Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 



Архитектурные бюро Москвы



Дизайн студии интерьеров



Опубликовано: Май 25, 2017

Архитектура ренессанса в Недерландах

В XVI веке к Нидерландам относились, кроме нынешнего Нидерландского королевства и Бельгии, Люксембург и некоторые примыкающие округа Франции — всего 17 провинций; все они имели известную административную самодеятельность. В северных провинциях господствовали германский язык и германская культура, в южных преобладала романо - французская (валлонская) струя. При Карле V, родившемся и воспитавшемся в Нидерландах, страна достигла, благодаря расцвету торговли и ремесл, исключительного благосостояния. Однако при его сыне — Филиппе II — в 1566 г. началось восстание Нидерландов против религиозного и политического деспотизма; возникли те длительные и кровопролитные войны против испанского владычества, в результате которых Северные Нидерланды (Голландия) освободились от испанской власти (1581), а южные провинции (Бельгия) остались под испанским владычеством. В последних, сохранился католицизм; Голландия же стала протестантской. Национальная и религиозная противоположность между Южными и Северными Нидерландами нашла свое выражение и в архитектуре.

К исходу XV столетия (примерно около 1480 г.) в цветущую позднюю готику Нидерландов проникли ренессансные мотивы; но более широкое распространение они получили лишь в начале XVI столетия. Бельгия шла по времени впереди. Уже до исхода второго десятилетия в Бельгии строились здания, архитектура которых обнаруживала в основном ренессансный характер. В 30-х годах проявилось серьезное стремление к строгим архитектурным членениям, но в целом зодчие достигали лишь кажущейся органичности, она нарушалась отдельными частностями, придуманными туземными мастерами. Орнаменты этого времени (акантовая арабеска) отличаются уже изумительно чистым характером. Около 1540 г. началось усердное изучение итальянских теоретиков, и с этого времени в церковной и светской архитектуре — в первой, благодаря строительной деятельности иезуитов, — сказывалось все более и более глубокое влияние итальянского искусства. Это влияние сохранилось даже тогда, когда бельгийская архитектура (около 1610 г.) перешла в эпоху барокко.

Проект первого архитекгурного памятника бельгийского ренессанса был сделан бургундским мастером Гюйо де Борегар, которого взяла на службу для постройки дворца в Мехельне (1517) правительница Нидерландов Маргарита Австрийская. Исполнением руководил Ромбоут Кельдерманс из Мехельна — первый значительный нидерландский архитектор ренессанса, стоящий, впрочем, целиком на переходной ступени от поздней готики к ренессансу. Дворец представляет собой простое здание, выдержанное в робких еще, преимущественно французских формах. Впечатление определяется двумя большими фронтонами переднего и бокового фасадов. На очень коротком фасаде дома, «у Большой семги» в Мехельне (1519), построенном Яном Борремансом из Брюсселя, применены три ордера с нарядной отделкой и богатым орнаментом. Прекрасное старое здание канцелярии в Брюгге (1535 — 1537), проектированное Иоганном Валло и построенное Кристианом Сиксденьерсом, содержит два ордера со строгим, в целом, характером линий. Однако карнизы еще слишком сдержаны и профилированы без понимания стиля. В шлейфах и краббах фронтонов налицо отголоски готики; зато орнамент, обильно разбросанный по всему фасаду (акантовая арабеска), достиг уже совершенной чистоты. Картина полной зрелости высокого ренессанса открывается в импозантной ратуше Антверпена (1561 — 1565); ее авторы — Корнелиус де Вриен или Флорис — ученик Джиованни да Болонья — и Пауль Снейдинкс. В этом здании счастливо соединяются итальянская закономерность с северным пониманием искусства (рис. 61). Широкий — по типу дворца — фасад, прерванный богато расчлененным средним ризалитом, обнаруживает на нижнем галлерееобразном этаже, отделанном рустикой, два малых ордера пилястр, сидящих на столбах подоконьев, и венчающий полуэтаж, разработанный в виде открытой галлереи. Мощно вздымающаяся средняя часть здания переходит в башенную надстройку. В целом ратуша носит чисто нидерландский характер. Большую дань узко академическому направлению отдает здание суда в Фурнес (1612), возникшее в XVII столетии. Его двухэтажный фасад содержит в нижнем этаже пилястры дорического, в верхнем этаже — сложного ордера с благородным, хотя и свободно трактованным членением. Это здание представляет собой последнее, значительное произведение бельгийского ренессанса. Дворец в Брюсселе (закончен в 1564 г.), построенный в XVI столетии Себастьяном ван Нойен (ум. в 1557 г.) и его сыном Яковом ван Нойен (ум. в 1600 г.) для кардинала и государственного деятеля Гранеелла, обнаруживает по вине заказчика простое перенесение итальянского, позднего ренессанса на бельгийскую почву. Старший ван Нойен учился одно время в Италии и издал (1562) большой труд — «Описание зданий античного Рима». Художественное направление, представленное Нойенами, не нашло последователей.
 
Архитектура ренессанса в Недерландах


Рис. 61. Ратуша в Антверпене.

