|
Опубликовано: Декабрь 18, 2016Развитие древнехристианской архитектуры и памятникиПервые христиане видели свою важнейшую строительную задачу не в сооружении специальных зданий для отправления богослужения, а в устройстве соответствующих их воззрениям гробниц, обособленных от языческих кладбищ. Они устраивали общие кладбища в подземных коридорах и галереях - катакомбах, которые служили также местами собраний при поминках и убежищами в опасные времена преследований. Лишь с момента признания христианства государственной религией (в 312 г.) началось развитие христианской архитектуры, причем оно сразу ознаменовалось оживленной деятельностью, получившей энергичное поощрение со стороны императора Константина. Рис. 107. Античные капители и антаблементы в церкви С.-Лоренцо фуори ле мура, Рим Архитектонически наиболее значительным делом древнехристианской эпохи является создание христианского церковного здания. Для него выработались две основные формы, из которых одна — базилика — стала главной формой христианской церкви на Западе, тогда как другая форма, в виде центрального сооружения с большим куполом, характеризует церкви в восточноримской империи и других восточных странах. Из пристроек к церквам уже в древнехристианский период возникают зачатки монастырской архитектуры. В архитектоническом оформлении и декорации древнехристианских церквей и одновременных светских зданий совершается переход от римской и греческой античности к германскому и византийскому средневековому стилю. Катакомбы прокладывались «фоссорами» (могильщиками) за пределами города, большею частью в мягком туфе, по определенным планам с равномерным распределением коридоров на манер сильно разветвленной сети подземных улиц, тянувшихся на целые километры. Подземные коридоры имели в среднем 1 м в ширину и 3—4 м в высоту и освещались и вентилировались узкими световыми шахтами (luminaria). Часто друг над другом лежало несколько этажей, соединенных друг с другом лестницами. По обеим сторонам этих коридоров высечены прямоугольные выемки (loculi) для помещения в них покойников. К концу IV столетия погребения в катакомбах уже сократились, в середине V века они прекратились совсем. С этого времени стали устраиваться кладбища под открытым небом. Среди многочисленных катакомб в окрестностях Рима важнейшими являются катакомбы Каликста, Себастьяна, Домициллы, Присциллы, Агнесы и Януария. Аналогичные катакомбы встречаются около Неаполя, Милана, в Сицилии, Александрии и в других местах. Рис. 108. Cella cimiterialis св. Каликста в Риме Над катакомбами воздвигались первые христианские молитвенные дома, существовавшие единицами уже в начале III столетия. Позднее, к концу указанного столетия, их насчитывается уже большое число. Насколько можно судить по скудным их остаткам, подобная basilica cimiterialis или cella trichora имела в плане квадрат, расширявшийся с трех сторон полукруглыми апсидами, с четвертой же стороны остававшийся первоначально открытым, позднее получивший небольшую пристройку (рис. 108). В IV столетии развился основной тип главного здания христианского культа — базилика. Форма ее расположения в плане выводилась как из римской судебной (стр. 82), так и из дворцовой базилики, иногда также и из римского частного дома, обнаруживающего с его атриумом, боковыми «аlас» и таблинумом несомненное сходство в расположении пространств. Указывалось даже на аналогии с египетским храмом. Мы можем, однако, с полным правом рассматривать христианскую базилику, как собственное и самостоятельное создание христианской архитектуры, которое вытекло непосредственно из поставленной перед строителем задачи — создать крытые помещения, которые могли бы вместить общину верующих, пришедших для общего торжественного причастия, и в которых можно было бы отовсюду следить за священным обрядом и слышать произносимое слово. Рис. 109. Схематический план древне христианской базилики В плановом расположении (рис. 109) древнехристианской базилики обнаруживается стремление путем расположения пространств, друг за другом в продольном направлении дать верующему повод сосредоточиться и соответственно приготовиться к участию в священных обрядах. При полном устройстве, с улицы через маленький портик вступаешь с начала в атриум — большой, прямоугольный, окруженный стенами двор, который со всех четырех сторон обнесен колонными галереями, в середине которого помещается