ѕроекты домов

 

ѕроекты домов, общественных зданий, посЄлков и пр.

 







јрхитектурное бюро √лушкова



ќпубликовано: ћай 25, 2017

јрхитектура ренессанса в »спании

Ёпоха ренессанса принесла ѕиренейскому полуострову необычайный подъем и политическое могущество. ¬ 1479 г. два главных государства -  астили€ и јрагони€ - объединились в большое »спанское королевство; последнее начало свою де€тельность со сплошной государственной реорганизации; имелись в виду укрепление внутреннего положени€ и развитие внешней политической мощи. »спанские государи осуществл€ли политику католической церкви в качестве военной силы католицизма. ¬ 1492 г. была завоевана √ренада, последн€€ цитадель мавров; в 1504 г. подпало под власть испанской монархии Ќеаполитанское королевство; в 1516 г. ей досталась, путем престолонаследи€, корона императорского дома √абсбургов. »спани€ сделалась, таким образом, фокусом габсбургской мировой державы, обнимавшей в то врем€ √ерманию, Ќидерланды, Ѕургундию, ћилан, —ицилию и колонии в јмерике и јзии. ѕредприимчивость испанцев, управл€ющих отныне делами чужих народов и судьбами дальних стран, растет непомерно. ”же в 1492 г. испанцы открыли Ќовый свет; в 1519 г. было основано большое испанское государство по ту сторону океана - ћексиканское королевство. ћорска€ торговл€ стала на путь грандиозного развити€. ≈е важнейшими исходными и конечными пунктами были испанские гавани и испанские города. —юда притекало из Ќового света небывалое богатство.

¬ эту пору блест€щего национального и художественного подъема на долю архитектуры выпали большие задачи. ќтвоеванные, у ислама южные города нуждались во впечатл€ющих соборах; культивировавшеес€ церковью требование пропаганды христианской веры предполагало учреждение новых вли€тельных монастырей; кн€зь€ и магнаты страны мечтали о новых дворцах, отвечавших их достоинству и их богатству; общественные городские здани€ мало отставали от дворцов знати. ќбсто€тельства того времени особенно благопри€тствовали распространению ренессансных форм, проникавших из »талии в конце XV века, а внешние услови€ жизни способствовали их расцвету. ќднако при таком Ђпарниковомї быстром возникновении ренессансных форм архитектура должна была брать пишу из иной почвы, напоенной традици€ми прежних эпох; это измен€ло характер архитектуры, придава€ ей специфически испанскую окраску.

Ѕольша€ дол€ восточной крови определ€ет живописное и декоративное дарование испанской народности. ¬ стиле Ђmudejarї и Ђestilo floridoї она принесла богатейшие плоды. ќднако и италь€нское, художественное воспри€тие, направленное на создание монолитного и замкнутого архитектурного организма, находит отзвук у значительной романской части населени€. √лавными представител€ми последнего, были архитекторы, призванные или приехавшие из »талии. —воим участием в постройке архитектурных шедевров они оказали на испанскую архитектуру решительное вли€ние нар€ду с другими иноземными художниками из Ќидерландов, ‘ранции и √ермании. —овместное и параллельное действие столь разнородных сил породило необычайное стилистическое разнообразие испанской архитектуры.

¬ли€ние ренессанса выступает впервые в северной половине »спании, а именно в укоренившемс€ здесь Ђplaterescoї, начало которого относитс€ примерно к 1480 г. ¬начале Ђплатерескої представл€ет собою декоративный стиль с готической основой, своевольно пышно переплетенной мавританскими элементами; сюда же нар€дно вкраплены ренессансные орнаменты; они вкраплены в желобки, фризы, образуют заполнение филенок, отделку и т. п., напомина€ накладную ювелирную работу. Ўаг за шагом растет число ренессансных элементов; по€вл€ютс€ пил€стры, кандел€бровые колонны и валики карнизов; однако они трактуютс€ вначале чисто декоративно. ѕо≠степенно новые формы получают перевес в конструкции и отделке. ¬скоре рисунок арабески и орнамента из усиков становитс€ почти чистым (в отдельных произведени€х, например, в портале госпитал€ —анта  руц в “оледо, уже до 1514 г.). Ќо и теперь они выступают как накладные украшени€, не вырастающие из организма архитектурных элементов. ќднако налицо привлекательное, непринужденное, остроумное применение орнамента с неистощимым богатством мотивов. –енессансные формы повышают, таким образом, выразительность архитектуры, разработанной нередко грубо и т€жело.

