ѕроекты домов

 

ѕроекты домов, общественных зданий, посЄлков и пр.

 







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: ћай 25, 2017

јрхитектура ренессанса во ‘ранции


1. »—“ќ–»я –ј«¬»“»я » —“»Ћ№

¬о ‘ранции искусство эпохи, следующей за средневековьем, теснее, чем в какой-либо другой стране, примыкает к искусству италь€нского ренессанса. ѕравда, и здесь, как и во всех северных странах, почва была особенно благопри€тной дл€ готики, однако в остальном услови€ дл€ прин€ти€ ренессансных форм были во ‘ранции значительно благопри€тнее, чем где бы то ни было. ‘ранцузы Ч богато одаренна€ романска€ смешанна€ народность, возникша€, по крайней мере, из трех рас Ч галлов, римл€н и франков, Ч по происхождению и характеру несравненно ближе к италь€нцам, чем остальные нации «апада. ¬ провинци€х ёжной ‘ранции, принадлежавших некогда римл€нам, античность оказала непосредственное и глубокое вли€ние на всю культурную жизнь. “ам уцелело множество пам€тников, воздействовавших на романское по преимуществу население французского юга, так же как по ту сторону границ на соплеменных италь€нцев. ¬ климатических и географических услови€х и в общих жизненных усто€х »талии и ‘ранции тоже имеютс€ некоторые аналогии, объ€сн€ющие однородность художественных €влений. » все же было бы неверным утверждать, что развитие французского ренессанса шло изнутри исторических условий ‘ранции самосто€тельно и без чужеземных воздействий. Ќапротив, потребовались глубокие и длительные толчки, прежде чем французский ренессанс достиг самобытного развити€ и зрелости. Ќачало этим толчкам положило в конце XV века следующее событие политической истории, благодар€ которому французские государи и магнаты страны познакомились с архитектурными произведени€ми италь€нских городов, а именно: военный поход  арла VIII (1483 Ч 1498) на Ќеаполь, предприн€тый в 1495 г. дл€ защиты наследных прав на престол. ¬еликолепные италь€нские церкви и дворцы произвели глубокое впечатление на корол€ и его рыцарей. ќн прин€л решение построить аналогичные здани€ в своей собственной стране и в том же году призвал во ‘ранцию италь€нских художников, среди них ‘ра ƒжиокондо из ¬ероны и ƒоминико да  ортона. ≈го преемник Ћюдовик XII (ум. в 1515 г.) продолжал его де€тельность в этом направлении, а ‘рансуа I Ч могучий государь и усердный покровитель искусств и наук, заполучивший на свою службу, между прочим, теоретика —ерлио из Ѕолоньи. Ч планомерно вводил италь€нский ренессанс. »з сказанного вытекает, что роль носител€ и распространител€ ренессанса принадлежала во ‘ранции в первую очередь двору и во вторую очередь Ч завис€щей от него знати. ¬следствие этого ренессанс приобрел преимущественно придворный характер. Ётапы его развити€ определ€лись периодами правлени€ отдельных королей. ¬от почему французы называют различные эпохи ренессанса именами соответствующих государей. “ак как изобразительные искусства должны были в первую очередь служить цел€м представительства и возвеличени€ королевской власти, то руковод€щую роль берет на себ€ архитектура; живопись и пластика занимают по отношению к ней подчиненное положение.

јрхитектура ренессанса во ‘ранции

 

–ис. 45. Ўато де Ћюд.

ƒо конца правлени€ ‘рансуа I (1545) Ч налицо период перехода от средневекового мира форм к зрелому новому стилю. ѕоэтому французскому раннему ренессансу мы отводим промежуток с 1500 (приблизительно) по 1545 г. Ќа замках этого времени лежит печать их происхождени€ из средневековой крепости. ќни все еще представл€ют собою здани€ неправильной формы, обнесенные валами и рвами и окружающие один или несколько дворов; главное здание вместе с трем€ или четырьм€ флигел€ми группируетс€ вокруг большого, так называемого парадного двора (cour dТhonneur). ¬не этой архитектурной группы помещаетс€ черный двор (basse cour), предназначенный дл€ хоз€йственных нужд. ѕо внешним углам замка сто€т башни, по большей части еще круглые, но утратившие свое истинное назначение и служащие жилыми помещени€ми (рис. 45); по углам парадного двора помещаютс€ башенки с лестницами. –асположенные в городах дворцы частных лиц (их называют во ‘ранции отел€ми) обнаруживают в мелком масштабе упрощенную схему замка. ќни рассчитаны на оборону, располагаютс€ по большей части в стороне от улиц, отдел€€сь от них двором с высокой каменной оградой. √ородские ратуши, как правило, отличаютс€ богатыми фасадами. ѕоследние в силу консервативности городов вплоть до второй четверти VI века нос€т еще исключительно готический характер, позднее приобретают пышное великолепие ренессансных форм.

