|
Опубликовано: Январь 29, 2017Готическая гражданская архитектураБлагороднейшую задачу светской архитектуры составляли замки и дворцы - гнезда правящих князей и знати. Они отражают, как правило, расчет на защиту и обороноспособность - характерная черта воинственного времени - и лишаются крепостного характера только в том случае, если расположены внутри сильно укрепленных городов.
Рис. 267. Деталь дворца юстиции в Руане Композиция здания не подчинена вначале никаким правилам, позднее приближается к четыреугольнику с мощными оборонительными башнями по углам. Начиная примерно с середины XIV века, княжеские резиденции и замки теряют прежний характер оборонительных сооружений. Растет внимание к назначению здания как жилища. Готическое ювелирное искусство находит широкое применение в оформлении парадных зал и палат. Стены отделывались чаще всего деревянной панелью, которая шла нередко до верху и повторяла в своем вертикальном и узорном переплете формы, перешедшие в ювелирное дело из архитектуры. В потолках или оставляли открытую систему стропил или плоскую, а именно в помещениях меньшего размера потолки покрывались деревянной панелью. В более обширных помещениях применялись или каменные своды с богатой системой нервюр, или сводчатая деревянная обшивка с поперечными брусьями, или такая же обшивка на консолях, оформлявшихся, особенно в Англии, с исключительной роскошью (рис. 265 Старый замок в Гиссене).
Рис. 265 Старый замок в Гиссене В наружной отделке верхних этажей пользовались нередко фахверком, который достигал большого художественного размаха и монументального выражения (рис. 271). В значительно более скромных границах выдержаны жилые дома патрициев и зажиточных бюргеров. Вследствие частых перестроек, которым жилые дома подвергались больше всего, и вследствие совершенно ни с чем несчитающейся закладки улиц в современных городах, до нас дошло сравнительно немного памятников такого рода; они свидетельствуют, однако, что состоятельный купец или бюргер повторял отдельные основные черты княжеских жилищ и как во внешнем виде, так и во внутренней отделке, неохотно отказывался от некоторой доли роскоши. Богато представлены, кроме того, ратуши - блестящие и вырази тельные свидетели расцвета и укрепления буржуазии в средневековьи. Они громко говорят о высоте, которой светская архитектура достигла уже к началу XV столетия. Как наружная, так и внутренняя отделка ратуши представляет собою часто изысканные перлы готического искусства. В нижнем этаже помещаются, как правило, открытые залы для собраний и торговли, а в верхнем этаже - большой зал для горожан или думный зал с канцеляриями. В статной башне, достигающей часто значительной высоты (башня использовалась для сторожевой службы), буржуазия усматривает свою особую гордость; башня составляет во многих отношениях примету данного города. Так же интересны общественные городские залы - монетные дворы, палаты мер и весов, большие торговые дома, зерно хранилища, здания биржи, дома гильдий и цехов (рис. 266), - интересны и как культурно-исторические памятники и как масштаб представительства, отвечавшего достоинству отдельных городов и внутри городов достоинству отдельных объединений. Дальнейшее благодатное поле гражданской архитектуры - в укреплении городов. Укрепить их было тем легче, чем меньше их размеры, чем короче пояс стен; отсюда явно выражение разрешение домов в высоту, узкие улички, маленькие площади. Статные ворота и перекинутые широкими арками мосты дополняют очаровательный, живописный архитектурный образ средневекового города; художественная отделка ворот не вредит их композиции, рассчитанной на обороноспособность.
Рис. 268. Ратуша в г. Кенигсберге (Неймарк) Наконец, следует указать еще на здания университетов, которые приобрели вместе с ростом науки особое значение. Университеты возникли из духовных коллегиумов. Сооруженные для них архитектурные ансамбли следуют, как правило, композиции кружного хода, допускающей целесообразную группировку аудиторий и классов вокруг большого двора. Как в церковной, так и в светской архитектуре вступают кое-какие особенности, характерные для отдельных строительных областей, - в отношении числа, вида, расположения и оформления зданий. Во Франции большинство важнейших светских зданий замков - погибло. Образцом был старый Лувр, уступивший при Франсуа I место новому зданию. По древним миниатюрам можно заключить, что он был высоким зданием, обнесенным мощными обводными стенами, которые защищались башнями; в плане он представлял собою симметрично расположенный восьмиугольник с круглыми угловыми башнями и такими же башнями, выступающими по две из плоскости фасада по обеим сторонам среднего высокого окна. Небольшая часть сохранившихся памятников, вроде королевского дворца в Тарасконе, замков в Пуатье и Пьерфоне и названный в память Людовика XII богато отделанный внутри флигель замка в Блуа указывают на значительно более тонкое оформление по сравнении с одновременными произведениями Германии.