купель (канфар) для омовений как символа очищения. Свободная его поверхность разделывается подсад, от которого, по - видимому, двор получил название «рая» (paradisus). В нем оставались кающиеся, пока они, после достаточного внутреннего очищения, не получали права входить в самый храм; здесь совершался также и обряд крещения. Из противоположной входу колонной галереи (внешнего портика) три двери или пять дверей, расположенных по средним продольным осям отдельных нефов, ведут в церковь в собственном смысле слова (немецкое название «Kirche» и русское «церковь» происходят от греческого kyriakon — дом господа, stoa kyriaka—господня зала, господня галерея). Перед входящим в церковь открывается продольная честь здания в виде вытянутого прямоугольного помещения, разделенного двумя, а в особенно крупных базиликах четырьмя рядами колонн натри или на пять нефов (рис. 119), причем средний неф занимает главное пространство и значительно возвышается над боковыми. Ряды колонн и все оформление пространства непроизвольно направляют взор входящего вперед через средний неф и покоящуюся на мощных столбах или колоннах триумфальную арку — на наиболее важную часть внутреннего помещения — хор (sanctuarium, presbyterium — алтарь, рис. 110). Хор первоначально устраивался в виде большой полукруглой ниши — апсиды (tribuna concha, экзедра, bema), но вскоре стал увеличиваться вдвинутым между апсидой и триумфальной аркой поперечным нефом (трансептом), имевшим высоту и по большей части также и ширину среднего нефа. В центре апсиды, перспективном фокусе всего помещения, стоит престол (altar) — приподнятый на несколько ступеней каменный стол (mensa) с покоящимся на четырех, также каменных столбах балдахином или киворием (tabernaculum, ciborium). В апсиде, на стульях, поставленных кругом у стены, занимали места священники. По главной оси за престолом стояло возвышенное сидение епископа — катэдра, кафедра. Хор всегда приподнят на несколько ступеней, часто также и трансепт. Потребность в большем пространстве нередко приводила к расширению хора таким образом, что часть лежащего перед алтарем пространства относилась к хору несколько приподнималась и отгораживалась барьером (рис. 110). Здесь было место для низшего духовенства и для певческого хора. У продольных сторон этого переднего хора сооружались кафедры — амвоны — для чтения посланий и евангелия. Места, расположенные по обеим сторонам от престола, вне ограды хора, оставались для привилегированных сословий: налево — матронеум для женщин и монахинь, направо — сенаториум для мужчин и монахов. Примыкающие к ним части боковых нефов предоставлялись остальным женщинам и мужчинам. Некоторые базилики имеют еще внутри у входа узкую поперечную, отгораженную низким барьером часть — притвор (нартекс) для оглашенных, т. е. уже продвинувшихся к христианской вере учеников. Башни еще не составляли принадлежности древнехристианской базилики. Лишь с VI столетия рядом с базиликой, но без связи с ней, стали воздвигать колокольню (campanile)—в Риме квадратной, в Равенне большею частью круглой формы. Для расположения базилики на строительном участке скоро вошло в правило ориентирование, т. е. направление продольной оси с запада на восток, так что апсида обращена к восходящему солнцу. Если было возможно, то старались, чтобы престол находился над гробницей какого-нибудь мученика (соп- fessio, позднее крипта), по крайней мере, в каменную кладку престола закладывались мощи святых. Этот нормальный план западной базилики не всегда вполне выдерживался. Например, атриум часто отпадал и заменялся простым притвором; в восточных базиликах почти всегда есть притвор (нартекс); но зато в них отпадает трансепт; над аркадами среднего нефа большею частью устроены эмпоры для женщин; в Равенне отсутствует трансепт; зато частично и боковые нефы заканчиваются апсидами и т. д. Рис. 111. Базилика С.-Лоренцо фуори ле мура, Рим В архитектонике отчетливо обнаруживается, что все внимание строителей было обращено на оформление пространства. Архитектонические частности рассматривались ими как нечто несущественное. Стены выполнялись из кирпича, туфа или каменных плит без особой тщательности. Колонны брались из античных зданий; на них смотрели исключительно как на опоры и ставили их рядами, не обращая большого внимания на их оформление, обрезая длинные стволы, удлиняя короткие и применяя для уравнивания базы и капители различной высоты. Над колоннами клали рядом друг с другом куски различных антаблементов и том виде и порядке, в каком они добывались (С.