ѕростые буржуазные дома отделаны по большей части фахверком; у них узкий вход; в нижнем этаже большое арочное отверстие дл€ лавки или мастерской, а в верхних этажах, служащих жильем, Ч сдвоенные окна. ¬ церковной архитектуре ранний ренессанс сохран€ет готическую схему плана и построени€, и даже систему контрфорсов, перевод€ детали контрфорсов, аркбутанов, фиалов и балюстрад на €зык ренессансных форм. ќкна сохран€ют даже и в дворцовых капеллах готическое членение. ¬ светской архитектуре вместо стрельчатой дуги выступает кругла€ дуга, коробова€ дуга (плоска€ приплюснута€ кругла€ дуга) и часто Ђдуга в форме ручкиї (горизонтальна€ лини€ с закругленными углами). ќкна делаютс€ большими и раздел€ютс€ в случае пр€моугольной поверхности в свету по большей части каменным крестом. «убцы замен€ютс€ галере€ми. ¬ качестве национальной особенности, сохранившейс€ по большей части и до наших дней, бросаетс€ в глаза склонность к крутым крышам, многочисленным, великолепно разработанным люкарнам (слуховые окна) и колоссальным, монументально оформленным дымовым трубам. –азвитие стил€ французского ренессанса представл€ет чрезвычайный интерес, но не дает единой картины. ћожно было бы выделить целый р€д школ, обнаруживающих особый стилистический характер в соответствии с различи€ми в географических услови€х и составе населени€. ¬ целом, однако, следует различать два главных направлени€ Ч италь€нско - античное и галло - франкское. ѕервое вырастает непосредственно из вли€ний южно - французской античности и италь€нского искусства; последнее коренитс€ больше в туземной готике.  роме того, источниками последнего направлени€ служат в значительно меньшей степени классические произведени€ юга »талии. √алло - франкска€ часть населени€, ограниченна€ средневековыми представлени€ми, еще не смогла восприн€ть южно - италь€нской классики. Ёто направление черпало мотивы из италь€нских рисунков, гравюр, бронзовых барельефов, изготовленных в »талии интарсий, книжных иллюстраций и т. п. ‘ранцузов, склонных к богатым, живым украшени€м, и здесь пленил новый декоративный метод, особенно полный жизни орнамент, в том виде, в каком мы его видим в верхне - италь€нском искусстве кватроченто. “ак возник необычайно живописный переходный стиль, смешанный из готических и античных форм; переходный стиль очищаетс€ шаг за шагом вместе с ростом понимани€ существа классических форм и, наконец, переходит на путь италь€нско - античного искусства, впрочем, настроенного в национальных тонах. » теперь сохранилась свойственна€ французам любовь к пышным скульптурным и орнаментальным украшени€м. ѕочти все детали орнамента можно вывести целиком из орнамента италь€нского ренессанса, особенно верхне - италь€нского кватроченто; однако, благодар€, художественному вкусу французов, направленному всегда на из€щное и грациозное, и богатому применению медальонов с фигурами, гербов, символов и монограмм, орнамент получает оригинальное оформление, исполненное изобретательно и тонко (рис. 45). ќрнамент раннего ренессанса сохран€етс€ примерно до 1530 г., с этих пор начинаетс€ под вли€нием Ђшколы ‘онтенблої, по крайней мере, во внутренней отделке, исключительное господство гротеска, распространенного туземными мастерами по всей ‘ранции.

‘ранцузский, высокий ренессанс начинаетс€ приблизительно с 1545 и продолжаетс€ до 1580 г. ≈ще в первой половине XVI в. ‘ранци€ начинает приближатьс€ к могучему подъему. —толица ‘ранции Ч ѕариж Ч сделалась фокусом духовной и художественной жизни. Ќа долю ѕарижа выпала руковод€ща€ роль в искусстве, и он удержал ее в течение всего последующего времени. ѕровинции, а особенно северные провинции, отстали в своем развитии. –€д крупных художников, получивших образование в »талии, ставит своею целью строгое применение классических законов формы и очищение отечественной архитектуры от готических отголосков. ќднако мастера обнаруживают известные национальные черты, сообщающие французскому искусству этой эпохи своеобразный характер. ¬ стиле замечаетс€ стремление к большей правильности, к замкнутым архитектурным лини€м, симметричному распределению архитектурных масс и подчеркиванию главных моментов.

¬ дворцах знати угловые башни превращаютс€ в пр€моугольные павильоны, главные оси подчеркиваютс€ выступающими и повышенными средними част€ми здани€; лестницы относ€тс€ внутрь строений и получают пр€моугольные марши с площадками. «дани€ сохран€ют крутые крыши (рис. 46 и 51), люкарны, а часто и большие пр€моугольные окна с каменными крестами.

јрхитектура ренессанса во ‘ранции


–ис. 46. “юирьли в ѕариже.