Ђѕлатерескої представл€ет собой чрезвычайно интересный цветок испанской культуры, подлинный стиль испанского раннего ренессанса. ≈го начало можно отнести к 1500 г., если не считать проникновени€ ренессансных мотивов в испанский круг форм стил€ Ђмудехарї.  онечно, эта дата верна лишь в отношении светской и монастырской архитектуры. „асть церквей сохран€ет чисто готический характер до 1530 г. » даже позднее, вплоть до половины XVI столети€, в большинстве церквей сказываетс€ преобладание готики.

Ќар€ду с пышным архитектурным стилем Ђплатерескої, превосход€щим по расточительности декоративных элементов все современ≠ное искусство других стран, сравнительно рано - уже в двадцатых годах XVI столети€ - в »спанию проникает строгий ренессанс; он €вл€етс€ непосредственным подражанием италь€нскому, высокому ренессансу. »спанцы называют этот стиль ЂGraeco Romanoї. ќднако по его пам€тникам видно, что он вырос не на испанской почве. Ќесмотр€ на всю тщательность в отношении правильной разработки, ренессансные детали кажутс€ в стране Ђмудехараї и Ђплатерескої безжизненными и холодными. »м нехватает именно национального отпечатка. ‘ормы италь€нского ренессанса выступают сильнее, организм выигрывает в €сности, не отказыва€сь в то же врем€ от испанской роскоши.

Ёпоха зрелого стил€ испанского, высокого ренессанса приходитс€ на вторую половину XVI века. ’удожники с большим рвением штудировали античные правила. “ак возникли произведени€ универсального палладианского стил€. »спанские произведени€ этого стил€ как в отношении фасадов, так и в отношении дворцовых дворов ничем не отличаютс€ от однородных зданий ¬иченцы и Ћондона. —ветла€ наивна€ жизнерадостность погибла в окоченелом трезвом классицизме. ќднако в немногих здани€х, рассчитанных на представительность, особенно в порталах, кружных ходах, а также внутри дворцов, испанска€ архитектура сохран€ет и в эту пору т€готение к радостным украшени€м. Ќеобычайный подъем наук и искусств, и повышенное национальное чувство испанцев пробудили творческое самосознание и стимулировали более свободное про€вление самобытной архитектурной мысли. “ак национальный план снова нашел всеобщее применение в церковной архитектуре, котора€ до того времени, по крайней мере, на севере, всегда следовала готическому соборному плану в том виде, как он сложилс€ в —редней и ёжной »спании уже в XV столетии. ƒворцова€ архитектура не создала собственного типа. ƒл€ эпохи раннего ренессанса характерно пр€моугольное здание с гладкими стенами без выступов; нерасчлененные нижние этажи оживлены маленькими окнами без украшений. ¬ерхние этажи богато оформлены открытыми лоджи€ми, пышными главными карнизами и нар€дными увенчани€ми крыш, напоминающими металлическую работу. ѕо углам поднимаютс€ низкие башенки с лоджи€ми и увенчани€ми без посредствующей архитектурной св€зи со стеной и по большей части, не выступа€ вперед стены. Ёти угловые надстройки и известное предпочтение, отдаваемое длинным нерасчлененным плоскост€м фасадов, составл€ют испанскую особенность зданий высокого ренессанса. ¬ остальном, однако, последние наход€тс€ со стороны плана и архитектуры под чужеземными вли€ни€ми, по большей части италь€нскими, французскими и нидерландскими. Ёпоха испанского ренессанса заканчиваетс€ примерно в начале XVII века.

