ѕроекты домов

 

ѕроекты домов, общественных зданий, посЄлков и пр.

 







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: ћай 25, 2017

јрхитектура ренессанса в Ќедерландах

¬ XVI веке к Ќидерландам относились, кроме нынешнего Ќидерландского королевства и Ѕельгии, Ћюксембург и некоторые примыкающие округа ‘ранции Ч всего 17 провинций; все они имели известную административную самоде€тельность. ¬ северных провинци€х господствовали германский €зык и германска€ культура, в южных преобладала романо - французска€ (валлонска€) стру€. ѕри  арле V, родившемс€ и воспитавшемс€ в Ќидерландах, страна достигла, благодар€ расцвету торговли и ремесл, исключительного благососто€ни€. ќднако при его сыне Ч ‘илиппе II Ч в 1566 г. началось восстание Ќидерландов против религиозного и политического деспотизма; возникли те длительные и кровопролитные войны против испанского владычества, в результате которых —еверные Ќидерланды (√олланди€) освободились от испанской власти (1581), а южные провинции (Ѕельги€) остались под испанским владычеством. ¬ последних, сохранилс€ католицизм; √олланди€ же стала протестантской. Ќациональна€ и религиозна€ противоположность между ёжными и —еверными Ќидерландами нашла свое выражение и в архитектуре.

  исходу XV столети€ (примерно около 1480 г.) в цветущую позднюю готику Ќидерландов проникли ренессансные мотивы; но более широкое распространение они получили лишь в начале XVI столети€. Ѕельги€ шла по времени впереди. ”же до исхода второго дес€тилети€ в Ѕельгии строились здани€, архитектура которых обнаруживала в основном ренессансный характер. ¬ 30-х годах про€вилось серьезное стремление к строгим архитектурным членени€м, но в целом зодчие достигали лишь кажущейс€ органичности, она нарушалась отдельными частност€ми, придуманными туземными мастерами. ќрнаменты этого времени (акантова€ арабеска) отличаютс€ уже изумительно чистым характером. ќколо 1540 г. началось усердное изучение италь€нских теоретиков, и с этого времени в церковной и светской архитектуре Ч в первой, благодар€ строительной де€тельности иезуитов, Ч сказывалось все более и более глубокое вли€ние италь€нского искусства. Ёто вли€ние сохранилось даже тогда, когда бельгийска€ архитектура (около 1610 г.) перешла в эпоху барокко.

ѕроект первого архитекгурного пам€тника бельгийского ренессанса был сделан бургундским мастером √юйо де Ѕорегар, которого вз€ла на службу дл€ постройки дворца в ћехельне (1517) правительница Ќидерландов ћаргарита јвстрийска€. »сполнением руководил –омбоут  ельдерманс из ћехельна Ч первый значительный нидерландский архитектор ренессанса, сто€щий, впрочем, целиком на переходной ступени от поздней готики к ренессансу. ƒворец представл€ет собой простое здание, выдержанное в робких еще, преимущественно французских формах. ¬печатление определ€етс€ двум€ большими фронтонами переднего и бокового фасадов. Ќа очень коротком фасаде дома, Ђу Ѕольшой семгиї в ћехельне (1519), построенном яном Ѕорремансом из Ѕрюссел€, применены три ордера с нар€дной отделкой и богатым орнаментом. ѕрекрасное старое здание канцел€рии в Ѕрюгге (1535 Ч 1537), проектированное »оганном ¬алло и построенное  ристианом —иксденьерсом, содержит два ордера со строгим, в целом, характером линий. ќднако карнизы еще слишком сдержаны и профилированы без понимани€ стил€. ¬ шлейфах и краббах фронтонов налицо отголоски готики; зато орнамент, обильно разбросанный по всему фасаду (акантова€ арабеска), достиг уже совершенной чистоты.  артина полной зрелости высокого ренессанса открываетс€ в импозантной ратуше јнтверпена (1561 Ч 1565); ее авторы Ч  орнелиус де ¬риен или ‘лорис Ч ученик ƒжиованни да Ѕолонь€ Ч и ѕауль —нейдинкс. ¬ этом здании счастливо соедин€ютс€ италь€нска€ закономерность с северным пониманием искусства (рис. 61). Ўирокий Ч по типу дворца Ч фасад, прерванный богато расчлененным средним ризалитом, обнаруживает на нижнем галлерееобразном этаже, отделанном рустикой, два малых ордера пил€стр, сид€щих на столбах подоконьев, и венчающий полуэтаж, разработанный в виде открытой галлереи. ћощно вздымающа€с€ средн€€ часть здани€ переходит в башенную надстройку. ¬ целом ратуша носит чисто нидерландский характер. Ѕольшую дань узко академическому направлению отдает здание суда в ‘урнес (1612), возникшее в XVII столетии. ≈го двухэтажный фасад содержит в нижнем этаже пил€стры дорического, в верхнем этаже Ч сложного ордера с благородным, хот€ и свободно трактованным членением. Ёто здание представл€ет собой последнее, значительное произведение бельгийского ренессанса. ƒворец в Ѕрюсселе (закончен в 1564 г.), построенный в XVI столетии —ебасть€ном ван Ќойен (ум. в 1557 г.) и его сыном яковом ван Ќойен (ум. в 1600 г.) дл€ кардинала и государственного де€тел€ √ранеелла, обнаруживает по вине заказчика простое перенесение италь€нского, позднего ренессанса на бельгийскую почву. —тарший ван Ќойен училс€ одно врем€ в »талии и издал (1562) большой труд Ч Ђќписание зданий античного –имаї. ’удожественное направление, представленное Ќойенами, не нашло последователей.
јрхитектура ренессанса в Ќедерландах


