Проекты домов

 

Проекты домов, общественных зданий, посёлков и пр.

 







Архитектурное бюро Глушкова


Опубликовано: Апрель 11, 2017

Поздний ренессанс в архитектуре Италии


Характер итальянского, позднего ренессанса определяется в основном двумя главными мастерами — Виньолой и Палладио. Оба были как учеными теоретиками, так и превосходными практиками. Микель - анджелевскую свободу архитектурного оформления в том виде, как она выражена в Порта Пиа и в Лауренциане, они рассматривают как экстравагантность, идущую «против хороших правил». Тем строже держались они античного канона: они клялись одним лишь именем древности. Однако влияние Микель - Анджело сказывалось, несомненно, и у них — в страсти к грандиозности, к мощному воздействию архитектурных масс и к колоссальным масштабам в расчленениях. Вместо пилястр они ставят по фасадам целые системы полуколонн и полных колонн. Подчеркнутому таким образом рельефу фасада отвечает более значительное выделение порталов и окон. Античные архитектурные формы применяются как в наружной, так и во внутренней архитектуре больше, чем прежде. Однако они часто превращаются в условный, механически воспринятый декоративный элемент.

Рим и Средняя Италия

В Риме ведущим мастером является Джиакомо Бароцци, прозванный по имени своего родного города Виньолой (1507 — 1573). Он получил в Болонье живописное образование, занялся по предложению витрувианской академии в Риме (основана в 1542 г.) обмером римских античных архитектурных памятников, в 1537 г. уехал во Францию, а в 1550 г. снова вернулся в Рим. Здесь он принадлежал к художественному кругу Микель - Анджело; однако Виньола не может быть назван его учеником. В 1560 г. появляется знаменитый учебник Виньолы «Правила пяти архитектурных ордеров», влияние которого сохранилось вплоть до наших дней.

В качестве архитектора-практика Виньола прежде всего принимает участие в постройке виллы ди Папа Джулио перед Порта дель Пополо (1550 — 1555); замыкающая передний двор колонная галерея с верхним этажом производит, как и вся наружная архитектура этой виллы, большое впечатление. Самым значительным светским зданием Виньолы является импозантный замок семьи Фарнезе Капрарола близ Витербо (1547 — 1559). Это — опоясанное широким рвом с водой пятиугольное здание с бастионами, отделанное в духе дворцовой архитектуры; здание окружает круглый, исключительно прекрасный двор с аркадами; в замке — великолепная главная лестница и очень удобна расположенные помещения. Здесь Виньола чрезвычайно удачно связал тип укрепленного замка с типом дворца, отдав должное французским идеям. В 1564 г. — после смерти Микель - Анджело — он сделался главным архитектором церкви Петра. В церковном зодчестве чрезвычайно сильным оказалось влияние принадлежащего ему проекта главной церкви иезуитов — Иль Джезу (1568) в Риме. В ней отчетливо сказались наступившие в эпоху контрреформации перемены в архитектурном кредо. Снова вернулись к ритуальной форме плана в виде латинского креста, связав ее, однако, с выразительной формой здания центрального типа. Иль Джезу отличается поразительно монолитной и художественно совершенной композицией плана и пространства. Виньола придал центральному зданию четыре коротких конца креста, равные по ширине диаметру купольного пространства, удлинил передний конец, сделав из него средний неф, значительно более широкий по сравнению с традиционным средним нефом, замкнул неф со стороны хора полукруглой апсидой и перекрыл цилиндрическим сводом, согласованным с куполом. Вместо боковых кораблей Виньола расположил капеллы (рис. 39). Мастер установил и разрез здания, и проекты полновесных деталей, выдержанных еще в духе позднего ренессанса. Однако его ученик Джиакомо делла Порта, закончивший церковь после смерти Виньолы, вышел далеко за пределы, указанные мастером. В блестящем оформлении внутренней архитектуры и фасада, проект которого принадлежит в существенных чертах Джиакомо, сказывается сильная склонность к живописному в духе барокко. Иль Джезу сделалась классическим образцом церквей XVII и XVIII столетий и ока­зала влияние даже на собор Петра. С историей собора Петра тоже свя­зано имя Джиакомо делла Порта, так как ему была поручена постройка купола по модели Микель - Анджело; он доказал в этой работе свое большое конструктивное дарование. К римским теоретикам следует причислить еще Пирро Лигорио (ум. в 1583 г.) — автора великолепного садового дома виллы Пиа в ватиканском саду и знаменитой своим несравненным парком виллы д’Эстэ в Тиволи (с 1549 г.). Флорентинец Аннибало Липпи построил для кардинала Медичи на Пунчио дворец - виллу Медичи — нынешнее здание французской академии.
 
