Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова



Опубликовано: Май 25, 2017

Архитектура ренессанса в Испании

Эпоха ренессанса принесла Пиренейскому полуострову необычайный подъем и политическое могущество. В 1479 г. два главных государства - Кастилия и Арагония - объединились в большое Испанское королевство; последнее начало свою деятельность со сплошной государственной реорганизации; имелись в виду укрепление внутреннего положения и развитие внешней политической мощи. Испанские государи осуществляли политику католической церкви в качестве военной силы католицизма. В 1492 г. была завоевана Гренада, последняя цитадель мавров; в 1504 г. подпало под власть испанской монархии Неаполитанское королевство; в 1516 г. ей досталась, путем престолонаследия, корона императорского дома Габсбургов. Испания сделалась, таким образом, фокусом габсбургской мировой державы, обнимавшей в то время Германию, Нидерланды, Бургундию, Милан, Сицилию и колонии в Америке и Азии. Предприимчивость испанцев, управляющих отныне делами чужих народов и судьбами дальних стран, растет непомерно. Уже в 1492 г. испанцы открыли Новый свет; в 1519 г. было основано большое испанское государство по ту сторону океана - Мексиканское королевство. Морская торговля стала на путь грандиозного развития. Ее важнейшими исходными и конечными пунктами были испанские гавани и испанские города. Сюда притекало из Нового света небывалое богатство.

В эту пору блестящего национального и художественного подъема на долю архитектуры выпали большие задачи. Отвоеванные, у ислама южные города нуждались во впечатляющих соборах; культивировавшееся церковью требование пропаганды христианской веры предполагало учреждение новых влиятельных монастырей; князья и магнаты страны мечтали о новых дворцах, отвечавших их достоинству и их богатству; общественные городские здания мало отставали от дворцов знати. Обстоятельства того времени особенно благоприятствовали распространению ренессансных форм, проникавших из Италии в конце XV века, а внешние условия жизни способствовали их расцвету. Однако при таком «парниковом» быстром возникновении ренессансных форм архитектура должна была брать пишу из иной почвы, напоенной традициями прежних эпох; это изменяло характер архитектуры, придавая ей специфически испанскую окраску.

Большая доля восточной крови определяет живописное и декоративное дарование испанской народности. В стиле «mudejar» и «estilo florido» она принесла богатейшие плоды. Однако и итальянское, художественное восприятие, направленное на создание монолитного и замкнутого архитектурного организма, находит отзвук у значительной романской части населения. Главными представителями последнего, были архитекторы, призванные или приехавшие из Италии. Своим участием в постройке архитектурных шедевров они оказали на испанскую архитектуру решительное влияние наряду с другими иноземными художниками из Нидерландов, Франции и Германии. Совместное и параллельное действие столь разнородных сил породило необычайное стилистическое разнообразие испанской архитектуры.

Влияние ренессанса выступает впервые в северной половине Испании, а именно в укоренившемся здесь «plateresco», начало которого относится примерно к 1480 г. Вначале «платереско» представляет собою декоративный стиль с готической основой, своевольно пышно переплетенной мавританскими элементами; сюда же нарядно вкраплены ренессансные орнаменты; они вкраплены в желобки, фризы, образуют заполнение филенок, отделку и т. п., напоминая накладную ювелирную работу. Шаг за шагом растет число ренессансных элементов; появляются пилястры, канделябровые колонны и валики карнизов; однако они трактуются вначале чисто декоративно. По­степенно новые формы получают перевес в конструкции и отделке. Вскоре рисунок арабески и орнамента из усиков становится почти чистым (в отдельных произведениях, например, в портале госпиталя Санта Круц в Толедо, уже до 1514 г.). Но и теперь они выступают как накладные украшения, не вырастающие из организма архитектурных элементов. Однако налицо привлекательное, непринужденное, остроумное применение орнамента с неистощимым богатством мотивов. Ренессансные формы повышают, таким образом, выразительность архитектуры, разработанной нередко грубо и тяжело.

