|
Опубликовано: Апрель 11, 2017Гражданская архитектура ренессанса в ИталииВ эпоху раннего и высокого ренессанса большие итальянские дворцы обнаруживали еще заботу деспотов о своей личной безопасности; это было связано, с необходимостью преодолевать часто очень упорный натиск разбойников, заговорщиков, целых городов и влиятельных фамилий. Хотя магнаты и оформляют свои жилища, как дворцы, однако, в остальном, они сообщают им характер крепостей, окружают их рвами и стенами, ставят по углам обороноспособные башни и выбирают, конечно, защищенный по природным условиям участок. Лишь в эпоху позднего ренессанса отказались от подобных мер предосторожности. Благодаря разнообразию архитектурных задач разнообразны и планы, однако общее расположение зданий с самого начала носит правильную замкнутую геометрическую форму (прямоугольную или многоугольную) с одним или несколькими внутренними дворами, что свидетельствует о непрерывно растущем стремлении к целесообразности и удобству. Рис.20. Вилла Ротонда близ Виченцы. Большое значение в высоком и позднем ренессансе приобретают связанные с виллами сады и парки. Непосредственно связан со зданием виллы парадный сад, украшенный террасами, балюстрадами, лестницами, фонтанами, каскадами и всякого рода скульптурами; вход в него лежит через парадные ворота с живописным видом на отдаленные горы, города и деревни. В итальянских садах, в противоположность английским, предпочитающим свободный рост природы, господствуют архитектурные линии; это — стилизованные сады, подчиненные архитектуре. Городские, жилые дома сохраняли, так же как и дворцы, античный план: помещения группировались вокруг двора с несколькими или в крайнем случае с одной галереей. Жилье располагалось в верхнем этаже; нижний этаж использовался под лавки, конюшни, каретные сараи и т. п. Для чиновников, художников и ученых строились доходные дома с простым, а иногда и богатым убранством. В строительстве городов предпочитали прямолинейное расположение улиц, вопреки указанию Альбертина преимущество кривых улиц. (1). 1. Он говорил, что город казался бы больше, дома открывались бы взорам в меняющихся аспектах, ни одна улица не лишалась бы в таком случае тени, ветер встречал бы преграду и облегчалась бы защита от врагов. Площади и улицы в главных частях города были мощеными, церкви и общественные здания окружались возвышенными папертями. Первое место среди общественных зданий занимают ратуши (называемые в Италии по большей части Palazzo Comunale, Munizipio, del Consiglio, della ragione и т. п.). В раннем ренессансе они напоминают еще замки с оборонительными ходами или зубьями; позднее — это дворцы с правильным распределением окон, широкими входными портиками (рис. 21),монументальными лестницами, большими залами собраний и заседаний, широкими коридорами — входами в залы, маленькими канцеляриями и домашними церквами. Рис. 21. Оспендале дель Чеппо, Пистойя. Университеты — высшие школы, в которых преподавались главным образом правоведение и медицина, — играли в эпоху ренессанса важную роль. В раннем и высоком ренессансе сохранялась их традиционная композиция по типу монастырского, кружного хода; с одной стороны, она отвечала античному расположению, с другой стороны, допускала целесообразную группировку аудиторий и конвиктов вокруг спокойного, замкнутого со всех сторон двора. Позднее эти школьные строения превратились в великолепные здания большого стиля с прекрасными перистильными дворами и лестницами. В тесной связи с ними находились библиотеки — вытянутые в длину одноэтажные или многоэтажные здания, с удачным освещением и богатой отделкой; в них располагались по стенам шкафы или ящики для хранения книг, пюпитры и столы для чтения и письма. Библиотеки сооружались не только как учреждения общегосударственного значения; почти каждый большой город имел свою собственную библиотеку. Особая заслуга ренессанса заключается в заботе о больных и бедных — в учреждении госпиталей. Это нередко большие монументальные здания с открытыми портиками, просторными светлыми коридорами, большими палатами для больных и дополнительными помещениями для врачей и технического персонала. Здания располагаются вокруг солнечных внутренних дворов. Они отличаются тонким учетом специфических потребностей и гигиенических условий такого рода зданий. Торговым целям служили крытые рынки: галереи, открытые наружу с двух, трех или даже со всех сторон. Для особо торжественных общественных собраний, советов отдельных корпораций, и даже отдельных фамилий, сооружались лоджии — сводчатые галереи с арками, вроде тех, какие встречались иногда в средневековье. Общественные колодцы приобрели в эпоху ренессанса, в качестве украшения общественных площадей, значение, аналогичное тому, которое они имели некогда в римском государстве. Это здания свободного стиля с преобладанием фигурных композиций, частью куски нарядной архитектуры, оформленные в античные, триумфальные арки с богатыми скульптурными украшениями. Кроме того, сооружалось большое количество памятников с тщательно уравновешенной архитектурой постамента — ярких свидетельств могучего культа личности и славы. Даже древние египетские обелиски стали вновь пользоваться почетом; их приобретали, главным образом, римские папы, устанавливавшие их на больших площадях. Напротив, здания театров не занимали того почетного места, какое они имели в древности. Театры строились по большей части из дерева по плану греческого театра с неглубокой сценой. В них иногда встречается перспективная декорация — городской пейзаж с написанным задним планом. К общественным зданиям относятся, кроме того, крепостные здания, получившие в эпоху ренессанса совершенно новое оформление. С введением тяжелой артиллерии высокие башни потеряли свое прежнее значение. Их место заняли низкие, широкие ворота, получившие благодаря облицовке рустикой и архитектуре пилястр и колонн скорее приветливый, чем неприступный внешний вид (рис. 36). Средневековые зубцы потеряли смысл. Употребительными художественными выразительными средствами, применявшимися для крепостных зданий, были следующие приемы украшения стен и бастионов: могучие карнизы, часто покоящиеся на консолях, и квадровая кладка рустикой по углам (а отчасти и в поле стены). Наконец, нам остается назвать мосты, которые также относятся к прекрасным сооружениям, благодаря ренессансным пропорциям и подражанию античности. История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г., 2 часть. ещё:
От: no,   Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|
Отказ от ответственности (Disclaimer)