве были построены обширные новые корпуса крепости Шаллабург близ Мелька, с красивым аркадным двором, в котором каждые два пролета верхнего этажа отвечают одному пролету нижнего. Колонны сделаны из красного мрамора, богатые пластиче­ские украшения верхней галереи — из терракоты. Здесь сказывается, несомненно, так же как и в аркадном дворе замка Розенбург близ Эггендорфа (1593), в котором великолепные статуи также сделаны из обожженной глины, влияние верхнеитальянской архитектуры. При дворе Фердинанда в Праге уже с 30-х годов XVI столетия имелась итальянская, художественная колония. Строившийся с 1536 г. архитектором Паоло делла Стелла летний павильон Бельведер на Градшине представляет прямоугольное здание, окруженное воз­душными галереями с арками на стройных ионических колоннах, напоминающее базилику в Виченце. В Праге подвизался и Скамоцци. Ему приписывается лестница Гофбурга. Благородный, открывающийся тремя арками на сдвоенных колоннах зал дворца Валленштейна указывает на влияние генуэзских образцов. Архитектором называют обычно Джиованни Марини. Мне хотелось бы присоединиться к мне­нию Гурлитта, считающего этот зал произведением Бартоломео Бьянко. Мавзолей эрцгерцога Фердинанда II, сооруженный с 1614 по 1622 г., представляет собой чистый продукт раннего итальянского барокко. В Венгрию ренессанс проник рано, благодаря королю Маттиасу Корвинусу (1458 — 1490) — одному из крупнейших почитателей итальянского ренессанса (раннее проникновение ренессансных форм в Силезию следует приписать венгерским влияниям). Кроме состоящего из семи фортов замка Кронштадт и нескольких достойных внимания рыцарских замков, ряд городов, а именно: Кесмарк, Лейтшау и с. Георгенбург — обязан ренессансу видными буржуазными домами с аркадными дворами.

В Средней Германии первыми воспринимают ренессанс Саксония и Силезия. Здесь сравнительно рано образовалась своя архитектурная школа, стоявшая под очевидным влиянием ломбардского ренессанса, в особенности того направления, которое исхо­дило из Чертозы близ Павии и отличалось главным образом богатой орнаментальной отделкой в филенках пилястр, на архитектурных фри­зах, на клиновидных полях над арками, а также над фигурными укра­шениями — статуями, бюстами и головками в медальонах. Часть памятников очень близко следует итальянским композиционным принципам, часть — сохраняет позднеготические основные черты (как, например, дугу занавесом над окнами), применяя ренессансные формы в порталах, эркерах и на фронтонах. К последнему типу относится здание Георга в Дрезденском дворце, построенное после 1530 г. От этого здания сохранились только богатые ворота Георга (бывший портал со стороны Эльбы) (рис. 69). Главное здание дворца было сооружено (с 1547 г.) Каспаром Фогтом фон Вирандт. В его постройке принимали участие и итальянские зодчие.

Важнейшие памятники ренессанса в Германии

 
Рис. 69. Ворота Георга в Дрездене.

От прежнего здания сохранился только двор с видными лестничными башнями и открытой галереей по середине северной стороны. К более значительным произведениям саксонского раннего ренессанса относится также построенный (1533 —1535) Конрадом Кребсом восточный флигель замка Хартенфелье близ Торгау. К выходящему на двор фасаду примыкают великолепно отделанная открытая лестница и лестничная башня, в которой расположена смелая по конструкции и великолепно украшенная витая лестница, напоминающая во многом лестницу замка в Блуа. Настоящей жемчужиной саксонско - силезского раннего ренессанса является возникший в 1552 г. портал дворца в Бриге. Здесь работали итальянские мастера. Однако вся композиция проекта заставляет приписать его немецкому мастеру. О том факте, что и частная архитектура принимала в этой местности усердное участие в развитии ренессанса, можно судить по множеству очень красивых порталов, сохранившихся от этих блестящих архитектурных времен Саксонии и Силезии. Около 1560 г. здесь начинается поздний ренессанс, и с этих пор главная роль переходит к Западной и Северной Германии.