«Платереско» представляет собой чрезвычайно интересный цветок испанской культуры, подлинный стиль испанского раннего ренессанса. Его начало можно отнести к 1500 г., если не считать проникновения ренессансных мотивов в испанский круг форм стиля «мудехар». Конечно, эта дата верна лишь в отношении светской и монастырской архитектуры. Часть церквей сохраняет чисто готический характер до 1530 г. И даже позднее, вплоть до половины XVI столетия, в большинстве церквей сказывается преобладание готики.

Наряду с пышным архитектурным стилем «платереско», превосходящим по расточительности декоративных элементов все современ­ное искусство других стран, сравнительно рано - уже в двадцатых годах XVI столетия - в Испанию проникает строгий ренессанс; он является непосредственным подражанием итальянскому, высокому ренессансу. Испанцы называют этот стиль «Graeco Romano». Однако по его памятникам видно, что он вырос не на испанской почве. Несмотря на всю тщательность в отношении правильной разработки, ренессансные детали кажутся в стране «мудехара» и «платереско» безжизненными и холодными. Им нехватает именно национального отпечатка. Формы итальянского ренессанса выступают сильнее, организм выигрывает в ясности, не отказываясь в то же время от испанской роскоши.

Эпоха зрелого стиля испанского, высокого ренессанса приходится на вторую половину XVI века. Художники с большим рвением штудировали античные правила. Так возникли произведения универсального палладианского стиля. Испанские произведения этого стиля как в отношении фасадов, так и в отношении дворцовых дворов ничем не отличаются от однородных зданий Виченцы и Лондона. Светлая наивная жизнерадостность погибла в окоченелом трезвом классицизме. Однако в немногих зданиях, рассчитанных на представительность, особенно в порталах, кружных ходах, а также внутри дворцов, испанская архитектура сохраняет и в эту пору тяготение к радостным украшениям. Необычайный подъем наук и искусств, и повышенное национальное чувство испанцев пробудили творческое самосознание и стимулировали более свободное проявление самобытной архитектурной мысли. Так национальный план снова нашел всеобщее применение в церковной архитектуре, которая до того времени, по крайней мере, на севере, всегда следовала готическому соборному плану в том виде, как он сложился в Средней и Южной Испании уже в XV столетии. Дворцовая архитектура не создала собственного типа. Для эпохи раннего ренессанса характерно прямоугольное здание с гладкими стенами без выступов; нерасчлененные нижние этажи оживлены маленькими окнами без украшений. Верхние этажи богато оформлены открытыми лоджиями, пышными главными карнизами и нарядными увенчаниями крыш, напоминающими металлическую работу. По углам поднимаются низкие башенки с лоджиями и увенчаниями без посредствующей архитектурной связи со стеной и по большей части, не выступая вперед стены. Эти угловые надстройки и известное предпочтение, отдаваемое длинным нерасчлененным плоскостям фасадов, составляют испанскую особенность зданий высокого ренессанса. В остальном, однако, последние находятся со стороны плана и архитектуры под чужеземными влияниями, по большей части итальянскими, французскими и нидерландскими. Эпоха испанского ренессанса заканчивается примерно в начале XVII века.

