ѕроекты домов

 

ѕроекты домов, общественных зданий, посЄлков и пр.

 







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: »юнь 22, 2017

јрхитектура ренессанса - √ермани€, јвстри€ и Ўвейцари€


»сторические предпосылки, развитие и стиль

¬ эпоху ренессанса √ермани€ состо€ла (результат  ельнского сейма 1512 г.), во-первых, из дес€ти округов Ч среди них были: јвстри€ вместе с Ѕогемией, ¬енгри€ и ёжные Ќидерланды, Ч во-вторых, из подвластных императору маленьких территорий с самосто€тельной внутренней политикой и несамосто€тельной внешней. ѕри  арле V, унаследовавшем корону немецко - габсбургских и испано - италь€нских стран, √ермани€ представл€ла собой составную часть габсбургской мировой державы и была, следовательно, запутана в ее игру. ¬ то врем€ как  арл вел упорные войны с ‘ранцией за обладание »талией, в √ермании разразились жестокие религиозные распри, вызванные реформацией, и в св€зи с ней кровавые кресть€нские восстани€. ¬ результате 30-летней войны, длившейс€ с 1618 по 1648 г., немецкие страны были совершенно опустошены и истощены, благососто€ние разрушено, население уменьшилось на одну четверть, а нравственна€ и духовна€ культура сведены на нет. ¬от обсто€тельства, оказавшие решающее вли€ние на развитие немецкого искусства.

¬ предпоследнее дес€тилетие XV века в √ерманию просачиваетс€ ренессанс, сказыва€сь сначала в произведени€х мелкого прикладного искусства: в дерев€нной резьбе, офорте, на задних планах картины, на престолах и гробницах. ¬скоре вслед за этим немецкие строители, попадавшие во врем€ своих путешествий в »талию, и италь€нские архитекторы или каменщики, искавшие работы по эту сторону јльп, перенесли формы южного искусства и на северные здани€. ”же в пер≠вой четверти XVI века возникли отдельные архитектурные произведени€, обнаруживающие преобладание ренессансных мотивов над позднеготическими формами. Ќачина€ с 1530 г., ренессанс начинает распростран€тьс€ на север от јльп, проника€ за “юрингенский лес и за –удные горы. — самого начала он обнаруживает необычайную пестроту, т€готение к барочным формам. ќтголоски готики сохран€ютс€ вплоть до начала XVII века.

¬ общей картине немецкой ремесленной архитектуры сказываетс€ резка€ противоположность между южно и средненемецкими странами, с одной стороны, и севером Ч с другой стороны. ќна покоитс€ на различии в народном характере и на том, с какой интенсивностью было восприн€то вли€ние италь€нского искусства. ¬ южные страны, где почва дл€ ренессанса была особенно восприимчивой благодар€ торговым св€з€м с ¬енецией, Ѕургундией и »спанией, новый мир форм проник непосредственно из »талии; и хот€ эти формы в значительной мере тер€ли на новой почве свою чистоту, они все же составл€ли решающее €дро художественного выражени€. »зображенный на рис. 62 портал кажетс€ пр€мым перенесением верхне - италь€нских форм на австрийскую почву. Ќаоборот, на севере пр€мое вли€ние италь€нских мастеров было исключением. ќно доходило почти всегда в ослабленном виде, переработанном в духе северного воспри€ти€; кроме того, вли€ние лишь в незначительной части шло со стороны —редней и ёжной √ермании, зато широким потоком Ч со стороны Ќидерландов. ¬ обоих случа€х формы воспринимались на севере как нечто готовое, не требующее дальней≠шей переработки. ѕоэтому на севере отсутствует период становлени€ Ч ранний ренессанс, прошедший в ёжной и —редней √ермании тот же путь развити€, что во ‘ранции и Ќидерландах. –анний ренессанс севера следует искать в Ќидерландах.

