Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова



Опубликовано: Июнь 22, 2017

Архитектура ренессанса - Германия, Австрия и Швейцария


Исторические предпосылки, развитие и стиль

В эпоху ренессанса Германия состояла (результат Кельнского сейма 1512 г.), во-первых, из десяти округов — среди них были: Австрия вместе с Богемией, Венгрия и Южные Нидерланды, — во-вторых, из подвластных императору маленьких территорий с самостоятельной внутренней политикой и несамостоятельной внешней. При Карле V, унаследовавшем корону немецко - габсбургских и испано - итальянских стран, Германия представляла собой составную часть габсбургской мировой державы и была, следовательно, запутана в ее игру. В то время как Карл вел упорные войны с Францией за обладание Италией, в Германии разразились жестокие религиозные распри, вызванные реформацией, и в связи с ней кровавые крестьянские восстания. В результате 30-летней войны, длившейся с 1618 по 1648 г., немецкие страны были совершенно опустошены и истощены, благосостояние разрушено, население уменьшилось на одну четверть, а нравственная и духовная культура сведены на нет. Вот обстоятельства, оказавшие решающее влияние на развитие немецкого искусства.

В предпоследнее десятилетие XV века в Германию просачивается ренессанс, сказываясь сначала в произведениях мелкого прикладного искусства: в деревянной резьбе, офорте, на задних планах картины, на престолах и гробницах. Вскоре вслед за этим немецкие строители, попадавшие во время своих путешествий в Италию, и итальянские архитекторы или каменщики, искавшие работы по эту сторону Альп, перенесли формы южного искусства и на северные здания. Уже в пер­вой четверти XVI века возникли отдельные архитектурные произведения, обнаруживающие преобладание ренессансных мотивов над позднеготическими формами. Начиная с 1530 г., ренессанс начинает распространяться на север от Альп, проникая за Тюрингенский лес и за Рудные горы. С самого начала он обнаруживает необычайную пестроту, тяготение к барочным формам. Отголоски готики сохраняются вплоть до начала XVII века.

В общей картине немецкой ремесленной архитектуры сказывается резкая противоположность между южно и средненемецкими странами, с одной стороны, и севером — с другой стороны. Она покоится на различии в народном характере и на том, с какой интенсивностью было воспринято влияние итальянского искусства. В южные страны, где почва для ренессанса была особенно восприимчивой благодаря торговым связям с Венецией, Бургундией и Испанией, новый мир форм проник непосредственно из Италии; и хотя эти формы в значительной мере теряли на новой почве свою чистоту, они все же составляли решающее ядро художественного выражения. Изображенный на рис. 62 портал кажется прямым перенесением верхне - итальянских форм на австрийскую почву. Наоборот, на севере прямое влияние итальянских мастеров было исключением. Оно доходило почти всегда в ослабленном виде, переработанном в духе северного восприятия; кроме того, влияние лишь в незначительной части шло со стороны Средней и Южной Германии, зато широким потоком — со стороны Нидерландов. В обоих случаях формы воспринимались на севере как нечто готовое, не требующее дальней­шей переработки. Поэтому на севере отсутствует период становления — ранний ренессанс, прошедший в Южной и Средней Германии тот же путь развития, что во Франции и Нидерландах. Ранний ренессанс севера следует искать в Нидерландах.

Несколько отечественных мастеров выступили в качестве пионеров ренессанса и оказали глубокое влияние на его дальнейшее развитие. Это, прежде всего, живописец Ганс Бургмайер в Аугсбурге, оба Гольбейна в Аугсбурге и Базеле и литейщик - скульптор Петер Фишер в Нюрнберге. Устремления этих мастеров поощрялись, с одной стороны, императорским двором, а с другой — князьями отдельных мелких государств, стремившимися в своем самодержавии сравниться и даже превысить блеск императорского двора. Так сложились отдельные очаги ренессансного искусства. Среди них следует в первую очередь назвать двор германского императора Максимилиана — покровителя искусств и наук — и двор баварского княжеского дома Виттельсбах. Однако у государей было слишком много дела с религиозными и политическими неурядицами для того, чтобы иметь возможность обдумывать и осуществлять крупные архитектурные идеи. Самые мощные пружины художественной деятельности заложены в буржуазии того времени. Правда, здесь влияние консервативных идей городской и цеховой жизни было сильнее. Но и буржуазия с самого начала приняла участие в движении. Например, меценатство Фуггеров в Аугсбурге вряд ли отставало от меценатства отдельных князьков.