–ис. 61. –атуша в јнтверпене.

¬ √олландии традиции оберегались дольше и строже. ѕодлинно ренессансные здани€ возникли там лишь в середине XVI столети€. ¬ них с самого начала обнаружилось энергичное стремление к национальной самобытности. √олландское искусство представл€ет собой €ркое выражение господствующего в √олландии буржуазного уклада. ѕоэтому оно не столь идеально, сколь реалистично, и преследует определенные внешние цели.  ак только последние достигнуты, творчество форм кончаетс€. ќтсюда та внутренн€€ правдивость, то верное выражение назначени€, которые не всегда имеютс€ в здани€х, рассчитанных в первую очередь на монументальность. јрхитектурна€ де€тельность голландских провинций второй половины XVI столети€ была оживленнее, чем архитектурна€ де€тельность Ѕельгии. ¬ голландском доме, так же как и в бельгийском доме, разумеетс€, как следствие вли€ни€ поздней готики, особенно глубоко укоренившейс€ в народ≠ном укладе √олландии, выступает сильно подчеркнутый вертикализм.  олонны и пил€стры став€тс€ по большей части очень тесно. ¬ √олландии они примен€ютс€ скупее, чем в Ѕельгии, а именно: почти исключительно в общественных здани€х, отчасти распростран€€сь на весь фасад, отчасти только на верхний этаж; в последнем случае они опираютс€ иногда на выступающие консоли. ќднако колонны и пил€стры не слились с национальными формами. ƒл€ голландского ренессанса характерны соединение кирпича с камнем и обусловленна€ этим чередованием материала больша€ цветова€ выразительность. ¬ыступающие над пр€моугольными окнами слепые арки, сделанные из кирпича или клиновидных камней, горизонтальные по€ски, идущие через весь фасад, и зеркальные квадры по углам и по вертикальным ребрам, затем кованые железные скрепы, в качестве украшений, а в общем характере зданий Ч живописна€, асимметрична€ группировка при сохранении гармоничного равновеси€ архитектурных масс, живые контуры, благодар€ высоким ступенчатым фронтонам и фантасти≠ческим башенным формам (башни состо€т из насаженных друг на друга сужающихс€ низких этажей, они окружены галере€ми, открытыми обходами и увенчиваютс€ куполами с профилем шлейфа), Ч вот главные стилистические признаки голландского ренессанса.

»з более крупных архитектурных произведений следует назвать ратушу в √ааге (с 1564 г.); ее членени€ еще напоминают италь€нский ренессанс.  артину развитого голландского стил€ открывает ратуша в ‘ранекере (1591). Ќо €рче всего голландский стиль выражен в гарлемских бойн€х (1602Ч1603), построенных Ћивеном де  ей (ум. в 1627 г.); в них, так же как и в вышеназванных зда≠ни€х, налицо совершенный отказ от пил€стр, колонн и карнизов в духе классического членени€. »мпозантна€ средн€€ часть сооруженной в это же врем€ ратуши в Ћейдене (1597 Ч 1604) приписываетс€ тоже Ћивену де  ей. ” ратуши приставна€ открыта€ лестница, пил€стры, колонны, гермы и карнизы в трактовке, родственной французскому ренессансу. ќднако в целом здание носит чисто голландский характер.