Ћюкарны часто располагаютс€ одна непосредственно р€дом с другой, образу€ сплошной аттик.  роме того, нередко верхнее окно прерывает главный карниз. Ќад последним, в качестве завершени€ фасада нередко поднимаютс€ треугольные и дуговые сандрики или чередующиес€ р€ды. ¬ этом, Ч так же как и в устройстве угловых павильонов, в крутых крышах с люкарнами и в монументальном оформлении дымовых труб, Ч заключаетс€ своеобразие французского, высокого ренессанса. ¬ системе фасада остроумно используетс€ объединение двух этажей одним ордером.

ќформление деталей дает возможность отчетливо различать индивидуальности отдельных художников. Ќовое €вление представл€ет собою Ђфранцузский ордерї, в котором отдельные куски руста раздел€ютс€ богато орнаментованными перев€зками, заимствованными из рустики. ¬ целом замечаетс€ больша€, чем в одновременной италь€нской архитектуре, любовь к орнаментальному богатству, а особенно к пластическим украшени€м, к частому применению герм и кариатид и известна€ склонность к рафинированию деталей. ¬прочем, и здесь обнаруживаетс€ господство теоретического направлени€, представленного литературными работами различных мастеров.

¬ замках пропадает все, что напоминало прежние укреплени€, вроде валов, защитных башен и т. п. «амки получают повсюду, если только не приходилось считатьс€ с уже существующим зданием, правильное расположение вокруг одного или нескольких дворов. ¬ здани€х меньшего размера план двора приближаетс€ к квадрату.

¬ частных домах тоже выступает стремление к правильности и чистоте стилистических форм. ÷ерковна€ архитектура в эту эпоху также сильно медлит с прин€тием форм ренессанса. √лубокое вли€ние ренессанса сказываетс€ лишь в порталах и в конструкции фасада. ¬о внутреннюю архитектуру чисто ренессансные формы проникают лишь в начале XVII столети€.

–уковод€щее значение в эту эпоху в архитектурном творчестве приобрела нека€ трезва€, рассудочна€, трактовка. ѕредпочитали кладку квадрами, как таковую; без исключени€ во всех этажах вводили рустику (рис. 47); в широких размерах перешли на кирпичную технику, употребл€€ в таком случае естественный камень лишь дл€ дверей и окон, дл€ углов и карнизов. »онический, и коринфский ордера, уступили место дорическому, рустике удел€лось особое внимание; ее осложн€ли даже орнаментальными украшени€ми и процарапанной, напоминающей червоточины, игрой линии. ¬ целом обнаруживаетс€ т€готение к большим массам, оно про€вл€етс€ и в рельефной разработке орнамента.

 

јрхитектура ренессанса во ‘ранции


–ис. 47. ‘рагмент Ћюксембургского дворца (угловой павильон).

—овременное италь€нское искусство оказывает более глубокое вли€ние; каменные горбыли и кресты в окнах пропали. Ќа внутренних стенах и потолках все шире и шире примен€ютс€ пластические рамы; в них вписываютс€ картины. Ќо угловые павильоны, крутые крыши и высокие дымовые трубы составл€ют и в эту пору характерные национальные черты.

≈два ли можно установить твердые границы дл€ эпохи французского, позднего ренессанса.  ак по времени, так и по стилю переходные грани слишком шатки и неопределенны, и если крупные историки искусств всю эпоху Ћюдовика XIV и Ћюдовика XV рассматривают, как относ€щуюс€ к ренессансу, то в пользу этого мнени€ можно привести столько же аргументов, сколько в пользу другого тезиса, что вообще нельз€ говорить о французском, позднем ренессансе, так как высокий ренессанс непосредственно переходит в барокко.

ќднако нельз€ отрицать, что после смерти великих мастеров высокого ренессанса, а особенно с наступлением царствовани€ √енриха IV, в архитектуре про€вились новые взгл€ды, обнаруживающие, по сравнению с высоким ренессансом, признаки обратного хода развити€. — другой стороны, в пору, когда у кормила правлени€ стал –ишелье (1624) со своими энергичными меропри€ти€ми, направленными к сокрушению древнего феодального двор€нства и к установлению, укреплению и возвеличению неограниченной королевской власти,в архитектуру и особенно во внутреннюю архитектуру проник новый дух Ч дух барокко. ѕо этому, мы датируем поздний французский ренессанс временем приблизительно с 1580 по 1625 г.

¬ ходе развити€ французского, позднего ренессанса обозначились два направлени€, не€сно намечавшиес€ уже в высоком ренессансе.

ѕервое из них защищало более строгую трактовку архитектурных форм в духе античности и италь€нских теоретиков Ч ¬иньолы и ѕалладио; другое видело свои образцы в произведени€х ћикель - јнджело, јлесси, јмманати и строило здани€ более свободно, нередко под значительным вли€нием фламандского искусства. ѕозднее оба течени€ идут во ‘ранции параллельно, иногда соедин€€сь, и оказыва€ друг на друга очищающее и освобождающее воздействие.

≈динство и единообразие художественного выражени€, составл€ющие характерный признак нового французского искусства, были достигнуты лишь в эпоху Ћюдовика XIV; с этих пор французска€ архитектура представл€ет собой забавное смешение строгого академического классицизма и свободного барокко.