Фасад, выходящий в город, прост, зато изумительно богат фасад, выходящий в сторону сада (рис. 40); его открытый арочный вестибюль и нарядная отделка стен рельефами и штукатурным орнаментом показывают совершенный образец позднего римского казини. Здание производит приятное и благородное впечатление, свойственное произведениям школы Рафаэля. Мы видим здесь приятные и привлекательные формы, чуждые величия.

Поздний ренессанс в архитектуре Италии


Рис. 40. Вилла Медичи, Рим.

Во Флоренции архитектуру позднего ренессанса возглавляет Джиорджио Вазари (1511 — 1574) — разносторонний художник и заслуженный писатель - искусствовед. Он составил вместе с Виньолой проект названной уже виллы ди Папа Джулио по идеям мецената архитектуры папы Юлия II, а во Флоренции — проект начатого им же здания Уффици (1560). В последнем, он мастерски разрешил возникшие здесь трудные задачи. Два параллельных флигеля с импозантными галереями в первом этаже ограничивают узкий двор, имеющий форму улицы; флигеля соединены поперечным зданием, в котором имеется полуциркульная арка, открытая по направлению к Арно.

Более обширную деятельность в области дворцовой архитектуры развернул известный скульптор Бартоломео Амманати (1511— 1592). Последний, так же, как и Вазари, сделался сознательным последователем Микель - Анджело. В оформленном со стороны двора палаццо Питти (1558 — 1570), производящем, правда, впечатление скорее чего-то напыщенного, чем прекрасного, Амманати применил квадровую кладку рустикой и полуколонны всех трех ордеров (рис. 41), тоже выложенные рустикой. Тонкий вкус Амманати сказался, зато в благородном здании моста Понте с. Тринита через Арно; в нем наивыгоднейшая форма арок одета в весьма удачную архитектуру.
 
Поздний ренессанс в архитектуре Италии


Рис. 41. Фасад палаццо Питти во Флоренции (со стороны двора).

Целый ряд местностей Верхней Италии становится в эпоху позднего ренессанса ареной весьма значительной художественной деятельности. Себастьян Серлио (1475 — 1552) издал в Болонье в 1540 г. свои «Книги по архитектуре», оказавшие значительное влияние. Пеллегрино Тибальди (1521 —1592) в нескольких маленьких хорошо расположенных зданиях продолжает школу Виньолы. Деятельность этого архитектора (под именем Пеллегрино) протекала и в Милане, где он создал очаровательную церковь с. Феделе (1569), считавшуюся долгое время классическим образцом церкви, и обновил фасад собора в стиле позднего ренессанса; фасад строился по его проекту, начиная с 1616 г., но, к сожалению, был закончен в другом духе. Контрфорсы и верхние части фасада украсили готическими деталями, которые по сравнению с полными жизни формами дверей и окон кажутся бессодержательными придатками. Тибальди был сильным и тонким мастером архитектурного пространства и архитектурного оформления.

На востоке Верхней Италии строил еще один из главных мастеров ренессанса — великий Андреа Палладио из Виченцы (1508 — 1580). В его лице мы видим самого восторженного и убежденного как в XVI веке, так и вообще в эпоху ренессанса почитателя античности. Ни один мастер до него не штудировал архитектурных произведений древности так самоотверженно и основательно, ни один не проникал так глубоко в их сущность и ни один не умел с такой суверенной властью, как он, органически сочетать античные формы с духом нового времени. В противоположность Виньоле, который — так же, как и вообще все римские архитекторы высокого и позднего ренессанса — предпочитал столбы; Палладио культивировал колонную архитектуру. В 1570 г. в Венеции вышли его «Четыре книги по архитектуре», оказавшие глубокое влияние на развитие зодчества, сказывающееся до наших дней. Насколько Палладио был строг в теории, настолько же он свободен и творчески самостоятелен в практике. Он никогда не стремился к частному декоративному эффекту, а руководствовался общей диспозицией и чувством пропорций. Он обладал такой художественной силой, что даже произведениям малого размера сообщал богатое монументальное и архитектурное содержание. В его фасадах господствует система колонн, а именно идущий через два этажа «большой ордер». Особенной любовью пользовалось у Палладио тройное окно с круглым архивольтом над средней частью и архитравами над боковыми частями (рис. 42) — форма, названная после него «мотив Палладио». Правда, это название не вполне верно, поскольку этот мотив встречается также у Сансовино, Рафаэля, Браманте и даже во дворце Диоклетиана в Спалато. элементов.Орнаментику мастер отодвигал на второй план, чтобы не нарушать ясности конструктивных