Рис. 269. Двор дома Крафтов в Нюрнберге Из ратуш следует назвать ратушу в Компьене, с высокой главной башней («beffroi») и нарядными угловыми башенками; к ее типу примыкает позднеготический дворец юстиции в Руане (рис. 267). Заслуживают внимания парижский дворец юстиции и выделяющийся элегантным фасадом дом клюнийского аббатства - там же. Привлекательный пример богато отделанного частновладельческого дома дает дом Жака Кера в Бурже. В Англии замки и древнеанглийские резиденции открывают картину интересного и цельного стиля; выделяются Вестминстер, Гэмптом Курт, Зугем и Варвик. В них предпочитают расположение зданий вокруг двора; передний фасад нередко вытягивается; главное внимание направлено на большие залы; последние занимают пространство до самой крыши и отличаются особенно импозантным декоративным оформлением. Перекрывающие их резные деревянные потолки, которые любили оформлять в виде смело переброшенных ферм, представляют собою великолепнейшие куски готических декораций (рис. 245). На колледжи, достигшие мировой славы, мы уже указали. Вся светская архитектура Англии носит своеобразные, исключительно благородные черты; они заключаются в любви к прямой линии при решительном подчеркивании вертикализма: в прямоугольном обрамлении окон, в ланцетовидном архивольте, архивольте „ослиной спины", а позднее преимущественно в архивольте «тюдоров», в вертикальном оконном переплете, напоминающем железную решетку, в зубчатом увенчании, в очаровательной отделке фонарей (эркеров) и великолепных воротах, а со стороны внутренней архитектуры - в обширных залах с тонкой архитектурой переплета на стенной обшивке, в обильном членении сводов или в богатых деревянных потолках. В Германии лучший пример позднесредневековой немецкой княжеской резиденции, идущей уже к более, закономерной и просторной композиции, представляет собою великолепно расположенный, царящий над Эльбой Альбрехтсбург в Мейссене, защищенный мощными башнями. Он был сооружен мастером Арнольдом из Вестфалии в 1471-1485 гг. В верхнем дворце, к которому ведет исключительно живописная башня с лестницей, много света, проникающего через широкое окно, замкнутое по дуге занавесом. В Венгрии до сих пор еще в хорошем состоянии построенный около 1350 г. на холме в виде неприступной крепости Альт Золер Шлосс, в таком же состоянии относящийся то же самое к XIV веку замок Штюффис в Швейцарии (Фрейбургский кантон), последний приближается в расположении донжона к французским образцам. Средняя Германия может назвать значительные произведения замковой архитектуры: во первых, вновь отстроенный после пожара 1500 г. Кобург; княжеский дворец этого замка украшен великолепными деревянными декорациями, и, во вторых, замок в Марбурге; в нем еще уцелел парадный рыцарский зал. В Рейнской области расположен реставрированный в XIX веке великолепный, восходящий еще к XIV столетию замок Штольценфельс. Кроме того, в Австрии и Германии сохранилось множество руин готических замков; гуще всего эти остатки расположены в рейнских странах, Тироле и Богемии.
Рис. 270. Эркер в Иннсбруке К лучшим творениям светской архитектуры Германии относятся также городские ратуши. Весьма выразительный памятник этого рода стоит на торговой площади в Брауншвейге; он представляетсобою два флигеля, идущие под прямым углом друг к другу; нижние этажи флигелей открыты на торговую площадь стрельчатыми аркадами, напоминающими лоджии, богатыми окнами с вимпергами и каменным переплетом. От построенной около 1340 г. старой ратуши в Нюрнберге уцелел только большой зал. Во Франкфурте - на Майне после 1405 г. был сооружен Ремер с большим тронным залом, его потолок восходит к 1612 г. Ратуши в Бреслау, Праге, Ульме, Юберлингене, Базеле и Кельне представляют собою произведения поздне готическойохи. В противоположность этим зданиям из естственного камня, северная кирпичная техника представлена ратушами в Любеке Бранденбурге, Тангермюнде, Кенигсберге, (рис 268) в Неймарке, Бремене, Ганновере, Штральзунде.
Рис. 271. Ратуша в Брюгге Последние составлены из кусков, относящихся к разным эпохам. В наружной архитектуре главное внимание уделяется оформлению богато расчлененного фронтона, украшенного стройными башенками. Даже ратуши менее крупных городов (Альсфельд, Дудерштадт и др.) достигают весьма привлекательного оформления более простыми средствами - фахверкой.
Рис. 272. Кастелль дель. Эсте в Ферраре Замечательными образцами торговых зданий служат предназначавшийся под биржу двор Артуса в Данциге (построен в 1477-1481 гг.) и Гюрцених в Кельне (начат в 1441 г.). Начатый в XIV столетии угольный двор в Куттенберге (Богемия) представляет собою средневековый монетный двор. Интересный памятник, восходящий к началу XVI века, имеется в Эрфурте - это старый университет. В южных частях Австрии здания, предназначенные для торговли и для приезжих, обнаруживают нередко благодаря тесным торговым связям с Венецией сильное влияние венецианского искусства, например Корнмессергауз в Бруке на Муре.