 

2. ¬ј∆Ќ≈…Ў»≈ ѕјћя“Ќ» »

Ќачина€ с Ћюдовика XII, на первом плане архитектурного творчества стоит строительство замков. ¬ этом направлении развертываетс€ исключительно оживленна€ де€тельность. ¬ наши дни еще можно насчитать больше 30 знаменитых замков, восход€щих к XVI столетию. Ќередко в силу колоссальности замысла здани€ замков оставались незаконченными. ћногие из этих замков не сохранились. »з огромного числа пам€тников в долине Ћуары, особенно попул€рной в то врем€, а также в Ќормандии и на юге, мы перечислим крупнейшие.

»сходный пункт раннего ренессанса Ч это замок в јмбуазе. «десь осела группа италь€нских художников. ¬о взаимодействии с туземными мастерами на Ћуаре и в округе √аранни вырос первый французский ренессанс. Ѕольшое вли€ние на французскую архитектуру оказали следующие италь€нские мастера: ‘ра ƒжиокондо (призванный в 1505 г. папой ёлием II дл€ участи€ в конкурсе с. ѕетра) и после него Ч ƒоминико да  ортона (последний своим участием в постройке замков Ѕлуа, Ўамбор, Ѕюри и др.). «амок в јмбуазе представл€ет собою импозантный комплекс, расположенный на высоком берегу Ћуары и защищенный мощными круглыми башн€ми; к концу XV и началу XVI века восход€т только отдельные части этого ансамбл€. ‘асад возведенного Ћюдовиком XII восточного крыла замка в Ѕлуа, истори€ которого уходит во времена –има, обнаруживает весьма сдержанные ренессансные формы. Ѕолее богатые ренессансные украшени€ несет на себе северное крыло, построенное в начале царствовани€ ‘рансуа I; фасад северного крыла со стороны двора с великолепной витой лестницей представл€ет собою, конечно, самое прекрасное произведение французского раннего ренессанса. ¬ 1526 г. тот же государь начал в нескольких мил€х от Ѕлуа грандиозный замок Ўамбор (рис. 48) в виде ансамбл€ правильной формы с квадратным главным зданием, четырьм€ мощными круглыми башн€ми по углам и поставленной по середине двора изолированной лестничной башней (со знаменитой двойной витой лестницей, на которой поднимающиес€ и спускающиес€ не встречаютс€ друг с другом). Ѕашн€ увенчана фонарем, выс€щимс€ над необычайно живым силуэтом крыши. јрхитектором этого замка называют ѕьера Ќепво. ќдновременно ‘рансуа I соорудил близ ѕарижа охотничий замок ћадрид Ч маленький деревенский жилой дом с выт€нутым в длину пр€моугольным планом, без двора. Ёто некогда величественное, теперь почти совершенно исчезнувшее здание заключало в двух нижних этажах своей несколько отведенной назад средней части открытые круглые аркады с терракотами в распалубках арок, (принадлежавшими флорентинцу ƒжироламо делла –оббиа) а над ними помещались два закрытых этажа с развитыми прекрасными ренессансными формами. „етырехэтажное кирпичное здание замка с. ∆ерменна Ћей, вновь построенное в 1530 г. ‘рансуа I на старом фундаменте совершенно неправильной формы, выдержано в строгих и простых формах; вертикали сильно подчеркнуты контрфорсами; здание производит в целом массивное впечатление, почти впечатление крепости. Ћюбимым творением корол€-строител€ следует считать замок ‘онтенбло. ‘онтенбло представл€ет собою дворец неверо€тных размеров и поистине королевского великолепи€; неправильна€ группировка зданий и некоторые части сохранились от древнего здани€. ќднако в действительности историческое значение этого дворца превысило его художественную ценность. ƒворец много раз перестраивалс€, и таким образом единство впечатлени€ в нем нарушено. Ќаружна€ архитектура трактована сравнительно просто, она существенно приближаетс€ к италь€нским здани€м с аркадами на столбах, к столбам приложены пил€стры и полуколонны; зато интерьер отличаетс€ из р€да вон выход€щим богатством отделки. √лавными помещени€ми, восход€щими к эпохе раннего ренессанса, €вл€ютс€ бальный зал и галере€ ‘рансуа I. Ѕальный зал (рис. 49) находитс€ под очевидным вли€нием стил€ ƒжулио –омано, здесь широко примен€ютс€ дерев€нна€ обшивка, штукатурка, пластика и живопись. Ётот зал представл€ет собою, пожалуй, самый благородный по формам и самый богатый интерьер ‘рансуа I. —равнительно узка€ и низка€ галере€, длиною в 58 метров, обнаруживает уже упадок стил€, что сказываетс€ в выпирании пышных рам, картушей, фигурных и орнаментальных украшений.

јрхитектура ренессанса во ‘ранции


–ис. 48. ѕлан замка Ўамбор.