Ќесколько отечественных мастеров выступили в качестве пионеров ренессанса и оказали глубокое вли€ние на его дальнейшее развитие. Ёто, прежде всего, живописец √анс Ѕургмайер в југсбурге, оба √ольбейна в југсбурге и Ѕазеле и литейщик - скульптор ѕетер ‘ишер в Ќюрнберге. ”стремлени€ этих мастеров поощр€лись, с одной стороны, императорским двором, а с другой Ч кн€зь€ми отдельных мелких государств, стремившимис€ в своем самодержавии сравнитьс€ и даже превысить блеск императорского двора. “ак сложились отдельные очаги ренессансного искусства. —реди них следует в первую очередь назвать двор германского императора ћаксимилиана Ч покровител€ искусств и наук Ч и двор баварского кн€жеского дома ¬иттельсбах. ќднако у государей было слишком много дела с религиозными и политическими неур€дицами дл€ того, чтобы иметь возможность обдумывать и осуществл€ть крупные архитектурные идеи. —амые мощные пружины художественной де€тельности заложены в буржуазии того времени. ѕравда, здесь вли€ние консервативных идей городской и цеховой жизни было сильнее. Ќо и буржуази€ с самого начала прин€ла участие в движении. Ќапример, меценатство ‘уггеров в југсбурге вр€д ли отставало от меценатства отдельных кн€зьков.

¬ середине XVI столети€ в ренессансе ёжной и —еверной √ерма≠нии наблюдаетс€ рост новых форм, однако подлинного поворота в сторону чистой обработки не наступает. ѕриблизительно 1550 г. обозначает собой стадию зрелости ренессанса. ƒес€тилетие спуст€, в отдельных здани€х намечаетс€ начало дальнейшего развити€; примерно около 1580 г. новый характер стил€ становитс€ всеобщим. ќн про€вл€етс€ в энергичном стремлении к строгим пропорци€м композиции и фасада и в более чистой разработке членений. — обновленной силой сказываетс€ вли€ние италь€нского ренессанса. Ќекоторые крупные северные мастера, дл€ которых ренессансные формы сами по себе не представл€ли ничего нового и которые были способны на более глубокое воспри€тие, отправились в »талию. “ам глубокое впечатление произвели на них творени€ великого ѕалладио. “аким образом, классические устремлени€ палладианской школы проникли и в немецкую архитектуру. Ќо благодар€ тому, что италь€нское искусство той поры характеризуетс€ переходом к барокко, немецкое искусство получило также сильный барочный привкус. ќднако повышенного впечатлени€, которого италь€нцы, €сно понима€ свою цель, старались добитьс€, путем усилени€ монументальности, в √ермании пытались достигнуть другими средствами, именно чрезмерным богатством декоративной стороны, усилением частностей, нагромождением пластических и орнаментальных украшений, щедрым применением картушей и пере≠работкой орнаментальных мотивов в Дхр€щевидный стильФ. –азумеетс€, нельз€ отрицать, что и в √ермании шла работа в направлении больших форм и монументального воздействи€; р€д произведений достиг монументальности. Ќо не ими определ€етс€ общий характер эпохи.

Ќемецкому искусству не свойственны были в эту эпоху высокий полет архитектурной мысли и гармонична€ сознательна€ завершенность в духе барочной идеи. ѕо самому своему существу оно сохран€ло на этой ступени ренессансный характер.

»так, в южно и средненемецкой архитектуре мы должны раз≠личать три эпохи: ранний ренессанс (округленно с 1500 по 1550 г.), высокий ренессанс (с 1550 по 1580 г.) и поздний ренессанс с 1580 г. вплоть до конца 30-летней войны (1648).

јрхитектура ренессанса - √ермани€, јвстри€ и Ўвейцари€


–ис. 62. ѕортал —альваторкирхе в ¬ене.