-Лоренцо в Риме, рис. 107), или сооружали непосредственно над колоннами круглые арки (с V столетия это вошло в правило), которые первоначально не профилировались. Высокие стены среднего нефа, кроме плоского пояса над архивольтами, не имели никакого архитектонического членения. В их верхней части, в „световом этаже" устраивались перекрытые круглыми арками окна, которые закрывались занавесами и трансеннами, т. е. тонкими прозрачными мраморными плитками вырезанными в них круглыми или сетчатыми отверстиями. Сквозь эти окна базилика получала внутри желаемое магическое освещение. Перекрытия делались в апсиде в виде шарового полукупола, в остальных частях внутреннего помещения в виде плоских, разделенных на кассеты потолков, богато украшенных красками и позолотой. Чаще же всего балки и стропила оставались совершенно свободными и на виду с соответствующей красочной их обработкой. Рис. 112. План и разрез церкви св. Сергия и Вакха в Константинополе Внешний вид базилики характеризуется приподнятым средним нефом с двускатной крышей, низкими боковыми нефами и притвором (портиком) с прислоненными к среднему нефу односкатными крышами, круглыми или многоугольными пристройками апсид с конусообразной или пирамидальной крышей и обособленно стоящей колокольней (рис. 111 и 121). Все в высшей степени простои, за исключением мозаик на фасаде, лишено каких бы то ни было украшений. Весь смысл здания сосредоточен внутри. В отношении же оформления внутреннего пространства базилику следует причислить к наиболее выдающимся пространственным созданиям, какие только вообще знает архитектура. Центральное здание, т. е. здание центрального типа, является второй формой древнехристианского храма. Этот законченный сам по себе тип архитектурного сооружения, великолепные образцы которого даны античностью (Пантеон), является формой, чрезвычайно подходящей для баптистериев (церквей для крещения) и мавзолеев (надгробных церквей); для них он часто применялся на Западе для приходских же церквей его выбор был связан с большой трудностью органически включить в целое хор с прстолом. Престол естественно должен был бы занимать главное место, т. е. середину пространства под куполом. Но на это строители не могли решиться и поэтому расширили купольное пространство пристройкой хора большею частью в форме большой ниши. Таким образом, вновь было подчеркнуто привычное продольное направление, но в то же время уничтожена основная идея центрального расположения в плане — отнесение целого к центральному пункту. Тем не менее, центральным конструкциям была обеспечена высокая монументальность, благодаря эстетически важному, поистине совершенному решению перекрытия. План в его простейшей, обычной для баптистериев и мавзолеев форме показывает единое внутреннее пространство над правильным восьмиугольником или кругом с четырьмя крестообразно расположенными нишами, которые нередко выступают наружу в виде апсид (баптистерий С.-Джованни ин Фонте, около собора в Равенне). При дальнейшей разработке верхняя стена купольного пространства опирается на колонны, связанные круглыми арками. Внизу пространство расширялось кольцом низкого сводчатого перехода, так что и здесь создавалось некоторое подобие трехнефности (надгробная церковь С.-Констанца, около Рима). В приходских церквах, строившихся значительно большем масштабе, уже сильно подчеркнутая центральным расположением симметрия наталкивала на устройство против хора входной ниши таких размеров, как и хор, равно как на устройство двух боковых ниш, оси которых пересекаются в центре с продольной осью (рис. 112). Таким образом, достигалась известная аналогия с планом трансептной базилики. В результате в плане внутреннего пространства намечалась играющая значительную роль в христианской символике форма греческого креста, которая стала обычной схемой для христианских церквей на Востоке. В наиболее примитивной, нерасчлененной церкви продольный и поперечный нефы образуют в пересечении квадрат, который перекрывался куполом поописанной окружности, остальные же части пересекающихся нефов перекрытие цилиндрическим сводом (хорошо сохранившийся пример этого типа — мавзолей Галлы Плацидии в Равенне). Наиболее зрелое решение плана для древне христианского, центрального