 

јрхитектура ренессанса во ‘ранции


–ис. 49. Ѕальный зал замка ‘онтенбло.

ƒеревенские гнезда знати отстают в ходе развити€ ренессанса от королевских замков. ¬ них средневековые формы сохран€ютс€ дольше, чем в этих последних.
Ћишь в течение царствовани€ ‘рансуа I характер феодальной крепости постепенно вытесн€етс€ и в замках знати в угоду удобствам, при€тному, радостному убранству. ¬есьма значительное раннее произведение представл€ет собою, гнезда знати отстают в ходе развити€ ренессанса от королевских замков. ¬ них средневековые формы здани€ принадлежит французскому мастеру √ильому —ено, погибший замок √айон, построенный в 1502 г. близ –уана усердным покровителем ренессанса Ч кардиналом ∆оржем јмбуазским, знатоком искусства, работавшему над его осуществлением с 1б02 по 1607 г. Ќовое здание примкнуло к существовавшей ранее крепости неправильной формы; однако главный двор получил уже форму восьмиугольника и окружен с трех сторон аркадами на столбах. ¬ архитектуре налицо большое богатство радостных орнаментов раннего ренессанса. ѕолностью сохранилс€ замок Ўенонсо близ Ѕлуа (1515Ч1555), построенный на реке Ўер; основанием замка служит отчасти мост через реку. —ам замок квадрата без двора. ѕо углам рассажены стройные круглые башни; капелла и библиотека примыкают к €дру здани€. «десь средневековые и ренессансные р€дом друг с другом. Ќа окнах Ч дозднеготические наличники, под средними наличниками окон Ч т€желые гермы и по бокам Ч ренессансные пил€стры. √рандиозен и замок Ѕюри, построенный также близ Ѕлуа, начина€ с 1515 г. Ёто ансамбль правильной формы с квадратным господским двором и пр€моугольным садом позади главного здани€; в наши дни о былом великолепии замка говор€т лишь величественные руины. √лавные здани€ надводного замка Ўантильи близ —енли, относ€щегос€ к началу царствовани€ ‘рансуа I, неправильно группируютс€ вокруг треугольного двора, однако позже, в середине XVI века, соедин€ютс€ при помощи моста с садом и четыреугольным внешним двором, окруженным подсобными здани€ми, а с другой стороны Ч вторым мостом с большим хоз€йственным двором и другими садами и государственным де€телем Ћюдовика XII. —охранились зарисовка этого замка, сделанна€ дю —ерсо, и портал внешнего двора, выставленный теперь во дворе† јкадемии из€щных искусства в ѕариже.

 

¬ архитектуре частей здани€, сооруженных в эпоху ‘рансуа I, сказываетс€ уже отчетливое стремление к упрощению форм в смысле более строгого соблюдени€ классических законов. »сключительно большое число крупнейших пам€тников находитс€ в “урени (долина Ћуары может быть сравнена в истории искусства с италь€нской “осканой, так же как Ќорманди€, благодар€ расточительности декоративного убранства архитектурных произведений, Ч с северной »талией). ќбновленный в 1502Ч1532 гг., но незаконченный замок Ўатодэн близ ќрлеана обнаруживает в фасадах лишь скудные ренессансные формы, однако вита€ лестница, вставленна€ в тело здани€, по своей грандиозности и конструктивной силе не имеет равных. Ўато де Ћюд, начатый в 1457 г., перестроенный при ‘рансуа I и законченный в 1535 г., несмотр€ на €сную простоту плана и исключительную тонкость дета≠лей, раскрывает в целом атмосферу самоуверенной, неприступной властности высшей французской знати, в оформлении грандиозном и благородном (рис. 45). ¬се многочисленные замки французского раннего ренессанса характеризуютс€ тем же смешанным стилем, соедин€ющим национальные и италь€нские архитектурные принципы; повсюду излюбленные дворцовые фасады раскрывают свое живописное очарование.

»нтересным примером церковных зданий €вл€етс€ хор в церкви с. ѕьер в  аи, построенный в 1518Ч1545 гг. √ектором —ойе. ќн скомпанован еще по системе готического собора в виде многоугольника с обходом и венком капелл, снабжен контрфорсами, аркбутанами, фиалами и т. п.; в остальном, однако, полностью одет в ренессансные формы и орнаменты. ÷ерковь в —ен Ёсташ в ѕариже, начата€ в 1532 г. ѕьером Ћемерсье, тоже сохран€ет готическую композицию, переведенную на €зык ренессансных форм. —наружи она оформлена дорическими и коринфскими пил€страми с триглифными фризами (великолепна€ двойна€ колоннада фасада относитс€ к позднейшему времени).

ярко выраженное ренессансное оформление получил фасад готической церкви с. ћишель в ƒижоне с трем€ большими полуциркульными порталами и двум€ башн€ми; башни расчленены в промежутках между мощными контрфорсами четырьм€ малыми пил€страми и увенчаны, восьмиугольными купольными надстройками.