В Голландии традиции оберегались дольше и строже. Подлинно ренессансные здания возникли там лишь в середине XVI столетия. В них с самого начала обнаружилось энергичное стремление к национальной самобытности. Голландское искусство представляет собой яркое выражение господствующего в Голландии буржуазного уклада. Поэтому оно не столь идеально, сколь реалистично, и преследует определенные внешние цели. Как только последние достигнуты, творчество форм кончается. Отсюда та внутренняя правдивость, то верное выражение назначения, которые не всегда имеются в зданиях, рассчитанных в первую очередь на монументальность. Архитектурная деятельность голландских провинций второй половины XVI столетия была оживленнее, чем архитектурная деятельность Бельгии. В голландском доме, так же как и в бельгийском доме, разумеется, как следствие влияния поздней готики, особенно глубоко укоренившейся в народ­ном укладе Голландии, выступает сильно подчеркнутый вертикализм. Колонны и пилястры ставятся по большей части очень тесно. В Голландии они применяются скупее, чем в Бельгии, а именно: почти исключительно в общественных зданиях, отчасти распространяясь на весь фасад, отчасти только на верхний этаж; в последнем случае они опираются иногда на выступающие консоли. Однако колонны и пилястры не слились с национальными формами. Для голландского ренессанса характерны соединение кирпича с камнем и обусловленная этим чередованием материала большая цветовая выразительность. Выступающие над прямоугольными окнами слепые арки, сделанные из кирпича или клиновидных камней, горизонтальные пояски, идущие через весь фасад, и зеркальные квадры по углам и по вертикальным ребрам, затем кованые железные скрепы, в качестве украшений, а в общем характере зданий — живописная, асимметричная группировка при сохранении гармоничного равновесия архитектурных масс, живые контуры, благодаря высоким ступенчатым фронтонам и фантасти­ческим башенным формам (башни состоят из насаженных друг на друга сужающихся низких этажей, они окружены галереями, открытыми обходами и увенчиваются куполами с профилем шлейфа), — вот главные стилистические признаки голландского ренессанса.

Из более крупных архитектурных произведений следует назвать ратушу в Гааге (с 1564 г.); ее членения еще напоминают итальянский ренессанс. Картину развитого голландского стиля открывает ратуша в Франекере (1591). Но ярче всего голландский стиль выражен в гарлемских бойнях (1602—1603), построенных Ливеном де Кей (ум. в 1627 г.); в них, так же как и в вышеназванных зда­ниях, налицо совершенный отказ от пилястр, колонн и карнизов в духе классического членения. Импозантная средняя часть сооруженной в это же время ратуши в Лейдене (1597 — 1604) приписывается тоже Ливену де Кей. У ратуши приставная открытая лестница, пилястры, колонны, гермы и карнизы в трактовке, родственной французскому ренессансу. Однако в целом здание носит чисто голландский характер.

В дальнейшем ходе развития замечается рост влияния классического искусства. Построенная в 1614—1616 гг. нарядная ратуша в Болсварде обнаруживает в верхнем этаже колонны на консолях и карнизы тщательного рисунка. Стволы колонн перехвачены поясками, идущими через весь простенок, так что колонны кажутся привязанными к стене. Ведущим мастером позднего голландского ренессанса является Гендрик де Кейзер (1567 — 1621). Из его произведений заслуживают внимания протестантские церкви, сооруженные в новых кварталах мощно разросшегося Амстердама. Цейдеркирхе (Zuiderkirche) (1603 — 1611) представляет собой трехкораблевое прямоугольное зальное здание с кафедрой у средней колонны. Более высокий средний неф перекрыт цилиндрическим сводом с подпружными арками, а боковые нефы — крестовыми сводами. Над одним из углов возвышается квадратная башня. Вестеркирхе имеет ту же композицию в виде поперечного зала; но башня расположена спереди, считая по продольной оси. Построение следует схеме базилики (с ярусом окон). Здесь две внешние интерколумнии оформлены в трансепты, равные по высоте среднему нефу, в то время как Цейдеркирхе содержит только намек на такие трансепты. Благодаря этому оба наружных боковых фасада получили весьма выразительную жизнь. Во всяком случае, архитектор хотел выразить в наружной архитектуре поперечную ось, подчеркнутую в интерьере.

Ноордеркирхе (1620 — 1623) имеет форму греческого креста с низкими треугольными пристройками. Четыре свободно стоящих столба несут средний крестовый свод; в концах креста — цилиндрические своды. Кафедра расположена у одного из столбов средо - крестья. Скамьи поставлены концентрически по отношению к ней, так что главной осью становится диагональ. Таким путем Кейзер смело обошел недостатки крестового плана для проповеднической церкви. Во всех церквах Кейзера эмпоры отсутствуют. Их архитектура носит так же, как и гражданская архитектура Кейзера (Остиндский двор в Амстердаме и Монетный двор в Эйкгюй- зене), сухой и строгий характер, следующий чисто рассудочным принципам. Но именно школа Кейзера находит в Голландии живой отклик и широкое распространение; она безраздельно господствует над архитектурой позднего голландского ренессанса. В середине XVII столетия начинается новый период развития.

Архитектура нидерландского ренессанса должна цениться больше по своему глубокому историческому значению, чем с художественной и эстетической точки зрения. Как мы увидим в дальнейшем, она ока­зала решительное и длительное влияние не только на соседние страны, но и на отдаленные части германской приморской низменности, вплоть до славянского Востока.



 
История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г., 2 часть.
 



Архитектура ренессанса в Англии
Архитектура ренессанса - Германия, Австрия и Швейцария
Архитектура ренессанса в германских странах
Архитектура ренессанса во Франции
Архитектура ренессанса в Испании
Поздний ренессанс в архитектуре Италии
Важнейшие памятники раннего ренессанса в Италии
Высокий ренессанс в архитектуре Италии
Гражданская архитектура ренессанса в Италии
Церковная архитектура ренессанса в Италии
Архитектура ренессанса в Италии
Архитектура ренессанса
 




От: no,  







Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Архитектура ренессанса в германских странах Культура строительного производства и система охраны труда и техники безопасности »

Отказ от ответственности (Disclaimer)