¬ажнейшие пам€тники раннего ренессанса наход€тс€ за немногими исключени€ми в —еверной »спании. «десь Ђплатерескої открывает в порталах, кружных ходах и во всей наружной и внутренней архитектуре картину пышного изобили€ и блест€щего великолепи€. ¬ кружном ходе собора —анть€го де  омпостела (нач. в 1511 г.) среди средневековых форм, без вс€кой св€зи с ними, но, в высшей степени очаровательно, вставлены ренессансные фризы, консоли и колонки. ƒальнейший шаг вперед представл€ет собой кружной ход собора в Ћеоне (1520-1550), сооруженный ’уаном де Ѕадахос; фасад монастыр€ с. ћаркос, там же (с 1514 г.), должен быть причислен к лучшим творени€м эпохи. јрхитектура пил€стр нижнего этажа монастыр€ многим напоминает верхнеиталь€нское кватроченто; верхний этаж с кандел€бровыми колоннами и пышными украшени€ми над оконными нишами напоминает нидерландский ранний ренессанс. ≈ще более богатый пример этого типа зданий дает прекрасный портал госпитал€ —анта  руц в “оледо (1504-1514), построенный архитектором Ёнрике де Ёгас из Ѕрюссел€. ќдин из главных мастеров испанского раннего ренессанса - јльфонсо  оваррубиас - соорудил в 1537 г. в стиле Ђплатерескої северный фасад замка јльказар в “оледо. ≈му принадлежат, кроме того, прекрасна€ лестница и импозантный, напоминающий верхнеиталь€нские образцы колонный двор архиепископского дворца ¬ јкала де √енарес (1534). ћногочисленные и значительные пам€тники стил€ Ђплатерескої наход€тс€ в —аламанке. ”ниверситетский портал (1515 - 1530), построенный над двум€ входами в три этажа без окон, представл€ет собою пышную архитектуру с фигурными рельефами, гербами и арабесками между орнаментованными полуколоннами. –одственную трактовку обнаруживает несколько более поздний портал церкви с. ƒоминго, там же (1524 - 1560). ќн расположен, как и многие другие церковные порталы этого времени, в широкой и высокой арочной нише, защищающей от непогоды тонкие скульптурные украшени€. ƒворец ћонтерей в —аламанке представл€ет собою богато оформленное дворцовое здание, характерное дл€ раннего ренессанса. ¬ершины совершенства декоративный стиль достигает в  аза де јйунтамьенто (ратуша) в —евилье (1546 - 1564), оставшейс€, к сожалению, незаконченной. ќна €вл€етс€ почти единственным ранним произведением юга, однако по своему богатству и красоте не уступает ни одному зданию того времени; пожалуй, и впоследствии ни одно здание, не достигло ее красоты. ќсобенно роскошна восточна€ сторона. Ќижний этаж расчленен пил€страми сложного ордера, в филенках пил€стр поднимаютс€ арабески италь€нского кватроченто; верхний этаж расчленен частью канелированными коринфскими колоннами, убранными венками из плодов, частью - кандел€бровыми колоннами; весь фасад - архитектурные элементы и поверхности стен - расточительно украшен скульптурами и орнаментом.

ѕервым образцом стил€ Ђгреко - романої €вл€етс€ сооруженный на јльгамбре дворец  арла V. ¬ плане дворца лежит квадрат с круглым грандиозным колонным двором; во дворе антаблемент лежит пр€мо на колоннах. ¬ нижнем этаже и на фасадах применен дорический, в верхнем - ионический ордер. јрхитектором называют Machuca, возглавл€вшего постройку с 1526 по 1533 г. ѕосле того как были построены двор и два фасада, постройка здани€ приостановилась. ƒворец обнаруживает €сную диспозицию, полное овладение архитектурными массами и острые, тонкие, грациозные детали, приближающиес€ к трактовке —анмикели. —реди окружающих зданий и всего ландшафта этот дворец со своим универсальным стилем €вл€етс€ символом того положени€, которое занимал  арл V.

ѕервое церковное здание в €сно выраженных ренессансных формах - собор в √ренаде. Ёнрике де Ёгас начал собор по готическому плану, в виде п€тинефного здани€ с шестью сквозными траве€ми и ходом вокруг многоугольного хора, но вывел только фундамент. — 1528 г. постройкой руководил ƒиего де —илоэ (ум. в 1563 г.). —обор был осв€щен в 1561 г. јрхитектура держитс€ границ, правда, строгой, но несколько готической ренессансной трактовки. —ильно подчеркнуты вертикали, столбы богато расчленены, но не в смысле барочного нагромождени€, а в смысле переложени€ первоначального столба - пучком, задуманного в готическом стиле, на €зык ренессансных форм. ядро хора образует широкое - во всю ширину среднего нефа - дес€тиугольное, центральное здание. ¬ сводчатом перекрытии применены богатые, но разработанные чисто декоративно звездчатые своды. ƒиего де —илоз построил, кроме того, собор в ћалаге (с 1528 г.), многим напоминающий со стороны плана и оформлени€ собор в √ренаде. ќднако его открыта€ сторона выгодно отличаетс€ от этого последнего уравновешенным членением. ћежду передними башн€ми расположены два благородно разработанные р€да колонн.   раннему ренессансу по времени относитс€ и собор в ∆ан (нач. в 1532 г.) по планам ѕедро де ¬альдельвира. ¬ нем снова по€вл€етс€ своеобразный национальный план церкви в виде четырехугольника (площадью 68 х 44 метра по наружному обмеру) с трем€ сквозными продольными корабл€ми, одним поперечным кораблем, капеллами по внешним продольным стенам и со стороны хора и двум€ башн€ми по бокам с передней стороны. ¬нешн€€ и внутренн€€ архитектура уже обнаруживает стилистические черты следующего периода.