здания достигнуто в построенной Юстинианом и освященной в 537 г. константинопольской с в. Софии, в которой купольное здание поставлено в тесную связь с системой базилики (рис. 113). Чтобы получить нечто вроде среднего нефа, квадратное главное пространство под куполом было здесь расширено двумя большими одинаковыми полукруглыми нишами, к которым примыкает в осевом направлении с одной стороны, к западу, входная экзедра, а с другой стороны, на востоке, апсида хора. Направо и налево от среднего купольного пространства расположены боковые отделения, отгороженные от главного нефа двухэтажными рядами колонн и продленные вперед и назад так, что они образуют некоторым образом продольные боковые нефы. В результате внутренние пространства Айи Софии, несмотря на сильную подчеркнутость центрального принципа, производят базиликальное впечатление (рис. 118). Рис. 113. План и продольный разрез константинопольской Софии Планы более поздних восточноримских церквей древнехристианского периода удерживают деление на три нефа с апсидообразными второстепенными частями (пастофориями). Но они группируют внутренние пространства в форме греческого креста вокруг среднего квадрата, сводчатое перекрытие, которого не представляло теперь никаких трудностей благодаря применению вписанного в квадрат купола на парусах (рис. 114). Ветви («концы») креста перекрывались цилиндрическими сводами. Особо выделялась передняя часть храма путем удвоения притвора (нартекса) или даже путем оформления его в виде трехнефного помещения (рис. 126). Рис. 114. Схема византийского парусного свода Конструкция стен, за исключением выстроенных из тесаного камня сирийских сооружений, выполнялась почти исключительно из кирпича; своды конструировались путем сооружения кирпичных ребер с заполнением промежутков бетоном по способу, уже применявшемуся для сводов римлянами. При этом конструктивные части, которые подвергались особенно сильному растяжению и давлению, укреплялись соответственными утолщениями и контрфорсами. В отдельных случаях (мавзолей Галлы Плацидии, баптистерий С.-Джованни ин Фонте и С.-Витале в Равенне) своды ради большей легкости делались из глиняных сосудов, вставленных друг в друга и вложенных в бетонную заливку. Из различных форм сводчатого перекрытия встречаются своды цилиндрические, крестовые, полукупольные (для хора и ниш) и полные купольные, последние весьма редко в многоугольной форме монастырского свода. Почти всегда предпочтение отдавалось круглому куполу, при этом в первое время — с несколько придавленной эллиптической образующей, позднее — в виде полного закругления полушара; основанием в плане служили как квадрат, так и многоугольники, которые переводились в форму окружности при помощи тромпов или сферических треугольников (парусов) (рис. 114). В куполах иногда даже вырезались оконные отверстия по всей окружности купола. С наружной стороны купол частью, оставался совсем, непокрытым, частью, одевался черепицей или листовым свинцом. Мощным шаровым куполом, который подобно гигантскому колпаку перекрывает середину центрально расположенных архитектурных масс, существенно определяется весь внешний вид построенных по центральному принципу зданий. В остальном, внешний вид (за исключением церквей в Си¬рии) оставался в высшей степени простым, почти без каких бы то ни было архитектонических и художественных украшений. Впечатление высокой монументальности покоится исключительно на органическом членении строительных масс и на гармонии отношений. Рис. 115. Византийско-антикизирозанная капитель из С. - Спирито в Равенне Архитектоническое оформление в древнехристианских церковных сооружениях заставляет чувствовать отсутствие тонкого вкуса к совершенно разработанным формам. Применявшийся в течение столь многих столетий канон для отношений между колоннами и антаблементами, расстояниями между колоннами и т. д. теперь потерял свое значение. Центр тяжести всего художественного великолепия лежит теперь уже не в архитектуре, а в колористическом эффекте образных и символических изображений, хорошо гармонирующем с внутренним пространством храма. Перед этими изображениями архитектурные детали должны были совершенно отступить на второй план. Так в древнехристианском искусстве понемногу иссякают классические традиции. Сперва проявляется небрежность по отношению к их формам, затем они ослабляются и, наконец, заменяются