ѕлан Ћувра и “юильри, ѕариж


–ис. 50. ѕлан Ћувра и “юильри, ѕариж.

»з ратуш следует отметить ратуши ѕарижа, ќрлеана и Ѕожанси. ¬ них сохран€етс€, правда, прежнее внутреннее расположение помещений, однако вестибюль и лестнична€ клетка подчеркиваютс€ сильнее. ¬место ЂBeffroiї выступает маленька€ башенка дл€ часов или колокола. «акрытые фасады отделаны пил€страми с соответствующими карнизами и новыми элементами украшени€. ќбразцовым примером знатного городского жилища может служить расположенный в живописном городе  ане отель Ёковилль(около 1530г.) с очаровательным аркадным двором, вокруг которого группируютс€ большой зал и жилые помещени€; фасад выдержан в прекрасных пропорци€х. ¬ стилистическом отношении интересен дом ‘рансуа I в ѕариже, он был построен в 1527 г. в селе ћорэ близ ‘онтенбло, позднее перевезен в ѕариж и поставлен на ≈лисейских пол€х. ƒом представл€ет собою нар€дный образец исключительно великолепной архитектуры. ћногочисленные дома ренессанса как каменные, так и фахверковые наход€тс€, кроме того, в ќрлеане, Ѕурже, –уане, јнжере,  ане, ¬ивьере.

ѕри переходе от раннего к высокому ренессансу мы должны вспомнить еще одного архитектора, благодар€ которому мы знаем замки французского раннего ренессанса, Ч ∆ака јндруэ дю —ерсо (1510 Ч 1585). Ёто был, известный главным образом своей искусствоведческой де€тельностью, тонкий, образованный художник, хот€ едва ли выдающийс€ практик; по крайней мере, ему нельз€ приписать с уверенностью ни одного значительного архитектурного произведени€. ¬ 1550 г. он составил идеальный план дворца, всецело обнаруживающий характерную дл€ средневековых замков бессв€зную композицию отдельных зданий, облеченных, правда, полностью в ренессансные формы.

¬ысокий ренессанс характеризуетс€ шедеврами двух великих мастеров французской архитектуры, оказавших решительное вли€ние на ее дальнейшее развитие. ѕервое из этих произведений Ч Ћувр. Ќезадолго перед своей смертью ‘расуа I прин€л решение соорудить на месте древнего средневекового замка, который он велел снести, импозантное новое здание. ќн поручил его уроженцу ѕарижа Ч очистившему свой вкус изучением античных архитектурных пам€тников –има Ч тонкому мастеру Ч ѕьеру Ћеско (1510 Ч1578). Ћеско дал проект здани€ со средними и боковыми павильонами (рис. 50), расположенными вокруг квадратного двора. ѕоэтому проекту был выполнен Ч в промежуток 1546 Ч 1578 гг. Ч юго-западный угол (рис. 51). Ћеско применил на внутреннем, богато расчлененном фасаде, выход€щем на двор (внешн€€ сторона, обращенна€ фасадом на —ену, обнаруживает строгую простоту), два коринфских ордера; нижний ордер осложнен арками, внутри которых лежат окна и двери; над последними он поместил сделавшиес€ впоследствии излюбленными круглые окна, названные Ђбычьими глазамиї (oeilsdeboeuf). ≈ще выше идет верхний ордер с покрытыми окнами, а над верхним ордером Ч разработанный в виде полуэтажа аттик.  рыши в этом крыле ниже, дымовые трубы подчеркнуты незначительно. »сключением €вл€етс€ лишь павильон. ¬ нем над полуэтажом поместилс€ еще верхний этаж, равный по высоте главному этажу, с высокими полуциркульными окнами, мощной крышей и монументальными дымовыми трубами. —истема Ћувра рассматривалась как образец праздничной дворцовой архитектуры; ее воспроизводили многочисленные здани€ позднейшего времени. Ѕогатые пластические украшени€ принадлежат ∆ану √ужону (ум. около 1565 г. в »талии) Ч величайшему скульптору ‘ранции, который, впрочем, был кроме того, основательным знатоком архитектуры; он занималс€ частично и архитектурной практикой. Ћеско был образованным и тонким художником. ќн умел соедин€ть благородно оформленные архитектурные элементы в общую великолепную картину. ‘асад луврского двора €вл€етс€ самым зрелым плодом ренессанса на французской почве, он возник в результате очищени€ фантазирующего искусства ‘рансуа I классическим чувством формы.

 

ƒвор Ћувра (юго Ц западный угол), ѕариж


–ис. 51. ƒвор Ћувра (юго Ц западный угол), ѕариж.