Рис. 273. Портал палаццо дель Комуне в Перуджии Нередко жилые дома бюргеров в готическую эпоху оформляются богаче, применяя массивную каменную кладку. Таковы построенный в 1422 г. дом Нассау в Нюрнберге, дом Крафтов (рис 269)- там же (около 1510 г.), «каменный дом» во Франкфурте-на-Майне (1464), дом Энтцвейлеров в Кельне, тоже относящийся к XVI сто етию, и многочисленные жилые дома в Мюнстере. Каменные здания этого типа еще встречаются в большом числе в восточных областях Саксонии, Ганновере и Брауншвейге. Привлекательное и выразительное украшение фасада (рис. 276) составляют в южной Германии, а также в Тироле и Богемии фонари; в Нюрнберге их называют «маленькие хоры». Но вообще основная форма наружной архитектуры буржуазного, жилого дома в Германии и во всей средней Европе - это здание из фахверка с выдающимися вперед верхними ятажами, резными консолями, горизонтальными прогонами и нарядными оконными наличие ками. В нижних этажах устраивались обыкновенно нежилые помещения (лавки, склады, мастерские и т. п.), в верхних - жилье. Возрастающим вниманием пользовались лестницы между этажами. Особенно любили витые лестницы, они отличаются нередко остроумной конструкцией и художественностью оформления. Тот факт, что и предназначенные для городских путей сообщения общественные сооружения значительно выиграли от приобретенных средневековыми зодчими технических знаний, и то, что эти сооружения достигали не раз монументальных форм, показывают мост через Эльбу в Рауднице в Богемии, строившийся, начиная с 1333 г. призванным из Франции мастером Вильгельмом Авиньонским, и грандиозный, сооруженный Петером Парлером, мост Карлсбрюкке в Праге. Здесь же находятся мостовая башня старого города и невдалеке аналогично разработанная пороховая башня (начата в 1473 г.). Обе являются великолепными представителями импозантных надвратных башен, разбросанных в большом числе по всей Германии, главным образом в областях кирпичной техники. В Нидерландах, особенно в южной части страны, светская архитектура находилась на одном уровне с церковной архитектурой. Ни в одной стране расцвет и укрепление буржуазии не нашли такого яркого выражения, как здесь.
Рис. 274. Палаццо Публико в Сиенне Первое место занимают ратуши. Наиболее грандиозным образцом ратуши является ратуша в Брюсселе. Это здание послужило прототипом для сооруженной в 1525 - 1529 гг. ратуши в Оденарде. Матеус де Лайен соорудил в Левене (1447 - 1463) ратушу умеренных размеров, без главной башни, но неслыханного архитектурного и скульптурного богатства. В 1376- 1387 гг. возникла тоже умеренная по величине ратуша в Брюгге (рис. 271). Мощная зальная башня там же, поднимающаяся над увенчанными зубцами цоколем, относится еще к XIII столетию. Грандиозна также ратуша в Генте, северная часть которой, восходящая к готической эпохе, была начата в 1518 г. доминиканцем ван Вагемакером и отделана пышными позднеготическими украшениями.
Рис. 275. Палаццо Пизани в Венеции Кроме того, богатые фландрские торговые города, как важнейшие складочные места для товаров, привезенных мореплавателями из чужих краев, сооружали могучие и часто блестяще отделанные здания, предназначенные для торговых целей. Законченная в 1304 г. суконная палата в Иперне (ныне ратуша) имеет в длину 133,10 м и бельфрид в 70 м высотой. Суконные палатыв Левене и Мехельне относятся к XIV веку, а, гентская - к первой половине XV века. С этими общественными зданиями тягались многочисленные дома гильдий и цехов и даже бюргерские, жилые дома - громкие свидетели необозримого богатства склонной к роскоши и искусству буржуазии. Развитие готической светской архитектуры Италии не обнаруживает той единообразной картины, какую мы находим в остальных странах. Замки, сооруженные Гогенштауфенами в Апулии и Сицилии, как, например, Кастель дель Монте и замки в Бар и Джойа, со своими подымающимися, по большей части, над многоугольным контуром плана, высокими внешними стенами и мощными угловыми башнями, носят характер неприступных крепостей. Кастель Нуово в Неаполе, сооруженная для королей из французского анжуйского дома, примыкает к французским образцам. Верхнеитальянские замки в Павии, Милане и Ферраре (рис. 272) обнаруживают в группировке зданий и оформлении тяготение к живописности. Главная область трансальпийской готической светской архитектуры - это средняя и северная Италия; а здесь - главным образом достигшие большого могущества независимые города; в них городские дома и дворцы частных лиц стремятся превзойти друг друга по красоте. Уже начиная с XI века, дворянство поселилось в городах, а правящие династии, особенно если они пришли к власти путем насилия, были вынуждены увековечивать