новообразованиями, в которых обнаруживается совершенно свободный художественный подход. Изменения стиля лучше всего проследить на капителях. В западноримской империи особенно важны капители Равенны. Здесь трудно было достать куски античной работы; частично они получались из восточных мастерских. Таким образом, здесь уже рано дают себя чувствовать византийские влияния. Среди здешних капителей нового типа встречаются такие, которые исходят из мотивов цветочной чашечки коринфской капители, но на место греческого аканфа ставят невыразительный орнамент из нарядно граненых и вырезанных листьев (рис. 115). Наряду с ней выступает уже совершенно простая византийская капитель в форме куба, скошенного книзу или складчатого и закругленного, так что круглое сечение колонны непосредственно переходит в квадратное сечение капители. Это означает отказ от античного пластически-органического оформления. Основная форма, наподобие корзинки, одевается лишь плоско выдолбленным растительным или сетчатым орнаментом с вплетением в него христианских эмблем (рис. 116). Эта кубическая или импостная капитель получила свое развитие в зданиях центрального типа на востоке и в них преимущественно применялась, но постепенно проникла также и в продольные здания. Рис. 116. Византийская "кубическая"и складчатая капитель из С. - Витале в Равенне Над капителями в римских памятниках непосредственно поднимаются арки. В Равенне же между ними вставляется промежуточное звено в виде трапецевидно расширяющегося кверху импоста. Он ведет свое происхождение с византийского искусства, где он создался, может быть, как воспоминание о применявшихся в римской архитектуре выступах антаблемента над выдвинутыми вперед колоннами; возможно, однако, что он вытек и из чисто конструктивных и эстетических соображений, так как форма колонны первоначально предназначалась для наложения горизонтальных антаблементов, и при применении ее в другой конструкции подобное верхнее добавление казалось необходимым. Круглые арки становятся от этого выше, легко и элегантно поднимаются они над опорами (в качестве первого применения подобного импоста можно указать на относящееся к 421 г. водохранилище около Эшрефидже Сокачги в Константинополе). Из прочих архитектонических новообразований следует отметить также первые зачатки наружного членения стен в виде узких вертикальных стенных полос (лизен, лопаток), которые под крышей связаны между собою арками. Они встречаются в базилике С.-Аполлинаре ин Классе, около Равенны (рис. 121), повторяя снаружи ритмическое движение колонных аркад, этого главного мотива древнехристианской архитектуры. Рис. 117. Базилика С.-Аполлинаре Нуово в Равенне Декорация во внутренних помещениях развертывается со свойственным ее назначению торжественным великолепием. Если только позволяли средства, полы выстилались разноцветными мраморными плитками на манер узоров мозаики, а цокольные части стены в апсиде и по возможности также и в трансепте инкрустировались пестрым полированным мрамором. Но главным украшением всегда являются мозаики, которыми покрыты свод хора, триумфальная арка и верхние части стен апсиды, трансепта и даже продольной части храма. Римляне применяли это искусство почти исключительно для полов. Древнехристианские же строители складывали из цветных и позолоченных кусочков стеклянной массы, которые они вдавливали в штукатурку, изображения христа, апостолов, святых и т. п. и создавали, таким образом, необычайно прочный и великолепно гармонирующий с архитектурой и с назначением храма стенной орнамент. Древнехристианский орнамент сохранял традиции античности в ясно выраженном вкусе к соразмерности и гармонии, а также во многих отдельных деталях. Основные формы листа-аканфа и в особенности его усиков (завитков) продолжали жить; к этому присоединились новые мотивы преимущественно символического содержания: виноградная лоза и виноградные усики, пальма победы и победный венец, масличная ветвь, ягненок, олень, голубь, петух, павлин, корабль, рыба и т. д., напоминающие о библейских событиях и образах об имени христа. Весьма часто встречаются всевозможные формы креста и монограммы христа, составленные из J и ХР, двух начальных букв его греческого обозначения, по большей части в соединении с альфой (а) и омегой (w). Рис. 118. Частичный вид (с эмпор) Айи Софии в Константинополе Византийско - древнехристианское искусство теснее придерживается