 

¬ —еверной √ермании вли€ние ренессанса наблюдаетс€ впервые в середине XVI столети€. ќно пришло из —аксонии и сказываетс€ почти только в насаженных раковинах с шарами по уступам фронтонов, в расчленении фронтонов пил€страми да в робко выступающих карнизах. ѕосле 1550г. началось победное шествие нидерландского искусства по всей —еверной √ермании, от ¬езера до ƒанцига. ѕочва была подготовлена оживленной торговлей между ганзейскими и нидерландскими городами (торговл€ распростран€лась также и на предметы искусства).  роме того, доказано, что де€тельность нидерландских художников простиралась далеко на восток. ¬ некоторых приморских городах, например, в ƒанциге, нидерландское искусство было восприн€то непосредственно и без изменений. ¬ дальнейшем, в течение всей второй половины XVI столети€, север развернул исключительно богатую архитектурную де€тельность, продолжавшуюс€ в XVII веке в течение почти всей 30-летней войны.  ак во внутренней, так и в наружной архитектуре северный ренессанс отличаетс€ несравненно большим богатством, чем ренессанс ёжной √ермании; кроме того, он с самого начала т€готеет к барочным формам, усилившимс€ в первом дес€тилетии XVII века настолько, что вс€ дальнейша€ северна€ архитектура носит почти барочный характер; разумеетс€, новый стиль не выражаетс€ или про€вл€етс€ лишь как исключение в барочных композици€х большого размаха, он про€вл€етс€, скорее, в характере и богатстве декоративной стороны.

—ледовательно, в —еверной √ермании развитие ренессанса распадаетс€ на два периода: высокий ренессанс Ч примерно с 1550 по 1600 г. и поздний ренессанс Ч с 1600 по 1650 г. (округленно).

«амечаетс€ в раннюю пору неопытное, чисто внешнее применение античных членений, хот€ в развитом ренессансе надолго сохран€етс€ смешение стилей, затем посто€нна€ раздвоенность между италь€нским и северным художественным воспри€тием, присутствие пространственных форм большого размаха, живописна€ группировка архитектурных масс, подчеркивание определенных архитектурных частей, крутые крыши с высоко торчащими ступенчатыми или спадающими фантастической волной фронтонами; свободные формы колонн, пил€стр и карнизов, предпочтение кандел€бровых опор и герм, богатое орнаментальное и в частности как пластическое, так и живописное убранство. ћы уже достаточно полно говорили о декоративной стороне внутренней архитектуры и об орнаменте. ƒл€ соответствующих описаний, поскольку они относились к фасаду, имелось в виду каменное здание. Ќо в √ермании, кроме того, усердно культивировалась дерев€нна€ архитектура. ¬ ней старые традиции сказывались сильней. ќднако и дерев€нна€ архитектура извлекает из сокровищницы ренессансных форм большие выгоды. ¬ ней следует различать два способа конструкции Ч бревенчатую и фахверковую архитектуру.

Ѕревенчата€ архитектура представл€ет собой строительный метод горных округов, она встречаетс€ в јльпах с их отрогами и в Ѕогемском лесу. ¬ ней стены вывод€тс€ из наложенных друг на друга стволов или обделанных коротких бревен (блоков) (рис. 63). —в€зь со встречной стеной достигаетс€ при помощи замков с шипами и накладных замков, благодар€ чему получаетс€ весьма прочна€ структура. „аще всего бревенчата€ стройка, как и дерев€нна€ стройка вообще, примен€етс€ в жилых домах. Ќижний этаж альпийского дома сделан по большей части из камн€, верхний сделан из дерева и снабжен сильно выступающей галереей. ¬ передней части дома расположены жилые комнаты, в задних, Ч стойла и сеновал. ƒом покрыт низ≠кой, сильно выступающей крышей, выложенной дранкой; последн€€, придавлена нередко камн€ми. „аще устраивают также маленькие крышки над двер€ми и окнами, предохран€ющие от непогоды. ќрнамент примен€етс€ скупо, только в порталах, на оконных наличниках и галлере€х. Ўварцвальдский дом существенно отличаетс€ от альпийского, жилого дома как по композиции, так и по оформлению. ¬ Ўварцвальдском доме над низким каменным первым этажом распо≠ложен обширный дощатый жилой этаж, над ним сильно выступающа€ соломенна€ изогнута€ вальмова€ крыша. „ердак служит сеновалом. ƒл€ того чтобы сделать возможным въезд на чердак, дом пристраивают задней стороной к холму или к насыпи дороги. ќрнаментальные украшени€ примен€ютс€ с большой скупостью. Ѕлагодар€ глубоким тен€м от выступов крыш, галере€м, покрышкам над двер€ми и окнами, теплому тону дерева и ослепительной белизне оштукатуренного нижнего этажа на фоне свежей зелени горного ландшафта жилые альпийские и шварцвальдские дома производ€т исключительно живописное впечатление.