Важнейшие памятники раннего ренессанса находятся за немногими исключениями в Северной Испании. Здесь «платереско» открывает в порталах, кружных ходах и во всей наружной и внутренней архитектуре картину пышного изобилия и блестящего великолепия. В кружном ходе собора Сантьяго де Компостела (нач. в 1511 г.) среди средневековых форм, без всякой связи с ними, но, в высшей степени очаровательно, вставлены ренессансные фризы, консоли и колонки. Дальнейший шаг вперед представляет собой кружной ход собора в Леоне (1520-1550), сооруженный Хуаном де Бадахос; фасад монастыря с. Маркос, там же (с 1514 г.), должен быть причислен к лучшим творениям эпохи. Архитектура пилястр нижнего этажа монастыря многим напоминает верхнеитальянское кватроченто; верхний этаж с канделябровыми колоннами и пышными украшениями над оконными нишами напоминает нидерландский ранний ренессанс. Еще более богатый пример этого типа зданий дает прекрасный портал госпиталя Санта Круц в Толедо (1504-1514), построенный архитектором Энрике де Эгас из Брюсселя. Один из главных мастеров испанского раннего ренессанса - Альфонсо Коваррубиас - соорудил в 1537 г. в стиле «платереско» северный фасад замка Альказар в Толедо. Ему принадлежат, кроме того, прекрасная лестница и импозантный, напоминающий верхнеитальянские образцы колонный двор архиепископского дворца В Акала де Генарес (1534). Многочисленные и значительные памятники стиля «платереско» находятся в Саламанке. Университетский портал (1515 - 1530), построенный над двумя входами в три этажа без окон, представляет собою пышную архитектуру с фигурными рельефами, гербами и арабесками между орнаментованными полуколоннами. Родственную трактовку обнаруживает несколько более поздний портал церкви с. Доминго, там же (1524 - 1560). Он расположен, как и многие другие церковные порталы этого времени, в широкой и высокой арочной нише, защищающей от непогоды тонкие скульптурные украшения. Дворец Монтерей в Саламанке представляет собою богато оформленное дворцовое здание, характерное для раннего ренессанса. Вершины совершенства декоративный стиль достигает в Каза де Айунтамьенто (ратуша) в Севилье (1546 - 1564), оставшейся, к сожалению, незаконченной. Она является почти единственным ранним произведением юга, однако по своему богатству и красоте не уступает ни одному зданию того времени; пожалуй, и впоследствии ни одно здание, не достигло ее красоты. Особенно роскошна восточная сторона. Нижний этаж расчленен пилястрами сложного ордера, в филенках пилястр поднимаются арабески итальянского кватроченто; верхний этаж расчленен частью канелированными коринфскими колоннами, убранными венками из плодов, частью - канделябровыми колоннами; весь фасад - архитектурные элементы и поверхности стен - расточительно украшен скульптурами и орнаментом.

Первым образцом стиля «греко - романо» является сооруженный на Альгамбре дворец Карла V. В плане дворца лежит квадрат с круглым грандиозным колонным двором; во дворе антаблемент лежит прямо на колоннах. В нижнем этаже и на фасадах применен дорический, в верхнем - ионический ордер. Архитектором называют Machuca, возглавлявшего постройку с 1526 по 1533 г. После того как были построены двор и два фасада, постройка здания приостановилась. Дворец обнаруживает ясную диспозицию, полное овладение архитектурными массами и острые, тонкие, грациозные детали, приближающиеся к трактовке Санмикели. Среди окружающих зданий и всего ландшафта этот дворец со своим универсальным стилем является символом того положения, которое занимал Карл V.

Первое церковное здание в ясно выраженных ренессансных формах - собор в Гренаде. Энрике де Эгас начал собор по готическому плану, в виде пятинефного здания с шестью сквозными травеями и ходом вокруг многоугольного хора, но вывел только фундамент. С 1528 г. постройкой руководил Диего де Силоэ (ум. в 1563 г.). Собор был освящен в 1561 г. Архитектура держится границ, правда, строгой, но несколько готической ренессансной трактовки. Сильно подчеркнуты вертикали, столбы богато расчленены, но не в смысле барочного нагромождения, а в смысле переложения первоначального столба - пучком, задуманного в готическом стиле, на язык ренессансных форм. Ядро хора образует широкое - во всю ширину среднего нефа - десятиугольное, центральное здание. В сводчатом перекрытии применены богатые, но разработанные чисто декоративно звездчатые своды. Диего де Силоз построил, кроме того, собор в Малаге (с 1528 г.), многим напоминающий со стороны плана и оформления собор в Гренаде. Однако его открытая сторона выгодно отличается от этого последнего уравновешенным членением. Между передними башнями расположены два благородно разработанные ряда колонн. К раннему ренессансу по времени относится и собор в Жан (нач. в 1532 г.) по планам Педро де Вальдельвира. В нем снова появляется своеобразный национальный план церкви в виде четырехугольника (площадью 68 х 44 метра по наружному обмеру) с тремя сквозными продольными кораблями, одним поперечным кораблем, капеллами по внешним продольным стенам и со стороны хора и двумя башнями по бокам с передней стороны. Внешняя и внутренняя архитектура уже обнаруживает стилистические черты следующего периода.