греческих и восточных образцов. Но лист аканфа все более упрощается и приобретает остро срезанные края и колючий вырез. Главный мотив составляют эллинистические фризы лоз, переплетающихся с восточными линейными узорами, все более и более застывая и схематизируясь разработкой и превращаясь, наконец, в чисто геометрическое плетение. Важнейшие памятники. Из базилик в западноримской империи сохранилось весьма немного таких, которые позволяют с уверенностью установить первоначальное впечатление, ибо высокие, покоящиеся на свободно стоящих рядах колонн стены средних нефов не смогли противостоять сильным землетрясениям и пожарам, которым они легко подвергались при наличности деревянных конструкций крыш, и все устройство и план базилик очень облегчали осуществление всяких перестроек и пристроек. В Риме наиболее значительны пятинефные церкви. Это, во-первых, С.-Паоло фуори лемура (рис. 119), просторнейшая из всех базилик, величественная по своему плану и художественному оформлению, с атриумом, притвором, продольными нефами с 80 гранитными колоннами, с трансептом и апсидой, начатая в 386 г., в 1823 г. разрушенная пожаром вплоть до хора и в 1828 г. вновь восстановленная по тому же плану и в тех же формах; во-вторых, старая, относящаяся к IV столетию базилика апостола Петра, выстроенная по тому же основному плану и почти тех же размеров, что церковь апостола Павла и замененная во времена Возрождения собором св. Петра. Рис. 119. План базилики С.-Паоло фуоро ле мура, в Риме К трехнефным базиликам принадлежат С.-Пуденциана, перестроенная, по - видимому, в 145 г. папой Пием I из залы терм, но уже с архивольтами над колоннами; С.-Мариа Маджоре, просторное трехнефное сооружение с архитравным соединением над колоннами, относящееся ко второй половине IV столетия; С.-Сабина на Авентине, заложенная в 425 г. на фундаменте храма Юноны, с 24 античными колоннами и сохранившаяся в первоначальном виде, за исключением окон среднего нефа, большей частью заделанных; Сан-Лоренцо фуори лемура (рис. 107, 111 и 120), относящаяся к концу V столетия, и С.-Агнеса перед Порта Пиа (VII столетие) — обе с двухэтажными боковыми нефами (эмпорами); С.-Мариа ин Космедин, построенная в VI столетии, в VIII столетии превращенная в трехнефное сооружение, с прекрасной квадратной, позднее (в конце XI века) пристроенной колокольней в 8 этажей; здесь впервые встречается чередование колонн и столбов под аркадами и устройство под хором крипты (церкви-склепа); С.-Мариа Антиква, на Римском форуме, перестроенная в VII столетии из атриума библиотеки, некогда связанной с храмом Августа, с плоской апсидой с двумя капеллами побокам; С.-Пьетро ин Винколи, первое (относящееся к 442 г.) сооружение, дающее картину полной трехнефной базилики с трансептом и тремя апсидами. Рис. 120. Внутренний вид С.-Лоренцо фуори ле мура, в Риме Рис. 121. С.-Аполлинаре в Классе, около Равенны К более позднему времени (IX столетию) относятся: С.-Клементе (рис. 110), выстроенный на основе более старой трехнефной церкви с вполне сохранившимся хором, амвонами, престолом и т. п., и С.-Прасседе, с прямым антаблементом над колондами и тремя мощными кирпичными арками, покоящимися на высоких столбах и переброшенными через весь средний неф, для поддержки потолка и крыши. Однонефные храмы без колонн в Риме встречаются редко. К ним принадлежат: С.-Косма и Дамиано, построенный в 326—330 гг. с использованием храма Ромула на Римском форуме, и С.-Бальбина (VI столетие), около терм Каракаллы, оба с полукруглой апсидой. В Равенне: С.-Аполлинаре в Классе, в бывшем равенском порту, — базилика, построенная в 534 — 549 гг. (рис. 121) с закрытым притвором, с тремя нефами в продольной части, с широким средним нефом, с апсидой, внутри полукруглой, снаружи ограниченной половиной десятиугольника, и с изолированной башней — классический пример древнехристианской базилики. Изготовленным на месте колоннам уже недостает энтазиса. С.-Аполлинаре Нуово — самая значительная базилика в городе, возведенная Теодорихом, освященная в 504 г. (рис. 117), с аналогичным планом и с двумя ныне застроенными боковыми апсидами; ее 24 колонны — константинопольского происхождения. С.-Агата (417) — с трибуной, внутренним притвором, с фасадной пристройкой и круглой башней. С.-Джованни Еванджелиста (425) и С.-Франческо (ок. 450 г.) — обе с квадратной башней; С.