јрхитектура ренессанса - √ермани€, јвстри€ и Ўвейцари€


–ис. 63. јльпийский домик горной округи Ѕерна.

‘ахверкова€ архитектура строит стены из горбылей, сто€щих внизу на лежн€х и заделанных наверху в поперечные брусь€. √орбыли укрепл€ютс€ горизонтальными распорками, или косыми брусками (подкосы и колена); оставшиес€ пол€ заполн€ютс€ кирпичом или глиной с соломой, обмазывающей дерев€нный переплет. Ќа стропилах лежат балки; их передние концы выступают по большей части над нижним этажом и образуют основание вышележащего этажа. ќтсюда возникло выступание верхних этажей над нижними, статические преимущества, которого заключаютс€ в том, что оно преп€тствует намоканию наружных стен; кроме того, оно допускает более выгодное использование пространства и придает фасадам членение на этажи, замен€ющее мощные карнизы каменной стройки; архитектурный мотив таких выступов с глубокими тен€ми напоминает карнизы на консол€х. Ќа концах балок, на поперечных брусь€х, пор≠талах, на угловых и даже промежуточных горбыл€х, на подоконь€х и в оконных обрамлени€х щедро используетс€ частью античный запас мотивов, с очень тонким учетом особенностей материала, частью современное орнаментальное богатство. ¬ подражание каменной архитектуре фронтоны нередко подымаютс€ над крышей, волнообразным контуром. —еверо - немецка€ дерев€нна€ архитектура отличаетс€ со всех точек зрени€ правильной конструкцией. √орбыли чаще всего равномерно распределены и расположены отвесно один над другим. ƒерев€нные части и пол€ между ними отличаютс€ богатым орнаментальным убранством. ¬ ёжной √ермании оформл€ют менее строго. √орбыли распре≠делены весьма свободно, концы балок нередко закрыты дерев€нными карнизами. ¬ерхние этажи выступают слабее. ¬с€ декоративна€ сто≠рона ограничиваетс€ изгибами и перекрести€ми распорок, которые располагаютс€ нередко в форме плоских узоров. ќрнаментируютс€, как правило, только угловые горбыли и дверные или оконные обрамлени€. ¬прочем, фахверкова€ архитектура, особенно развивавша€с€ в Ўвабии, производит часто, несмотр€ на свою простоту, впечатление в известном смысле больших, а нередко даже и монументальных форм.

„то касаетс€ типов зданий, то к немецкой архитектуре относитс€ все то, что и к дворцовой и прочей светской архитектуре. » в немецком ренессансе на переднем плане стоит дворцова€ архитектура, но так как в строительстве дворцов и церквей отечественные мастера чередуютс€ с италь€нцами и последним нередко отдаетс€ преимущество, специфически немецкое и специфическое дл€ данной области выступает в здани€х этого типа менее отчетливо. √ораздо сильнее, чем дворцы, характер ландшафта выражают городские общественные здани€ и частные дома.

ещЄ:

 

»стори€ архитектуры  . ќ. √артман, 1936 г., 2 часть.



ќт: no





236 просмотров (а)



ѕохожие темы


----------------------------

-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€: (или войдите через соц. сети ниже)
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.
« ’олодные склады ¬ажнейшие пам€тники ренессанса в √ермании »