Во Франконии, в 1554 г. возник построенный маркграфом Георгом Фридрихом Бранденбургским, Плассенбург близ Кульмбаха — здание правильной формы с четырьмя башнями. Так называемый „красивый двор“ окружают исключительно богато орнаментированные аркады в два этажа на нерасчлененном, соответственно разработанном рустикой нижнем этаже. Построенная, в 1570 г. Юл. Гофманом из Галле ратуша в Швейнфурте, представляет собою строгое здание с продуманными членениями; она с успехом может быть поставлена наряду с лучшими произведениями этого рода. Епископские города являются, как правило, очагами большой художественной деятельности. В Вюрцбурге по заказу могуществен­ного и ревностного князя-епископа Юлиуса Эхтера из Меспельбрунна был построен архитектором А. Кал ем в 1582—1591 гг. университет— выразительное здание, окружающее почти квадратный двор, с южной стороны которого расположена университетская цер­ковь. Последняя, представляет собой скомпанованное по образцу Дворцовых капелл, трехкораблевое здание с эмпорами. По столбам идут в традиционной последовательности канелированные колонны, выступающие на три четверти толщины. Из жилых домов Вюрцбурга, относящихся к эпохе ренессанса, заслуживает внимания возникший около 1616 г. живописный Зандгоф — дом старого патрицианского рода из Зандгофа. Грандиознейшим произведением франконского позднего ренессанса является замок Ашаффенбург, построенный (1605 — 1614) страсбургским мастером Георгом Ридингером для архи­епископа Иоганна Швейкарда. План этого здания, возникший, несомненно, под французским влиянием, состоит из четырех крыльев- флигелей, окружающих квадратный двор: четыре мощные четыреугольные башни расположены по внешним углам и четыре лестничные башни меньшего размера — по углам двора. Старая башня включена в здание заднего крыла. Фасады расчленены только мощными карнизами. В обрамлении окон сказывается уже сильное тяготение к барокко. Здание производит впечатление монументальности и значительности. В Майнце ясным членением (при помощи трех вертикалей пилястр, расположенных по всем правилам) отличается начатое в 1627 г. южное крыло дворца курфюрста. Украшения нижних третей колонн и прочие богатые орнаментальные придатки носят характер немецкой «системы свитков». Архитектурные детали, а в особенности оформление окон, навеяны, несомненно, французскими образцами. На Нижнем Рейне, где в климатическом и бытовом отношениях имеется так много общего с Нидерландами, архитектура обнаруживает близкое родство с нидерландской архитектурой. Великолепный вестибюль Кельнской ратуши (1569 — 1571) принадлежит, правда, отечественному мастеру Вильгельму Вернике (Верникель), но, по признанию самого автора, проект его возник не без влияния бельгийской школы. Это гордое, скомпанованное в весьма благородных пропорциях здание с колоннами (рис. 70) имеет по фронту пять, а с боковой стороны две открытые арки; бросаются в глаза чистые, по итальянски звучащие формы раннего ренессанса. Иезуитская церковь в Кельне скомпанована — по всей вероятности под влиянием Кельнского собора — еще в готических формах; она представляет собою базилику со стройными круглыми столбами и эмпорами. Сетчатые своды покоятся на нарядных консолях. Архтектурные детали носят характер раннего ренессанса; орнамент «хрящевидного стиля» представляет собой один из самых ранних примеров последнего. В Дюссельдорфе в 1622—1629 гг. была построена и пышно отделана трехкораблевая зальная церковь с. Андреаскирхе.

Внутренние северо - западные провинции Северной Германии (округа Мюнстера, Ганновера, Брауншвейга, Гальберштадта, Гильдесгейма, Гамельна) представляют собой область весьма значительного развития архитектуры как каменной, так и деревянной.

Важнейшие памятники ренессанса в Германии

 
Рис. 70. Портик ратуши в Кельне.

План и построение обнаруживают влияние Нидерландов, и тем не менее в зданиях сказывается прочно утвердившееся своеобразие; сюда относится дом Крысоловов в Гамельне (1602) с высоким фронтоном, по краям которого лепится фантастический узор, напоминающий пену, и с пышной, состоящей из украшенных квадров шахматной разработкой фасада. Большинство зданий весьма интересной в архитектурном отношении главной рыночной площади Мюнстера содержит крытые ходы («аллеи»). Они отсутствуют в лучшем ренессансном памятнике в Городском питейном доме (около 1615 г.); дом Лавочного приказа (1612), там же, тесно примыкает к нидерландскому ренессансу.

В Ганновере видный дом Лейбница (1652) представляет собой пример стремления к строгому организму с закономерным распределением осей. Богатый эркер, поднимающийся от земли, представляет собой жемчужину ренессанса.

В красивой Костюмерной палате Брауншвейга, построенной Магнусом Клинге и Бальцером Кирхером, изумляет чувство ритмических отношений, с каким множество античных форм применено на низких этажах средневекового здания. Изыканным перлом этого рода является также жилой дом на Гоэштрассе в Мюндене, отличающийся изобилием колонн (рис. 71). У совершенно симметрично скомпанованной ратуши в Падерборне (с 1612г.) по углам главного фронтона над открытыми аркадами имеются пристройки со сплошными рядами окон в верхнем этаже и изящными фронтонами. Архитектура грубоватого, но мощного фасада ратуши в Мюндене (1605) носит в основном нидерландский характер.

Жилой жом в Мюндене.

 
Рис. 71. Жилой жом в Мюндене.