-Спирито, относящася ко времени Теодориха. В остальной Италии значительные древнехристианские базилики встречаются также, например, в Милане (С.-Амброджо, 382), в Альбан о, Брешии, Фьезоле, Сполет о, на острове Торчелло (рис. 146), около Венеции (стр. 141). В восточно - римской империи базилика до конца V столетия была главным типом христианской церкви. Из константинопольских храмов, сооруженная в 463 г. церковь Иоанна представляет собой нормальную базилику с притвором (нартексом), трехнефной продольной частью, эмпорами над боковыми нефами и апсидой, внутри круглой, снаружи многоугольной, без трансепта. На нижних колоннах покоится прямой непрерывный антаблемент, который так же, как и капители, тесно примыкает к римскому композитному ордеру, однако с византийским покроем лиственного орнамента. Эмпоры круглыми арками открываются в средний неф. В Салониках аналогично построена относящаяся к середине V века церковь Дмитрия, но с круглыми арками над колоннами, поверх капителей, которых уже посажены описанные выше импосты. В особенности интересны архитектурные сооружения во внутренней Сирии. В южной части этой области (в Гауране) исключительное применение камня уже рано привело к соединению столбов с круглыми подпружными арками, на которых покоятся перекрытия, состоящие из больших гранитных плит (базилики в Тафкхе и Шакке, обе трехнефные, последняя без апсиды). В северной Сирии каменная конструкция рано стала комбинироваться с деревянным перекрытием. В результате перенесения греко-римских форм на трудно доступный для обработки каменный материал (главным образом гранит), потребовавший их упрощения и переработки, постепенно возникла своеобразная внутренняя и наружная архитектура, которая обнаруживает большое сходство с характером форм романской эпохи. Церкви всегда трехнефны. Апсида часто расположена внутри прямоугольного здания, так что по бокам ее образуются куски пространства, напоминающие капеллы. По такому плану построена базилика в Рувехе, расположенная посреди закрытого двора, аналогичного греческому храмовому участку, и базилика в Турманине, производящая серьезное монументальное впечатление своим богато расчлененным фасадом, с его большим арочным порталом (с колоннами) над ним и двумя башнеобразными надстройками по бокам. В базилике Кальб Лузеха внешнее членение апсиды обнаруживает архитектурные формы, которые могут считаться непосредственным прообразом раннероманских форм западной архитектуры. Так же разработана величественная церковь в Калат Сим’ане (рис. 122—123), имеющая в плане форму греческого креста с четырьмя трехнефными концами (ветвями) и тремя апсидами в конце продольной оси. Внутренняя система этой церкви представляет особый интерес как в виду ее характерности для раннехристианских церковных сооружений центральной Сирии, так и в качестве предшественницы архитектуры раннего средневековья на Западе. Рис. 122. План церкви в Калат-Симане В Палестине также встречаются отдельные пятинефные базилики, основание которых, так же как и основание пятинефных базилик в Риме, возводится еще к IV столетию. К ним принадлежит сохранившаяся еще доныне церковь рождества или Марии в Вифлееме, построенная в форме креста с ветвями, закругленными при помощи апсид. Многочисленные базилики в северной Африке во многом отступают от основной схемы. Они меньших размеров, но нередко имеют пять нефов с аркадами или рядами столбов. Апсида часто спланирована в прямых линиях, введена внутрь массива здания и иногда повторена на западной стороне. Свободный подход к художественному оформлению ведет здесь к некоторым важным новообразованиям. В коптских (египетско - древнехристианских) церквах круглая полуциркульная арка заменяется возвышенной, аркой с изломом и даже стрельчатой. В базиликах Тевесты и Типасы, непосредственно рядом с колоннами, несущими аркадные стены среднего нефа, поставлены в боковых нефах столбы, а в базилике Эль Хаиза в Ливийской пустыне колонны вступают со столбами в тесную связь, вплотную примыкая к ним в виде полуколонны. Здесь встречается также весьма ранний пример столбового членения, достигшего позднее, в средние века, высокой разработки. Памятники архитектуры центрального типа. В Риме упомянутая ранее надгробная церковь С.-Костанца (IV столетие) и баптистерий Латерана (также IV столетие); С.