В середине XVI столетия в ренессансе Южной и Северной Герма­нии наблюдается рост новых форм, однако подлинного поворота в сторону чистой обработки не наступает. Приблизительно 1550 г. обозначает собой стадию зрелости ренессанса. Десятилетие спустя, в отдельных зданиях намечается начало дальнейшего развития; примерно около 1580 г. новый характер стиля становится всеобщим. Он проявляется в энергичном стремлении к строгим пропорциям композиции и фасада и в более чистой разработке членений. С обновленной силой сказывается влияние итальянского ренессанса. Некоторые крупные северные мастера, для которых ренессансные формы сами по себе не представляли ничего нового и которые были способны на более глубокое восприятие, отправились в Италию. Там глубокое впечатление произвели на них творения великого Палладио. Таким образом, классические устремления палладианской школы проникли и в немецкую архитектуру. Но благодаря тому, что итальянское искусство той поры характеризуется переходом к барокко, немецкое искусство получило также сильный барочный привкус. Однако повышенного впечатления, которого итальянцы, ясно понимая свою цель, старались добиться, путем усиления монументальности, в Германии пытались достигнуть другими средствами, именно чрезмерным богатством декоративной стороны, усилением частностей, нагромождением пластических и орнаментальных украшений, щедрым применением картушей и пере­работкой орнаментальных мотивов в „хрящевидный стиль”. Разумеется, нельзя отрицать, что и в Германии шла работа в направлении больших форм и монументального воздействия; ряд произведений достиг монументальности. Но не ими определяется общий характер эпохи.

Немецкому искусству не свойственны были в эту эпоху высокий полет архитектурной мысли и гармоничная сознательная завершенность в духе барочной идеи. По самому своему существу оно сохраняло на этой ступени ренессансный характер.

Итак, в южно и средненемецкой архитектуре мы должны раз­личать три эпохи: ранний ренессанс (округленно с 1500 по 1550 г.), высокий ренессанс (с 1550 по 1580 г.) и поздний ренессанс с 1580 г. вплоть до конца 30-летней войны (1648).

Архитектура ренессанса - Германия, Австрия и Швейцария


Рис. 62. Портал Сальваторкирхе в Вене.

 

В Северной Германии влияние ренессанса наблюдается впервые в середине XVI столетия. Оно пришло из Саксонии и сказывается почти только в насаженных раковинах с шарами по уступам фронтонов, в расчленении фронтонов пилястрами да в робко выступающих карнизах. После 1550г. началось победное шествие нидерландского искусства по всей Северной Германии, от Везера до Данцига. Почва была подготовлена оживленной торговлей между ганзейскими и нидерландскими городами (торговля распространялась также и на предметы искусства). Кроме того, доказано, что деятельность нидерландских художников простиралась далеко на восток. В некоторых приморских городах, например, в Данциге, нидерландское искусство было воспринято непосредственно и без изменений. В дальнейшем, в течение всей второй половины XVI столетия, север развернул исключительно богатую архитектурную деятельность, продолжавшуюся в XVII веке в течение почти всей 30-летней войны. Как во внутренней, так и в наружной архитектуре северный ренессанс отличается несравненно большим богатством, чем ренессанс Южной Германии; кроме того, он с самого начала тяготеет к барочным формам, усилившимся в первом десятилетии XVII века настолько, что вся дальнейшая северная архитектура носит почти барочный характер; разумеется, новый стиль не выражается или проявляется лишь как исключение в барочных композициях большого размаха, он проявляется, скорее, в характере и богатстве декоративной стороны.

Следовательно, в Северной Германии развитие ренессанса распадается на два периода: высокий ренессанс — примерно с 1550 по 1600 г. и поздний ренессанс — с 1600 по 1650 г. (округленно).

Замечается в раннюю пору неопытное, чисто внешнее применение античных членений, хотя в развитом ренессансе надолго сохраняется смешение стилей, затем постоянная раздвоенность между итальянским и северным художественным восприятием, присутствие пространственных форм большого размаха, живописная группировка архитектурных масс, подчеркивание определенных архитектурных частей, крутые крыши с высоко торчащими ступенчатыми или спадающими фантастической волной фронтонами; свободные формы колонн, пилястр и карнизов, предпочтение канделябровых опор и герм, богатое орнаментальное и в частности как пластическое, так и живописное убранство. Мы уже достаточно полно говорили о декоративной стороне внутренней архитектуры и об орнаменте. Для соответствующих описаний, поскольку они относились к фасаду, имелось в виду каменное здание. Но в Германии, кроме того, усердно культивировалась деревянная архитектура. В ней старые традиции сказывались сильней. Однако и деревянная архитектура извлекает из сокровищницы ренессансных форм большие выгоды. В ней следует различать два способа конструкции — бревенчатую и фахверковую архитектуру.