В Вольфенбюттеле Пауль Франке (1538—1615) — крупный художник — построил красивую Мариенкирхе(с 1608 г., закончена лишь в 1660г.) — трехкораблевую зальную церковь с пространством, производящим импозантное впечатление. В ней налицо пропорции большого размаха. Деталировка сплошного ряда подымающихся над боковыми кораблями фронтонов находится целиком во власти необузданного «стиля ушной раковины» (рис. 72). Университет в Гельмштедте близ Брауншвейга (1592—1597) — того же автора — представляет собой состоящее из двух высоких этажей четырехугольное здание с лестничной башней, высокими фронтонами над узкими фасадами и приставными фронтонами подлинным фасадам, по три с каждой стороны: здание отличается мощной композицией и богатой разработкой. Перекрытое крестовыми сводами на сложных колоннах трехкораблевое зальное здание городской церкви в Бюккебурге (1615), архитектором которой называют Адриена де Вриеза, отделано тщательно продуманными, звучными украшениями. Фасад весьма близок к стилю барокко и лишен церковного характера.

Фронтон Мариенкирхе, Вольфенбюттен

 
Рис. 72. Фронтон Мариенкирхе, Вольфенбюттен.

В северогерманской низменности и в приморье особое положение занимает Бремен. Местной ратуше Людер фон Бентгейм придал новый фасад (нач. в 1609 г.); во всю ширину фасада идет аркадная галлерея на тосканских колоннах; посредине величественно вздымается ризалит, увенчанный видным фронтоном и двумя отступающими назад приставными боковыми фронтонами.
Во всем обнаруживается мощная ренессансная архитектура с богатыми почти барочными скульптурными и орнаментальными украшениями. Удачной композицией и блестящей отделкой отличается внутренняя архитектура, именно лестница, а также галерея верхнего этажа и залы. Ясность и монументальная сила построенного около 1618 г. узкого и высокого Эссиггауза значительно теряются благодаря обилию грубо и назойливо распространенной по всему фасаду накладной отделки и отделки с мотивом свитка. Ратуша в Эмдене — на крайнем северо - западе — была построена Мартэном Аренсом из Дельфта в чисто нидерландском стиле. Готическая ратуша в Любеке обогатилась в 1570 г. пристроенной к фасаду арочной галереей с верхним этажом и фронтоном, в 1594 г. — с восточной стороны весьма богато и благородно разработанной лестницей, и в 1586 г. — уже несколько более грубым эркером. В характере оформления сказывались, правда, итальянские влияния, но сохранилась известная самостоятельность. В середине XVI века из Любека начала распространяться своеобразная терракотовая архитектура. Обрамления порталов и окон, горизонтальные и вертикальные фризы, фигурные медальоны, а также базы, капители и кафнизы делались из обожженной глины. Преобладает стиль нидерландского ренессанса. Основой орнамента служат широкие аляповатые листы аканта и трилистник с черенком; лист кончается полукруглым вырезом. Главной областью распространения этой архитектуры является Мекленбург, а ажнейшим зданием — Фюрстенгоф в Висмаре (1553—1554). Широкий фасад с богатыми обрамлениями тройных окон расчленен двумя высокими подоконными фигурными фризами, а со стороны двора, кроме того, — пилястрами в обоих этажах. Вся концепция, производящая впечатление покоя и монументальности, равно как и частности архитектурного оформления, в особенности детали порталов (рис. 73), позволяют заключить о наличии верхне - итальянских влияний. Могучий замок Гюстров в Мекленбурге напоминает построенный в 1558—1565 гг. Франциском Парром, крупными форбашнями и фронтонами дворцы французского ренессанса. В Берлине Каспар Тейсс, ученик дворцового архитектора из Торгау, построил дворец курфюрста (с 1538 г.), от которого почти ничего не осталось.
 
К готическому первоначальному зданию ратуши в Позене Баттиста ди Квадро пристроил в 1550—1552 гг. благородный трехэтажный фасад, открывающийся сплошным рядом лоджий.
 
Портал Фюрстенгоф в Висмаре.

 
Рис. 73. Портал Фюрстенгоф в Висмаре.

Целый ряд значительных зданий имеется в Данциге. Они тесно примыкают к нидерландскому искусству и восходят, в большинстве случаев, к нидерландским мастерам. Важнейшим памятником является цейхгауз, законченный в основном в 1604 г.; проект цейхгауза составлен в 1600 г. Антоном ван Оббергеном из Мехельна. Это четырехугольное двухэтажное кирпичное здание (в архитектуре порталов и оконных обрамлений употреблен песчаник) с фронтонами в форме фантастических волнообразных кривых (рис. 74). Какие средства были в распоряжении города, показывает тот факт, что часть камней была позолочена. В более поздних произведениях заметно и то направление нидерландского ренессанса, которое подражало классике.

Цейхгауз в Данциге.

 
Рис. 74. Цейхгауз в Данциге.

Архитектурная деятельность продолжалась в Германии еще в течение первой половины 30-летней войны, приблизительно до 1630 г. Лишь в течение второй ее половины наступили те несчастные обстоятельства, которые вызвали бессилие и обнищание нации и совершенно парализовали художественную волю буржуазии. После войны для архитектуры и других искусств настала и в Германии новая эпоха - началось господство интернационального барокко, вскормленного главным образом устремлениями монархического абсолютизма.
 
История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г., 2 часть.
 



От: no





70 просмотров (а)



Похожие темы


----------------------------

-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.
« Архитектура ренессанса - Германия, Австрия и Швейцария Архитектура ренессанса в Англии »