-Стефано ротондо с оригинальным планом (может быть, перестройка античного рыночного здания): круглое среднее помещение обставлено вокруг 22 ионическими колоннами, которые несут на прямом архитравном карнизе мощную верхнюю стену; вокруг него расположены концентрическими кольцами два обхода. Оси выделены просторными экзедрами, расположенными между внешним венцом колонн и наружной стеною. Рис. 123. Членение апсиды церкви в Калат-Симане В Ночере в южной Италии: Санта Мариа Маджоре, выстроенная из античных кусков; круглое купольное сооружение на радиально поставленных двойных колоннах, с обходом и примыкающей маленькой трибуной. В Перудже: С.-Анджело, с планом, аналогичным только что приведенной церкви, и подчеркнутостью главных осей расширением переброшенных через них арок. Рис. 124. План С.-Витале, в Равенне В Равенне: уже названный баптистерий С.-Джованни ин фонте (V столетие) и баптистерий ариан С.-Мариа ин Косме-дин (VI столетие) — оба с одинаковым расположением в плане; далее опять-таки уже упоминаемый мавзолей Галлы Плацидии (сооружен в 440 г.). Главное произведение — С.-Витале, построенное в 540—547 гг., один из важнейших памятников христианской архитектуры. Главное его пространство имеет в плане (рис. 124) правильный восьмиугольник, 15 м в диаметре, по углам, которого подымаются высоко возносящиеся столбы, поддерживающие полу шаровой купол. На семи сторонах восьмиугольника промежуточное пространство расширяется полукруглыми нишами, каждая из которых замыкается парой колонн, соединенных круглыми арками, с повторением этого мотива в двух этажах. Наверху ниши заканчиваются полукуполами. Радиально вокруг среднего пространства расположен двухэтажный обход, снаружи замыкаемый также восьмиугольником (с расстоянием между сторонами примерно в 35 м). Последний прерывается на восточной стороне, чтобы дать место хору с полукруглой апсидой, выступающей за пределы наружной стены. Против хора лежит (ныне застроенный и косопоставленный) притвор. Внутри церкви великолепное убранство. Стволы колонн сделаны без энтазиса. Капители имеют специфически византийскую форму скошенного куба с наложенным сверху импостом (рис. 125). Стены внизу облицованы пестрым мраморам, а в хоре украшены в высшей степени ценной мозаикой. В Милане — знаменитая церковь С.-Лоренцо, план которой относится к 559—563 гг. (время, когда Милан находился под византийским владычеством), которая, однако, ныне представляет собой несовершенную реставрацию XVI столетия. План был, вероятно, разработан под влиянием восточноримских образцов. В существенном он состоит из квадратного среднего пространства, расширенного с четырех сторон плоскими нишами с колоннами в них и окруженного параллельно идущим двухэтажным обходом. Увенчанием является восьмиугольный монастырский свод, покоящийся в скошенных углах квадрата на концентрических и нависающих друг над другом арках. Все сооружение является величественным созданием, которое послужило образцом для мастеров ренессанса. На востоке вершиной византийской архитектуры является вышеописанная Айя София, церковь «божественной премудрости» (построенная в 532—537 гг. при Юстиниане Антемием из Траллеса и Исидором из Милета). Она принадлежит к гениальнейшим созданиям архитектуры всех времен. План ее в форме греческого креста встречается уже в церкви апостолов в Константинополе, которая была возобновлена Юстинианом и нашла себе подражание в церкви Иоанна в Ефесе (церковь апостолов послужила образцом для С.-Амброджо в Милане, которая, по - видимому, в свою очередь оказала влияние на мавзолей Галлы Плацидии в Равенне). В построенной также Юстинианом церкви Ирины в Константинополе средний неф был перекрыт двумя расположенными друг за другом куполами. Гражданская архитектура пользовалась формами, развившимися в церковном строительстве; в орнаментах встречается даже монограмма христа. Впрочем, кроме частично относящихся еще к языческому времени городских руин и жилых домов Сирии и гигантских подземных водохранилищ Константинополя, снабженных сотнями колонн, до нашего времени дошли лишь незначительные остатки (колонны так называемой геркулесовой базилики и дворец Теодориха в Равенне причисляются уже к памятникам раннегерманского времени, стр. 120—121). Рис. 125. Базилика Сан-Витале (итал. Basilica di San Vitale) — раннехристианская базилика в Равенне (Италия) История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г. От: no,   Скрыть комментарии (1) Похожие темы:
|
Отказ от ответственности (Disclaimer)
Спасибо, интересно..
1