Первым большим архитектурным заказом Палладио была перестройка так называемой базилики в Виченце (с 1549 г.) — старого городского дома, восходящего ко второй половине XV века, обведенного вокруг двухэтажной открытой арочной галереей (рис. 42). Это здание производит величественное впечатление. За ним следуют прекрасный палаццо Маркантонио Тиене (1556), украшенный большими колонными ордерами, затем палаццо Киерегати (1566) с открытыми колонными галереями в обоих этажах и палаццо Вальмарана (1556); в пилястрах этого дворца применен большой сложный ордер. Палаццо Барбарано (1570) (так же, как и вышеназванные в Виченце) обнаруживает сравнительно богатые детали, конечно, в расчете на рассматривание вблизи (дворец стоит на узкой улице), а палаццо Префеттицио (1571), производящий огромное впечатление, показывает сложный ордер (рис. 19), который, впрочем, применен в этом сравнительно маленьком здании менее удачно, чем в других произведениях Палладио. Из многочисленных вилл мастера самая знаменитая — вилла Ротонда близ Виченцы (рис. 20). У нее совершенно правильный квадратный план с четырьмя шестиколонными портиками и широкой открытой лестницей с каждой стороны. От них входы ведут в круглый средний купольный зал, вокруг которого группируются комнаты и лестницы, ведущие на верхний этаж и в полуподвал. В целом эта вилла производит впечатление здания, рассчитанного не на уютный отдых, а на праздничные посещения и на живописное расположение с видом на прекрасный ландшафт. Начатый Палладио, но законченный лишь после его смерти Театро Олимпико в Виченце представляет собою интересный опыт восстановления античного театра; в здании, чрезвычайно бедном украшениями, мастер объединяет помещения для зрителей, оркестра, сцены и архитектурно оформленную стену сцены по плану грекоримских театров Малой Азии; однако Театро Олимпико — новшество в том отношении, что открывает городские виды сквозь ворота и двери сцены и таким образом дает перспективную глубину, не знакомую древнему театру. В области церковной архитектуры Палладио тоже создал замечательные произведения. Шедевры его церковной архитектуры находятся в Венеции. Первый из них — церковь с. Джорджио Маджоре (нач. в 1565 г.) — великолепно расположенная на острове того же названия напротив Пьяцетты трехкораблевая базилика с куполом, поперечным кораблем, завершенным полукружиями и длинным монашеским хором, расположенным в качестве продолжения главного хора; монашеский хор отделен от главного хора открытой колоннадой. Второй еще более значительный шедевр церковной архитектуры мастера — это церковь дель Реденторе в Джиудекке (нач. в 1577 г.); по плану она сходна с первой, однако, построена в один корабль с боковыми капеллами и более коротким монашеским хором. Благодаря мощному разрешению пространства и акцентированному, строгому членению большим рядом полуколонн с антаблементом, внутренняя архитектура этих церквей производит впечатление возвышенной красоты и торжественности. Так же монументально мастер оформил фасад. Фасад состоит из лицевой стороны среднего корабля с мощным ордером из полуколонн или пилястр и отлогим фронтоном. К фасаду среднего нефа прислонены, правда, без органической связи с ним, покрытые полуфронтонами передние стороны боковых кокораблей.
 
Поздний ренессанс в архитектуре Италии

Рис. 42. Система фасада базилики, Виченца.

Несмотря на всю строгость в восприятии и применении античных архитектурных систем, в архитектурной мысли, в разрешении пространства и определении пропорций Палладио был велик и самобытен. Его влияние сказывалось уже на его современниках. Так называемая библиотека старой семинарии в Виченце (рис. 43) была построена под руководством Виченцо Скамоцци (1552—1616), но проект ее если и не исходил от Палладио, то, во всяком случае, возник под его сильным влиянием. Зависимость Скамоцци от Палладио обнаруживается и в самом значительном здании Скамоцци— в палаццо Триссино-Бартон в Виченце. Больше, чем своими зданиями, этот мастер влиял на потомство, а в особенности на архитектуру Германии, свои трудом «Агchittetura universale».
 
Поздний ренессанс в архитектуре Италии


Рис. 43. Библиотека старой семинарии в Виченце.