¬торой великий архитектор французского, высокого ренессанса - ‘илибер ƒелорм (1515 Ч 1570) Ч мастер, настроенный существенно иначе, чем Ћеско, но не менее значительный. ƒелорм получил еще большую известность, чем Ћеско, благодар€ своей разносторонней де€тельности в качестве архитектора, инженера и теоретика. ѕосле длительного, начина€ с 20-летнего возраста, пребывани€ в –име, где ƒелорм копировал архитектурные пам€тники, он вернулс€ в 1536 г. во ‘ранцию. —начала ƒелорм работал в качестве архитектора крепостей, а в 1548 г. поступил на службу к √енриху II, который назначил его главным инспектором важнейших королевских построек. ќдним из ранних произведений ƒелорма €вл€етс€ почти полностью разрушенный во врем€ революции замок јнэ (с 1552 г.), построенный √енрихом II дл€ ƒианы де ѕуатье. Ёто произведение представл€ет собой самобытнейшее творение автора. √лавное здание окружает квадратный двор с величественными воротами. ќрдера колонн применены здесь еще целиком в духе италь€нского ренессанса. ¬ 1564 г. ƒелорм получил от королевы ≈катерины ћедичи заказ построить перед воротами ѕарижа, невдалеке от Ћувра, новый замок Ч “юильри (названный так по расположенным в этой местности черепичным заводам). ћастер составил грандиозный проект в виде замкнутого пр€моугольного здани€ с импозантным главным двором и четырьм€ дворами меньшего размера (ср. рис. 50). ѕостройка началась со среднего павильона той стороны ансамбл€, котора€ выходит в сад; поражают мощные пропорции и величайша€ роскошь. ¬ фасаде (рис. 46) ƒелорм применил изобретенный им Ђфранцузский ордерї, описанный в его главном произведении. ѕавильон состоит из двух высоких этажей с ионическими колоннами в нижнем и коринфскими пил€страми в верхнем этаже; над последним расположились полуэтаж с маленькими круглыми окнами и увенчанный фонарем купол в качестве крыши; крыль€, примыкающие под пр€мым углом, были одноэтажными аркадными здани€ми на столбах, верхние этажи этих крыльев были разработаны в виде аттик. ¬ них высокие окна, располага€сь в р€д, ритмически чередуютс€ с широкими низкими надстройками, чем определ€етс€ динамичность верхнего контура фасада.

ѕомимо этих зданий ƒелорм развернул весьма богатую архитектурную и теоретическую де€тельность. ќн был превосходным конструктором.  рышами названной по его имени системы он перекрывал залы необычайной ширины; именно он примен€л тонко рассчитанное соединение толстых досок в арки Ч способ конструкции, вошедший 300 лет спуст€ во всеобщее употребление в больших вокзалах и выставочных павильонах. ƒелорм написал несколько ценных трудов по архитектуре, среди них две книги по обделке камн€; последние были в течение столети€ лучшими и почти единственными сочинени€ми по этому предмету. ¬ художественном отношении он склон€лс€, по сравнению с Ћеско, к более грубому, более барочному пониманию, к нависающим выступам, перерывам в членени€х и к свободному разрешению членений. Ћеско превосходит ƒелорма благородством форм и тонким чувством пропорций и деталей.

ѕосле смерти ƒелорма (1570) строительство “юильри продолжал ∆ан Ѕюллан (1515 Ч 1578) Ч тоже теоретик-писатель, напоминающий ƒелорма, штудировавший, как и он, в своей молодости античные архитектурные пам€тники –има. Ѕюллан полностью держалс€ трактовки ƒелорма, однако вынужден был уже через два года приостановить свои работы, так как королева отказалась в 1572 г. из суевери€ от постройки дворца. ¬ыведенные им павильоны обоих крыльев делормовского здани€ были так же, как и все здание, позднее так сильно переделаны (и не к лучшему), что долю его участи€ почти невозможно установить.

Ѕюллан Ч автор расположенного в нескольких мил€х от ѕарижа замка Ёкуан (прибл. 1531 Ч 1564) относ€щегос€ к лучшим пам€тникам французского, высокого ренессанса. «амок был начат мастером, которого мы не знаем по другим работам, Ч Ўарлем Ѕиллар или Ѕайар. «амок состоит из большого квадратного двора, окруженного с четырех сторон сравнительно узкими корпусами: из них передний разработан, в виде открывающейс€, внутрь, аркадной галлереи. ѕо четырем углам расположены сильно выступающие павильоны, из которых павильон, лежащий впереди слева, представл€ет собой капеллу. Ѕлагодар€ маленьким лестничным башенкам, несимметрично вставленным по углам павильонов, благодар€ сильно подчеркнутым люкарнам и дымовым трубам и средневековой разработке окон капеллы, замок кажетс€ ове€нным дыханием французского раннего ренессанса. »нтерьер, по восторженным отзывам современных и позднейших писателей, был украшен блест€ще (рис. 52). ¬ самое новейшее врем€ замок был подвергнут значительной реставрации.

 

«ал замка Ёкуан - јрхитектура ренессанса во ‘ранции


–ис. 52. «ал замка Ёкуан.