свою мощь и покорять народные массы сооружением импозантных дворцов и общественных зданий. В городских дворцах знати жилые помещения не располагаются больше, как это было в античном доме, на уровне земли, а переносятся во второй этаж. Стены нижнего этажа или остаются вовсе без окон или в них пробивают незначительное количество маленьких окон, предназначенных для защиты. Отсюда большое значение подступов, порталов и лестниц. Наружные стены увенчиваются зубцами для защиты, расположенными над незначительно выступающими дуговыми карнизами. Часто на каменное здание переносится свойственное деревянной технике нависание верхних этажей над нижними, в результате стены верхних этажей покоятся на арках или каменных консолях. Во Флоренции готические дворцы производят впечатление каменных домов - крепостей Они располагаются правильным треугольником вокруг маленького двора, обнесенного с одной или нескольких сторон аркадами. Арки, несущие тяжелые стены верхних этажей, поднимаются най простыми, чаще всего восьмиугольными столбами, со скромными капителями, украшенными лиственным орнаментом. У мрачного снаружи Баргелло, он же палаццо дель Подеста (начат в 1255 г.), - необыкновенно живописный двор. В богатом историческими воспоминаниями мощном палаццо Веккио, сооружавшемся в период с 1299 по 1301 г. соборным архитектором Арнольфо, - резиденции синьории (т. е. городского управления), - бросается в глаза фантастическая форма башни. Из других готических дворцов в полной сохранности находится палаццо Кваратези. В 1339 г. было построено благородное, предназначенное под хлебную биржу зальное здание; позднее, однако, это здание было переделано в нынешнюю церковь Орсанмикеле. Сооруженная на соборной площади в благотворительных целях в виде народного зала лоджиа дель Бигалло (1352-1353) и гордая, построенная А. Орканьей (1376-1382), рядом с Палаццо Веккио - лоджиа деЛанци, в которых синьория совершала перед народом свои торжественные административные обряды, показывают, как сильно в тосканской готике античное архитектурное мировоззрение. Это ясно обнаруживает и палаццо дель Комуне в Перуджии (рис. 273), выделяющийся своим великолепным порталом. В Пьяченце следует отметить нарядный палаццо Комунале (начат в 1281 г.) с мощьной галлереей на столбах в нижнем этаже. В Болонье к благороднейшим творениям кирпичной готики относится, построенная для торговых целей в 1382 - 1384 гг. лоджиа де Мерканти. Исключительно богата готической светской архитектурой древняя Сиенна, где особенного внимания заслуживают нарядный палаццо Публико (1289 - 1305) со своей смело торчащей башней (рис. 274) и богато разработанный палаццо Буонсиньори. Совершенно самостоятельное место занимает древний торговый город Венеция. Венецианские дворцы не носят суровых черт флорентинских фамильных замков, превращенных в крепости. В них сказывается по большей части вызванное знакомством с восточными изделиями тяготение к роскоши богатого образованного народа, полюбившего радостное наслаждение жизнью. Дворцы строятся всегда симметрично на прямоугольном основании, в нижнем этаже располагаются хозяйственные помещения, в верхнем занимающий всю глубину дома зал, который заменяет до известной степени двор, отсутствующий в силу земельных условий лагунного города. Фасады дворцов смотрят преимущественно на главный канал. Сплошные ряды соединенных окон, освещающих большой зал, в оформлении которых особое внимание уделялось богатым переплетам, вместе с балконами и лоджиями сообщают Венеции исключительно богатый наряд (Ка Доро, Пизани (рис. 275), палаццоДжиустиниани, палаццо Фоскари). Но самый блестящий архитектурный памятник венецианской готики - это дворец дожей, соединяющий в себе одновременно дворец князя и городскую думу. Могучее здание, начатое после 1310 г. и законченное лишь в XV и XVI столетиях, окружает двор с исключительно элегантной отделкой XVI века и выходит на площадь Марка и на Моло двумя помпезными лицевыми фасадами. Оба нижних этажа открыты наружу нарядными воздушными аркадами; на них лежит высокая, совершенно нерасчлененная наружная стена верхнего этажа с пробитыми в ней лишь немногими колоссальными стрельчатыми окнами и геометрической инкрустацией из мраморных плиток - она представляет собою замечательный случай, когда обычные архитектурные принципы поставлены наголову, ибо уже в силу увеличивающегося груза величина стенных отверстий должна была бы возрастать в верхних этажах. Однако в целом здание производит сказочное и величественное впечатление.
История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г. по теме: От: no,   Скрыть комментарии (0)
Похожие темы:
|
Отказ от ответственности (Disclaimer)