Высокий ренессанс обогатил Испанию многими замечательными памятниками. Одним из них является построенный в нескольких милях к северо - западу от Мадрида, у подножья горной цепи Гвадаррама Эскориал.
 
Архитектура ренессанса в Испании
 
Монастырь Сан-Лоренсо де Эль Эскориал, фото: Hans Peter Schaefer, лицензия Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0) 
 
Это колоссальное здание, построенное с 1563 по 1581 г., должно было объединять церковь (с. Лоренцо), монастырь, королевский дворец, мавзолей, библиотеку и пинакотеку. В плане оно образует четырехугольник со сторонами в 160 и 200 метров, замкнутый четырьмя длинными корпусами; в передний корпус включен богато расчлененный ризалит; оба боковые корпуса идут без уступов, образуя сплошные плоскости; задний корпус прерван зданием хора церкви; углы подчеркнуты низкими башенными надстройками. Церковь - здание центрального типа в форме греческого креста с притвором между передними башнями - лежит по главной оси. Продольные и поперечные перемычки образуют множество прямоугольных внутренних дворов; все они окружены колонными или столбовыми аркадами. Архитекторами были: Хуан Батиста де Толедо (ум. в 1567 г.), а после его смерти - его великий ученик Xуан де Геррера (1530 - 1597). Оба получили свое образование в Италии (Неаполь, Рим), чем и объясняется итальянский в целом характер архитектурных форм.

Церковь в Эскориале является подлинным детищем Герреры. Проекты для Эскориала представлялись, кроме того, Виньолой, Алесси и Тибальди. В свое время Эскориал был назван восьмым чудом мира. Быть может, это самое большое архитектурное предприятие, задуманное и выполненное одним человеком; оно показательно для натуры Филиппа II как государя и как личности: его дух - дух мертвого этикета, сумрачный характер и мрачная религиозность воплощены в Эскориале; в остальном, однако, Эскориал не имеет крупного художественного значения. Сейчас же после окончания Эскориала была начата одна большая церковная постройка на севере Испании - собор в Вальядолиде (с 1585 г.). Хуан де Геррера дал проект грандиозного здания в форме четырехугольника - 138 х 70 метров по наружному обмеру, с куполом и четырьмя угловыми башнями, но вынужден был из-за отсутствия средств преждевременно закончить постройку после того, как была возведена едва только половина здания. Геррера был самым значительным испанским архитектором XVI столетия и главным должностным лицом страны по строительству. Его биржа в Севилье (1584 - 1598) - четырехугольное здание, расчлененное снаружи пилястрами,- замыкает выразительный двухэтажный аркадный двор на столбах, выдержанный совсем в духе Палладио. Этот двор так же легко мог бы стоять и в Виченце. В 1571 г. Геррера по заказу короля сделал новые планы начатого уже де Толедой (1561), но оставшегося недостроенным вследствие постройки Эскориала замка в Аранхуец, расположенного среди прекрасного ландшафта. К осуществлению этих планов было приступлено тотчас же. Но мастеру не суждено было дожить до окончания замка. Строго академическое направление, представленное Хуаном де Геррера, оказывало влияние почти на все здания конца XVI века и господствовало даже еще в начале XVII столетия.




От: no





133 просмотров (а)



Похожие темы


----------------------------

-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.
« Современный Фахверк Архитектура ренессанса во Франции »