¬ысокий ренессанс обогатил »спанию многими замечательными пам€тниками. ќдним из них €вл€етс€ построенный в нескольких мил€х к северо - западу от ћадрида, у подножь€ горной цепи √вадаррама Ёскориал.
јрхитектура ренессанса в »спании
ћонастырь —ан-Ћоренсо де Ёль Ёскориал, фото: Hans Peter Schaefer, лицензи€ Attribution-ShareAlike 3.0 Unported (CC BY-SA 3.0)
Ёто колоссальное здание, построенное с 1563 по 1581 г., должно было объедин€ть церковь (с. Ћоренцо), монастырь, королевский дворец, мавзолей, библиотеку и пинакотеку. ¬ плане оно образует четырехугольник со сторонами в 160 и 200 метров, замкнутый четырьм€ длинными корпусами; в передний корпус включен богато расчлененный ризалит; оба боковые корпуса идут без уступов, образу€ сплошные плоскости; задний корпус прерван зданием хора церкви; углы подчеркнуты низкими башенными надстройками. ÷ерковь - здание центрального типа в форме греческого креста с притвором между передними башн€ми - лежит по главной оси. ѕродольные и поперечные перемычки образуют множество пр€моугольных внутренних дворов; все они окружены колонными или столбовыми аркадами. јрхитекторами были: ’уан Ѕатиста де “оледо (ум. в 1567 г.), а после его смерти - его великий ученик Xуан де √еррера (1530 - 1597). ќба получили свое образование в »талии (Ќеаполь, –им), чем и объ€сн€етс€ италь€нский в целом характер архитектурных форм.

÷ерковь в Ёскориале €вл€етс€ подлинным детищем √ерреры. ѕроекты дл€ Ёскориала представл€лись, кроме того, ¬иньолой, јлесси и “ибальди. ¬ свое врем€ Ёскориал был назван восьмым чудом мира. Ѕыть может, это самое большое архитектурное предпри€тие, задуманное и выполненное одним человеком; оно показательно дл€ натуры ‘илиппа II как государ€ и как личности: его дух - дух мертвого этикета, сумрачный характер и мрачна€ религиозность воплощены в Ёскориале; в остальном, однако, Ёскориал не имеет крупного художественного значени€. —ейчас же после окончани€ Ёскориала была начата одна больша€ церковна€ постройка на севере »спании - собор в ¬аль€долиде (с 1585 г.). ’уан де √еррера дал проект грандиозного здани€ в форме четырехугольника - 138 х 70 метров по наружному обмеру, с куполом и четырьм€ угловыми башн€ми, но вынужден был из-за отсутстви€ средств преждевременно закончить постройку после того, как была возведена едва только половина здани€. √еррера был самым значительным испанским архитектором XVI столети€ и главным должностным лицом страны по строительству. ≈го биржа в —евилье (1584 - 1598) - четырехугольное здание, расчлененное снаружи пил€страми,- замыкает выразительный двухэтажный аркадный двор на столбах, выдержанный совсем в духе ѕалладио. Ётот двор так же легко мог бы сто€ть и в ¬иченце. ¬ 1571 г. √еррера по заказу корол€ сделал новые планы начатого уже де “оледой (1561), но оставшегос€ недостроенным вследствие постройки Ёскориала замка в јранхуец, расположенного среди прекрасного ландшафта.   осуществлению этих планов было приступлено тотчас же. Ќо мастеру не суждено было дожить до окончани€ замка. —трого академическое направление, представленное ’уаном де √еррера, оказывало вли€ние почти на все здани€ конца XVI века и господствовало даже еще в начале XVII столети€.




ќт: no





430 просмотров (а)

-

—крыть комментарии (0)


¬ход/–егистраци€ - ѕрисоедин€йтесь!

¬аше им€: (или войдите через соц. сети ниже)
 омментарий:
Avatar
ќбновить
¬ведите код, который ¬ы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
ƒл€ обновлени€ изображени€ нажмите на него.


ѕохожие темы


----------------------------

« —овременный ‘ахверк јрхитектура ренессанса во ‘ранции »