На востоке Верхней Италии в оживленное состязание с блестящим городом на Адриатическом море вступили, начиная с первой четверти XVI века, Генуэзская республика и порт Генуя. Вскоре, благодаря широкой левантинской торговле, большую часть которой Генуя захватила, последняя достигла благосостояния и богатства, ярко отразившихся и в архитектуре. Центр тяжести генуэзской архитектуры лежит в строительстве дворцов. Это последнее пошло с самого начала по своеобразному и самостоятельному пути развития; оно представляет собою в эпоху позднего ренессанса в известном смысле более зрелую ступень, чем современное ему дворцовое зодчество Венеции и остальной Италии. Недостаток пространства и местность, подымающаяся, террасами от моря по направлению к горным высотам, требовали отказа от монументального оформления фасадов, глядевших на узкие улицы. Центр тяжести архитектурных задач видели во внутренних помещениях и в расчете на достойное представительство. Фасадам придавали отделку, рассчитанную на воздействие с малого расстояния. Портал ведет в импозантный вестибюль, лишь немного приподнятый над уровнем улицы; оттуда по широким, отлого поднимающимся лестницам попадаешь во двор. Последний, ограничен малыми размерами. Особым украшением двора является колодец, расположенный у задней стены по направлению средней оси. Описанной системой расположения достигались живописная глубина и световые эффекты исключительной силы.

Развитие генуэзской архитектуры неразрывно связано с произведениями ее главного мастера — гениального Галеаццо Алесси (1512—1572). Он родился в Перуджии, работал продолжительное время в Риме, где сблизился с Микель - Анджело и Виньолой. С первым его роднило стремление к большой форме, для которой деталь лишь средство на пути к цели, а с восприятием Виньолы — чувство пропорций. Одним из самых ранних произведений Алесси является красивое палаццо Муниципио в Милане, прежде палаццо Марини (нач. в 1558 г.), двор которого необычайно богато украшен орнаментом и скульптурами. Длинный список генуэзских дворцов Алесси начинается с 1559 г. Самые значительные из них стоят, образуя сплошной ряд, на знаменитой Страда Нуова. Во первых, следует назвать палаццо Камбиазо — еще несколько сухое здание, выдержанное в римском стиле и сплошь облицованное рустикой; однако мы уже видим в нем разорванные сандрики над окнами и дверями; рядом с ним расположен необычайно живописный, благодаря открытым лоджиям верхнего этажа, палаццо Леркари, а затем палаццо Спинола с наружной росписью, импозантным вестибюлем, лестницами, верхними галлереями и двором. Из многочисленных вилл Алесси, расположенных в окрестностях Генуи, следует выделить виллу Паллавичини с открытыми, арочными галлереями по средней оси здания и великолепным балюстрадным увенчанием, а также виллу Парадизо с ее элегантной лоджией, тянущейся в верхнем этаже во всю ширину здания; оформление деталей этой виллы рассчитано на барочное восприятие. Алесси достиг большой славы и как церковный архитектор. Его церковь с. Мариа ди Кариньяно (с 1552г.) в Генуе — купольная церковь, расположенная, как и церковь Петра, по плану Микель - Анджело в форме греческого креста с четырьмя башнями по углам (из которых выведены две), — относится к числу самых замечательных церковных зданий ренессанса.

Среди современников Алесси заслуживает упоминания Джованни Баттиста Кастелло (ум. в 1569 г.) — автор обильно расписанного фигурами и орнаментом (частью под бронзу) палаццо Империали (1560) и расчлененного пилястрами, с очень красивым вестибюлем и двойной лестницей палаццо Карега (теперь Катальди).

Из прочих мастеров генуэзского, позднего ренессанса значитель­ны здания строителя Рокко Лураго (ум. в 1590 г.?), ему принад­лежит грандиозный, правда, более помпезно, чем благородно офор­мленный палаццо Дорна Турзи; богато расчлененный рустикой и канелированными пилястрами фасад его переходит с обеих сторон в одноэтажные открытые аркады; и Баччио дель Бартоломео Бьянко (ум. в 1656 г.); фасад начатого этим мастером в 1623 г. здания университета выходит за пределы ренессанса; однако университетский вестибюль и двор, окруженный аркадами со сдвоенными колоннами, — необычайно прекрасны и привлекательны (рис. 44).
 
Поздний ренессанс в архитектуре Италии

 
Рис. 44. Двор университета в Генуе.

Названные здесь архитекторы второй половины XVI века вращались еще в кругу форм ренессанса; кроме того, они оставались в известном смысле строгими, хотя и не в той мере, в какой были строгими другие мастера этой эпохи. Однако и в расположении помещений, и в расчете на выразительную представительность, и в стремлении к живописности, к перспективе, к эффектам освещения, а также в обращении с деталями у этих мастеров обнаруживается новый дух начинающегося барокко.

ещё:
 
История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г., 2 часть.
 




От: no,  727 просмотров (а)




-

Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру).
Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

« Высокий ренессанс в архитектуре Италии Из чего строить дом - выбор материала »