¬ дальнейшем ходе развити€ замечаетс€ рост вли€ни€ классического искусства. ѕостроенна€ в 1614Ч1616 гг. нар€дна€ ратуша в Ѕолсварде обнаруживает в верхнем этаже колонны на консол€х и карнизы тщательного рисунка. —тволы колонн перехвачены по€сками, идущими через весь простенок, так что колонны кажутс€ прив€занными к стене. ¬едущим мастером позднего голландского ренессанса €вл€етс€ √ендрик де  ейзер (1567 Ч 1621). »з его произведений заслуживают внимани€ протестантские церкви, сооруженные в новых кварталах мощно разросшегос€ јмстердама. ÷ейдеркирхе (Zuiderkirche) (1603 Ч 1611) представл€ет собой трехкораблевое пр€моугольное зальное здание с кафедрой у средней колонны. Ѕолее высокий средний неф перекрыт цилиндрическим сводом с подпружными арками, а боковые нефы Ч крестовыми сводами. Ќад одним из углов возвышаетс€ квадратна€ башн€. ¬естеркирхе имеет ту же композицию в виде поперечного зала; но башн€ расположена спереди, счита€ по продольной оси. ѕостроение следует схеме базилики (с €русом окон). «десь две внешние интерколумнии оформлены в трансепты, равные по высоте среднему нефу, в то врем€ как ÷ейдеркирхе содержит только намек на такие трансепты. Ѕлагодар€ этому оба наружных боковых фасада получили весьма выразительную жизнь. ¬о вс€ком случае, архитектор хотел выразить в наружной архитектуре поперечную ось, подчеркнутую в интерьере.

Ќоордеркирхе (1620 Ч 1623) имеет форму греческого креста с низкими треугольными пристройками. „етыре свободно сто€щих столба несут средний крестовый свод; в концах креста Ч цилиндрические своды.  афедра расположена у одного из столбов средо - кресть€. —камьи поставлены концентрически по отношению к ней, так что главной осью становитс€ диагональ. “аким путем  ейзер смело обошел недостатки крестового плана дл€ проповеднической церкви. ¬о всех церквах  ейзера эмпоры отсутствуют. »х архитектура носит так же, как и гражданска€ архитектура  ейзера (ќстиндский двор в јмстердаме и ћонетный двор в Ёйкгюй- зене), сухой и строгий характер, следующий чисто рассудочным принципам. Ќо именно школа  ейзера находит в √олландии живой отклик и широкое распространение; она безраздельно господствует над архитектурой позднего голландского ренессанса. ¬ середине XVII столети€ начинаетс€ новый период развити€.

јрхитектура нидерландского ренессанса должна ценитьс€ больше по своему глубокому историческому значению, чем с художественной и эстетической точки зрени€.  ак мы увидим в дальнейшем, она ока≠зала решительное и длительное вли€ние не только на соседние страны, но и на отдаленные части германской приморской низменности, вплоть до слав€нского ¬остока.



»стори€ архитектуры  . ќ. √артман, 1936 г., 2 часть.
јрхитектура ренессанса в јнглии
јрхитектура ренессанса - √ермани€, јвстри€ и Ўвейцари€
јрхитектура ренессанса в германских странах
јрхитектура ренессанса во ‘ранции
јрхитектура ренессанса в »спании
ѕоздний ренессанс в архитектуре »талии
¬ажнейшие пам€тники раннего ренессанса в »талии
¬ысокий ренессанс в архитектуре »талии
√ражданска€ архитектура ренессанса в »талии
÷ерковна€ архитектура ренессанса в »талии
јрхитектура ренессанса в »талии
јрхитектура ренессанса



ќт: no





317 просмотров (а)



ѕохожие темы


----------------------------

-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€: (или войдите через соц. сети ниже)
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.
« јрхитектура ренессанса в германских странах  ультура строительного производства и система охраны труда и техники безопасности »