¬ остальном, светска€ архитектура породила еще целый р€д видных замков, принадлежащих неизвестным или малоизвестным архитекторам. Ёти замки примыкают в плане и в разработке деталей к принципам великих мастеров и соответствующим образцам. »з них следует указать на выдающийс€ по размерам и великолепию замок ¬ернейль в ѕикардии Ч произведение ∆ана Ѕросс: он состоит из четырех крыльев с сильно подчеркнутыми угловыми павильонами и пышным порталом, окружающим квадратный двор; замок обнаруживает свободную архитектурную трактовку с отдельными барочными элементами.

∆илые дома городской буржуазии сохран€ют, вообще говор€, традиционную диспозицию раннего ренессанса, однако в отдельных формах обнаруживаетс€ стиль нового времени.

‘ранцузский, высокий ренессанс не создал значительных церковных зданий.

Ѕлагодар€ установке господствующего в позднем ренессансе направлени€ на строгую правильность и простоту, на уменьшение богатства внешней, декоративной стороны, архитектура приобретает т€желый и сухой характер, несоответствующий французскому, художественному склапу. ¬прочем, ѕостроенна€ √енрихом IV часть Ћувра Ч больша€ галере€, св€завша€ Ћувр с “юильри, Ч еще обнаруживает большое великолепие; однако она стоит ниже художественного уровн€ частей Ћувра, построенных при ‘рансуа I и √енрихе II. јрхитекторами считаютс€ Ѕатист и ∆ак дю —ерсо Ч сыновь€ вышеназванного јндруэ, Ч а также “ибо ћетезо и его сын Ћуи. Ќа оленьей галлерее дворца ‘онтенбло лежит, благодар€ соединению кирпичной и квадровой кладки и всему характеру оформлени€, печать сухости. ¬ Ќормандии, где кирпичные здани€ укоренились еще в средневековье, это соединение превращаетс€ в богатый и своеобразный, художественный мир (замок Ѕомесниль в департаменте Ёвр). —амым выдающимс€ произведением позднего ренессанса €вл€етс€ дворец Ћюксембург, построенный в ѕариже (1615 Ч 1620) дл€ ћарии ћедичи —оломоном ƒеброссом Ч самым крупным архитектором этой эпохи. «дание состоит из выт€нутого в длину крыла с большой галереей (дл€ нее написал свои знаменитые картины –убенс) и четырьм€ сильно выступающими угловыми павильонами. Ќаружна€ архитектура примыкает к флорентийской трактовке јмманати, а именно к трактовке двора палаццо ѕитти (ср. рис. 47 и 41). » в интерьере (рис. 53) чувствуетс€ очищающее вли€ние италь€нского классицизма на изобилие форм, свойственное французскому ренессансу. “от же мастер €вл€етс€ автором главной церкви французского протестантизма Ч молельного дома в Ўарантоне (с 1606 г.), характерного дл€ гугенотов здани€ в форме античной базилики, и фасада готической церкви с. ∆ерве в ѕариже (1616Ч1621). ¬ последней, он соединил все три античные, строго трактованные ордера в единый мощный, правда, чисто декоративный фасад (рис. 54). ƒебросс был гугенотом и уже как гугенот был склонен к более строгому пониманию архитектуры в духе чисто рассудочного классицизма. ≈го принципы обостр€лись требовани€ми  альвина, на долгое врем€ изгнавшего из церквей вс€кую скульптуру и живопись. ќднако в остальной светской и церковной архитектуре сказываетс€ и другое направление; оно вбирает, правда, те же самые основные элементы, но в противоположность сознатель≠ной простоте стремитс€ к богатому декоративному воздействию, часто прибегает к барочным формам, к перегруженной пышности. »менно над такими произведени€ми т€готеет подлинно национальный дух, соедин€ющий французский классицизм с италь€нским барокко; отсюда начинаетс€ расцвет искусства последующей эпохи.

 

Ћюксембургский дворец, салон ћарии ћедичи


–ис. 53. Ћюксембургский дворец, салон ћарии ћедичи.

 

÷ерковь Cант ∆ерве в ѕариже. јрхитектура ренессанса во ‘ранции


–ис. 54. ÷ерковь Cант ∆ерве в ѕариже.

 

»стори€ архитектуры  . ќ. √артман, 1936 г., 2 часть.

 

јрхитектура ренессанса в јнглии
јрхитектура ренессанса - √ермани€, јвстри€ и Ўвейцари€
јрхитектура ренессанса в Ќедерландах
јрхитектура ренессанса в германских странах
јрхитектура ренессанса в »спании
ѕоздний ренессанс в архитектуре »талии
¬ажнейшие пам€тники раннего ренессанса в »талии
¬ысокий ренессанс в архитектуре »талии
√ражданска€ архитектура ренессанса в »талии
÷ерковна€ архитектура ренессанса в »талии
јрхитектура ренессанса в »талии
јрхитектура ренессанса

 




ќт: no





275 просмотров (а)



ѕохожие темы


----------------------------

-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€:
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.
« јрхитектура ренессанса в »спании јрхитектура ренессанса в германских странах »