Бревенчатая архитектура представляет собой строительный метод горных округов, она встречается в Альпах с их отрогами и в Богемском лесу. В ней стены выводятся из наложенных друг на друга стволов или обделанных коротких бревен (блоков) (рис. 63). Связь со встречной стеной достигается при помощи замков с шипами и накладных замков, благодаря чему получается весьма прочная структура. Чаще всего бревенчатая стройка, как и деревянная стройка вообще, применяется в жилых домах. Нижний этаж альпийского дома сделан по большей части из камня, верхний сделан из дерева и снабжен сильно выступающей галереей. В передней части дома расположены жилые комнаты, в задних, — стойла и сеновал. Дом покрыт низ­кой, сильно выступающей крышей, выложенной дранкой; последняя, придавлена нередко камнями. Чаще устраивают также маленькие крышки над дверями и окнами, предохраняющие от непогоды. Орнамент применяется скупо, только в порталах, на оконных наличниках и галлереях. Шварцвальдский дом существенно отличается от альпийского, жилого дома как по композиции, так и по оформлению. В Шварцвальдском доме над низким каменным первым этажом распо­ложен обширный дощатый жилой этаж, над ним сильно выступающая соломенная изогнутая вальмовая крыша. Чердак служит сеновалом. Для того чтобы сделать возможным въезд на чердак, дом пристраивают задней стороной к холму или к насыпи дороги. Орнаментальные украшения применяются с большой скупостью. Благодаря глубоким теням от выступов крыш, галереям, покрышкам над дверями и окнами, теплому тону дерева и ослепительной белизне оштукатуренного нижнего этажа на фоне свежей зелени горного ландшафта жилые альпийские и шварцвальдские дома производят исключительно живописное впечатление.

Архитектура ренессанса - Германия, Австрия и Швейцария


Рис. 63. Альпийский домик горной округи Берна.

Фахверковая архитектура строит стены из горбылей, стоящих внизу на лежнях и заделанных наверху в поперечные брусья. Горбыли укрепляются горизонтальными распорками, или косыми брусками (подкосы и колена); оставшиеся поля заполняются кирпичом или глиной с соломой, обмазывающей деревянный переплет. На стропилах лежат балки; их передние концы выступают по большей части над нижним этажом и образуют основание вышележащего этажа. Отсюда возникло выступание верхних этажей над нижними, статические преимущества, которого заключаются в том, что оно препятствует намоканию наружных стен; кроме того, оно допускает более выгодное использование пространства и придает фасадам членение на этажи, заменяющее мощные карнизы каменной стройки; архитектурный мотив таких выступов с глубокими тенями напоминает карнизы на консолях. На концах балок, на поперечных брусьях, пор­талах, на угловых и даже промежуточных горбылях, на подоконьях и в оконных обрамлениях щедро используется частью античный запас мотивов, с очень тонким учетом особенностей материала, частью современное орнаментальное богатство. В подражание каменной архитектуре фронтоны нередко подымаются над крышей, волнообразным контуром. Северо - немецкая деревянная архитектура отличается со всех точек зрения правильной конструкцией. Горбыли чаще всего равномерно распределены и расположены отвесно один над другим. Деревянные части и поля между ними отличаются богатым орнаментальным убранством. В Южной Германии оформляют менее строго. Горбыли распре­делены весьма свободно, концы балок нередко закрыты деревянными карнизами. Верхние этажи выступают слабее. Вся декоративная сто­рона ограничивается изгибами и перекрестиями распорок, которые располагаются нередко в форме плоских узоров. Орнаментируются, как правило, только угловые горбыли и дверные или оконные обрамления. Впрочем, фахверковая архитектура, особенно развивавшаяся в Швабии, производит часто, несмотря на свою простоту, впечатление в известном смысле больших, а нередко даже и монументальных форм.

Что касается типов зданий, то к немецкой архитектуре относится все то, что и к дворцовой и прочей светской архитектуре. И в немецком ренессансе на переднем плане стоит дворцовая архитектура, но так как в строительстве дворцов и церквей отечественные мастера чередуются с итальянцами и последним нередко отдается преимущество, специфически немецкое и специфическое для данной области выступает в зданиях этого типа менее отчетливо. Гораздо сильнее, чем дворцы, характер ландшафта выражают городские общественные здания и частные дома.

ещё:

 

 
История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г., 2 часть. 



От: no





153 просмотров (а)



Похожие темы


----------------------------

-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.
« Холодные склады Важнейшие памятники ренессанса в Германии »